Главная страница

Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )


Скачать 5.89 Mb.
НазваниеДопущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
Дата10.02.2023
Размер5.89 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПсихология моды УП для вузов.pdf
ТипДокументы
#930143
страница31 из 35
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35
272 Психология моды Вечерний комбинезон в обтяжку, большая шляпа, туфли на платформе. Е. Антковяк. 1993. Плотность (жесткость) — реальное защитное свойство плотной одежды от определенных физических воздействий бессознательно переносится в моральную сферу. Жесткость — символическое уравнение физической силы и вертикальности с моральной чистотой и стойкостью. Теснота (ассоциация возникла, бесспорно, в связи с плотно прилегающей одеждой) — явление физическое, но очень легко и свободно переносится в моральную сферу. Теснота плотно прилегающей одежды может символизировать жесткий контроль человека над собой (держит в узде свои страсти, в противовес свободная и неряшливая одежда ассоциируется с аморальностью. Известно, что, оказываясь в некоторых ситуациях (когда дискомфорт вызван людьми или природными явлениями, человек старается застегнуть одежду, то есть защитить себя с помощью одежды со всех сторон. Периоды депрессии, потерянности, одиночества или тоски могут сопровождаться желанием человека быть тепло одетым, закрыть свое тело от чьего бы тони было воздействия. Цветовая символика Цветовая символика в костюме изначально тесно связана с отражением биологических процессов. На это указывали еще древние источники. Для примитивных культур было характерно представление сил, или нитей, жизни цветовыми символами в ритуальном контексте
1
Сказители называли цвета божествами. Художники — материальными состояниями души и уравнивали их с человеческими чувствами. Уче-
См.: Тернер В У. Проблема известных классификаций в примитивных культурах
// Семиотика и искусствометрия: Сб. пер. / Сост. и ред. др филол. наук Ю. М. Лотман, канд. физмат. наук В. М. Петрова. М Мир, 1972.
Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 273 Современные монархи позволяют себе свободно играть цветом. Королева Дании Марга­
рет в парадном платье зеленого цвета. Королевская семья. Дания. ные обратили внимание на психорегуля- торные возможности цвета. Цвет динамичен и может оказывать действенное влияние на физиологию и психику человека. Исследователи называют три основных пути цветового воздействия. Во-пер­
вых, через кожные рецепторы, которые передают на бессознательном уровне необходимую информацию и специфическую энергию цвета. Во-вторых, через зрение, воспринимающее цвет уже на уровне подсознания и сознания. И, наконец, через социум, поведение и взаимодействие членов которого часто ставится в зависимость от особенностей их цветовосприятия. Кстати, методы цветолечения, разработанные на этой основе, позволяют в кратчайшие сроки восстановить необходимый для человека компромисс между состоянием физического и психического здоровья. Н. В. Серов считает, что цвет здесь выступает и как классическое психоаналитическое средство, которое позволяет высказать невысказываемое». Вместе стем он дает еще и хроматическое отнесение индивидуально неосознаваемых сублиматов пациента. Иначе говоря, курс цветотерапии приводит к индивидуальной норме его динамическую уравновешенность в чувствах и эмоциях путем цветовой сублимации вытесненных переживаний. Цель — оптимальная адаптация внутренней и внешней среды пациента друг к другу»
1
С появлением социального разделения на племенные союзы, кланы, классы цвет стал использоваться для выражения социальной дифференциации, религиозных представлений, обозначения возрастных и половых раз-
Серое Н. В Лечение цветом. Мода и гармония. СПб.: ЛИСС, 1993. С. 10.

274 Психология моды Серый цвет нравится пожилым людям, но они против навязывания серого как единственно подходящего цвета.

личий, праздничности и траура и т. д. Так, цвет туники римлянина
(IV—I вв. дон. э) указывал на его сословно-должностной статус. Туники были преимущественно тем­
но-вишневого, пурпурного, синего цветов. Пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победи­
теля была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей. Испокон веков белый цвет наделяется свойствами очищения и божественности. В иудаизме он передает значение высокой, чистой сущности. В одежду белого цвета одеваются ангелы и праведники. Буддистские вероучения наделяют белый цвет самообладанием и высшей духовной трансформацией через жертвенность мира. В христианстве белый цвет света посвящен Богу-отцу. За этим же цветом закреплен в канонах иконописи и цвет Святых Девственниц. Индуизм связывает белый цвет с цветом чистого сознания и его манифестацией при духовном возвышении. Серый цвет в средневековой Европе назывался цветом джентльменов, цветом высшего света. Серый, как правило, нравится людям пожилого возраста, поэтому издавна мода навязывает им всевозможные старческие цвета блеклые, пастельные, сероватые, приглушенные и др. Розовый — цвет детства, цвет надежды и духовного единения с миром. Зеленый ассоциируется с юностью, жизненными перспективами, рождением и надеждой. Черный является символом либо торжественности, либо траура (в христианстве. Черные одежды обычно носят агрессивно настроенные упрямцы, протестующие анархисты. Но, вероятно, поэтому в нем можно видеть средство помощи слабовольным личностям в укреплении силы духа. Дизайнер Соня Рикель заметила однажды Только смелая и сильная женщина
Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды
275 Соня Рикель заметила однажды Только смелая и сильная женщина может позволить себе носить черный. может позволить себе носить черный. Для Ива Сен-Лорана черный — один из любимых цветов, кутюрье видит в нем символ линии. А линия в моделировании одежды — главное. Она определяет элегантность. На уровне цивилизаций цветовая гамма костюма выражает дух времени, геополитические, культурные особенности цивилизации. К примеру, во Франции XVIII века — эра любви — в костюмах широко использовались насыщенный красный, яркий желтовато-зеленый. В Индии в XVII веке бледно-розовый использовался для обозначения богатства, как символ людей, живущих в теплых странах. А конец века XX ознаменован прорывом в моду красного цвета. Его эмоциональный вес — возросшая интенсивность человеческих эмоций. Дизайнеры утверждают сегодня красный цвет — нейтральный, как раньше серый по опросам — 21 % не считающих себя модниками европейцев отдали бы предпочтение красному, если бы пришлось выбирать между красными серым. Цифры эти, что удивительно, одинаково верны как для женской моды, таки для мужской. Красный цвет и тревожит, и укрепляет веру, сигнализирует об опасности и одновременно оберегает от нее — так начинается глава о красном Словаря цветов нашей эпохи французского искусствоведа и историка Мишеля Пастуро.' На индивидуальном уровне цвет одежды обычно вызывает ассоциации с чувствами, мыслями и даже мировоззрением воспринимаемого человека. Многообразие цветовой гаммы и особенности ассоциативных впечатлений, которые цвета вызывают у разных людей, принадлежащих к различным культурам, создают дополнительные условия моделирования
1
См Огонек. 1996. № 36 (4467). Сентябрь. С. 54-55.

276 Психология моды Фредерик Фризеке. Синее платье. 1917. одежды. Например, для западной культуры свойственны следующие ассоциации
красный — смелость, бодрость, решительность, мужественность, вспыльчивость, пылкость стимулирующий, вызывающий, веселый, беспокойный, жаркий открытость, агрессивность, опасность, властность
оранжевый (комбинация солнечного желтого и теплого красного) — любовь, радость, активность, бодрость, тепло очень интенсивный оранжевый может казаться раздражающим
• желтый — тепло, солнце, яркость, бодрость, дружелюбие, оптимизм, женственность
зеленый (комбинация качеств голубого и желтого) — спокойствие, отдых, тишина, мягкость, дружелюбие, бодрость, свежесть, холод, успокаивающий этот цвет один из наименее распространенных среди стандартных цветов
голубой (самый холодный из цветов) — спокойный, сдержанный, серьезный в крайнем проявлении — холодный, меланхоличный, депрессивный
пурпурный — насыщенный, надменный (отчужденный, королевский, драматичный, загадочный, величественный комбинация очень теплого красного и самого холодного тона голубого цвета ассоциируется с меланхолией, а ярко пурпурный — с печалью и теплотой одновременно.
белый — насыщенность, свет, холод.
черный — мерзость, смерть, изощренность, тепло. Винсент Ван Гог как-то заметил Цвет сам по себе что-то выражает — от этого нельзя отказываться. Это надо использовать. Пожелание великого художника услышаны и реализуются в современном модном костюме.
Студенты-дизайнеры, отвечая на вопрос о том, каковы, по их мнению, критерии модного, все как один прежде всего отмечали цвет. Та же тенденция наблюдается ив мнениях потребителей. Поданным маркетингового исследования ЗАО Первомайская заря (1995), 13,7 % респондентов, выбирая одежду, следуют модным тенденциям, 81,0 % — ориентируются на предпочитаемые цвета, 5,9 % считают, что цвет не имеет значения.
Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды
277 Диапазон цветовых предпочтений потребителей женской одежды достаточно широк. Однако доминирует ахроматическая цветовая гамма. Преимущественный выбор черного цвета в одежде объясняется тем, что свыше 60 % респондентов — это так называемые деловые женщины, а в России еще довольно устойчивы стереотипные представления о черно-белой деловой одежде как признаке высокого статуса. Яркий, насыщенный цвет одежды (не черный и белый) ассоциируется с отдыхом, развлечениями, что противоречит представлениям о деловой жизни. Спектр красный — оранжевый — желтый ассоциируется с теплом, а зеленый, голубой, пурпурный — с холодом. Тон цвета также имеет особое психологическое значение, о чем свидетельствуют приведенные ниже ассоциативные ряды. Теплые тона — побуждение, агрессия, вызов, бодрость, любовь, активность, интимность, жизнерадостность. Холодные тона — успокоение, тишина, сдержанность, надменность, мрачность, замкнутость, подчиненность. Светлые тона — женственность, дружелюбие, молодость, игривость. Темные тона — мужественность, старость, сдержанность, изощренность. Учеными выявлено, что теплота — холодность цвета влияет на некоторые психофизиологические процессы. Например, теплые тона повышают артериальное давление, температуру тела и аппетит. Имеются также данные о зависимости между характером эмоциональности личности и предпочитаемыми цветами. Лица, предпочитающие теплые цвета, — экстраверты, восприимчивы к новым идеям, активны, легко адаптируются к различным социальным ситуациям, настойчивы, дружелюбны, проявляют интерес к другим людям, обладают быстрыми гибким мышлением. Почитатели холодных оттенков — интроверты, замкнуты, пассивны, осторожны в общении с другими людьми, медленно приспосабливаются к изменениям, имеют трудности самовыражения. Концепция имиджа закодирована в расцветке галстука надежный, уверенный, энергичный. Имидж из рекламной кампании
ERFOLG.

278 Психология моды Если говорить о конкретных случаях, то синий мужской галстук свидетельствует о надежности. Преобладание ярко-красного цвета в рисунке галстука выдает мужчину амбициозного и энергичного, стремящегося к власти. Темно-красный цвет предпочитают уверенные в себе мужчины. Светло- зеленый отличает мужчин, высоко оценивающих себя и предъявляющих высокие требования к окружающим. Мужчины, ценящие уют и тепло семейного очага, выбирают темно-зеленые или оливковые галстуки
1
Однако пока человек выбирает свои цвета, общество задает моду на них. Она приспосабливает цвета большинства людей к своим цветам. Илиме няет оттенок моды под цветовым воздействием отдельной личности — считает Н. В. Серов. Один и тот же цвет утомляет не только окружающих, но и самого субъекта, поэтому можно легко понять, почему мода так активно инициируется личностью и периодически вступает в свои права. В среднем цвет принято считать модным от одного до трех лет. Символика ^°
м е
Р
е развития костюм все больше теряет свои «био- фасона логические признаки и приобретает целый ряд социальных, символических функций, выражаемых знаками, понятными только определенной общественной группе людей. Возникают информативные костюмные коды, связанные с определенным содержанием, обусловленным классовой или групповой психологией. Кроме цветовых символов с этой целью в костюме широко применяются знаковые системы форм или фасонов. В прежние времена это было настолько важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного статуса или общественного положения, но и должна была носиться ими. Существовали определенные предписания, указывающие, что и кому можно или нельзя надевать. Например, в средние века церковь диктовала в одежде практически все, до деталей — ширину и длину платьев, длину носка обуви, количество и характер украшений для каждого сословия. Это закреплялось специальными эдиктами, которые высекались на камне, устанавливавшемся посреди города. Понятно, что любой житель Европы средних веков, только взглянув на человека, сразу понимал, кто (в социальном плане) передним. Существовали периоды, в которые система предписаний была разработана до мельчайших подробностей, все детали имели вполне определенное значение. В Китае, например, вплоть до XX века самой распространенной одеждой был халат, причем мужской и женский халаты отличались лишь деталями. Социальное положение владельца халата кодировалось фасоном всего два фасона) и цветом. Так, халат хань желтого цвета мог носить только император, коричневого и белого цветов — престарелые сановники, крас-
1
См Демидова Т Визитная карточка джентльмена // Арт-Мозаика. 1998. № 31. С. 25.
2
Серов Н. В Лечение цветом. Мода и гармония. СПб.: ЛИСС, 1993. С. 12.
Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 279 Взаимозависимость силуэта и статуса.
ного и синего — герои. Студенты носили халаты т-дзу голубого цвета, крестьяне — белого, бедняки — черного. Даже застежка говорила о социальном положении чем она была выше, тем сложнее делались петли
1
Роль одежды как опознавательного знака растет с увеличением степени иерархичности, «формализованности» общества (или его частей и отдельных институтов. Например, в армиях всего мира статус всегда фиксируется в одежде однозначно, и трудно представить себе армию без формы. В любом обществе во времена усиления тоталитарной власти обязательно рассматриваются вопросы формы. Царь Николай I, много поработавший для упрочения самодержавной власти в России, рассматривал вопрос о специальной форме даже для кухарок полгорода в мундирах, — писал
0 николаевской эпохе А. Герцен. Вот очень характерный для той эпохи анекдот На одном из представленных на Высочайшее утверждение проектов архитектор нарисовал для масштаба фигуру человека в цилиндре, цветном фраке, жилете и панталонах. Государь зачеркнул фигуру с надписью Это что за республиканец И по поводу этой заметки по корпусу инженеров путей сообщений был издан приказ, чтобы масштабные фигуры на проектах изображались только в виде солдата в шинели и фуражке»
2
Одежда людей высокого социального положения многими называется строгой, официальной и т. п. Причем чаще всего эти слова относятся к силуэту. Исследования, проведенные на разнообразной выборке испытуемых, показывают, что «высокостатусным» считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низко­
статусным» — приближающийся к шару. Действительно, с высоким статусом обычно несовместимы, например, пиджак типа реглан, свитер (особенно пушистый, мягкие брюки или джин См Козлова Г. В Костюм как знаковая система. М, 1980.
2
Бену а АН, Лансере НЕ Дворцовое строительство Николая I // Старые годы. 1913.
№ 7-9. С. 180.

280 Психология моды
|
_—, __—,
сы (нет стрелок) и пр. И все эти особенности фиксируются людьми и влияют на оценку статуса. Разнообразие фасонов зависит еще и оттого, для какого возраста предназначается модель. И если костюмы дочери отличаются разнообразием, тов костюме матери, как правило, отражается элегантность и простота, а в костюме для бабушки — сдержанная скромность. Вместе с демократизацией общества официальная роль одежды меняется. Сейчас, например, нет запрещений или правил, каждый может надеть все, что захочет. Тем не менее, связь одежды с социальным статусом или родом занятий остается достаточно сильной. К примеру, Борис Немцов
(вице-премьер Правительства РФ, 1997—1998) пришел на одну из официальных встреч в белых брюках и темном пиджаке. Российская пресса поэтому поводу долго иронизировала над ним. Не только взрослые, но и даже дети могут по одежде успешно определить социальные характеристики. Водном из исследований испытуемым — десятилетним девочкам — предъявили фотографии наборов женской одежды. Результаты исследования продемонстрировали большую согласованность оценок испытуемых не только в вопросе социального слоя, к которому может относиться девушка, носящая такую одежду, но ив оценках ее личностных характеристик
1
Символическое значение имеют и качество одежды, частота встречаемо­
сти данной модели (дефицитность, и ее соотношение с модой (модность. Все эти характеристики, как правило, находят свое выражение в цене костюма, которая, собственно, и несет информацию о человеке. Речь идет прежде всего о статусно-ролевых характеристиках субъекта. Чем выше цена, тем выше статус. Индикатором общественного положения наряду с фасоном одежды является и такой элемент костюма, как обувь, усиливающий, по мнению специалистов, символическое значение одежды. Обувь, — отмечает психотерапевт Катрин Бенсаид, — непросто тона чем ходят, ее стиль — это в большей мере стиль вашей жизни»
2
Символика пола Символическая система костюма в значительной сте-
и сексуальных пени определена биологическими и психологическими отношений различиями представителей мужского и женского полов, а также характером их взаимоотношений. В системе внешнего выражения сама природа создала лишь потенцию для резкого зрительного различения полов. Эта потенция полностью реализуется лишь в условиях, обеспечивающих достаточное питание. В условиях же, пограничных для выживания (например, в первобытном обществе, вне См Крижанская ЮС, Третьяков В. П Грамматика общения. Л Изд-во ЛГУ, 1990.
2
Цит. по L'Officiel. 1997. № 1. С. 63.
: PRESSI ( HERSON )
Глава 5.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35


написать администратору сайта