Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. Структура гражданского общества

  • § 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

  • § 4. Основные принципы правового государства

  • § 5. О формировании правового государства в России

  • Книга По тгп. Книга по ТГП. Денис Шевчук Теория государства и права конспект лекций


    Скачать 1.64 Mb.
    НазваниеДенис Шевчук Теория государства и права конспект лекций
    АнкорКнига По тгп
    Дата11.11.2022
    Размер1.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла Книга по ТГП .pdf
    ТипКонспект
    #783611
    страница7 из 35
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   35
    Глава 8. Гражданское общество и правовое государство
    § 1. Понятие гражданского общества
    Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития челове- чества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель иде- ального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедли- вость. Всегда формирование гражданского общества так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.
    Так, в древнем мире этому объективно служила теория эйдоса (идея государства) Пла- тона. Так же следует рассматривать высказывание Аристотеля о том, что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т. е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «…закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех…». На данном этапе развития человечества гражданское общество полностью отож- дествлялось с государством. Это продолжалось достаточно длительное время и было обуслов- лено уровнем развития экономических и социально-политических отношений (примитивные формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений, огосудар- ствление общественной жизни, кастовый характер социальной структуры).
    Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформа- цию взглядов ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI–XVII вв. в работах Н. Макиа- велли, Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В
    частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия… несовместима с гражданским обще- ством и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.
    Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта.
    Главными он считал такие идеи:
    а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;
    б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побуди- тельными причинами самосовершенствования людей;
    в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.
    Эти идеи можно безусловно положить в основание теории гражданского общества. Кант,
    перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отноше- ния между государствами, делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой,
    разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового граж- данского общества. В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных при- мерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и госу- дарством. К первому он относил:
    а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индиви- дами;
    б) естественное и общее право;
    в) человека.
    Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению:

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    61
    а) из системы государственных институтов;
    6) позитивного права, издаваемого государством;
    в) гражданина.
    Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель,
    определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юри- дические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индиви- дам. «В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей».
    Материалистическую характеристику анализируемому явлению и категории, его отража- ющей, дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они писали: «Гражданское общество обнимает все матери- альное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил.
    Оно обнимает всю торгово-промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пре- делы государства и наций, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде национальности и строиться внутри в виде государства».
    Анализ исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс станов- ления гражданского общества сложен и противоречив. Он охватывает десятки столетий, начи- наясь с возникновения элементов гражданского общества в античном мире (Афины, Рим),
    охватывает такие «очаги» средневековья, как вольные города Любек, Новгород, и идет до раз- витых общественных систем Европы и Америки в Новое время. Становление гражданского общества зависит от степени развитости экономических и правовых отношений, реальности личной и экономической свободы индивидов, действенности механизма общественного кон- троля за государственно-властными структурами. Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но могут иметь разную степень развития. Так, на определенном отрезке времени они находятся в зачаточном состоянии, в условиях тоталитарного государства они могут быть временно подавлены, находятся в состоянии сжатой пружины, при ярко выра- женном классовом характере общественного строя они дозируются и лишь при достижении социального равновесия и в условиях демократической правовой государственности получают развитие и становятся преобладающими.
    Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет опреде- лить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосо- вершенствования. Рассмотрим эти признаки подробнее.
    Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результа- тами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социаль- ной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворе- ния своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть чле- ном политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей госу- дарственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государствен- ной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т. д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.
    Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации,

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    62
    право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, обра- зовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами между- народного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимо- действия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.
    Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Разу- меется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств,
    но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость.
    Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность чело- веческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах:
    в экономической – это многообразие форм собственности (частной, акционерной, коопе- ративной, общественной и государственной);
    в социальной и политической – наличие широкой и развитой сети общественных обра- зований, в которых индивид может проявить и защитить себя;
    в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.
    Гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Инди- виды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отно- шения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармони- ческое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, неза- висимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную дея- тельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является граж- данская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.
    Гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о сво- боде и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона,
    правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Граждан- ское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государ- ство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.
    Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое госу- дарство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функцио- нирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гаран- тия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного раз- вития общества. Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество,
    ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым тра- дициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реа-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    63
    лизации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
    Реальность XX в. – российское гражданское общество. Однако многие его черты и каче- ства еще находятся в стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложня- ется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивили- зованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников,
    низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Россий- ской Федерации процесс формирования гражданского общества и правового государства полу- чил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституци- онно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод чело- века и гражданина – обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законо- дательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправ- ления.
    Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от разумного и после- довательного разгосударствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократи- ческого аппарата, формирования многопартийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных социальных программ и т. д. Одним из дей- ственных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отно- шений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных целей:
    • поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина;
    • зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом;
    • обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.
    § 2. Структура гражданского общества
    Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодей- ствие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
    Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выра- женными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами)
    структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи
    (отношения) между ними.
    Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
    Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общно- стей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт граж- данского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.
    Прежде всего здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    64
    институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соедине- ние биологического и социального начал в обществе.
    Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека.
    Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.).
    Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общ- ностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).
    Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, про- изводства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.
    В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления.
    В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государствен- ная, муниципальная и иные формы собственности.
    Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наи- более важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отноше- ний являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят про- изводственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы высту- пают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяй- ства, индивидуальные частные предприятия граждан.
    Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы – социальной.
    Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (органи- зации) – государство, политические партии, общественно-политические движения, объедине- ния и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депу- тата, члена партии, организации.
    Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Власт- ные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структур- ными элементами, между государственными органами и учреждениями и т. д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конеч- ной целью которой выступает всегда политическая (государственная) власть.
    Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватыва- ющих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.
    Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединени- ями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответству- ющих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных,
    религиозных), через которые реализуются эти отношения.
    Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образо- вание является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние харак- теризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.
    Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возник- новение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отно-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    65
    шений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами явля- ются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций,
    накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.
    Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непо- средственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, пред- приятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизы- вают все сферы гражданского общества.
    При характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду три обсто- ятельства.
    Во-первых, изложенная классификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедея- тельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором,
    эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокуп- ность общественных отношений и мера всех вещей.
    Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи,
    нормы, традиции).
    В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общественного организма служит право с его естественной обще- гуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодатель- ством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой госу- дарственности, правового демократического общества.
    § 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
    Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенство- вать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несво- боды, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осозна- валась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспе- ченные авторитетом и укладом самой жизни. В процессе общения и реализации естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность выкристаллизовывались нормы естественного права. Оно служило основным и непосредственным регулятором отношений между индиви- дом и обществом и до определенного момента удачно гармонизировало их.
    С возникновением государства, этого уникального во всех отношениях продукта челове- ческой деятельности, ситуация изменилась. Оно попыталось сделать естественное право своей собственностью и узурпировать саму возможность «творить» правовые нормы.
    Государство стало посредником между индивидом и обществом и, используя гуманисти- ческие начала права, сделало его основным инструментом достижения своих целей. Челове- чество вынуждено было снова искать оптимальные формы соотношения уже между лично- стью, государством и гражданским обществом, пути разумного сочетания и удовлетворения их потребностей и интересов, привлекая для этого право.
    Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соот- ветствия закона праву. Первый пример истинного уважения к праву как явлению непреходя- щему, возвышающемуся над суетностью жизни, дает нам античная история: мудрый Сократ

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    66
    принял смерть, не пожелав уйти от карающей десницы суда. О значении правовых законов для нормального развития государства и ограничения произвола правителей писал Платон: «Я
    вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасе- ние государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Аналогичных взглядов придерживался и Аристотель, подчеркивая, что «там, где отсутствует власть закона,
    там нет места и какой-либо форме государственного строя». Европейские ученые Нового вре- мени приняли эстафету у античных мыслителей. К. Ясперс, определяя правовое государство как государство, в котором действует свобода, основанная на законах, писал, что классический тип политических свобод, достойных подражания, сложился в Англии более 700 лет назад.
    И действительно, этому можно найти подтверждение. В частности, уже в, Нортхэмптонском статуте 1328 г. говорилось, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия. К тому времени, когда Дж. Локк написал свой знаменитый памфлет о правитель- стве, в Англии уже сложился такой тип политической системы, где реальным было уважение к суду и действовала определенная система сдержек и противовесов во властных отношениях.
    Дальнейшее развитие идеи о разделении властей, об обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Ш. Монтескье. «Если, – писал он, – власть законодательная и исполни- тельная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законода- телем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».
    Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде свя- зывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив разума требовал посту- пать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом. Для Гегеля государство было то же самое,
    что и право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т. е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы.
    Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких уче- ных К. Велькера (1813 г.) и И.Х. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический ана- лиз данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робер- том фон Молем (1832 г.). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального,
    патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков.
    В литературе выделяют три этапа развития немецкой идеи правового государства. До революции 1848 г. она формировалась как теоретическое и конституционно-политическое основание его создания. В 1848 г. в проекте Паулкирхенской конституции была сделана попытка соединить идеи о правовом государстве и демократии. С 1871 г. шла детальная разра- ботка принципа разделения властей, понятий закона и судебной защиты. Веймарская конститу- ция 1919 г. интегрировала правогосударственные и представительно-парламентские элементы.
    Ныне действующий Основной закон объявляет ФРГ социально-правовым государством. Сле- дует отметить, что в немецкой литературе высказано мнение (оно является преобладающим,

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    67
    но его нельзя назвать бесспорным) о том, что первое правовое государство в Германии было построено в 1880 г.
    К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и полити- ческих систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой госу- дарственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России,
    Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или кос- венно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. В плане- тарном масштабе распространению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты.
    § 4. Основные принципы правового государства
    Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокуп- ности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым.
    Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами:
    • уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы;
    • нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании боль- шинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства;
    • наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в дея- тельности государственных органов;
    • степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.
    С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.
    1. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно,
    связано с английским «rule of low» – «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны,
    трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой – фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.
    Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во- первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное сред- ство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества),
    выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осооенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необ- ходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.
    Великие мыслители-«одиночки» догадывались о происхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последова- тельно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности госу- дарственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.
    В конечном счете приоритет права означает:

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    68
    а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права,
    закона;
    б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, спра- ведливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публич- ной властной силой;
    в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государствен- ных и общественных органов;
    г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур
    (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т. д.).
    2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть,
    что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.
    Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавли- вает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.
    Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимо- связей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными обра- зованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
    Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхожде- нием права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т. д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.
    Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
    Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические право- вые признаки. Это:
    1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
    2) особый тип правового регулирования и форма правоотношений;
    3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осу- ществления.
    1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответствен- ность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством раз- личных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав,
    невыполнение обязанностей.
    2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин – равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референ-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    69
    дума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут при- надлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
    Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов право- вого регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу,
    разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, соци- ально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руковод- ствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действо- вать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.
    3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанно- стей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нару- шены.
    3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-пра- вовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответство- вать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым леги- тимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец,
    при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выра- ботанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы,
    адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические про- цедуры принятия законов и др.
    4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизмати- ческий лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (рево- люция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
    Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ вла- сти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная),
    избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производ- ная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализа- цией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гаран- том восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.
    В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедли- вости.
    Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, полити- ческого плюрализма и др.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    70
    § 5. О формировании правового государства в России
    В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влия- ние на их формирование разработки И.Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудости и богатстве» (1724 г.), С.Е. Десницкого в «Представлении об учреждении законодательной,
    судительской и наказательной власти в Российской империи» (1768 г.), реформаторские про- екты М.М. Сперанского, а также революционные высказывания А.Н. Радищева, декабристов
    П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, демократов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского.
    В одних случаях это были предложения об усовершенствовании государственной власти в духе
    «просвещенного абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве народа на участие в государственных делах.
    Более целенаправленное и академическое отражение идеи о правовом государстве полу- чили в работах представителей теории и философии права. Так, к убеждению о наличии твер- дых принципов и бесспорных элементов в праве, над которыми ни государство, ни политика не властны, приходит П.И. Новгородцев. К правовому ограничению государства в интере- сах отдельной личности и во имя осуществления ее прав и свобод призывал Н.М. Коркунов.
    «Право, – писал Б.А. Кистяковский, – должно действовать и иметь силу совершенно незави- симо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему существованию стоит над партиями и поэтому создавать для него подчинен- ное положение по отношению к тем или другим партиям – это значит извращать его природу».
    Важно подчеркнуть, что названные и многие другие русские исследователи (Н.И. Пали- енко, С.А. Котляревский и т. д.) связывали будущее своей страны с идеями конституциона- лизма как одного из необходимых условий для построения правового государства, которое предполагает господство права во всех сферах государственной жизни, отрицает всякий абсо- лютизм и произвол власти и бесправие подвластных, причем не только в сфере частных отно- шений, но и в области политической, в отношениях граждан с государственной властью.
    Конституционализм как идея и реалия в истории России прошел долгий и противоречи- вый путь развития. Подготовка первых конституционных проектов началась еще в XVIII в.,
    была официально продолжена при Александре I, а затем неофициально декабристами. При
    Александре II был подготовлен проект российской конституции, но не был принят из-за его убийства 1 марта 1881 г. По сути дела первой конституцией России можно считать в сово- купности Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г.
    и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.
    С принятием этих актов, где наряду с закреплением верховной самодержавной импера- торской власти провозглашались дарование свободы совести, слова, собраний и союзов, при- влечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения предста- вительным органом всех издаваемых законов, идеи правового государства получили новый импульс. Реально оценивая ситуацию в стране, отдельные ученые справедливо полагали, что конституционное государство можно считать лишь шагом к государству правовому. Оно «так же далеко не сказало еще своего последнего слова, как и само право, господство которого оно гарантирует и поддержание которого оно совершенствует в интересах развития человеческого общества».
    Таким образом, несмотря на сложную и нестабильную социально-политическую обста- новку, слабость общественных структур, широкую палитру мнений, основополагающие идеи правовой государственности неуклонно пробивали себе путь в российском политическом и культурном бездорожье.
    После Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской войны, когда начался период некоторой стабилизации общественных отношений и были приняты первые советские

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    71
    конституции, идеи правового государства вновь стали овладевать умами юристов. Многие счи- тали, что социалистические идеи о социальном равенстве и справедливости не только созвучны принципам правовой государственности, но и могут стать реальностью именно в таких усло- виях. Еще до революционных бурь видные теоретики права Б.А. Кистяковский и П.И. Нов- городцев говорили о возможном соединении идей правового государства с социалистической организацией общества. История показала, насколько нежизненными оказались их прогнозы.
    Уже с конца 20-х гг. в стране стала складываться тоталитарная политическая система, право было превращено в инструмент государства карательно-приказного характера, теория право- вого государства была объявлена буржуазно-апологетической и вредной для социализма.
    Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг.
    и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы,
    реформирование судебных органов и т. д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Россий- ской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризу- ется одновременно и новизной, и преемственностью.
    Новизна его состоит в том, что:
    а) принята Конституция совершенно нового суверенного государства, отличного от цар- ской России, бывших СССР и РСФСР;
    б) Конституция принята путем референдума, что позволяет говорить о ее демократиче- ском и легитимном характере;
    в) она впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.
    Преемственность же названного процесса выражается в следующем:
    а) мировая идея правового государства без колебаний воспринята российскими обще- ственно-политическими и официальными структурами, юридической научной общественно- стью;
    б) в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и Советской
    России (нравственно-демократический потенциал, совокупность юридических конструкций,
    работающих на принцип социальной справедливости, широкий диапазон прав и свобод чело- века).
    Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым.
    Причин тому много.
    Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его струк- тура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразли- чие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсут- ствует четкая социальная самоидентификация.
    Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость про- цессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев насе- ления, замедленный выход к рыночным отношениям и т. д.
    В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно:
    нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурирован- ность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затя- нувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    72
    В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов – это не самое главное. На наш взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых тради- ций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания. Все изложенное свиде- тельствует о следующем. 1. Идея правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего правовые и государственные учреждения в процессе развития своей интеллектуальной и духовной сущности, совершенствования индивидуальных и социальных черт, формирующего свободное гражданское общество.
    2. Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом изме- рении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем развитии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.
    3. Развитие рассматриваемой, как и любой другой общегуманистической идеи, – процесс сложный и противоречивый, не знающий географических, национальных и классовых границ.
    В историческом плане он непрерывен, бесконечен и в определенной степени необратим.
    4. Возникновение и эволюция идеи правового государства – процессы реальные и позна- ваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отражают соответствую- щий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на пла- нете в целом.
    5. Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных бед- ствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое госу- дарство – антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой дик- татуре.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    73
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   35


    написать администратору сайта