Главная страница
Навигация по странице:

  • § 3. Государство в политической системе общества

  • § 4. Право и политическая система общества

  • Книга По тгп. Книга по ТГП. Денис Шевчук Теория государства и права конспект лекций


    Скачать 1.64 Mb.
    НазваниеДенис Шевчук Теория государства и права конспект лекций
    АнкорКнига По тгп
    Дата11.11.2022
    Размер1.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла Книга по ТГП .pdf
    ТипКонспект
    #783611
    страница6 из 35
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
    Глава 7. Государство и право в
    политической системе общества
    § 1. Общая характеристика политической системы общества
    Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности,
    отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих поли- тическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Ком- понентами политической системы являются:
    а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, обще- ственно-политические организации и движения);
    б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
    в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
    г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характери- стики системы;
    д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как предста- вителей или членов политических объединений.
    Используя различные методологические приемы (подходы), можно выявить ряд кри- териев, позволяющих обосновать и расшифровать приведенное определение политической системы.
    С позиций генетического подхода важное критериальное значение имеет объективная обусловленность политических явлений экономическими и социальными факторами. Крите- рий экономической детерминации политики проявляется прежде всего в отношениях соб- ственности и производства и, напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее возможно в отношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленно- сти политических явлений свидетельствует о том, что они являются результатом и средством общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как кон- кретные материальные и одухотворенные обладающие разумом существа создают политиче- ские идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи, т. е. творят политику именно люди, а не какие-то абстракции. Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с определенными социальными группами,
    слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т. д. выступают реша- ющими мотивационными факторами в формировании политических организаций.
    Институционный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организа- ционный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологи- ческие, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот «материал», из которого в соответствующих исторических условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом. Такими условиями выступают процессы разделения труда, образования имущественно неравных социальных слоев, групп и классов, а качествами – общечеловеческая, классовая, групповая, национальная солидарность. Материа- листическое понимание исторических процессов приводит к выводу, что в реальной действи- тельности «политическое» закономерно требует организационного оформления. Можно ска- зать, что организационный критерий характеризует в известной степени общественные формы

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    51
    движения материальной, человеческой основы политической системы. Политическое в своем развитии становится реальным, осязаемым только в специфически материализованных фор- мах, учреждениях, институтах (государство, партии, движения). А индивид выступает в виде гражданина, депутата, члена партии, организации.
    Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаи- модействовать вовне – с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром.
    Системный критерий позволяет выделить, такие качества политической системы и ее состав- ляющих, как иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совме- стимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующим динамику и статику самой системы, явля- ется ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.
    Субстанциональный (сущностный) подход помогает выявить первооснову всего поли- тического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, про- цессы, институты). Значение понятия «субстанция» в различных отраслях науки неодинаково.
    В химии – это элемент, в биологии – живой белок, в политической экономии – труд, в фило- софии – материя. В политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть,
    а механизма ее осуществления – политическая система. Сущностный критерий (власть) явля- ется сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от эко- номических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.
    Политическую власть можно охарактеризовать как систему волевых отношений классо- вого общества, которые обусловлены интересами социальных слоев и классов, выраженными в деятельности политических организаций. Она имеет несколько уровней функционирования и реализации.
    Во-первых, это власть конкретных политических объединений (политических партий,
    общественно-политических организаций и движений). Она реализуется через их организаци- онные руководящие структуры. Данный – институциональный – уровень политической власти является наиболее зримым и реальным.
    Во-вторых, можно обозначить коалиционный уровень власти, отражающий совокупность властных устремлений или нескольких социально однородных политических организаций, или блока политических организаций, или блока партий и объединений, отражающих интересы различных социальных общностей. В подобном случае власть реализуется через временные или постоянные органы типа круглых столов, советов парламентских фракций.
    В-третьих, представляется необходимым выделить общеполитический уровень власти.
    Здесь концентрируются результаты политического консенсуса, достигнутого в ходе соперни- чества и сотрудничества различных политических сил. Если такие результаты получают отра- жение в нормативно-правовых актах, то политическая власть совпадает с государственной властью и осуществляется государством. В иных случаях она реализуется через политиче- ские органы, как правило, разновременного характера (конференции национального согласия,
    народные, отечественные фронты и т. п.).
    Конкретно-исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить социально-экономические (виды и форма собственности на орудия и сред- ства производства, характер труда, основные принципы хозяйствования), социально-струк- турные (наличие или отсутствие определенных классов, слоев), социально-культурные (уро- вень образованности населения, реальность всестороннего развития личности), политические
    (реальность самоуправления народа, классовая принадлежность политической власти), право- вые (диапазон закрепленных в законе демократических прав и свобод граждан, наличие гаран- тий их осуществления, легитимность политической власти, состояние законности и правопо- рядка) критерии.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    52
    Таким образом, полиструктурность реального мира, человеческого общества обусловли- вает многообразие соответствующих критериев, а понимание того, что политические явления в своей совокупности составляют систему, характеризующуюся постоянным движением, пред- определяет их комплексное и диалектическое использование.
    Политические системы «живут», функционируют во времени и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от полити- ческого режима различают демократические и тоталитарные политические системы. С пози- ций марксистской теории, имея основанием классификации категорию «общественно-эко- номическая формация», выделяют политические системы рабовладельческого, феодального,
    буржуазного и социалистического общества. Учет географических, территориальных факто- ров позволяет говорить о европейских, азиатских, североамериканских и иных региональных системах. Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характеристики арабских, индуистских, мусульманских и других политических систем. Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем- образований могут выступать и ее структурные элементы: государство, политические партии,
    общественно-политические объединения.
    § 2. Закономерности развития политической системы общества
    Характеристика развития политической системы (включающая аспекты возникновения,
    функционирования, структуры и непосредственного развития) сквозь призму критериев озна- чает начальный этап категориального уровня познания данного процесса. Здесь обеспечива- ется фиксация количественных и качественных изменений, переход от низших к высшим формам движения, проверяется соответствие теоретических позиций исторической практике.
    Следующий этап предполагает более углубленное изучение этого процесса, а именно: вычле- нение и классификацию закономерностей развития политической системы общества.
    Закономерности развития политической системы представляют собой объективные,
    устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм поли- тических явлений на различных этапах бытия. Они в конечном счете есть объективные резуль- таты субъективной общественно-исторической деятельности людей, выстраивающиеся сквозь множество случайностей и отклонений в конкретные устойчивые тенденции.
    Политическая система, как и любое сложное явление, состоит из противоположных сто- рон, находящихся в отношениях противоречия. Разрешение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития.
    Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана, имманентные любой политической системе. Разрешение такого рода противоречий означает не их ликвидацию путем устранения одной из противоположных сторон, а обрете- ние последними каждый раз качественно новой, более высокой формы движения. Примером может служить деятельность демократического государства по преодолению одного из основ- ных противоречий классового общества – между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечи- вающих свободу и развитие личности. Это получает отражение в конституциях и других пра- вовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граж- дан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата государства в сторону возрастания степени участия народных масс в управлении государственными делами.
    Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических,
    психологических и правовых установок отдельных личностей, организаций с господствующей

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    53
    в обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешаются или путем уничтожения,
    искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса между заинтересо- ванными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизнеде- ятельности общества – реальный процесс, соотносящийся с временными, пространственными и иными параметрами внутреннего и внешнего порядка. Это процесс, обусловливающий кри- сталлизацию закономерностей развития политической системы.
    Среди всех многообразных оснований классификации политических закономерностей,
    выработанных наукой, наиболее общее значение имеют такие критерии, как институцион- ность, глубина и универсальность их исторического действия, классовая сущность. Они поз- воляют различать общеисторические закономерности, действующие в рамках политической истории человечества и характеризующие прошлое, настоящее и будущее политических форм движения социально-классовой материи вообще. Это обусловленность политических явлений экономическими и социально-классовыми факторами; усиление политической структуриро- ванности общества; взаимодействие политических и правовых институтов; повышение роли права в жизни общества и др.
    Межформационные закономерности присущи двум или нескольким общественно-эко- номическим формациям. Например, политическим системам всех типов присущи соци- ально-классовые, межнациональные, расовые конфликты и переходы от одного типа системы к другому через социальные революции, перевороты мирным и немирным путем. Закономерно в условиях ядерной эпохи мирное сосуществование различных типов политических систем.
    По мнению Дениса Шевчука, закономерности в пределах одной общественно-экономи- ческой формации отражают сущностные, устойчивые связи политических систем одного типа.
    Для политических систем буржуазных стран характерны: режимы плюралистической демокра- тии, разделение властей, двух– или многопартийная система. Для политических систем соци- алистических стран в качестве закономерностей выступают установление диктатуры пролета- риата и руководящей роли пролетарской партии, бюрократизация и сращивание партийного и государственного аппарата, декларация демократии и самоуправления и др.
    В политической системе конкретного общества можно выделить общесистемные, харак- теризующие систему в целом, и внутриорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами. Это неизбежность экономической инте- грации всех составных частей системы, обусловленность формирования политических партий социальным расслоением общества, непрерывный рост и бюрократизация государственного аппарата и постоянная борьба за его сокращение и т. д.
    При этом надо иметь в виду следующее:
    • во-первых, названные закономерности (общеисторические, межформационные, фор- мационные) так или иначе преломляются в собственных закономерностях конкретной поли- тической системы;
    • во-вторых, закономерности отдельных элементов и компонентов системы не могут про- тиворечить общесистемным закономерностям, но их взаимодействие не складывается только на основе соотношения части и целого, а выражает сложную диалектику различных горизон- тальных и вертикальных, внутренних и внешних связей.
    § 3. Государство в политической системе общества
    В историческом плане государство можно считать первой политической организацией.
    Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхожде- ние от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои города-государства. У раз- ных народов государства возникали по-разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них всех были такие факторы, как совер-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    54
    шенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имуществен- ного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.
    Государство стало первой, но не последней и не единственной политической органи- зацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует,
    что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объ- единения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принима- ющие участие в политической жизни общества. Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников – общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли цер- ковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих клас- сов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуют разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественные объединения, орга- низации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы опреде- ленных социальных сил и оказывающие влияние на политику. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное обуслов- лено следующим.
    1. Государство выступает прежде всего в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интере- сами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно «дало» жизнь политиче- ской системе общества в современном ее понимании.
    В то же время не кто иной, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные кон- фликты, войны, включая две мировые войны. В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудие определенных политических группировок, отражающих интересы господствую- щих слоев, классов общества. В других случаях (как защитник) оно зачастую выражает обще- народные интересы.
    2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объ- единившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-эко- номические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины»
    заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, полити- ческих партий и т. п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается»
    в политическую систему общества.
    Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) существует комплекс противоречий, который в целом харак- теризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества.
    Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнитель- ной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам,
    не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    55 3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает соци- ально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политиче- ской организацией экономически господствующего класса.
    И все же марксистско-ленинская характеристика классовой сущности государства как органа подавления верно отражает только особое состояние в развитии общества, когда в нем возникает такая классовая напряженность (вызванная, как правило, военными конфликтами,
    экономическим и духовным кризисом), которая способна взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальные периоды в классовом обществе превалируют общесоциальные связи, более сильные и созидательные, чем классовые антагонизмы. Достой- ной внимания остается мысль Ф. Энгельса о том, что в действительном мире метафизиче- ские полярные противоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимодействия. Государство в силу своего социального назначения не может быть постоянно функционирующим в режиме господства и насилия. Как свидетельствует история, деятельность государств такого типа (деспотических, авторитарных)
    имеет свои временные пределы, которые по мере развития цивилизации все более сужаются.
    Классовый характер государства связывает его с иными политическими явлениями.
    Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: вве- сти классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принци- пах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их полити- ческих организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.
    4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким- либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выра- жающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность – форма бытия классового общества.
    В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений,
    пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою антагонистически про- тиворечивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить нс только нор- мальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежи- тия по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функ- циональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.
    5. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое поли- тическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения госу- дарство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных арте- рий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управля- ющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков
    (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обес- печивает правопорядок в обществе.
    Разумеется, здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значе-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    56
    ния отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демо- кратическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.
    Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверен- ный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом завысит от реализации суверенных качеств государства.
    6. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической! и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согла- совывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возни- кают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государ- ству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном про- явлении – государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.
    Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государ- ственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения госу- дарства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программ- ных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна госу- дарственная власть для осуществления декларативных или тайных целей. Самое существен- ное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью.
    Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.
    § 4. Право и политическая система общества
    Исторически право предшествует политическим явлениям. Его возникновение и разви- тие схематично можно представить следующим образом. Человек, появившись на Земле как вид и появляясь каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу, собственность (сна- чала инстинктивно, а потом осознанно), т. е. в современном понимании, по сути, реализует свои права на жизнь, свободу, собственность. При этом между людьми возникают противоре- чия и, как их результат, – необходимость привести свободу одного человека в соответствие со свободой другого, ограничив свободу обоих. Фиксация пределов действия свободы и проверка их практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каж- дого индивида, возникновение нормы поведения согласно этой мере.
    В течение тысячелетий названные грани человеческого существования – жизнь, свобода,
    собственность и их защита – были неразделимы и носили конкретный, персонифицирован- ный характер, обусловливающий казуальный способ регулирования отношений между людьми.
    Жизненные ситуации достаточно часто повторяются, и потому в процессе общения людей постепенно стали вырабатываться привычки, стереотипы, которые, с одной стороны, обеспе- чивали свободу действий, а с другой – ограничивали ее разумными и справедливыми (с точки зрения социального большинства или определенной социальной силы) рамками. Устанавлива- лась общепринятая мера, т. е. общая уже для какого-то круга людей (семьи, рода и т. п.) норма
    (правило).
    Сперва эти природообусловленные правила жизни существовали в виде мононорм,
    соединяющих в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала. Они

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    57
    не расчленялись на права и обязанности и носили организационно-регулятивный характер. В
    эпоху присваивающей экономики они регулировали добычу и распределение пищи, закреп- ляли порядок и структуру органов управления, процедуры разрешения споров, исполнения ритуалов, обрядов и т. п. Иными словами, такие мононормы выполняли практически те же функции, что и современные правовые нормы. И хотя они в силу привычки и традиций испол- нялись в основном добровольно, существовали санкции за их нарушение – порицание, изгна- ние из племени, нанесение телесных повреждений, смертная казнь. Субъектами применения мононорм выступали родственники, старшие по возрасту, общество в целом. Главной формой
    (источником) сохранения и передачи нормативного материала последующим поколениям слу- жили сказания, мифы, легенды.
    Примечательно, что уже на данном этапе развития человечества существовали три основных способа регулирования, которые дошли до наших дней, – запреты, дозволения и позитивное обязывание. Например, запреты (табу) под страхом тягчайших наказаний запре- щали истреблять животных отдельных видов, подниматься на «священную гору», вступать в кровно-родственные браки. Дозволения регулировали сроки и места сбора плодов, пользо- вания общими орудиями и средствами охоты и рыболовства. Позитивное обязывание было направлено на организацию необходимого поведения в процессе приготовления пищи, строи- тельства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств пере- движения.
    В эпоху становления производящей экономики, т. е. с возникновением земледелия, ско- товодства и ремесел, постепенным расслоением общества на группы, слои и классы, начина- ется расщепление мононорм на собственно правовые, моральные и религиозные нормы. Кроме того, появляются нормы, обусловленные спецификой сельско-хозяйственного производства,
    быта, культовых церемоний, социальной дифференциацией общества. С рождением письмен- ности и ремесел, по мере развития человеческих знаний о природных явлениях, приобретения производственного опыта происходит накопление норм, определяющих что надо, что можно и что нельзя делать людям в соответствующих обстоятельствах. Возникает необходимость в упорядочении, обеспечении стабильности и неотвратимости их применения, т. е. потребность в фиксации правовых норм (на камне, глиняных и деревянных дощечках), их систематизации
    (по сферам деятельности, религиозным обрядам) и обеспечении выполнения (мерами принуж- дения, религиозным страхом, авторитетом).
    Одними из первых в истории человечества систематизированных правовых «актов» были агрокалендари, отражающие понимание человеком цикличности космических и земных явле- ний и составленные в соответствии с движением небесных светил (звезд, солнца, луны). Сол- нечные, лунные агрокалендари в раннеземледельческих обществах (Месопотамия, Египет и др.) независимо от их действительного происхождения (космического или естественно-зем- ного) представляли собой одновременно величайшее достижение человеческой цивилизации и новый этап осознания и становления права.
    С укреплением государства как основной формы организации общества появляются новые письменные источники права (законы, кодексы, своды законов). Физическое и соци- альное неравенство, исторические, демографические и иные факторы предопределяют и раз- личное содержание правовых норм. Ряд древнейших юридических актов (законы Хаммурапи,
    реформы Солона, законы Ману) отражали попытки социально справедливого решения вопро- сов. В других источниках (Законы 12 таблиц, Салическая правда, Русская Правда) достаточно ярко выражен сословно-классовый характер правового регулирования. Так, Русская Правда предусматривала за убийство раба вознаграждение его хозяину в размере 5 гривен, за убий- ство свободного человека – виру в 40 гривен, а за убийство княжеского дружинника – двойную виру в 80 гривен.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    58
    В период новейшей истории повышается структурированность общественных систем,
    усиливается роль государства в правотворческой деятельности, усложняются фактические отношения. Все это обусловливает и некоторые особенности правовых норм. Они становятся специализированными, возникает необходимость их комплексного применения в регулиро- вании общественных отношений (материальных и процессуальных норм, норм публичного и частного права и т. п.). Более стабильный характер приобретают логически выверенные и апро- бированные внутренние и внешние системные связи между элементами норм, формируются различного уровня юридические конструкции, институциональные образования, все заметнее становится роль правосознания в правотворческой и правореализующей деятельности.
    Таким образом сформировались определенные системы взаимосвязанных и взаимодей- ствующих норм (правил поведения), отражающих меру свободы человека, объединений людей в том или ином конкретном обществе.
    Значение и роль права в политической системе общества позволяют уяснить следующие аспекты их соотношения.
    1. Право – это результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий пределы свободы человека. В государственно-организованном обществе такие пределы (грани)
    свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой государства и авторитетом общества. Поэтому все структурные элементы политической системы, в том числе само государство, вынуждены корректировать свои политические притязания с учетом данных пределов.
    2. Право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учре- ждаются политические институты, определяются полномочия структурных элементов полити- ческой системы. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти,
    взаимосвязи между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, с другими государствами. Иначе говоря, право выступает в качестве высокоэффективного и целесообразного средства регулирования наиболее важных общественных отношений.
    3. Право – своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей: индивидов, соци- альных групп, классов, общества в целом. В праве достигается высший консенсус (согласие)
    всех воль, определяющий меру свободы каждого индивида и объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности право может аккумулировать волевые устремле- ния на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиозных сообществ.
    4. Право играет роль связующего и опосредующего звена между политической систе- мой и гражданским обществом. С одной стороны, оно собирает и абсорбирует разнообраз- ную социальную информацию (юридически и политически значимую), а с другой – перево- дит политические требования на язык строго определенных и обеспеченных государством правил поведения, создает процедурные формы претворения их в деятельность человека.
    В текстах нормативно-правовых актов обычно сочетается общеполитическая и юридическая оценка регулируемых общественных отношений, что очень важно для правильного понимания и применения закона, укрепления законности и правопорядка в стране.
    5. Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы.
    Упорядоченность и стабильность политических отношений, регулируемых правом, обеспечи- ваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. Они рассчитаны на длитель- ное во времени существование и реализуются в строго регламентированных процессуальных формах.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    59 6. Источниками права являются не только нормативные акты государства, но и обычаи,
    прецеденты, а также решения (законы), принятые на всенародном референдуме. В этих слу- чаях регулирующая и превентивная сила права приобретает общесоциальный, общеграждан- ский характер, выходя за пределы сугубо политических явлений.
    В заключение данной и в качестве пролога следующей главы отметим, что право и госу- дарство являются результатом развития нашей цивилизации, достижением общечеловеческой культуры. С ними связаны социальный прогресс, осуществление естественных и приобретен- ных прав и свобод человека, становление демократического правового режима. Потребность человека и общества в дальнейшем развитии государства и права, возрастающая социальная ценность последних необходимо обусловливают возникновение идеи и реальные процессы формирования гражданского общества и правового государства.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    60
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


    написать администратору сайта