Главная страница
Навигация по странице:

  • 38 Психология моды

  • Введение в психологию моды

  • 40 Психология моды Европейская мода на улицах Сеула. Южная Корея Глава I.

  • 42 Психология моды

  • Введение в психологию моды 43 Эволюционная Гипотезы, положенные в основу исследований Лже­

  • Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )


    Скачать 5.89 Mb.
    НазваниеДопущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
    Дата10.02.2023
    Размер5.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология моды УП для вузов.pdf
    ТипДокументы
    #930143
    страница5 из 35
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
    Введение в психологию моды
    37 внешним проявлением которых до известной степени служит костюм, представляют со времени Людовика XIV известную логическую связь, не допускающую, как и законы подражания, чтобы их мелодия была, так сказать, сыграна в обратном направлении. При этом ученый проявляет непоследовательность в своих суждениях и допускает развитие в обратном направлении женской моды, совершенно независимо от порядка, в каком развивались идеи и нравы. Объясняется это незначительным участием женщин в политической и умственной жизни, их всюду и всегда преобладающим желанием нравиться физически и, несмотря на их пристрастие к переменам, основною неподвижностью их природы»
    2
    С Тардом трудно согласиться, потому что идея модных изменений должна зародиться в сознании. Сознание есть продукт общественного бытия человека, которое, как известно, не может быть сведено лишь к взаимоотношению полов. Практически в любом исследовании предписаний, какой быть женской моде, подчеркивается В каждой стране вовсе исторические периоды сознание женщины сильно зависело от моральной атмосферы и времени и сознательно или бессознательно формулировало историческую запись в виде платья»
    3
    Акцентирование внимания на сознании женщины еще больше сбивает столку серьезное исследование и ставит перед ученым целый ряд вопросов, касающихся причин пренебрежения сознанием мужчины, оценки степени влияния знаменитых мужчин и женщин на формирование моральной атмосферы эпохи. Определяло ли сознание мужчины или женщины непрерывно изменяющийся курс истории, например, начала XIX века, который эхом отзывался на языке нижних юбок Действительно ли сознание мужчин становилось настолько скучными безразличным, насколько об этом можно судить по практически не изменяющимся жилетами цилиндрам Если бы ответы на эти вопросы были найдены, то это помогло бы объяснить, что имеется ввиду, когда ученые описывают сознание женщины как сильно зависящее от моральной атмосферы времени, в котором она живет. В действительности эту идею в отличие от других, связывающих моду со специфическими историческими явлениями, такими как война или инфляция, в некоторой степени трудно принять или отвергнуть. Она кажется объективнее, чем другие, и весомее формулировок некоторых авторов, например А. Лавера: Мода — только отражение манер времени. Любой серьезный исследователь истории костюма должен признать, что это так в противном случае он возвращается к давно опровергнутой идее о том, что изменения в
    1
    Тард Г Законы подражания. СПб.: Типография и Литография С. Ф. Яздовского и К, 1892. С. 364.
    2
    Там же.
    3
    Bell Q. On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London,
    1992. P. 99.

    38 Психология моды
    Ф.-К. Винтерхальтер. Императрица Евгения с фрейлинами.
    1855. Компьень, Франция. Национальный музей. моде совершенно произвольны, или, в равной степени, к непоследовательному представлению о том, что такие изменения являются результатом тайного сговора полдюжины ведущих дизайнеров в Париже. Экскурс в историю костюма дает нам ясное представление о том, что платье любого периода точно соответствует социальному климату времени ив самом деле имеет скрытые связи с такими вещами, как предметы интерьера, и даже архитектурой. Невозможно представить Людовика XIV в цилиндре и сюртуке Наполеона III; невозможно представить императрицу Евгению в укороченной юбке х годов. Примеров может быть бесконечно много. Многое из того, что приводит А. Лавер, можно считать неоспоримым. В западной культуре мода сама по себе является важной частью истории. Подобные же тенденции проявляются в последнее время ив истории некоторых наиболее развитых восточных стран. Для тех, кто представляет историю на языке образов, это должно казаться естественным. Но зачастую исторические представления создают стереотипы, которые могут привести к ошибке. В своей книге К. Бэлл приводит следующий пример Когда люди вспоминают об императрице Франции Евгении, то, как правило, представляют ее такой, какой она изображена Винтерхальтером
    1
    LaverA. Taste and Fashion. London, 1948. P. 272.
    2
    Речь идет о супруге Наполеона III Бонапарта (правил с 1851 по 1870).
    Глава I. Введение в психологию моды
    39
    (F.-X. Winterhalter)
    1
    : с обнаженными плечами, возникающими из морской пучины кринолина. Но они забывают о том, что это платье — лишь один образец моды ее юности и что, в действительности, она жила до 1920 года и, следовательно, имела великое множество других нарядов»
    2
    Реальная опасность подобного создания образа состоит в том, что он предполагает причинную зависимость, которой в действительности может не существовать. Готовность ассоциировать Людовика XIV с париками и туфлями на высоких каблуках вовсе не означает, что между ними существует причинно-следственная связь. Но демонстрируют ли они социальный климат времени И что имеется ввиду под социальным климатом Анализ новейшей истории позволяет утверждать, что социальные условия (войны или денежная инфляция) не всегда точно отражены в истории костюма. Поэтому возникает новый вопрос проявляется ли подобная проблема в тех случаях, когда речь идет о глобальных изменениях социального климата, которые сами зачастую определяют характер войн и других социальных пертурбаций Религиозные взгляды, национальные и этнические интересы рассматриваются в качестве главных движущих сил изменений социального климата общества. Теоретики моды в связи с этим полагают, что религиозные и национальные взгляды оказывают прямое влияние на историю костюма и изменения в моде. Сикхи, мусульмане и квакеры открыто демонстрируют свои религиозные взгляды посредством одежды. Современный мир не располагает даже единственным фактом, связанным с отсутствием национального костюма хотя бы у одной из древнейших наций. Весьма широко распространено мнение о том, что в тех странах, где религия и национальные обычаи и традиции оказали прямое влияние на костюм, он стабилизировался, нотам нет моды, существует лишь униформа например, китайский костюм х годов. Скорее всего, это действительно так, потому что в костюме отражены идеи, которые лежат вне истории, трансцендентные по своей природе, относящиеся скорее к вечности или тем аспектам национального характера, которые неизменны, эти идеи должны противостоять моде. Сегодня уже очевидно, что мода в большей степени интернациональна. Так может казаться вследствие всеобщего противостояния национализму, всеобщего отрицания идей национального превосходства и национальной исключительности. Это также зависит оттого, насколько религиозная вера одного государства отличается от религии другого насколько религия противостоит моде. Изучая европейский костюм XVI века, времени, когда христианство
    1
    Франц-Ксавер Винтерхальтер (1805—1873), немецкий портретист XIX в.
    2
    Bell Q. On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London,
    1992. P. 100.

    40 Психология моды Европейская мода на улицах Сеула. Южная Корея

    Глава I. Введение в психологию моды
    41 В Японии поддерживается традиция ношения кимоно. было потеснено другими религиозными течениями, очень сложно обнаружить какой-нибудь явный след разгоревшегося религиозного конфликта в одежде. Вполне возможно, что тогда наблюдалось определенное равновесие в моде Эдинбурга и Женевы, которого не было во Флоренции или Венеции. Ново время кровавой резни в ночь святого Варфоломея католики стали использовать в своей одежде крестообразный знак для того, чтобы отличать своих от иноверцев. Впоследствии этот знак будет использоваться в одежде как модный декор. Почти через полвека протестантская Англия и кальвинистская Голландия вовремя ведения отчаянной борьбы против Испании старательно имитировали испанские моды. Несмотря на заметную разницу в костюмах кавалеров и круглоголовых, беспощадные войны и гонения, которые в XVII столетии вели христиане против христиан, эти события незначительно отразились в модах того времени. Отношение к моде современной православной церкви о. Сергий (Николаев) выразил такими словами Одеваться благочестиво — не значит одеваться некрасиво или смешно. Вполне можно совместить и моду, и возрасти благочестие, и вкус. Дело в нашем отношении к предмету. Другими словами, отдавая должное потребностям тела, христиане должны проявить здесь, как и везде, благоразумие, практичность, нравственность. Начиная с XIX века и по настоящее время, все реже можно обнаружить исторические примеры, которые бы подтверждали гипотезу отражения в костюме социального климата эпохи. В целом ситуация такова, что почти каждый исследователь модных тенденций подвергнут соблазну подчеркнуть некоторые негативные связи между национализмом и модой. За последние 300 лет национализм и этноцентризм, инспирированные войнами и гонениями (которые создавали и разрушали нации и этносы), стали серьезными политическими, социальными и эстетическими силами в мире. Вначале века каждая европейская нация имела свой нацио-
    1
    Почему существует мода М Центр Благо, 2001. С. 126.

    42 Психология моды
    нальный костюм, но к концу века эти костюмы стали постепенно исчезать из повседневного употребления национальные одежды становились атрибутами нации, теми вещами, которые хранились для патриотических праздников, туристских слетов и создания рекламных плакатов. Например, в течение первой половины XIX столетия ирландцы носили высокие объемные шапки, короткие жакеты и бриджи до колена. К концу века эти вещи настолько сложно было обнаружить, что они казались изобретением политических карикатуристов и реквизитом постановок мюзик- холла. Тем не менее Георг Мур (Georg Moore), исследователь ирландского национального костюма, относится к бриджам как к повседневной одежде ирландских крестьян в Каунти Мэйо (County Mayo) во времена его юности, то есть в х годах XIX века. Ирландия утратила свои бриджи во времена парнелизма, Земельной лиги и возрождения кельтов. Подобные тенденции наблюдаются сегодня в тех странах Африки и Азии, где заметно влияние Европы и Америки. Все попытки сохранить национальную одежду вызывают протесту молодежи этих стран. Молодые люди с энтузиазмом меняют национальный костюм на гражданскую одежду или военную форму европейского образца. Странности и аномалии, которые обнаружились при изучении связей между модой и социальным климатом эпохи, не заставляют принять их существование в целом, а обязывают признать невозможность установления данных связей механически. Здесь мы имеем дело нес простым флюгером, который поворачивается механически соответственно всем духовным веяниям человечества, ас тайной, мистической силой. Она избирает пустой сосуд, чтобы наполнить его собой, и у нее нет необходимости отвечать немедленно на какие-либо стимулы, но она действует только тогда и только там, где это желательно, — заключает К. Бэлл. С одной стороны, если принять эти посылки и позволить так называемому Духу времени (Zeitgeist) властвовать там, где можно быть необъективным, тов этом случае аргументы превращаются в тавтологию мода такова, потому что таков Дух времени, потому что так считает Дух времени. Таким образом, появляется теория идеологической причинности, основой для которой являются не факты, а некие сверхъестественные предположения. Если же, с другой стороны, попытаться обнаружить нечто рациональное в теории идеологической причинности или попытаться провести связующую нить между этическими, религиозными, политическими и эстетическими взглядами людей и одеждой, которую они носят или носили, то недолго зайти в тупик. Каждый раз неизбежно будет напрашиваться вывод о том, что мода существует сама по себе, имеет ясно определенную тенденцию и не ограничена никакими идеологическими барьерами.
    1
    Bell Q. On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London,
    1992. P. 102.
    Глава I. Введение в психологию моды
    43 Эволюционная Гипотезы, положенные в основу исследований Лже­
    теория моды ральда Герда (Gerald Heard), со всей уверенностью можно назвать сверхъестественными
    1
    Ученый имел дерзость объяснить моду как продукт Жизненной Силы, или так называемого Эволюционного аппетита, как результат деятельности, ноне человека, а Бога. Автор исходил из того, что эволюция продолжается, ноне человека, а того, что окружает его, и этот процесс идет значительно быстрее, потому что происходит в среде с меньшим сопротивлением. Взгляды Герда об эволюционном развитии костюма вызывают значительные возражения. В частности, один из критиков отмечает, что процесс эволюции жизни вещей определяется прежде всего условиями, в которых работает портной, и повышенными требованиями к полезности вещей. Параллель между фазами моды и этапами эволюционного развития живых существ можно было бы провести в том случае, если бы имелись доказательства регрессивного развития животных, то есть в направлении выраженной неприспособленности особей к существованию. Итак бы продолжалось до тех пор, пока их развитие не стало бы зависеть от доброй воли сверхъестественных сил. Некоторые виды домашней птицы в Японии полностью соответствуют этим условиям, но они — результат искусственной, ненатуральной селекции
    2
    В утверждениях Герда обнаруживается удивительное сходство между развитием одежды и развитием тела человека одинаково медленное развитие форм, одинаковое увеличение специальных черт, видоизменение частей, подобие мистическим силам. Дж. Герд был одним из немногих авторов, которые изучали проблемы моды на основе анализа истории китайского костюма. Особенность исследовательского подхода состояла в привлечении расовой теории. Вдруг мы понимаем, что сталкиваемся с людьми, которые по какой-то неведомой нам причине настолько рациональны и прагматичны, и мы вряд ли когда-ни­
    будь сможем достичь такого же уровня, — таким образом исследователь объяснял равнодушие китайцев к моде ив целом, согласно расовой теории, их неспособность к развитию. Расовую теорию Герд применял к любому платью, в чем существенный недостаток его работ. Тем не менее труды Дж. Герда содержат немало интересных наблюдений. В обуви китаянок, придающей ноге вид копыта лошади, равно как ив муфтах, и манжетах, скрывающих руки китайца, автор видит моду, определяемую тотемом Маньчжурии и отражающую миф, согласно которому непобедимый всадник может вознестись на небесный трон, стоя на хребте
    1
    Heard G. Narcissus: an Anatomy of Clothes. N.Y., 1924.
    2
    Bell Q. On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London,
    1992. P. 104.
    3
    Там же.

    44 Психология моды лошади. Воссоздание былого национального великолепия пробуждает многовековую расовую память, — заключает ученый. Причина эволюционного развития костюма часто усматривалась в сексуальных мотивах поведения людей. Например, искажение или отказ от традиционных одежд и обуви оценивались в китайской культуре как подчеркивание сексуальной привлекательности. Если бы так было в действительности, то тогда было бы справедливо утверждать, что одежка некоторых животных тоже имеет исключительно специальное предназначение. Например, хвост павлина, яркая окраска кожи под хвостом мандрил могли бы быть представлены как сексуальные стимулы, полезные только при ухаживании. К. Бэлл выражает сомнение поэтому поводу Вряд ли яркие окраски животных эволюционируют таким же способом истой же целью, что и красивые костюмы людей. Яркий хвост павлина, рас­
    пускаемый им перед самкой, может интерпретироваться как демонстрация великолепия, сексуальной привлекательности перед спариванием с целью произвести потомство. Существует ли необходимость в этом, например, для леди и джентльменов Если да, то чем можно объяснить определенную фригидность, встречающуюся среди высших слоев Запада Не подтверждает ли это мысль о том, что вычурность и нагромождение деталей в костюме богатых и их слуг является результатом имеющихся у них проблем деторождения К счастью, кажется, что это не так хотя существуют, несомненно, экономически обусловленные стандарты сексуальной привлекательности, такие, как маленькие ладони и ступни, утонченная и хрупкая комплекция в изобилии есть и доказательства того, что классы могут свободно скрещиваться и делают это без какого-либо явного богатства воображения»
    2
    Эволюционистские гипотезы не подтверждаются, потому что эволюция имеет дело с видами, в то время как мода связана нес расами, нес национальностями, ас классами и малыми группами внутри них. Социально Период конца XIX — начала XX века ознаменован экономические появлением социологических теорий, связывающих теории моды явление моды с определенным типом общества, в котором легко угадываются черты капиталистическо­
    го'социума Нового времени. В этой связи целесообразно еще раз обратиться к концепции подражания французского социолога Г. Тарда. Основными социальными процессами Тард считал изобретение и подражание, к которым впоследствии добавил оппозицию (социальный конфликт. Подражанию, существующему в форме обычаев и моды, ученый отводил центральную роль. Благода-
    1
    Heard G. Narcissus: an Anatomy of Clothes. N.Y., 1924. P. 74.
    2
    Bell Q. On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London,
    1992. P. 104.
    Глава I. Введение в психологию моды
    45
    ря ему возникают групповые и общественные ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, то есть получают возможность приспособиться к условиям общественной жизни. Наиболее характерно, по Тарду, подражание низших социальных слоев высшим. Действительно, люди больше всего готовы подражать тем личностями целым общественным классам, которым они наиболее охотно повинуются. Массы всегда обнаруживают склонность копировать королей, двор, высшие классы, поскольку они признают их господство»
    1
    Данное Тардом объяснение роли и механизмов развития моды в обществе долгое время считалось классическим. При этом часто забывали, что
    Тард полагал возможным развитие моды в современном ему типе общества. И, придерживаясь мнения о том, что обычай и мода попеременно сменяют друг друга, предсказывал скорое возвращение традиционных форм общественного устройства. Но посей день это предсказание звучит как утопия. По мнению современных аналитиков, подражание высшему классу ныне не только не приобрело силу обычая, но и перестало быть исчерпывающим объяснением сущности моды. Английский философ и социолог Герберт Спенсер (Spencer), автор концепции эволюции, считал, в отличие от Тарда, что мода соответствует более высокой ступени развития общества. Входе социальной эволюции мода вытесняет обычай в его функции социального контроля.
    Спенсер, как и Тард, считал, что мода по существу своему подражатель­
    на. Но причины подражания он видел в других аспектах классовых отношений Подражание может возникнуть из двух глубоко различных побуждений из желания либо выказать уважение лицу, которому подражают, либо доказать свое равенство с ним. Автор отмечал, что нельзя провести четкого разграничения между подражаниями, вызванными такими различными мотивами. И отсюда возникает возможность перехода от подражаний почтительных к подражаниям, при которых один индивид соперничает с другим. Но такого рода имитация может возникнуть только в сравнительно независимом обществе. Г. Спенсер выделяет два типа общества авторитарное (воинственное) и либеральное (промышленное. Каждому типу общества соответствует свой тип подражания. В авторитарном обществе подражали, выражая почтение лицам, стоящим у власти, причем подражали даже недостаткам правителей, чтобы не выказывать превосходства над ними. Например, когда в 1665 году Людовику XIV сделали операцию фистулы, придворные доб Тард Г Законы подражания. СПб.: Типография и Литография С. Ф. Яздовского и К, 1892. С. 204.
    2
    См Ятина ЛИ Мода как фактор формирования стиля жизни Автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб.: ГТ КТБ, 2001.
    3
    Спенсер Г Начала социологии (обрядовые учреждения. Киев, 1880. С. 323.
    Психология моды Великая княгиня Мария Федоровна — одна из клиенток Ч. Борта. Генрих фон Ангели (1840-1925). Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1874. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. ровольно сделали тоже, и королевская болезнь сделалась модной. Причины подражания в промышленном обществе вызваны тем, что производственная деятельность способствует появлению индивидов, чье богатство не совпадает с чином, но позволяет соперничать в образе жизни с индивидами, обладающими более высоким рангом. Спенсер делает вывод Таким образом, мода, как отличающаяся от обряда, странно сказать, сопутствует промышленному типу в его отличие от воин­
    ственного»
    1
    По Спенсеру, мода — не только форма подражания, но и форма социального регулирования поведения людей. В этом она аналогична форме политического регулирования, представленной конституционным правительством. Подобно либеральному государству, мода выражает компромисс между социальным принуждением и личной свободой. Таким образом, Спенсер ставит на один уровень политический институт и институт моды и тем самым отмечает универсальность базовых ценностей общества, лежащих как в основе серьезных правительственных учреждений, таки легкомысленной моды. Регулирование поведения с помощью моды, по мнению Спенсе­
    ра, обозначает усиление свободы в обществе, характерное для перехода от воинственной деятельности к мирной. Этот процесс в современной социологии получил название модернизации общества, глубинной основой которого является изменение ценностей. Идеи Тарда и Спенсера нашли отклику их современников и послужили толчком к исследованию психологических детерминант социального поведения индивидов. Н. В. Рейнгардт в работе Социальное и экономическое значение моды (1889) анализирует влияние на моду двух психологических факторов — духа нововведения (стремления к обновлению) и на Спенсер Г Начала социологии (обрядовые учреждения. Киев, 1880. С. 329.
    Глава I.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


    написать администратору сайта