Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
Скачать 5.89 Mb.
|
Мода и социальное поведение личности 121 Король оказался жертвой моды по нескольким причинам 1) страстно любил модно одеваться (заражение 2) не желал отставать от заграничной моды (подражание 3) поверил сообщению о моде на новые ткани (внушение 4) стремился поддержать свой статус (идентификация 5) занял недостаточно рефлексивную позицию. ГАВ. Траугот. Фрагмент иллюстрации к книге Новое платье короля. — М Детский мир, 1963. ми человека о самом себе. Поэтому так важно формирование положительного образа Я. Тревожная личность чаще других прислушивается к мнению окружающих о ее внешнем облике и рефлексирует то, как она выглядит. Процесс выбора модной одежды такой личностью сопровождается длительными, зачастую мучительными, размышлениями о том, к лицу ли понравившаяся вещь, что скажут об этом другие. Иногда они затрудняются ответить даже на вопрос о том, нравится им вещь или нет. Очевидно, роль рефлексии возрастает в случае негативного мнения окружающих о сделанном выборе, в ситуациях взаимодействия, где быть модным значит быть признанным, иметь высокий статус. Рефлексивная позиция потребителя модной продукции при анализе подобных ситуаций считается более продуктивной. Рефлексия — механизм вдумчивого распространения моды. Действие механизмов массового распространения моды, как уже отмечалось, находится под влиянием как общественных, таки личностных факторов. В качестве общественных факторов развития моды, как правило, называют традиции, обычаи, общественное мнение, нормы и ценности, социальные настроения и увлечения, массовую коммуникацию. К личностным факторам следования моде можно отнести такие характеристики, как своевременность, активность жизненной позиции, адекватность восприятия 122 Психология моды себя, других людей, ситуации, устойчивая ценностная система и наличие индивидуального механизма присвоения ценностей, относительная независимость от других людей, уверенность в себе и креативность. Резюме Мода есть отношение людей к внутренними внешним формам культуры, существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе. Мода объективируется в социальном поведении личности. Активность человека в модных процессах зависит от внутренних предпосылок и внешних условий. Мода выступает как социальная норма поведения, но менее императивная, обязательная и жесткая, чем нормы ряда социальных институтов или обычаев. Мода — многофункциональное социально-психологическое явление. Система взаимодействия между людьми, наблюдаемая в процессе следования моде, имеет коммуникативную основу. Участие индивидов в коммуникативном процессе моды предполагает исполнение ими определенных социальных ролей. Механизмами массового распространения моды выступают не только психологические способы влияния индивидов друг на друга, но и социально- психологические механизмы восприятия и понимания людьми друг друга. Вопросы и упражнения 1. Ознакомьтесь с фрагментом статьи Б. И. Кияновского О вреде женских корсетов (Врач. 1888. № 20, 21. С. 408): Из цифр ясно, что корсет влияет больше на вдыхательные движения грудной клетки. Вместе стем те же цифры ясно говорят, насколько женщины пренебрегают своим здоровьем ради моды, так как в корсете экскурсии грудной клетки делаются короче, жизненная емкость падает, сила вдоха и выдоха уменьшается. Мне кажется, что если женщины стремятся к изящному сложению, то первым делом — они должны были бы бросить свои шнуровки и корсеты, позволить своему телу развиваться свободно, несколько изменить свой образ жизни и не гнушаться телесными упражнениями. Ведь нес помощью шнуровок и корсетов развивались классические формы Греции и Рима Кроме вреда, о котором мы говорили, корсет, по моему мнению, обрекает женщин еще и на хроническое кислородное голодание, ибо грудь стеснена и количество входящего кислорода уменьшено против нормы. а) О каком критерии моды рассуждает автор б) Определите психологическую суть проблемы. Глава 2. Мода и социальное поведение личности 123 2. Полоний, персонаж пьесы В. Шекспира «Гамлет, принц Датский, дал своему сыну Лаэрту следующий совет Шей платье по возможности дороже, Но без затей — богато, ноне броско По виду часто судят человека Ау французов высшее сословье Весьма изысканно и чинно в этом. а) Чем вызвано отцовское предупреждение б) Составьте список основных ценностей, на которые указывает Полоний. 3. Поясните разницу между модой и прихотью. Какие прихоти господствуют в настоящий момент в России в Европе в Америке в Азии в Африке в Австралии Каким образом прихоти влияют на развитие современной моды 4. Почему модные гонки столь многочисленны 5. Как можно было бы контролировать модус тем чтобы стимулировать появление нового, но при этом избежать чрезмерного порабощения этим новым 6. Кто несет большую ответственность за абсурдность некоторых модных предложений женщины, которые потребляют подобные вещи, или про- моутеры моды Глава 3 ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И МОДА 3.1. Мода — язык тела Современная мода делает акцент на создание одежды и обуви, комфортной для человека и для человеческого тела. Отношения между телом и модой входе развития цивилизации складывалась неоднозначно. Постепенно из пассивного объекта, который разрисовывали, защищали от зноя и холода, тело превратилось в активное явление, способное говорить о своих ощущениях. Тело — являемая жизнь души. Душа есть воспринимаемая жизнь тела, — заметил Карл Густав Юнг. Тело как бы ищет наиболее оптимальную форму выражения души, отбрасывая то, что вызывает физический дискомфорт, разрушает биоэнергетический потенциал человека. Постоянные подсказки души телу и наоборот есть нечто иное, как один из адекватных способов приспособления к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Иногда тело протестует, иногда подчиняется, иногда согласуется с душевными переживаниями. Знания об отношениях человеческого тела с одеждой могут быть почерпнуты из философии и семиотики. Так, еще Гегель указывал на знаковость отношения тела с одеждой. Он писал одежда лишь подчеркивает по-на стоящему позу. На нее следует смотреть даже как на преимущество, поскольку она скрывает от нашего непосредственного взора то, что в качестве чисто чувственного лишено значения...» 1 «Но какое же тело должно обозначаться модной одеждой — вопрос, сформулированный Роланом Бартом, заставляет задуматься о способах перехода от абстрактного тела к реальному телу модниц. Сам Барт описывает три способа. Первый состоит в том, чтобы предлагать идеальное тело — тело манекенщицы, фотомодели. Второй состоит в издании ежегодных сезонных декретов, какие тела являются модными, а какие нет. Третье решение, по мнению исследователя, состоит в таком устройстве одежды, чтобы она трансформировала реальное тело, придавая ему значение идеального тела моды. Барт указывает, что во всех трех случаях имеет место структурное ограничение тела, его охват интеллигибельной системой знаков, растворение чувственного в значимом 1 Гегель. Лекции по эстетике. Т. II. СПб.: Наука, 1999. С. 119. 2 Барт Р Система моды Статьи по семиотике культуры / Перс фр, вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М Издательство им. Сабашниковых, 2003. С. 295. Глава 3. Индивидуальность и мода 125 Мода — язык тела. Ф.К. Гундлах. Симоне. Берлин. 1957. Ф.К. Гундлах. Антония вобле гающем черном вечернем платье. Гамбург. 1963. Ф.К. Гундлах. Астрид Шил лер. Париж. 1967. Ф.К. Гундлах. Беатрис Кунц на велосипеде. Гамбург. 1982. Расшифровка языка тела доступна модельерам. Предложение Поля Пуаре отказаться от корсетов в женской одежде стало своего рода революционным манифестом, провозглашающим оживление и расцвет женского тела. XX век стал веком расшифровки языка тела в моде, что нашло отражение в названиях модных конкурсов, выставок и публикаций (например, Память тела, Мода — язык тела и т. п. Контент-анализ фотографий моды за последние пятьдесят лет позволяет сделать некоторые выводы 1 Модели х годов в основном статичны. Жест руки, шаг-выпад подчеркивают графичность изображений. В е оживают позы, появляется динамика. Костюмы и платья позволяют быть более свободными в движениях. В конце х — начале х настроения протеста в форме движения хиппи сменяются бегством от реальности в иллюзорный мир, мода отражает эти тенденции. Метафорой мира света, нереальность которого оплакивает целое поколение, становится цветок, символ «детей-цветов» (Flower-fower). Одетые в широкие бабушкины платья в цветочек с цветком подсолнуха в волосах, модели представляют собой символ мечты о слиянии человека с природой. Впечатление усиливают этнические мотивы в моде. На рубеже этих десятилетий динамика возрастает и на подиум выходит женщина-под росток, хрупкая, как цветок, и подвижная, как ребенок. В частности, речь идет о материалах фотовыставки немецкого фотографа моды Ф. К. Гундлаха Мода — язык тела (Москва, 2001, май. 226 Психология моды Начало х ознаменовано сексуальной революцией, которая обновила ощущение человеком своего тела. Объект внимания фотографии — тело, иногда даже обнаженная натура. Новые формы отношений между полами отразились в моде «унисекс». ее годы — время спортивной и функциональной одежды. Фотографии запечатлели позы и движения моделей, такие же, как у женщин на улицах. Модели демонстрируют естественность абсолютно раскованной походкой. Тело ничем не стеснено. Мода практична и удобна. Создается впечатление полной независимости от каких бы тони было социальных норм и господствующей идеологии. В е вновь обретенную естественность позы сменяет искусственность, театральность, напоминая ох. Тело научают служить социальному Я личности, активно используют в формировании необходимого имиджа. Циклы изменений в моде становятся короче. Мода последнего десятилетия XX века часто цитирует в измененной форме направления прежних десятилетий. Полистилизм в моде — один из ответов на запрос в создании имиджа современного человека. Власть модельеров больше не абсолютна, а длина юбки перестала быть мерой модности вещей. В е каждый сам себе стилист и модель водном лице. Каждый обращается к своему телу и душе как основным экспертам создания социальной маски и образа жизни. В XXI веке взаимовлияние тела и моды, по прогнозам специалистов, станет еще более специфичным. Таким образом, научная дискуссия о биологических предпосылках и социальных условиях развития личности в контексте психологических исследований моды может получить новый импульс. 3.2. Личностный фактор моды Социальный Личность и ее характерные черты традиционно нахо- характер дятся в центре внимания историков костюма, культурологов, социологов, журналистов, пишущих о моде. Их мнения сходятся в том, что костюм любой исторической эпохи или модного сезона есть зеркало социального характера личности, реального или идеального. Например, в костюмах Древней Греции утверждается идеал разносторонне развитой, здоровой, цельной личности. Мужественность, приспособленность к любым условиям, строгость видится в костюмах римлян, а в костюмах римлянок находит воплощение величественность и медлительность. Костюмы Византии свидетельствуют о духовной культуре народа. Аскетизм мужчины и утонченность женщины составляют основу эстетического идеала человека средневековья и соответственно отражаются в костюмах эпохи. Костюм Возрождения является символом гармоничности человека. Галантность мужчины и великолепие, жеманство женщины проявляются в одеждах XVII века. Глава 3. Индивидуальность и мода 127 Склонность к флирту, праздность демонстрируют наряды начала XVIII века. Гражданская позиция и человеческое достоинство символизируют костюмы конца XVIII века. Романтизм XIX века создал образы возвышенные, страстные, мечтательные, одухотворенные. Динамичный стиль жизни и равноправие полов заметно определили развитие модных течений начала XX века в облике женщины появляются черты независимости, решительности, приспособляемости к условиям труда и быта. Ретроспективный обзор личностных детерминант модной одежды XX века можно продолжить, листая страницы модных журналов «L'Officiel de la Couture et de la Mode de Paris», «Harper's Bazaar», «Elle», «Vogue». И первое, что обращает на себя внимание -г западная мода XX века утверждает идеалы преимущественно женского образа, прорисовывает психологический портрет современницы столетия. Энергичность, молодость, жизнерадостность восприятия мира (доминанты х) совмещаются с романтической женственностью, эксцентричностью, кукольностью, спортивностью и независимостью (доминанты х. Дисциплинированность, сдержанность на фоне природной фемининности доминанты военных х) создают контрастный фон для реализации потребности женщины в самовыражении и самоутверждении (доминанта 50— х годов. В е эта доминанта приобретает черты ярко выраженного феминизма. Познание и переоценка ценностей определяют доминанту хи, наконец, потребность проявить свою индивидуальность, обретение истинной свободы находят свое выражение в модных тенденциях х. Писательница Амелия Натомб в своем монологе для первого русского издания «L'Officiel» заметила Мода, — несомненно, последняя область человеческой деятельности, где еще можно развлечься. е годы XX века Натомб называет странным временем, лишенным стиля, когда люди, наделенные хоть какой-либо индивидуальностью, чувствуют себя еще более опустошенными, чем в другие эпохи. Так ли это Парадокс заключается в том, что опустошенность и свобода соседствуют в моде х. Отсутствие диктата Долгожданная легкость бытия И да и нет. За лозунгом Свобода индивидуальности, под которым на фоне всеобщего увлечения американским спортивным стилем в одежде вырвалось вперед новое течение, скрывается одно, но очень важное требование — остановиться на том, что больше всего понравится, и носить то, что более всего к лицу. Это — непременное условие следования современной моде. Но почему не всем удается его выполнить В Моде женщина демонстрируется словно в сценическом представлении, так что обычное личностное свойство, будучи высказано в форме прилагательного, на самом деле включает в себя всю суть личности, — подчеркивает Ролан Барт. Глав Барт Р Система моды Статьи по семиотике культуры / Перс фр, вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М Издательство им. Сабашниковых, 2003. С. 289. 128 Психология моды ное преимущество такой психологической дискретности состоит, по мнению ученого, в том, что она делает возможной настоящую комбинаторику характерологических единиц и, по сути, служит технической основой для иллюзии почти бесконечного личностного богатства, которое в Моде и называют личностью в самом деле, модная личность — это количественное понятие в противоположность другим сферам, она здесь определяется не об- сессивной силой какой-нибудь черты — это прежде всего оригинальная комбинация расхожих элементов, перечень которых всегда задан заранее личность здесь несложная, а составная в Моде индивидуализация личности зависит от числа используемых элементов, а особенно от их как можно большей противоречивости мягкие и гордые, строгие и нежные, суровые и непринужденные такие психологические парадоксы имеют ностальгический смысл, в них сказывается мечта о тотальности, где человек мог бы быть всем сразу и не должен был бы выбирать — а значит, и отвергать — какую-либо отдельную черту (как известно, Мода не любит выбирать и тем самым кого- либо огорчать при этом парадоксальным является сохранение обобщенных характеров (которые единственно и совместимы с Модой как институ цией) в строго аналитическом состоянии — как обобщенность накопления, а не синтеза тем самым модная личность одновременно и невозможна, и всем знакома» 1 Психологические идеи Барта несомненно заслуживают внимания и дальнейшей разработки. Прежде всего, научный интерес представляет анализ личностных предпосылок следования моде, актуальных вовсе времена, которые создают основу для прививки доминант, законодательно устанавливаемых модой. Инициативность Ускоренный характер движения моды, по мнению Ю. М. Лотмана, связан с усилением роли инициативной личности в процессе этого движения. В культурном пространстве одежды, — замечает исследователь, — происходит постоянная борьба между стремлением к стабильности, неподвижности (это стремление психологически переживается как оправданное традицией, привычкой, нравственностью, историческими и религиозными соображениями) и противоположной им ориентацией на новизну, экстравагантность — все то, что входит в представление о моде. Таким образом, мода делается как бы зримым воплощением немотивированной новизны. Это позволяет ее интерпретировать и как область уродливого каприза, и как сферу новаторского творчества» 2 Барт Р Система моды Статьи по семиотике культуры / Перс фр, вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М Издательство им. Сабашниковых, 2003. С. 289. 2 Лотман Ю. М Культура и взрыв. М Гнозис: Изд. группа Прогресс, 1992. С. 125. Глава 3. Индивидуальность и мода 129 Инициативные личности ускоряют движение моды. Инициативность — это способность спонтанно и изобретательно генерировать новые идеи, цели деятельности, возможность создавать в зависимости от ситуации, динамики среды и собственных потребностей новые представления (сознательные образы, внутренние модели) будущих результатов своих действий. Способность сознательно трансформировать и переводить свои побуждения в систему целей близких и перспективных, главных и второстепенных, общих и конкретных (промежуточных. Инициативность пионеров моды как рази проявляется в прекрасной информированности о новостях в мире моды, быстром обнаружении и приобретении новых вещей, создании о них определенного мнения, которое впоследствии окажется мнением масс. Психологическая сущность инициативности каждого индивида определяется уровнем самоуважения и уверенности личности в себе. Г. Диарборн считает Если человек не уверен в себе, он не будет инициативным. Он не будет давать старт модной одежде или иметь ее. По мнению исследователя, уверенность в себе для большинства мужчин и женщин в некоторой степени зависит оттого, насколько хорошо они одеты. Таким образом, следование моде вплетается в канву жизненного функционирования личности. В действенном плане жизни мода приобретает форму самореализации, во временном плане — форму самовыражения как проявления своего Я в жизни. Dearborn G. Psychology of Clothes. Psychological Monographs. Vol. 26, № 1, Whole № 112 (1918). P. 70. 5 Психология моды |