Главная страница
Навигация по странице:

  • 254 Психология моды

  • 256 Психология моды

  • Человеческий фактор индустрии моды

  • 260 Психология моды

  • Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )


    Скачать 5.89 Mb.
    НазваниеДопущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
    Дата10.02.2023
    Размер5.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология моды УП для вузов.pdf
    ТипДокументы
    #930143
    страница29 из 35
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   35
    253
    шенно неожиданные решения, которые являются результатом измененного представления о функции (Vuitton, Kayek, Chanel).
    ,, Формы воображения и способы работы с элементами-
    Методы г г г клише составляют психологическую основу методов моделирования J
    одежды и обуви моделирования одежды, описанных в специальной литературе. Метод инверсии основан на сознательном отказе от существующих решений, преодолении психологического барьера, заставляющего подражать, по принципу действия от обратного. Если в рассматриваемой одежде некая деталь, например карман, всегда располагается горизонтально, то эту деталь ставят в вертикальное положение или перемещают под углом. Этот метод является одним из самых действенных в моделировании, позволяет находить наиболее острые, оригинальные решения. Метод инверсии применим как при создании общей формы, таки при разработке внутри нее. Метод аналогии основан на применении аналогичных положений для получения новых идей. Эти аналогии художник находит в различных областях человеческой деятельности, природных формах и пр. Различают прямые, субъективные, символические и фантастические источники аналогий. Прямые источники обнаруживаются в биологических системах, решающих сходные задачи субъективные заставляют особое внимание обратить на двигательные ощущения (например, вообразить свое тело на месте со' Коллекция одежды создана методами инверсии и аналогии. Селянина Анна. Парк Юрского периода. Москва. МГТУ.


    254 Психология моды
    здаваемого объекта, почувствовать себя им символические предполагают отождествление отдельных характеристик одного предмета с характеристиками другого фантастические требуют представить себе вещи такими, какими мы хотели бы их видеть, позволяя игнорировать любые физические законы. Этот метод требует высокого общекультурного уровня развития — знания философии, истории искусства, знакомства с музыкальными произведениями, литературой и т. д. При использовании этого метода существует различная степень переработки источника водном случаев костюме источник узнаваем сразу же большинством реципиентов, а в другом — ассоциативные связи более опосредованы (например, аналогичный ритмический строй, пластическое решение, принципы цветового сочетания. Метод новых комбинаций заключается в том, что для получения новых решений используются соотношения, ранее не применяемые, кажущиеся на первый взгляд невозможными. Это могут быть принципы нового соединения отдельных деталей костюма, пропорциональных отношений, сочетания различных стилей одежды водном костюме. Примером последнего является диффузный стиль в одежде. Метод новых комбинаций требует от художника особой тонкости, художественного чутья, чувства меры. На основе этого метода создаются наиболее неожиданные, ломающие привычные стереотипы модели. Метод случайных комбинаций основан на том, что художник, не имея конкретного замысла, ориентируется на подсказку извне. Искомое неожиданное решение возникает при наколке ткани на манекен, коллажном способе создания эскизов. Особенностью этого метода является то, что художник делает ставку на случайность, которая не возникает, как это часто бывает в творчестве, уже существующей идеей, а сама становится ее источником. При этом методе художник — главное действующее лицо — интерпретатор подсказки. Методы стандартизации в моделировании одежды основаны на классификации, унификации и типизации отобранных элементов моделей. Специалисты должны создавать достаточно выверенные нормали и постоянно стремиться воплощать в стандартах квинтэссенцию современных требований. Стандарт должен быть всеобъемлющим для своего времени и чрезвычайно оперативным. Мода имеет свои точные параметры, которые для определенного времени являются показателями, канонами красоты, то есть своеобразными стандартами. Модные стандарты считаются критериями в отборе лучшего, следовать им — значит идти в ногу со временем. Метод идентификации —
    отождествление личности художника в процессе творческой деятельности с личностью другого человека, предметом или явлением. Это требует от художника помимо богатой фантазии способности к перевоплощению. Это предполагает более глубокое освоение темы, про
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды
    255 Метод идентификации предполагает вчувствование, вживание в образ.
    Омри Горин. «Леахзир атара ле омна» (Портрет моего дедушки, Израиль. Иерусалим. Институт дизайна «Бегдалель».

    256 Психология моды
    никновение в структуру изучаемого материала. Вчувствование, вживание в образ способствует созданию гармоничных, стилистически проработанных моделей, коллекций
    1
    Туфли на танкетке, широкие плечи, женский брючный костюм, минимализм в крое, люминесцирующие цвета, пластиковые детали одежды или обуви, этнические элементы одежды — далеко неполный перечень результатов использования в современной моде форм творческого воображения и разработанных на их основе методов моделирования одежды. Постоянно стремясь к новизне, дизайнеры зачастую обращаются к хорошо забытому старому, потому что неизменна сама форма человеческого тела, потому что обращение к глубинам подсознания и памяти при определении в настоящем перспектив будущего является вполне естественным. Но дизайнеры непросто копируют и механически повторяют старое, а находят в нем новую красоту с позиций современного им мировоззрения. Обращение к народному костюму, особенно частое в XX веке, также сильно не механическим перенесением старых форм, не культивированием старых традиций, а их всемерным развитием и обогащением. Являясь проекцией архетипов коллективного бессознательного (КГ. Юнг, народный костюм обнаруживает в себе многообразие элементов (крой, декор, цветовую гармонию, преобразованные формы которых используются при моделировании современного костюма. Такой костюм сохраняет в себе черты привлекательности, активности и силы, свойственные народным костюмам. Российский модельер В. Зайцев замечает Национальный костюм обладает необычайной силой долговечности, помогающей выстоять и блистать в любой обстановке, он подчеркивает в человеке такие качества, как достоинство, элегантность, изысканность»
    2
    Традиции русского национального костюма прослеживаются в многослойных расклешенных юбках разных конструкций и объемов, в использовании вышивки с растительным орнаментом и аппликации. Подчеркнутая женственность моделей достигается с помощью защипов и складок на платьях и блузках, воротников и манжет, характерных для народного традиционного костюма. Модель костюма всегда является результатом объективации — перевода субъективного образа или представления в реально воспринимаемый объект, изоморфный в ряду существенных свойств (или одному свойству) образу. Способ объективации представлений, как и используемые приемы создания новых моделей, индивидуальны. Именно поэтому так по-разному прочитывается русский народный костюм в коллекциях, например, Вя-
    1
    См Григорьева ИВ Эстетические проблемы моды Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М Ид-во МГУ, 1989.
    2
    Харченкова Л По одежке встречают Секреты русского костюма. СПб.: Астра-Люкс,
    1994. С. 4.
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды
    257 Развитие и обогащение народного костюма в моделях молодых дизайнеров. Конкурс Адмиралтейская игла -
    2003». Санкт-Петербург. чеслава Зайцева или Валентина
    Юдашкина: изысканная утонченность первого и декоративная роскошь второго. Фольклорный стиль одежды задает определенный тип поведения, тональность настроения и содержание мировоззрения личности. У современного человека есть возможность (при отсутствии запретов) использовать в своей одежде мотивы костюмов самых разных народов. Все зависит оттого, что предлагает мода. Ведь после стиля одной из основ понимания костюма становится мода средства, которыми она пользуется, — это силуэтные, пропорциональные изменения, технология образования формы. Пропорциональные изменения определяют моду в границах стилевой неизменной формы. Национальные наряды со всех концов земли — от Южной Америки до Крайнего Севера — становятся сегодня источником вдохновения дизайнеров. Некоторые даже решаются на отчаянные эксперименты по смешению перуанских и эскимосских мотивов водном костюме Результат
    — гармония контрастов, многослойность, оригинальные головные уборы и аксессуары. Еще недавно на подиумах господствовал японский национальный костюм и японское искусство текстиля. История с тканями для последних сезонов мод началась еще лет 30 назад, когда Рей Кавакубо (Rei Kawakubo),
    Ёши Ямамото (Yohji Yamamoto) и Иссей Мияке (Issey Miyake) привезли в Париж свой небывалый текстиль. Их мир тертых, резаных, жеваных, складчатых, выбеленных, вывернутых наизнанку тканей захватил воображение многих модельеров. Свободное моделирование, от куска ткани, — еще одно направление, позволяющее создавать сугубо индивидуальную одежду, так как процесс ее изготовления максимально приближен к телу человека. Берется манекен. На
    9 Психология моды

    258 Психология моды Слава Зайцев. Неизвестный автор. 1970. Частное собрание. него набрасывается кусок ткани и начинается творчество. Где заложилась складочка, там она и зашьется, где появилась фалда, там и останется. Ножницы отсекут все лишнее, сделают подол неровными позволят еще некоторые вольности. Подобная творческая работа активизирует не только профессиональные знания дизайнера, но и его интеллектуальные, эмоционально-мотивацион- ные, креативные возможности. Использование методов стимуляции творческой активности приводит к формированию умения мужественно отнестись к необходимости переделать, усовершенствовать свою идею, модель. У человека развивается способность отказаться от полученного результата и начать сначала, повторяя попытки до тех пор, пока результат не будет удовлетворять полностью.
    Инливи ь " Профессионал в творческой деятельности использует сти не только общие принципы и приемы работы, но и свои деятельности собственные. Многие известные кутюрье стали таковыми благодаря индивидуальной системе навыков, методов, приемов и способов моделирования одежды. Психологи называют эту систему индивидуальным стилем деятельности. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям его деятельности. Поэтому человек сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для данной работы качества, в тоже время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. Индивидуальный стиль деятельности — это неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Индивидуальный стиль дизайнера — основа уникальности продуктов его творчества, залог признания потребителей и поле для совершенствования. Близкое знакомство с жизненной историей признанных мэтров моды —
    Габриэль Шанель, Кристиана Диора, Ива Сен-Лорана, Валентино Тара
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды
    259 вани, Джанфранко Ферре, Ёши Ямамото (этот список можно было бы продолжить) — позволяет обнаружить тесную взаимосвязь между творческими индивидуальными проявлениями и богатейшим жизненным опытом. В творчестве Коко Шанель обнаруживает себя удивительная чистота линий Обазинского монастыря, в котором воспитывалась юная Габриэль до совершеннолетия навыки аккуратной и прочной работы, полученные в монастыре фантазия, изобретательность, подмеченные девушкой в работе тети Жюлии, преуспевшей в изготовлении дамских шляпок. Нововведения
    Шанель — это отражение ее необычной, полной приключений судьбы, свидетелями которой были знаменитые люди века — Жан Кокто, Пабло Пи­
    кассо, Сальвадор Дали, Сергей Дягилев, Игорь Стравинский. Веселый, привязчивый, любознательный, выдумщик — черты маленького Кристиана Диора, который с детства был поглощен костюмировани- ем. Впечатление, которое молодой Диор получил от выставки декоративных искусств 1925 года, определило ориентиры его творческого профессионального будущего. Именно здесь Диор столкнулся с первым модельером, выступившим в роли прежде всего творца-художника и декоратора, рассматривающего моду как одну из форм художественной выразительности. Поль
    Пуаре перевернул мир моды, представ в образе мага, волшебника и соединив в своем лице автора коллекций, торговца, мецената, идейного вдохновителя и основателя целой школы. В своей области он был таким же катализатором новых веяний, как Кокто. Позднее эту же функцию будет выполнять сам Кристиан Диор. Обнаружив свое призвание,
    Диор становится сначала примерным учеником, а затем суровым специалистом. Дениза Тюаль сохранила яркие воспоминания о
    Диоре: Его почти карикатурный рисунок, преувеличенно огромные шляпы, подчеркнуто пышные турнюры и особенно контрастные цвета обозначали новую, пряную
    Коко Шанель.
    Ман Рэй. 1930. Частное собрание.

    260 Психология моды
    Джанфранко Ферре в финале легендарного парижского дефиле. 1997. палитру. Поражала тщательность и сосредоточенность, с которой молодой художник работал над своими моделями. Обычно даже лучшие мастера ограничиваются набросками, беспорядочными карандашными зарисовками, которые искусные мастерицы, вроде русских школы мадам
    Карийской, потом доводят до ума, подбирая материал, отделку, крой, соотношение тонов. А этот молодой человек, чрезвычайно дотошный, не упускавший ни одной, самой мелкой детали, давал точнейшие указания, не требовавшие никаких разъясне­
    ний»
    1
    Ив Сен-Лоран — достойный преемник Диора. Призвание Лорана — тоже родом из детства. Может быть, оно зародилось тогда, когда маленький Ив с восхищением наблюдал за поведением матери, любившей переодеваться несколько раз надень. А может быть, оно открылось с тех самых пор, как будущий кутюрье сделал из коробки театр и самостоятельно смастерил одежду для фигурок артистов. Самым революционным нововведением модельера было то, что он восславил в своих моделях женское тело, заменил слово элегантность на соблазнительность, сумев зажечь огонь желания там, где раньше речь шла только об условностях и респектабельности. Важно не то, как женщина одевается, а то, как она двигается, — подчеркивает Ив Сен-Лоран. Кутю­
    рье всегда спорил с теми, кто считает, что для модельера главное — уметь рисовать, и отстаивал свою точку зрения рисовать — это одно, а видеть тело женщины — совершенно другое. Начало увлечению Джанфранко Ферре модой было положено, когда он почтив шутку придумали смастерил украшения, которые неожиданно стали
    1
    Покна М.-Ф. Кристиан Диор. М Вагриус, 1998. С. 96.
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 2 6 1 Валентине пытается совместить не всегда совместимое продемонстрировать новые идеи и доставить удовольствие от показа. пользоваться огромной популярностью. Через некоторое время Ферре с образованием архитектора уже работает для нескольких производящих одежду фирм. Значительный опыт Ферре получил, работая в Индии Там я многому научился. <...> Все эти новые и прекрасные впечатления помогли мне осознать существование другой реальности и иного жизненного уклада. Спустя одиннадцать лет после начала деятельности в моде, Ферре становится во главе Дома Dior. Годы, проведенные у Dior, оставили **** мне огромный багаж. Это и опыт, и любовь, и страсть, и дружеские взаимоотношения как с сотрудниками, таки с клиентами — скажет он позднее. В своей миланской студии Ферре создает одежду, отталкиваясь в первую очередь от материала, а не от эскиза. Прикалывая образцы на большое панно, он решает, из чего родится костюм, из чего — новая знаковая белая блузка. Рисуя одежду, я всегда стремился к равновесию между простотой и сложностью, между силуэтами, не нарушающими, а напротив, отражающими естественность формы тела, и нарочито подчеркнутыми объемами. Я люблю играть на пропорции и диспропорции и акцентировать детали — например, завязывающиеся манжеты или ворот на пуговицах, — формулирует основные принципы своего стиля Ферре. Жизнь Валентине влилась в океан моды органично и сразу. Уже влет мальчик сообщил родителям, чем именно хочет заниматься в жизни. Они
    1
    L'Officiel. 1998. № 8. С. 147.
    2
    Там же.
    3
    Там же.

    262 Психология моды не противились выбору сына. В 1949 году он закончил курс рисунка моды в миланском Santa Marta Institute. Через год, овладев французским языком,
    Валентино отправляется в Париж в школу при Chambre Syndicale de la
    Couture Parisienne. Точкой отсчета его блистательной карьеры можно считать победу в конкурсе, организованном International Wool Secretariat. Следующий важный этап творческого пути — знакомство с Ги Ларошем (Guy
    Laroche). За два года работы у Ги Лароша Валентино приобрел значительный опыт не только в творчестве, но ив бизнесе моды, что позволило ему сознанием дела открыть в 1959 году собственную фирму. В своих коллекциях Валентино пытается совместить не всегда совместимое продемонстрировать новые идеи и доставить удовольствие от показа. Когда я представляю, как моя новая коллекция будет выглядеть в громадном шоу, я всегда мечтаю о волшебном. Но прежде всего надо помнить, что такое реальность, — говорит Валентино. Рассуждая о новом поколении дизайнеров, Валентино Гаравани отмечает Они фантастические, они молодые, они отдают очень много энергии и должны продолжать это делать, но — что при этом важно — им необходимо большое терпение. Без опыта и терпения успеха не достичь. Иногда люди, обладающие большим талантом, хотят получить все сразу, но это невозможно. Они должны последовательно двигаться вперед со своими идеями и стараться быть понятыми. В этих словах отражается и накопленный опыт, и искреннее напутствие.
    Ёши Ямамото (Yohji Yamamoto) — культовый дизайнер японской волны, покорившей модный Париж вначале х. Первые уроки портновского мастерства Ёши получил от матери-портнихи. В историю он вошел как творец «антимоды», изменивший представление о женской привлекательности и красивой одежде. Дизайнер признается, что всегда ненавидел обтягивающие вещи, осиные талии, высокие каблуки, словом то, что в западной культуре ассоциируется с истинной женственностью, вызывающей и зависимой. Ямамото считает, что главное в одежде — способность подчеркнуть индивидуальность ее владельца. Одежда не должна быть корректирующим элементом или условным знаком, она должна иметь собственную жизнь и поддерживать в человеке независимость и откровенность
    3
    Ямамото предлагает собственную радикальную философию моды. Он отказывается от привычных форм одежды и конструирует собственные странные гибриды. Он признается, что всегда пытается разрушить вещь, если она слишком правильна. Одежда дизайнера подчеркнуто асимметрична и не подчинена формам тела ив тоже время сконструирована с большой точностью и на удивление удобна. Ее пропорции и силуэты могут быть самыми
    1
    L'Officiel. 1998. № 8. С. 152.
    2
    Там же.
    3
    См Михайловская О Японское вторжение // Птюч. 1997. № 1—2.
    Глава 5.
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   35


    написать администратору сайта