Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
Скачать 5.89 Mb.
|
Мода и социальное поведение личности 113 И наконец, массовый характер моды определяет силу внушения. Издавна известно, что душевный строй человека меняется, когда он становится частью массы. И чем сильнее человек чувствует внутреннее или внешнее сходство с другими — по платью (особенно если это военная, спортивная или другая форменная одежда, возрасту, образованию, профессии, взглядами намерениям на политических или каких-либо других массовых собраниях, тем сильнее развивается взаимное духовное влияние. Невольно мысли и чувства принимают общее направление, внимание устремляется одинаковым образом, люди готовы к общим принципам восприятия, одинаковым взглядам, их начинают волновать одни и те же мысли. Общеизвестна также истина о том, что человек в толпе обладает меньшей способностью к критике, большей готовностью к действиями равномернее воспринимает аффект. Толпа создает все условия для осуществления внушения. Восприимчивость массы к внушению бесспорно больше, чем восприимчивость отдельного человека, духовно совершенно свободного. Поэтому тот, кто умеет пользоваться настроением толпы, возбуждая и направляя аффекты, может быть уверен в действии своего внушения, затем толпа последует, как стадо за вожаком, как, например, во времена революции за искусными демагогами или в эпохи революционных движений за пророками, — считает Е. Тремнер. Примером из истории моды является массовое увлечение джинсовой модой сначала в Америке, а затем и во всем мире. На наш взгляд, было бы неверно рассматривать внушение лишь как способ своеобразного психопрограммирования общества наследование моде, то есть манипулятивного воздействия наличность и общество. Актуальной проблемой на сегодняшний день является исследование суггестивного характера моды в позитивном ракурсе. Подражание Модная одежда разоблачает тайные мысли, утверждают теоретики моды, пытаясь разрешить противоречие между одеждой и модой. Суть данного противоречия в том, что одежда являет собой наиболее индивидуальное творение человеческой культуры, ив тоже время рядом с модой, которая как тень следует за одеждой, шествует могущественный инстинкт подражания. Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется непростое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черти образцов демонстрируемого поведения. Проблема изучения подражания как механизма распространения моды имеет глубокие научные корни. Г. Тард и Г. Спенсер — основопо- Тремнер Е Гипнотизм и внушение. Кишинев Универсул, 1991. С. 125. Психология моды Эффект просачивания моды вниз по социальной лестнице. Питер де Хох. Хозяйка и служанка. Ок. 1660. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. ложники популярного сведения моды к подражательному процессу. Г. Тард видел моду (в контексте анализа поведения народов) как результат действия верховного закона подражания, стремящегося к бесконечному распространению когда данный народ ослепляет других своим блеском, последние начинают ему подражать. Это-то распространение подражания за пределы данной национальности, которое я назвал модою, составляет, в сущности, нечто иное, как перенесение закона, управляющего сословными отношениями, в область международную. Модное подражание осуществляется в соответствии с общими принципами подражания • подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (то есть внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние подобно тому как духу религии подражают раньше, чем обрядам, идее новой моды подражают раньше, чем модным изделиям • низшие (по социальной лестнице) подражают высшим (провинция подражает моде центра, дворянство — королевскому двору) и т. д. Данный принцип известен как эффект просачивания вниз (Г. Зиммель) 2 Хотя движение модных стандартов по социальной лестнице сверху вниз весьма распространено, тем не менее, существует и обратная направленность этого движения. Далеко не всегда представителей господствующего класса ' Тард Г Законы подражания. СПб.: Типография и Литография С. Ф. Яздовского и К 1892. С. 349. 2 См Зиммель Г Психология моды // Научн. обозрение. 1901. № 5, а также параграф 1.3 Психология моды и концепции моды главы 1 настоящей книги. Глава 2. Мода и социальное поведение личности 115 следует рассматривать как инициаторов модных инноваций. Благодаря высокому социальному положению и значительному доходу высшие слои могут усваивать, выбирать модные стандарты в дорогих разновидностях и на ранних стадиях модного цикла, но ив этом случае зачастую происходит подключение и приспособление к уже сформировавшимся ранее модам. Именно в низах родились и получили первоначальное распространение многие наиболее значительные моды нашего столетия в рабочей и крестьянской одежде, негритянском и сельском фольклоре и т. д. Русский ученый Н. К. Михайловский высказал мнение о собственно психологической основе подражания в моде. Исследователь отмечал, что подражание, имеющее место в моде, имеет, так сказать, пассивный характер, поскольку не требует сознательных творческих усилий. По его мнению, мода является полем деятельности индивидов, которые внутри несамостоятель ны и испытывают потребность в приобщении, но внутреннее чувство которых все требует обособления, своеобразия. Подражательность есть специальный случай омрачения сознания, — заключает ученый. 3. Б. Элькина, обобщая высказанные мнения о роли подражания в моде, условно выделяет три вида подражания подражание-уважение; подража ние-соперничество и интегральное подражание 3 Специфика подражания в моде базируется на психической деятельности людей и выражается через пассивность и творчество в подражании, неосознанность и полуосознанность, эмоциональный характер подражания, его относительную иррациональность и принудительность. Подражание в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст. И поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, то всегда существуют два плана подражания или какому- то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой группой членства или группой, членом которой индивид не является, но она значима для него. Подражание в моде имеет как положительные, таки отрицательные стороны. С одной стороны, имитация одного итого же образца поведения приводит к унификации индивидов, ас другой, новые идеи, имеющие социальную ценность, эталонные социальные стандарты поведения или даже эталонный образ жизни могут быть распространены на широкую сферу имитации модного. Масса принимает их не потому, что видит в них ценность и полезность, а потому, что подражает им как модному. Но вместе стем модными могут становиться и весьма сомнительные ценности, которые благодаря подражанию в моде приобретают массовый характер. 1 См Михайловский Н. К Полное собрание сочинений. Т. 2. СПб., 1907. С. 163. 2 Там же. С. 154. 3 См Элькина 3. Б Мода и ее социальная роль Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Л. ЛГУ, 1974. 226 Психология моды , .—— Подражание модному образцу освобождает человека от психологических мучений выбора. По мере формирования системы личностных оценок, позволяющих создавать избирательное, критическое отношение личности к системе ценностей, избирательно-ориентирующая функция моды будет становиться менее социально значимой. Если новая мода согласуется тем или иным образом с назревшими общественными потребностями индивидов, то она начинает входить в быт сначала наиболее чувствительных к этим потребностям индивидов, а затем и менее чувствительных, но более конформных. На этом этапе распространения новой моды вступает в действие закон конформизма, сущность которого состоит в тенденции людей изменять свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало поведению и требованию других людей. Лучше быть нескромной со всеми, чем отличаться от других своей скромностью, — характеризуя эту черту моды, писал еще в XIX веке Ф. Дишер. Люди испытывают дискомфорт, когда слишком выделяются на фоне других. Но, по крайней мере в западных культурах, они испытывают некоторое неудобство и тогда, когда выглядят в точности также, как все. Эксперименты С. Снайдера и Г. Фромкина (С. P. Snyder, Н. Fromkin, 1980) показали, что людям нравится ощущать себя неповторимыми. Более того, своим поведением люди отстаивают свою индивидуальность. Делать противоположное — тоже вид подражания, — находим в Афоризмах Лихтенберга (1764—1799). Нонконформисты — индивиды, чье поведение демонстрирует открытое противопоставление собственных ценностей ценностям общепринятым — первыми воспринимают новые веяния в моде. Человек может вдруг принять совершенно новый облик. Нередко это делается для того, чтобы преодолеть психическую инертность окружающих. С. Л. Рубинштейн писал поэтому поводу Пока манера общения с другими, род занятий, качество труда, внешний облик, характер препровождения свободного времени, отклик на происходящие события, преследуемые цели, весь уклад жизни, присущие другому человеку, соответствуют образцам, которым привык следовать общающийся с ним субъект, последний обычно проявляет своеобразное равнодушие к психологии другого. Он, так сказать, без сомнений и доказательств полагает, что у другого человека психология такая же, как и у него. И только когда другой в образе жизни, в манере вести себя, в реагировании на происходящие события, в своем внешнем облике отходит от тех образцов, которые в глазах общающегося с ним являются выражением нормы, последний от регистрации внешней стороны поведения этого человека переходит к психологической классификации его поступков, пытается дать им ту или иную оценку и понять этого человека как личность 1 Дишер Ф. Т Моды и цинизм. СПб., 1879. С. 15. 2 Рубинштейн С. Л Проблемы общей психологии. М Изд-во МГУ, 1978. С. 56. Глава 2. Мода и социальное поведение личности 117 Таким образом, с одной стороны, мода удовлетворяет желание человека не слишком выделяться на фоне окружающих, нос другой стороны, позволяет реализовать потребность быть неповторимым, подчеркнуть тов чем заключается его индивидуальность, пробудить интерес окружающих к ней. Идентификация Внутренней содержательной основой подражания является идентификация — уподобление себя значимым другим, полное или частичное. Результатом идентификации является научение посредством наблюдения за объектом и подражания ему. При полной идентификации субъект копирует не только внешние формы поведения объекта, но и его мысли, чувства, действия. Входе идентификации приобретаются или усваиваются ценности, нормы, идеалы, роли и нравственные качества другого лица. Л. В. Петров определяет идентификацию как исходную точку моды» 1 Но, как уже отмечалось выше, принятие и освоение моды не всегда сопровождается осознанным уподоблением эталону. Мода связывает и обособляет людей не благодаря внутренним убеждениям, прочной основе взаимопонимания, ас помощью рефлекторных, неосознанных оценок, чаще всего останавливающихся на уровне общественного настроения, которое по природе своей переменчиво, неосознанно и эмоционально. Внешняя идентификация имеет прямое отношение к моде и выражается в демонстрации модного поведения, модной внешности, в обладании модными предметами. Чаще всего распространителями модных сообщений и объектами идентификации выступают так называемые звезды, кумиры, идолы. Популярность их, особенно благодаря средствам массовой коммуникации, достигает громадных масштабов, а эмоциональное воздействие столь велико, что нередко вызывает у аудитории фанатическую любовь, поклонение и, конечно, подражание при выборе модных объектов. Очевидно, что вместе со звездой модными сообщениями служат и окружающие ее вещи. Звезды нередко являются живой рекламой вещей, другими словами, выступают как живые знаки модных стандартов, воплощенных в товарах. Звезды усиливают привлекательность вещи, или фасцинацию. Фас- цинация — чрезвычайно важное явление для модной коммуникации. Слово «фасцинация» — латинского происхождения и во многих языках означает буквально волшебство, обаяние, гипноз. Фасцинация представляет собой свойство сообщения привлекать внимание адресата, создавать у него установку на прием сообщения. Фасцинированность заключается главным образом не в особых средствах, сопровождающих модное сообщение, а в самом сообщении в модном стандарте и реализующем его объекте, — поэто- 1 См Петров Л. В Мода как общественное явление. Л Знание, 1974. 118 Психология моды Звезды усиливают привлекательность вещи. Группа «Спайс Герлз». Laden Color. му особые средства фасцина- ции — реклама и звезды — живые эмблемы моды. Наиболее часто механизм идентификации проявляет себя в молодежной моде, законодателями которой в разные времена становились «Битлз», «Доорз», Пинк Флойд», «Спайс Герлз», Кино, Алиса и т. д. Их поклонники объединяются в фан-клубы и одеваются также, как и их кумиры. Довольно распространено мнение, что за реализацией механизма уподобления кроется конформистский тип поведения личности, неспособность устоять перед диктатом и впечатляющей силой какого-то повального увлечения. В связи с этим Б. Д. Парыгин замечает «По-видимому, конформность личности — развитое чувство не выделяться из других, быть такой же, как и все, и т. д. — объясняет лишь те случаи подчинения моде, когда последняя уже успела захватить значительные массы людей. А как быть в тех случаях, когда новая мода еще только зарождается В таких случаях, вероятно, сильнее действует уже не столько механизм уподобления (быть таким же, как те немногие, которые отличаются от других, сколько механизм обособления, выделения себя из основной массы людей» 1 Метафизическое разделение индивидуального (обособления) и общего (уподобления) в анализе моды объясняется, по-видимому, тем, что мода в своем распространении имеет две формы Обособление негативизм) Парыгин Б. Д Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. С. 420. Глава 2. Мода и социальное поведение личности 119 1) она идет от общности к общности 2) распространяется внутри общности. В функционировании моды в разных социальных условиях соотношение идентификации и обособления различно. По мере того как индивид группа) становится субъектом деятельности, обособление, индивидуальное (свобода) в моде занимают более значимое место, а идентификация, общее (необходимость) уходят на второй план. Крайним выражением обособления является негативизм, который особенно заметно проявляет себя в оппозиции к принятой моде, в так называемом явлении антимоды. Антимодное поведение, подхваченное подражателями, может образовать господствующую моду. Механизм обособления может проявляться как в совершенно стихийной, малоосознаваемой, таки более или менее отчетливо идейно очерченной форме. Примерами могут послужить мода полусвета конца XVIII — начала XIX века и движение битников концах началах годов XX столетия. Наследники казненных и осужденных Конвентом, неожиданно вернувшие свое богатство во времена Директории, основали аристократическое собрание Бал Жертв, откуда распространилась мода на особую прическу Жертвы с выбритым затылком, как это делал палач Самсон, приступая к так называемому последнему туалету осужденного. Некоторые из танцующих особ носили красные ожерелья, плотно охватывающие шею, как бы напоминая кровавый след удара гильотинного ножа, и этим приводили в восхищение своих кавалеров. Что касается битничества, то манера неопрятно одеваться, не бриться, не причесываться, вести себя шумно, вызывающе являлась формой протеста части молодых людей капиталистических стран против социальной несправедливости, социальной неустроенности, отупляющего однообразия жизни и ее бесперспективности. Подражание, идентификация, обособление могут породить слепое следование за изменениями моды, которое, в свою очередь, является сигналом следующих моментов. «Сверхмодно» одетый — это человек, в котором доминирует казаться значимым над быть значимым. Сверхмодное резко бросается в глаза и сильно подчеркивает недостатки. Бездумное следование моде, некритический отбор предметов одежды свидетельствует об отсутствии собственных эстетических критериев. Если ориентация на моду становится главной в системе ценностей индивида, то это тревожный, но точный симптом данный человек становится личностью-марионеткой, направляемой, ориентируемой другими. Однако в каждом случае распространение моды посредством подражания, идентификации или обособления наталкивается на ту или иную степень критичности личности по отношению к усвоению оказываемых на нее воздействий. Другими словами, воздействие не однонаправленный процесс всегда существует и обратное движение — от личности к оказываемому на нее воздействию. 120 Психология моды я _ Социально Социально-психологическая рефлексия представляет психологическая собой процесс осознания действующим индивидом рефлексия того, как он воспринимается партнерами по общению. Данный механизм, на наш взгляд, предотвращает слепое следование моде, позволяет придать этому процессу наиболее адаптивную форму. Рефлексия в отличие от других механизмов распространения моды есть механизм сознательной регуляции модного поведения человека. Функции данного механизма в моде неоднозначны и во многом определяются спецификой предмета рефлексивных суждений — внешнего облика, создаваемого с помощью модных объектов. Мода нередко становится причиной сознательных изменений в невербальном поведении личности. Например, во времена Петра Великого замена традиционной одежды на одежду европейского образца подразумевала новую систему жестов, пластики, походки. А хождение современниц на высоких каблуках требует виртуозного владения всем телом, в особенности осанкой. Рефлексия невербального поведения естественно сопровождает процесс освоения новой моды. Поданным исследований, рефлексия невербального поведения может рассматриваться как защитный механизм и как механизм регуляции пове дения 1 Формы адекватного приспособления, которые обеспечивает рефлексия невербального поведения, — это приспособления импрессивной, глубокой, тонкой личности, чья сила в чувствительности. Такая личность одной из первых реагирует на изменения в моде, ноне импульсивно, а осознанно определяет границы влияния моды. Широта границ влияния моды, свойственная данной личности, вероятно, пропорциональна широте границ осознания ею самой себя, что, в свою очередь, определяется такими личностными качествами, как тревожность, уверенность в себе, социоперцептив- ная наблюдательность и др. Повышенная чувствительность индивида к отвержению социумом, как правило, связана с неуверенностью в себе, замкнутостью, зависимостью от внешних влияний, неадекватной самооценкой, трудностями в общении, ориентированностью на получение обратной связи. Такой человек часто рефлексирует по поводу своего невербального поведения итого, как оно воспринимается другими людьми. Участие такого человека в модной гонке неоднозначно и представляет собой метание из крайности в крайность. Границы рефлексии невербального поведения более высокого уровня например, осознание индивидом того, как он воспринимается другими людьми) определяются границами первичной рефлексии (представления См Килошенко МИ Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1994. |