Главная страница

Д. В. Аносов Дифференциальные уравнения то решаем, то рисуем Москва


Скачать 1.73 Mb.
НазваниеД. В. Аносов Дифференциальные уравнения то решаем, то рисуем Москва
Дата20.12.2018
Размер1.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаanosov.pdf
ТипКнига
#61083
страница3 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
§ . Примеры фазовых портретов
После этих общих разговоров познакомимся с простейшими фазовыми портретами систем физического происхождения.
При n = 1 фазовый портрет выглядит неинтересно. Это прямая,
на которой отмечены точки, являющиеся положениями равновесия
(в них, напомню, f (x) = 0); они разбивают прямую на некоторые интервалы на последних поставлены стрелки, указывающие направление движения при увеличении Так что интересными бывают фазовые портреты для систем второго порядка. Системы () и (), описывающие свободное падение и гармонический осциллятор, как раз являются автономными системами второго порядка. В древности наивно полагали, будто состояние движущегося тела сводится к его положению, что приводило к парадоксу, известному под названием стрела. Чем отличается летящая стрела от покоящейся, которая занимала бы тоже положение,
какое в данный момент занимает летящая стрела Если они находятся водном и том же состоянии, а никакие внешние факторы на них не действуют, то почему же одна летит, а другая неподвижна Автор этого парадокса, Зенон (ок. дон. э, приводил его в защиту того мнения, что на самом деле движение — это одна видимость
(«движенья нет, сказал мудрец брадатый...»). Но соврем н Галилея и особенно Ньютона мы понимаем, что состояние движущегося тела характеризуется не только его положением, но и скоростью (физик вместо скорости предпочёл бы говорить об импульсе, нонам это всё
равно). Переписывая уравнения () ив виде систем (), (), мы как рази добавили к переменной x новую переменную y, равную скорости изменения Пожалуй, в одномерном случае самое интересное качественное явление — «взрыв»,
но он-то и невиден непосредственно на фазовой прямой. Если, скажем, f (a) = 0 и справа от a всюду f (x) > 0, то решения с начальными значениями в интервале (a, неограниченно возрастают (почему неограниченно на их возрастание указывает стрелка, которая на этом интервале направлена направо однако на рисунке никак не отражается, уходит ли решение в бесконечность за конечное или бесконечное время.

Некоторые представители средневековой схоластики того времени, когда европейцы уже познакомились (хотя, по-видимому, ещё не полностью) с античными и арабскими достижениями, а творческий дух ещё не покинул тогдашних схоластов, уже приближались к тому же пониманию. Но это, по-видимому, не оказало влияния на развитие науки

§ . Примеры фазовых портретов

Нарисуем фазовый портрет для гармонического осциллятора

,
т. е. для системы (). Сперва мы чуть-чуть упростим эту систему,
причём начнём упрощение нес неё самой, ас уравнения (). Сделаем
«замену времени, приняв вместо t за независимую переменную
«новое время
= at, где a — постоянное число, которое мы сейчас подберем. Так как согласно (то уравнение (), записанное в терминах нового времени, имеет вид
= 0. Возьмём a = ω и обозначим новое время τ снова через тогда на можно сократить, и получится уравнение ¨
x + x = Соответствующая система в нормальной форме есть
= y,
˙
y = Вопрос к читателю совпадают ли переменные x и y, фигурирующие в (), с прежними x и y из ()?) Так как x теперь — это первая координата фазовой точки, то во избежание путаницы саму эту фазовую точку я теперь обозначу не через x как раньше, а через z. Её координаты суть x и y, те. Вектор фазовой скорости в этой точке f (z) = ( y, −x). Как получить вектор f (z) из радиус-вектора z (я,
как видно, несколько небрежно позволяю себе считать z то точкой на плоскости, то радиус-вектором этой точки Оказывается, он получается поворотом радиус-вектора z на почасовой стрелке. Сейчас мы поясним это геометрическое утверждение.
Пусть сперва точка z лежит в первом квадранте, где x, Обозначим через е проекцию на ось x, через w — её образ при отображении f , которое переводит точку (x, y) в ( y, −x) (как видно,
я вектор фазовой скорости на минуту готов представлять себе как точку, являющуюся концом этого вектора, если отложить его не от z, как говорилось выше, а от O), так что для координат u и точки w имеем u = y, v = −x) и через w

— проекцию w на ось Фазовый портрет для свободного падения, те. для системы (), менее интересен.
При желании читатель легко нарисует его сам, что, как обычно, может быть рекомендовано в порядке тренировки.

Радиус-вектор точки A — это вектор, проведённый изначала координат O в точку. Он имеет те же координаты, что и Координатные оси разбивают плоскость на четыре части, называемые квадрантами. Их принято нумеровать, как показано на рис. где стрелки на координатных осях указывают принятые на них положительные направления


§ . Примеры фазовых портретов
0
x
y
I
II
III
IV
Рис. 
z=(x, y)
w=( y, −x)
z

w

f Рис. эта проекция находится на отрицательной полуоси. (См. рис. .) Ясно, что длины |Oz

| = x, |z

z| = y,
|Ow

| = |v| = | − x| = x = |Oz

|,
|ww

| = |u| = | y| = y = Таким образом, прямоугольные треугольники и △Ow

w имеют одинаковые катеты, и потому равны. Значит, ∠z

Oz = ∠w

Ow это углы между гипотенузой и равными катетами. Отсюда следует, что ∠w

Ow = 90

− и ∠wOz = ∠wOz

+

z

Oz = Наконец, поворот на от Oz к происходит почасовой стрелке
(а не противне, ибо именно при таком повороте точка попадает из первого квадранта в четвёртый, где лежит точка w ведь её координаты = y
0,
v = −x К сожалению, частый недостаток геометрических рассуждений,
привязанных к рисунку,
состоит в том, что рисунок относится к некоторому частному случаю (у нас к тому случаю, когда z лежит впер- вом квадранте. При другом расположении тех или иных деталей рисунок получается несколько иным (у нас это будет, когда z лежит в других квадрантах, и приходится начинать с начала.
Читатель может сам провести (всё ради тренировки) геометрические рассуждения для оставшихся трёх случаев (различающихся тем, в каком квадранте лежит z). Мне же кажется, что в этом месте проще переключиться на более алгебраический образ мыслей. Приводимое ниже рассуждение, может быть, выглядит не короче геометрического, но уж точно большую часть места в соответствующем тексте занимает алгебраизированное резюме ситуации,
а та часть текста, которая может претендовать на нечто новое сравнительно с предыдущим, занимает всего несколько строк.

Если хорошо подготовленный читатель скажет, что такой части нет, я не буду возражать. Я, пожалуй, был бы не прочь подвести и менее подготовленного читателя к такой мысли

§ . Примеры фазовых портретов

Итак, резюмирую. Наша цель — сравнить отображение f плоскости в себя
(переводящее, повторяю, точку (x, y) в ( y,

x)) с поворотом R плоскости на
90

по часовой стрелке. (Буква R призвана напоминать о rotation.) Заметим,
что итерации

f
2
и этих отображений (как только что объяснялось в подстрочном примечании, это отображения, получающиеся при повторении и R ещё один раз, совпадают с центральной симметрией S с центром симметрии вначале координат. S переводит точку (x, y) в (

x,

y), те
в

z
(опять рассматриваем z как вектор А ну, порося, превратись в карася!»)
Для R это геометрически очевидно (два поворота подряд на 90

— это поворот на 180

, а они есть S), для f же видно из той формулы, которая определяет. Наконец, обозначим первый квадрант через Q. Нам известно, что в точках Q отображения f и R совпадают,
а мы хотим доказать, что они совпадают во всех точках плоскости.
Сперва мы докажем, что в точках Q совпадают итерации и с i =
=
1, 2, 3, 4. (Ещё раз напоминаю, что, например) = f ( f ( f (z))).) При i = это нам известно, а приданные итерации совпадают вообще во всех точках плоскости (ведь f
2
=
R
2
=
S, а тогда и f
4
=
S
2
=
R
4
; последнее отображение является тождественным отображением плоскости, те. оно оставляет каждую точку на месте. Остаётся i = 3. Если z лежит в Q, то) = f
2
(
f (z)) = S( f (z)) = S(R(z)) = R
2
(
R(z)) = мы сперва заменили на S, затем f (z) на R(z) — ведь z лежит в Q, где f и совпадают, — и, наконец, S на А теперь заметим, что точка z, лежащая во втором, третьем или четвёртом квадранте, является образом некоторой точки из Q при отображении или f соответственно. Короче, z = f (z

), где
= 3, 2 или 1. По доказанному) стем же. А тогда f (z) = f
i+1
(
z

), причём
i + 1 = 4, 3 или 2. По доказанному, f
i+1
(
z

) =
R
i+1
(
z

) =
R(R
i
(
z

)) =
R(z). Приехали!
Что же это за кривая, касательная к которой в каждой её точке перпендикулярна радиус-вектору этой точки Такая кривая известна из школьного курса геометрии — это окружность с центром в O. Итак,
фазовая траектория точки z — это окружность радиуса |z| с центром в O рис. ).

Итерировать отображение — это значит повторить его несколько раз кратная итерация — это) = f ( f (…( f
n раз
(
x))…)).
Таким образом, здесь обозначает нею степень, а кратную итерацию. Обозначения итераций похожи на обозначения степеней, но сейчас опасность путаницы будет исключена по той причине, что f (z) или R(z) — это точка плоскости как её возводить в квадрат Но если бы говорилось об отображениях числовой оси в себя, то f
2
(
x) могло бы обозначать и f ( f (x)), и квадрат числа f (x); в подобных случаях приходится специально оговаривать, что имеется ввиду впрочем, это обычно понятно из контекста


§ . Примеры фазовых портретов
(z)
x
y
x
y
а)
б)
Рис. Сейчас мы говорили о направлении вектора фазовой скорости
(z); что можно сказать о его длине Раз он получается из вектора при каком-то повороте, то длина его та же, те. А длина окружности радиуса |z|, по которой движется точка z, равна Значит, z проходит всю эту окружность за время Мы пришли к такому фазовому портрету. В точке O имеется положение равновесия (там вектор фазовой скорости нулевой и точка стоит на месте. Все остальные фазовые траектории — это окружности с центром в O и всевозможных радиусов. Движение происходит почасовой стрелке, а время, за которое z пробегает свою окружность и возвращается в исходное положение (как говорят, период фазовой траектории или период соответствующего решения, равно Движущаяся фазовая точка z(t), которая при t = 0 находится в положении z(0) = (A, 0) на положительной полуоси, за время t > вычерчивает дугу длины tA на окружности радиуса A и потому угол равен t по абсолютной величине. Но надо помнить, что направление почасовой стрелке считается отрицательным, поэтому при обычных соглашениях этот угол равен −t. Если же время убывает от 0 до некоторого отрицательного t < 0, то точка z движется по окружности в положительном направлении, вычерчивая дугу длины A|t|, так что) = |t| = −t, те. угол равен −t и при положительных, и при отрицательных t. Если бы при этом точка z(t) находилась на окружности единичного радиуса с центром в O, то её координатами

были бы (cos t, − sin t). Атак как z(t) находится на окружности радиуса стем же центром, то z(t) = (A cos t, −A sin Далее, если начальное положение точки z(t) какое-нибудь другое,
то всё равно спустя некоторое время она попадёт в некоторую точ-

Ср. с окончанием § .

§ . Примеры фазовых портретов

Рис. . Фазовый портрет гармонического осциллятора ку (A, 0) на положительной полуоси. Обозначим это время через Ввиду автономности нашей системы, коль скоро z(t) — решение, то и z
1
(
t) = z(t α) тоже решение. Но это второе решение удовлетворяет начальному условию z
1
(0) = (
A, 0) и потому z
1
(
t) = (A cos t, −A sin Отсюда для z(t) получается) = (A cos(t + α), −A sin(t + Кстати, здесь уместно вспомнить об отображении сдвига повремени читатель легко сообразит, что оно является поворотом фазовой плоскости вокруг начала координат на угол |t| почасовой стрелке,
если t > 0, и противне, если t < 0. (К сожалению, во всех остальных наших примерах нельзя столь же просто охарактеризовать Наконец, вернёмся к началу наших рассуждений. Мы начали с уравнения (), произвели некую замену времени и уже после этого перешли к системе, поэтому при использовании нового времени одна из координат на фазовой плоскости — скорость — отличается множителем (каким) от прежней скорости. Величина 2
π — это период в терминах нового времени. В терминах же прежнего времени получается T =
2
π
ω
. (Проверьте Вот откуда взялось когда-то удивлявшее меня 2
π.) При возвращении к прежним переменным для получится ответ) = (A cos(ωt + α), −sin(ωt + как и утверждалось в () и (), а из окружностей получатся эллипсы
(рис. ), имеющие уравнения
y
2
+
ω
2
x
2
=
const
()
(проверьте!).
Мы припомнили, что у окружности с центром в O во всех точках касательная перпендикулярна радиус-вектору, итак как фазовая траектория должна


§ . Примеры фазовых портретов обладать таким же свойством, то сделали вывод, что она является окружностью. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что решения () и () даются формулами () и (). Но, строго говоря, это не совсем логично. Может быть, имеются и другие кривые, кроме окружности, которые обладают указанным свойством Если да, то, может быть, сих помощью тоже можно найти какие-то решения рассматриваемых уравнений Может быть, на самом деле решения вовсе не имеют вида () и (), а получаются с помощью этих гипотетических кривых А может быть, () и () — настоящие решения, но существуют и другие решения?
На самом деле никаких других кривых с упомянутым свойством не существует и это нетрудно доказать, слегка продолжив излагаемые ниже рассуждения, номы так далеко не пойдём, а ограничимся тем, что относится непосредственно к сфере наших интересов — к решениям. Прежде всего, () — всё-таки решение () (и значит, () — решение ()). Чтобы убедиться в этом, мы прокручиваем в обратную сторону прежние рассуждения. По-прежнему заменой времени всё сводится к случаю
= 1. В этом случае точка z(t) = (A cos(t + α),

A sin(t + α)) движется (с возрастанием t) по окружности радиуса A почасовой стрелке со скоростью A радиус и величина скорости получаются из того, что cos
2
t + sin
2
t = 1). Значит, векторе скорости) перпендикулярен радиус-вектору, равен ему по длине и направлен почасовой стрелке, те) получается из вектора z(t) поворотом на почасовой стрелке. А мы выяснили, какой формулой описывается такой поворот. Прибегнув к ней, получим, что z(t) удовлетворяет ().
Остаётся заметить, что для любого наперёд заданного начального значения) найдётся решение вида () именно с таким начальным значением. Положив A =
x
2 0
+
y
2 0
, и заменив (x
0
,
y
0
) на, сведём данный вопрос к тому случаю, когда (x
0
,
y
0
) — точка единичной окружности, а любая такая точка может быть записана в виде (cos
α,

sin
α). (Нужны ли подробности Если да, то восстановите их самостоятельно) Завершающий штрих ссылка на единственность решения с заданными начальными значениями.
В § иным способом доказано не только, что () суть решения (), но и что других решений нет.
Говоря о маятнике, мы считали, что его отклонение от полупря- мой, направленной из O вертикально вниз, мало. Что получится, если не считать это отклонение малым, а остальные предположения сохранить Напоминаю, в чём они состояли. Маятник — это материальная точка P на конце невесомого стержня, столь жёсткого, что его длина не меняется другой конец стержня находится в точке подвеса O. Стержень может свободно вращаться вокруг O в некоторой вертикальной плоскости, так что P перемещается по окружности C радиуса l сцен- тром в O. Нет ни трения в O, ни сопротивления воздуха. Добавлю ещё,
что масса P будет обозначаться через m.

§ . Примеры фазовых портретов

Угол отклонения стержня от направленной вниз вертикали, начинающейся в O, обозначим через ϕ раньше он обозначался через x; он по- прежнему измеряется в радианах и может быть как положительным,
так и отрицательным) Мы увидим, что при сделанных предположениях дифференциальное уравнение движения маятника таково
+ ω
2
sin
ϕ = 0,
где
ω
2
=
g
l
()
(Когда
ϕ мало, то sin ϕϕ, и () с большой точностью совпадает с) Обычным образом это уравнение можно переписать в виде системы Скорость точки P направлена по касательной к окружности и по величине равна l ˙
ϕ. (Величина здесь — это непросто длина вектора скорости, но длина, взятая со знаком).
Не повторяя тех соображений, которыми в школьном курсе физики обосновывалось это выражение (если гнаться за полной строгостью, то оно, как и объяснения по поводу ускорения, о котором речь зайдёт чуть ниже, может нуждаться в уточнениях, не затрагивающих существа делано затягивающих изложение. Отмечу, что оно получается в два слова, если воспользоваться комплексными обозначениями и простейшими сведениями о показательной функции в комплексной области (см. § Примем O за начало координат, направим положительную полуось x вертикально вниз и ось y — горизонтально, причём положительное направление на оси y подразумевается согласованным с положительным направлением для отклонений OP от вертикали (последнее определяет положительное направление на касательной к окружности C в её нижней точке (l, 0) и оно должно совпадать с положительным направлением оси y.) Использую единичный вектор (вектор единичной длины)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта