фрейд. А.Фрейд Психоанализ детских неврозов и детская сексуальность. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов
Скачать 2.19 Mb.
|
Эпикриз 345 ниям Задгера, проделывают в детстве амфигенную фазу, мы встречаем инфантильное преобладание зоны половых органов и, особенно, мужского органа. И это превознесение мужского полового органа становится роковым для гомосексуалистов Они в детстве избирают женщину своим сексуальным объектом до тех пор, пока подозревают у нее обязательное существование такого же органа, как у мужчин, когда они убеждаются, что женщина разочаровала их в этом пункте, она становится для них неприемлимой в качестве сексуального объекта Они не могут себе представить без penis'a лицо, которое должно их привлекать к сексуальным отношениям, и при благоприятном случае они фикси руют свое либидо к "женщине с penis'ом", к юноше с женоподобной внешностью Итак, гомосексуальные — это лица, которые вследствие эрогенного значения собственных половых органов лишены возможности принять сексуальный объект без половых органов, подобных своим. Ни пути развития от автоэротизма до любви к объекту они фиксировались на месте, находящемся ближе к автоэротизму. Нет никакого основания допускать существование особого гомосексуального влечения Гомосексуальный вырабатывается не вследствие особенности во влечении, а—в выборе объекта. Я могу сослаться на указание, которое я сделал в "Теории полового влечения", что мы ошибочно представляем себе слишком тесной связь между влечением и объектом в сексуальной жизни. Гомосексуальньш со своими, быть может, нормальными влечениями не может развязаться со своим объектом, выбранным им благодаря известному условию В своем детстве, когда это условие обычно имеет место, он может вести себя как наш маленький Ганс, который без различия нежен как с мальчиками, так и с девочками, и который при случае называет своего Друга Фрица "своей милейшей девочкой". Ганс гомосексуален, как все дети, соответственно тому, что он знает только один вид половых органов — такой, как у него. Дальнейшее развитие нашего маленького эротика идет не к гомосексуальности, но к энергичной полигамически проявляющейся мужественности, в которой он в зависимости от меняющихся женских объектов знает, как действовать: в одном случае от решительно наступает, в других он страстно и стыдливо тоскует В период, когда других объектов в любви нет, его склонность возвращается к матери (от которой он уходит к другим), чтобы здесь потерпеть крушение в форме невроза. Тут только мы узнаем, до какой интенсив- 346 3. Фрейд ноет развивается любовь к матери, и какая судьба ее постигла. Сексуальная цель, которую он преследовал у своих приятельниц, "спать у них", исходила от матери. Цель эта определена словами, которыми пользуются и в зрелом возрасте, хотя с другим, более богатым содержанием. Мальчик наш о6ь1чнь1м путем, в годы раннего детства, нашел путь к любви к объекту и новый источник наслаждения: сон рядом с матерью стал для него определяющим. В это сложном чувстве мы могли бы на первое место поставить удовольствие при прикосновении к коже, которое лежит в нашей конституции, и которое, по кажущейся искусственной номенклатуре Молля (Moll), можно было бы назвать удовлетворением влечения к контректации (к прикосновению). В своих отношениях к отцу и матери Ганс самым ярким образом подтверждает все то, что я в своей сексуальной теории говорил о сексуальных отношениях детей к родителям. Он действительно маленький Эдип, который хотел бы "устранить прочь" отца, чтобы самому остаться с красивой матерью, спать с ней. Это желание появилось во время летнего пребывания в деревне, когда перемены, связанные с присутствием или отсутствием отца, указали ему на условия, от которых зависела желаемая интимность с матерью. Тогда, летом, он удовольствовался желанием, чтобы отец уехал. К этому желанию позже присоединился страх быть укушенным белой лошадью, — благодаря случайному впечатлению, полученному при отъезде другого отца. Позже, вероятно, в Вене, где на отъезд отца больше нельзя бьгло рассчитывать, уже появилось другое желание, чтобы отец подолгу был в отсутствии, был мертв. Исходящий из этого желания смерти отца и, следовательно, нормально мотивированный страх перед ним образовал самое большое препятствие для анализа, пока оно не было устранено во время разговора у меня на дому1). На самом деле наш Ганс вовсе не злодей и даже не такой ребенок, у которого жестокие и насильственные склонности человеческой природы развиваются без задержек в этот период его жизни. Напротив, он необыкновенно добродушен и нежен; отец отметил, что превращение агрессивной наклонности в сострадание произошло довольно рано. Еще 1) Обе случайные мысли Ганса: малиновый сок ч ружье для убывания, наверное, детерминированы не с одной только стороны. Вероятно, они столько же связаны с ненавистью к отцу, сколько с комплексом запора. Отец, который сам угадал последнюю связь, думает еще при "малиновом соке " о "крови ". Эпикриз 347 задолго до фобии он начинал беспокоиться, когда при нем в детской игре били "лошадку", и он никогда не оставался равнодушным, когда в его присутствии кто-то плакал. В одном месте анализа у него в известной связи обнаруживается подавленная частица садизма ''; но она подавлена, и мы позже из этой связи сможем догадаться, зачем эта частица появилась, и что она должна заместить. Ганс сердечно любит отца, по отношению к которому он питает желание смерти, и в то время, как его ум не признает этого противоречия2), он оказывается принужденным его демонстрировать тем, что он ударяет отца и сейчас же целует то место, которое ударил. И нам следует остеречься признать это противоречие пре-досудительнь1м; из таких противоположностей преимущественно и складывается жизнь чувства у людей31; быть может, если бы это бь1ло иначе, дело не доходило бы до вытеснения и до невроза. Эти контрастные пары в ссрере чувств у взрослых доходят одновременно до сознания только на. высоте любовной страсти; обыкновенно один член такой пары подавляет другой до тех пор, пока удается держать его скрытым. В душе детей такие пары могут довольно мирно сосуществовать рядом, несмотря на их внутреннее противоречие. Наибольшее значение для психосексуального развития нашего мальчика имело рождение сестры, когда ему было 3 1/2 года. Это событие обострило его отношения к родителям, поставило для его мышления неразрешимые задачи, а присутствие при ее туалете оживило в нем следы воспоминаний из его собственных прежних переживаний, связанных с наслаждением. И это влияние вполне типично. В неожиданно большем количестве историй жизни и болезни нужно взять за исходньш пункт эту вспьпцку сексуального наслаждения и сексуального любопытства, связанньк с рождением следующего ребенка. Поведение Ганса по отношению к пришельцу то же самое, что я описал в "Толковании сновидений". Во время лихорадки, через несколько дней после рождения сестры, он обнаруживает, насколько мало он соглашается с этим увеличением семьи. Здесь всегда прежде всего появляется враждебность, а затем уже может последовать и нежность41. Страх, что может появиться еще новый J) Желание бить и дразнить лошадей. 2) См. критические вопросы, предложенные отцу. 3) "Я — не книга — результат фантазии, Я — человек со всеми его противоречиями". (C.F.Meyer, Huttens leWe Tage). 4) Сравни его намерение по отношению к тому периоду, когда маленькая девочка сможет говорить. 348 3. Фрейд ребенок, с этого момента занимает определенное место в его сознательном мышлении. В неврозе эта подавленная враждебность замещается особь1м страхом перед ванной. В анализе он откровенно обнаруживает свое желание смерти сестре, и не только в тех намеках, которые отец должен дополнить. Его самокритика указывает ему, что желание не столь скверно, как аналогичное желание по отношению к отцу. Но бессознательно он, очевидно, к обоим относится одинаково, потому что и отец, и сестра отнимают у него маму, мешают ему быть с ней одному. Это событие и связанные с ним вновь ожившие переживания дали еще и другое направление его желаниям. В победной заключительной фантазии он подводит итог всем своим эротическим побуждениям, происходящим из автоэротической фазы и связанным с любовью к объекту. Он женится на своей прекрасной матери, имеет несчетное число детей, за которыми он по своему может ухаживать. 2 В один прекрасный день Ганс заболевает на улице страхом. Он не может еще сказать, чего он боится, но уже в начале своего припадка страха он выдает отцу мотив своего заболевания, выгоды болезни. Он хочет оставаться около матери, ласкаться к ней; в этой тоске по матери некоторую роль, как думает отец, могло сыграть воспоминание, что он был удален о нее, когда появилась новорожденная. Вскоре выясняется, что этот страх уже больше не может быть обратно заменен тоскою, так как он испытывает страх даже тогда, когда мать идет с ним. А между тем мы получает указание, на что фиксируется его либидо, превратившееся в страх. Он обнаруживает весьма специальный страх, что его укусит белая лошадь. Такое болезненное состояние мы называем "фобией", и мы могли бы причислить ее к боязни лошадей, но последняя отличается тем, что неспособность ходить по улице легко исправима, когда больного сопровождает известное выбранное для этого лицо и в крайнем случае врач. Фобия Ганса не вьвдерживает этого условия, она перестает быть связанной с пространством и все отчетливее избирает своим объектом лошадь; в первые же дни на высоте своего тревожного состояния он высказывает опасение, что "лошадь войдет в комнату", которое мне так облегчило понимание его страха. Положение фобий в системе неврозов до сих пор было неопределенным. Кажется, можно с уверенностью сказать, Эпикриз 349 что в фобиях нужно видеть только синдромы, принадлежащие к различньпл неврозам, и им не следует придавать значение особых болезненных процессов. Для фобий наиболее частых, как у нашего пациента, мне кажется целесообразным название истерии страха (Angsthysterie); я предложил его д-ру Штеккелю (W. Steckel), когда он взялся за описание нервных состояний страха, и я надеюсь, что это название получит права гражданства1). Оправданием ему служит полное соответствие между психическим механизмом этих фобий и истерией, за исключением одного пункта, очень важного для различения этих форм. Либидо, освобожденное из патогенного материала путем вытеснения в истерии страха, не конвертируется, т.-е. не переходит из сферы психики на телесную иннервацию, а остается свободным в виде страха. Во всех случаях болезни эта истерия страха может в каких угодно размерах комбинироваться с "конверсионной истерией". Но существуют как чистые случаи конверсионной истерии без всякого страха, так и случаи чистой истерии страха, выражающиеся в ощущениях страха и фобиях без примеси конверсии; случай нашего Ганса принадлежит к числу последних. Истерии страха принадлежат к числу наиболее частых психоневротических заболеваний и, самое главное, появляющихся раньше всех в жизни; это, можно сказать, — неврозы периода детства. Когда мать рассказывает про своего ребенка, что он "нервен", то можно в 9 случаях из 10-ти рассчитывать, что ребенок имеет какой-нибудь страх или много страхов за раз. К сожалению, более тонкий механизм этих столь важных заболеваний еще недостаточно изучен. Еще не установлено, находятся ли эти условия происхождения истерии страха (в отличие от конверсионной истерии и других неврозов) в конституционных моментах или в случайных переживаниях, и какая комбинация тех или иных условий дает эту болезнь. Мне кажется, что это невротическое заболевание меньше всего зависит от особой конституции и вследствие этого легче всего может быть приобретено во всякий период жизни. Довольно легко выделить один существенный признак истерии страха Эта болезнь всегда развивается преимущественно в фобию; в конце концов больной может освободиться от страхов, но только за счет задержек и ограничений, которым он должен себя подвергнуть. При истерии 1) W Steckel Nerv(o)se Angstrtusl(a-)nde und ihre Behandlung 1908 350 ЗФреуд страха уже начинается психическая работа, имеющая целью психически связать ставший свободным страх. Но эта работа не может не превратить страх обратно в либидо, ни связать его с теми комплексами, из которых происходит это либидо. Не остается ничего другого, как предупреждать всякий повод к развитию страха путем психических над-строек в форме осторожности, задержки, запрещения. Эти психические прикрытия проявляются наружу в форме фобии и кажутся нам сущностью болезни. Нужно сказать, что лечение истерии страха было до сих пор чисто отрицательным. Опыт показал, что невозможно, а при некоторых обстоятельствах даже опасно, достигать излечения болезни насильственным путем, ставя больного в такое положение, при котором у него должен развиваться страх, после того, как его лишают прикрытия. Таким образом, его заставляют искать себе защиты там, где он надеется ее найти, и проявляют к нему не имеющее на него влияния презрение за его "непонятную трусость". Для родителей нашего маленького пациента с самого начала уже бь1ло ясно, что здесь ни насмешкой, ни строгостью ничего сделать нельзя, и что нужно искать доступа к его вытесненным желаниям психоаналитическим путем. Успех вознаградил необычайные труды отца, и его сообщения дают нам возможность проникнуть в самую структуру подобной фобии и проследить путь предпринятого анализа. Мне не кажется невероятным, что для читателя этот аналлз вследствие его обширности и обстоятельности потерял в некоторой мере свою ясность. Поэтому я хочу сначала вкратце повторить его, оставляя ненужные подробности и отмечая те факты, которые шаг за шагом можно будет констатировать. Прежде всего мы узнаем, что вспышка припадка страха была не столь внезапна, как это может показаться с первого взгляда. За несколько дней до того ребенок проснулся от кошмарного сна: мать ушла, и теперь у него "нет мамы, чтобы ласкаться к ней". Уже этот сон указывает на процесс вытеснения значительной интенсивности Его нельзя истолковывать так, как большинство тревожных сновидений, что мальчик испытал во сне страх соматического происхождения и затем уже использовал его для исполнения интенсивно вытесненного желания (ср. "Толкование сновидений"). Сновидение Ганса — это настоящее сновидение наказания и вытеснения, при котором наруша- Эпикриз 351 ется самая функция сновидения, так как Ганс со страхом пробуждается. Можно легко восстановить самый процесс, имевший место в бессознательном. Мальчику снилось, что его ласкает мать, что он спит у нее: все наслаждение превратилось в страх, и все содержание представления стало прямо противоположным. Вытеснение одержало победу над механизмом сновидения. Но начало этоапсихологической ситуации можно отнести еще к более раннему периоду. Уже летом у него подобные тоскливо-тревожные настроения, во время которых он высказывал приблизительно то же, что и теперь, и которые давали ему то преимущество, что мать брала его к себе в постель. С этого периода мы могли бы уже признать существование у Ганса повышенного сексуального возбуждения, объектом которого оказалась мать, а интенсивность которого выразилась в двух попытках совращения матери (последняя незадолго до появления страха). Это возбуждение привело его к ежевечернему мастурба-торному удовлетворению. Произошло ли превращение возбуждения спонтанно, вследствие отказа матери или вследствие случайного пробуждения прежних впечатлений при случае, послужившим "поводом" к заболеванию, этого решить нельзя, но это и безразлично, так как все три возможности не противоречат друг другу. Но несомненен факт превращения сексуального возбуждения в страх. Мы уже слышали о поведении мальчика в начале его страха и о первом содержании страха, на которое он указывал, а именно, что его укусит лошадь. Тут происходит первое вмешательство терапии. Родители указывают на то, что страх является результатом мастурбации, и стараются его отучить от нее. Я принимаю меры к тому, чтобы ему основательно подчеркнули его нежность к матери, которую ему хотелось бы выменять на страх перед лошадьми. Маленькое улучшение, наступившее после этой меры, вскоре во время соматической болезни исчезает. Состояние остается неизмененным. Вскоре Ганс находит источник боязни, что его укусит лошадь, в воспоминании о впечатлении в Гмундене. Уезжающий отеи предупреждал тогда сына: "Не подноси пальца лошади, иначе она тебя укусит". Словесная форма, в которую Ганс облек предостережение отца, напоминает форму, в которой было сделано предупреждение против онанизма. Получается впечатление, что родители правы, полагая, что Ганс испытывает страх перед своим онанистичес- 352 3 Фрейд ким удовлетворением. Но связь получается все еще непрочная, и лошадь кажется попавшей в свою устрашающую роль совершенно случайно. Я высказал предположение, что вытесненное желание Ганса могло означать, что он во что бы то ни стало хочет BitqeTb"Wiwimaher" матери. Так как поведение его по отношению к новопоступившей прислуге соответствовало моему предположению, то отец дает ему первое разъяснение: "У женщин нет Wiwimaher'a". На эту первую помощь Ганс реагирует сообщением своей фантазии, в которой он видел мать прикасающейся к его Wiwi-maher'y. Эта фантазия и высказанное в разговоре замечание, что его Wiwimaher все-таки вырос, дают возможность в первый раз заглянуть в ход бессознательных мыслей пациента. Он действительно находился под впечатлением угрозы матери кастрацией, которая имела место 1 1/4 года назад, так как фантазия, что мать делает то же самое (обыкновенный прием обвиняемых детей), должна освободить его от страха перед угрозой; это — защитная фантазия. В то же время мы должны сказать, что родители извлекли у Ганса из его патогенно-действующего материала тему интереса к Wiwimaher'y. Он последовал за ними в этом направлении, но самостоятельно не принимал участия в анализе. Терапевтического успеха еще не было заметно. Анализ далеко ушел от лошадей, и сообщение, что у женщин нет Wiwimaher'a, по своему содержанию скорее способно было усилить его заботы о сохранении собственного Wiwimaher'a. Но мы прежде всего стремимся не к терапевтическому успеху; мы желаем привести пациента к тому, чтобы он мог сознательно охватить свои бессознательные побуждения. Этого мы достигаем, когда на основании указаний, которые он нам делает, при помощи нашего искусства толкования своими словами вводим в его сознание бессознательный комплекс. Следы сходства между тем, что он услышал, и тем, что он ищет, что само, несмотря на все сопротивления, стремится дойти до сознания, помогают ему найти бессознательное. Врач идет немного впереди; пациент идет за ним своими путями до тех пор, пока у определенного пункта они не встретятся. Новички в психоанализе обыкновенно сливают в одно эти два момента и считают, что момент, в который им стал известен бессознательный комплекс больного, в то же время есть момент, когда этот комплекс стал понятен и больному. Они |