христианское консультирование и духовное исповедание. Дипломной работы по теме Христианское консультирование и служение исповедания
Скачать 322 Kb.
|
добрым в смысле Священного Писания в этой ситуации намного труднее. Недавно, в церкви, после одной из моих проповедей ко мне подошел человек и обвинил меня в отсутствии любви к пастве, мотивируя тем, что я слишком прямо и понятно дал понять “спящим”, что они спят, опоздавшим на час- что они действительно опоздали, как раз пришли во время проповеди и. т. д. то есть о дисциплине и прилежности членов церкви. Обвинение серьезное и я спросил, как же мне нужно было сказать? И он ответил: “с любовью!”. Превратное понимание о любви вообще и тем более о любви Христовой уводит людей с истинных путей христианской жизни. Если бы проповедник не любил тех к кому он говорит, он не сказал бы им того к чему побуждал его Дух Святой. Куда проще, равнодушно и без истинных нужд людей, сказать что-то “красивое, успокаивающее, ласкающее слух” и уйти с кафедры уступив место другому. Нет, не это есть любовь Христова! Жест любви и ее выражение будет именно в том, чтобы сказать правду; проявить сострадание, строгость и бескомпромиссность, на основании Библии помочь увидеть человеку его “опасное состояние.” - “ Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху” (2Тим. 4:3). Это время уже пришло и мы являемся живыми свидетелями того, о чем предупреждает нас Слово. Некоторые сейчас красиво говорят, обходя молчанием библейскую истину о грехе, беззаконии, погибели, покаянии, боясь быть неправильно понятыми или потерять расположение людей. Говорят и повествуют о том, что желают от них услышать люди. “Кто говорит виновному: ты прав, того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена; а обличающие будут любимы, и на них прийдет благословение”(Притч24:24-25). Можно понять человеческое желание начинающего консультанта произвести хорошее впечатление на собеседника и показывать ему свою начитанность, демонстрируя при этом эрудицию, умение вести беседу, заинтриговывать всевозможными эмоциональными всплесками, на самом деле не являясь полезным для него. Это далеко не христианское консультирование и не желание быть водимым Духом Божиим. Мы же должны твердо стоять на библейских принципах консультирования, так как Господь избрал нас к этому служению и поставил, чтобы мы искренне , бескомпромиссно и с любовью говорили то, к чему нас обязывает положение пред Богом и людьми. “Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком” (Притч. 28:23). На консультацию пришла сестра Н. и со слезами на глазах рассказала о своей нужде, я бы сказал горе, виновата в котором была именно она сама. Открыв Библию и побеседовав с нею, а так же помолившись мы пришли, казалось бы, к обоюдоприемлемому решению. Она все поняла и уже готова была раскаяться в совершении греха пред Господом и пред другим человеком, и тут вдруг произошло непредвиденное, когда я назвал вещи своими именами и осудил совершенный ею грех. Она резко встала с места и с гневом, на какой была способна, проговорила мне: “Кто ты таков, что осуждаешь мой грех, кто тебя уполномочил это делать, сама согрешила, сама и выпутаюсь из него!?” Я не стал ее задерживать, когда она, резко хлопнув дверью, вышла. К великому сожалению, иногда консультанту приходится выступать и в роли судьи греха, греховных поступков, и даже последствий принятия людьми неверных решений....Нет, не осуждения самих людей, а их грехов; но наша падшая природа человеческая никак не хочет согласиться с этим. Слава Богу за Его безграничную милость к нам; Господь вернул таки эту сестру вновь ко мне, но уже через месяц ее размышлений. И теперь было только одно: “ Брат, если можешь, помолись за меня Господу, я во всем виновата сама!” Мы молились и она сама сказала Иисусу все, что хотела сказать. Были слезы, Божие прощение, освобождение от греха и освящение! Как много дает нам Иисус от щедрот милости Своей, и как порою Он научает нас примерами из нашей же жизни. Войти в положение пришедшего к нам человека, увидеть его проблему его же глазами, понять его и помочь ему выйти из нее указав на Иисуса Христа, как нашего Защитника, Начальника и совершителя нашей веры, нашего Ходатая пред Богом. Люди приходящие к нам , нуждаются в практической помощи решения своих проблем, мы же, не должны способствовать переакцентировке их внимания с Бога на самих себя. К сожалению, подобные вещи иногда происходят и люди прийдя к нам видят в нас “всемогущих” и всезнающих. Они очень надеются на свой визит и на помощь полученную именно от человека, смотрят на человека, как на последнюю инстанцию в их (хождениях по мукам).Наша прямая обязанность, как служителя Божия, помочь человеку увидеть истинного Врача и Даятеля, Господа нашего Иисуса Христа. Мы не должны ничего делать за человека, как “предстоятели”, но только вместе с ним принося его нужду Богу, молясь вместе с ним, ходатайствуя не, как какие-то “чародеи или волхвователи”, но как служители Божии, Его сосуды и инструменты, посредством и через которых, Господь продолжает и сейчас служить людям. Невозможно практически отделить служение консультирования и исповедания от служения Богу. Пришла сестра Г. и устраиваясь на стуле, с улыбкой сказала: “мне говорили, что вы все можете! помогите мне.” - необходимо тут же разбить вот эту уверенность в человеческие силы и возможности, и я ей сказал об этом. Она с огорчением проговорила, зачем же я пришла? Приходила она еще два раза и только на третий мне удалось убедить ее в том, что я , человек, здесь совершенно ни при чем, а только Господь, Он все во всем. И те, кто понимают это не только умом но и сердцем своим, получают просимое. “Я Господь, Славы Моей не дам никому” и все, что происходит на этой земле - все в компетенции Его. А вот другой пример” приходит мужчина, как я потом узнал, брат и ищет именно меня. Конечно, согласитесь странно, кто я таков, чтобы меня искали совершенно мне незнакомые люди? Познакомившись, и немного поговорив, я узнал причину толкнувшую этого человека к этой беседе. На первый взгляд было видно, что с ним что-то не так. Он был какой-то согбенный, сам в себе, страдание на лице, бегающий взгляд, за который нельзя никак ухватиться, что-то недоговаривает и как будто спешит. Грех, совершенный им, сделал его таким! и, как я понял потом, в процессе беседы-прощенный Иисусом грех, но не исповеданный. Здесь очень интересный момент в служении консультирования. Все мы согрешаем и все молимся и просим Господа о помилованиии прощении, и Он прощает, если мы верим, что получим просимое. Есть же люди, как и этот брат, которые не могут простить сами себя, уже после того, как Господь их простил. Кто-то может сказать, странная теория и непохожая на христианскую. Может быть, но именно такие случаи консультирования достаточно часты и эта теория, как ни странно, имеет место в нашей христианской действительности. Ведь не секрет, что всякое консультирование - это исповедание, и мы становимся невольными исповедателями, когда человек изливает нам свои нужды, проблемы, свои греховные тайны или секреты, наконец открывает или приоткрывает часть своей жизни, даже порою вверяя в наши руки свою судьбу. И как важно с нашей стороны именно в таких случаях отнестись к человеку со всем вниманием, доброжелательностью, участием и пониманием. ... Он недоумевал: как подобное могло произойти именно с ним, человеком верующим, несущим два года тому назад, дьяконское служение, хорошим семьянином, любящим свою жену и детей, у него их двое, а я глядя на него в свою очередь думал: с чего же начать “лечение” этого исстрадавшегося и измученного, гнетом греха, человека? Ведь этому человеку не нужно было рассказывать о том, что человек по сути своей - грешник, т. е. греховен от рождения своего. (Рим. 3:23) “Все согрешили и лишены славы Божией”, что он сам несет всю полноту ответственности перед Богом и людьми за свои мысли, чувства, греховные дела, поступки и их последствия. Все это очень хорошо знал он, будучи служителем Божиим, кстати, и сейчас его никто не снимал с дьяконского служения. Он самоупразднился будучи мучим силою и тяжестью совершенного греха. Его состояние говорило само за себя, и действительно начинаешь четко понимать слова Библии, где сказано в Ис. 59:2 “ Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать.” Через любое грехопадение человек разобщен с Богом и не имеет мира, покоя и радости жизни. Грех непрощения самого себя, в данной ситуации для этого брата, являлся хорошим плацдармом для происков сатаны и он постоянно напоминал человеку о том, что было. Мы долго разговаривали с ним обо всем и в частности о нем и его ситуации. Мысленно и сердцем своим я в продолжение всей беседы обращался к Иисусу за советом и помощью и Господь дал мудрость. Нужду этого брата в молитве мы вместе с ним отдали Христу. Было раскаяние в совершенном, было исповедание и Господь принял это исповедание, освободив и от власти лукавого, и от самого состояния виновности в грехе. Одним словом, произошло полное освобождение от греховной зависимости именно того, что уже давно было прощено Богом. Но человек жил и мучился, нося этот тяжелый грех в течение двух лет, не имея возможности хотя бы кому-то излить всю горечь своей души. Понимал ли он, что с ним происходило; на мой вопрос он ответил, что нет“. Мне просто было очень плохо! Мы видим, как совершился здесь на земле суд над грехом этого брата. “... слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день” (Ин 12:48). Его, т.е. человека, всех нас не устоявших в истине Божией и не исполнивших воли Его. Нужно было видеть состояние этого человека после того, как он получил освобождение, которое дал ему Иисус. Разительная перемена в настроении, чувствах, поведении, распрямился, (грех больше не давит) улыбается и до бесконечности рад. Вскоре он уехал. Из его слов о себе: (в Москву приехал по делам работы и уже здесь ему Бог сказал, чтобы он пришел в союз Россию, зачем? - он не знал, знал только, что очень нужно ему здесь быть). И первый, кого он здесь увидел, был я. На удивление в тот день никого из более весомых, старших не было, и если бы кто был, то наверняка я переадресовал бы его к ним. Но Иисус все сделал по своему, как Ему угодно было, Слава Ему вечная за все, что Он делает для нас. Когда этот брат уходил от нас и его увидела жена моя, а она не знала ничего из того что было, и не присутствовала при нашем разговоре- она спросила: “Что ты ему дал, что он пошел такой счастливый?” - Я? ничего! Ему все дал Иисус! Этот день и для меня был очень значимым в моей духовной жизни и служении, и поплакал я в удовольствие, глядя на человека освобожденного от тяжести греха, и еще приобрел я брата и друга, с которым теперь поддерживаю связь. Слава Христу Иисусу за Его великую милость ко всем нам! Как хорошо вселить в консультируемого надежду на лучшее, на благополучный исход его ситуации. И сделать это желательно в первую половину беседы с подопечным. Вселяя эту надежду, мы помогаем ему увидеть глубинный корень его проблемы, его ситуации, а так же в его позитивном отношении к ней. Очень важно, чтобы консультируемый четко себе представлял, как относится Бог к его проблеме, и, конечно же, выход из этой проблемы. Сестра Ю. пришла на аудиенцию с вопросом, может ли она без последствий для себя уйти из своей церкви в другую. На вопрос, почему она хочет это сделать, последовала длинная тирада обвинений в адрес “всех” без исключения членов церкви. Все плохие, не такие!... Она, одна из многих, приходящих на консультацию, которые в первую очередь хотят изменить других, сделать их по своему усмотрению лучшими, изменить обстоятельства вокруг себя, среду; но не самих себя. Конечно, это естественное состояние человека и его желание, но задача консультанта подсказать человеку, что Господь не всегда меняет обстоятельства среды окружения человека, Он хочет изменить человека именно в той среде, где он находится и показать ему несостоятельность его чувственного мышления. Со всей ответственностью мы обязаны и призваны ясно рассказать каждому пришедшему к нам человеку, его положение, как человека рожденного свыше, в глазах Божиих. Он должен знать, что является дитем Его. В 1 Ин. 3:1 мы читаем “Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими” idete potaphn agaphn dedwken hmin o pathr ina tekna qeou klhqwmen: kai esmen. dia touto o kosmo" ou ginwskei hma" oti ouk egnw auton. И с другой стороны, консультируемый всегда должен помнить, кем Бог стал для него, если он рожден свыше. Это очень важно и вселяет надежду и уверенность в разум и сердце человека. В Ин 15:14-15, мы читаем “ Вы друзья Мои,,, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего”. Очень важно показать основную цель и значение возникших проблем, а так же последствий и сложившихся обстоятельств для самого консультируемого и для окружающих его людей. Постараться вместе с ним определить причину того, что произошло и дать конкретное видение этой проблемы в свете Библии. И наконец, в результате вашей беседы с подопечным, как итог, должно главенствовать одно нерушимое и основное условие, которое должен усвоить он (она) что Господь любит их. Любовь эта выражена как превосходство Божией силы над любой проблемой, Его власти и милости. “А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно” (Мф. 19:26). Некоторые и особенно молодые христиане очень часто теряют надежду и упование в своем сердце, особенно в трудных критических ситуациях жизни, забывая о том, кем они являются в газах Божиих. Чаще всего те, кто приходит к нам и ищет ответа на вопросы поставленные им различными обстоятельствами жизни, как правило плохо, или совершенно искаженно понимают себя и свои обстоятельства, нужды и проблемы, и что самое плохое, не видят причин их возникновения. Находясь в таком состоянии, они фактически в рабстве своих, кажущихся, таких непреодолимых “бед.” Видя и понимая их состояние, мы должны молитвенно вместе с ними искать водительства Духа Святого. Затем, и это очень важно в служении консультирования, показать человеку правду о нем и его проблемах, причинах их возникновения и библейский выход из них. Параллельно с этим необходимо открывать истину о Боге, Его любви и милости, Его обетованиях и верности сказанного через Слово свое, Его отношении к человеку и всем его нуждам. У многих, и особенно молодых христиан, я имею в виду срок пребывания в вере, неправильное превратное представление о Боге и Его отношении к своим детям. Одна сестра Л. пришла с проблемой семейной и просила помочь ей в этом. Мы долго с нею беседовали, рассуждали, читали места Священного Писания, и все шло очень хорошо. Перед второй молитвой я принес ее проблему Богу и просил Его чтобы он помог нам решить, ее, эту проблему. Перед уходом эта сестра говорит мне несколько смутившись: “Брат, а вы действительно так думаете, что Иисусу есть дело до моих человеческих проблем?” Ведь Он Бог и нас у него так много!” Для меня, это признание невольное ее, было подобно возгласу “Эврика (euriskw)!” Мы начали все сначала и она еще неоднократно приходила ко мне, а так же и я посещал ее семью, пока она наконец не поняла, что Богу есть дело до всех, и что Он любит нас не за то, что мы хорошие и заслужили эту любовь, а потому, что Он Господь и это Его Святая суверенная воля. Потому, что Он сотворил всех нас по подобию и образу своему и любит нас, как свое творение. Потому, что он Сам пришел в наш мир вочеловечившись в Иисусе Христе, спас нас, даровав нам свое наследие, и мы Его, мы не свои и не принадлежим самим себе. Он имеет все права на нас, а потому отдадимся Ему всей нашей сущностью и будем послушны Ему, как и Христос был послушен Ему до смерти и смерти крестной. У нас есть Великий пример такого послушания и это сам Господь наш Иисус Христос! Слава Ему во веки веков! “ Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин. 8:31-32). Для приобретения лучшего практического опыта в консультировании нам необходимо рассмотреть подробнее некоторые сферы человеческой сущности, его внутреннего мира, чтобы как можно глубже познать и понять и себя и людей приходящих к нам, которым мы и призваны служить. Одна из таких сфер, или часть сущности каждого из нас, это духовная, душевная и физическая сторона нашей жизни, которую знаем мы и которую видят окружающие нас люди. Но не всегда и не все, мы с готовностью согласились бы показать людям, так как это сугубо “наше” потаенное и наоборот, то что мы желаем чтобы увидели в нас люди, мы стараемся показать с лучшей, выгодной для нас стороны. Это так называемое врожденное честолюбие и это естественно, хотя и не всегда приемлемо. Будучи взрослыми и вполне нормальными, мы иной раз ловим себя на мысли, что ждем похвалы от людей. И это вполне нормально для человека в каком бы возрасте он не был. Налицо черта характера, которую не видят люди, но знаю о ней я. И наоборот, в нас есть такие проявления о которых мы практически почти не знаем, но люди окружающие нас хорошо их видят. Сюда можно отнести, опять же, черты характера, привычки, поступки , темперамент и другие нюансы нашей сущности. Чтобы осознать и понять то, что в нас, нам необходимо беспристрастно посмотреть на себя со стороны, т.е. посмотреть на себя “чужими” глазами. И даже, если мы увидим, что оценка произведенная нами будет отрицательной и воспримется болезненно, тем не менее такое знание о себе нам очень необходимо, так как без него невозможны всестороннее, полноценное развитие и духовный рост. Всестороннее понимание этого аспекта поможет нам в служении и научит нас видеть себя глазами тех, кто приходит к нам. Если мы понимаем, что консультирование - процесс продолжительный, то мы поймем и другое, консультируя, мы постоянно совершенствуемся и учимся от других, приобретая духовный опыт. Еще есть та часть человеческой сущности и жизни, которую человек стыдливо пытается скрыть, страшась, чтобы о ней не узнали другие. И, конечно, никто не узнает ничего до тех пор, пока сам человек не пожелает открыться пред людьми. “Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?... ”(1 Кор 2:11). Здесь могут быть давно подавленные чувства, тайные стремления, нечистые мысли, горькие воспоминания, не осуществленные мечты и желания, и все это человек может носить в себе до самой смерти или даже унести в могилу. Однажды я был позван к человеку, христианину, который был при смерти. Когда я пришел, он попросил всех выйти из комнаты, где он лежал, попросив остаться меня и свою жену. Начав свое исповедание, он пространно рассказывал своей жене в моем присутствии о том, как он сорок два года тому назад был неверен ей. В начале войны был взят в плен, потом бежал и спасся благодаря сестре немке, которая скрывала его от властей до самого конца войны. На его запрос о семье т.е. жене и сыне - получил официальный ответ, что они погибли при бомбежке. Он вернулся в Германию, тогда это было можно, и стал жить с сестрой, спасшей его. Через несколько лет вдруг нашлась его старая семья и он соединяется с нею, ничего не рассказав жене из того, что с ним происходило во время войны. Он исповедовался, а я сидел и думал, - сорок лет человек носил в себе то, чего он не мог рассказать никому! Это страшно и кажется практически невозможно. Но что еще более удивительно, так это то, что этот брат исповедовавшись не умер, а выздоровел и прожил еще несколько лет с женою своей. Жили они хорошо, я знал об этом и благодарил Бога и за эту семью и особенно за эту женщину, сестру в Господе, сумевшую все понять и простить. Видимо такова была воля Божия в отношении этих людей, и только Он Сам, без участия их, решил все в их жизни. Он очистил и освятил, исцелил и приблизил к себе поставив на путь спасения, простил им все грехи и приготовил к вечности. Эта часть нашей сущности не понятна ни нам самим, ни окружающим нас людям. И как хорошо, когда мы понимая все это, полностью отдаемся воле Божией в послушании ходя пред ним и исполняя все, что Он нам повелевает. Но понимая себя мы можем понять и других, учитывая в них те же сферы их сущности. Имея духовный опыт, практику, навыки в консультировании, медицинские и психоневрологические познания; все это практически мало весомо в нашем служении, если мы будем надеяться на все выше описанное, но не приходить за помощью к Господу по всем вопросам. И если мы приближаемся к Нему, Он идет навстречу нам с распростертыми руками, и все наше упование на Него!. Мы читаем в 138 Пс. 23:24ст:” Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный” - Вот тот идеал упования на Господа, который должен быть в нашем служении, как руководство к действию. Консультируя, мы должны молитвенно отдавать себя, консультируемого и его нужду во власть Господа, и только потом доверившись Его любви благодати и милости действовать соответственно водительству Святого Духа. Если же приобретя какой то опыт, мы начнем относиться к служению консультирования поверхностно, с пренебрежением, тогда Божьи благословения уйдут, и мы оставшись один на один с подопечным, будем видеть человека и его проблему только в видимых для нас сферах, но не в его сущности. Тогда сам корень проблемы человека сокроется от нас и не имея четкого понимания дела, мы не сможем дать правильной оценки происходящего. Тогда наши выводы, советы и решения будут далеки от истины. Сиюминутные, примитивные и конечно же ошибочные, они не будут нужны никому и ничем не помогут человеку нуждающемуся. “ Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его” (Иер. 17:9-10). Читая в Божьем Слове описание визита Иеремии в дом горшечника, я осознал многое из того, чему мы еще должны научиться, Бог - Великий Горшечник, и Он желает создать нечто красивое в каждом из нас. “Вникай в себя и в учение; занимайся этим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя” (1 Тим. 4:16). Сотворивший нас, знает наши естественные, ограниченные, человеческие возможности и помогая нам, послал в сердца наши Духа Святого:”... потому что от Моего возьмет и возвестит вам” ( |