Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 9. Проблемы понимания государства, его сущности и закономерностей развития § 1. Государство – сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление

  • § 2. Плюрализм в понимании и определении государства

  • § 3. Признаки государства

  • § 4. Сущность государства

  • § 5. Экономическая, социальная и научная основы государства

  • § 6. Закономерности развития государства

  • § 7. Соотношение государства и права

  • Книга По тгп. Книга по ТГП. Денис Шевчук Теория государства и права конспект лекций


    Скачать 1.64 Mb.
    НазваниеДенис Шевчук Теория государства и права конспект лекций
    АнкорКнига По тгп
    Дата11.11.2022
    Размер1.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла Книга по ТГП .pdf
    ТипКонспект
    #783611
    страница8 из 35
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   35
    Раздел третий. Теория государства
    Глава 9. Проблемы понимания государства,
    его сущности и закономерностей развития
    § 1. Государство – сложное и исторически
    развивающееся общественно-политическое явление
    Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений.
    Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообра- зии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство –
    очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
    Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой граждан- ского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того,
    это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекаю- щие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс,
    существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою дея- тельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.
    История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом прохо- дит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущно- сти, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате при- нуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, –
    народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности». В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабли- вают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рас- сматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и циви- лизации.
    Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты госу- дарства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    74
    конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.
    § 2. Плюрализм в понимании и определении государства
    С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цице- рона было немало последователей в разное время и в различных странах – основатель норма- тивистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н.М. Коркунов. Он утверждал, что «госу- дарство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию право- порядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
    В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:
    1) совокупность человеческих индивидов;
    2) определенную территорию;
    3) суверенную власть;
    4) правительство.
    «Под именем государства, – писал Г.Ф. Шершеневич, – понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».
    Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государ- ства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отож- дествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществля- ющих власть (правительством). В.И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть:
    «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».
    Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права.
    «Государство не совокупность людей определенного рода, – утверждал Ф.Ф. Кокошкин, –
    а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними».
    Однако «форма общежития», форма организации общества – тоже лишь один из признаков,
    но не все государство.
    Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частно- сти, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы ска- зать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют „политическими», то есть в наши дни – государствам или союзам, которые истори- чески предшествовали современному государству».
    Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они счи- тали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осу- ществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи нахо-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    75
    дит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но пожалуй,
    самое конфронта-ционное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».
    Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной про- паганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высо- кая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением обще- ства. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам.
    Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
    В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-тер- риториальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, спо- собная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следую- щая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управ- ление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
    Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая органи- зация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
    § 3. Признаки государства
    Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков,
    отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.
    Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уни- кальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего обще- ственно-политического института. Каковы же эти признаки?
    1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в тер- риториальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В госу- дарственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Госу- дарство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суве- ренная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт – подданство или гражданство.
    С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение госу- дарства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «госу- дарство» и «страна» во многом совпадают.
    От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государ- ство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    76
    власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, созда- ются добровольно по тем или иным интересам.
    2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не сов- падая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
    Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправ- ления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная осо- бенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых ком- плектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физи- ческого воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение,
    пустую абстракцию.
    Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть стано- вится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государствен- ное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).
    3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония либо доминион.
    Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховен- стве, самостоятельности и независимости.
    Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
    а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
    6) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
    в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
    Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
    В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная.
    Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.
    4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может.
    Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.
    Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности,
    подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
    § 4. Сущность государства
    Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержа- ние, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве явля- ются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными сло-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    77
    вами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остро- дискуссионной.
    Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народ- ные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государ- ственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор,
    пока одну властвующую элиту не сменит другая.
    К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессио- налы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
    Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемо- кратизмом, отрывают власть от народа.
    Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государ- ственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
    Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господству- ющий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е.
    власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.
    Классовый подход при раскрытии сущности государства – крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно.
    Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства – его сущ- ностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классо- выми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество – от разрушения, тем самым сохра- няя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.
    В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время свя- зано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противо- речивых, сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило клас- совость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.
    Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая,
    становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности одно- сторонней.
    На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда госу-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    78
    дарственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.
    § 5. Экономическая, социальная и научная основы государства
    Государство не может существовать, нормально функционировать и развиваться без эко- номического фундамента, базиса, под которым обычно понимаются система экономических
    (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственно- сти. От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет). Мировая история свидетельствует, что на разных этапах развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к эко- номике.
    Так, раннее капиталистическое государство опиралось на свободную (стихийную) рыноч- ную экономику, безраздельно господствующую частную собственность. Это дестабилизиру- юще действовало на общество: частная собственность порождала острую классовую борьбу,
    революционные выступления пролетариата, стихийный рынок – разрушительные кризисы.
    После крупных политических и экономических потрясений первой половины XX в. под давле- нием трудящихся государственно-правовое регулирование в экономической сфере было зна- чительно усилено, что повлекло кардинальные изменения в данной сфере. Наряду с частным капиталом появились и получили развитие государственная, кооперативная и особенно акци- онерная собственность. Государство взяло на вооружение такие методы управления, как пла- нирование и прогнозирование экономических процессов, стало проводить глубокую финан- сово-налоговую и кредитную политику. Все это обусловило появление у него новой основной функции – регулирования экономики в антикризисных целях, в интересах упрочения и разви- тия общества. Параллельно с экономической государство стало выполнять и социальную функ- цию – принятие пенсионного законодательства, установление пособий безработным, мини- мальной заработной платы и др. Под воздействием государственно-правового регулирования общество обрело как бы второе дыхание. Такое общество и государство не без оснований назы- вают посткапиталистическими.
    Иначе обстояло дело в Советском государстве. Оно опиралось на плановую экономику,
    на общенародную государственную собственность, которыми безраздельно управляло. Посте- пенно общенародная государственная собственность превратилась в ничейную, плодила рас- точительство, бесхозяйственность, что в конечном счете привело к глубокому экономическому кризису.
    Сказанное позволяет сделать вывод, что частная и государственная общенародная (обще- ственная) собственность полярны по своей природе, каждая из них обладает и достоинствами,
    и недостатками. Исторический опыт показывает, что оптимальной экономической основой современного государства может служить социально ориентированная рыночная экономика,
    опирающаяся на многообразие форм собственности (смешанная экономика), которые на рав- ных должны конкурировать друг с другом и доказывать свои преимущества.
    Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают. Государство в своей деятельности как раз на них и опирается. Значит, от широты социальной базы государства, активности общества при его поддержке зависят устойчивость, сила и мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную основу, социально неустойчиво,
    обычно опирается на насилие, обман. В подобном государстве возможны различные, в част- ности верхушечные, перевороты. Любому государству, любой государственной власти необхо- димы поддержка общества, вера народа в их могущество и справедливость. Престиж государ-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    79
    ственной власти основан на доверии к ней широких слоев населения. В уважении, доверии к власти заключена ее социально-психологическая суть. Именно здесь скрыта та глубокая тайна властвования, о необъяснимости которой писали многие мыслители прошлого, в том числе русские.
    Поддержка народом государства может быть осознанной и неосознанной. Последняя обычно опирается на мифы, эмоции, вызванные политикой популизма, обещаниями и посу- лами государственных деятелей. Осознанная поддержка – следствие всесторонней оценки результатов деятельности государства, его органов.
    Как уже отмечалось, современное государство – продукт длительной истории, одно из великих творений гения человечества. В своем функционировании государство не может опи- раться на метод проб и ошибок, а значит, ему необходим надежный научный фундамент.
    Известно, какое большое влияние на развитие государственности во всем мире оказали науч- ные концепции о правовом государстве, о разделении властей, о народном суверенитете и др.
    Мировой опыт показывает, что всякие значительные решения и действия по государствен- ному строительству требуют глубокой и всесторонней разработки, научной экспертизы, с тем чтобы из возможных вариантов выбрать наиболее оптимальный. Здесь, как ни в чем дру- гом, весьма актуально правило «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Да и печальный опыт нашей страны учит многому: многочисленные эксперименты, преобразования, перестройки,
    реформы в государственном строительстве, проводимые на основе субъективизма, волюнта- ризма, обычно приводили к негативным последствиям и крайне ослабили наше государство.
    Сегодня для создания научной основы Российского государства открылись широкие возмож- ности не только для юридической, но и для всех других гуманитарных наук.
    § 6. Закономерности развития государства
    Выявление и анализ повторяющихся, т. е. закономерных, связей, определяющих ход раз- вития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.
    Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные законо- мерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодей- ствия с динамично развивающимся обществом.
    Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных дости- жений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского»
    образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества,
    где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принци- пом разделения властей.
    Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует разверты- вание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало рас- пространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социаль- ную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы –
    министерства экономики, труда, культуры, образования и др.
    В этой связи небесспорно мнение о том, что в «развитии государства может быть отме- чен и ряд других тенденций: „уход“ государства от экономики, все большее его отдаление от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника». Практика показала, что именно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизи- ровало экономическую жизнь, оградило ее от экономических потрясений во многих странах

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    80
    мира. Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономер- ность – сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия.
    Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистиче- ских государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Рос- сия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая кон- фронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.
    Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шарахания из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, кла- новых интересах, подчиняется узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым.
    § 7. Соотношение государства и права
    Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоре- тические позиции по этой проблеме.
    Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Данная концеп- ция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена в отечественной научной и учебной литературе.
    Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы.
    Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление, столкновение государства и права неизбежно при- водит лишь к их взаимному ослаблению.
    В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. А потому соот- ношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга.
    Государство и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую соци- ально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре,
    способам функционирования и т. п. Например, если рабочая, механизменная часть государ- ства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, «ядро»
    права – нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право – в нормативную систему.
    Пожалуй, самый важный аспект рассматриваемого соотношения, нуждающийся в обсто- ятельной научной проработке – воздействие государства на право и влияние права на государ- ство. Подчеркнем, что только при активном взаимодействии государство и право могут пол- ноценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность.
    Современная юридическая наука считает, что основными сферами воздействия государ- ства на право являются правотворчество и (особенно) правореализация. Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в правотворчестве, однако абсолютизировать

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    81
    его роль в этом процессе нельзя. В такой абсолютизации как раз и заключается коренной недо- статок юридического позитивизма.
    Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформ- ляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей,
    притязаний – общественных правовых и нравственных идеалов и других общезначимых фак- торов. Но так или иначе, государство придает праву важные свойства – формальную опреде- ленность, общеобязательность.
    Еще более значительна роль государства в реализации права, в претворении его в жизнь.
    Ведь неработающее, нереализующееся право мертво. И тут во многом прав В.И. Ленин, утвер- ждавший, что «право есть ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права». В самом деле, какое значение имели бы нормы, скажем, административного или уго- ловного права без правоохранительных органов? За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять право- вые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участ- вовать и граждане, и институты гражданского общества.
    Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само госу- дарство объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчи- вое функциональное взаимовлияние.
    Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функ- ционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитим-ный характер.
    Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определен- ному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу инсти- тутов гражданского общества, частную жизнь граждан и т. д. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и кон- тролируемым. Право – важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.
    В последние годы в общественное сознание внедряются идеи «Право выше государства»,
    «Право первично, государство вторично», заимствованные из раннебур-жуазной либеральной естественно-правовой доктрины. Может, при помощи этих идей хоть как-то удалось поднять престиж права в нашем обществе? Пожалуй, наоборот: противопоставление права государству и особенно права закону послужило одной из причин распространения беззакония, беспредела и ослабления государства.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    82
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   35


    написать администратору сайта