Главная страница
Навигация по странице:

  • 284 Психология моды Таблица 5.3 Характеристики дизайна, цвета и материала Ян (мужское начало)

  • Человеческий фактор индустрии моды

  • Человеческий фактор индустрии моды 289

  • Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )


    Скачать 5.89 Mb.
    НазваниеДопущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
    Дата10.02.2023
    Размер5.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология моды УП для вузов.pdf
    ТипДокументы
    #930143
    страница32 из 35
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35
    Человеческий фактор индустрии моды 2 8 1 В одежде сексуальных меньшинств широко эксплуатируется идея женского костюма.
    шние телесные различия между полами, выражающиеся во вторичных половых признаках, стирались, поэтому знаки, усиливающие признаки определенного пола, являлись крайне важным элементом системы внешнего выражения и социально-психологического регулирования отношений. Поэтому совершенно правомерен устойчивый, хотя иногда и гиперболизированный (сказывается влияние психоанализа) интерес исследователей кана лизу знаков сексуальности и эротики в костюме человека. Полярность полов, которая проявляется в разнообразнейших формах, нашла в одежде средство демонстрации, призыв и желание нравиться. Однако следует иметь ввиду, что с психологической точки зрения полярность полов условна. Давно известно, что в структуре личности представителей обоих полов можно обнаружить и мужское, и женское начала, которые часто обозначают понятиями «ян» и «инь» соответственно, заимствованными из китайской литературы.
    «Инь» означает деликатность, мягкость, нежность, чувствительность, утонченность, хрупкость, то есть женские черты. Ян — стойкость, решительность, силу, энергию, выносливость, то есть мужские черты. «Инь» ассоциируется с утонченностью узора, который рисует морозна стекле, «ян» — со стойкостью сосны. Также как в природе встречается немало комбинаций «инь»—«ян» (например, ирис — цветок с крепким стеблем, иглообразными листьями («ян») и насыщенным цветом («инь») или перечное дерево с грубым, крепким ство-

    282 Психология моды лом («ян») и изящной листвой, маленькими красными ягодами («инь»)), таки в образе человека присутствуют «инь»- и «ян»-черты. Степень выраженности одного из них определяет психологию пола, своеобразие индивида. Профессиональная деятельность и занятия бизнесом актуализируют в женском образе «ян»-тенденции. Однако среди преуспевающих женщин немало тех, у кого выражены «инь»-тенденции (например, экс-премьер- министр Великобритании Маргарет Тэтчер, российский политик Ирина
    Хакамада, бизнес-леди Ивона Трамп (США) и др. Аналитики утверждают о наметившейся в последние десятилетия XX века тенденции к маскулинизации женщин и феминизации мужчин, что находит свое отражение в современной моде. Точнее, мода вскрывает диалектику единства и противоположности мужского и женского начала в человеке.
    Маскулинные женщины часто придерживаются мужской линии одежды. Это выражается в ношении брючных костюмов, одежды в стиле Сафари, рубашек и джемперов. Фемининные мужчины являются поклонниками романтического стиля в одежде, их костюмы обычно выполнены из традиционно женских тканей, мягких по фактуре и разнообразных по цвету.
    Бэлль Нортруп (Belle Northrup) составлены таблицы (таблицы 5. 2 и
    5. 3), своеобразный код, который позволяет не только прочитать выраженность «инь»- и «ян»-черт личности, но и использовать декодированную информацию для достижения гармоничных отношений между человеком и костюмом, непротиворечивости сообщений самого костюма
    1
    Интересен подход к использованию одежды представителями сексуальных меньшинств. Гетеросексуалы, поданным СВ. Кайзер (S. В. Kaiser), выбирают одежду, позволяющую вести себя свободно и раскованно. Гомосексу- алы обычно демонстрируют отказ от маскулинности, используя элементы женской одежды. Лесбиянки, отказываясь от традиционной женственности, используют как мужские, таки женские элементы одежды. Главный принцип трансвеститов: возможность применения женской одежды в различных ситуациях. В любом случае наиболее эксплуатируется идея женского костюма. Общим для представителей обоих полови сексуальных меньшинств является выражение своей индивидуальности через костюм, которое достигается за счет гармоничного сочетания формы, цвета, фактуры ткани. Г. Мортон, подчеркивая роль сексуальных отношений в процессе функционального развития костюма, считает, что даже для серьезной интеллектуальной персоны, которая притворяется безразличной к одежде, было бы желательным осознать те импульсы, которые являются базовыми для любых реальных отношений в семье или обществе и значительно раньше, чем цивилизация, побуждают людей к использованию украшений. Озарение придет через понимание природы человека, — утверждает автор.
    1
    См Morton G. М The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964.
    2
    Там же.
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды
    283 Таблица 5.2 Индивидуальные характеристики, влияющие на выбор костюма Ян (мужское начало)

    •«Инь» (женское начало) Физические аспекты Строение тела Высокий рост, большая голова, пропорциональное телосложение, большие и выразительные черты лица сила, достоинство, выносливость, жизненная энергия Характер Основательные, целенаправленные, медленные, контролируемые, размеренные Маленький рост, маленькая голова, тело хорошо сложено, утонченные формы, мелкие черты лица хрупкость, женственность, изящная экспрессия движений Легкие, воздушные, грациозные, быстрые, порывистые, импульсивные Цвет
    ;
    | и т т | | | | н | | ИМИ bbbbаbbд МИ ИМ Яркий, теплый, темных оттенков. контрастный
    ШЯШШШШШ^ШЯтШШшШШШШШШШШШШШШШШШ Нежный, холодный, светлых оттенков, средняя контрастность Кожа Гладкая, смешанного типа (сложная структура, иногда грубая Нежная, гладкая, свежая Болот Прямые или большие завитые локоны, гладкие, лоснящиеся Мягкие, завитые, отличная структура Глаза Большие, удлиненный овал темные брови, заостренные Широко открытые, округлые брови дугообразные Психологический аспект (темперамент) Самодостаточный, доминантный, агрессивный, решительный, стремящийся к лидерству и опекающий, осторожный Объективный Аналитический склад ума Реалистичный Адекватно отражает условия ситуации, пытается модифицировать их, когда изменения кажутся возможными Изощренный Дух экспериментаторства использует разные способы познания идей ствия способность маскировать или драматизировать чувства Зависимый, мягкий, чувствительный, застенчивый, тактичный, стремящийся к сотрудничеству и помощи, покладистый, уступчивый,гибкий Интуитивный Быстро схватывает суть без анализа причин Идеалистичный Создает труднодостижимые идеалы Бесхитростный Естественный, простой, наивный

    284 Психология моды Таблица 5.3 Характеристики дизайна, цвета и материала Ян (мужское начало)
    «Инь» (женское начало) Линии Прямые, замкнутые, кривые, обычно используются в вертикальном направлении. Длинные, без разрывов или имеющие большие острые изломы. Крупные, большие, толстые, округлые кривые Модифицированные прямые, замкнутые кривые, разорванные на маленькие части. Сонодчиненность линий, нет самостоятельных прямых, острых углов. Большие, округлые кривые, подчеркивающие женские формы Силуэт Прямой или модифицированный прямой. Плавный, подчеркнутый Прямой, но модифицированный мягкими деталями. Буффы. Короткий жакет Болеро Объем Большой, занимающий цельную поверхность Небольшой площадь, разделена на несколько частей. Большие поверхности разбиваются пуговицами, разрезами, складками, сборками, швами, плиссировкой Размер Отдельные детали большого размера большие рукава, воротники, манжеты, кокетки, отделка переда жакета, пуговицы, ремни Маленькие детали, изящные кокетки, воротнички и др маленькие пуговицы, банты, тесьма, кружева, шнуровки Промышленный дизайн и материал Большие и средние размеры, экзотические или традиционные фасоны. Полоска и шотландка Материал тяжелый, неэластичный, грубый, металлик, драп, блестящий Маленький размер, очень традиционный фасон. Растительные мотивы и геометрические фигуры на ярком фоне Материал мягкий, прозрачный, легкий, поддающийся деформации, красивый, изящный, хрупкий Цвет и контраст Сильный контраст. Темный, густой цвет. Теплый и теплый холодного тона. Яркий, интенсивный Средний контраст. Светлые цвета. Холодный и холодный теплого тона. Мягкая градация интенсивности
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды
    285 Длина платья как символическая запись мотивов. Многие антропологи, психологии социологи указывают на целый ряд фундаментальных, по их мнению, причин повышения общественной значимости внешней привлекательности личности. Прежде всего, это связывается с усилением борьбы между мужчинами и женщинами за социальный статус и моральную чистоту. Последнее было не только признано, но и санкционировано еще в средневековой Европе. Так, один немецкий герцог, будучи епископом, издал указ, регулирующий ношение платьев с люрексом знатными женщинами Вюрцбурга Женщины высшего сословия имеют право носить блестящие платья. Это право имеют не только девушки, которые мечтают выйти замуж, но и замужние женщины, которые, таким образом, станут более привлекательными в глазах своих мужей и более уверенными в том, что их мужья не будут бродить в поисках любовниц»
    1
    Знаки сексуальности и эротики наиболее ярко проявляются в женском платье. Дж. С. Флюгель выстроил теорию, согласно которой бесконечные изменения женской моды связаны с изменением эрогенной зоны. Автор исходит из того, что любая часть женского тела в противовес мужскому является привлекательной для противоположного пола. Каждая из зон накапливает эротический капитал, или скрытое очарование, в течение
    1
    См Prohibition of Bishop Rudolph Von Scherenberg. German Document. Wurzburg,
    1449.
    2
    См FlugelJ. C, B. A., D. Sc. The Psychology of Clothes, N. Y., 1971.

    286 Психология моды Франсуа Жерар (1770-1837). Портрет Жозефины. 1801.
    Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. того периода, когда костюм закрывает эту зону. Зона может вступить в эксплуатацию по прошествии некоторого времени, когда накоплен достаточный капитал. Эксплуатация эрогенной зоны осуществляется • либо путем раскрытия ее, либо плотным прилеганием одежды, либо с помощью какого-либо другого из многочисленных приемов, которые модельеры хорошо знают. Одно из самых ранних известных декольте можно видеть у богини змей с острова Крит (XVII в. дон. э узкий плотно облегающий лиф, зашнурованный спереди под обнаженной грудью, с короткими рукавами. Активная эксплуатация верхней эрогенной зоны наблюдалась в Европе вначале века. Последние десятилетия XX века ознаменованы эксплуатацией нижней эрогенной зоны с введением в моду коротких юбок. Периодически возникает мода и на прозрачную или полупрозрачную одежду. Например, платья из тонкого муслина или батиста во времена Наполеона, надетые на трико или обнаженное тело, они подчеркивали волнующие формы женской фигуры и грациозную пластику женского тела. Конец века XX, по выражению Джона Гальяно, — прекрасная эпоха со своим неприкрытым обольщением. А это значит, что женщины позволили себе одеваться настолько роскошно, сексапильно и женственно, насколько считают нужным. Психология будуара, кокетливое прохаживание перед зеркалом, которого не стоит более стесняться неоромантизм прозрачность, достигшая всех мыслимых пределов культ обнаженного тела — вот что определяет моду для новой женщины. Такая мода делает женщину чуть более капризной, чем раньше ее устроит не каждая ткань. Воздушный шифон, шелк, тюль, атлас и хлопок невероятной выделки — остаются неизменными для весны — лета. В моде эластичные ткани, одежда из которых повторяет формы и динамику тела женщины. В моде — страсть. Одним из тех, кто привнес страсть в моду, считается Тьерри Мюглер. Знающие люди говорят, что костюм от Мюглера может полностью изме-
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 287 Мода эпохи с неприкрытым обольщением. XX век. нить форму тела. У Мюглера фигура го размера будет выглядеть, как песочные часы, — утверждает одна поклонница его таланта.
    Мюглер убежден, что женщины всегда должны выглядеть идеально Комфорт А для чего комфорт одежде Для того чтобы сидеть в ней дома в одиночестве Да даже и для этого он ненужен. Женщины говорят, что чувствуют себя более величественными, сильными, красивыми в моих нарядах. Есть у меня кое- какие хитрости, нацеленные на повышение качества фигуры»
    1
    Эротизм время от времени проявляется ив мужской одежде. В течение многих столетий брюки, вошедшие в моду у римлян, а затем ставшие традиционной одеждой мужчину всех европейцев, изготовлялись из двух не сшитых между собой половин, которые связывались только на поясе. Примерно в XIV веке к передней части брюк стали прикреплять особый мешочек со шнурком. К XVI веку его стали подбивать ватой, намеренно подчеркивая половой орган. И только в конце XVIII века эта деталь мужских брюк сменяется скромным клапаном. Сексуальность в мужской моде мало исследована, так как принято отмечать снижение активности мужской моды в целом. Тем не менее, весьма сексуально выглядит мужчина в кожаных брюках и трикотажном джемпере или сетчатой футболке или рубашке-поло. Даже костюм в полоску или клетку может оказаться весьма волнующим. Дизайнер Александр Мак Цит. по ЕИе. 1996. Август — сентябрь.

    288 Психология моды Мужской костюм в клетку или полоску может оказаться весьма волнующим.
    Куин считает Намой взгляд, мужчинам хочется выглядеть более рафинированно и даже чуть более женственно, ноне теряя при этом силы и жесткости»
    1
    Эротична та мужская одежда, которая несет в себе знак мужественности, силы, защиты (ноне агрессии, эстетичности. Под бархатом, вельветом, тонкой шерстью и плотными шелками одежды, например в стиле Денди, обнаруживает себя неукротимая мужская сила. Сексуально привлекательна та мужская одежда, которая является как бы отражением исконно мужских занятий. Это — одежда, выполненная в охотничьем стиле или стиле Сафари. Охотничий стиль — наиболее спокойный и умеренный. Это уютная традиционная одежда — стеганые куртки и клетчатые рубашки, брюки из вельвета в широкий рубчики твидовые пиджаки в елочку, махровые, будто из шотландского пледа сшитые жилеты и уютные свитера с высоким воротом, кепки, береты и длинные шарфы. Все это делает образ мужчины столь привлекательными желанным. Сексуальная интрига всегда присутствует в одежде, связанной с военным обмундированием, независимо от эпохи и места происхождения, которая, безусловно, привлекательна, потому что мужественна и романтична, комфортна и все же — чуть театральна. А женщины — страстные поклонницы театра
    47
    Сексуальность как один из знаков костюма нивелируется в результате нарушения в костюме точности передачи сообщений о поле владельца костюма.
    '''' Цит. по Михайловская О Попытка путеводителя // Коммерсантъ-DANDY. Специальное приложение к Коммерсантъ-DAILY. 1996. Июнь. С. 6.
    4 7
    См Там же.
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 289
    • 1 1 1 Знак С одной стороны, индивидуальные особенности, их индивидуальности своеобразие отражаются в социальной роли личности. С другой, культурная среда, принадлежность копре деленной социальной структуре оказывают влияние наличность, что также находит свое отражение в ее социальной роли, способности к самопре­
    зентации, мотивирует социальное поведение личности, — считает Г. Мор- тон. В целом эта теория может быть представлена как картина индивидуальных презентаций для других. Одежда отражает жизнь человека в целом. Человек всегда более привлекателен в той одежде, которая выражает его индивидуальность, уникальность, ценность, а не в той, которая преимущественно отражает направление моды. Другими словами, сколько бы ни был структурно согласован костюм, его судьба зависит оттого, насколько он соответствует своему хозяину. В этом смысле наиболее показательны судьбы театральных костюмов. Существует мнение о том, что плохой театральный костюм может убить актера, хороший — поднять, дать ключ к пониманию ролик раскрытию тех или иных качеств персонажа. Жизнь на сцене условна за немногие часы, отведенные спектаклю, проходят годы. Как показать зрителю то, что нельзя выразить словами Как показать в мгновении следы промчавшихся лет, душевных бурь, жизненных успехов или проигрышей Все это ввоз можностях костюма-образа, костюма, продуманного до самых мельчайших подробностей»
    2
    «Сидит как влитой — так говорят о костюме, ношение которого не вызывает ни физического, ни психологического дискомфорта. Костюм срастается с человеком, выражает его вкусы, желания, настроения. Костюм — это биография, характер, национальные признаки, характерные черты времени. Вряд ли можно обнаружить хоть одного писателя, который упустил бы возможность охарактеризовать своих героев через описание костюма. Достаточно вспомнить описание бала у губернатора в Мертвых душах Н. В. Гоголя. Талии были обтянуты и имели самые крепкие и приятные для глаз формы (нужно заметить, что вообще все дамы города N былине сколько полны, но шнуровались так искусно и имели такое приятное обращение, что толщины никак нельзя было приметить. Все было у них продумано и предусмотрено с необыкновенной осмотрительностью шея, плечи были открыты именно настолько, насколько нужно и никак не дальше каждая обнажила свои владения до тех пор, пока чувствовала по собственному убеждению, что они способны погубить человека остальное все
    1
    Morton G. М The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964.
    P. 16.
    2
    Захаржевская P. В Костюм для сцены. M.: Сов. Россия, 1967. С. 5.

    290 Психология моды Человек более привлекателен в той одежде, которая выражает его индивидуальность, а не в той, которая преимущественно отражает направление моды. было припрятано с необыкновенным вкусом или какой-ни­
    будь легонький галстук из ленты, или шарф легче пирожного, известного под именем поцелуя, эфирно обнимал шею, или выпущены были из-за плеч, из-под платья маленькие зубчатые стенки из тонкого батиста, известные под именем
    «скромностей» <...> Словом, кажется, как будто на всем было написано нет, это негу берния, это столица, это сам Париж' Р. Захаржевская комментирует Как смешно и грустно это выглядит со стороны Для художника, изучающего 20 — е годы прошлого столетия, не найдется более тонкой и тщательной характеристики дамского провинциального общества. Талии были обтянуты и имели самые крепкие и приятные для глаз формы Здесь и безделье, и обжорство сутра до ночи, и сидение в затхлых маленьких комнатах, скука и однообразие, глубокая и наивная вера в силу корсета. Ленточные банты и цветочные букеты порхали там и сям в картинном беспорядке согласно моде тех времен. В бальных туалетах было много украшений, нов хаотическом беспорядке порхавших там и сям бантов и букетов звучит ядовитая насмешка над чрезмерным провинциальным усердием в моде как бы не отстать»
    2
    Костюм, а точнее то, как он носится, какими деталями дополняется, в каких сочетаниях составлен, является воплощением психологической ха Гоголь Н. В Мертвые души. М Худ. литра, 1976. С. 156.
    2
    Захаржевская Р. В Костюм для сцены. М Сов. Россия, 1967. С. 10.
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 2 9 1
    рактеристики человека доброты, скупости, чванства, скромности, удальства, щегольства, деловитости и др. « <...> Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате, — рассказывает А. П. Чехов о Бели­
    кове (Человек в футляре, — и зонтику него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и ножу него был в чехольчике и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в воротник...»
    1
    Костюм постепенно приобретает очертание и характер владельца, который перестает его замечать, потому что он — часть его самого. И именно поэтому костюм больше всего характеризует хозяина, именно поэтому в нем отражается каждое событие, участником которого является человек.
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35


    написать администратору сайта