Главная страница
Навигация по странице:

  • 242 Психология моды

  • Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )


    Скачать 5.89 Mb.
    НазваниеДопущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
    Дата10.02.2023
    Размер5.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология моды УП для вузов.pdf
    ТипДокументы
    #930143
    страница27 из 35
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   35
    подготовка — связано с появлением побуждения изменить что-либо в существующих образцах одежды, обуви или аксессуаров, переставших удовлетворять потребителя. Вектор этого побуждения создает возможность для осознания цели, задачи изменения, что определяет возникновение доминанты, привлекающей к себе необходимый для решения проблемы запас прошлого опыта. По мнению Т. Эмэбайл, принципиальное значение имеет именно внутренний, идущий от субъекта характер побуждения к постановке и решению проблемы. Возникновение этого побуждения действительно может быть названо первым инсай- том, особенно, когда проблема задается субъекту не со стороны, а формулируется им самим
    1
    Этап подготовки характеризуется сознательными усилиями по поиску вариантов решения поставленной задачи, выделения главной цели. Мари
    Риччи (Marie Riccie), директор парижской Дизайн-школы, водном из своих публичных выступлений подчеркнула Мода — это прежде всего проектирование в уме. Модельер логически прорабатывает, анализирует идею как в целом, таки отдельные ее элементы, собирает дополнительную информацию. Живопись, балет, художественные выставки, фильмы, путешествия, хорошие книги и, конечно же, люди, их эмоциональное состояние и веяния времени в целом становятся источниками творчества модельера. Дух пленэра и свободы вдохновлял Габриель Шанель. Живопись П. Пикассо, А. Матис­
    са, П. Мондриана, Э. Уорхола, произведения Марселя Пруста стали источниками идей для Ива Сен-Лорана. Тьерри Мюглера воодушевляют на творчество очертания тела женщины. Временные ассоциации, идеи сюрреалистов С. Дали и Ж. Кокто, образы вымышленных или реальных лиц определяют творчество Джона Гальяно (например, Бланш Дюбуа из пьесы Трамвай Желание, Наполеон и Жозефина» или герои австралийского фильма Пианино. Кристиан Лакруа в причудливых, даже вычурных формах
    1
    См Amabile Т. М The Social Psychology of Creativity. N. Y.: Springer-Verlag. 1983.

    234 Психология моды Музыка вдохновила К. Диора на создание бального платья «Оффенбах».
    1950. передает движения своей души. Зарисовки впечатлений дня становятся источником вдохновения для мэтра российской моды Вячеслава Зайцева. Валентин
    Юдашкин находит идейную основу будущих коллекций в русской истории, живописи и музыке. В сущности, в процессе подготовки происходит углубление, детализация и прояснение образа идеи, придание ей пусть нечеткой, далеко неокончательной, но все-таки структуры. Ив Сен-Лоран как-то заметил Все мои модели создаются одним движением руки. Если этого не происходит, платье не удается. <...> Цвет и окончательную форму можно выбрать только после того, как пойман жест. Но если в творческой работе дизайнера или стилиста для решения поставленной задачи допустимо использование известных схем и алгоритмов, тов творчестве кутюрье известные, разработанные ранее способы достижения результата часто оказываются несостоятельными. Для истинных ку­
    тюрье свойственно находиться на перманентном этапе подготовки. Идею перманентности этапа подготовки высказали Р. Эванс и П. Рассел
    1
    . В жизни постоянно происходит контакт с новыми идеями, фактами, новым опытом, и все это может иметь прямое отношение к будущим проблемам. Возможно, поэтому наиболее креативные люди обнаруживают тенденции к постоянному поиску новых фактов, идей, опыта, что проявляется в их стремлении к взаимодействию с самыми разными людьми, постоянному поглощению информации, которая далеко не всегда непосредственно касается актуальных проблем.
    1
    См Evans R., Russell P.
    The Creative Manager: Finding Inner Vision and Wisdom in
    Uncertain Times. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 1992; Макшанов СИ, Хрящева Ч. Ю.
    Психогимнастика в тренинге Каталог. Ч. 3. СПб.: Институт тренинга, 1996.
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды
    235 Набивка модной ткани как результат влияния поп-арта. Дизайнер Том Форд США, например, прежде чем заниматься моделированием одежды, автоматически продумывает обувь, так как считает ее самой важной частью гардероба. По его мнению, обувь может преобразить не только походку, но даже поведение человека. Когда-то этому научил Тома преподаватель актерского мастерства. Он говорил ему Прежде чем начать работу над образом своего персонажа, подумай, как он может быть обут. Сходи, купи себе такие же ботинки и поноси их. Они помогут тебе войти в новую роль. Все, что нужно, — замечает стилист, — это простая, но плодотворная идея, способная породить множество вариаций»
    1
    Итак, все, что нужно модельеру на этапе подготовки, это — видеть, слышать, чувствовать и анализировать. Из зрительного, слухового и чувственного опыта извлекается богатейшая информация, которая может быть полноценно воплощена в коллекциях одежды, обувилли аксессуаров. Творцы одежды должны отличаться необычайной чувствительностью, восприимчивостью, любознательностью. Модельер должен уметь в толпе разглядеть людей, отметить между ними минимальное различие. Он должен уметь видеть все город, обрывки афиш, метро, дома, лужи, пыль и даже мусор. Так, например, рассказывают, что Ферре однажды, увидев на земле лежащий камень, сказал Хочу такую же фактуру ткани. Модельер не должен быть безразличным к миру звуков пению птиц, порывам ветра, шуму моря или работе машинного двигателя. И тогда в шелесте шелкового платья из морских водорослей таинственным эхом отзовется морская стихия. Развитое осязание — еще один канал к творчеству. Прикосновение к
    1
    Цит. по Elk. 1997. № 4.

    236 Психология моды материалу может определить тип одежды. Тот, кто чувствует материал, думает и о форме. Построение визуального образа будущей модели ограничивает поиск, поэтому целесообразно чередование работы с эскизами и манекенами. Неслучайно метод наколки переживает свое возрождение в современном моделировании одежды. В мире моды говорят об удивительном качестве Гальяно: он преклоняется перед классическими канонами моделирования. Для него единственный способ идти вперед — это, используя современные технологии и материалы, довести до совершенства технику конструирования старых мастеров. Его волнует, как ткань ведет себя в движении, как она взаимодействует с фигурой. Выделение следующего этапа — фрустрации — в творческой деятельности вообще и деятельности модельера в частности нетипично для большинства исследовательских подходов, хотя практически все дизайнеры, особенно молодые, отмечают период, когда кажется, что исчерпаны все имеющиеся возможности для решения творческой задачи, когда возникает некий барьер, преграда для дальнейшего проявления креативности. По сути, они отмечают столкновение с границей, пределом познания и развития. Переход на этап фрустрации происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся информацию и проверив возникающие варианты решения, специалист все-таки не находит искомый ответ. Иными словами, он оказывается в тупике. Негативное отношение к фрустрации, стремление избежать ее, закрыть глаза на ее существование во многом объясняется крайне дискомфортным характером ее переживания. Индивид ощущает напряжение, раздражение, обескураженность, свою неполноценность, скуку, усталость, апатию — муки творчества. Возникает ощущение, что решения в принципе не существует, что условие задачи некорректно, что кто-то виноват в сложившейся ситуации. Это переживание тем сильнее, чем больше насыщено сознание субъекта стереотипами, установками, верованиями, ставшими жесткими идентификациями. Кстати, создание промышленных коллекций моделей одежды подчинено ряду жестких требований экономичность, технологичность, унификация деталей и узлов, технологическая и конструктивная однородность, трудоемкость. Предусмотрены даже приемы, с помощью которых достигается разнообразие моделей
    — применение материалов различных фактур, структур, цветов, рисунков, а также их сочетания водной модели
    — использование накладного декора (отделочные строчки, вышивка, аппликация, перфорация, инкрустация, тиснение, тонирование, различной фурнитуры (пряжки, кнопки, пуговицы, эмблемы
    — использование накладных деталей (карманов, клапанов, поясов, хлястиков, пат различных величин и формы
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды
    237 Платье Утилита Нормана Хартнелла. 1942. Разнообразие моделей достигалось за счет применения тканей двенадцати различных цветов.

    — различного оформления отлета воротника в изделиях с воротником, вырезав изделиях без воротника
    — оформление застежки на пуговицы с прорезными или воздушными петлями, на планках, потайной и т. д
    — окантовывание срезов (низа, борта, низа рукавов) и др. Создается впечатление, что уже все придумано и невозможно привнести что-либо новое. Положение усугубляется тем, что негативные эмоции приводят к снижению самоконтроля и уровня рефлексии происходящего. В действительности, фрустрация служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипа находится специалист, в какой области ему недостаточно информации и где ее можно получить и т. д. Ив этом случае происходит то, что Д. Запп (D.
    Sapp) называет новый рост. В моде нельзя быть постоянным. Коллекции можно создавать даже из старья, мешковины. Нет ограничений, рамок, конформизма в поисках ответов на вопросы Что искать и Для кого, — заметила водном из интервью бывшая супермодель Б. Бадзини (В. Bazini). Кристиан Лакруа воспринимает дело, которому служит, как преодоление самого себя и приобщение к мечте Для тех, кто стоит у руля моды, она является символом легкости и не­
    весомости»
    1
    Цит. по L'Officiel. 1997. № 1.

    238 Психология моды Следующий этап творческого процесса — инкубация — начинается в тот момент, когда прекращается сознательная работа над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема передается в правое полушарие. Следует, однако, заметить, что работа над направляющей идеей на подсознательном уровнена чинается раньше, по-видимому, уже на этапе подготовки, однако она не является для него специфической. В случае сохранения мотивации, направленной на разрешение проблемы, из непрерывной правополушарной модели привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче информация. Если в прошлом опыте есть необходимые ключевые образы, то они в итоге займут свое место в пустотах структуры решения. Другим принципиальным условием, определяющим успешность этапа инкубации, является качество прохождения этапа подготовки. Ошибки и недочеты, совершенные на первом этапе, могут заблокировать появление необходимой идеи даже при условии присутствия ключевой информации в правополушарной модели. Некоторые исследователи называют этап инкубации периодом умственного отдыха, когда появляется возможность отвлечься от выполняемой работы. Один из самых кратковременных, но очень отчетливых этапов творческого процесса — инсайт момент поступления в сферу познания решения проблемы, новой идеи. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Это кульминационная точка
    Инсайт побуждает к рисованию эскизов.
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 239
    , ___, творческого процесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи. Собственно говоря, инсайт как прямое усмотрение ответа впервые секунды далеко не всегда осознается автором и не объективируется в речи или в эскизе. Он переживается как реальнейший шанс приобрести недостающее, которое, как выяснилось, находится совсем рядом. Тем не менее это все-таки шанс, который может быть упущен, если его появление не фиксируется сознанием. По мнению психологов, эффект инсайта заключается в мгновенном «переструктурировании» внутреннего образа и возникновении внутренней структуры более высокого порядка. Возникновение замысла и идеи коллекции одежды, нахождение принципа технологического процесса сопровождается глубокой и устойчивой сосредоточенностью на предмете деятельности, активизацией способностей, знаний и умений, живостью впечатлений, яркостью образов памяти и воображения, динамичностью осмысливания решаемых вопросов. Инсайт пробуждает вдохновение — своеобразный подъем духовных сил, без которого трудно представить успешное завершение творческого процесса, начатого кутюрье, стилистом или дизайнером. Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде, — писал В. Г. Белинский. Разработка идеи является завершающим этапом творческого процесса, входе которого происходит проверка истинности инсайта. Субъект творчества ищет ответы на вопросы Будет ли это работать, Соответствует ли это исходным условиям?»Иногда случается, что идея, казавшаяся блестящей, меркнет и отвергается как ложная. В этом случае субъект чаще всего возвращается на этапы инкубации или фрустрации, после чего может снова начать подготовку. Если истинность инсайта установлена, то процесс осуществления идеи продолжается. Продолжительность этапа разработки идеи в моде ограничена, к сожалению, ее сезонностью. Ив Сен-Лоран в документальной киноленте Джерома Миссольца (Jerome de Missolz) с грустью отмечает Я хочу делать коллекцию, когда приходит вдохновение, когда есть такая возможность, но сезонность ограничивает меня. На стадии воплощения решающую роль играют навыки, умения, техника и материальные ресурсы, анализ которых большей частью является вне компетенции психологии.
    Белинский В. Г Поли. собр. соч Вт. Т. 7. М Изд-во АН СССР, 1953-1959. С. 443.

    240 Психология моды Уникальность индивидуальных характеристик личности рассматривается учеными как одна из важных составляющих т во Рч е с кого процесса. Основатель гуманистического направления в психологии Карл Роджерс пишет в связи с этим Я пониманию под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, ас другой, — обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни»
    1
    Внутренними условиями созидательного творчества Карл Роджерс считает А Открытость опыту экстенсиональность.
    Это противоположно психологической защите. Защита структуры своего Я препятствует осознанию некоторого опыта, или же он осознается в искаженном виде. У человека, открытого опыту, каждый стимул свободно передается нервной системой, не искажаясь каким-то защитным процессом. Он доступен осознанию, независимо оттого, берет ли этот стимул начало в окружающем мире, воздействуя формой, цветом или звуком на чувствительные нервы, или же он идет от внутренних органов, или это след памяти в центральной нервной системе. Это означает, что вместо отнесения стимула к заранее заданным категориям (деревья зеленые, образование в колледже хорошее, современное искусство глупое) индивид осознает определенный момент бытия в настоящем таким, каков он есть. Таким образом, он может воспринимать огромный опыт, не совпадающий с обычным (этот цветок — лаванда, образование в этом колледже ужасное эта современная скульптура производит на меня сильное впечатление. Открытость означает отсутствие ригидности и проницаемость границ понятий, убеждений, образов и гипотез. Она означает терпимость к неоднозначности там, где она есть. Она означает способность принимать массу противоречивой информации, не отвергая при этом всю ситуацию. Она означает то, что в общей семантике называется «экстенсиональная ориентация. Б Внутренний источник, или локус, оценивания.
    Для творческого человека ценность его произведения зависит не от похвалы или критики других, а устанавливается им самим. Создал ли я что-то, что удовлетворяло бы меня Является ли это выражением части меня — моих чувств и моих мыслей, моей боли и моего восторга Вот единственные вопросы, которые по- настоящему что-то значат для творческого человека или любого человека, когда он занят творчеством. Это не означает, что он пренебрегает мнением других или не желает его понять. Это просто означает, что основа оценивания — внутри него, в реакции его собственного организма ив его собственной оценке произведения.
    Роджерс К К теории творчества // Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994.
    Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 2 4 1 Воплощение представлений памяти о трагических событиях 11 сентября 2001 г. в Нью-
    Йорке, США. В Способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий. Связанная с открытостью и отсутствием ригидности, эта способность предполагает спонтанную игру с идеями, оттенками, формами, отношениями — жонглирование элементами и составление из них невероятных сочетаний, выдвижение безумных гипотез, нахождение проблем в общеизвестном, выражение нелепого, превращение одной формы в другую, невероятные превращения в одинаковое. Именно из этой спонтанной игры-исследования вырастает интуиция, творческое видение нового и существенного в жизни. Как будто из огромного, избыточного скопления тысяч возможностей появляется

    242 Психология моды
    • — • одна или две эволюционные формы с качествами, которые придают им неизменную ценность
    1
    Американский психолог Абрахам Маслоу подчеркивал, что все творческие люди непросто включены в какое-то дело они внутренне преданы этому делу, рассматривая его в качестве своего призвания они бескорыстно погружены в него. Это процесс, в котором творческое я реализует себя. В творческом человеке удивительным образом сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, открытостью и свежим интересом к новому. Творческий человек ищет, что является его предназначением, смыслом жизни. Он ориентируется на такие общечеловеческие ценности, как истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него — это труд ради того, чтобы достичь совершенства в том, что он призван делать. Он стремится к тому, чтобы быть первостепенным а не второстепенным) специалистом в своем деле, и поэтому всегда озабочен своим ростом, продвижением и развитием. Многочисленные материалы о жизни и творчестве известных кутюрье мемуары, автобиографии, биографические романы, интервью, публицистические заметки) позволяют высказать предположение о моде как некой нише, укрытии для людей с неординарными способностями, свойствами и даже судьбой.
    Кутюрье, как и любого другого творческого человека, отличает стремление к самореализации По А. Маслоу, потребность в самореализации — одна из высших духовных потребностей личности, направленная на реализацию человеком своих сил и способностей, на постоянный рост своих возможностей, на повышение качества своей деятельности. В основе самореализации — высшие человеческие ценности — истина, добро, красота, справедливость, совершенство.
    Поглощенность делом как призванием — еще одно качество, характерное для творческой личности. Высокая заинтересованность делом, которым человек занимается, глубокая удовлетворенность ими вместе стем постоянная готовность его совершенствовать. Дело — как смысл жизни. А поскольку для меня моя профессия — это и есть жизнь, я понял, что не имею права и по отношению к себе, и по отношению к людям поступать непозволительно, — утверждает В. Зайцев. Аутентичность творческой личности проявляется в искреннем и открытом поведении по отношению к себе и другим нежелании скрываться за условными масками и выступать перед другими, скрывая свои стремления, мнения и убеждения, свои индивидуальные особенности.
    1
    См Роджерс К К теории творчества // Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994.
    2
    Для Вас. Информационный листок секции альтернативных идей при КМЭ. 1990.
    № 516. С. 1.
    Глава 5.
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   35


    написать администратору сайта