Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Причины и условия возникновения государства и права

  • § 2. Особенности возникновения права

  • § 3. Основные теории происхождения государства

  • § 4. Основные теории возникновения права

  • § 5. Соотношение общества и государства

  • § 6. Общество и право

  • § 7. Человек, государство и право

  • Книга По тгп. Книга по ТГП. Денис Шевчук Теория государства и права конспект лекций


    Скачать 1.64 Mb.
    НазваниеДенис Шевчук Теория государства и права конспект лекций
    АнкорКнига По тгп
    Дата11.11.2022
    Размер1.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла Книга по ТГП .pdf
    ТипКонспект
    #783611
    страница4 из 35
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
    Глава 5. Происхождение государства и права
    § 1. Причины и условия возникновения государства и права
    Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат раз- личные идейные, философские воззрения и течения (например, есть мнение, согласно кото- рому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет). Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.
    Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с пере- ходом от присваивающей к производящей экономике.
    В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно тру- довой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда,
    пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем круп- ным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли (купцов).
    Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочислен- ные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род усту- пил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии.
    Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации,
    повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производи- тельности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и при- своения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального рас- слоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.
    И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кро- восмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внеш- них отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели – половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.
    Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохра- няя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных,
    предгосударственных форм была военная демократия, где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильствен-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    33
    ного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.
    Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале – Древний Восток,
    затем – Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, кол- лективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социаль- ную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.
    Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отли- чается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государ- ственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значе- ния.
    На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали гео- графические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ
    (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возник- новение самостоятельной и сильной публичной власти.
    Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппа- ратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одно- временно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.
    По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории
    Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества,
    обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.
    По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.
    По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России).
    Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеода- лизмом, а государство – профеодальным.
    Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда,
    появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов про-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    34
    исходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность.
    § 2. Особенности возникновения права
    Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, поро- дившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправле- ния и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценива- лись как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда».
    Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
    Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничи- вали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т. д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах – законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда,
    несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесо- циальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламенти- ровало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.
    Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвя- зей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходи- мость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
    В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содер- жат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд.
    Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры нака- зания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного,
    раба, мужчины, женщины.
    Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возник- новения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиоз- ные положения (поучения) – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. д. В
    европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и пре- цедентное право.
    § 3. Основные теории происхождения государства
    Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уро- вень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них.
    Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что госу- дарство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    35
    этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) гово- рилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править
    „черноголовыми“»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т. е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать хри- стианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, – говорится в послании апостола
    Павла к римлянам, – ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».
    Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, –
    Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим,
    что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государствен- ной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разум- ного порядка.
    В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.
    Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладель- ческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.
    У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подоб- ными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образова- нию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к обра- зованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
    В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе
    «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархаль- ную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.
    Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандиро- вал социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский. Видный историк М.Н.
    Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосред- ственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперлич- ность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемокра- тична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе,
    снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.
    Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев»,
    готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее уродливо эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла кон- центрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в
    «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в это гран- диозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведе- ния, всесилия и всезнания одного человека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небывалый разгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни соци- ально, ни юридически не была защищена.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    36
    Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полно- мочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».
    Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж.
    Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки».
    Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления,
    как государство.
    Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древ- ней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей…». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII–XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Ради- щева (Россия), Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.
    Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует есте- ственное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается обществен- ный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственно- сти, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, – основа законной власти.
    В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом,
    а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
    Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем.
    Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые пока- зала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознатель- ной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать,
    преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить,
    что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольно- сти, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости,
    то станет ясно, что она и сегодня актуальна.
    Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель (1770–
    1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, госу- дарства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («миро- вой разум», «мировой дух»).
    В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том,
    что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заклю- чается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    37
    есть нечто объективное, само по себе разумное начало, – независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.
    Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности.
    По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Госу- дарство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней – быть достойным членом государства.
    Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа,
    так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.
    Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договор- ного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй Прус- ского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме воз- рождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, под- чиняя ему человека полностью.
    Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX –
    начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, – война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это все- гда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабо- щении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.
    К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы, –
    писал он, – начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и госу- дарства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания»
    Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипер- трофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы воз- никло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к воз- никновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло нема- ловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    38
    Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе
    Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В
    целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.
    Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход.
    Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».
    Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отме- чено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
    § 4. Основные теории возникновения права
    Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и право- вого регулирования.
    Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного,
    выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утвер- ждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, в этом ее несомненное достоин- ство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргу- менты, а на веру.
    Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.
    Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о боже- ственном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греций утверждал, что мать есте- ственного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы чело- века. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из зако- нов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
    В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и при- чин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.
    Создатели исторической школы права в Германии XVIII–XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи,
    Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декре-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    39
    тируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Истори- ческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что
    «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».
    Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права.
    Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.
    Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правооб- разования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право
    – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совер- шающиеся в сфере психики индивида».
    Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функциони- рование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические пережива- ния людей его первопричиной.
    Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая.
    Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества.
    Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономиче- ских гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями,
    видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.
    § 5. Соотношение общества и государства
    Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо.
    Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством.
    Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически)
    разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государ- ство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.
    Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него.
    Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения инте- ресов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно,
    государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государ- ства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.
    Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, разди- раемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная организация.
    В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть орга- низационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государ- ственно-организованное.
    Государство – социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции,
    обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Госу- дарство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство – явление общесоциальное и конструктивное,

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    40
    чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствую- щий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.
    С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимо- действия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоре- чия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктив- ную роль – возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все обще- ственные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более совре- менным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отноше- нию к обществу.
    Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодей- ствия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой само- стоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрез- мерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.
    Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Поня- тие „относительная самостоятельность государства“, – подчеркивает В.В. Лазарев, – при- звано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.» Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избра- нии путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.
    Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу?
    Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив,
    деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной. Следовательно,
    самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.
    Отмеченное касается прежде всего гражданского общества и правового государства.
    Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-поли- тических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправле- ния, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах,
    в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.
    С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества – на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    41
    обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.
    Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства,
    мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах.
    Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потреб- ности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической,
    экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так скла- дывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху – авторитарные и тоталитарные государства.
    Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство,
    которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.
    Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок форми- рования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятель- ностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.
    Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество – обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государ- ства на общество – ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой – соот- ношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономи- ческой жизни и стихийным рыночным саморегулированием.
    При помощи сознательного государственно-правового регулирования рыночное саморе- гулирование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно пере- растает в рыночную стихию. Но рыночная стихия и рыночная экономика далеко не одно и то же. Отсюда сложная и важная проблема – найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием. Но такое соот- ношение отнюдь не постоянно. В каждой стране и в каждое время оно подвижно и зависит от многочисленных причин и условий.
    Так, в 20 –30-е гг. разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань гибели многие, до того могущественные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д. Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осознал, что рынок не является совершенным экономическим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В 1933–1938 гг.
    его администрация осуществила комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыночного саморегулирования, вошедших в американскую историю под названием «Новый курс». По этому пути пошли многие другие государства.
    Примерно в то же время в СССР стала прослеживаться другая тенденция. Здесь эко- номический потенциал страны почти полностью стал объектом государственной собственно- сти. Общество постепенно превратилось как бы в единую «государственную фабрику», управ- ляемую из центра командно-бюрократическими методами. Вместе с тем это было довольно сильное государство, которое в экстремальных условиях решало крупные задачи: в историче- ски короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно-промышленный комплекс занимал передовые позиции в мире. Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможно- сти общества, чему способствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйствен- ность, дополненные субъективизмом и волюнтаризмом партийно-государственной верхушки.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    42
    Названные факторы и породили системный кризис, охвативший все сферы жизни общества.
    Выход из кризиса оказался очень трудным. Вот уже несколько лет в стране ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно-правовых механизмов. Но допускаемые крайно- сти и ошибки, неумение и нежелание делать из них выводы пока препятствуют нахождению оптимальных решений.
    § 6. Общество и право
    Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организо- ванность, стабильность и правовой порядок в обществе.
    Возникнув в силу объективных причин, право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, кото- рое детерминирует содержание права, решающим образом влияет на его развитие. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного обще- ства и развивается вместе с ним. Вместе с тем право вбирает в себя все социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения миро- вой культуры и цивилизации. В результате оно приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и получает возможность активно воздействовать на него.
    С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, разрешаются социальные конфликты и противоречия. Словом, право служит своеобразным обручем, удер- живающим общество от саморазрушения.
    Право как искусство добра и справедливости, воплощение достижений мировой куль- туры и цивилизации несет в общество информацию о добром и справедливом и постоянно подпитывает его гуманистическими идеалами и ценностями. В то же время оно вытесняет из общества чуждые ему отношения и привычки.
    Право служит мерой общественной и личной свободы. Подобно тому, как не бывает рек без берегов, точно так же нет и быть не может безмерной, безграничной свободы. Свобода без границ – это своеволие, вседозволенность, беспредел, т. е. отрицание свободы. В границах права, правовых норм люди, их объединения и организации могут свободно действовать и поступать по своему усмотрению.
    Правовые нормы выполняют важную и необходимую функцию согласования различных интересов людей, их объединений, больших и малых коллективов, а также нахождения и при- нятия согласованных, компромиссных решений.
    Право не вытесняет другие социальные регуляторы, оно входит важнейшим элементом в единую нормативную систему общества, становится регулятором самых важных (товарно- денежных и др.) общественных отношений.
    В расколотом на классы, раздираемом непримиримыми противоречиями обществе право является выразителем и проводником в жизнь воли властвующей олигархии. В таких условиях тускнеют его гуманистические идеалы и ценности, оно приобретает деспотические и тирани- ческие черты. Напротив, в демократическом обществе роль права и правового регулирования неизмеримо возрастает, в полной мере реализуется его гуманистический потенциал. Благо- даря праву и правовым процедурам широкие массы народа получают доступ к материальным и духовным благам, к механизмам власти, законным формам волеизъявления и реализации своих интересов. Общество, пронизанное правовыми началами, приобретает качество право- вого.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    43
    § 7. Человек, государство и право
    В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развивать и проявлять свои способности и дарования, ибо человек – высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей. В действительности отноше- ния между человеком и государством куда более сложны и весьма противоречивы. Веками между человеком и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Для раба и подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и враждебная сила. Они не имели прав и свобод, а только несли обязанности перед государством и поэтому не могли стать личностями. С наступлением эры капитализма отношения между человеком-граж- данином и государством круто меняются. Гражданин становится носителем прав и свобод,
    которые придают ему автономный, независимый от государства статус. На государство же воз- лагается обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы.
    На развитие гражданских прав и свобод большое влияние оказала либерально-демокра- тическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свобод человека, на ограничении вмешательства госу- дарства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой на государ- ство и его органы в независимый суд. Правда, оснований идеализировать отношения между гражданином и капиталистическим государством не наблюдается. И здесь возникали антиде- мократические (фашистские и авторитарные) режимы, которые превращали человека в при- даток государственной машины; не всегда государство защищает человека от нищеты, соци- альной и национальной дискриминации.
    В Советском государстве предпринимались меры по предоставлению трудящимся значи- тельных социально-экономических прав, но в целом правовой статус человека был во многом урезан и слабо защищен. Сталинский тоталитарный режим отвел человеку роль винтика в госу- дарственной машине, сделал его полностью беззащитным перед государством. И в послеста- линский период интересы государства ставились выше интересов личности. Слаба была судеб- ная защита личных прав и свобод. И все же говорить о том, что Советское государство не заботилось о человеке, о развитии его духовных и физических сил, нельзя. Бесплатные обра- зование, медицинское обслуживание, занятия физической культурой и спортом, уверенность в завтрашнем дне – все это и многое другое было реальностью.
    Конституция Российской Федерации закрепила такие взаимоотношения человека и госу- дарства, которые в целом отвечают современному пониманию демократии. В демократическом государстве силовые органы власти необходимы для того, чтобы любой человек был защищен от произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как полноправный партнер госу- дарства. Другими словами, вся мощь государства должна обеспечивать охрану и защиту прав личности.
    В Конституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международ- ного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А потому государственные органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с ними. Однако с принятием Конституции разрыв между широким кругом закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина и степенью их гарантированности, защищенности личности увеличился. Этот разрыв будет ликвидирован, а права и свободы человека станут реальными только после выхода общества из кризиса в эко- номике, политике, духовной жизни.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    44
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


    написать администратору сайта