Главная страница
Навигация по странице:

  • 72 Психология моды

  • Введение в психологию моды

  • Мода и социальное поведение личности 75

  • Мода и социальное поведение личности

  • Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )


    Скачать 5.89 Mb.
    НазваниеДопущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
    Дата10.02.2023
    Размер5.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология моды УП для вузов.pdf
    ТипДокументы
    #930143
    страница9 из 35
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   35
    70 Психология моды Эксперты моды. Рабочий момент в модном агентстве Carlin Intemation. При работе с личными документами (мемуары, личные письма, дневники) во избежание возможных ошибок исследователю следует перепроверить данные по другим документам, причины упущения некоторых фактов, мотивы создания этого документа, природу той или иной оценки происходящего. Метод экспертной оценки представляет собой научно обоснованный инструмент оценки и прогнозирования в психологии моды. В качестве проблем прогнозирования в психологии моды, решаемых с помощью экспертных оценок, могут быть такие, как прогнозирование тенденций моды, динамики отношений в обществе под влиянием моды, особенностей введения новых модных объектов и т. п.
    Глава I. Введение в психологию моды
    71 К экспертным оценкам прибегают в тех случаях, если исследуемое свойство объекта не удается измерить другими способами. Обычно это имеет место, когда необходимо оценить качественную, труднопрогнозируемую характеристику. Непосредственным предметом измерения метода экспертной оценки являются не собственно качества объекта, а мнения о них экспертов. Качества объекта измеряются опосредованно. Поэтому кандидатов в эксперты следует оценить сточки зрения достаточного уровня интеллекта, умения анализировать социальные ситуации, понимания ими терминологии, используемой в листе оценки, точности выполнения инструкции. Различают индивидуальные и групповые формы работы с экспертами. При индивидуальной форме прогноз разрабатывается специалистами независимо от других. При групповой (коллективной) форме работы прогноз разрабатывается специалистами путем обмена мнениями (устно или письменно, очно или заочно) о прогнозируемом объекте. Методика экспертной оценки должна оценивать общее (например, скорость принятия и усвоения моды по общему перечню характеристик, особенное (экспертная индивидуальная оценка соотносится со средними тенденциями по выборке) и единичное (соотнесение скорости принятия и усвоения моды индивидом с условиями распространения моды. Эксперимент — это метод, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления или объекты. В психологии моды эксперимент — это методика межгруппового взаимовлияния в условиях моды, это методика оценки степени влияния моды на индивида, обладающего определенными психологическими качествами, и т. д. Главная задача эксперимента — проверка гипотез исследования. В психологических исследованиях моды могут использоваться различные виды экспериментов Естественный эксперимент предполагает изучение объекта в контролируемых условиях естественной среды. При этом испытуемые могут быть не осведомлены о том, что они являются объектом исследования Лабораторный эксперимент характеризуется не только тем, что его проводят в лабораторных условиях с помощью приборов измерения и действия испытуемого определяются инструкцией, но и отношением испытуемого, который знает, что он участвует в эксперименте, хотя может и не знать, что конкретно исследуется. Эти виды экспериментов определяются условиями их проведения. В зависимости от задач исследования могут быть осуществлены констатирующий и формирующий эксперименты Констатирующий эксперимент в процессе специально организованной (естественной) деятельности выявляет определенные особенности изучаемого объекта и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества. Например, констатация определенных особенностей ухода индивида за своей внешностью дает в дальнейшем материал для организации формирующего экспе-

    72 Психология моды
    римента. Формирующий эксперимент организуют путем специального воздействия на индивида для формирования у него определенного качества. Формирующий эксперимент всегда предполагает проектирование и моделирование процесса развития. Например, на специально организованном занятии исследователь прослеживает, как изменение во внешности индивида влияет на динамику отношений в группе. При проведении эксперимента важное место отводится мотивации испытуемых к участию в эксперименте с учетом желания испытуемого расширить свои знания о самом себе, испытать и проверить себя. Психодиагностические тесты не являются специфическим методом психологических исследований моды. Тем не менее все чаще возникает необходимость в информации о психофизиологических особенностях индивида, его мотивации, интересах, ценностных ориентациях и самооценке, в измерении степени выраженности конкретных качеств личности и их влияния на его поведение и деятельность. Сбор данных осуществляется с помощью так называемых личностных тестов Выбранная методика должна соответствовать целям исследования и исследуемому объекту (возрасту, интеллектуальному уровню развития обследуемого, уровню социализации и т. д. Это обеспечит понимание тестовых вопросов и заданий, а в целом повысит надежность результатов исследования. Психодиагностическое исследование предполагает вынесение решения, в котором содержится диагноз и прогноз. Это очень важный этап работы, требующий внимательного и ответственного подхода, исключающий поспешные и однозначные выводы. Данные тестов рекомендуется сопоставить сданными, полученными при помощи других методов. На этапе обработки информации исследователь прибегает как к строго научному (измерительному количественному методу анализа, предполагающему выявление статистических закономерностей исследуемых явлений и качеств, таки к качественному. Следует обратить внимание на то, что количественный анализ психологической и социологической информации предполагает знание исследователем методики статистической обработки данных. Качественный анализ возможен при соблюдении исследователем ряда требований к его проведению во-первых, следует учитывать, что этот метод трудоемкий на всех стадиях исследования во-вторых, требует высокой профессиональной подготовки, большого практического опыта исследовательской работы, психологического чутья в-третьих, для этого метода характерна очень тесная связь между регистрируемыми методикой показателями и их интерпретацией в-четвертых, должна быть исключена возможность проявления авторской позиции, особенно на стадии регистрации проявлений в-пятых, метод имеет более универсальные, менее специализированные схемы анализа, которые являются более гибкими и переносимыми для решения разных диагностических задач.
    Глава I. Введение в психологию моды
    73 Резюме Психология моды — это научное исследование того, как люди ведут себя в условиях новой моды. Мода — многофункциональное социально-психо­
    логическое явление. По сравнению с другими науками, изучающими моду, психология моды сконцентрирована на индивидуальном переживании модного, на взаимном влиянии людей, участвующих в модной гонке. Психология моды ориентирована на решение прикладных задач в разных сферах жизни. Исследования в этой области дополняют имеющиеся представления о влиянии социально-экономических факторов на социальное поведение человека. Вопросы и упражнения

    1. В чем социально-психологическая сущность моды
    2. Влияет ли мода на процессы глобализации Каким образом это отражается в поведении и настроении людей
    3. Поясните понятие модная гонка.
    4. Ознакомьтесь с приведенными ниже мнениями. Дайте психологическое обоснование их справедливости а) Всякое время имеет свои пороки, и я не буду защищать пороков наших времен, однако перемена в модах, как мне кажется, не принадлежит к числу пороков, самые искуснейшие вещи художественные, которые прежде восхищали чувства наши, наконец, таковыми же кажутся, как и другие мужчины, конечно, должны почитать за благодеяние, что мы переменным своим убором привлекаем на себя их внимание, и не допускаем их впасть в нечувствительность, в которой нет ничего прелестного Разговор о свете между Клеоном и Дорименою Разговор о свете, лучшим он ныне стал или хуже, в рассуждении обхождения человеческого, и переменяющихся в нем Мод. СПб., 1781). б) Моду убивает отвращение, а порождает желание, она кристаллизует то, что выступает на поверхность общества (Франсуаза Жиру, е

    гг. XX в. в) Мода — это поэзия, которую не надо переводить, чтобы она стала понятной не только элитарному кругу специалистов. Мода — это выражение языком стилиста духа нации, его влияния на эстетику других народов (Лаура Бъяджотти, е гг. XX в.
    5. Назовите социально-психологические основы многообразия функций моды.
    6. Внимательно изучите теорию моды Г. Тарда и выполните следующие задания а) определите объем эмпирических данных, которыми оперирует автор б) какой исследовательский метод высчитаете наиболее адекватным для проверки высказанных автором предположений Почему
    : PRESSI ( HERSON )
    Глава 2 МОДА И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
    2.1. Ценностные отношения как основа моды Каждое общество создает общие и специфические ценностные системы и нормы, выражающие доминирующие в нем интересы и цели. И человек, принадлежащий к этому обществу, воспринимает их как критерий своего поведения. Мода — уникальная ценность, так как создается, поддерживается и реализуется огромными массами людей всего мира. Это обстоятельство не могло быть незамеченным в научных кругах (Г. Блумер, И. Богардус и др. Нона фоне всеобщего интереса ученых к массовому характеру данного явления проблема моды в системе ценностей отдельного индивида кажется более чем неисследованной. В психологической науке основой для решения подобных проблем являются отношения типа «субъект—объект», а точнее, то, какие значения приписывает субъект объектам внешнего мира, каких переживает и оценивает. Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на разработанные обществом и господствующие в нем идеалы, взгляды, представления и нормы. Ценностные отношения — это в основном межличностные отношения. Исходя из общих положений определение моды как отношения людей к внутренними внешним формам культуры, существующего в определенный период и общепризнанного на данном этапе представляется наиболее адекватным. Мода порождает реальный социальный процесс, включаясь в который, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей жизни, активно определяет и развивает линию своей собственной судьбы. Другими словами, мода может быть представлена двумя аспектами объективными субъективным. Объективный аспект предполагает доступное внешнему наблюдению поведение субъекта моды (его действия с формами культуры, а также система взаимодействия, контактов, связей с другими людьми. Субъективный, или оценочный, аспект — есть оценка субъектом моды значимости форм культуры, действий сними, а также межличностных отношений, складывающихся между людьми в процессе принятия и освоения моды. Уровень человеческого понимания моды, как и других ценностей, находится в тесной взаимосвязи с человеческими потребностями, интересами и позициями. Анализ содержания и качества потребностей, устремле-
    Глава 2. Мода и социальное поведение личности
    75
    ний, рациональных и эмоциональных причин их возникновения и развития позволяет понять, почему люди направляются к действительным или иллюзорным ценностям, почему ценности специфически дифференцируются или создаются системы и иерархии, почему некоторыми руководствуются, а другие отрицают, почему и каких оценивают. Стандарт оценки Человек оценивает действительность благодаря тому, что имеет в распоряжении некоторые психологические стандарты. Эти стандарты находятся в прямой зависимости от достигнутого уровня познания и опыта, а также от уровня мышления и эмоций в оценке ценностей. В качестве модного стандарта принимаются определенные способы или образцы поведения, которые время от времени сменяют друг друга. Модные стандарты — это разновидность культурных образцов, другими словами, некие способы или правила поведения или действия, зафиксированные в культуре особыми средствами, отличными от самого этого поведения и его биопсихических элементов. Модные стандарты реализуются посредством каких-то объектов, как материальных (внешних форм культуры, таки нематериальных (внутренних — духовных, знаковых, символических и т. п. Эти объекты называют модными. К ним относятся вещи, идеи, слова и т. па также свойства объектов, например формы или размеры. Каждый из этих объектов существует исключительно как элемент и средство реализации модного стандарта, то есть определенного способа поведения. Модные стандарты — результат психологически обусловленной оценки моды, освоенной и зафиксированной индивидом еще с ранних лет жизни. Этот эффект отметил К. Бэлл при обсуждении роли авторитетной личности в создании моды Никто не создает моду, потому что мы рождаемся в обществе, в котором мода всегда существует она существует, потому что это приятно, а приятно, потому что наши эстетические привязанности предопределены для нас. Автор замечания указал на исключительную роль положительных оценок. Хотя в данном случае отрицательные играют ничуть не меньшую роль. Причем следует подчеркнуть, что и те и другие оценки находятся под влиянием чувств и уже в меньшей степени разума. Таким образом, при изменении позиций возникают трудности переоценки. Мода по своему значению для человеческого существования отличается постоянным характером относительной стабильностью в мировом со' См Анисимов А. Ф Ценности реальные и мнимые. М, 1970.
    2
    См Гофман А. Б Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. е изд. МС
    76 Психология моды обществе и для каждого индивида. Приписываемые ей характеристики изменчивости, непостоянства и легкомысленности — результат некритичного осмысления данного явления. И если мода, следуя терминологии М. Рокича
    1
    , выступает как ценность-
    цель, то модные объекты могут рассматриваться как ценности-средства достижения этой цели. Модные объекты осваиваются индивидом в настоящий момент. При этом имеется ввиду освоение ценностей, которые до сих пор не входили в индивидуальную систему ценностей, а также новых ценностей, которые ранее (учитывая степень физического, психического и социального развития личности) отсутствовали. Основой для их оценки служит достигнутый уровень познания объективной реальности, интеллектуальная и эмоциональная зрелость личности. С модой связана и оценка совершенно новых объектов, которые сама личность только еще создает или которые были только что созданы другими людьми. На первый план в этом случае выступает творческая деятельность материального и духовного характера. Таким образом, мода относится к тем редким явлениям, ценность которых определяется более чем одной категорией оценки. Это обстоятельство требует осознанного выбора объектов, часть которых может быть отнесена к ценностям, на основе соответствующих критериев. Критерии модного Почему одни образцы поведения или предметы считаются модными, а другие нет Почему одни и те же вещи, их свойства (формы, размеры и т. п, идеи когда-то считались модными, затем становились немодными, а впоследствии снова входили в моду Что сними происходило, что придавало им модность, а что лишало ее, в то время как сами они оставались, по существу, теми же — вопросы, сформулированные водной из монографий, касаются проблемы определения критериев модного. К решению этой проблемы прямо или косвенно обращались ученые самых разных отраслей научного знания (К. Бэлл, И. Богар- дус, А. Б. Гофман, В. Зомбарт, Р. Кениг, Т. Б. Любимова и др. Критерии модного представлены авторами концепций в виде меры, нормы, требования, принципа, образца, идеала или ценности. В психологии моды уместнее оперировать понятием критерий в его словарном значении мерило оценки, учитывая многоаспектность исследуемого явления. Основными критериями модного в настоящее время чаще всего назы-
    См.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л, 1979.
    2
    См Гудечек Я Ценностная ориентация личности Психология личности в социалистическом обществе Активность и развитие личности. М Наука, 1989. С. 105—106.
    1
    Гофман А. Б Мода и люди Новая теория моды и модного поведения. е изд. МС Глава 2.
    Мода и социальное поведение личности
    77 Хорошо забытый образ барышни-крестьянки в современной коллекции одежды Мо­
    розова Ольга. Санкт-Петербург. СПГУТД, Конкурс Адмиралтейская игла. вают: современность, универсальность, демонстративность, эстетичность, эвристичность, добровольность и неутилитарность. Современность — центральный критерий моды. Современность положительно ассоциируется с прогрессивностью, готовностью к изменениям, она противопоставляется косности, рутине, консерватизму. И. Богардус подчеркивал Стремление человека к новому опыту имеет в моде основное значение. Люди устают от старого и страстно желают нового»
    1
    Современность соответствует определенному периоду времени, когда отношение людей к объектам реальности принимает общепризнанный характер. При этом модными объектами могут стать как принципиально новые, таки хорошо забытые старые объекты культуры. Вопрос в том, насколько последние хорошо забыты более старшим поколением людей и что о них знают представители современного поколения
    2
    Универсальность, или диффузностъ, предполагает проникающие границы пространства, на котором распространяется мода. Речь идет не только
    1
    Bogardus Е. S. Fundamentals of Social Psychology. N. Y., 1942. P. 301.
    2
    О влиянии формативного периода на восприятие моды см Ятина ЛИ Мода как фактор формирования стиля жизни Автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб.: ГТ
    КТБ, 2001.

    78 Психология моды о территориальном пространстве, но и о социальном, культурном. Это обусловлено современными особенностями производства и потребления, созданием и развитием новых технологий, коммуникации и транспорта, усилением миграционных процессов и культурных контактов. В моде, как правило, участвуют различные классы, социальные слои, этнические, демографические, профессиональные группы, субкультуры и т. п. И если во времена господства обычая и традиций культурные формы были постоянно и неподвижно закреплены за сословными, религиозными и этническими группами, то сегодня они свободно передвигаются от одной группы к другой, испытывая при этом различные трансформации, то есть находятся в состоянии диффузии. Субъекты моды ощущают принадлежность к некоему обширному и неопределенному диффузному целому. Общепринятость модных стандартов в этих условиях принимает условный характер. Демонстративность как критерий модного имеет биологическую основу. Демонстративное поведение в животном мире служит знаком готовности к спариванию особей. В мире людей его функции значительно расширились и приобрели социальное звучание. Демонстративное поведение человека рассматривается не только как знак сексуальной игры и взаимоотношений полов с целью продолжения рода, но и знак социальных характеристик личности, презентации Я. Роль демонстративности возрастает в условиях увеличения числа социальных контактов на фоне сокращения времени общения и общей динамичности коммуникативных процессов. Перед личностью стоит задача быстро и адекватно продемонстрировать себя и понять партнера. Мода объективируется в поведении людей и связях между ними. Она не может быть скрытой, глубинной, она непременно должна быть на виду. Даже в тех случаях, когда субъект моды следует ей из конформных побуждений, хочет не выделяться, а напротив, желает быть незаметным, все равно он должен эту незаметность как-то продемонстрировать. Мода предстает как обобщенное и сокращенное выражение социальных отношений, что, по сути, соответствует игре с правилами Вероятно, поэтому мерилом модного становятся основные характеристики игры. Так, игровая деятельность характеризуется переживанием удовольствия от самой деятельности. Одним из главных моментов принятия и освоения моды является эстетическая оценка объектов реальности (в частности, одежды, обуви и аксессуаров, сопровождаемая выражением эстетического удовольствия. Нравится — не нравится, красиво — некрасиво, со вкусом
    — безвкусица — именно такие суждения высказывают люди, оценивая оформление внешнего облика того или иного индивида. В связи с этим выделение эстетичности в качестве критерия модного представляется вполне закономерным. Данный критерий отражает уровень эстетических переживаний индивида в условиях господства моды.
    Глава 2.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   35


    написать администратору сайта