Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. Методы осуществления государственной власти

  • § 3. Экономическая, социальная и нравственно- идеологическая основы государственной власти

  • § 4. Государственная власть и идеология

  • § 5. Легитимность и легальность государственной власти

  • § 6. Властеотношения

  • § 7. Соединение и разделение властей

  • § 8. Государственная власть и государство

  • Книга По тгп. Книга по ТГП. Денис Шевчук Теория государства и права конспект лекций


    Скачать 1.64 Mb.
    НазваниеДенис Шевчук Теория государства и права конспект лекций
    АнкорКнига По тгп
    Дата11.11.2022
    Размер1.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла Книга по ТГП .pdf
    ТипКонспект
    #783611
    страница9 из 35
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   35
    Глава 10. Государственная власть
    § 1. Понятие и свойства государственной власти
    Государственная власть – фундаментальная категория государствоведения и самый труд- нопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государствен- ная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, полити- ческих партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.
    Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми при- знаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В
    научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть»
    обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.
    Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого». Для классово-антаго- нистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государ- ственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть – есте- ственный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания госу- дарственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.
    Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть – великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуж- дения.
    Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствую- щий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В
    демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, веду- щая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдви- гать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициато- ром их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии госу- дарственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии.
    Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    83
    Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому (пол- ному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.
    Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправлен- ное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (эконо- мическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.
    Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она прояв- ляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппа- рат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетво- ряет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо,
    поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно выс- шими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государствен- ную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государ- ственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству,
    его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает орга- нам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.
    Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной прове- сти волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе.
    Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы.
    Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает инте- ресы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добро- вольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или сило- вые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государ- ственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направ- ляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.
    Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы,
    мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посяга- тельств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
    § 2. Методы осуществления государственной власти
    Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В совре- менных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материаль- ного стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    84
    К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно,
    относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают госу- дарственную власть на всем ее историческом пути.
    Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нрав- ственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеж- дения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усво- ение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.
    Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, обществен- ные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отли- чаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д.И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышле- ния, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове…»
    Известный русский публицист и философ второй половины XIX в. вовсе не исключал вос- питательного, убеждающего воздействия со стороны других людей, он лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия человека, на постоянный «труд души» по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстра- даны, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания.
    Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои дей- ствия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания,
    идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям – так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.
    Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида при- нуждения – государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, – в частности, от автори- тета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.
    Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое
    (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на лич- ность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интере- сах государства.
    Само по себе государственное принуждение – острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспе- чивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государствен- ное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принужде- ния подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
    Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обер- нуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защи- щенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим,
    реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    85
    Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго опре- делены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких проце- дурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принужде- ния поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового
    «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: «а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, все- общим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, преде- лам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами».
    По мнению Дениса Шевчука, чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей – выражает произвол и своеволие носителей государственной власти.
    В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
    Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия – проверка документов с целью предотвращения правонару- шений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и сти- хийных бедствиях и др.; правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты – восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
    § 3. Экономическая, социальная и нравственно-
    идеологическая основы государственной власти
    Государственная власть детерминируется в конечном счете властью экономической. В
    ней в концентрированном виде выражаются экономические потребности и интересы властву- ющего субъекта. Государственная власть не только опирается на экономический фундамент,
    но и обеспечивает порядок, устойчивость экономических отношений, ограждает их от произ- вола и анархии, охраняет существующие формы собственности.
    Всякая власть по-настоящему устойчива и сильна прежде всего за счет своей социальной основы. Государственная власть функционирует в обществе, разделенном на классы, различ- ные социальные группы с противоречивыми, часто непримиримыми интересами. Без сильной,
    активно функционирующей государственной власти разнополярные социальные, националь- ные силы могут разорвать социум на части, ввергнуть его в пучину «выяснения» интересов при помощи необузданной охлократической силы. Для разрешения социальных противоречий,
    для организации межличностных, межгрупповых, межклассовых и общенациональных отно- шений, гармонизации различных интересов государственная власть ищет поддержку в обще- стве, добивается доверия к себе у тех или иных слоев социума. Решить такие задачи способна только демократическая власть.
    Веру народа в гуманные цели и действия власти, доверие к ней принято называть соци- альной легитимностью власти, важнейшим условием ее стабильности.
    Какой бы ни была государственная власть, она всегда стремится создать в обществе пред- ставление о себе как об образцово нравственной, даже если это не соответствует действитель- ности. Еще в Древних Греции и Риме сложились нравственные идеалы, к которым должна стре- миться власть: она существует только для добра, реализуется для общего блага, всегда следует за справедливостью и т. д. Вот почему власть, преследующая цели и использующая методы,
    противоречащие нравственным идеалам и ценностям, признавалась и признается аморальной,
    лишенной нравственного авторитета.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    86
    Для государственной власти, ее полноценности большое значение имеют исторические,
    социально-культурные, национальные традиции. Если власть опирается на традиции, то они укореняют ее в обществе, делают более прочной и стабильной. Не случайно как прошлые, так и современные государства бережно относились и относятся к традициям, своим историческим,
    национальным, социально-культурным корням. Таким образом, государственная власть, эко- номически, социально и нравственно детерминированная, опирающаяся на традиции, ценно- сти, принятые в обществе, становится в глазах народа авторитетной и уважаемой. Она значи- тельно реже использует метод государственного принуждения для достижения своих целей.
    § 4. Государственная власть и идеология
    Государственная власть, опирающаяся только на насилие и принуждение, непрочна и недолговечна, поскольку порождает в обществе растущее противодействие. Поэтому она объ- ективно нуждается в идеологии, т. е. системе идей, тесно связанных с интересами властвую- щего субъекта. С помощью идеологии власть объясняет и оправдывает свои цели и задачи,
    методы и способы их достижения, выполнения. Идеология обеспечивает власти определенный авторитет, доказывает тождественность ее целей народным интересам и целям. В зависимости от того, насколько совпадают интересы и цели властвующих и подвластных, государственная идеология бывает популистской, мифической и лживой.
    Существуют два главных вида и множество разновидностей идеологий государствен- ной власти. Первый вид – это религиозная идеология, основанная на религиозных учениях и мифах. Она стремится придать власти таинственный, мистический и сакральный характер,
    внушает мысль о божественном ее происхождении и предназначении. Второй вид – светская идеология, которая опирается на господствующие в обществе теории, нравы и нацелена на достижение определенных, нередко мифических идеалов. Например, мифы о скоропалитель- ном построении светлого коммунистического будущего или процветающего капитализма аме- риканского образца обеспечивали и обеспечивают власти поддержку хотя бы части общества.
    Особенно велика роль идеологии там, где государственная власть реализуется через антидемократические тоталитарные, диктаторские режимы. Здесь лживая идеология обычно направлена на восхваление роли «вождя», диктатора, на оправдание любых решений и дей- ствий. Под воздействием такой идеологии создаются и поддерживаются культы личности – сле- пое, бездумное преклонение перед мифическими суперличностями, их обожествление. Куль- товая идеология неизбежно отчуждает, отторгает народ от власти.
    § 5. Легитимность и легальность государственной власти
    В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле леги- тимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмот- ренной правовыми нормами.
    Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государ- ственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отра- жение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Рос- сийской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в
    Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провоз- глашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.
    Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представи- тельные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламен-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    87
    тированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.
    Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномо- чия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.
    Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация –
    насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т. е. использовать в противозакон- ных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т. д. В п. 4 ст.
    3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Россий- ской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по феде- ральному закону».
    Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т. е. норматив- ность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опира- ется на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы,
    то преступная, нелегальная – на неписаные, известные лишь определенному кругу людей пра- вила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем поря- док, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.
    § 6. Властеотношения
    Решая стоящие перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношениях,
    образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.
    Как и любые отношения, властеотношения имеют структуру. Сторонами данных отно- шений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержа- ние образуют единство передачи или навязывания воли властвующего подвластным и подчи- нение (добровольное или принужденное) последних этой воле.
    Субъектом государственной власти, как уже отмечалось, могут быть социальные и наци- ональные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объек- том власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.
    Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона – властвующий – навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне – под- властным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.
    Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от инте- ресов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без внешнего воздействия. Если же интересы и воля сторон в чем-то рас- ходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (ком- промиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    88
    § 7. Соединение и разделение властей
    Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник – общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая органи- зация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми,
    например, считались Советы народных депутатов СССР).
    Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти ока- зался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств:
    а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов;
    б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы;
    в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т. д.
    Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Госу- дарственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необхо- димые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь».
    И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При такой организации государственной власти открывается простор для установления и функциониро- вания диктаторских и тиранических режимов.
    Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и вза- имодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
    Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый труд- ный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество выс- ших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь принад- лежит Ш. Монтескье.
    Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организа- ционно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви –
    законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществ- ляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.»
    Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государ- ственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.
    Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    89
    исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат, «силовые» министер- ства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей пол- ноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.
    Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы пра- восудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он – арбитр в спорах о праве.
    Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демокра- тических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реали- зация этого принципа неизоежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каж- дый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессиона- лизма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему
    – создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов госу- дарства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установле- ние диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей вза- имоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.
    Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негатив- ных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.
    § 8. Государственная власть и государство
    Проблема соотношения государственной власти и государства относится к числу мало исследованных. Государственная власть и государство находятся в сложном диалектическом единстве, а потому к вопросу о соотношении между ними можно подходить с разных точек зрения. Если под государством понимать политико-территориальную организационную форму общества, то государственная власть выступает важнейшим признаком государства, корни которого уходят глубоко в общество. Если под государством имеется в виду особым образом организованный механизм (аппарат) политической (государственной) власти, то они соотно- сятся как содержание и форма. Причем характер государственной власти определяет особен- ности государства, его механизма. Так, принадлежность власти эксплуататорскому меньшин- ству (властвующей олигархии), необходимость навязывать волю властвующего меньшинства подвластному большинству выдвигают в механизме государства на первый план принудитель- ные, карательные органы. Напротив, в демократических странах государство, его органы слу- жат обществу, а в механизме государства важнейшими становятся органы, осуществляющие общесоциальные функции.
    По общему правилу, властвующий субъект определяет, в каком объеме и в какой форме тот или иной орган государства будет выражать и проводить в жизнь его властную волю, уста- навливает для государственных органов юридические пределы, в границах которых их дея- тельность признается правомерной. Вместе с тем государство, его органы в значительной мере определяют и эффективность этой власти. Иногда высшие органы государства приобретают чрезвычайную самостоятельность, возвышаются над обществом, огосударствляют его, но это удел диктаторских государств.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    90
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   35


    написать администратору сайта