Главная страница
Навигация по странице:

  • Человеческий фактор индустрии моды 245

  • Человеческий фактор индустрии моды

  • 250 Психология моды

  • Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )


    Скачать 5.89 Mb.
    НазваниеДопущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
    Дата10.02.2023
    Размер5.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология моды УП для вузов.pdf
    ТипДокументы
    #930143
    страница28 из 35
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   35
    Человеческий фактор индустрии моды 243 Профессионально важным качеством модельера является независимость в суждениях как способность личности высказывать свои суждения, не приспосабливаясь к мнениям других, нонконформизм полная самостоятельность к оценках. Уверенность в своих силах — основанная на опыте адекватная оценка своих сил и возможностей — обеспечивает выбор целей и задач, которые человек способен решать на высоком уровне качества. Уверенность в себе — это отсутствие неоправданной тревожности при выборе и реализации целей. Творцов моды отличает инициативность и гибкость то есть способность самостоятельно ставить новые цели, а также изменять их при изменении условий деятельности, вести других за собой, быть оригинальными непред­
    взятым при решении возникающих проблем. Критичность и высокая степень рефлексии — важные личностные предпосылки творчества. Постоянное внимание к адекватности своих действий и поступков на профессиональном поприще, нетерпимость к недостатками непродуманным решениям, умение учиться на ошибках, постоянный анализ и осмысление собственной деятельности, ее оснований и ценностного смысла. Мне всегда приходилось бороться за свои принципы моделирования. Всегда есть люди, которые опережают время и пытаются дать человеку возможность помечтать. Вероятно, природа одарила меня таким талантом, — делает рефлексивное замечание В. Зайцев. Творческой личности свойственны детская восприимчивость и открытость по отношению к новому сочетание зрелой мысли с детской свежестью восприятия, радость познания нового, необычного, оригинального неприятие всего косного и стереотипного. В целом и К. Роджерс, и А. Маслоу названные личностные черты связывали с креативностью. В современной интерпретации, как уже отмечалось выше, креативность рассматривается как способность человека к нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. Существенным условием актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Пресса окрестила кутюрье безумцами моды, так как многие из них берут потенциального покупателя не только тем, что они вершат в рамках специальности, но и собственной экстравагантностью и скандальным образом жизни (по материалам «АиФ», Р. Калганов, Е. Семенова). В частности, повышенное внимание общественности привлекает нетрадиционная сексуальная ориентация некоторых ярких представителей мира моды.
    Диор, Сен-Лоран, Готье, Гальяно, Дольче и Габбано и даже портной королевы Великобритании Харди Эймс — далеко не единственные предста-
    1
    Для Вас. Информационный листок секции альтернативных идей при КМЭ. 1990.
    № 516. С. 1.

    244 Психология моды Жан Поль Готъе. Джон Галъяно.
    вители сексуальных меньшинств в мире моды. Гомосексуалисты делают одежду для женщин — еще один парадокс моды, исследование которого, несомненно, обогатит представление не только о моде, но и людях, имеющих данную особенность. По некоторым данным, настоящих гомосексуалистов от 1 до 4,5 %, среди которых 90 % являются врожденными, а 10 % — приобретенными. Сексуальное меньшинство в мире моды неоднородно, как и само явление гомосексуализма в целом, утвердившееся как норма прежде всего в богемных кругах Америки и Парижа с х годов XX столетия. Принадлежать к этому клану стало этаким шиком, своеобразной модой в моде. Воспроизвести и понять противоречивую целостность индивидуального бытия и становления модельеров-гомосексуалистов — задача будущих исследований, основным источником которых может стать метод психологической биографии. Хотя сексуальная ориентация — весьма существенное свойство личности, она имеет значение не сама по себе, а только в системе жизненного мира личности, биографию которой мы пишем. Важно не столько то, каковы были сексуальная жизнь и эротические предпочтения человека, сколько то, как он их осмысливали переживал. Некоторые, зачастую разрозненные, факты из сексуальной жизни известных кутюрье, имеющиеся в распоряжении исследователей, еще не позволяют вывести определенные закономерности. Но этих фактов достаточно для того, чтобы сформулировать психологическую проблему. Кон И. С Введение в сексологию. М Медицина, 1988. С. 288.
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 245
    — Например, интересны факты из биографии Кристиана Диора. Он преклонялся перед матерью. Много времени проводил за созданием эскизов и изготовлением одежды, в том числе карнавальной, для друзей. Его гомосек­
    суальность раскрылась в период интенсивного общения с парижской богемой х годов, среди которой, как известно, гомосексуальные контакты были нормой. Диор умер, не сумев пережить разлуку со своим другом. Известны и детские переживания Ива Сен-Лорана, связанные с ранним осознанием своей необычной сексуальной ориентации, сего привязанностью к матери, воспоминания о домашнем кукольном театре — мирке, в котором искал утешения юный Лоран и начинал творить. Анализ биографий известных кутюрье позволяет обнаружить не только причины, определившие их сексуальную ориентацию, но и то, как складывалось их отношение к женщине и ремеслу во имя ее красоты. Диор видел в платье недолговечную форму архитектуры, обыгрывающей пропорции женского тела. Он видел в женщине прежде всего личность. Именно поэтому ему удалось осуществить переход от женщины-вещи к платью-лич­
    ности. Ив Сен-Лоран, в свою очередь, создал империю женственности и элегантности. Жорж Сера. Натурщицы. 1886—1888. Мерион. Фонд Барнеса.

    246 Психология моды Психологов волнует целый ряд вопросов, связанных с творчеством ди­
    зайнеров-гомосексуалистов. Как преломляются их эротические отношения в образе Я и самоуважении и какое отражение находят в творчестве Не является ли деятельность гомосексуалистов в модном бизнесе компенсацией недостаточной маскулинности? Если такого глубокого проникновения в душевный мир личности нетто информация о ее половой жизни бессмысленна. Каким бы был мир моды, если бы его создавали люди лишь с традиционной сексуальной ориентацией Другими словами, какое влияние гомосексуализм оказывает на развитие модных тенденций Это — частная или все же общая проблема Английский дизайнер Харди Эймс, более 50 лет проработавший на
    Букингемский дворец, уверен Придумать красивый наряд для женщины способен только мужчина, единственным исключением за всю историю была Коко Шанель, да и то потому, что у нее был мужской склад ума. Это утверждает мужчина, который никогда не скрывал своей сексуальной ориентации. Факт его летней супружеской жизни с милым другом был известен абсолютно всем. Создатели женской одежды с гомосексуальной ориентацией тем самым подчеркивают, что отношение к женщине не должно исчерпываться только лишь сексуальными чувствами, фантазиями и переживаниями. Предпочтение сексуальных партнеров своего пола и соответствующее поведение позволяют им относиться к женщине, как к музе, как к объекту творчества, а не объекту сексуальных влечений. Их эмоциональные переживания носят в большей степени эстетический, чем эротический характер. Такое отвлеченное видение женщины, свободное от многочисленных табу, позволяет экспериментировать с женским телом, обнажая его или облачая в изысканные наряды. Гомосексуальная ориентация некоторых дизайнеров не исключает умения видеть в женщине то, что стимулирует сексуальные чувства, фантазии и переживания гетеросексуалов, а именно, умения видеть ее психологическую натуру, личностную сущность, видеть и помогать увидеть другим. Барьеры Психологи неоднократно предпринимали попытки клас- творческой сифицировать препятствия на пути творческой мысли
    1
    деятельности Наиболее часто называются следующие барьеры, которые приходится преодолевать творческой личности Конформизм — желание быть похожим на других. Человек опасается высказывать собственные идеи из-за боязни показаться смешным или глупым. В проблемных ситуациях он предпочитает соглашаться с другими, идти вслед за их идеями, ноне вступать сними в конфронтацию. См Личность внутренний мири самореализация Идеи, концепции, взгляды / Сост. ЮН. Кулюткин, ГС. Сухобская. СПб.: Тускарора, 1996.
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды
    247 Неблагоприятное воздействие на творческий процесс оказывает так называемая цензура — не только внешняя, но и внутренняя. В этом случае человек сознательно или бессознательно подавляет нетрадиционные или необычные мысли. Ригидность или стереотипность мысли приобретается в процессе жизненного опыта или в результате обучения, когда вырабатывается привычка решать типовые задачи привычными способами. Импульсивность мысли или стремление принимать непродуманные, неадекватные решения. Обычно импульсивность возникает в условиях высокой мотивации, недостатка времени, стресса и т. д. Существуют также барьеры, обусловленные эгоцентризмом мысли то есть неспособностью человека перейти от одной точки зрения к другой, более широкой. В области мышления, — пишет швейцарский психолог Ж. Пиаже, — вся история науки от геоцентризма до революции Коперника, от ошибочных абсолютов физики Аристотеля до теории относительности Эйнштейна показывает, что требуются века, чтобы освободить нас от систематических ошибок, от иллюзий, вызванных непосредственной точкой зрения, противоположной «децентрированному» мышлению. И это освобождение неполно и теперь. Я выбрал термин познавательный эгоцентризм, чтобы выразить ту идею, что прогресс знаний никогда не происходит путем простого добавления познанных предметов. Прогресс знаний требует постоянного переформулирования предыдущих точек зрения»
    1
    Естественно возникает вопрос о путях преодоления творческой личностью названных препятствий. Барьеры в творческой деятельности человека могут быть сняты как с помощью других людей, таки самостоятельно. Это зависит от особенностей индивида и причин появления барьера. Сама природа внутренних условий творчества такова, что их появление нельзя спровоцировать, но им нужно способствовать, — подчеркивает К. Роджерс. Ученый, ссылаясь на свой опыт в психотерапии, считает, что, создавая условия психологической безопасности и свободы, мы максимально увеличиваем вероятность проявления созидательного творчества. Психологическая защищенность связывается с признанием безусловной ценности индивида, созданием обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание, а также с пониманием и принятием индивида таким, каков он есть, сопереживанием ему. Под психологической свободой понимается предоставление индивиду полной свободы символического выражения. Это означает для индивида полную свободу выражать самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и
    1
    См Пиаже Ж О природе эгоцентрической речи // Хрестоматия по общей психологии Психология мышления. М, 1981.
    2
    Роджерс К К теории творчества // Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994.

    248 Психология моды состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий и значений, что является частью творчества. При этом Роджерс подчеркивает, что это разрешение быть свободным неравнозначно мягкости, снисходительности или потворству, а означает ответственность. Индивид свободен равно испытывать страх перед новым предприятием или стремиться к нему, свободен расплачиваться за свои ошибки, равно как и принять последствия своих достижений. Именно этот тип свободной ответственности — быть самим собой — способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для созидательного творчества»
    1
    Самостоятельное преодоление барьеров творчества связывается с постоянной работой над собой и овладением методами продуктивного мышления, которые позволяют вырваться за рамки стереотипов и развить способности к активному творческому поиску.
    5.3. Методы стимуляции креативности Творческий характер деятельности по проектирова-
    Психологические нию и созданию современного костюма тесно связан с основы - психологией творческого воображения и мышления. моделирования „ ; -
    F
    одежлы Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. С помощью воображения создаются модели конечного или промежуточного продукта труда, что способствует предметному воплощению задуманного, представленного. В самом процессе деятельности воображение объединено с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, количеством информации, содержащейся в исходных данных задачи. То есть воображение вступает в силу, если исходные данные с трудом поддаются анализу либо их недостаточно для выполнения задачи. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез образов в процессах воображения осуществляется в различных формах Агглютинация позволяет соединять несоединимые в реальности качества, свойства, части предметов. Гиперболизация есть уменьшение или увеличение предметов, изменение качества его частей.
    Роджерс К К теории творчества // Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994.
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды
    249 Плод воображения Вивьен Вествуд. Акцентирование заключается в подчеркивании каких-либо признаков. Схематизация сглаживает различия и выявляет сходства. Типизация позволяет выделить существенное в однообразных явлениях, которое и воплощается в каком-либо конкретном образе. Известный дизайнер Пако Ра- банн весьма точно заметил Для модельеров без воображения мода — всегда возврат в прошлое, потому что они не могут привнести ничего нового в сегодняшнюю, ни тем более в завтрашнюю моду»
    1
    Задача мышления — собирать информацию и использовать ее как можно лучше. Известный исследователь творчества Эдвард Де Боно утверждает Благодаря особенности нашего мыслительного аппарата, который способен создавать модели устойчивых понятий, мы можем извлечь максимальную пользу из новой информации, только если располагаем набором средств для преобразования старых моделей и их модернизации»
    2
    Э. Де Боно разработал целый ряд универсальных приемов латерального мышления, которые позволяют преодолеть стереотипное решение задач. Латеральное мышление работает с информацией совершенно иначе, нежели мышление логическое (по Де Боно, вертикальное. И если правильность каждого шага — необходимое условие при логическом мышлении, то при латеральном в этом нет особой надобности. В деятельности модельера или дизайнера часто даже необходимо оказаться неправым, чтобы, частично изменив модель, придать ей новую форму. При логическом мышлении результат сразу же оценивается, при лате-
    1
    Harper's Bazaar. 2001. Декабрь. С. 66.
    2
    Де Боно Э Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. С. 15.

    250 Психология моды
    ральном — с оценкой можно повременить, чтобы дать возможность элементам информации прийти во взаимодействие и породить новые идеи. Латеральное мышление напрямую связано с интуицией и творчеством. Но обычно оба этих процесса человек отмечает лишь после того, как они уже произошли, а латеральное мышление позволяет вполне сознательно использовать информацию, чтобы вызвать к жизни и интуицию, и творчество. Чтобы эффективнее использовать латеральное мышление, Де Боно предлагает практический инструмент — по. По — возбудитель интуиции. По — своеобразное средство языка для раскрепощения. Слово это расшатывает жесткую структуру моделей, так легко создаваемых нашим мыслительным аппаратом, и помогает создавать новые модели. Латеральное мышление вовсе не стремится породить сомнения ради сомнений или создать хаос ради него самого. Латеральное мышление признает всю пользу порядка в системах моделей. Но оно делает ударение на необходимости преобразования устойчивых образов, обновляя их, превращая в еще более полезные»
    1
    Проектирование, так или иначе связанное с разработкой различных новшеств, — весьма подходящий, по мнению ученого, повод для проверки на практике методов латерального мышления. При проектировании человек решает ряд задач добиться некоторого желаемого расположения вещей, исправить недостаток, дать жизнь чему-то новому. Моделирование одежды и обуви по сути есть проектирование, поэтому автор методики предлагает и такую тему модернизационного проекта как Новый фасон одежды. При проектировании важно движение из некоей намеченной в общих чертах отправной точки в направлении к также нечетко обозначенной цели. Де Боно рекомендует выполнять проект в виде рисунка. При этом не имеет большого значения, насколько художественно выглядит этот рисунок, лишь бы в нем был передан замысел его автора. Набросок желательно сопроводить краткими надписями. Дальнейшая работа над выполненным проектом связана с преобразованием понятий изучением элементов-клише и поиском новых подходов к решению поставленной задачи. Первая цель упражнений на проектирование — показать, что возможны различные способы осуществления той или иной функции. В этом смысле полезна групповая работа над проектом. Тогда становится более очевидным наличие альтернативных решений поставленной проблемы. Сравнение может проводиться как по проекту в целом (например, фасон платья в спортивном или романтическом стиле, таки по отдельным функциям проектируемого объекта (например, платье на каждый день или вечернее платье. Рассматривая различные проекты, легко заметить, что в них есть множество элементов-клише. Элименты-клише — это стандартные эле Де Боно Э Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. С. 313—314.
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды
    251
    Джанфранко Ферре — великий комбинатор моды. менты, полностью заимствованные из ка­
    кой-то иной модели. Элементом-клише может быть и весь проект. Например, эле­
    ментами-клише могут выступать модели одежды и обуви, образцы аксессуаров, публикуемые в журналах мод. Вторая цель упражнений на проектирование — раскрыть глаза на существование таких заимствований известных операций (элементов и т. пи показать, что они далеко не всегда оказываются лучшими. В процессе проектирования совершенно необходимо пройти через элементы-клише. Э. де Боно предлагает проделывать сними следующее
    1. Подрезать и расчленять Берется элемент-клише, и все несущественное удаляется. Подрезая раз за разом элемент-кли­
    ше, постепенно оставляют в нем только то, что действительно необходимо. Когда отход от элемента-клише слишком значителен, стоит расчленить его, а не подрезать. Подрезка и расчленение — это операции, связанные с разрушением привычных понятий, которые осуществляются при помощи латерального мышления.
    2. Абстрагирование и извлечение В некотором роде это разновидность расчленения. Извлечь из элемента-клише самую важную часть — тоже самое, что отсечь от него все остальное. На практике же, однако, такие процессы различаются. Можно либо выделить существенную часть и отделить ее (извлечь, либо подрезать элемент-клише, пока не будет обнаружен нужный компонент. То, что извлекается, может фактически составлять часть элемента-кли­
    ше. В тоже время это нечто есть результат абстрагирования от клише. На
    Психология моды Сравнивая предложения известных Домов моды на летний сезон 2003 года, можно увидеть различные способы осуществления одной и той же функции завязывания бантика. пример, из журнальной модели модного платья может быть абстрагирована функция застежки или рукава.
    3. Комбинирование — объединение элементов клише из нескольких источников, получение в результате нового элемента, который нигде ранее не встречался. Комбинирование может выражаться в простом добавлении ка­
    кого-то функционального узла (застежки-молнии, капюшона) или умножении функций (например, дополнение к костюму в виде палантина для украшения и утепления. Эти различные способы работы с элементами-клише вбирают в себя основные процессы селекции и сочленения, то есть базис любой системы обработки информации —
    заключает Эдвард де Боно. В клише могут превращаться не только реальный объект или комбинация каких-то объектов, но и функции. Функции отличаются тем, что являются описанием назначения объектов в происходящем процессе. Исследователь предупреждает, что, имея дело с функцией, необходимо помнить, что, с одной стороны, абстрагирование функции может помочь найти различные способы ее выполнить, ас другой стороны, возможно, придется изменить свое отношение к выбранной функции, чтобы найти новые подходы. К примеру, сравнивая предложения известных Домов модна летний сезон 2003 года, можно увидеть как различные способы осуществления одной и той же функции завязывания бантика (Bison, Prada, Jacobs), таки совер-
    1
    Де Боно Э Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. С. 301.
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   35


    написать администратору сайта