Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. Восточное государство

  • § 3. Рабовладельческое государство

  • § 4. Феодальное государство

  • § 5. Буржуазное (капиталистическое) государство

  • § 6. Социалистическое государство

  • Книга По тгп. Книга по ТГП. Денис Шевчук Теория государства и права конспект лекций


    Скачать 1.64 Mb.
    НазваниеДенис Шевчук Теория государства и права конспект лекций
    АнкорКнига По тгп
    Дата11.11.2022
    Размер1.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла Книга по ТГП .pdf
    ТипКонспект
    #783611
    страница12 из 35
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   35
    Глава 13. Типы государства
    § 1. Типология государств
    В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое коли- чество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, назы- вается типологией (см. схемы на с. 177).
    С точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Кри- терием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т. е. исторический тип общества, осно- ванный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.
    Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической форма- ции (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам эконо- мического базиса соответствуют четыре типа государства – рабовладельческое, феодальное,
    буржуазное, социалистическое, – каждое со своим набором признаков. Смена одного исто- рического типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
    Марксистская типология государства, основанная на формационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В соответствии с ней все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например, «профеодальное»).
    Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть может, плодотворными будут совершенствование и развитие формационного подхода? К уже известным формациям сторонники такого подхода предлагают добавить «восточное государство», «азиатский способ производства» и «профеодализм». Пора по-новому подойти и к характеристике «посткапита- листического» государства. Что это: новый тип государства или переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Круп- нейшее в мире государство – Китайская Народная Республика – продолжает строить социа- лизм с китайской спецификой.
    В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств.
    Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемо- кратические. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допу- стима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно рас- плывчатый.
    В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитар- ные, авторитарные, либеральные и демократические.
    В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    103
    его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регу- лировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».
    Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникнове- нием в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.
    Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, кото- рые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.
    В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.
    Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение.
    Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.
    Приведенная типология государств в общем и целом применима и к праву.
    Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история,
    по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православ- ную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.
    Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующа- яся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества,
    находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обуслов- ливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнори- рует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.
    Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить под- ход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей осно- вой для научной классификации государств.
    Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существо- вали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существу- ющих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуаз- ного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появ- ление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.
    В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Счита- лось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только рево- люционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    104
    развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.
    § 2. Восточное государство
    До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно,
    для такого выделения есть достаточно оснований.
    Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около
    5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климати- ческие и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства («азиат- ский способ производства») требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а, во-вторых, наличия сильной публичной власти.
    Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В
    результате общинники стали зависимыми от государства.
    Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государ- ственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производ- стве. Такой характер собственности во многом определял специфическую, «пирамидальную»
    структуру общества: на верху пирамиды – монарх (царь, фараон и т. п.), ниже – его прибли- женные, еще ниже – чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды – общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства.
    В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный)
    характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества.
    В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифферен- циации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было харак- терно заторможенное, застойное развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.
    Восточные государства выполняли несколько функций:
    1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных соору- жений);
    2) финансовую – взимание податей;
    3) военную – оборона своей территории или захват чужих территорий;
    4) подавления сопротивления общинников и рабов.
    Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий строго цен- трализованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда,
    в ранневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками.
    Организация государственной власти в странах древнего Востока чаще всего принимала форму «восточной деспотии», при которой вся полнота не ограниченной ничем власти при- надлежала одному властителю – наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    105
    § 3. Рабовладельческое государство
    Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции
    (VIII–VI вв. до н. э.) и в Риме (VI в. до н. э.).
    Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабо- владельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Главные создатели материальных благ – рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.
    Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовла- дельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого,
    пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений – восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н. э. и др).
    Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К
    внутренним функциям относились:
    1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;
    2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого наси- лия, нередко просто для устрашения и профилактики;
    3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.
    Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.
    Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия.
    Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.
    Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в
    III в. Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый – демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид – аристократи- ческая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.
    В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего разви- тия. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного,
    семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, осно- ванного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказы- вает влияние на развитие частного права.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    106
    Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.
    § 4. Феодальное государство
    На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России,
    Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.
    Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.
    Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т. е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие приви- легированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов,
    мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.
    Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сосло- вий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:
    а) децентрализованной феодальной раздробленности;
    б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии;
    в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственно- сти.
    Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противо- речиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и дру- гих эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к веде- нию захватнических войн и защите от внешних нападений.
    В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.
    Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Рес- публиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции,
    Генуе, Новгороде, Пскове и др.).
    На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные
    (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продаю- щего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разреша- лись путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.
    § 5. Буржуазное (капиталистическое) государство
    Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изме- няющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    107
    назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной – огромный шаг вперед по пути социального прогресса.
    Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития состав- ляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.
    Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.
    Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического госу- дарства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собствен- ников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развива- ющейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало бла- гоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.
    Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государ- ственности (конец XIX в. – первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединя- ются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения – тресты, синдикаты, корпорации и т. п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.
    Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банк- ротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополиза- ция и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носите- лем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г. – исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и исполь- зовать ее в своих интересах.
    На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в поли- тический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных поли- тических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельно- сти буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движе- нием, во внешней – функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десяти- летия XX в. – это годы первой мировой войны, пролетарские революции, распад колониаль- ной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива – или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.
    В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный)
    этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, про- исходили после второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономиче- ская основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До
    30 % и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает коопе-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    108
    ративная собственность. Словом, экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосаб- ливаться к изменяющимся условиям.
    Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Мно- гие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-тех- нической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс – основной стабилизатор обще- ственных отношений.
    Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества – эко- номическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования,
    размещения государственных заказов, кредитования и т. п.
    Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отраже- ние в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория госу- дарства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капита- лизм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных – побогаче.
    Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.
    § 6. Социалистическое государство
    Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
    Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф.
    Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском госу- дарстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое анти- эксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособ- ных граждан в трудящихся.
    Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.
    Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.
    В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими дефор- мациями переходные к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реали- стичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия (марксизм-ленинизм отводил строительству социализма и социалистического госу- дарства непродолжительное время). Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, субъекти- визм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее большой опыт по строительству социалистиче- ской государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ибо идеи социализма и благородны, и бессмертны.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    109
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   35


    написать администратору сайта