Индивидуальность и мода 157 Яппи выбирают престижные марки. только по уровню дохода и социальному статусу, но и по образу мыслей и стилю жизни (составляет менее 10 % населения страны. Исследование Стиль потребления среднего класса России позволило разделить средний класс на характерные типы. Выделено пять групп, в двух из них — деловые люди и зависимые — указаны специфические подгруппы. Деловые люди Они составляют основу среднего класса (50 %). Социальный состав — предприниматели, топ-менеджеры и белые воротнички. Возраст — старше 32 лет. Мужчины и женщины в этой группе представлены одинаково. При выборе одежды мужчины, как жители столицы, таки регионов, считаются с мнением жены. Однако москвичи прекрасно разбираются в марках и (вместе с супругой) отдают предпочтение дорогой и качественной одежде, а жители регионов в марках разбираются хуже и покупают просто качество за умеренные деньги. Имеют ряд дорогих аксессуаров (часы — Rolex, сумка — Hugo Boss, ручка — Parker). Подгруппа яппи*. Это группа молодых, не обремененных семьей карье ристов-профессионалов. Их главные ценности — профессиональный успех, деньги, здоровье, самообразование, уважение окружающих. Они, как правило, амбициозны, прагматичны, сдержанны, следят за собой. Потребляют очень активно, стараются покупать все новое и современное. При выборе товаров ориентируются на престижные марки, подчеркивающие их статус. Одеваются сдержанно, но дорого. Зависимые Они зависят от деловых людей лично (18 % класса. Это домохозяйки — жены деловых людей, золотая молодежь — дети богатых родителей и любовницы деловых. Следят за модой в дорогих женс- 1 Блаженкова О, Гурова Т Класс Эксперт. 2000. № 34. 18 сентября. С. 21—28. * Яппи: сокращение от Young Urban Professional — молодой городской профессионал. 158 Психология моды ш _ ких журналах. Неплохо разбираются в марках одежды. Предпочитают одеваться в бутиках. Начинающие Невысокооплачиваемые менеджеры и специалисты низшего уровня (4 %), стремящиеся повторить путь деловых через служебные связи или подражание. Карьерный рост — едва лине главная ценность. Они честолюбивы. В отличие от всех без исключения типов (даже деловых) для них крайне важны социальное признание и власть. В плане потребления вещей они нередко стремятся к покупке того, что считается престижным, даже в большей степени, чем более обеспеченные люди. Часто они имеют специальную демонстрационную униформу. Предпочитают классический стиль в одежде. Имеют несколько дорогих вещей. Их повседневная одежда существенно проще и дешевле. Сибариты Молодые люди, уже живущие самостоятельно, но еще не начавшие постоянно работать (5 %). Молодость и отсутствие карьерных амбиций делают стиль их жизни сходным со стилем детей богатых с поправкой на существенно меньший доход. Предпочитают необычные, экзотические вещи. Свободные художники Представитель этой группы — свободолюбивое во всех отношениях лицо среднего класса (23 %). Это работники свободных профессий и квалифицированные профессионалы. Свободные художники ма лопредсказуемы в тратах. При выборе товара они в большей степени ориентируются на субъективно воспринимаемое качество, внешнюю привлекательность, оригинальность, нежели брэнд. Одежде особого значения не придают. Исследователи гипотетически предположили, что средние русские с большей готовностью расширят зону своего потребления, то есть будут тратить деньги на новые товары и услуги, которых им сегодня не хватает на рынке, нежели начнут обеспечивать себя новинками в уже прилично обустроенных сегментах. Выбор будет осуществляться скорее в пользу модных новых вещей, нежели модных новинок в группе вещей. Естественно, с поправкой на вкус российского среднего потребителя, который, по мнению исследователей, слишком диверсифицирован. 3.4. Социально-психотерапевтические эффекты моды Мода граница Мода процветает на природе человека, на ее наибо- психической нормы лее уязвимом месте, — приходит к заключению И. или патологии Богардус. Ученый указывает на образование особых групп людей, которые полностью посвящают себя моде, верно служат ей, у которых мода всецело определяет образ их мыслей и действий. Мода очерчива- Bogardus Е. S. Fundamentals of Social Psychology. N. Y., 1942. P. 301.
Глава 3. Индивидуальность и мода 159 _ 1 ет границы их жизненного пространства. Самые последние новинки всегда признаются ими как наилучшие. В этих группах господствует кратковременная мода, так как считается, что только потакающие ей достойны высокого статуса. В том случае, когда обладать новинкой стремятся многие, но немногие могут приобрести ее, как правило, по спекулятивно высоким ценам, массы охватывает эмоциональное возбуждение, и мода распространяется с силой циклона. Интересно, что И. Богардус использует для обозначения модных процессов слово «craze» (англ. — мания, помешательство, мода) в отличие от общепринятых «mode» или «fashion», подчеркивая тем самым чуть лине патопсихологическую природу исследуемого явления. Но чем глубже проникновение в психологическую суть явления, тем очевиднее становится понимание позиции автора анализу подвергаются лишь внешние формы поведения человека как результат влияния моды. Что такое мания, а точнее, маниакальный синдром Это сочетание повышенного (эйфорического) настроения с ускорением мышления (до скачки идей) и повышенной активности. Возможны различные сочетания и комбинации этих трех расстройств, различные степени выраженности одного из них, например, преобладание эйфорического настроения либо нарушений мышления и т. п. Для лиц с маниакальным синдромом характерны нарушения целенаправленной деятельности. Если представить, что все эти характеристики свойственны лицам, которые стремятся следовать моде, то будут ли заметны в их одежде какие-либо общие тенденции, составляющие основу моды Естественно, нет, при скачке идей нельзя достичь какого-либо определенного результата. Поэтому мнение о том, что следование моде сопряжено всегда с эйфорическим настроением — не более чем поверхностный взгляд на природу данного явления. Настроение зависит и от удовлетворенности субъекта результатом поиска модного образца, и оттого, как будет принят этот результат референтной группой, обществом в целом и т. д. Маниакальное следование моде есть скорее всего одно из крайних проявлений психики человека, не ведущее, к сожалению, к адекватному результату. Это, скорее, свидетельство неадекватной оценки себя, ситуации, других людей и, как следствие, низкой саморегуляции личности. Эффектность новинок приковывает внимание. Бриллианты, световые эффекты, блеск и сияние на фоне однообразия жизни фейерверк сплетен — все это союзники моды, — отмечает Богардус, — посредством которых она овладевает глазами и ушами миллиардов. Здесь требуется быть очень бдительным, чтобы не прослыть безвкусным или даже вульгарным. Эмоциональное возбуждение, которое часто нагнетается модой, парализует критичность мышления и активизирует врожденные импульсы к 1 Bogardus Е. S. Fundamentals of Social Psychology. N. Y., 1942. P. 301. 160 Психология моды Импульсивные покупательницы. совершению иррациональных поступков. Если вокруг новинки создается ажиотаж, то следует ожидать, что огромное количество людей погонятся за ней. В создании ажиотажного спроса ведущая роль принадлежит рекламе, хотя ее усилия зачастую не оправдывают себя. Ажиотажный спрос разрастается наряду с возрастающей изысканностью и привлекательностью новинки. Поэтому охватывающее множество людей эмоциональное возбуждение
Глава 3. Индивидуальность и мода 161 ш приводит их к разорению. Богардус, будучи современником х, отмечал эту особенность как характерную лишь для жителей больших городов. Сегодня, по мере стирания социально-экономических и культурных, коммуникационных барьеров между городом и деревней, эта тенденция может рассматриваться как всеобщая. Адекватное следование моде предполагает налаженный процесс саморегуляции, то есть свободный выбор целей (модных тенденций, формирование соответствующих программ действий, перевод данных программ в реально производимые действия. Перевод этот осуществляется посредством регулирующих воздействий нате личностные потенциальные возможности, с помощью которых осуществляется выполнение данной программы. Внутренняя противоречивость моды не исключает ее . _ . полезности для человека. Постоянно изменяющиеся физиологический компот условия современной жизни, ее динамичность и интенсивность требуют чрезмерной психофизической мобилизации организма человека. Мода — один из ответов на насущную потребность в психофизиологической разрядке, снятии избытка эмоционального напряжения. По мнению Б. Парыгина, защищая человека от психической нагрузки, мода сводит к стереотипу человеческое поведение, эмоции, вкусы. Беря готовый модный стандарт, мы не тратим время и энергию на плавание в океане новых вещей» 1 Хроническое пребывание современного человека в плохом настроении и полное неумение бороться с ним привело к тому, что психологи стали говорить об особой болезни — ангедонии (букв. — неспособности получать удовольствие, наслаждение, положительные эмоции от жизни. Красиво одеться американский психолог М. Аргайл считает одним из 50 эффективных способов получения радостных и приятных эмоций. Ношение модной одежды усиливает ощущение психологического комфорта личности. Умение человека выбирать одежду с учетом своей индивидуальности, своего сложного психического мира облегчает решение трудных жизненных проблем, вступление в контакт с людьми, увеличивает шансы получения от них помощи и внимания. Любой человек, зная о положительных и отрицательных свойствах моды, может использовать ее плюсы и нивелировать минусы с целью стабилизации своего настроения. -. Мода способна выступить ив качестве стимулятора Стимуляция J J психической психической активности человека, инициативы, пере активности м е ни Разно бра з и я в образе жизни. Это особенно актуально в связи с эмоциональной бедностью и од- Парыгин Б. Д Социальная психология Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. С. 423.
162 Психология моды нообразием повседневной жизни современного горожанина, монотонностью некоторых производственных процессов. Утомляемость нервной системы и психики человека в современном индустриальном и урбанизированном обществе чрезвычайно высока. Это усугубляется тем, что житель современного города, в значительной мере отчужденный от природы, по существу, не подвергается воздействию разнообразия, имеющегося в природной среде обитания. Речь идет не только о пространственном, но и о временном природном разнообразии ведь смена времен года, весьма ощутимая, скажем, для архаичной культуры или даже для крестьянских обществ, мало ощущается жителем современного города, почти круглый год ежедневно проделывающим один и тот же путь — транспортом на работу и обратно. Недостаток внешней стимуляции физического и социального характера вызывает чувство одиночества. По выражению поэта С. Кирсанова: Мода — это праздник для глаза на фоне будничной жизни. Разнообразие модных объектов компенсирует недостаток физических стимулов, а массовое участие людей в модной гонке позволяет на какое-то время забыть о социальной изолированности. Регуляция ^ ^' Рус со Г- Зиммель, В. Зомбарт, И. Богардус рас- социальных сматривали моду в качестве регулятора социальных потребностей потребностей. Мода непросто приобщает индивида к наличным социальными культурным образцам. Эта функция осуществляется посредством противопоставления старомодным, то есть непосредственно предшествующим модным стандартам. Выбирая одни стандарты, индивид в тоже время отвергает другие. Подражая одним референтным группами индивидам, участник моды одновременно стремится отличаться от других референтных групп и индивидов. Мода дает возможность удовлетворить сразу и желание объединения, общности с другими, и изоляции, отличения, — подчеркивал Г. Зиммель. С одной стороны, это сочетание слияния одних значимых с другими и отличия от значимых (в отрицательном смысле) других способствует становлению Я индивида, формированию его личностной идентичности, самосознания. Таким образом, мода служит одним из средств символизации, формирования, укрепления Я индивида, причем преимущественно в демонстративной и игровой формах» 2 С другой стороны, мода играет важную роль ив тех случаях, когда индивид испытывает потребность скрыть свое Я. Воспроизведение модного стандарта в период его наибольшей распространенности, привычности позволяет индивиду сделаться незаметным, раствориться среди других участников моды. 1 См ZimmelJ. Philosophic der Mode. // Modern Zeitfragen. Berlin. 1905. № 11. 2 Sapir E. Fashion// Encyclopedia of the Social Scinccs. N. Y., 1931. P. 140. Глава 3. Индивидуальность и мода 163 Г. Зиммель связывал с функцией регуляции социальных потребностей различное отношение мужчин и женщин к моде нонконформизм первых и конформизм вторых. Особая приверженность к моде женщин и сравнительно безличное отношение к моде мужчин обусловлены, по мнению ученого, их различным социальным положением. Исторические факты <...>, — писал Зиммель, — позволяют видеть в моде как бы клапан, высвобождающий потребность женщины в некотором отличии, в личном возвышении, когда в других областях удовлетворение этой потребности им недоступно. В современном обществе социальное положение женщины существенно изменилось, а вместе с ним изменилось и ее видение моды. Сегодня женщина прибегает к моде как механизму адаптации к различным ситуациям, в которых ей приходится оказываться в силу ее возросшей социальной активности. Процесс погони за модным порой ожесточает человека, рождает зависть, вызывает чувство усталости, неустроенности бытия. Нос другой стороны, мода, связанная с обладанием внешним, более доступна, что умиротворяет, создает видимость благополучия и социальной значимости. Так считают многие исследователи. Но такой взгляд на проблему — с позиции наблюдателя. Со стороны же субъекта мода действительно создает ощущение благополучия и социальной значимости, и эту субъективную реальность трудно опротестовать. Личностный Модная одежда — далеко не единственное и не глав- р СТ ное средство личностного самоутверждения и самореализации. Однако для индивидов, которые по тем или иным причинам или на томили ином этапе своего жизненного путине находят адекватных средств для самоутверждения, модная одежда приобретает большое значение. В подобных случаях активное участие в моде становится компенсацией санкционированных путей личностного самоутверждения. Если индивид не находит себя в профессиональной, творческой, социальной или других сферах жизни, мода становится для него самодовлеющим способом утверждения своего Я и усиления его привлекательности для других. Некоторые социально-психологические типы личности особенно подвержены модной регуляции. Повышенная тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость психологического и социального статуса усиливают зависимость от предписаний, исходящих от модных стандартов. Последние воспринимаются в этих случаях непросто как некие более или менее условные правила поведения и образцы культуры, а как жесткие нормы, наруше- ZimrnelJ. Philosophie der Mode // Modern Zeitfragen. Berlin. 1905. № 11.
154 Психология моды » — • — ние которых самим нарушителем воспринимается как подлинная трагедия , — отмечает А. Гофман. Роль модной одежды особенно значима в жизни подрастающего поколения. Молодой человек, еще не освоивший набор социальных ролей, еще формирующий свое самосознание ив известном смысле проектирующий свое Я, испытывает особо острую потребность в социально санкционированных средствах личностной идентификации, одно из которых обеспечивает модная одежда. Социальная Без сомнения, существует некое смущенное, как бы психотерапия слегка извиняющееся состояние сознания, некая неуве- модой ренность в поведении и озабоченность своими манерами и, как следствие, общее снисхождение личности до чего-то негативного и общедоступного, массового, которое начинается с недостаточного осознания чего-либо, а заканчивается состоянием самоудовлетворенности своим внешним обликом, — утверждает М. Гринби МВ. Исследователь, ссылаясь на моду как нечто недостойное личности, тем не менее указывает на весьма важный психотерапевтический эффект влияния моды на сознание и поведение человека. Проблема формирования привлекательности средствами моды исследуется психиатрией, психотерапией и социальной психологией в контексте влияния моды на состояние психического здоровья человека. Ученые пришли к выводу, что за фактором привлекательности индивида скрывается еще и субъективный аспект, то есть то, что происходит во внутреннем мире человека — по меньшей мере очень чувствительных, или сензитивных, натур. Г. Диарборн (G. Dearborn) полагает, что одежда помогает защитить нас от страха, боязни насмешки, страха за неуспешность, недостаток вкуса или шарма. Автор называет страх одним из самых наизлейших врагов нашей земной цивилизации и, как следствие, нашего ^ичного комфорта и, более того, нашей жизнедеятельности. Защиту и освобождение от таких страхов Диарборн считает реальной причиной и важной целью ношения одежды» 3 Особенно важна эта функция для индивидов с неустойчивой психикой, для которых собственное Я представляется проблематичными нуждается в постоянном подтверждении своей реальности, устойчивости и привлекательности. Социальные работники и медики отмечают терапевтическую ценность формирования привлекательности их пациентов или клиентов. Это не зна- Гофман А. Б Мода и люди Новая теория моды и модного поведения. М Наука, 1994. СМ Clothes. Psychological Monographs. Vol. 26, № 1. Whole №112 (1918). P. 51-52.
Глава 3. Индивидуальность и мода 165 Показ мод возможен ив психотерапевтических целях. чит, что новая одежда может иметь эффект лекарства от умственных или эмоциональных нарушений личности, но улучшение внешности может оказаться действенным фактором наряду с другими более фундаментальными методами лечения. Джон Ровэрс (John R. Rowers) описал результаты одного из экспериментов, посвященных изучению характера влияния положительных изменений во внешнем облике на психическое здоровье человека. Сотрудники Ровэрса на базе одной из крупных психиатрических клиник Нью- Йорка организовали Гимназию красоты для пациентов с пограничными состояниями психики. Уже после первого занятия в Гимназии прежде неряшливые, подозрительные и неинтересные женщины выходили с высоко поднятой головой, некоторые из них улыбались первый раз за последние месяцы. С тех пор этот опыт был распространен как форма терапии в прогрессивных психиатрических институтах. Доктора считают если женщина заботится о своей привлекательности, то она не потеряла полностью интереса к себе '. Интересный эксперимент был проведен Fashion Group в государственной клинике близ Сан-Франциско. К лечению больных привлекались профессиональные стилисты. Они проводили специальные занятия для пациентов, организовывали посещение больными показов мод, где демонстрировались самые последние модели одежды профессиональных дизайнеров. Доктор Миллер (D-r Miller), директор клиники, обнаружил, что у многих пациентов началось улучшение психического здоровья. Так или иначе, — отмечал он, — но модные вещи воздействуют. <...> Нельзя ут- 1 См Morton G. М The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska. 1964. j g g Психология моды верждать однозначно, что терапия модой как самостоятельный метод излечит кого-либо из наших пациентов. Нов сочетании с другими методами лечения <...> она может оказать существенное влияние. Им была подмечена также неожиданная сторона эффекта Когда эти пациенты стали выглядеть лучше, дети и другие родственники стали посещать их значительно чаще, и нам довелось наблюдать восстановление старых семейных связей» 1 Аргументом полезности моды для социальной реаби- |