Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
Скачать 5.89 Mb.
|
Введение в психологию моды 11 привычками и духом времени. Судите сами, разве человеческие лица могли не сделаться стесненными и скованными, а естественный облик людей — трудноузнаваемым, беспорядочным, искаженным судорогами!» 1 С одной стороны, философ обращает внимание на ту деспотическую власть, которую правильная мода приобретает над людьми, искажая порой истинную человеческую сущность, естественный облик людей. Нос другой стороны, Шефтсбери признавали благотворное влияние моды, называя модными господами тех, кому природный добрый гений или сила хорошего воспитания придали чувство того, что изящно и пристойно по самой своей природе. Мода как В XVIII веке намечается тенденция к абсолютизации образ жизни роли моды в жизни общества. После нас хоть потоп — знаменитая фраза фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур выражает отношение к миру всего французского первого сословия, переместившегося для общения из дворцовых парадных интерьеров в аристократические гостиные. В атмосфере французских салонов формировалась новая культура XVIII века со своим языком — изящным, галантными ироничным, с определенными правилами поведения. Идейной и эмоциональной основой стиля французского рококо стал гедонизм и индивидуализм. Уподобленная маскараду жизнь светских салонов Парижа ставилась в зависимость от моды, которая диктовалась фаворитками короля маркизой де Помпадур, мадам Дюбарри, Марией Лещинской. Мода этого периода ассоциируется с некоей мистерией духа и тела, выраженной в костюмах, подчеркивающих кукольную грациозность, сказочную условность, фантастические черты образа, далекого от реальной земной жизни. Декоративность костюма в стиле рококо нарушала естественные пропорции человеческой фигуры, подчеркивала контрастность ее верхней и нижней частей, отрицала практичность и удобство. Современник века немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) в своем сочинении О вкусе, отвечающем моде дает одно из первых определений моды Закон этого подражания (стремления) казаться не менее значительным, чем другие, и именно в том, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой. Противоречивость моды философ видит в подражании без пользы. Моду, по мнению Канта, можно отнести и к рубрике тщеславия, так как в ней отсутствует внутренняя цель, 1 Cooper Anthony Ashley. Sensus Communis: en Essay on the Freedom of Wit and Humour. 1709. 2 Рококо (фр rococo — вычурный, причудливый от rocaille — скальный от roc — скала, утес) — оригинальный художественный стиль, выработанный в искусстве Франции первой половины XVIII в. 12 Психология моды и к рубрике глупости, так как при этом имеется некоторое принуждение — поступать в рабской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе многие. И делает заключение Всякая мода уже по своему понятию представляет собой непостоянный образ жизни. Соединение жизнелюбия и пессимизма, радости и тоски, ощущения новизны форм и предчувствие конца — характеристика эпохи рококо, предопределившая на несколько столетий впереди особенности моды как уникального социального явления. Личностный Великая французская революция 1789 года повлекла за смысл моды собой изменение системы общественных ценностей, утверждение нового демократического типа отношений, определение новой роли и нового положения женщины в буржуазном обществе. На авансцену истории была выведена женщина эксцентричная, страстная, независимая. Эти обстоятельства, по мнению историков, определили интенсивное развитие именно женской моды, в то время как формы мужской одежды все более стабилизируются. Спой мода менялась каждую неделю. Издатели модных журналов не поспевали вовремя информировать своих читательниц о новинках, несмотря на то что выпускали новые номера два раза в неделю. Французская карикатура на дамские шляпки-«невидимки». № 16 в серии гравюр Le Supreme Bon Ton, вторая половинах Глава I. Введение в психологию моды 13 Так как прошлое сего традициями, нравами, языком, троном, алтарями, модами и манерами исчезло, а в один день нельзя было создать общество с новыми обычаями, правилами приличия и с новыми костюмами, то все щеголи и щеголихи принялись подражать древним веками исчезнувшим нациям. В моду вошли греческие туники, хламиды, турецкие далманы, швейцарские шапочки, греческая обувь — котурн. Вскоре появились египетские платья, алжирские чалмы, нильские косынки и чепчики «a la Crocodile». Теплые салопы на вате, спенсеры с меховой опушкой и далманами — проявления англомании в моде того времени. При этом каждый стал одеваться, гримироваться, даже говорить по своему вкусу и желанию. Наступило время всеобщего переряживания, время какого-то бесконечного карнавала и безграничной оргии — такая характеристика дана современником началу столетия. За неоднократной резкой сменой западноевропейских мод, характерной для этого революционного, как в прямом, таки переносном смысле, времени, угадывается личность, мечущаяся между прошлыми будущим в поисках смысла жизни. Поэтому в моде XIX века находит свое отражение и романтизм, и классицизм, допускается эклектика и даже отрицание (например, стиль модерн. Возвращение к романтическому прошлому не могло не сказаться на появлении модных тенденций в одежде, принимаемых всеми сословиями без исключения, — пример тому нагая мода в стиле мадам Рекамье 2 , платья периода бидермайер 3 . Романтизм. таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные устремления к лучшему и возвышенному. Романтизм есть нечто иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. и поэтому почти каждый человек романтик, — писал В. Белинский. Романтические настроения, мечты, поступки как нечто возвышенное, благородное, бескорыстное и потому восторженное, оторванное от реальности и устремленное к некоему несбыточному идеалу создали благоприятную основу для небывалого расцвета французской женской моды. 1 Дамские моды XIX века. Историко-художественная монография о женских нравах и вкусах. СПб.: Тип. АС. Суворина, 1899. С. 10. 2 Мадам Рекамье — Юлия Аделаида Рекамье (1777—1849) — жена парижского банкира, светская красавица, хозяйка модного аристократического салона в Париже, ввела моду «a la antique». 3 Бидермайер (нем. Biedermeier — игра слов бравый господин Майер» от Biedermann — бравый и Meier) — художественный стиль оформления жилого интерьера, мебели, живописи, графики, получивший распространение главным образом в Германии и Австрии в 1815—1848 гг. Стиль утверждал идею простоты и практичности, стремления к уюту и комфорту. 4 Белинский В. Г Поли. собр. соч Вт. М Изд-во АН СССР, 1953-1959. Т. 7. С. 145-146. 14 Психология моды Возвращение к романтическому прошлому. Платья периода бидермайер. Женщина конца века, одетая по последней моде, сравнивалась с таинственным привлекательным сфинксом, который поджидает праздного путника на перекрестке его жизненного пути. Внешняя привлекательность гармонично сочеталась с психологией женщины. Современная парижанка, — читаем в специальном издании Нового журнала Иностранной литературы от 1899 года, — очень развитая и интеллигентная, прекрасно понимающая и схватывающая всякие явления, всякие оттенки современной жизни, которая несется на всех парах и которая постоянно подталкивает человечество на новую беспрестанную деятельность, также стремится к самостоятельной деятельности. Сам собой напрашивался вывод о том, что мода отнюдь не разрушает личность женщины, а наоборот, помогает сформировать образ современницы. Доктор философии Доминик Паке так формулирует итог развития идеала красоты и моды XIX века В то время, когда Фрейд открывал глубины психоанализа, женщина инстинктивно предчувствовала, что отныне основное значение будут иметь своеобразие ее личности и внешности, ее истинная природа, и что ее красота будет теперь в гораздо большей степени заключаться в искусстве просто жить, а не в искусстве нравиться 1 Дамские моды XIX века Историко-художественная монография о женских нравах и вкусах. СПб.: Тип. АС. Суворина, 1899. С. 234. 2 Паке Д История красоты. М Астрель: Аст, 2001. С. 75. : PRESSI ( HERSON ) Глава I. Введение в психологию моды 15 Мода как XX век — век технического и информационного про- сотворчество гресса, гуманизации всех сфер общественной жизни, модельера и век промышленного производства одежды — значи- женщины тельно и резко упрощает формы костюма. Но это упрощение затрагивает только внешние характеристики. Интересы модниц и модников века смещаются и концентрируются на все усложняющейся внутренней, так называемой духовной жизни костюма, которая ассоциируется с эмоциональностью, нравственностью, образной выразительностью. Костюм становится результатом совместного творчества модельера итого, кто носит этот костюм. Одним из первых эту тенденцию заметил Поль Пуаре (1879—1944), патриарх haute couture 1 , сделав вначале века сенсационное заявление Следовать моде — уже не модно. хорошо одетой может считаться только та женщина, которая изобретает что-то свое и смело этим пользуется. Тем же, кто привык покорно следовать моде, этого искусства не постичь никогда» 2 В процесс сотворчества модельера и потребителя активно вмешивается мода. При этом обнажается противоречивость позиции потребителя. С Поль Пуаре (1879—1944), патриарх haute couture, в окружении своих моделей. 1 Haute couture (фр) — высокая мода, мода от кутюр». 2 Harper's Bazaar. 1996. Май—июнь. С. 25. Психология моды одной стороны, он противостоит моде, чтобы сохранить свою индивидуальность, нос другой стороны, покорно следует за ней, чтобы не быть оторванным от своей социальной и культурной среды. П. Пуаре указывает компромиссный способ разрешения данного противоречия Конечно, считаться с требованиями моды все же приходится, хотя бы для того, чтобы не казаться белой вороной и сохранить гармонию с окружающим миром. Но пусть это будет в пределах здравого смысла» 1 Считаться с модой в пределах здравого смысла — сверхзадача, предопределившая поведение людей на целое столетие вперед. Ее решение связывалось с определением каждым человеком индивидуального модного пространства. Пределы такого пространства устанавливаются сознательно и регулируют отношения типа индивидуальное — общественное. Проникающие, а не сплошные границы пространства позволяют развернуть творческий процесс освоения личностью модных предложений и предложить общественности что-то свое. Мола как массовое Интенсивное развитие на рубеже веков ив первые де- поведение сятилетия XX века Домов моды Дусе, Пакена, Руффа, Ворта, Пату, Лелонга, Бальмена, Лаферьер, Редфери, Ланвен, Шанель, Вионне и Скьяпарелли и постепенное наращивание темпов промышленного производства одежды существенным образом сказалось на модном поведении людей. Их активность в освоении модного пространства была настолько велика, что к середине века приобрела массовый характер. Американский социальный психолог Имори Богардус (E.S. Bogardus) уже вначале х замечает Мода — уникальный процесс, который постепенно создает массовое поведение» 2 В массовом следовании за модой нашло отражение мировоззрение индустриального общества, получившее в последние десятилетия XX века название модернизма. Модернистское мировоззрение поддерживалось несколькими тесно взаимосвязанными между собой мифами Миф о прогрессе — один из главных — проявился в динамизме и изменчивости моды. Вера в то, что новое всегда лучше старого, породила пренебрежительное отношение к старомодным одеждами вызвала стремление к новым моделям. Эпоха модернистского мировоззрения характеризуется как эпоха культурного разрыва, даже конфликта между поколениями. Каждое из них создавало свою субкультуру, отвергавшую субкультуру другого поколения. В е годы в Советском Союзе одежда людей летнего возраста резко отличалась от одежды молодежи. Другим мифом модернизма, существенно повлиявшим на развитие моды, был миф о единообразии мира Отсюда тенденция к унификации одежды на фоне вытеснения или уничтожения национальных костюмов. Для мо- Harper's Bazaar. 1996. Май-июнь. СЕ Глава I. Введение в психологию моды 17 Мода как объект государственного регулирования Анатолий Егоров. Парад с серпом и молотом. 1957. дернистского мировоззрения характерно понимание моды как жесткой нормы, не терпящей отклонений, которые однозначно читались как признаки несовременности. Миф о познаваемости мира абсолютизировал роль науки в познании всех тайн мироздания. Безусловный оптимизм стал характерной чертой модернистского сознания. Мода культивировала и поддерживала оптимистичное настроение в массах. Мнение известного французского кутюрье Кристиана Лакруа подтверждает эту теденцию: Часто о высокой моде ошибочно судят как о некоем воплощении гордыни. Разглагольствуют, что ее цель — демонстрация высокого социального положения и богатства. На самом же деле искусство моды — это попытка прорыва в таинства мироздания» 1 Миф об управляемости мира вытекал из мифа о полной познаваемости природы и общества. Познание открывало пути, давало право управлять в соответствии с открытыми закономерностями. Определение моды как специфической и весьма динамичной формы стандартизованного массового поведения, возникающей преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений, открыло, прежде всего для тоталитарных государств, пути управления данной формой массового поведения. Например, советское государство присваивало себе право решать, какие фасоны одежды соответствуют духу времени и содействуют воспитанию людей, а какие отражают буржуазные нра- 1 L'Officiel. 1997. №1. С. 215. 2 Парыгин Б. Д Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. С. 417. 18 Психология МОДЫ вы. Личное потребление выступало как объект государственного регулирования в самых тонких своих деталях. Например, джинсы, вошедшие в моду по всему миру сначала х годов, в СССР запрещалось производить вплоть до концах, когда появились первые фабрики, выпускавшие эту продукцию ограниченными партиями, запрещался и оптовый ввоз этих товаров в страну. Отражением модернистского мировоззрения советского образца были попытки с помощью школы, добровольных народных дружин, общественных организаций бороться с длинными волосами, слишком узкими или слишком широкими брюками. Эпоха модерна — это эпоха массового производства однотипных вещей. Массовое производство порождало массовое потребление в соответствии с общепринятыми стандартами. Мода как Во второй половине XX века в западных странах раз- отношение вивается интеллектуальное течение, получившее в конце х годов название постмодернизма На смену безраздельному господству модернистского сознания пришла эпоха его мирного сосуществования со все более усиливающимся постмодернистским мировоззрением, отражающим тенденцию к формированию нового общества постмодерна. Отличительной чертой постмодернистского мировоззрения является ослабление миссии государства в упорядочении поступков людей и всей жизни. Задача удовлетворения насущных нужд возлагается на рынок, который ничего так не боится, как единообразия потребностей и вкусов. Поэтому вместо нормативного регулирования поведения обывателя предпринимается его соблазнение; вместо насаждения идеологии используется реклама вместо легитимации власти — пресс-центры и пресс-бюро. Интерес к моде в зарождающуюся эпоху постмодерна очень точно охарактеризовал Кристиан Диор. Он сказал Мода — понятие религиозное. В наш век, стремящийся разболтать один за другим все свои секреты, кормящийся лживыми признаниями и фальшивыми откровениями, она остается самим воплощением таинства, и лучшее доказательство ее чудесной силы в том, что никогда еще о ней столько не говорили» 1 В моде сосуществование модернистского и постмодернистского мировоззрения выразилось в разработке двух линий изготовления одежды — массового «прет-а-порте» и символического от кутюр». Мода эпохи постмодерна позволяет реализовать цель нового поколения — потребление, причем потребление символов (власти, статуса, богатства и т. д. Эту эпоху называют еще эпохой полистшшзма, так как культура постмодерна дробится на множество стилей, каждый из которых имеет право на существование в качестве модного. Можно носить разную одежду и быть 1 Покна М.-Ф. Кристиан Диор. М Вагриус, 1998. С. 9. Глава I. Введение в психологию моды 19 Мода в условиях глобализации. Пекин, Китай. модным. Аналитики утверждают, что тенденция прогрессивного развития моды кажется уже исчерпанной стало трудно создать что- тоновое, не повторяясь. Поэтому мода постмодерна пестрит цитатами из стилей прежних лет, цитатами, которые легко узнаются. Исчезает и вера в единый эталон потребительского поведения. Для разных групп потребителей — разные эталонные группы. Поэтому одна и та же вещь почти всегда имеет шанс встретить совершенно разную реакцию 1 Так что же такое мода Некая объективная реальность, доступная для внешнего наблюдения А может быть, субъективное эмоциональное отражение этой реальности Гипотетический ответ может быть прости то и другое. Объективная реальность моды, представленная поведением субъекта моды, и переживания субъекта моды по поводу этой реальности определяют суть моды конца XX столетия — моды как отношения. Поэтому мода в широком смысле слова может быть определена как существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение людей к внутренними внешним формам культуры. Прогнозы развития моды на третье тысячелетие связываются с появлением ультрасовременных материалов, оригинальных решений, чистых линий и утверждения стиля. Но это сточки зрения технологии и конструирования. А вот сточки зрения психологии в моде XXI века все более актуализируется потребность модной аудитории в постоянной экспериментальной проверке границ дозволенного» 2 В процессе исторического развития костюма и моды под всевозрас- 1 См Почему существует мода М Центр Благо, 2001. С. 93. 2 Лотман Ю. М Культура и взрыв. М Гнозис: Изд. группа Прогресс, 1992. С. 128. 20 Психология моды тающим влиянием человеческого фактора происходит постепенное уточнение феномена мода мера, правило, способ употребления — вкус — подражание — образ жизни — средство формирования аттракции — стремление инициативной личности к обновлению — средство сохранения гармонии с миром — массовое поведение — отношение — процесс экспериментальной проверки границ дозволенного. Стечением времени у современных психологов появляется все больше оснований для утверждения, что мода — объект психологического исследования, а модные тенденции XX столетия позволяют уточнить предмет исследования — отношение человека к моде. Опосредованность моды психической и социальной жизнью человека придает ей специфические черты, изучение которых позволит расширить представление о самом человеке и еще об одной немаловажной сфере его жизнедеятельности. Несомненно, психология моды становится одной из перспективных прикладных отраслей психологического ив целом научного знания. |