Главная страница
Навигация по странице:

  • 82 Психология моды Глава 2.

  • Мода и социальное поведение личности 85

  • Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )


    Скачать 5.89 Mb.
    НазваниеДопущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
    Дата10.02.2023
    Размер5.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология моды УП для вузов.pdf
    ТипДокументы
    #930143
    страница10 из 35
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   35
    Мода и социальное поведение личности
    79 Игра отличается эвристическим, поисковым, творческим характером и связана с праздничным мироощущением. Развитию игровой активности помогает комбинация таких эмоций, как радость и интерес. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается, по крайней мере, самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающими и всем миром. Аналогичный характер деятельности индивида, переживаемые эмоциональные состояния и результаты наблюдаются в процессе следования моде и поэтому могут быть обобщены в таком критерии, как эвристичностъ. Наличие в моде присущего игре эвристического элемента стимулирует постоянную смену модных стандартов и объектов, создание нового и открытие старого в качестве «нового»
    2
    Игра привнесла в моду и такую черту, как добровольность Особенно ярко данная черта проявляется в демократических обществах, где мода не регулируется правовыми нормами, а санкции против нарушения ее предписаний не столь суровы (для сравнения достаточно вспомнить борьбу со стилягами во времена хрущевской оттепели. Критерий добровольности проявляется в индивидуальных предпочтениях тех или иных объектов, вскорости принятия решения по поводу их освоения и даже в выборе времени и места демонстрации выбранной модели. Излюбленным временем демонстрации моды считается преимущественно свободное, праздничное время, а излюбленными местами являются многочисленные места проведения досуга. В современную эпоху можно отметить множество точек досугового пространства кафе, рестораны, театры, аттракционы, дом и улица, — своеобразных игровых площадок, на которых разворачивается мода как игра. Еще один важный критерий модного, производный от игровой черты моды, — неутилитарность. Этот критерий отнюдь не исключает полезность тех или иных модных стандартов и объектов. Просто следует учитывать, что их модность и полезность лежат в разных плоскостях они могут сближаться между собой или совпадать, а могут удаляться друг от друга. В период господства определенного модного стандарта приверженность ему часто обосновывают не только эстетическими мотивами (ношу, потому что красиво, но и утилитарными (ношу, потому что удобно, хотя в действительности приверженность стандарту может причинять серьезные неудобства. Тем не менее, даже несмотря на явный дискомфорт, субъект моды в это время субъективно действительно может ощущать удобство вследствие той психологической компенсации, которая обеспечивается модностью. Однако со сменой модного стандарта представление об удобстве может ра-
    1
    Изард К Эмоции человека Перс англ Под ред. ЛЯ. Гозмана, МС. Егоровой; Вступ. статья А. Е. Ольшанниковой. М Изд-во МГУ, 1980. С. 211.
    2
    Гофман А. Б Мода и люди Новая теория моды и модного поведения. е изд. МС Психология моды
    А.А. Мурашко (1875 - 1919). В кафе. 1902. Излюбленное время демонстрации моды

    Жанин Ньепс. Месса вдень святой Екатерины в церкви Мадлен. 25 ноября 1959. свободное, празничное время.

    дикально измениться, и это сразу же выявляет в принципе неутилитарныи характер моды. Когда в моде узкие брюки, они оказываются одновременно и удобными тем же удобством нередко мотивируется и противоположный модный стандарт, когда утверждается мода на широкие брюки
    1
    В качестве примеров прямого конфликта между полезностью и модностью чаще всего называют болезни, вызываемые тем или иным модным стандартом. Речь идет о наблюдавшихся в прошлом костных заболеваниях и хроническом кислородном голодании вследствие ношения корсета, легочных вос­
    палениях поклонниц стиля ампир, нарушениях опорно-двигательной системы современниц из-за постоянного хождения в обуви на высоких каблуках и т. д. Урегулирование этого конфликта сегодня, как и сотни лет назад, проявляется в поиске компромисса между модой и здоровым образом жизни вплоть до введения моды на хорошее здоровье. Мода в системе Вывод о мере соответствия оцениваемого явления при-
    ценностей знаваемым критериям или о мере отклонения есть ре-
    индивида зультат оценки как нераздельной составной части ценностной ориентации и направленности личности. Ценностная ориентация характеризует направленность и содержание социальной активности личности, способствует пониманию того, как и по-
    См.: Гофман А. Б Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. е изд. МС Глава 2. Мода и социальное поведение личности 81 чему определенные явления и предметы находят отражение у конкретного человека в его системе ценностей, как он ориентируется в такой системе и как (или в каком направлении) ценности и ценностная система, в свою очередь, ориентируют человеческое поведение. Для одних участников моды важно выделиться из массы, для других — слиться с ней. Одни выражают своим участием приверженность эстетическим ценностям, другие — утилитарным. Посредством участия в моде одни люди стремятся выразить свой демократизм, другие — свою элитарность. Содержание ценностной системы конкретного субъекта моды определяется различными обстоятельствами основными социальными институтами, образом жизни общества и составляющих его групп, их традициями и т. п. С одной стороны, как воплощение эстетического идеала общества, атак же его пространственных и временных градаций — класса, группы, поколения, периода социальной жизни и развития — мода исходит и из социальных, и из индивидуальных потребностей. При этом индивидуальное отнюдь не антипод социального, а форма его существования и проявления. Между индивидуальными социальным существует и различие, и тождество, поэтому потребностям отдельных людей присущи моменты и единичности, неповторимости, и общности, закономерности. С другой стороны, отношения индивид — общество имеют конкретно-исторический характер и определяются господствующим в обществе экономическими социальным строем. Например, американская система ценностей с акцентом на конкуренцию и личные достижения обусловливает такую специфику распространенности моды, которая ориентирована прежде всего на формирование внешней привлекательности. Говоря словами Джеймса Добсона, в США человеческая красота считается золотой монетой, а ум — серебряной. Принятие и освоение моды европейцами обусловлено приоритетностью эстетических идеалов общества. Французы говорят Красота лучше всякого рекомендательного письма. Русская народная пословица гласит Встречают по одежке, а провожают по уму, что соответствует традиционно высокому цензу образования. Одежда для россиян имеет ценность как средство формирования первого впечатления. Принятие личностью ценности мода может оказаться достаточным основанием и оправданием стремления быть модным или не отстать от моды. Оправдание потому что модно не ограничивается только областью модной одежды. В любой области вещного и идеального мира, которой достигает действие моды, где что-то происходит под ее влиянием и где, следовательно, она может стать признаваемой ценностью, такое оправдание вообще правомерно. Но мода — это специфическая ценность, готовая тут же превратиться в свою противоположность, в то, чем можно и нужно пренебречь. Любая другая ценность содержит в себе свою необходимость, свое долженствование. Оба соображения — то, что ценности привлекаются для оправдания предпочтений моды, и то, что она сама может выступать как осо-

    82 Психология моды
    Глава 2. Мода и социальное поведение личности 83 бая ценность, — выводят нас в более широкий контекст социальных явлений и обнаруживают возможность понять моду в связи с механизмом ценностного регулирования в целом. Факт вхождения моды в психологическую структуру личности в форме прагматической ценности является непременным условием поведения. Мода наряду с другими личностными ценностями отражается в сознании в форме ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, ноне всегда принимаемых ею в качестве жизненных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение моды как личностной ценности в сознании, таки ориентация в плане сознания на моду как на ценность, не являющуюся реальным мотивом поведения личности. В структуре зрелой личности ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, создании ею новых объективированных форм ценностей. Следовательно, характер отражения моды как личностной ценности в сознании определяет степень интеграции жизнедеятельности. В случае признания мода принимается как жизненная цель, а поэтому может выступать элементом поведения и сознательной деятельности человека. Мода отражает объективные потребности человека и определяет способ и характер действий человека по их удовлетворению. Как и любая другая цель, мода является специфическим механизмом интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему цель, средство, результат. Мода может рассматриваться как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность — сложный процесс следования моде. В отвергаемом же как антигуманном тезисе цель оправдывает средства мода обнаруживает потенциал развития деятельности человека, устанавливает те самые границы дозволенного, о которых писал Ю. Лотман. Прежде чем принять то или иное модное веяние, человек конструирует образы, связанные с оформлением своей внешности, самочувствием, реакцией других людей. Эти образы, как и любое другое представление, схематичны, но максимально соответствуют идеальному образу, который представлен как цель. Зачастую мода застает человека врасплох. У большинства людей чаще всего бывает недостаточно средств для точного воплощения эталонных вариантов. Поэтому вся активность субъекта, стремящегося следовать моде, направлена на устранение несоответствия. Поиск мастера, тканей, похудание или наращивание форм, — на какие только затраты, жертвы и ухищрения не идут истинные фанаты моды. Здесь уместно вспомнить о подушках, которые подкладывали под бока юбки модницы эпохи Возрождения. Анализ жизнедеятельности, направляемой модой, предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и ситуацией,

    84 задаваемой модой, и тогда следование моде становится процессом преодоления этого несоответствия.
    2.2. Социальная активность личности и мода Следование моде — одна из форм социальной активности людей, движущая сила, источник пробуждения в человеке его дремлющих потенциалов. Активность личности в приспособлении модных объектов, в частности одежды, обуви и аксессуаров, к окружающей среде является предпосылкой развития моды и основой ее функционирования. Сравнивая характер адаптации к среде у животных и человека, И. Богардус замечает Если оперение птиц, мехи другие защитные оболочки животных есть результат их пассивного приспособления к окружающей среде, то многочисленные вариации одежды с защитными свойствами являются производными активной адаптации людей»
    1
    Активность в широком смысле слова — присущий личности способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований к личности общества и обстоятельств, с другой. Известный отечественный исследователь проблем человеческой жизни КА. Абульханова-Славская отмечает Активность как бы предшествует деятельности во времени до начала деятельности мы еще можем что-то изменить, передумать, улучшить после мы уже вынуждены закончить начатое независимо оттого, насколько личностно это привлекательно, поскольку деятельность имеет свои телесные — технические, социальные — структуры. В момент осуществления деятельности происходит мертвая привязка к предмету потребности (будь то джинсы или кандидатская степень)»
    2
    Активность человека, направленная на создание способов употребления одежды, обуви и аксессуаров, мобилизуется субъектом в необходимых, а не в любых формах, в определенное, а нелюбое время и т. д. Мода — это одно из тех явлений, в котором наиболее ярко отражается уровень активности личности, а точнее, уровень владения ею способами разрешения противоречий между желательными требуемым (необходимым, между индивидуальными типичным для личности. Эти способы, как правило, объективированы в модных реалиях, которые выбирает и которыми пользуется человек. Но почему эти способы используются многими людьми Ответ на этот вопрос заложен в самой природе человека как индивида, принадлежащего к
    1
    Гофман А. Б Мода и люди Новая теория моды и модного поведения. е изд. МС Абульханова-Славская КА Стратегия жизни. М Мысль, 1991. С. 78.
    Глава 2. Мода и социальное поведение личности 85
    — .
    1 определенной группе или общности людей, в закономерностях отношений, складывающихся между людьми. Каждый вновь изобретенный способ изготовления и использования одежды становится собственно модой в том случае, когда он удовлетворяет и биогенные, и социальные, итак называемые высшие потребности людей потребность в творчестве и самовыражении. Здесь следует специально оговориться, что механизмы освоения моды могут быть сугубо индивидуальны, так как детерминированы не только потребностями, но и всей личностной структурой, включающей и способности, и волю, и сознание. И только при этих условиях мода может рассматриваться как самостоятельное многофункциональное явление. Желание следовать моде рождает замысел, но до начала его воплощения субъект моды активно выбирает то, что именно является для негоже лаемым, свободно планирует, много раз прикидывает, какими способами и средствами этого добиться. Активность не только предшествует выбору модного объекта, но и сопровождает процесс пользования им. Следуя за модой, важно рассчитать свои силы, время, возможности для достижения цели. С помощью активности личность мобилизует свои способности, преодолевает инерцию. В большей степени обычно бывают удовлетворены не те, кто стал обладателем модной одежды, не затратив при этом и малейших усилий, а те, кто был активен в поиске желаемого, преодолел трудности. Получая удовлетворение от характера деятельности, связанной с реализацией модных замыслов, а не только от результата, личность благодаря активности не впадает в полную зависимость от социальных норм. Ив тоже время сравнение себя с другими является основой формирования активности в моде. Неадекватное сравнение приводит либо к пассивному следованию моде, либо к вульгарным проявлениям, либо к отказу от следования моде вовсе. Адекватное оценивание себя позволяет личности избежать роли жертвы моды. Если такая личность и следует моде, тоне для участия в конкурентной борьбе типа кто кого перещеголяет или удовлетворения потребности в компенсации своих недостатков, как это бывает улиц с уязвленным самолюбием, а для того, чтобы преумножить свои достоинства. Личность с адекватной самооценкой скорее строго придерживается индивидуального стиля в одежде, чем слепо следует за модой. Обретение индивидуального стиля — реальный результат активности человека. Он приносит человеку чувство удовлетворения, является доказательством адекватной оценки своих способностей, необходим для повышения дальнейшей активности. К сожалению, во многих научных исследованиях понятия мода и процесс следования моде отождествляются, сводятся к тому, что очевиднее, что поддается внешнему наблюдению и анализу, — к процессу, причем происходящему преимущественно в больших группах. Такой подход делает ре

    36 Психология моды Жертва моды, стильная женщина или страстная поклонница Диора?
    зультаты исследований безликими, трудно сопоставимыми, что, в целом, не способствует пониманию феномена мода. Обращение к жизнедеятельности человека, регулируемой множеством целей, в том числе и модой, позволяет интегрировать имеющиеся представления о моде, показать не только социальную ориентированность моды, но и индивидуальную. Современная мода задает ориентиры для всех и для каждого вот дельности.
    2.3. Мотивация поведения субъектов моды Проблемы моды часто рассматриваются в связи стем, что составляет психологическую характеристику активности потребности и мотивы личности, ее направленность, способности, ценностно-смысловые ориентации. Зависимость активности человека в моде от внутренних предпосылок и внешних условий отражает общую закономерность. Преломляясь через субъективные особенности и качества человека, осознаваясь им, социальные оценки выступают для него либо в роли стимула, либо в роли тормоза (в зависимости от установок, уровня целостности личности, психологической готовности к принятию помощи)»
    1
    Под потребностями обычно понимают нужду или недостаток в чем-либо необходимом для нормального функционирования и развития биологического организма, личности, социальной группы, общества при этом потребности становятся внутренним источником активности. Система актуальных потребностей человека связана с эмоциональными переживаниями. Чувства, настроения, страсти мотивируют поведение,
    1
    Абульханова-Славская КА Стратегия жизни. М Мысль, 1991. С. 87.
    I
    Глава 2. Мода и социальное поведение личности
    87 не только активизируя его, но и направляя, и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении, несомненно, содержит в себе побуждение к деятельности (побуждение следовать моде. Как отмечал АН. Ле­
    онтьев, потребность сама по себе, как внутреннее условие деятельности субъекта, — это лишь негативное состояние, состояние нужды, недостатка, свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом (реализатором по этологической терминологии) и своего опредмечивания Привлекательная новинка вызывает у многих людей прихоть -, желание обладать ею, несмотря ни на какие ограничения. В этом случае принято говорить о появлении прихоти — предвестницы моды В ней находят свое отражение принципы моды и некоторая связь между новинкой и неудовлетворенными потребностями личности. Прихоти, причуды проявляются во всех сферах и на всех фазах жизни человека. Однако наиболее легко их можно распознать в нарядах людей. Американский социальный психолог И. Богардус в течение тридцати пяти лет (с 1914 по 1949 год XX века) весной и осенью проводил опрос людей, имеющих некоторые познания в социальной психологии, на предмет того, какие основные прихоти, по их наблюдениям, господствуют из года в год. И оказалось, что лидирующие позиции в индивидуальных списках ответов принадлежат женским нарядами украшениям (55,4 % испытуемых) и одежде и украшениям для мужчин и юношей (16,3 %). Развлечения, отдых, занятия пением, автомобили и аксессуары к ним, использование жаргонных выражений, образование, архитектура и дизайн интерьера расположены в этих списках ниже
    2
    Автором сделаны интересные выводы относительно природы и динамики прихотей, не утратившие своей актуальности и сегодня, в XXI веке. Во- первых, большинство прихотей связано с оформлением внешности и использованием различных аксессуаров (от часов до автомобиля) и безделушек в качестве украшений. Во-вторых, триумф прихоти продолжается не более года. Для большинства модных объектов срок жизни — не более шести месяцев. Конечно же, некоторые из них, например драгоценности, используются в течение более длительного периода. Другие же возникают постоянно. Что касается прихотей, называемых писком моды, то их жизнь еще короче, не более трех месяцев. Сегодня человеку нравится одно, а завтра это может оказаться уже неактуальным. Длительную популярность имеют те прихоти, которые основываются на реальных желаниях, либо связаны с универсальными интересами человека, как, например, интерес к модной одежде.
    1
    Леонтьев АН Потребности, мотивы и эмоции. М Изд-во МГУ, 1971. С. 5.
    * Прихоть, причуда соответствует англ fad.

    2
    Bogardus Е. S. Fundamentals of Social Psychology. N. Y., 1942. P. 306.

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   35


    написать администратору сайта