Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение в психологию моды 57

  • Введение в психологию моды

  • Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )


    Скачать 5.89 Mb.
    НазваниеДопущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
    Дата10.02.2023
    Размер5.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология моды УП для вузов.pdf
    ТипДокументы
    #930143
    страница7 из 35
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   35
    Введение в психологию моды
    55 Ограниченность имеющихся психологических теорий моды видится еще ив объяснении процессов происхождения, выбора и использования одежды прежде всего биогенными потребностями человека, а моды — преимущественно социальными. Такое разделение механистично и, следовательно, не способствует созданию целостного представления об исследуемом явлении. Оно может быть допущено лишь условно и лишь стой целью, чтобы выявить существенные черты моды и ее связи с другими явлениями. В ряду этих явлений первое место, несмотря на имеющиеся научные теории и домыслы, занимает Человек. И как только внимание исследователя концентрируется на Человеке, который готовится что-либо сделать с одеждой или делает, тут же, пусть пока лишь интуитивно, угадывается сущность моды Мода — это отношение человека к материальной и идеальной модели состояния предмета или явления, которая разработана на основе господствующих в обществе идеалов, взглядов, представлений и норм В сознании мода представлена в виде ценности — цели, которая определяет характер жизнедеятельности человека как в плане его взаимодействия с предметным миром, таки в плане взаимодействия с социальной средой и с самим собой. Естественно, возникают вопросы о первичности той или другой связи по отношению друг к другу, механизмах их образования и взаимовлияния, существовании некоторых закономерностей. Ответы на поставленные вопросы могут быть обнаружены в недрах психологической науки с опорой на знания о психической и социальной жизни человека.
    1.4. Функции одежды и моды уровни отражения реальности Жизненные целине возникают сами по себе. В них находят отражение основные жизненные противоречия. В основе образования такой цели, как следование моде, лежит, с психологической точки зрения, противоречие, порождаемое фактом существования моды как на индивидуальном, таки на социальном уровнях жизни человека. Каждому приходилось слышать когда-либо высказывания типа Что за моду ты взяла или У них теперь такая мода и т. п. Первое отражает факт принятия моды индивидом, второе — группой людей. Собственно, проблема состоит в степени совпадения индивидуальной и общественной системы ценностей. Полное или частичное несовпадение этих систем становится причиной постоянной смены моды, преобразований одежды, приспособления модной одежды к актуальному уровню потребностей человека. В этом смысле интересно проследить взаимосвязи между потребностями человека, целями ношения одежды и функциями моды. Функции одежды Утверждение о том, что последовательность удовлетворения потребностей определяет очередность причин, из-за которых человек прибегает к использованию одежды и, более того,

    56 Психология моды оценивает ее достоинства и недостатки, наверное, звучит слишком категорично. Но тем не менее практически все, кто пишут об одежде и целях ее ношения (Б. Адлер, Дж. С. Флюгель, Л. Лангнер (L. Langner), И. Богар- дус, К. Бэлл), приходят к общему выводу люди одеваются для того, чтобы быть защищенными от воздействия прежде всего климатических условий, чтобы продемонстрировать свою нравственность и выглядеть эстетически привлекательно. Разногласия встречаются лишь при установке иерархии целей использования одежды. Этнограф Б. Адлер, подчеркивая отражение в одежде процесса духовного, культурного развития человека, указывал тем не менее на первоочередную роль одежды в адаптации человека к климатическим условиям Одежда есть выражение постепенного, долгого, начавшегося, быть может, при первом появлении человеческого существа на земле, развития духовного склада самого человека. При этом климат, конечно, был главною направляющею и воздействующею на человека силою. В пособии Как мы должны одеваться, изданном в конце XIX века, подчеркивается, что одежда должна а) препятствовать утечке тепла б) быть легкой, прилегающей к телу и приспособленной к движениям в) при движениях не издавать шороха г) покрывая тело, способствовать рельефному выделению красивых форм д) способствовать дыханию тела (выделению шлаков. На первый взгляд, совершенно естественным кажется использование человеком одежды для удовлетворения элементарных биогенных потребностей, обеспечивающих индивидуальное и видовое существование человека, например, для защиты от неблагоприятных природных условий (холода, жары, ветра, дождя и снега. Однако для теплых стран данная функция одежды часто неактуальна. В примитивных обществах доледникового периода одежда в основном применялась для украшения тела
    2
    Функция украшения имеет сложную структуру. Украшая свое тело примитивными одеждами, человек стремился, с одной стороны, сделать себя более привлекательным для потенциального сексуального партнера, подобно животными птицам, участвующим в брачных играх, ас другой стороны, кодировал определенную информацию. Среди женщин, принадлежавших к африканским племенам, использование передника являлось знаком того, что она неприкосновенна для постороннего мужчины. С развитием примитивных цивилизаций красивая одежда стала использоваться как символ власти, символ принадлежности к группе, как знак для защиты от слу-
    Адлер Б Возникновение одежды. СПб.: Худ. типолитография А. В. Вейерман,
    1901. С. 57.
    2
    См Langner L.
    The Importance of Wearing Clothes, Hasting House. N. Y., 1959. P. 72. См Адлер Б Возникновение одежды. СПб.: Худ. типолитография А. В. Вейер­
    ман, 1901.
    Глава I. Введение в психологию моды
    57
    Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. Гравюра. 1504. чайных нападении своих же соплеменников входе межплеменных сражений. Дж. Флюгель считает украшение тела главным мотивом ношения одежды человеком, сочетающим в себе защитную функцию и функцию выражения благопристойности (стыдливости, нравственности. Благопристойность одежды отражает приверженность человека библейским традициям. Но данное мнение — результат рассмотрения проблемы лишь водной плоскости. Всему человечеству известно происхождение одежды, поведанное Библией. Адам и Ева были созданы Господом Богом нагими и не стыдились этого. Но, съев запретный плод, счастливые обитатели рая неожиданно устыдились своей наготы и, прикрывшись листьями, спрятались среди деревьев. По Святому Писанию, фиговый листок явился прообразом одежды человека, символизирующей его природную скромность. Стыдливость рассматривается Дж. Флюгелем как сдерживающий фактор, который может быть направлен преимущественно против социальных или сексуальных форм поведения. Данный фактор сдерживает порывы выставлять напоказ обнаженное тело, препятствует демонстрации вычурных или очень красивых одежд. Благопристойные одежды могут отражать представление человека о самом себе или выражать отношение к другим людям могут послужить сигналом страсти или желания получить удовольствие (социального или сексуального характера) и, наоборот, знаком отвращения, стыда или осуждения. И это может иметь отношение к различным частям тела, прикрываемым одеждой. Б. Адлеру принадлежит иная точка зрения Существование одежды, взятое само по себе отдельно, не является абсолютным показателем состояния нравственности и духовных качеств известного народа. Лишь впоследствии,
    FlugelJ. СВ Психология моды только с момента появления у населения одежды и с постепенным развитием духовной и материальной культур, пробуждается в человеке то чувство, которое в современном образованном обществе называется стыдливостью по преимуществу, впрочем, оно внешнего характера и составляет дело привычки. Китаянка старательно прячет под платье свои изуродованные ножки. Наша замужняя крестьянка стыдится снять с головы повязанный платок»
    1
    Л. Лангнер, в свою очередь, подчеркивает, что стыдливость — чувство, обусловленное только высоким уровнем самосознания, и является скорее результатом ношения одежды, чем его причиной, а поэтому вряд ли правомерно утверждать, что выражение стыдливости является функцией одежды
    2
    С Лангнером трудно согласиться целиком. Скромность и стыд — состояния, имеющие исключительно социальную природу. Они проявляются в том случае, когда человек становится объектом самонаблюдения или наблюдения извне, объектом сопоставления с идеалом. Детерминация этих состояний самосознанием, и не только им, очевидна. Эти состояния определяются иглу бинами подсознания, особенностями архетипической памяти, сконцентрировавшей в себе представления многих поколений об эстетических идеалах человеческого тела и морально-этических нормах его демонстрации. В ней находят свое отражение эмоциональные переживания человека, связанные с осознанием своего тела, прежде всего его детородных функций, с рефлексией и усвоением реакций других людей на тело в одежде или без нее. Очевидно, что обозначенные выше функции одежды приобретают особый смысл в контексте социальной жизни человека, удовлетворения его социальных потребностей. По мере врастания индивида в социальные отношения усложняются и функции одежды. Она используется теперь не только для украшения тела, защиты от неблагоприятных условий физической и социальной среды или выражения скромности, но и для половой, национальной, социальной идентификации. Вот некоторые мнения на сей счет. Л. Лангнер отводит одежде чрезвычайно важную роль в развитии цивилизованного общества. Он пишет Человек с древнейших времен носит одежду для того, чтобы преодолеть чувство собственной неполноценности и достигнуть признания своего превосходства над всем прочим мирозданием, ... чтобы добиться восхищения и убедить себя в том, что он — принадлежащий к»
    3
    Г. Мерфи (G. Murphy) называет одежду средством осуществления жизненных ролей. Использование одежды в соответствии с выполняемой ролью начинается еще во младенчестве и остается занятием на всю жизнь. Существенной характеристикой большинства людей является их профессио-
    1
    Адлер Б Возникновение одежды. СПб.: Худ. типолитография А. В. Вейерман,
    1901. С. 5.
    2
    См Langner L.
    The Importance of Wearing Clothes, Hasting House. N. Y., 1959. P. 72.
    3
    Там же.
    Глава I. Введение в психологию моды
    59 нальный статус, поэтому каждый должен одеваться в соответствии с ролью, предписываемой статусным положением»
    1
    Р. Линз (R. Lynes) утверждает, что в одежде людей в большей степени представлены их настроения и нравы, чем их занятия, потому что одежды по своей сути эфемерны, то есть легко и быстро реагируют на изменения общественного настроения. Автор замечает, что с тех пор, как мужская одежда перестала быть униформой на каждый день, мужчины, также как и женщины, выбирая одежду, должны решать целый ряд вопросов кто они, какой эффект хотят произвести на публику, в каком типе общества живут и с кем собираются сравнивать себя
    2
    Г. Диарборн (G. Dearborn), один из первых теоретиков в области психологии одежды, пишет Наши повседневные привычки, прежде всего касающиеся человеческих взаимоотношений, гораздо больше зависят оттого, что мы носим, чем об этом принято думать. Одежда определяет то, как мы выглядим и на улице, ив обществе, а также то, каких людей приглашаем к себе в дом. Одежда помогает людям получить работу и сохранить ее, но может привести и к смещению по должности, и даже ее потере. То, как мы одеваемся, является одним из самых достоверных показателей настоящей интеллигентности»
    3
    Следует заметить, что одежда является и своеобразным объектом для творческой деятельности человека, мотивированной потребностями в самовыражении и самореализации. С развитием капиталистических отношений эта тенденция усиливается и проявляется как выражение индивидуальности в одежде. Процесс выбора индивидом одежды заметно усложняется от простого подражания до рефлексии, то есть осознания индивидом того, как он будет выглядеть в глазах других людей, как он будет чувствовать себя в этой одежде, где, когда и каким образом он сможет ее носить и т. д. В современной цивилизации одежда из предмета необходимости переходит в новое качество — предмет потребления. Потребности индивида, реализуемые в одежде, являются источником особого типа поведения, которое представляет собой систему последовательно выполняемых действий. Человек не только надевает что-либо на себя, но предварительно решает когда, что и каким образом надеть, другими словами, одевает себя. И здесь, вероятней всего, происходит его столкновение с модой. Функции моды Различное толкование феномена моды и его функциональных возможностей на фоне относительного единства мнений исследователей о функциях одежды выглядит парадоксальным. Вероятно, это происходит потому, что многие из ученых находятся во
    1
    Morton G. М The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964. P. 4.
    2
    См Там же.
    3
    Dearborn G. Psychology of Clothes. Psychological Monographs. Vol. 26. № 1. Whole
    № 112 (1918). P. 29.

    60 Психология моды власти своих дисциплин либо изучают лишь внешние характеристики модного поведения людей, пренебрегая теми внутренними связями, которые существуют между индивидуальными потребностями, одеждой и модой. Характер потребностей человека определяет выбор одежды, обеспечивающей не только его видовое существование, но и социальное. В последнем случае речь уже идет об одежде, которая является объектом определенной моды. Мода всегда ориентирована на прогрессивное развитие общества и человека, адаптацию нового к реальности и вновь на поиск нового, и это определяет многообразие выполняемых ею функций. Однако существующие научные представления о функциях моды довольно противоречивы (Г. Дж. Блумер, 3. Б. Элькина, МН. Топалов). Во- первых, в предлагаемых классификациях смешиваются функции одежды и функции моды. Например, МН. Топалов в контексте взаимовлияния моды и цивилизации выделяет взаимозащитную, детерминирующую, функционального использования, профессиональную функции и функцию престижа. Данный перечень не отражает концептуальной основы изучения моды, изобилует повторениями. Следование моде усиливает назначение одежды, но при этом мода проявляется функционально.
    Во-вторых, неясное или слишком общее представление о предмете исследования моды приводит к созданию универсальных классификаций. Типичный пример следующий
    • избирательно-ориентирующая функция
    • унифицированная функция
    • функция формирования восприятия и вкуса
    • воспитательная функция
    • защитная функция
    • коммуникативная функция
    • интеракционная функция и др. Результат такого подхода — выхолащивание представлений о моде. Игнорируется проблема выражения в моде индивидуального своеобразия личности, обесценивается роль творчества в создании и распространении моды. И в-третьих, излишняя конкретизация функций моды также затрудняет понимание природы исследуемого явления. Так, в широко известной классификации Г. Дж. Блумера обнаруживают себя семь функций моды, которые автор называет социальными
    1. Мода может выступать как безобидная игра фантазии и каприза людей.
    2. Мода дает возможность избежать тирании обычаев.
    3. Мода является формой санкционированного риска, связанного с нововведением.
    1
    См Топалов МН Социальные аспекты моды мода и цивилизация Информ. м-лы. М ИСАИ, 1991.
    Глава I. Введение в психологию моды
    61 Без определенной степени однообразия в моде социальная жизнь вообще была бы невозможна (Г. Блумер).
    4. Мода есть форма, позволяющая индивиду отчетливо, выпукло, зримо демонстрировать свое Я.
    5. Мода используется для замаскированного выражения сексуальных интересов.
    6. Мода помогает производить постоянное отграничение элитных классов.
    7. Мода служит средством внешней, поддельной идентификации людей, занимающих низкое положение в социальной иерархии, с более высокоста­
    тусной группой
    1
    Очевидно, что Блумер попытался обобщить известные ему теоретические подходы к объяснению моды. Автор наряду с социальным компонентом моды вводит и другие, не менее важные для понимания сути данного явления креативный, эмоциональный, социально-психологический и социологический. Данная классификация задает многовекторное пространство для комплексных социально-психологических исследований моды. Г. Блумер считал, что основная социальная роль моды состоит в том, что она способствует коллективному приспособлению к подвижному миру ив подвижном мире разнообразных возможностей. Автор делает акцент на трех функциях, которые играют главную роль именно в обществе массового потребления и массовой демократии «Во-первых, мода внедряет определенную меру единодушия и единообразия посредством выбора из различных культурных моделей одной, которая интерпретируется как норма, и таким образом принуждает к ее принятию. В противном случае, если бы различные конкурирующие между собой модели, принимались в равной степени, возникла бы ситуация беспорядка. В этом отношении мода в подвижном обществе выполняет туже регулирующую функцию, что обычай в
    1
    См Blumer G. Mode. N. Y., 1968.
    2
    Blumer G. Fashion: From Class Differentiation to Collective Selection// The Sociological
    Quarterly. 1969. Vol. 10, № 3. P. 289.

    62 Психология моды обществе неподвижном во-вторых, мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлыми подготовку к ближайшему будущему, причем она упорядочивает этот процесс перехода от прошлого к будущему. Представляя новые разнообразные культурные модели и подвергая их коллективному отбору, мода становится средством приспособления к изменяющемуся, непостоянному миру в-третьих, модный процесс воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса, так как текущая мода в противовес странности и неуместности прошлых мод понятна и естественна»
    1
    Особое значение исследователь придает функции единообразия Единообразие проявляется в том, что благодаря моде один и тот же культурный образец (стиль, фасон одежды, материал и т. д) усваивается и выбирается в качестве своего множеством индивидов, различными социальными группами и глобальными обществами. Без определенной степени единообразия в моде социальная жизнь вообще была бы невозможна. В реальной жизни индивид осуществляет свой выбор из образцов, предлагаемых обществом, под влиянием общества и социальных групп. Каждый отдельно взятый модный образец в определенный промежуток времени формирует единообразие среди его приверженцев. Но одновременно и наряду с ним сосуществуют и другие модные образцы старомодный, который еще выбирают, и сверхмодный, который уже выбрали. Демонстративный отказ от предписаний моды чаще всего означает предпочтение других образцов, предписываемых либо обычаем, либо прежними модами. В обществе, которое было объектом изучения Блумера, установился плюрализм референтных групп. Очевидно, функции, обозначенные автором, являются отражением этого плюрализма. Существует распространенное мнение, что данные функции — это, по сути, ценностные ориентации референтных групп. Для людей, ориентированных на одну группу, важна демаркация посредством обладания модными образцами, для ориентированных на другую группу важнее может оказаться демонстрация собственного Я. Именно в силу такого плюрализма ценности элиты, как и ценности других групп, могут лишь вносить свой вклад в направление процесса моды, ноне предопределять его полностью. Функциональный подход Г. Блумера привлек многих последователей. Так, например, российский ученый А. Б. Гофман предлагает свой перечень социальных функций моды
    • функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах
    • инновационная функция
    Blumer G. Fashion: From Class Differentiation to Collective Selection// The Sociological
    Quarterly. 1969. Vol. 10, № 3. P. 343. Там же. С. 350.
    Глава I.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   35


    написать администратору сайта