Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

  • § 2. Понятие права

  • § 3. Право и закон

  • § 4. Сущность права

  • § 5. Принципы права

  • § 6. Социальная ценность и функции права

  • Книга По тгп. Книга по ТГП. Денис Шевчук Теория государства и права конспект лекций


    Скачать 1.64 Mb.
    НазваниеДенис Шевчук Теория государства и права конспект лекций
    АнкорКнига По тгп
    Дата11.11.2022
    Размер1.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла Книга по ТГП .pdf
    ТипКонспект
    #783611
    страница16 из 35
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   35
    Раздел четвертый. Теория права
    Глава 16. Понятие, сущность и социальная ценность права
    § 1. Понимание права в мировой
    и отечественной юриспруденции
    Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает,
    но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жиз- недеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом,
    что значит понимать право.
    Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправ- ленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его воспри- ятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
    Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например:
    а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с про- блемами права вообще;
    б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный приме- нять и толковать правовые нормы;
    в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обла- дающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования.
    Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.
    Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкрет- ного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познаватель- ную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.
    Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях,
    конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической осна- щенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.
    Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не озна- чает, что после его смерти правопонимание исчезает совсем. Такие элементы правопонима- ния, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложив- шийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, ока- зывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    132
    При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следую- щие обстоятельства:
    • во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в кото- рых жил и работал «исследователь»;
    • во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нрав- ственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта;
    • в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правооб- разования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида);
    • в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их дина- мичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям – в дру- гих.
    Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования соци- альных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе опреде- ленных критериев. Уже само отношение к праву, его судьбе, тот факт, положительное значе- ние имеет оно для общества или отрицательное, выступает оно в качестве самостоятельного социального явления или как элемент иной системы регулирования, выявляет противополож- ные мнения. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отри- цали социально-ценностный характер права (Л. Толстой, Вл. Соловьев). Негативное отноше- ние к праву высказывали анархисты; проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.
    При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделя- ются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого харак- терны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только божественное происхождение, но и божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для чело- века. Последователи Аквинского – неотомисты – пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отноше- ний с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества, классовый характер права, жесткая зависимость права от государства, обес- печенность его принудительной силой государства.
    В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования, –
    государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.
    Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме.
    Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нрав- ственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, – под- черкивал Демокрит, – стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон – только свидетельство их собственной добродетели». Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему – это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных рево- люций и современная эпоха перехода к правовому государству.
    Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем:
    • во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    133
    • во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и пози- тивное право;
    • в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность.
    Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда пред- ставление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.
    Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г.В. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой тео- рии, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству,
    позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права,
    установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и уста- навливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.
    Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопо- рядка, детального изучения догмы права – структуры правовой нормы, оснований юридиче- ской ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.
    К негативным моментам теории следует отнести вводимую ею искусственную ограничен- ность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.
    В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права – норма права, правосознание, правоотношение – сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.
    Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически вза- имосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юриди- ческая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обла- дающей более высокой степенью юридической силы. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой:
    а) право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нор- мативных актах (текстах);
    б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возве- денная в закон;
    в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;
    г) само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства;
    д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, пра- вовое поведение.
    Позитивное значение нормативизма заключается в том, что:
    • такой подход, во-первых, позволяет создавать и совершенствовать систему законода- тельства;
    • во-вторых, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;
    • в-третьих, содействует формированию «нормативного» представления о праве как фор- мально-логической основе правосознания граждан;
    • в-четвертых, обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения;

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    134
    • в-пятых, позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права,
    что особенно важно при правоприменении.
    Ущербность нормативного подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государ- ственного влияния на правовую систему.
    Психологическая теория, родоначальником которой является Л.И. Петражицкий, пра- вом признает конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяется на:
    а) переживание позитивного права, установленного государством;
    б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регуля- тором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.
    Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учи- тывая психологические особенности индивида.
    Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер, отрыв от объ- ективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений. Социологическая теория права зародилась в середине
    XIX столетия. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции, были Л.
    Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в обществен- ных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.
    Позитивными в данном случае можно признать следующие положения:
    а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;
    б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные госу- дарством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;
    в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.
    Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важ- нейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – с самим правом.
    Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.
    § 2. Понятие права
    В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значе- ниях.
    Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
    Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это – право в объектив- ном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Дан-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    135
    ный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т. д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.
    В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности,
    которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д„организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т. п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадле- жащем отдельному лицу – субъекту права.
    В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие право- вые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.
    В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.
    Надо помнить также, что термин «право» употребляется и в неюридическом смысле.
    Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов,
    права, возникающие на основании обычаев, и т. д. Поэтому особенно важно дать точное опре- деление понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социаль- ных регуляторов.
    В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое суще- ственное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.
    В учебных целях значительную ценность представляют определения, в которых форму- лируются специфические признаки права. С их помощью право выделяется из других соци- альных явлений. Вместе с тем для более глубокого понимания права необходимо также уяс- нить неспецифические признаки, одинаковые для права и смежных с ним феноменов.
    Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках.
    Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как поня- тие, свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т. е.
    свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что любое явление действительности обладает бесчисленным мно- жеством свойств. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существен- ные его свойства. Какие свойства считать существенными? Это во многом зависит от позиции конкретного автора.
    Широко известно определение права, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифе- сте Коммунистической партии». Обращаясь к классу буржуазии, они писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Говоря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, негосподствующих слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получало негативную оценку как инструмент насилия, как соци- альное зло, подлежащее уничтожению.
    Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальная сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами,

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    136
    различными социальными слоями общества. В наиболее развитых современных правовых системах (англосаксонское и романо-германское право) приоритет отдан человеку, его сво- боде, интересам, потребностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру сво- боды личности.
    На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следую- щее определение.
    Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу лично- сти система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, фор- мальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государ- ственного принуждения.
    Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют его как спе- цифическую систему регулирования общественных отношений.
    Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нравственностью, обычаями и т. д.
    Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны,
    они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве (например, в теории нормативизма) свойство нормативности признается доминирую- щим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе права физиче- ского или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им извне.
    В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократ- ного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила.
    Знание сложившихся правил облегчает для человека выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации.
    Ценность рассматриваемого свойства состоит также в том, что «в нормативности выра- жается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согла- сия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения.
    Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обес- печивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и без- законие.
    Социально-правовые притязания, права человека должны трансформироваться и при- обрести форму субъективного права. Только тогда они получают официальное признание и гарантированную защиту государства. Преобразование прав человека в субъективные права опосредовано нормами права. Нормативность в правовой сфере – это не просто формирование типичного правила, а нечто большее – гарантия осуществления субъективного права. Обла- датель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена,
    защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.
    Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в зако- нодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Естественно-правовые притязания нор- мативны потенциально, поскольку лишь при нормативном закреплении они из возможности превращаются в действительность. Нормативную природу имеет и субъективное право, ибо его содержание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний.
    Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия воз-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    137
    можны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право,
    таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение.
    Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник – самый несвободный человек.
    Интеллектуально-волевой характер права. Право – проявление воли и сознания людей.
    Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организа- ций. Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба двух тенденций, поскольку его истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается лишь с гармонизацией связей между ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер.
    Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, полити- ческую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.
    Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности,
    достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспек- тах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вто- рых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетент- ных государственных органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и госу- дарства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
    Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности,
    обычаев, корпоративных норм и т. д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функци- онирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государ- ством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государ- ство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему»,
    как бы становится частью существующего. Право, таким образом, раздвигает границы стабиль- ности, определенности, а следовательно, и рамки свободы в сфере социальной жизни.
    Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспе- чивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполне- нию обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т. п.).
    Государственное принуждение – это фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т. е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права,
    свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности)
    четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обо- значена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает сво-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    138
    боду человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо чет- кое определение сферы свободы (право), ее границ (юридическая обязанность) и ограничений
    (юридическая ответственность). Названные задачи решаются благодаря формальной опреде- ленности – еще одного свойства, выражающего связь права с государством.
    Формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в неко- торой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-запо- веди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответ- ствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными,
    религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение,
    возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.
    Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов,
    обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспе- чивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судеб- ного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и инди- видуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права,
    обязанности, ответственность граждан и организаций.
    Итак, государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя пре- увеличивать и, например, считать, что право – результат, продукт государственной деятельно- сти. Такие ложные представления длительное время господствовали в отечественной науке и практике.
    Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой
    «содержание права создается обществом, форма права – государством». От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.
    Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент –
    естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обу- словлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – права чело- века, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент – позитивное право. Это – законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент –
    субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм пози- тивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.
    Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право, оно утра- чивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей.
    Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают. Блага (как материальные, так и духовные) человек имеет и добывает сам.
    Смысл же социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получили официальное признание, т. е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью кото- рого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права. Что для человека важнее: гарантированные реальные блага или инструмент

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    139
    их гарантирования (юридические нормы)? Наверное, все-таки благо, а не нормы, по которым оно отмерено и которыми защищено.
    Сведение права к совокупности норм приводит к отождествлению его с позитивным пра- вом и игнорированию естественного права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника – формальный (нормы права, или позитивное право) и содержательный (естествен- ное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее сказать, иллюзию того, что субъективное право – «дар» государства, законодателя, благо, отпущенное сверху.
    Отдельный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным.
    Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т. е. возведением естественного права в закон.
    Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства. Более подробно эти вопросы будут изложены в последующих главах.
    § 3. Право и закон
    Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе.
    Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин «закон» достаточно многозначен.
    В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органом законодательной вла- сти или путем всенародного голосования, в широком – любой источник права. В определении
    К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон,
    анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон – значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин «закон»
    понимается в широком смысле.
    Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим: если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юри- дические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно
    (повторим) включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъек- тивные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые при- тязания трансформировать в субъективные права – «юридическую кладовую» всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного
    (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использова- ние юридических возможностей, реальное исполнение обязанностей). Право есть и регулятор,
    и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений,
    представляющих бытие общества.
    При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание созда- ется обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется государством. Формула «Право создается обществом, а закон
    – государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации,
    а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым,
    если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т. е. право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    140
    показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом
    (тоталитарные государства).
    Разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, ибо тогда право рассматривается как критерий качества закона, установления того, насколько последний при- знает права человека, его интересы и потребности.
    § 4. Сущность права
    Сущность – главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение пред- ставляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное разви- тие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепен- ное значение. На первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократиче- ских монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило,
    неразвитые правовые системы. С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключе- ние – древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права прежде всего состо- яла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли рели- гия, нравственность и обычаи.
    В этой связи отметим следующий факт. Когда Маркс, будучи студентом университета,
    интенсивно изучал право, он пришел к выводу о том, что наиболее истинной правовой систе- мой являлось право Древнего Рима. В подобной ситуации делать окончательные выводы о сущ- ности права было преждевременно, поскольку за нее можно было принять преходящие черты еще развивающегося права. Однако выводы были сделаны и основу марксистской концепции права составило положение о его классовой сущности, которое активно внедрялось в правове- дение и правовое сознание при социализме.
    Сейчас уже можно констатировать, что государство и право возникли намного раньше,
    чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с государством право длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного права была государственная принудительность, а не клас- совость.
    Дальнейший ход экономического и социального развития повлек за собой классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при рабовла- дельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального регулирования. Следовательно, клас- совую сущность имела регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.
    Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и соответству- ющей ему системы духовных ценностей право как регулятор общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во многих развитых странах господствующим юриди- ческое мировоззрение не имеет ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства, свободы, разума, прав человека.
    Право построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство при- дает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – основной предмет регулиро- вания, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регуля- тор обнаружила свою несостоятельность.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    141
    Нравственность, государство и экономика – внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода чело- века исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер
    – духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.
    Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, слу- жит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность,
    стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
    Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы.
    В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро стано- вится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.
    § 5. Принципы права
    Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущ- ность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере пра- вового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сфор- мулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
    Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в каче- стве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.
    Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые),
    его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Напри- мер, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к меж- отраслевым – принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процес- суальном праве.
    Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отме- чая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущие праву качества. Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправо- вых принципов, то каждый автор имеет здесь собственное мнение.
    Выделяют принципы законности, справедливости, юридического равенства (всеобщно- сти правосубъектности), социальной свободы, социального, гражданского долга (дисциплины),
    объективной истины, ответственности за вину
    В праве генеральные принципы справедливости и свободы, которые получают свое раз- витие в иных принципах права: демократизма в формировании и реализации права, закон- ности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности.
    Российскому праву свойственны принципы народовластия, верховенства права, феде- рализма в устройстве государства и строении правовой системы, юридического равенства граждан перед законом, политического, идеологического и экономического плюрализма, гума-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    142
    низма, незыблемости и неотчуждаемости прав человека, законности, справедливости, ответ- ственности за вину.
    Еще один перечень правовых принципов предложен О.И. Цыбулевской. Это социаль- ная справедливость, равноправие граждан, единство прав и обязанностей, гуманизм, сочета- ние убеждения и принуждения в праве, демократизм.
    Приведенных мнений достаточно, чтобы убедиться в существенных расхождениях во взглядах различных ученых. Причем субъективизм при решении данной проблемы представ- ляется труднопреодолимым. Не случайно в некоторых учебниках вопрос о принципах права вообще не рассматривается.
    И все-таки есть еще один автор, мнение которого необходимо учитывать. Это законода- тель. Правовые принципы закреплены в Конституции Российской Федерации. Правда, здесь надо учитывать два момента: во-первых, не все принципы, сформулированные в Конституции
    России, являются правовыми (например, принцип разделения властей), во-вторых, Конститу- ция РФ не дает полного перечня общеправовых принципов, которые могут быть закреплены в других нормативных актах или выводиться из общего смысла законов.
    Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное дей- ствие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.
    В ст. 6 ГК РФ говорится о возможности применения при наличии пробелов в законо- дательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправо- вую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.
    К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответ- ственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.
    Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.
    Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выра- жает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедли- вость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и нака- зание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.
    Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные,
    неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответ- ствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
    Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность госу- дарства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,
    деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспе- чиваются правосудием».
    Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т. е. их рав- ные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конститу- ции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражда- нина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж- ности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языко- вой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечи-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    143
    вается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реа- лизации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.
    Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции
    РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, при- нимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Феде- рации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граж- дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
    Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке.
    В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
    За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свой- ственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие:
    закон обратной силы не имеет;
    • все, что законом не запрещено, дозволено;
    • никто не может быть судьей в собственном деле;
    • нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение.
    Большинство правовых аксиом закреплено в законе.
    § 6. Социальная ценность и функции права
    Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира,
    выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.
    Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в обще- ственных отношениях.
    Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.
    В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека,
    ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помо- щью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.
    В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.
    В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система,
    свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В Рос- сии пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.
    Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей,
    позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции – экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими,
    специфическими средствами.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    144
    Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том,
    что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.
    1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации обще- ственных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного ста- туса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, ком- петенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц.
    Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмот- рению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях.
    Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещаю- щих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуа- циях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.
    2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т. д. Регуля- тивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.
    3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции,
    поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранитель- ная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей цен- ных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, чет- ких процедур.
    Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные госу- дарственные органы (право притязания).
    4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно,
    то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юриди- ческую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его облада- телю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).
    Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощ- рения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    145
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   35


    написать администратору сайта