Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
Скачать 5.89 Mb.
|
1.3. Психология моды и концепции моды Поиск психологического содержания моды основан большей частью на анализе разрозненных, несистематических, стихийно возникающих представлений о моде, формировавшихся в руслах специальных теорий, на фоне анализа других феноменов. Естественно, что такая ситуация не могла удовлетворить тех, кто стремился это явление познать до конца. На исходе XIX — вначале века назрела необходимость в разработке специальной теории, которая дала бы системное объяснение основных закономерностей моды и ее существенных связей с другими явлениями действительности. Несомненно, первыми теоретиками моды являются историки костюма. Именно они обратили внимание на невероятную власть моды. Но их возможностей оказалось недостаточно для того, чтобы дать полный ответ на вопрос что собой представляет феномен мода Дорис Лэнгли Мур (Doris Langley Moore) сделала в свое время поэтому поводу пессимистическое ив тоже время весьма прогностическое заявление Еще никому не удалось сформулировать такой теории моды, в которой бы автор, подчеркивая первостепенную важность моды для своих сограждан, частично или полностью не отрицал бы ее существования в чужих цивилизациях. Такой подход приводит к выводам в такой же степени недостоверным, как и мнения тех театральных критиков, которые отказываются видеть более чем один акт пьесы. Вердикт автора может быть правомерным, но при этом сохраняющим все шансы для того, чтобы считаться ошибочным Bell Q. On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London, 1992. P. 90. Глава I. Введение в психологию моды 21 Красавчик Бруммель. Поэтому к поиску ответа на вопрос, что собой представляет феномен мода, постепенно привлекается все больше и больше специалистов из различных областей научного знания. В историческом плане формирование теорий моды происходило неравномерно. Условно можно было бы выделить три основных периода. Огромный всплеск интереса ученых к проблемам моды наблюдался в конце XIX — начале XX века. Середина XX столетия отмечена несколькими фундаментальными исследованиями психологии одежды и моды как социально-психоло гического феномена. В последние десятилетия XX века внимание ученых было сосредоточено на различных аспектах моды социальном, экономическом, эстетическом, психологическом и т. д. По содержанию теории моды можно подразделить на несколько групп автократические, мотивационные, событийные теории, теории подражания и идеологической причинности, эволюционная и многофакторная теории. Автократические Довольно широко распространено мнение о том, что не теории моды которые авторитетные личности играют первоочередную роль в образовании и распространении моды. Им зачастую присваивается звание законодателей моды или лидеров. Как правило, к ним причисляют титулованных особ, представителей культурной и общественной элиты, кутюрье. Тем не менее истории известны лишь немногие имена теоретиков моды, которые рассматривали действия отдельных индивидов как принципиальную причину модных изменений. Наиболее часто упоминаются Джо Бруммель 1 («Beau» Brummel) и м-ль де Фонтань 2 (M-lle de Fontanges). Зарубежные и отечественные исследователи в качестве доказательства правильности своей точки зрения часто приводят факты из истории Россий- 1 Джордж Брайан Бруммель по прозвищу Красавчик (1778—1840) — фаворит короля Георга IV, лидер моды начала XIX столетия. 2 Мария Анжелика де Фонтань (1661 — 1681) — фаворитка Людовика XIV. 22 Психология моды ского государства. Царь Петр I отводил костюму особую роль в системе проводимых в стране реформ. Для преобразований Петру требовались новые люди, которых он брал на царскую службу невзирая на сословную принадлежность. Костюм же оставался точным знаком сословия. С 1701 по 1724 год в России было издано 17 различных указов, регламентирующих правила ношения костюма европейского образца, типов тканей, отделки форменного и праздничного платья и т. д. Платье европейского образца снимало разницу в сословном и имущественном положении боярина и простолюдина. Произошло нечто прежде небывалое — запрет на национальный костюм исходил не от завоевателя, а от законного государя. Более того, это случилось в то время, когда в рамках универсальной европейской моды вплоть до середины XIX века в костюме сознательно поддерживались национальные отличия. Принудительно изменив форму демонстрации сословной принадлежности, Петр вовсе не ставил задачу отказаться от национальных признаков костюма. В известном смысле это произошло стихийно, — считает P.M. Кирса нова, — так как за первоначальный образец были выбраны голландский, немецкий и французский костюма неизвестные на Руси еще с XVI века и потому уже обретшие некоторые русские черты польское или венгерское платье. Следует также заметить, что переодевание в платье европейского образца затронуло не более 20 % населения, преимущественно городскую его часть. Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская, став императрицей России Екатериной II, сочла необходимым выразить идеи государственного величия, национальной самодостаточности и национальной гордости не иначе как через возрождение в придворном ритуале старинного русского костюма. Но и не только поэтому. Традиционные формы костюма как средства идентификации с нацией императрица-иностранка использовала для укрепления своей личной власти и трона вообще. Екатерина ввела при дворе изящную простоту русского платья прежние цветные платья были заменены на выходах белыми, парча вышла совсем из моды сама императрица являлась на торжествах одетая в длинное белое платьев маленькой короне, иногда в порфире позднее государыня придумала себе костюм, похожий на старинный русский, с фатою и открытыми проймами на рукавах. Шуба на ней была с тальей, на груди ожерелье из жемчуга в несколько рядов. Еще позднее костюм государыни имел характер мужского свободный кафтан без талии (молдаван) и меховая венгерская шапка с кистью. Под старость государыня ходила в простом чепце, шапочке и капоте и одинаково умела сохранить величавость в осанке и поступи до конца жизни. К концу 1770 года великосветский русский наряд уже сложился примеру императрицы последовали придворные дамы. 1 Кирсанова Р. М Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. М Слово, 2002. С. 13. 2 Богословский М Быт и нравы русского дворянства во второй половине XVIII в. Глава I. Введение в психологию моды 23 Вводимые Екатериной перемены были постепенны и не распространялись на частную жизнь подданных, другими словами, не вытесняли уже укоренившийся в быту европейский костюм. Вполне очевидно, что Екатерина II не оказывала заметного влияния на моду, и не потому, что не могла делать этого, а потому что не хотела, так как творила исключительно для себя. Столь же тщательному анализу ученых подверглось и влияние на моду западноевропейских монархов. В течение х годов XIX века принцесса Уэльская, казалось бы, также была способна оказать значительное влияние на женскую моду. Однако ее попытки вернуть кринолин или сделать модным в 1885 году то, что было в моде десять лет тому назад, стали достаточно вескими причинами появления ненависти англичанок и к миру моды, и к ней как автору нежелательных изменений. Квентин Бэлл (Quentin Bell), известный английский художники искусствовед, так комментирует влияние коронованных особ на развитие моды лидер может быть приверженцем моды он может переделывать детали, но он не может ни остановить, ни повернуть процесс вспять» 1 Чарльз II считается одним из наиболее влиятельных в мире моды монархов. В свое время он приложил немало усилий для того, чтобы привести моду к полной остановке. В 1666 году им была представлена новая модель мужского платья, которая, как он считал, никогда не выйдет из моды. Могло показаться, что этот наряд инспирирован духом Востока. Это было, по свидетельствам историков, хорошенькое платьев персидском стиле. За королем последовали его придворные, и казалось — успех очевиден. Однако так продолжалось недолго веста 2 была вскоре забыта, и англичане подобно англичанкам вновь стали заказывать модные одежды из Франции. Есть предположения, что мода на весты была убита Людовиком XIV. Король Франции Людовик XIV, делая вызов королю Англии, с которым он вел войну, приказал всем своим лакеям одеться в весты, дворяне должны были поступить также. Если бы таким образом действительно было выказано чрезмерное неуважение одного короля к другому, то это могло бы послужить камнем преткновения и пробудить желание взять реванш. Историки склонны оценивать этот факт как очень веселый, остроумный вид оскорбления (Laver А, 1969), рассчитанный на врожденное у англичан тонкое чувство юмора. Собственно, смех и стал, вероятно, причиной конца королевской моды. Противоречива лидирующая роль в моде и изготовителей одежды. Они действительно вынуждают общество следовать новой моде, но все же их главная цель — стимулировать потребительский рынок и таким образом 1 Bell Q. On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London, 1992. P. 91. 2 Веста veste (фр vest (англ) — узкая куртка с узкими длинными рукавами, не сшитыми, а скрепленными по локтевому шву в нескольких местах. 24 Психология моды П. Пуаре — диктатор моды. обеспечить рентабельность своего производства. Свободный рынок сделал союзниками производителей и представителей торговли. Создается впечатление, что большие Дома мод диктуют направления моды. Но они сохраняют свою власть до тех пор, пока преуспевают в обслуживании своих клиентов. В качестве доказательства приведем точку зрения Поля Пуаре, о котором Бэлл сказал Если даже и был диктатор моды, то им был он. Выступая перед аудиторией женщин в Соединенных Штатах, Пуаре заявил Я знаю, что высчитаете меня королем моды. Именно так ваши газеты зовут меня, и это потому, что я общепризнан, прославлен и почитаем огромным числом людей. Оказанный мне прием не может не льстить, и я не могу ни на что пожаловаться, но тем не менее я должен вывести вас из заблуждения относительно власти короля моды. Мы — не капризные деспоты, проснувшиеся в один прекрасный день и решившие внести изменения в привычки, упразднить декольте, уменьшить рукав. Мы — скорее арбитры, чем диктаторы. Лучше мы будем считаться слепыми покорными слугами женщины, которая, со своей стороны, всегда страстно любит изменения и всегда стремится к новизне. Наша роль, наша обязанность быть начеку в тот момент, когда она начинает скучать в том, что носит, чтобы предложить ей в нужный момент нечто еще, что будет соответствовать ее вкусами потребностям. Именно поэтому я выступаю перед вами с парой антенна нес жезлом, и не как оратора как слуга, слуга думающий, который должен прочитывать ваши сокровенные мысли, В другой лекции Пуаре рассказал следующий анекдотичный случай Существуют знаки, которые позволяют объявить конец моды. Очень немногие люди могут распознать их. Так, однажды я объявил, что шляпы с этих пор могут быть простыми, а произошло это потому, что до этого я 1 Bell Q. On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London, 1992. P. 92. 2 Там же. P. 93. Глава I. Введение в психологию моды 25 Шляпка от П. Пуаре. видел их заваленными листвой, фруктами, цветами, перьями и лентами. Конец любой моды в излишестве. Тем не менее, наследующий день после этого заявления я принял делегацию фабрикантов, изготавливающих цветы, фрукты, ленты и листья, которые, подобно депутатам от Кале (Calais) 1 , пришли упрашивать меня вернуть отделку. Но что может сделать один против желаний и требований многих женщин Шляпы продолжали упрощаться, итак продолжается до сих пори я искренне извиняюсь за это» 2 Существенную сложность для теорий, рассматривающих индивидуальность монарха или производителя как первоочередную движущую силу в развитии моды, составляет объяснение не того, почему эти авторитетные лица часто бывают неспособными противостоять изменению вкусов, а того, почему они хотят осуществлять изменения или почему их последователи готовы охотно подчиниться им. Эти проблемы частично решаются в рамках теорий о психологических детерминантах участия людей в моде. Мотивационные т 0 побуждает людей быть в курсе модных новинок теории моды Ч заставляет их противостоять требованиям моды Подобные вопросы поставили ученых перед необходимостью исследовать характер связей между модой и природой человека. В центре научного внимания оказалась потребностно-мотивационная сфера личности. Немецкий философ Георг Гегель (1770—1831) еще вначале века предоставил одно из первых теоретических объяснений моды, сделав акцент именно на роли мотивации поведения людей. В Феноменологии духа (1807) он писал Издавна французам ставили в упрек легкомыслие, атак же тщеславие и стремление нравиться. Но именно благодаря этому стрем- Calais (фр) — город в провинции Pas-de-Calais, Франция. Bell Q. On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London, 1992. P. 93. 26 Психология моды лению нравиться они достигли высшей тонкости светского обхождения и тем самым с особым успехом возвысились над грубым себялюбием первобытного человека. Ибо это обхождение состоит как разв том, чтобы за своими интересами не забывать другого человека. В качестве мотивов следования моде Гегель рассматривал потребности формирования привлекательности, дружеских чувств и симпатии. Таким образом, философ подчеркнул положительную роль моды в социальной жизни людей, что было совершенно нетипично для его времени. Пол Нистром (Paul Nystrom) в 1928 году в своем фундаментальном труде, посвященном экономическим проблемам моды, предложил более обширный, чему Гегеля, перечень мотивов следования моде Специфическими мотивами или факторами интереса людей к моде и изменений в моде, в дополнение к физическим причинам, которые проявляются в конце каждого сезона, являются скука или усталость от настоящей моды, любознательность, желание быть отличным от других или оригинальным, протест против обычаев, зависимости и подражательства. Могут быть и другие факторы, обусловленные природой человека и определяющие его интерес к моде, но названные настолько эффективны и содержательны, что составляют практическую теорию моды» 1 Содержание названных мотивов соотносится с основными аспектами жизнедеятельности человека, поэтому их можно было бы классифицировать таким образом а) психофизиологические б) эмоциональные в) интеллектуальные г) творческие д) социальные. Эффективность данных мотивов Нистром видел в их комплексности. С этим можно было бы согласиться, если бы мода была универсальными постоянным феноменом в истории костюма и культуры вообще. Тогда бы все мужчины и женщины, живущие на Земле, всех без исключения возрастов, постоянно демонстрировали бы усталость от сезонной моды, неугомонное желание изменяться, желание быть разными, желание восставать против старого. И только тогда можно было бы утверждать, что мода — результат непостоянства человеческой натуры. Нов действительности это не совсем так. Условия, в которых проявляется мода, рассматривая историю человечества в целом, — исключительные. Как правило, модное и старомодное ка кое-то время сосуществуют рядом. Мужчины и женщины наряду с модной одеждой продолжают носить и те модели, которые носили их старшие братья и сестры, и даже отцы и матери. Из этого факта следует, что мотивы человека оказывают влияние на изменение моды только в специальных обстоятельствах между модой и человеческой натурой существует определенная взаимосвязь. С одной стороны, мода происходит от природы человека, нос другой стороны, человек сам является субъектом моды. Nystrom Р. N. The Economics of Fashion. N. Y.: Ronald Press Company, 1928. P. 81. Глава I. Введение в психологию моды 27 Дж. Флюгель, И. Блох, Э. Фукс — ученые, которые утверждают, что мода складывается под определяющим влиянием эротических или сексуальных потребностей. Профессор Дж. Флюгель (J. С. Flugel) исследовал влияние на одежду сексуальности и связанной с ней застенчивости человека, опираясь на идеи психоанализа. В своем труде Психология одежды (1971) ученый весьма убедительно на первый взгляд показал, каким образом эротические представления людей обыгрываются в одежде. Одежда и обувь могут принимать фаллические формы. По мнению исследователя, это есть результат как сознательной деятельности человека, таки бессознательных психических механизмов. Так, например, бессознательные импульсы стимулируют появление моды на обувь с высоким каблуком. Флюгель объясняет это тем, что высокий каблук делает осанку женщины особой, обязывает подтянуть живот, что молодит фигуру и придает ей большую сексуальную привлекательность, при этом размер ноги зрительно уменьшается и пятка принимает вид фаллического символа. Сексуальные потребности индивидов проявляются ив том, как они надевают или снимают одежду В свете исследований Дж. Флюгеля создается впечатление, что половая дифференциация, которая столь определяет будущее модного платья, может стать центральным звеном имиджа личности. Несмотря на ценность исследования Флюгеля в объяснении того, каким образом сознательные и бессознательные процессы могут быть выражены символически в одежде и обуви людей, его результатов явно недостаточно для того, чтобы понять природу тех сил, которые изменяют форму этих символов. Справедливости ради следует заметить, что профессор Дж. Флюгель и не ставил таких задач. Все, что психологи продемонстрировали, так это огромную важность, которую они придают истории костюма, — скептически замечает К. Бэлл. — Сексуальный импульс может перевернуть все, вообще говоря, рассматриваться как постоянный аффект в курсе истории, но здесь мы имеем дело с нечто, которое по определению непостоянно. Если мы хотим увидеть причины модных изменений, то с точностью обнаружим их среди тех исторических сил, которые находятся в постоянном движении. Таким образом можно, например, объяснить, почему мужская мода стабилизируется, в то время как женская продолжает развиваться» 3 При рассмотрении и объяснении подобных вещей необходимо помнить, что в действительности здесь может быть более чем один контекст. Объяснение того, почему женщины в XX веке носили высокие каблуки, может 1 Фишман Р. Б Мода как социальное явление. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Свердловск Изд-во Свердл. унта, 1990. 2 Flugel J. СВ the Ages. London, 1992. P. 94. |