Главная страница
Навигация по странице:

  • Креативность

  • Самовыражение

  • Индивидуальность и мода 133

  • Индивидуальность и мода 135

  • / Глава 3.

  • Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )


    Скачать 5.89 Mb.
    НазваниеДопущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
    Дата10.02.2023
    Размер5.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология моды УП для вузов.pdf
    ТипДокументы
    #930143
    страница16 из 35
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   35
    130 Психология моды Экстравагантность Экстравагантность наряду с инициативностью является обязательным элементом моды. Причем экстравагантность не опровергается периодически возникающей модой натра диционность, ибо традиционность сама по себе является в данном случае экстравагантной формой отрицания экстравагантности. Включить определенные элементы в пространство моды означает сделать его заметным, наделить значимостью. Включение в моду — непрерывный процесс превращения незначимого в значимое, — отмечал Ю.М. Лотман. Мода всегда подразумевает наблюдателя. Говорящий на языке моды — создатель новой информации, неожиданной для аудитории и непонятной ей. Аудитория должна не понимать моду и возмущаться ею. В этом — триумф моды. Другая форма триумфа — непонимание, соединенное с возмущением. В этом смысле мода одновременно элитарна и массова. Элитарность ее состоит в том, что ее не понимают, но триумф моды — в ее противостоянии толпе. Вне шокированной публики мода теряет свой смысл. Поэтому психологический аспект моды связан со страхом быть незаметными, следовательно, питается не самоуверенностью, а сомнением в своей собственной ценности»
    2
    Ю. М. Лотман в качестве доказательств приводит ряд примеров отношения к моде известных персон За модным новаторством Байрона скрывается неуверенность в себе. Противоположная тенденция — модный отказ от моды, реализованный Чаадаевым, холод гордости спокойной, по выражению Пушкина. П. Я. Чаадаев может быть примером утонченной моды. Его дендизм заключался не в стремлении гнаться за модой, а в твердой уверенности, что ему принадлежит ее установление. Область же экстравагантности его одежды заключалась в дерзком отсутствии экстравагантности. Так, если Денис Давыдов, приспосабливая одежду к требованиям народности 1812 года, надел мужской кафтан, стал отпускать бороду себе, вместо ордена Св. Анны повесил образ Святого Николая и заговорил сними языком народным, то Чаадаев подчеркивал экстраординарность ситуации полным отказом от какой-либо экстраординарности в одежде. Это — непризнание того, что полевые условия и тяготы походной жизни как бы разрешают некоторую свободу в одежде, что требования к белоснежной чистоте воротничка на поле боя не столь строги, как в бальной зале, что лицо, жести походка подогнем картечи имеют право чем-то отличаться от непринужденных движений в светском обществе. Демонстративный отказ от всего, что составляло романтический couleur locale походной жизни, придавал в условиях похода и подогнем неприятеля поведению Чаадаева характер внешней экстравагантности 1
    Лотман Ю. М Культура и взрыв. М Гнозис: Изд. группа Прогресс, 1992. С. 126.
    2
    Там же. С. 126.
    3
    Там же. С. 127.
    Глава 3. Индивидуальность и мода
    131 НИ. Альтман (1889-1970). Портрет А.А. Ахматовой. 1914.
    Санкт-Петербург. Государственный Русский музей. Особой манерой одеваться, вести и подавать себя отличались русские литераторы начала XX века. Сохранились легенды о горьковатом аромате хинной воды и тщательно- изящно вывязанных галстуках Иннокентия Анненского, сюртуках — с иголочки — Александра Блока, желтой кофте Владимира Маяковского — пощечине общественному вкусу. К черту я снимаю свой пиджак английский, ну-ка, дайте косу, я вам покажу — так продемонстрировал освобождение от уходящей литературной моды — дендизма — Сергей Есенин. Общепризнанной экстравагантной королевой моды Серебряного века считается русская поэтесса Анна Ахматова, чей образ запечатлен художником Н. И.Альтманом (1889-1970). Экстравагантность подпитывается темпом и условиями модной гонки. Многие вещи покупаются человеком не потому, что они необходимы или прекрасны, а потому что его друзья уже сделали эти покупки, потому что в подсознании зафиксирована потребность не отстать от своих соседей, а может быть, даже и перегнать их. Фактор социального статуса и престижа заставляет не думать об экономических возможностях. Но если человек в чем-либо обгоняет своих друзей или соседей, то следует ожидать, что они, в свою очередь, обгонят его в чем-то другом. Люди включены в бесконечное соревнование, которое напрямую приводит к экстравагантности.
    Креативность Экстравагантные выходки в моде сопряжены сне стандартными преобразованиями в умах, настроениях и действиях людей. Неслучайно среди тех, кто активно следует моде, немало творческих натура точнее, креативных. В психологии понятием
    «креативность» обозначается способность личности к конструктивному,

    132 Психология моды нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Причем креативность не сводится только лишь к детерминантам творческой деятельности, а рассматривается в широком социальном контексте. Как правило, творчески реализующий себя человек сплошь и рядом наталкивается на неприятие, непонимание и даже осуждение. Его спасает устойчивость собственных представлений о своем способе действия и жизни,
    0 своей индивидуальности. Аналогии обнаруживаются ив моде. Для творческих людей модные направления — не образы для подражания, но источник вдохновения, основа для выработки собственной манеры одеваться. Зачастую их особенная манера одеваться создает предпосылки для возникновения новой моды. Вероятно, поэтому пионерами моды считаются представители творческих профессий актеры, художники, писатели, телерепортеры и журналисты. Свойственная им креативность обеспечивает нестандартный подход к использованию, казалось бы, стандартных модных вещей. В чем заключается нестандартность подхода Прежде всего, в быстроте реагирования на изменения в моде, умении гибко преобразовывать модные идеи в соответствии с актуальными потребностями. Оригинальность мышления и богатое воображение позволяют креативным натурам посредством одежды создавать неповторимые индивидуальные образы. В модной одежде этих людей, как правило, обнаруживает себя гармоничное сочетание чувства юмора и приверженности высоким эстетических ценностям. Актриса Инге- борга Дапкунайте водном из интервью для «L'Officiel» заметила, что далеко не каждый умеет правильно разыграть свой костюм — для этого нужно быть личностью, обладающей не только вкусом, но и остроумием. На последнем Оскаре Шарон Стоун появилась в умопомрачительной юбке от какого-то дизайнера и потрясающей белой блузе. Когда ее спросили, где она ее приобрела, Стоун ответила, что это рубашка ее мужа, — все были в вос­
    торге»
    2
    Самовыражение Мода акцентирует внимание на самовыражении и са-
    и самолюбие молюбии как проявлениях индивидуальности. Вопрос о самовыражении личности посредством моды всегда актуален, так как является принципиальным не только для выяснения способов проявления своего Я (что характеризует все возрасты, но и раскрывает одно из важных условий адекватного и гармоничного развития личности. Адекватное самовыражение в моде основывается на правильной самооценке, постоянной потребности в самопознании. Отсутствие самопознания, самооценки приводит к тому, что человек подчиняется власти своих
    1
    Речь идет о церемонии вручения премии Американской киноакадемии Оскар. 1998 г.
    2
    L'Officiel. 1998. № 8. С. 39.
    Глава 3. Индивидуальность и мода 133
    - .—.—, , первых порывов, непроверенных мнений или, напротив, фиксированных рази навсегда) установок, не умеет дифференцировать себя от других, не знает своей слабости, достоинства и т. д К Именно таких людей мода делает своими жертвами в первую очередь. Чем ниже самооценка личности, тем более значимым для него оказывается момент внешней выразительности (привлекательности. Ношение модной одежды для таких людей превращается в повседневную демонстрацию мод. Отрепетированные, в лучшем случае перед зеркалом, движения и позы, жеманство, нарочитость разрушают естественные модели поведения. Создаваемая таким образом привлекательность в действительности оказывается не более чем странностью. Привлекательная внешность далеко не всегда способна заслонить другие человеческие качества. Привлекательность прежде всего влияет на первое впечатление. Но первые впечатления важны и приобретают все большее значение по мере того, как общество становится более подвижными урбанизированными как человеческие контакты становятся все более торопливыми и эфемерными
    2
    Некоторым молодым женщинам не удается иметь привлекательную внешность, несмотря на имеющиеся для этого задатки. Иногда они настолько поглощены интеллектуальными занятиями, что считают себя выше так называемых женских фривольностей. Но обычно именно этот тип женщин ощущает острую потребность в том, чтобы произвести впечатление на общество. Подумайте, насколько привлекательнее она была бы, если бы сочетала свой ясный ум с прекрасным оформлением внешности, — восклицает поэтому поводу Г. Мортон. Многие женщины из высшего общества или области искусства отмечают, что их шарм и прекрасная внешность совершенно прямо пропорциональны их интеллектуальным способностям. Секрет шарма женщины, равно как и мужчины, — в наличии соответствующего уровня интеллекта. Гармоничное соотношение выбранной социальной роли (статуса) своей внутренней позиции, своему Я, становится источником активности личности и предопределяете отношение к модной одежде. Принципиальным для такой социально-психологической гармонии является соотнесение человеком своих возможностей, целей, задач с характером жизни, сданным жизненным этапом (его спецификой, нетипичностью для жизни в целом. Деловой человек, являющийся поклонником авангардного направления в моде, вряд ли будет чувствовать себя комфортно в такой одежде на своем рабочем месте. А задумывался ли кто-нибудь о том, что переживает женщи-
    1
    Абульханова-Славская КА Стратегия жизни. М Мысль, 1991. С. 97.
    2
    См Майерс Д Социальная психология / Перс англ Предисловие д-ра психол. наук, проф. А. Л. Свенцицкого. СПб.: Питер, 1996.
    3
    См Morton G. М The Arts of Costume and Personal Appearance, U. of Nebraska, 1964.

    134 Психология моды Авангардная одежда помогает преодолеть застенчивость. на за сорок, рискнувшая надеть очень короткую модную юбку. Следование моде является одним из способов, которым человек реализует себя как личность (самовыражается) в деятельности, общении, решении жизненных задач. Трудности самовыражения начинаются с таких простых явлений, как застенчивость, неловкость в общении или, напротив, нарочитая грубость, являющаяся лишь внешней формой, которая прикрывает неуверенность. В результате экспериментальных исследований было обнаружено, что такой тип людей в процессе следования моде стремится выбрать преимущественно авангардную одежду Эта модель одежды как бы помогает человеку найти модель для собственного поведения. Теперь он знает, как ему поступить, чем себя занять. Однако самая большая сложность заключается в том, чтобы получить одобрительный отклик окружающих и, конечно же, положительно оценить себя. Получая подтверждение адекватности своего способа самовыражения через моду, человек становится более уверенным в себе. Проявление своего Я, адекватное или неадекватное самовыражение сопровождаются особым чувством самолюбия. По мнению КА. Абульхановой-Славской, оно является таким же своеобразным камертоном своего внутреннего Я в плане соответствия (или несоответствия) внешнему миру, как совесть является камертоном и регулятором соответствия (или несоответствия) поступков человека его убеждениям, ценностям, целями т. д. »'. Тот или иной тип самолюбия выражает не только способ активизации личности, но и ее жизненную позицию, ее программу, идеал. Формулы, выражающие самолюбивую позицию, чаще всего таковы Я покажу себя,
    1
    Абульханова-Славская КА Стратегия жизни. М Мысль. 1991. С. 103.
    Глава 3. Индивидуальность и мода 135
    _____ , Я докажу, на что способен, Хочу быть интересным. Тот, кто хочет себя показать или что-то кому-то доказать, исходно ориентированна сравнение с другими, на успех. Можно легко догадаться, что именно эти лица составляют большинство поклонников моды. Самолюбие выступает как некоторое интегральное личностное образование, которое одновременно выражает движущую силу Я, его активную сторону, ноне замкнутую в себе и для себя, как утверждается в идеалистических теориях личности, а как способ соотношения личности с социальным миром, другими людьми»
    1
    Именно развитое самолюбие позволяет избежать неадекватности в процессе следования моде, обрести индивидуальное лицо, добиться посредством модной одежды не только внешней привлекательности, но и привести ее в соответствие с внутренним миром (запросами, ориентациями, ценностями. о Качество субъекта моды, о котором пойдет речь ниже, перспектива практически не упоминается исследователями моды, но личности без него модность человека кажется немыслимой. Сущность этого качества определяется тем, что мода является неким эпицентром, вокруг которого располагается прошлый, настоящий и будущий опыт человека. Собственно процесс моды разворачивается в настоящем времени. Субъект моды — личность — выступает субъектом времени моды, организатором этого времени. Своевременность — одно из важнейших качеств личности как субъекта жизни, осознанное или переживаемое основание регуляции времени жизни. Мода — это та сфера жизни, которая насыщена событиями, противоречиями. Мода социально перспективна и характеризуется высокими темпами развития. Следуя за модой, личность получает возможность интенсивно взаимодействовать со средой, приобретает высокий ритм жизни. Следование моде частично позволяет решить самое глобальное противоречие, которое определяет специфику жизненного движения, — между жесткой объективной детерминированностью личной жизни и одновременно возможностями маневрировать во времени. В моде объективируется способность личности увеличить время жизни, умножить социальное время на временной потенциал своего развития. Неслучайно следование молодежной моде продлевает ощущение молодости, а ретро-мода возвращает к утраченным ценностям. Функционирование моды невозможно представить без определенной смысловой связи между прошлым, настоящими будущим. Роль личности, участвующей в этом процессе, заключается в удержании этой линии. Это необходимо для оценки новизны модной одежды, осуществления прогноза длительности модного цикла.
    Абулъханова-Славская КА Стратегия жизни. М Мысль, 1991. С. 105.

    136 Психология моды Следование молодежной моде продлевает ощущение молодости, а ретро-мода возвращает к утраченным ценностям. Проблемы психологии моды тесно связаны и с проблемой временной перспективы личности. Актуальность изучения данной связи определяется самой спецификой моды, ее ориентацией на перспективное, более того, прогрессивное развитие. Естественно, возникает вопрос о личностных детерминантах такого развития. Различают психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных явления. Но каждая из них специфическим образом проявляется в поведении субъекта моды. Психологическая перспектива — это способность человека сознательно мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Эта способность, поданным исследований Абульхановой-Славс- кой, зависит от типов личности пока можно лишь теоретически предположить, что у одних представления о будущей моде связаны с желанием повысить свой профессиональный или социальный статусу других — судов летворением личностных притязаний, у третьих — с личностной направленностью и потребностями. Эти различия связаны с ценностными ориентациями, предпочитаемыми сферами жизни. Личностная перспектива — это не только способность человека предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т. д. Такая перспектива может быть как у фанатов моды, таки улиц, отвергающих ее или настроенных по отношению к ней консервативно. Личностная перспектива — это свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала ее развития, сформировавшейся способности к организации времени. Жизненная перспектива не всегда открывается тому, кто обладает психологической перспективой, то есть способен предвидеть будущее, и даже не тому, кто обладает личностной перспективой, личностными возможное

    / Глава 3.
    Индивидуальность и мода 137
    тями, потенциалом, зрелостью. Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения. Можно предположить, что истинное предназначение моды открывается лишь тому, кто занял определенную жизненную позицию, выработал систему оптимального отношения к моде.
    . Постановка вопроса о влиянии стиля жизни личности Стиль жизни ^ на принятие моды является нетипичной для исследований в данной области. В научной и общественной среде утвердились представления, основанные на анализе обратной зависимости мода рассматривается как фактор оптимизации образа жизни или формирования стиля жизни. Другими словами, исследователи подчеркивают роль моды в стимуляции социальной активности личности. Но по сути, речь идет не ости муляции, а о симуляции социальной активности посредством практикуемо-
    Выбор модных объектов диктуется стилем жизни.
    1
    См Парыгин Б. Д Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.
    2
    См Ятина ЛИ Мода как фактор формирования стиля жизни Автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб.: ГТ КТБ, 2001.

    138 Психология моды го способа использования социально значимых ресурсов (образования, социальных связей, свободного времени и др. Такой подход не может удовлетворять, так как нивелирует роль личности в определении своего жизненного пути. Исследование стиля жизни как фактора развития моды позволило бы преодолеть некоторую поверхностность и даже противоречивость сделанных выводов. Главная проблема состоит в поиске наиболее адекватной концептуальной основы для теоретического и эмпирического изучения проблемы, учитывающей особенности психической активности индивида. Увлеченность социологическими определениями образа жизни и стиля жизни долгое время оставляла в тени идеи, которые могут послужить прекрасным объяснением психологии поведения субъектов моды. В работах австрийского психотерапевта Альфреда Адлера (1870—1937), создателя собственной психоаналитической системы — индивидуальной психологии, — обнаруживается целый ряд таких идей. Адлер определяет стиль жизни как значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. Другими словами, стиль жизни — это принятая человеком концепция жизни и принятый им паттерн поведения. Для стиля жизни характерно раннее формирование (до пятилетнего возраста) и относительная устойчивость вследствие его воспроизведения в различных ситуациях. Автором концепции не исключается и ошибочность жизненного стиля, которая возникает под влиянием определенных переживаний, выбранных в качестве основы для будущей жизни. Даже если значение, которое мы придаем жизни, является глубоко ошибочным, даже если наш подход к проблемами задачам постоянно навлекает на нас несчастья и страдания, мы никогда легко не отказываемся от него»
    2
    Каждый человек в своей жизни поставлен перед тремя неизбежными проблемами 1) профессиональной 2) проблемой сотрудничества и дружбы и 3) проблемой любви и супружества. Именно отвечая на эти три проблемы, каждый человек неминуемо проявляет свое глубинное ощущение жизни, — подчеркивает Адлер. В свете этих положения утверждать о влиянии на стиль жизни каких- либо факторов, в особенности таких, как изменчивая и кратковременная
    Сидоренко Е. В Экспериментальная групповая психология. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб., 1993. С. 46; см. также Adler A. What Life Should Mean to You // Ed. by A. Porter. London:
    George Allen & Unvvin Ltd., 1932. P. 48.
    2
    Там же. С. 47.
    !
    Там же.
    Глава 3.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   35


    написать администратору сайта