Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
Скачать 5.89 Mb.
|
Мода, стиль, имидж 213 Жаклин Бувье Кеннеди. Раиса Максимовна Горбачева. ким этикетом. Ей это удалось, она одевалась элегантно. Высокие требования американцев к имиджу первой леди объясняются традицией, которую заложила супруга Джона Кеннеди Жаклин Бувье Кеннеди. Она обладала не только красотой, но и харизмой, не меньшей, чему самого Дж. Кеннеди, и имидж ее еще при жизни перерос в миф и оторвался оттени имиджа мужа. Она определила моду целого поколения американок и всегда считалась эталоном не только американской, но и мировой моды, а также той вершиной вкуса, дальше которой одни лишь облака» 1 Примеры, подтверждающие влияние Жаклин Кеннеди на индустрию моды, очень красноречивы вдень инаугурации Джона Кеннеди на ней была круглая шляпка-«таблетка», сделанная в единственном экземпляре по ее заказу. Поскольку дул сильный ветер, Джеки придерживала шляпу рукой, отчего на той образовалась вмятинка. Вмятинка была отчетливо видна на всех фотографиях. Вскоре аналогичные вмятинки появились на шляпках практически всех модница шляпная индустрия мгновенно наладила выпуск круглых шляпок, в которых вмятинка была предусмотрена самим их кроем. Или, после того как в результате очередной семейной ссоры супруг подарил Джеки шубу из леопарда, эти животные были обречены, ибо на них повсеместно началась безудержная охота. Портрет Джеки в леопардовой шубе на обложке журнала «Life» настолько разжег аппетиты модниц всего мира, что очень скоро леопард был занесен в Красную книгу, где находится и поныне. Жаклин восхищала американцев своей красотой, она была гордостью страны — королевская брюнетка с классическими чертами лица, великолепной фигурой, она привнесла в американский образ красоты, распространившийся впоследствии на все страны и континенты, европейскую утонченность, элегантность и интеллигентность. Даже Мэри- 1 Имидж времени // Эхо планеты. 1996. № 42. С. 15—16. 2 Там же. 214 Психология моды лин Монро, признанная красавица Америки, казалась американцам пусть роскошной, но все же простушкой при изысканной леди. Надо сказать, что Жаклин была именно такой женой, какая соответствовала имиджу Джона Кеннеди — имиджу героя, блестящего, красивого, улыбающегося американца. Имидж Жаклин прекрасно дополнял его, хотя ей удалось пойти дальше — она вызывала любовь и восхищение американцев не только как первая леди, но и просто как женщина, что также работало положительно на имидж мужа-президента. Имидж красивого президента и его красивой супруги соответствовали имиджу Америки тех лет в целом. Информация о размерах сумм, которые первая леди тратила на свои туалеты, не вызывала агрессию и недовольство народа, как это могло быть в другой стране ив другое время, она лишь еще больше обожествляла ее образ, заставляла восхищаться и постоянно подражать. Имидж на Значительный опыт использования одежды при фор- телевидении мировании имиджа накоплен на телевидении. Телевизионные продюсеры используют одежду в целях демонстрации характера телевизионного шоу. Значение одежды возрастает при ограничении эфирного времени. В этом случае она рассматривается как основной решающий фактор, призывающий Смотри Имидж, безусловно, связан сведущими телеканалов. Своим внешним видом они задают тон передаче, делают ее лицо. Простой пример для сравнения Поле чудес с В. Листьевым и Л. Якубовичем. С разными ведущими одна и та же передача смотрится по-разному. В том, что от проблемы внешнего вида телеведущих невозможно просто отмахнуться, едины многие заинтересованные лица. А. Игманд, главный художественный руководитель Дома моды Кузнецкий мост, отмечает роль телеведущих в распространении модных стандартов Плохо это или хорошо, но факт, что телевидение сегодня для многих остается основным окном в мир. И кто как не ведущие несут с экрана информацию о стиле, вкусе и моде. Они просто обязаны выглядеть соответствующе». Мария Тер-Марка- рян, пресс-секретарь марок Versace ив свою очередь, подчеркивает, что телепередача, особенно информационная, не должна превращаться в модное дефиле Когда я смотрю новости, я не должна разглядывать рюши и брошки в стиле мексиканских сериалов. Я должна увидеть очаровательную женщину и тут же забыть о ней, когда она начнет говорить. Я хочу ее слушать, а не разглядывать. Андрей Малахов, ведущий популярных телепрограмм, свидетельствует о влиянии внешнего облика ведущего на настроение телезрителей Вид ведущего и антураж вокруг него — очень важная часть программы, пусть только визуальная. Она создает настроение зрителю. 1 Воробчук Е Телеимидж: есть в нем ситец и парча // Я сама. 1998. № 4 (9). С. 18-20. Глава 4. Мода, стиль, имидж 215 Телеведущий должен уметь говорить правильно, быть модно и стильно одетыми обладать соответствующими манерами поведения. Л. Парфенов. Фото В. Горячева. Психологами доказано, что любой человек, хоть сколько-нибудь часто появляющийся в нашей жизни, рано или поздно начинает вызывать раздражение своим однообразием. Ведущие — не исключение. Это же подтверждает А. Игманд: При всем моем уважении ко многим ведущим как к грамотным журналистам, отметить как стильных я могу только несколько человек. Это, безусловно, Парфенов, Ноткин и Дмитрий Крылов — из мужчин и Буратаева — из женщин. Эти люди нашли свой стиль и умело играют им. Чтобы объяснить, что я имею ввиду, приведу в пример Маргарет Тэтчер. Эта женщина в достаточно жестких рамках своего стиля одевалась очень разнообразно и каждый раз соответствовала случаю. Это была важная часть ее имиджа, ион работал ей на руку» 1 Для того чтобы постоянно выглядеть на пять с плюсом, ведущему необходимо для начала найти тот стиль, который подчеркнет его изюминку ив тоже время сделает передачу интересной. Ведущий посредством одежды представляет свое Я и то сообщение, которое он хочет высказать. Диктор на телевизионном экране должен уметь хорошо говорить, быть модно и стильно одетыми обладать соответствующими манерами поведения. Таков основной стереотип восприятия внешности телеведущего. Первое впечатление формируется за очень короткое время — 10 секунд. А свыше 50 % из того, что запоминают люди, — это результат невербальной коммуникации язык тела, лицевая экспрессия. Прическа, поза, одежда — ключик пониманию сообщений. И только 10 % запоминается из того, что говорится. Естественно, что задача телевидения — передать максимум визуальной и вербальной информации (в процентном соотношении соответственно 69 и 31). Поэтому имидж ведущего должен способствовать соединению 1 Воробчук Е Телеимидж: есть в нем ситец и парча // Я сама. 1998. № 4 (9). С. 18-20. 216 Психология моды внутренних ритмов передачи со стилистической картиной. Без концептуальной проработки образа здесь не обойтись, требуется помощь специалистов — имиджмейкеров. Их работа начинается с совместного просмотра с авторами и ведущими программ видеокассет с записью передачи, анализа успехов и неудачи продумывания основной стратегии. Ведущие — люди публичные, узнаваемые. Поэтому прежде чем что-то менять, нужно четко представлять, каков посыл программы. Следует также учитывать и то, насколько люди готовы к изменениям. Игорь Стоянов, президент агентства Персона, заметил В большинстве своем ведущие — люди самодостаточные. Им кажется, что они сами себя сделали и сами отлично знают, что им нужно. Постепенно, по результатам работы, люди начинают доверять нам. И если раньше люди не понимали, что им нужен стилист, то теперь многие даже требуют. К нам обращаются и передачи на грани закрытия, которые надеются, что грамотный имидж реанимирует их, и люди с новыми проектами» 1 Имидж Концептуальная проработка образа, подобная той, что на каждый день проводится для политиков и телеведущих, необходима и для людей, неосвещенных телевизионными софитами. Поданным исследования «Социально-психологические механизмы формирования имиджа современной молодежи, на вопрос об отношении к созданию имиджа 89,5 % респондентов (студенты старших курсов вузов Санкт-Петербурга) ответили положительно. В понятие имидж испытуемые включают умение стильно одеваться (при этом необязательно быть ультрамодным подбор прически, макияжа, манеру поведения и правильно поставленную речь. Создавать свой имидж, по мнению молодых людей, необходимо для того, чтобы отличаться от других, а несли ваться с толпой, так как это скучно и примитивно чтобы располагать к себе людей и производить на них впечатление. Более половины опрошенных испытывают потребность конструирования имиджа в ситуациях поиска новой работы и при знакомстве с новыми людьми. Иногда возникает потребность в изменении своего имиджа. У девушек эта потребность актуализируется после ознакомления с товарами в магазинах или в результате сознательного изменения тактики поведения. Следует заметить, первый случай в большей степени характеризует неуверенных в себе особ. Уверенная в себе девушка вкладывает в понятие имидж более глубокий смысла поэтому критически относится к предложениям моды и осто- 1 Воробчук Е Телеимидж: есть в нем ситец и парча // Я сама. 1998. № 4 (9). С. 18-20. 2 См. исследование С. Ю. Лосевой «Социально-психологические механизмы формирования имиджа современной молодежи (СПбБИЭПП, 2001, научный руководитель — МИ. Килошенко). Глава 4. Мода, стиль, имидж 217 , _ , . — i рожно включает модные новинки в свой имидж. В личностно значимых ситуациях общения девушки используют имидж для оказания психологического влияния на партнеров по общению, с целью загипнотизировать их. Молодые мужчины, в отличие от представительниц противоположного пола, в подобных ситуациях скорее стремятся представить себя с лучшей стороны, чем повлиять на собеседника. Большинство респондентов, участвовавших в исследовании, при создании своего имиджа рассчитывают на собственные силы (78 %). Однако, далеко не все из них имеют представление о последовательности создания необходимого образа. Джоан Уоллес, автор учебной программы формирования имиджа, рекомендует начинать работу по созданию имиджа с поиска ответов наследующие вопросы Какой твой идеальный образ Какой твой реальный образ При обнаружении разницы автор рекомендует сконцентрироваться на тех моментах, которые можно было бы изменить. Поиски создание имиджа — это постоянный рефлексивный анализ того, почему ты выглядишь таким образом, какие замечания или комплименты ты получаешь от других людей. Экстравертированные личности, как правило, более внимательны к мнению окружающих, чем интроверты, для которых реакция окружающих — лишь фон собственных размышлений. Поданным наших исследований, стратегия формирования имиджа зависит от таких индивидуальных характеристик человека как самостоятельность, доминантность, адекватность самооценки, уверенность в себе и устойчивая мотивация к успеху. Например, женщина с выраженным стремлением к доминированию над окружающими при формировании имиджа уделяет значительное внимание маскировке своих слабых сторон. А неуверенная в себе лепит свой образ строго по образцу, предлагаемому модой. Мужчина, в идеальном Я которого дружелюбие имеет высокий ранг, концентрирует свои усилия на создании имиджа вежливого, контактного и общительного человека. Тот, кто стремится стать более независимым, лидером, работает над созданием имиджа, помогающего в установлении контактов с новыми людьми. Одежда как компонент имиджа отражает жизненные цели и программы личности. По одежде можно судить, например, о том, ищет ли человек новую работу или стремится продвинуться по службе. В этих случаях усилия направлены на создание более уверенного и делового имиджа. Правильно сформированный профессиональный имидж становится символом профессии и реально помогает добиться успеха, вызывая у окружающих См. исследование С. Ю. Лосевой «Социально-психологические механизмы формирования имиджа современной молодежи (СПбБИЭПП, 2001, научный руководитель — МИ. Килошенко). 218 Психология моды Эскиз костюма выполнен студенткой- дизайнером А. на основе самооценочньис суждений испытуемой Т. (Довольно симпатичная, добродушная, деятельная, но недостаточно уравновешенная и уверенная в себе) входе экспериментальных исследований, проведенных автором в СПГУТД (1998). После предъявления эскиза испытуемой он был оценен Т. как отражающий ее индивидуальность на 99 баллов, эстетичность костюма была оценена на 90, функциональность — на 70, комфортность и эротичность — соответственно на 50. Подобная работа может инициировать поиск индивидуального стиля, который предполагает не только отражение индивидуальности, но и комфортность ношения одежды. руководителя фирмы, коллег, клиентов) позитивные чувства. Менеджеры по персоналу считают, что внешний вид кандидата на вакансию в течение первых трех минут собеседования может стать решающим. И, как показывает практика, второго случая произвести хорошее впечатление на работодателя уже не представится 1 Обретению индивидуального стиля способствует осознание того, в какой одежде человек чувствует себя лучше всего, что в ней есть такого, что делает его ощущения приятными. Очень важно также понимать, почему не нравятся те или иные предметы одежды или аксессуары. Показательным в этом смысле является случай из психотерапевтической практики, когда одна из клиенток входе сеанса очень эмоционально отреагировала на свой пиджак, выполненный в мужском стиле. Он сдерживал ее природную женственность и непосредственность. Новый образ, созданный тут же с помощью павлово-посадского платка, оказался для нее значительно ближе как в психологическом, таки социальном планах. Жизненный стиль, работа, личностные особенности — все это может См Кузин ФА Имидж бизнесмена. М Ось, 1995. С. 48. Глава 4. Мода, стиль, имидж 219 Создание имиджа — увлекательная и полезная игра для детей и взрослых. быть представлено в виде индивидуального кода одежды, используемой для создания того или иного имиджа. Процесс декодирования осуществляется, как правило, в социуме. Поэтому, кодируя личностную информацию посредством одежды, индивид должен уметь предугадать возможные варианты декодирования этой информации другими людьми. Возможно, женщина, надевая узкую юбку, думает Я прекрасна и уверена в себе. Но когда это сообщение получено и декодировано другими, оно может звучать так Я доступна. У вас или у меня В большинстве случаев человек представляет себя в зависимости от ситуации. Очень важно отрефлексировать действия и эмоции, сопровождающие выбор той или иной одежды. Здесь важно все как человек одевается для ситуаций личностно значимых или вызывающих повышенное эмоциональное напряжение (например, при поступлении на работу или сборах на вечеринку насколько он переживает предстоящее событие, использует ли при этом какие-либо приемы для снятия стресса и контроля ситуации замечает ли, собираясь на вечеринку, что одевается скучно и неоригинально или, наоборот, причудливо и необычно. То, как человек одевается, оказывает существенное влияние на целостное восприятие его имиджа. Д. Уоллес утверждает Человек может заставить свою одежду говорить то, что он хочет сказать. Для этого необходимо лишь точно определить параметры ситуации, сформировать подтекст невербального сообщения, передаваемого посредством одежды, и предполагаемый ответ, иметь четкое представление о результате, желаемом имидже. Автор приводит в Язык костюма Тип одежды Ситуация Невербальное сообщение Предполагаемая реакция Имидж Деловой костюм Назначение на должность, интервью при поступлении на работу, переговоры Вы можете рассчитывать на меня. Я подчиненный. Я могу делать это. Выслушайте меня Вы единственный Вы приятны Мы доверяем Вам Профессиональный и деловой. Костюм респектабелен. Ваша личность видна насквозь Комфортный верх, брюки Отдых на озере, работа на дому Я могу быть "небрежной, но выглядеть при пом привлекательно Ты одета не только в удобную одежду, но еще и модную Это действительно Вы. Вы выглядите отдохнувшей и доброжелательной. Вас не тяготит работа Одежда с акцентом наверх для неформальной ситуации, где большую часть Высидите, для работы за столом Встреча, обед в кафе, чай со старыми друзьями Я чувствую себя прекрасно Это лучшее время в моей жизни Ты выглядишь прекрасно в любое время У Вас привлекательная внешность, у Вас есть вкуси Вы умеете одеваться в соответствии с ситуацией Хозяйка дома — женственность и доступность Обед, ужин при свечах, торжественный вечер дома Сегодня вечером я хочу выглядеть особенно привлекательной Милая, ты выглядишь великолепно Ваш внешний вид достоин комплиментов. Ваша одежда сообщает, что это — особенный вечер Таблица Глава 4. Мода, стиль, имидж 221 качестве примера четыре наиболее распространенных варианта одежды табл. Таким образом, чтобы обрести индивидуальный стиль в одежде и создать имидж в целом, следует разговорить свой гардероб или те новые вещи, которые хотелось бы приобрести. Разговорить — значит осознать цели выбора костюма или отд. тьных предметов одежды, субъективные представления и переживания, сопровождающие этот процесс. Одежда, костюм, мода, стиль, имидж образуют своеобразный мир объективных явлений, к которым у человека формируется устойчивое эмоциональное отношение. Знак этого отношения зависит от степени удовлетворения его разнообразных потребностей. Резюме Постоянной изменчивости моды противостоит относительная устойчивость индивидуального стиля одежды, который является результатом субъективного отражения художественной характеристики эпохи, образа индивидуальной и общественной жизни и, естественно, направлений моды. Стиль, понимаемый в широком смысле как определенная форма художественного выражения, узнаваемая через отличительные черты или характеристики, первичен по отношению к моде. Мода в данном контексте определяется как текущий стиль. Механизмом выбора элементов индивидуального стиля среди множества ориентиров и тенденций моды является эстетический вкуси соответствующие ему эмоциональные переживания. Чувство моды и чувство стиля связаны с социальной и индивидуальной историей развития личности, ее психологическими особенностями. В основе стилевых предпочтений женщин, как правило, лежит стремление нравиться, удивлять и очаровывать, а мужчин — демонстрация социального положения и статуса, уровня притязаний. Индивидуальный стиль одежды — неотъемлемая часть имиджа личности. Имидж может выступать как модный стандарт и объектно это не означает его полной тождественности другим модным стандартами объектам, в частности, модной одежде, обуви, аксессуарам, прическе, идеологии, увлечениями т. д. В каждом конкретном случае между ними устанавливаются особенные отношения. Динамичность образа жизни современного человека актуализирует потребность в формировании имиджа среди разных категорий людей. Опыт использования модной одежды в целях усиления внушающего воздействия конструируемого имиджа на аудиторию накоплен в политике, на телевидении, в шоу-бизнесе. См Wallace J. Dress with Style. N. J.: Revell, 1983. |