Главная страница
Навигация по странице:

  • 178 Психология моды

  • Мода, стиль, имидж

  • Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )


    Скачать 5.89 Mb.
    НазваниеДопущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
    Дата10.02.2023
    Размер5.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология моды УП для вузов.pdf
    ТипДокументы
    #930143
    страница21 из 35
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   35
    176 Психология моды
    ственный, грандиозный, богато и даже излишне украшенный, — характеризующие стиль барокко в архитектуре, живописи, скульптуре, стали правомочными и для костюма. По мере расширения масштаба вовлечения в культурное общение географических регионов происходит и расширение границ стилевого единства. Стилевое единство всегда способствует повышению художественного уровня произведений. Костюм, выдержанный в едином стиле, воспринимается целостно, легко узнаваем и при этом непременно вызывает эстетическое наслаждение. Стиль — категория надличностная, создатель костюма может восстать против него, опровергнуть его своим творчеством, но он это делает внутри стиля, образуя локальное стилевое направление, или свой стиль. Задача художника-модельера состоит в том, чтобы понять, каким образом он вошел в стиль, строить свои взаимоотношения с ним, исходя из чувства собственного творческого предназначения. Бесспорно, художественные стили являются основными источниками формирования стилей одежды. Но, как замечает В. Г. Власов, использование слова стиль в быту или в иных, нехудожественных сферах человеческой деятельности возможно лишь в качестве метафоры. <...> На бытовом, массовом, нехудожественном уровне сознания потребность в смене форм называется модой 1^ Одежда отражает образ мыслей и жизни человека, его современная манеры и мораль, постоянно изменяющийся калейдос-
    версия стиля коп событий. Сегодня одежда изменяется быстрее, чем в прежние времена, подобно тому, как постепенно увеличивается темп жизни. Среди наиболее важных, желательных характеристик современной одежды называют стиль, индивидуальность и нарядность. Стиль, понимаемый в широком смысле как определенная форма художественного выражения, узнаваемая через отличительные черты или характеристики, первичен по отношению к моде. Мода в данном контексте определяется как текущий стиль или общепринятая мода в угоду моменту. Словосочетание общепринятая мода синонимично понятию стиль в узком значении — это то, что использовалось в прошлом и заношено отдельными группами населения. Например, стиль хиппи, сформировавшийся в середине х годов и проявляющийся до сих пор. Г. Мортон называет моду живой версией или частью стиля в настоящем времени. Подобно тому как устоявшийся стиль отражает стиль жизни и мысли людей, мода образуется социальными силами под влиянием современных социальных условий.
    1
    Власов В. Г Стили в искусстве. СПб.: АОЗТ «Кольна», 1995. С. 546.
    Глава 4. Мода, стиль, имидж
    177 Появление стиля в моде традиционно связывают с Г. Шанель. Что преобладало в моде до нее Требование заказчиц, от которых зависело все у них было монопольное право на украшения, ткани и иногда даже фасон. Портные перекраивали и переделывали в зависимости от желаний светских знаменитостей, так что их туалеты представляли собой синтез из личных вкусов и вкусов их портного. И беда ему, если красавица замечала на другой платьев чем-то похожее на ее собственное И вдруг украшательство уступило место линии, появилась одежда, родившаяся только благодаря логике создателя, отвечавшего на требования эпохи. Если женская мода была обязана Пуаре такими важными новшествами, как облегченный корсет, как попытка укоротить юбки, если Пуаре был непревзойденным колористом, то именно Шанель в 1916 году навязала моде столь решающие изменения, что заставила ее войти ввек. Право женщин на комфорт, на непринужденность движений, возросшая важность стиля в ущерб украшательству и, наконец, неожиданное использование простых тканей, повлекли за собой ipso facto возможность в ближайшем будущем создавать элегантные модели, доступные для самого широкого круга покупательниц. Впервые революция в женской моде состояла не в том, чтобы подчиниться фантазии, а прежде всего, в том, чтобы, следуя неумолимой необходимости, ее упразднить»
    1
    Несомненно, тенденция к проявлению стиля на фоне моды сказалась не только на дизайне, но и на производстве одежды. Массовое тиражирование моделей уходит в прошлое. Производство одежды становится более гибким, мобильным. Изготовление одежды в рамках наметившейся тенденции все чаще возводится в ранг индивидуального искусства. Собственно, речь идет о возрождении портняжного искусства, значение которого еще вначале века определил АИ. Халфон: Почва портняжного искусства — это есть примерка, и для того, чтобы портному было доступно угодить изяществом современному обществу — ему необходимо знать, что фон его художественной науки берется только от покроя, а стиль вытекает от примерки»
    2
    Наш современник, известный итальянский портной Джанни Кампа- нья, полагает, что быть прилично одетым также необходимо, как быть здоровыми свободным. А поэтому он рекомендует быть с портным столь же искренним, как с врачом или адвокатом. Тогда ему удастся создать образ красивого, здорового, свободного человека. «Кому-то кажется смешным, что все клиенты общаются со мной в голом виде. Парадоксальная метаморфоза — президенты и кинозвезды, финансовые гении и крупные бизнесмены раздеваются передо мной, чтобы быть одетыми лучше дру-
    ' Шарль-Ру Э Непостижимая Шанель / Перс фр. М Смоленск Прогресс, Литера,
    Русич. 1995. С. 198-199.
    2
    Халфон АИ Значение портняжеского искусства. Одесса, 1914. С. 3.

    178 Психология моды
    Жанин Ньепс. Примерка у Диора.
    1950. Авеню Монтень, Париж. гих», — отмечает Кампанья
    1
    Опытный мастер обращает внимание на актуальное противоречие между модой и индивидуальностью Меня забавляет старание современного человечества соответствовать фантазиям стилистов. Вместо того, чтобы подгонять свою фигуру и походку под костюм от Армани или Версаче, лучше пойти к хорошему портному и сшить одежду по себе. Но человечество не желает соглашаться стем, что каждый достоин собственного костюма»
    2
    В последние годы влияние идеи происхождения стиля от примерки к индивидуальным психофизическим особенностям человека на формообразование современной одежды становится более заметным. Время требует раскованности в одежде, отказа от стереотипов. Оригинальный дизайн, совершенная конструкция и качественное изготовление — вот три основных составляющих современного стиля в модной одежде. Современная модная индустрия стремится с помощью арсенала своих средств помочь человеку создать неповторимый индивидуальный образ. Мода изменчива, точнее изменчиво ее содержание, асам феномен постоянен и представляет для человека стабильную потребностно-мотивацион- ную значимость. Мода нужна человеку. Именно этим обстоятельством определяются положительные ответы на вопросы, постоянно волнующие многие поколения людей Лучше или хуже становится общество из-за переменчивости моды, Мода — суета или обретение своего Я и т. п. Наиболее точный ответ сформулирован И. Сен-Лораном: Моды проходят, а стиль остается. Кроме фантазии — своего рода витамина, который нужно регулярно впрыскивать в творчество, — в нем остается чистота.
    1
    Вещь. 2000. № 7. Июнь. С. 22.
    2
    Там же. С. 23.
    1
    Перефразирование названия книги Разговор о свете, лучше ли он ныне стал или хуже, в рассуждении обхождения человеческого и переменяющихся в нем мод. СПб., 1781.
    Глава 4. Мода, стиль, имидж
    179 Людей трогает эта чистота. Особенно женщин, которые узнали себя в силуэтах, о которых я заставил их грезить»
    1
    щ ода и Индивидуальный стиль часто сталкивается с необхо-
    эстетические димостью выдерживать натиск кратковременной чувства моды на второстепенные элементы костюма, например, какие-либо детали или аксессуары. Выдержать этот натиск помогают эстетические чувства, которые отражают и выражают отношение человека к различным предложениям моды как к чему- то прекрасному или безобразному, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же, в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности — как эмоции презрения, отвращения и тому подобные. Английский историк костюма Д. Лавер (James Laver)
    2
    исследовал воздействие степени временной удаленности или близости объекта моды на его восприятие и оценку субъектом моды и составил, хотя и нестрогую, но достаточно показательную схему, согласно которой один и тот же костюм будет казаться непристойным залет до своего времени неприличным залет до своего времени экстравагантным за 1 год до своего времени изящным в свое время безвкусным 1 год спустя (после своего времени) отвратительным 10 лет после своего времени забавным 30 лет после своего времени причудливым 50 лет после своего времени очаровательным 70 лет после своего времени романтичным 100 лет после своего времени прекрасным 150 лет после своего времени Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса формирования его сознания. Степень развитости и содержательности эстетических чувств выступает как существенно важный показатель его социальной зрелости. Различия в степени развитости эстетического вкуса определяют типы потребительского поведения
    1) Потребитель с развитым эстетическим вкусом ориентируется на создание собственного стиля, прямо несвязанного с модой.
    2) Среднеразвитый эстетический вкус предполагает ориентацию на эстетические свойства вещей, но без системно-целостного подхода к вещному окружению.
    1
    ЕПе. 1996. Июнь—июль.
    2
    Laver J. A Concise History of Costume. L., 1969. P. 202.

    180 Психология моды Настоящая элегантность — результат сознательного приспособления предложений моды к своим потребностям.

    Жанин Ньепс. Элегантная дама. Париже) Неразвитый вкус — отсутствие эстетической оценки вещной среды и вещей. Итак, проявление хорошего вкуса в одежде выражается в способности использовать те элементы моды, которые более всего подходят внешности, соответствуют личностным характеристикам, стилю жизни и обстоятельствам. Индивидуальный стиль обязывает к раскрытию личности. Вин дивидуальном стиле концентрируется и отношение человека к моде, и его подверженность капризам моды, и его вкус. Женщина должна обдумывать свой наряд, как поэт вдумывается в свое знание она должна соображать эти моды с своим лицом, сего характером выражения, с своими манерами. Ничто не может быть опаснее для женского туалета, чем буквальное следование модам. Иначе мода вела бык такому скучному однообразию нарядов, в котором уничтожилась бы всякая поэтическая фантазия женского каприза, — неординарные и остроумные советы Ивана Панаева, прекрасного литератора, репортера, знаменитой личности своего времени, ведущего обширного отдела моды в журнале Современник. Лидеры моды <...> или женщины со вкусом есть во всех социальных классах. И если одна из них подчинится капризам моды в силуэте, цвете и прическе, то, скорее всего, она будет выглядеть с шиком. Но настоящая элегантность и неповторимый результат проявятся лишь тогда, когда такая женщина с помощью здравого смысла и способностей приспособит к своим потребностям все лучшее, что есть в моде. Это один из секретов индивидуального стиля, — подчеркивает Стенли Маркус (Stanley Marcus)
    2
    ' Современник. 1849. № 1.
    1
    Morton G. М The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964. P. 16.
    Глава 4. Мода, стиль, имидж 181 Сегодня быть модным — значит среди множества ориентиров и тенденций моды уметь обнаружить те элементы, которые могут составить структуру индивидуального костюма, создать целостный образ, внешне и внутренне непротиворечивый. Моду нужно чувствовать и понимать. Еще совсем недавно считалось, что чувство моды проявляется в следовании водном направлении с ключевыми моделями, которые создают идеальный силуэт сезона. К концу XX века содержание так называемого чувства моды претерпело заметные изменения. Это обусловлено сложностью моды как явления, многогранностью и множественностью его связей с другими явлениями, такими как личность, общество, техника, технология, искусство, этика, эстетика и др. Так, например, модные тенденции осени—зимы 1997/98 года описаны в журнале «ЕПе» по двадцати пяти измерениям. Цвета темно-красный, черный, серый с антрацитом Облик чистые линии, Арт Деко, обращение к прошлому Стиль е годы Жанр брючный костюм Силуэт удлиненный Платьев китайском духе Пальто плотное из шерсти с эффектом поношенности Брюки широкие Юбка с разрезом Эффект фалды и складки с напуском в моделях на каждый день Вырез образный Парадокс грубая шерсть, мягкий муслин Материал тисненый бархат Детали петлицы, прорезы и липучки в качестве застежки Шик боди с японкой (заниженная линия плеча. Аксессуары галстук из сатина Возвращение прежней тенденции супермини под длинным пальто
    Дежа вю: квадратные плечики Обувь туфли на очень высокой и тонкой шпильке Сапоги вестерн, из вышитой кожи Сумка из бархата Новое лицо Эстер де Йонг* Макияж очень светлый — дневной, очень темный — для вечера Волосы гладкие, убранные назад, распущенные шиньоны Аксессуары круглые стальные часы.
    * Имя манекенщицы.

    182 Психология моды Воплощение буквально всех признаков моды водном костюме сделает последний эклектичным, если вовсе не безобразным. Ив этом случае уже не придется говорить об индивидуальном стиле. Для выражения индивидуальности в моде важно найти тот элемент, который не будет выделяться на фоне других, выбранных личностью, но будет принят всеми. В этом — секрет индивидуального стиля, ключ к разрешению противоречия между индивидуальными модным, то есть массовым. Индивидуальный стиль несовместим с импульсивным выбором. Для стильных людей характерен иной, сознательный, тщательно взвешенный подход. По их мнению, лучше купить пару дорогих вещей, которые дополнят существующий гардероб, чем много дешевых и некачественных. Создание единого ансамбля в одежде требует времени и на выбор аксессуаров, которые будут гармонично сочетаться с имеющимися вещами, а следовательно, подчеркнут привлекательность владельца костюма. Стиль одежды как Люди с хорошим вкусом всегда одеваются в соответ-
    отражение стиля ствии со стилем жизни, ситуацией или окружением. В жизни настоящее время усиливается тенденция к использованию многофункциональной одежды, приспособленной к различным социальными погодным условиям. Это связано с возросшей активностью современного человека, большей мобильностью в передвижении с места на место, занятостью в различных сферах деятельности. Люди все чаще покупают вещи, которые будут служить более чем одной цели. Покупка бывает удачной в том случае, когда человек точно знает, какие ситуации и обстоятельства определяют характер его жизнедеятельности. Кто ты — именно с ответа на этот вопрос, по мнению Джоан Уоллес
    Qoanne Wallace), начинается поиск индивидуального стиля в одежде. Свои наблюдения автор представила в виде нескольких моделей поведения, которые позволяют сориентироваться в стилевых предпочтениях индивидов
    1
    Если человек с большими амбициями любит водить спортивную машину или путешествовать вокруг света на сверхсовременном лайнере, если сего появлением в обществе атмосфера наполняется духом элегантности, то, скорее всего, он будет заботливо относиться к формированию своего гардероба и покупать только красивую дорогую одежду. Как правило, такой человек имеет свой стиль в одежде, но при этом он не пропустит случая попробовать одеться во что-нибудь новое. Это — стиль высшего общества, изысканный, утонченный от кутюр». Романтический стиль предпочитают, как правило, любители старых фильмов, поэзии и старинных романсов. Такие люди помнят каждую знаменательную дату и просто тают при свечах и мягкой музыке. Особенно См Wallace J.
    Dress with Style, N. J.: Revell. 1983.
    Глава 4. Мода, стиль, имидж
    183
    Гламурный стиль. Романтизм в мужской моде. Классический стиль. проявляется этот стиль в одежде женщин, которые стремятся выглядеть женственно и привлекательно. Они предпочитают носить платье или юбку с рюшами и кружевом пастельных и белых тонов. Нечто ностальгическое, утонченное и мягкое характерно для них. Романтизм в мужской моде проявляется в неконтрастных сочетаниях цветов, как правило тон в тони небольших объемах, в мягкости линий и ненавязчивости кроя, который лишь деликатно повторяет линии тела, но нив коем случае не искажает его естественных пропорций, и, наконец, в очевидном отсутствии табу, равно как и строгих правил. Нет повседневной необходимости в галстуке, а сорочку необязательно заправлять в брюки, летом обувь запросто надевают на голую ногу. Спортивный стиль. Авангардный стиль.

    184 Спортивный стиль одежды — для тех, кто постоянно находится в движении, кто живет открыто, без тайн, кто держит свои ролики у двери и всегда готов отправиться в путь, кто получает удовольствие оттого, чтобы проснуться рано, приветствуя улыбкой наступивший день. Такие люди любят комфорта поэтому носят практичную одежду, не стесняющую активных движений. Персона, которая готова поспорить ради спора, которую привлекают прочные машины, сафари и подводное плавание, которая смело комбинирует одежду и выглядит при этом великолепно, которая одной из первых надевает модные вещи, несомненно, выбирает авангардный стиль одежды. Такие люди, как правило, имеют свой уникальный стиль. Никто другой не может состязаться сними в совершенстве. Современная авангардная одежда находится в постоянном контакте и взаимодействии с поверхностью тела человека, образуя подвижную, изменяющуюся в пространстве и во времени систему человек — одежда. Прогрессивные разработки в технологии производства и обработки материалов, нетрадиционное использование давно существующих методов кроя являются основой создания авангардной одежды и открывают новые возможности использования разрабатываемых изделий человеком, что, собственно, и привлекает поклонников данного стиля. Классического стиля в одежде придерживаются организованные и ответственные личности, предпочитающие работать индивидуально. Они верны традициям, бережно хранят дружбу со старыми друзьями. Их одежда обычно прилегающего силуэта. Классика выбирается ими на длительный срок носки, как правило на несколько сезонов.
    4.2. Индивидуально-психологические основы стиля Чувство стиля и чувство моды — специфические чувства. Их формирование определяется целым рядом факторов, степень влияния которых еще предстоит исследовать. Но уже сегодня очевидна их связь с социальной и индивидуальной историей развития личности. Основа для формирования индивидуального стиля в одежде закладывается еще в детском возрасте под влиянием вкусов и оценок родителей, а также значимых других. Основным механизмом формирования стиля выступает в данном случае подражание. Дети подражают взрослым во всем, в том числе ив манере одеваться. Классику или романтизм и даже авангард не без труда можно обнаружить в детских костюмчиках и платьицах. У подростка по мере становления образа Я, формирования мировоззрения появляются собственные пристрастия в одежде. Зачастую они основаны на внешней идентификации себя со своим кумиром, в роли которого часто выступают известные музыканты, актеры, спортсмены, политики, друзья. Молодые люди чаще, чем взрослые, меняют одежду, так как испытывают
    Глава 4.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   35


    написать администратору сайта