Главная страница
Навигация по странице:

  • Мода и социальное поведение личности

  • Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )


    Скачать 5.89 Mb.
    НазваниеДопущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
    Дата10.02.2023
    Размер5.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология моды УП для вузов.pdf
    ТипДокументы
    #930143
    страница11 из 35
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   35
    88 Психология моды
    ,__ — — Кстати, в результате исследования были выявлены объекты (названы небольшим числом испытуемых, но тем не менее представляют значительный интерес, которые выживают в водовороте моды. Речь идет о мужских наручных часах, тонированном лобовом стекле автомашины, домашней радиотехнике, фотокамере Candid, короткой стрижке, камуфляжной одежде и зажигалках Zippo. Заметим, что и сегодня, спустя более чем полвека, эти объекты актуальны для некоторых групп людей, хотя связь между модой и конкретными вещами стала относительной. Сегодня утверждается мода на торговую марку, дизайн вещей, их символическое значение, качество. Прихоти имеют тенденцию группироваться, и это продлевает их жизнь. Платье от Гуччи, туфли от Гуччи, сумка от Гуччи, аксессуары. — все от Гуччи. С таким комплектом вряд ли можно скоро расстаться. Прихоти процветают, потому что преобладает стремление к новому. Там, где поклоняются старому, проявление прихоти невозможно. Ношение традиционной одежды в древнем Китае, например, исключало все шансы на это. Прихоть позволяет иметь более высокий социальный статус тем, кто поклоняется новому. Оригинальный объект является быстрым эффектным способом привлечения внимания своих единомышленников. Прихоть ослепляет сознание, а поэтому некоторые люди ошибаются, используя ее для того, чтобы оказаться в лучах славы. Она привлекает ревностные взгляды и делает своих фанатов эпицентром острых замечаний. Следуя то за одной модой, то за другой, личность рискует стать объектом постоянного пристального внимания окружающих. Результат следования за прихотью — нестабильные, быстроизменяющиеся, поверхностные модели поведения. Плоды неустойчивых моделей поведения минимальны, вред неисчисляем»
    1
    , — подчеркивал И. Богардус. И тем не менее калейдоскоп поверхностных изменений жизни, возникающих под влиянием прихотей, даете поклонникам малую, но благоприятную возможность оценить действительно прекрасное или ужасное. В этом проявляется разное понимание хроническими представителями моды истины прогресса. Каждый из них по-своему включается в процесс следования моде и сознательно или бессознательно использует его для проявления своей индивидуальности. В свое время была выдвинута теория, согласно которой все поведение живого организма сводится к снижению напряженности влечений. Наделе поведение нередко направлено на усиление влечения стем, чтобы потом удовлетворить его и испытать наслаждение.
    1
    Bogardus Е. S. Fundamentals of Social Psychology. N. Т, 1942. P. 308.
    Глава 2. Мода и социальное поведение личности
    89 Хронические представители моды по-

    разному понимают истину прогресса. Мода как постоянно работающий механизм не есть просто некоторое случайное образование, сложившееся в человеческой практике. Мода, регулирующая практическую деятельность, отвечает какой-то более существенной потребности. Конкретный ответ можно найти, исходя из представления о социальных ценностях. Скорее всего, люди выбирают моду из самых разных мотивов и побуждений, поэтому объяснения моды через мотивы никогда небу дут исчерпывающими — ведь нельзя быть уверенным, что перечислены всевозможные мотивы, к тому же мотив действителен лишь для движимой им личности. Тем не менее, активность индивида должна быть привлечена каким-то образом, и происходит это за счет формирования мотивов. Люди вначале следуют моде и вынуждены ей следовать, а затем объясняют себе и другим, почему они выбирают тот или иной вариант из множества возможных, почему они вообще следуют моде, а также, почему они хотят ей следовать. Таким образом, мотив — достаточное объяснение только для личности, сопричастной моде
    1
    Обычно мотив связывается с деятельностью и рассматривается как побуждение к ней. Нов контексте исследования моды актуальным является вопрос о соотношении мотива и активности. Поэтому в дальнейших рассуждениях целесообразно исходить из следующих положений в активности всегда представлена иерархия мотивов, их первоочередность, ноу одного — для самого себя, ау другого — сточки зрения внешних требований внутренняя борьба мотивов составляет благоприятный фон См Мода за и против // Сб. статей / Общ. ред. и сост' В. И. Толстых. М Искусство, 1973.

    g0 Психология моды активности соотношение активности и мотивов может приобретать либо гармоничный, либо противоречивый характер
    1
    Отечественные и зарубежные авторы исследуют проблему мотивации следования моде в контексте анализа источников модных течений И. Богардус), особенностей формирования поведенческих моделей, связанных с оформлением внешности (Г. Мортон (G. Morton), А. Винер (A. Vener), С. Хоффер (С. Hoffer)), индивидуальных и половых различий в ношении одежды (Дж. С. Флюгель), социально-психологических механизмов распространения моды (К. Бэлл, А. Гофман, Л. Петров, Б. Парыгин и др. Основными мотивами следования моде чаще других называют следующие стремление человека к риску и постижению нового опыта, готовность к постоянному прогрессивному обновлению, потребность иметь более высокий социальный статус, потребность в демонстрации социальной принадлежности, потребность в эмоциональной разрядке и потребность в удовлетворении коммерческих интересов (данный мотив особенно выражен у производителей и профессиональных распространителей модных объектов)
    2
    Новый опыт Стремление человека к приобретению нового опыта традиционно считается общепсихологической основой моды, так как основной акцент делается на процесс познания действительности и выражение эмоционального отношения к ней. Люди устают от старого и страстно желают нового. Стремление к новому опыту является, по мнению многих экспертов, характерной особенностью прежде всего европейцев. Жители Востока все еще остаются в тисках традиций, хотя интенсивное развитие Японии и других восточных стран свидетельствует о постепенной утрате Востоком своего иммунитета. К концу XX века эти тенденции стали еще более очевидными, проявились среди людей самых разных национальностей, вероисповеданий и культур. Сегодня можно смело утверждать, что стремление человечества к новизне делает моду поистине интернациональным явлением. И уже неудивительно, что японские дизайнеры Ёши Ямамото, Иссей Мияке и Рей Кавакубо делают парижскую моду. Человек легко устает от однообразия, его внимание ускользает от примелькавшихся старых вещей. Внимание всегда ищет вокруг себя новое. Старое — вызывает скуку новое — возбуждает, привлекает, интересует, стимулирует. Но новое, повторившееся много раз, развивает монотонность, и появляется потребность в поиске чего-нибудь более нового. Сколь сногсшибательным ни был бы нарядно вскоре на него тоже перестанут обращать внимание, ион будет забыт ради чего-нибудь еще более оригинального или ошеломляющего какими-то другими качествами.
    1
    См Абульханова-Славская КА Стратегия жизни. М Мысль, 1991. С. 88.
    2
    См Bogardus Е. S.
    Fundamentals of Social Psychology. N. У, 1942.
    Глава 2. Мода и социальное поведение личности
    91 Японские дизайнеры делают французскую моду.
    Иссей Мияке участвует в парижских показах с 1973 года. р Встреча с новым всегда сопряжена с определенным риском. В психической структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискованным действиям. Такие люди испытывают удовольствие поставить все на карту. Мода создает для них идеальные условия. Они идут на огромный риск только ради того, чтобы обнаружить, стоит ли новинка чего-либо или нет. И ожегшись на этом один раз, они, как ни странно, продолжают, образно говоря, совать свои пальцы в огонь снова и снова. Именно их настроением заражаются массы, стараясь приблизить рискованные новинки к своим ценностным стандартам. С определенным риском было связано распространение моды на полупрозрачные платья в XVIII веке и на короткие юбки в XX. Рискованным можно считать принятие европейской моды некоторыми слоями населения восточных стран. Элементы риска присутствуют в принятии моды на определенный цвет, деталь и т. п. В готовности рискнуть ради новой идеи или метода И. Богардус видел, с одной стороны, доказательство бесполезности большинства новинок, ас другой, признаки прогрессивности.

    92 Психология моды Встреча с новым всегда сопряжена с определенным риском. Прогресс Готовность к постоянному прогрессивному изменению рассматривается в качестве мотива поведения субъекта моды как производная социально обусловленной психической активности индивида. Во многих случаях объяснение мотива сводится к тому, что большинство людей не терпит неподвижности и поэтому находится в постоянном движении от нового к новейшему и самому новому. Это проявляется ив политической, и идеологической, и экономической, и культурной сферах жизни человека. Однако, реализация данного мотива возможна только в динамически изменяющемся обществе. Ю. М. Лотман пишет поэтому поводу В обществах, где типы одежды строго подчиняются традиции или же диктуются календарными переменами — в любом случае, не зависят от линейной динамики и произвола человеческой воли — могут быть дорогие и дешевые одежды, нонет моды. Регулярная смена моды — признак динамической социальной структуры»
    1
    Формированию прогрессивности может способствовать миграция населения. Люди постепенно обрастают старыми вещами, большая часть из которых при переезде оказывается тяжким бременем. И как следствие, они избавляются от старых вещей и начинают обращать внимание на новые, оценивая их достоинства. В прогрессивном обществе мода считается одной из признанных ценностей, которая, в свою очередь, определяет дальнейшее прогрессивное развитие этого общества. Сначала модные вещи оцениваются сточки зрения их полезности или бесполезности. Выживание же моды зависит оттого, насколько значима ее роль в культуре общества и индивидуальной жизни каждого человека.
    1
    Лотман Ю. М Культура и взрыв. М Гнозис: Изд. группа Прогресс, 1992. С. 125.
    Глава 2. Мода и социальное поведение личности
    93 Следование моде обеспечивает социальный статус. Статус Потребность иметь более высокий социальный статус — мотив следования моде, обусловленный социальной жизнью индивида. Статус — положение человека в системе межличностных отношений и мера его влияния на членов группы. Статус индивида влияет на его авторитет ив свою очередь, определяется им. Мода в масштабах всего общества возникает там и тогда, где и когда существует возможность изменения социального статуса и подражание одних социальных классов и групп другим посредством заимствования определенных культурных образцов. Это заимствование служит иногда одним из средств самоутверждения восходящих классов. Социальный статус дает моде жизненные силы. Слухи о том, что лучшие люди или легендарные они носят в этом сезоне одежду определенного стиля, являются движущей силой моды. Многие моды живут длительное время только потому, что происходят от статуса, — подчеркивал И. Богардус. Для многих оказаться вне моды — все равно что потерять статус. Большинство людей протестует против новой моды, но лишь на словах. В действительности они следуют ей, потому что так безопаснее в социальном смысле, ведь, стоя в стороне от моды, можно легко оказаться мишенью для насмешек, которые разрушают статус. Для каждого из них быть вне моды означает быть мертвым. И еще, страх фигурировать как безвкусно одетый подгоняет идти в одну ногу с модой, какой бы бессмысленной она ни была. Кстати, многие женщины чувствуют бессмысленность постоянно изменяющейся моды, но покорно подчиняются изменениям, так как это необходимо для поддержания статуса. Следует подчеркнуть, что статус может быть завоеван личностью с помощью бессмысленной моды только тогда, когда ее референтная социальная
    Bogardus Е. S. Fundamentals of Social Psychology. N. Y., 1942. P. 302.

    94 Психология моды Мода часто дает специальный статус. Японские куры из «Кинпу» под редакцией Хота Масаацу, конец
    XIX века. Собственность префектурной библиотеки Мияги.) группа также придерживается бессмысленных ценностей. Если же группа умеет отличить глупые предложения моды от действительно заслуживающих внимания и поворачивается к первым спиной, тов этом случае каждый член группы может обрести статус, не боясь оказаться смешными. В том случае, когда мода утверждается среди представителей социального круга, имеющих для приобретения модных вещей все возможности, другие, не входящие в данный круги соответственно не имеющие возможностей, испытывают зависть и идут на самые разные ухищрения, чтобы достичь желаемого социального положения. Поэтому поводу Богардус справедливо заметил Сохранение статуса посредством слепого следования моде ведет к отрицанию многих важных социальных ценностей. Нос другой стороны, — продолжает автор, — посредством приспособления к моде более низкие социальные классы проникают в более высокую страту. Мода, таким образом, поднимает статус. Даже простые люди благодаря моде поднимаются на уровень своих правителей. Речь идет об имитации принадлежности к определенной социальной группе с целью ввести окружающих в заблуждение по поводу своего реального статуса, происхождения, уровня материального достатка, круга интересов и т. п. Яркий тому пример — отношение к модному платью Молль Флендерс, героини одноименного романа Даниэля Дэфо. Молль весьма искусно и методично использовала платья, в том числе дорогие, модные, для создания у членов изысканного общества благоприятного впечатления о своем социальном и материальном положении, хотя открыто называла это своего рода мошенничеством. Мода вводит в заблуждение. Ношение экстравагантной и яркой одеж-
    1
    Bogardus Е. S. Fundamentals of Social Psychology. N. Y., 1942. P. 302.
    Глава 2. Мода и социальное поведение личности
    95 ды создает впечатление дороговизны, а значит, материального благополучия человека. Ноне всегда, а лишь в ситуациях формирования первого впечатления, быстрой передачи информации о субъекте, когда другие источники информации отсутствуют либо их недостаточно и т. п. Социальная ^ демонстрацией или завоеванием посредством мод-
    дифференциация
    н ы х объектов более высокого социального статуса связан мотив демонстрации принадлежности к определенной социальной группе. Как уже отмечалось, в моде участвуют самые разнообразные социальные группы, классы, слои. Модная одежда способствует интеграции внутри высших классов, слоев и групп ив тоже время их отделению от низших. Таким образом, мода является не только выражением, но и фактором социальной дифференциации, удовлетворяя тем самым потребность человека чувствовать себя членом одних групп и отмежеваться от других. Удовлетворение данной потребности способно повышать чувство собственной защищенности, уверенности в своих силах и т. д. Важную роль в данном случае играет отнесение человеком себя к определенным референтным группам. Мода создает практически неограниченные возможности для выбора самых разнообразных референтных групп, как положительных, таки отрицательных. Выбор тех или иных групп тесно связан с социальными установками реципиентов и их ценностными ориентациями. В основе выбора личностью референтных групп лежит психологический механизм идентификации личности с членами этих групп. Стремление реально соответствовать своей или референтной группе особенно характерно для молодежи, осваивающей в процессе социализации разные социальные роли и типы отношений. Г. Мортон это стремление считает определяющим при формировании молодыми людьми индивидуальной стратегии выбора одежды
    1
    В результате исследования особенностей поведения подростков А. Ви­
    нер и С. Хоффер сделали вывод о том, что одежда действительно является одним из тех знаков, которые служат различению социальных позиций индивидов в обществе. Исследователи также обнаружили влияние кино, телевидения и спорта на то, что носит подрастающее поколение но главный их вывод таков люди, с которыми подростки знакомы лично и находятся в близких отношениях, влияют на их выбор значительно сильнее. Для молодежи чрезвычайно важно подчеркнуть общность со своей субкультурой и выразить отношение к другим. Модная одежда — наиболее очевид-
    См.: Morton G. М The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska,
    1964. См Verier A. M.
    and Hoffer С. P. Adolescent Orientations to Clothing. Technical Bulletin
    270, 1959, March.

    96 Психология моды
    ный знак принадлежности к своей группе или отношения к чужой, которая может оказаться референтной для индивида. Кстати заметить, что респектабельная публика, которая долгое время считалась единственной референтной (эталонной) группой, теряет свои позиции в современном обществе. Сегодня для разных групп потребителей, представителей разных субкультур и социальных слоев — разные эталонные группы. Мода от кутюр», основными потребителями которой всегда являлись респектабельные особы, все больше приобретает черты искусства, а поэтому даже, казалось бы, бессмысленные относительно своего утилитарного назначения одежды находят своих счастливых обладателей, и не только тех, кто имеет большие деньги. Речь идет о том, что каждый, кто небезразличен к моде от кутюр», может посетить музеи моды в Париже или Нью-Йорке. Одежды от кутюр» становятся бесценными в прямом и переносном смысле. Мода от кутюр» может вызывать восхищение или, наоборот, негодование, раздражение, и это также естественно, как и при восприятии любого другого вида искусства. И ярые поклонники моды, и консервативно настроенные личности зачастую выражают свое отношение к модному объекту безотносительно к тому, как это отразится на их взаимоотношениях. В качестве мотива следования моде можно рассмотреть Эмоциональная , ,, и потребность в эмоциональной разрядке. Ускорение разрядка ,.
    г темпов современной жизни, и необходимость ежедневно перерабатывать огромный объем информации, и постоянное пребывание человека в связи с этим в состоянии стресса обостряет данную потребность. Мода оказывает отвлекающее и наркотическое воздействие, уводя субъектов в мир иллюзий и несбыточных мечтаний. Следование моде удовлетворяет необходимость индивида принадлежать коп ределенной общности, нередко выступающей в крайне аморфной, иллюзорной форме, но индивид испытывает удовлетворение от принадлежности к ней, — делает вывод 3. Б. Элькина
    1
    Наряду с зависимостью субъектов моды от группо-
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   35


    написать администратору сайта