Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
Скачать 5.89 Mb.
|
28 Психология моды Почему Людовик XIV носил обувь на высоком каблуке Портрет Людовика XIV. Гиацинт Риго (1659—1743). Версаль. иметь смысл, но при этом следует помнить, что в прежние века высокие каблуки носили представители обоих полов. В связи с этим возникает вопрос Будет ли анализ мотивов, представленный здесь, соотноситься с высокими каблуками Людовика XIV?» Главная сложность состоит, однако, в другом. Если предположить, что объяснение Флюгеля совершенно правильно и что определенные осознаваемые или неосознаваемые потребности могут быть удовлетворены определенным видом обуви или чем-либо другим, тогда можно легко объяснить, почему обувь на высоком каблуке пришла в моду. Но чем объяснить выход обуви на высоком каблуке из моды, на основе чего можно спрогнозировать ее возвращение в моду Утверждать, что человеческая натура склонна к постоянному изменению, а поэтому перемещает свое внимание с одного фетиша на другой — это значит вновь не найти ответа. Люди не всегда столь непостоянны. Иногда, как, например, в Китае, под влиянием определенных условий человеческое общество сохраняет постоянство своих фетишей сотни лет. Вновь и вновь обнаруживается, что любое объяснение моды, которое базируется на теориях о природе человека, оставляет исследователей, как заметил в свое время Г. Плеханов, на том месте, откуда они начинали. Ведущая роль бессознательных процессов в регуляции моды отмечается и французским философом-структуралистом Роланом Бартом в работе Система моды. В контексте исследования моды как знаковой системы Р. Барт замечает, что одежда, в силу своей значимости, есть часть основных фантазмов человека — неба и пещеры, жизни возвышенной и погребения, полета и сна благодаря своей значимости одежда становится крыльями или саваном, обольщением или властью. Мода, по мнению ученого, может вы Barthes P. Le Systeme de la Mode. P., 1967, а также Барт P. Система моды. Статьи по семиотике культуры Перс фр, вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М Издательство им. Сабашниковых, 2003. Глава I. Введение в психологию моды 29 разить себя в поговорках и подчиняться не закону людей, а закону вещей, такой она предстает самому старому человеку в истории человечества, крестьянину, с которым говорит сама природа нарядным пальто — белые платья, драгоценным тканям — легкие аксессуары. Несмотря на некоторое преувеличение роли бессознательных механизмов, что было характерно для представителей структурализма, автор отмечает и влияние социальных норм, определяющих права моды, а также временную организацию исследуемого явления. Каждая новая Мода — это отказ от наследия, восстание против гнета старой Моды Мода переживает себя как Право — естественное право настоящего по отношению к прошлому определяясь своей неверностью, она, однако, живет в таком мире, который она желает видеть и действительно видит стабильным, сплошь пронизанным конформистскими взглядами, — подчеркивает Барт. Вполне очевидно, что за утверждением Мода переживает стоит некто иной, как субъект моды — человек, осознающий социальную и личностную значимость модных новинок, переживающий поэтому поводу определенные эмоции, которые, в свою очередь, регулируют его поведение, приводя к отказу от диктата прежней моды. Возможные обвинения в несерьезности модных предложений Барт связывает стем, что совмещение слишком серьезного и слишком легкомысленного, на котором основана риторика Моды, просто воспроизводит в сфере одежды мифическую ситуацию Женщины в западной цивилизации — существа одновременно возвышенного и инфантильного» 2 Очевидно, факторы, описанные выше, далеко не исчерпывают всех возможных детерминант внутреннего мира человека, необходимых для объяснения моды. Проблема состоит в поиске адекватного объяснения природы человека. Событийные Климатические условия, развитие коммерции и меж теории моды дународной торговли, войны и революции, появление новых идеологических течений, различного рода случайности многими исследователями трактуются как события, постоянно оказывающие влияние на формирование и распространение моды. Однако идея постоянства влияния указанных событий на моду весьма условна. Эта проблема широко обсуждается критиками моды. Так, исследуя влияние климата на моду, правомерно было бы исключить те случаи, когда человек не по своей воле вынужден менять гардероб в новой стране. Потребовалось много лет для того, чтобы убедить европейцев в том, что для жизни в Индии нужна специальная мода. Иногда формы одежды могут создаваться с учетом климатических потребностей, но их 1 Барт Р Система моды Статьи по семиотике культуры / Перс фр, вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М Издательство им. Сабашниковых, 2003. С. 308. 2 Там же. С. 276-277. 30 Психология моды Бальное платье из индийского Платья М. Вионне. Начало XX столетия. муслина. Из Costume Parisien, 1814. Великие войны оказывали и будут, вероятно, оказывать сильное влияние на женскую моду. Глава I. Введение в психологию моды 31 развитие всегда осуществляется вопреки климату, — подчеркивает К. Бэлл. Экстраординарная ив тоже время прискорбная победа западной моды описана в научной работе о жизни эскимосов Чарльза Кэмпбэлла Хьюза (Charles Campbell Hughes). Эскимосами была создана одежда очень практичная и высокоэффективная. На первый взгляд невозможно было даже предположить, что на Земле найдется хотя бы один человек, который захотел бы изменить эскимосскую одежду. Но, однако, эскимосы постепенно приняли европейскую одежду, завозимую торговцами, хотя было совершенно очевидно, что она значительно хуже адаптирована к условиям Арктики, чем традиционная. Стрепетом и печалью эскимосы утрачивают свои древние умения в изготовлении одежды и принимают неадекватные траурные одеяния иностранцев, нов тоже время их охватывает радость при мысли о том, что теперь они мерзнут вместе с лучшими людьми, — пишет Хьюз. Войнами значительным историческим событиям также отводится весьма определенная роль в развитии костюма и моды. Эффект от завоевания земель легко обнаружить, например, в истории костюма Китая набеги татар привнесли в национальный китайский костюм татарскую шапочку. Есть в истории немало примеров и с обратным эффектом. Так, варвары, совершавшие набеги на Римскую империю, оказались под влиянием римского костюма. Но истории неизвестно ни одного завоевания, которое могло бы остановить процесс изменений в моде. Иногда иностранное влияние трудно отличить от собственной моды того или иного государства. Почти повсюду встречается более роскошный стиль, которому подражают многие. Пример тому — история костюма Германии. Подобные взгляды были чрезвычайно популярны впервой половине XX столетия, ознаменованной драматической эволюцией моды, которая по силе может быть сравнима разве что сне менее значительными событиями в женской моде эпохи Наполеона. На этой основе некоторые обобщения кажутся вполне возможными. Так, после Наполеоновских войн, Первой и Второй мировых войн женское платье постепенно укорачивается, что сделало возможным впоследствии появление мини-моды в х годах XX века. Основной тезис заключается в том, что великие войны оказывали и будут, вероятно, оказывать сильное влияние на женскую моду, в частности, способствовать появлению более простого и более моложавого стиля в одежде. Однако ни тогда, нив настоящее время ученым не удается установить прямую и недвусмысленную связь между модами, которые следовали после войны с Наполеоном или после недавних мировых войн. Анализируя историю моды и следы влияния главных европейских конфликтов, исследова- 1 Bell Q On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London, 1992. P. 95. 2 Hughes С. С An Eskimo Village in the Modern World. Cornell, 1960. P. 308. 32 Психология моды Престижность военного мужского костюма в XX веке нашла свое отражение в женской моде. тели приходят к выводу о том, что обнаружить какую-либо эпоху, которая могла бы быть названа абсолютно мирной и послужить контрастом для военного времени, определяющего новую моду, довольно трудно. Например, мало изучены следы Столетней и Тридцатилетней войн, характер их влияния на западноевропейскую моду. Некоторые исследователи полагают, что для установления абсолютной связи между модой и военными событиями необходимо установить однозначную разницу между модами воюющих и невоюющих стран. События XX столетия кажутся более благоприятными для анализа. Бэлл в связи с этим ставит ряд вопросов и тут же дает на них ответы, не подтверждающие искомой гипотезы. Например В период между Войной за независимость и 1917 годом США пережили одну большую войну и два мягких конфликта. Какое влияние эти события оказали на моду американских женщин Никакого. В период между войной с Наполеоном и Первой мировой войной Англия участвовала только в Крымской войне. Оказало ли это какой-нибудь эффектна моду английских женщин Никакого. Ни война за испанский престол, ни Семилетняя война, ни Фран ко-прусская война не оказали заметного влияния как на историю костюма стран, принимавших участие в военных действиях, таки мирных стран» 1 Эти частичные обобщения кажутся точнее слишком узких предположений. И если влияние на моду военных событий трактуется неоднозначно, то роль военного костюма в развитии моды трудно оспорить. Достаточно вспомнить моду на обтягивающие рейтузы-лосины, заимствованные из щегольских нарядов драгунских и гусарских полков российской ар Bell Q. On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London, 1992. P. 97. : PRESSI ( HERSON ) Глава I. Введение в психологию моды 33 __ мии, увлечение военным мундиром после Отечественной войны 1812 года, а также моду на брюки галифе, законодателем которой стал маркиз Га- стон-Александр-Август де Галифе (1830—1909), генерал кавалерии. Завоевателям южноафриканских колоний мир моды обязан появлением колониального стиля, или стиля сафари. Престижность военного мужского костюма в XX веке нашла свое отражение ив женской моде — это и брючный костюм, и покрой пальто, и сапоги-ботфорты, и головные уборы (пилотки, кепи, береты. Широкое распространение в современной моде получили эполеты (погоны, придуманные еще в 1732 году в виде жгутов, сплетенных из металлических нитей. Первоначальное предназначение этих деталей было в фиксировании на плече перевязи патронной сумы. В дальнейшем крученые нити служили украшением мундира и различием в воинском звании 1 Торговля, в частности импорт новых материалов, по мнению исследователей, также не может существенно повлиять на развитие новой моды. Тем не менее они же представляют исторические факты, свидетельствующие о заметном эффекте торговли. Так было с индийскими тканями, вначале века завезенными в больших количествах в Европу и определившими направление моды на целые десятилетия. В некоторых наиболее отсталых штатах Латинской Америки европейский импорт способствовал созданию местных костюмов, которые не изменились даже после остановки потока импорта. В целом торговля может быть классифицирована как вторичный фактор, подчиненный общему направлению моды. В свое время многие южноафриканские фермы по разведению страусов были разорены, потому что страусиные перья, служившие украшениями для шляп и материалом для изготовления роскошных боа, вышли из моды. Изменения в одежде и утверждение новой моды иногда рассматриваются как следствие различного рода случайностей. В основном эти изменения касаются деталей костюма. Французы, победители англо-голландских войск при Штейнкерке (1692), настолько устали от своей амуниции, что неумышленно утвердили моду на новые галстуки (или шейные платки. Лорд Спенсер случайно прожег свой фрак, из-за чего его пришлось укоротить, и тем самым вскоре была утверждена новая мода — на жакеты. Оценивая взаимосвязь моды и случайностей, исследователи приходят в конце концов к выводу о том, что постоянно возникающие изменения моды не являются прямым следствием серии случайностей, скорее, случайности могут стать модными, если будут отвечать потребностям момента. Неоднозначно трактуется связь между модой и событиями, порождаемыми инфляционными процессами. А. Лавер (A. Laver) замечает поэтому по Рождественский В. Ю Военные всегда в моде // Мода и дизайн исторический опыт - новые технологии. СПб.: Р И Д СПГУТД, 2002. С. 35-36. 34 Психология моды Вивьен Ли. воду Существует один весьма курьезный факт в истории человечества, заслуживающий значительно большего внимания, чем ему было уделено со стороны социальных психологов. Последние считали, что исчезновение корсетов всегда сопряжено с двумя взаимосвязанными феноменами — беспорядочными половыми связями и инфляцией валюты. Отсутствие корсетов, нездоровая финансовая система и всеобщая моральная распущенность, с одной стороны, и, наоборот, корсеты, крепкая валюта, престижность роскошной кокотки, с другой, — все это кажется нормой» 1 Поэтический шарм обобщения Лавера делает его трудносопоставимым с такой упрямой вещью, как факт. Тем не менее возможно привести несколько весьма аргументированных примеров. В Англии при Генрихе VIII деньги обесценились до скандально низкого уровня, и такое положение дел досталось в наследство его дочери Елизавете. Вовремя правления королевы ценность фунта значительно повысилась. Однако, по мнению аналитиков, это произошло не потому, что Елизавета затянула свой корсет потуже, а скорее всего потому, что этот процесс не был инфляцией в чистом виде. Другой пример связан с событиями, происходившими в США. Период инфляции в Соединенных Штатах в течение и после Гражданской войны (с 1862 по 1868) можно было бы считать периодом колоссальной моральной распущенности (некоторые утверждают, что распущенность в эти годы проявилась более, чем в другие времена, но сказать однозначно, что это был период, в котором отсутствовали или хотя бы заметно уменьшились враз мере корсеты нельзя. Скорее, это был период, когда модные тенденции развивались в обратную сторону, то есть использовались большие корсеты. С другой стороны, если сравнивать парижскую моду 1904 года с модой го, то можно легко обнаружить следующий факт в течение первой декады XX столетия корсеты постепенно утрачивали свою власть. Но нельзя однозначно утверждать, что корсеты были упразднены навсегда. Биограф 1 Bell Q. On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages., London, 1992. С 98. Глава I. Введение в психологию моды 35 М. Лазарек. Пугало (дои после вступления в ЕС). Пуаре Пальмер Уайт (Palmer White) слишком преувеличил, заявляя, что Пуаре разделался с корсетом и дал женщинам новую фигуру. Несомненно, это был шаг к значительному упрощению платья. И если признать правильной теорию отсутствие корсетов — слабая валюта, то, по всей вероятности, франк должен был бы в течение 1914 года сильно пошатнуться и неуклонно падать нами ровом рынке, но этого не случилось. Да и не все женщины сразу отказались от корсетов. Со временем корсетные изделия были значительно модифицированы и используются прекрасным полом до сих пор с целью подчеркнуть свою привлекательность. Эти примеры напоминают о существовании одной из главных проблем, которая противостоит любой попытке создать теорию моды в зависимости от политических событий или господствующих моральных ценностей того или иного исторического периода. Если бы утверждение отсутствие корсетов — слабая валюта было принято, то тогда в х годах было бы невозможно импортировать французскую моду в США. Или если бы можно было принять утверждение есть корсеты — приятный звон монет во времена, когда Поль Пуаре изменил судьбу женской одежды в Англии и России, то вместе с модной одеждой он должен был бы экспортировать и инфляцию. Однако этого не случилось. Обнаружить какую-либо существенную разницу между модами разных стран очень сложно. Именно поэтому проявление некоторых отличий кажется специалистам столь важным, что позволяет им рассматривать, например, английскую моду XIX столетия как нечто совершенно отличное от французской моды того же периода, ив качестве причин, определяющих модные тенденции, называть события общегосударственного или местного масштаба. Жители провинциальных центров, как правило, имитируют моду жителей столицы и делают это зачастую неумело, эклектично, что, в свою оче- 1 Bell Q. On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London, 1992. С 98. 36 Психология моды редь, создает впечатление существенного отличия. В прошлые века вплоть до середины XIX столетия, как уже не раз отмечалось, одежда была под сильным влиянием местных традиций. Но всегда находились отдельные хорошо информированные граждане, которые не подчинялись правилами изменяли свои наряды в соответствии стем, что видели на фотографиях или модных иллюстрациях журналов. По этой причине трудно установить, что именно пришло из Лондона, а что из Парижа, Вены или Милана. При этом совершенно очевидно, что Италия, Австрия, Франция и Англия переживали в один и тот же временной период разные политические события. Но и это еще не все каждая страна имела, если можно так сказать, разную моральную атмосферу. Все вышеприведенные примеры, естественно, не в пользу объективности излагаемых теорий, которые построены, прежде всего, на анализе отличий, очевидных лишь для экспертов. Тести и ДУХ времени управляет модой — таков главный те- идеологической з ист е о Р и и идеологической причинности моды. причинности моды Французский социолог, один из основателей психологического направления в западной социологии, Габриель Тард (G. Tarde) в рамках своей концепции подражания одним из первых указал на связь между характером исторической эпохи и модой. Сущность моды проявляется в сравнении ее с обычаем. Ив моде, ив обычае действует закон подражания высшему. Но критерии высшего в обычае и моде различны. Подражание в силу обычая свойственно обществу, где господствует обаяние древности. В обществах, которым свойственно подражание новому, процветает мода. Первобытный обычай является формой эксплуатации жизни общественной жизнью органической. Мода же подчиняет себе обычай и является формой эксплуатации органической жизни жизнью общественной. Противопоставляя эпоху моды эпохе обычая, Тард отмечает разницу в психологических установках людей, принадлежащих к этим эпохам В эпохи, в которые преобладает обычай, люди более привержены своей стране, нежели своему времени, они гордятся преимущественно временем прошедшим. Когда же преобладает мода, люди более склонны гордиться своею эпохою, нежели своей страной» 1 Исходя из традиционных представлений о моде как отражении общественной идеологии, Тард тем не менее подчеркивает влияние моды на различные сферы общественной жизни. Пытаясь доказать эту взаимосвязь, Г. Тард выдвинул гипотезу об обратимости моды на примере французского костюма XVIII—XIX веков и пришел к выводу о невозможности такой метаморфозы, во всяком случае с мужским костюмом Она невозможна, потому что события, взгляды и нравы, Тард Г Законы подражания. СПб.: Типография и Литография С. Ф. Яздовского и К, 1892. С. 244. |