|
Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
Мода, стиль, имидж 185 Основа для формирования индивидуального стиля в одежде закладывается еще в детском возрасте под влиянием вкусов и оценок родителей, а также значимых других. Фото начала XX века. Неизвестный автор. Сестры на детской даче. 1970 (из семейного альбома автора книги. острую потребность в изменении, познании себя с разных сторон. Предположительно, что наиболее характерные черты индивидуального стиля в одежде определяются к 18—20 годам. Это связано с построением жизненных и профессиональных планов и перспектив, сложившейся к этому времени системы ценностных ориентации и формированием общей направленности личности. Изменения в структурных компонентах личности могут повлечь за собой и изменения в стиле. Устойчивость индивидуального стиля закрепляется, вероятно, под влиянием некоторых устойчивых личностных черт прежде всего таких, как потребность в достижениях и творческий стиль мышления. Эти черты наряду с другими являются, как указывалось выше, личностными детерминантами процесса следования моде. Результаты психологических исследований устойчивости-изменчивости личностных черт позволяет сделать некоторые предположения о психологических детерминантах формирования индивидуального стиля одежды. Так, у мужчин самыми устойчивыми чертами считаются пораженчество, готовность примириться с неудачей, высокий уровень притязаний, интеллектуальные интересы, изменчивость настроений, ау женщин — эстетическая реактивность, жизнерадостность, настойчивость, желание дойти до пределов возможного. Вероятно, именно поэтому женщины — наиболее актив 186 Психология моды i — - — • - ' " ные субъекты моды. Более того, они в большей степени, чем мужчины, стремятся быть не только модными, но и неповторимыми, самыми обаятельными и привлекательными, что и находит свое выражение в поиске и создании индивидуального стиля одежды. Можно предположить, что феномен индивидуального стиля одежды обязан своим появлением женщине. Однако если учитывать специфику тендерных ролей субъектов моды, то акценты могут быть значительно смещены. Так, исследователями выявлены значимые связи между «фемининностью — маскулинностью» и стремлением следовать моде. В группе лиц с выраженными маскулинными чертами тенденция следовать моде выражается в стремлении подчеркнуть свой статус, свои достижения, тогда как в группе с выраженными феминин ными качествами это стремление проявляется в желании быть привлекательными, подчеркнуть свои физические достоинства либо скрыть недостатки. Следовательно, непросто женщины, а женщины и мужчины с феминин ными чертами личности более активны в поиске индивидуального стиля средствами моды. Г. Мортон, разрабатывая концепцию формирования внешней привлекательности, подчеркивала Одежда может быть выбрана для самовыражения и для идентификации ее владельца с прекрасным. Ношение одежды не может быть использовано лишь для показа, доказательства богатства и власти, или идентификации с социальной группой, к которой человек относится или с которой хотел бы идентифицировать себя. Данный аспект довольно часто дискутируется в последнее время. Индивидуальный стиль костюма, несомненно, находится за пределами стадного инстинкта» 3 Костюм, который подкрепляет самовыражение личности, высвечивает всю несущественную и лишнюю отделку, применяемую без учета структурных линий. Другими словами, костюм должен представлять собой четкую, рациональную простоту, которая, совмещаясь с психофизиологическими особенностями его владельца, дает ему возможность выделиться в существенном. Современный костюм с хорошим дизайном, подобно удачным дизайнерским находкам в современной фурнитуре, архитектуре, декоративном искусстве, зависит от разумного использования линии, интересных форм, соответствующих материалов и искусного сочетания цвета. Одежда и дом становятся средствами самовыражения и фоном для личности. Современный костюм должен представлять собой тщательно продуманный ансамбль шляпка должна соответствовать платью, гармонично сочетаться с перчатками и обувью, и даже самые эффектные украшения не должны бросаться 1 Исследование Е. Немеровской (СПбБИЭПП, 2000). 2 Степень выраженности фемининных и маскулинных черт определена с помощью Анкеты половых ролей Бема». 3 Morton G. М The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964. P. 16.
Глава 4. Мода, стиль, имидж 187 В поисках стиля. Фото Анны Геддес. в глаза, и если вдруг они оказываются замеченными, то забыть о них должно быть сложно. Несомненно, индивидуальность имеет большее значение, чем все эти мелочи последние многократно подчеркивают индивидуальность каждого.
188 Психология моды Немногие обладают чутьем, которое приводит к результатам, олицетворяющим стиль. Есть люди, которые имеют безупречный вкусно не воплощают его в своей внешности есть и такие, которые близки к достижению идеала, но, к сожалению, имеют старомодные вкусы некоторые не чувствуют цвета иные обладают хорошим чувством цвета, но лишены чувства линии и силуэта. Тем не менее всегда можно обнаружить женщину, которая олицетворяет все элементы стиля. Она редко бывает хорошенькой от природы. В глазах других людей она просто некрасива но она интеллигентна, много знает и космополитична. Она имеет вкус, скорее приобретенный, чем врожденный, который позволяет ей находить и покупать те вещи, которые имеют для нее важное значение и личностный смысл. Это может быть цвет, ассоциирующийся с памятными, глубоко личными переживаниями, изысканное украшение или способ комбинирования разных вещей. Кстати, все это справедливо и для мужчины. Правомернее было бы утверждать, что стиль в большей степени определяется индивидуальным способом ношения одежды, чем свойствами носимой одежды. В манере одеваться должно быть нечто личное — беспечный залом на шляпе или легкая небрежность. Этому могут завидовать окружающие, но для субъекта стиля это возможность продемонстрировать чувство собственного достоинства, элегантность, выразить настроение и жизненную силу. Человек — это стиль, — говорят французы. Так или иначе, но каждый человек совершает выбор костюма, ориентируясь на свою индивидуальность, свой типологически обусловленный индивидуальный стиль жизнедеятельности. Доказано, чем точнее костюм выражает индивидуальность владельца, тем комфортнее он для него. Индивидуальность и комфортность, таким образом, являются своеобразным стержнем, вокруг которого формируется индивидуальный стиль одежды. 4.3. Тендерные различия стилевых предпочтений Стилевые Большинство женщин создают свой стильна основе предпочтения классической одежды, которая ассоциируется у них и с женщин деловой, и снарядной одеждой одновременно. Данное предпочтение указывает на одно из актуальных противоречий в современном классическом костюме. С одной стороны, женщина хочет нравиться, удивлять, очаровывать, быть неповторимой, нос другой, она — равноправный партнер в бизнесе, активный участник социокультур- 1 Исследование А. Богданова «Социально-психологические факторы формирования делового стиля одежды, спецфакультет менеджмента (СПбГУ, 1996, научный руководитель — МИ. Килошенко).
Глава 4. Мода, стиль, имидж 189 ных и политических преобразований в стране. Каким образом эти две тенденции представлены в женском классическом деловом костюме Ответ на данный вопрос был обнаружен в результате исследования «Социально-пси хологические факторы формирования делового стиля одежды (1996). Женщинам, участвовавшим в исследовании, было предложено выбрать из десяти деловых костюмов один, который понравится и подойдет более всего. Затем выбранную модель костюма необходимо было оценить пота ким критериям, как эстетичность, эротичность, функциональность, комфортность и индивидуальность. Анализ связей между степенью выраженности названных критериев костюма и психологическими особенностями потребителя (я в лучшем костюме) позволил выявить ряд закономерностей. В деловом костюме с выраженными эстетическими характеристиками женщина оценивает себя положительно она не стремится наставлять и поучать, а наоборот, ориентирована на получение советов от других людей она становится более внимательной в общении. Подчеркивание эротичности в костюме усиливает чувство независимости, стремление выделиться, быть на первом плане. Недостаточно функциональная одежда сдерживает проявления дружелюбия, склонности к сотрудничеству, согласию или компромиссу. Чем старше потребитель, тем выше его требования к функциональности костюма. В удобной одежде, с высокой степенью комфортности, деловые женщины проявляют себя менее жестко и агрессивно, но при этом снижаются их энергичность, упорство и настойчивость. Таким образом, выраженность того или иного критерия в костюме может оказывать решающее влияние на поведение деловой женщины и способствовать или, наоборот, препятствовать достижению желаемого результата. Входе данного исследования были обнаружены внутренние связи между характеристиками костюма. Замечено, что изменение интенсивности проявления одной из них приводит к изменению интенсивности другой. Выявленные связи имеют значение как при создании, таки при выборе соответствующего костюма. Например, в костюме, отвечающем высоким эстетическим идеалам, обнаруживают себя и эротические характеристики. Женщина в таком костюме не только красива, но еще и сексуально притягательна. Однако эстетичность костюма резко снижает его функциональность. Вряд ли женщина сможет свободно передвигаться и тем более работать в платье от кутюр». Высокофункциональный костюм, в свою очередь, лишен эротических признаков. В этой связи припоминается бесполая спецодежда или женский брючный костюм, точь-в-точь повторяющий мужской (по цвету, силуэту, фактуре и т. д. * Все модели спроектированы для осенне-зимней коллекции 1996—97 года на АО Первомайская заря, г. Санкт-Петербург. 190 Психология моды Костюм № 1 — выбор женщины-лидера. Костюм М 8 — выбор женщины-дипломата. Сравнительный анализ степени выраженности эстетичности, эротичности, функциональности, комфортности и индивидуальности в наиболее предпочитаемых моделях (костюм № 1 и костюм № 8) позволил выявить значимые различия только в оценках эротичности выбранных костюмов. В костюме № 1 эротичность более выражена. Его выбрали женщины с высокой самооценкой, уравновешенные, дружелюбные и любезные, как правило, со всеми сильный тип личности, который лидирует во всех видах групповой деятельности и полагается на свое мнение. Костюм № 8 выбрали женщины, тип личности которых можно охарактеризовать как уверенный, активный, направленный надело, ноне обязательно лидирующий гибкий и склонный к компромиссам при решении проблем, уважительный. Очевидно, индивидуально-типологические особенности потребителя модной одежды определяют его индивидуальный выбор. В связи с этим очевидна и значимость переориентации современного производства одежды с массового на мелкосерийное, максимально ориентированное на потребителя. Потребитель, в свою очередь, все чаще делегирует одежде конкретные задачи. Особенно это касается деловой одежды. Она должна сообщать о человеке ровно столько, сколько ему самому нужно. Стилевые предпочтения мужчин Если для женщины важно нравиться, удивлять и очаровывать, то для мужчины, в особенности делового, внешний облик прежде всего — камуфляж, набор знаковых деталей, указывающих на социальное положение, занимаемую социальную нишу и возможные амбиции. Мужская деловая мода многогранна, но при этом в ней выступают два основных направления консервативный стиль, работающий на создание образа надежного, солидного, состоятельного мужчины — банкира, политика, крупного преуспевающего бизнесмена — и энергичный стиль •>,
лава 4. Мода, стиль, имидж 191 подчеркивающий инициативность, готовность к самым нетрадиционным решениям. Консервативный стиль называют стилем трех С — серьезен, стабилен, состоятелен. К данному стилю в одежде предъявляются ряд общих требований и условностей. Прежде всего — отказ от итальянской мужской моды (например, фирмы Версаче и Армани), которая весьма непостоянна меняются расцветки тканей, крой, силуэт. Известный американский художник-стилист Шелли Комарова как-то водном из своих интервью иронически отметила Костюм от Версаче невозможен в американском банке также, как норковое манто — в угольном забое. Солидному человеку ненужно производить фурор своим внешним видом. Качественная роскошь — куда предпочтительнее. Та же Шелли называет и имя модельера, создающего по ее мнению образ солидного мужчины, это — Ральф Лоран. Идея его коллекций проста до очевидности все меняется, мода переменчива, и только истинный джентльмен остается образом стабильности и постоянства. Действительно, консервативный костюм едва ли находится в подчинении у моды. Из тканей выбираются натуральные или смесовые: кашемир, твид естественных мягких тонов серый, бежевый, синий. Хорошие пуговицы, дорогие подкладки. Рубашки к безупречному костюму должны быть также безупречны — однотонные, с едва заметным геометрическим рисунком. Особый шарм — рубашка с вышитой монограммой владельца, выполненная на заказу портного. На другом полюсе мужской деловой моды находится стиль энергичных, молодых бизнесменов — стиль трех О — общителен, обаятелен, открыт. Главный акцент здесь ставится на создание имиджа дружелюбного человека, с которым можно вступить в диалог, найти компромисса может, даже рискнуть. Мужчина, выбравший подобный образ, может смело экспериментировать со своим гардеробом, главное при этом — не утратить чувство вкуса и меры. Энергичный стиль — это прежде всего игра красок и настроений. Чер но-белая клетка, «гленчик», куриная лапка, насыщенные тона. Осторожное обращение с белым цветом. Белый пиджак или костюм может придать облику нарочито театральный вид, хотя в щегольстве данному типу мужчин не отказать. В коллекциях от Библоса и Монтаны х годов мужчины открыли для себя красный цвет. А затем в мужской моде наступил настоящий обвал красного красные набивные рубашки от Бертоне, красно-терракотовые галстуки Босса. И это не причуды модельеров, ведь мода заключает в себе не причину, она — следствие. Популярность ярких цветов, в частности красного, в мужской деловой моде многим видится в их влиянии на симпати- Психосемантика мужского костюма практически не исследована, хотя имеется немало интересных публицистических заметок на данную тему.
192 Психология моды Стиль трех С — серьезен, стабилен, состоятелен. Стиль трех О — общителен, обаятелен, открыт.
Глава 4. Мода, стиль, имидж 193 ческий нерв это стимулятор нервной системы, настраивающий ее на высвобождение жизненных сил. Деловую моду сравнивают с боевой раскраской воинов индейского племени, весьма красноречивой. В связи с этим значимость осознанного подхода к поиску своего стиля в одежде существенно возрастает. При этом условии созданный образ обязательно будет работать эффективно. 4.4. Роль моды в создании имиджа Рискуйте изменяться — один из лозунгов современ- Имидж и стиль „ - тт нои многообразной моды. Но умение стать иной или иным — это не только наряд, это и лицо, и жесты, и поведение. Манера, лицо и стиль — неотъемлемые части имиджа личности, объекты творческого преобразования. Но если для того, чтобы найти лицо, нужно пожертвовать манерой, то, чтобы найти стиль, — необходимо отчасти отказаться и от лица. Манера есть субъективная форма, стиль — объективная. Манера непосредственна, стиль опосредован он достигается преодолением торжества между личностью и творцом, — объективацией ее субъективного содержания» 1 Пример — поэт Серебряного века, глава акмеистов Николай Гумилев, который сумел превратить свою откровенную некрасивость в загадочную притягательность конквистадора («Отряхая ударами трости клочья пены с высоких ботфорт. Элегантная авантюрность его лирики, подчеркнутая неизменно распахнутой шубой из леопардовых шкур в суровые зимы и оттененная лимонной феской в сочетании с лиловыми носками летом, производила оглушающее впечатление (так что золото сыпалось с кружев, с розоватых брабантских манжет. Правда, под маской Дон Жуана, под нарочитой элегантностью мягких английских пальто, скрывалось, как это водится, российское сердце поэта» 2 Понятие имидж (от англ. image — образ, изображение, отражение (в зеркале, подобие, метафора, икона) формировалось и развивалось в течение многих веков. Иезуитский миссионер Санчес Лабрадор описывал, с каким самозабвением древние кадувео (Южная Америка) посвящали целые дни раскрашиванию лица и тела, ибо, по их словам, кто не раскрашен, тот просто глуп. Татуировки и наносные узоры, по утверждению этнологов, дополняли натуральный человеческий облик, превращая его в изобразительный символ племенной мудрости. Краской индейцы заостряли естественную симметрию черт в условно геометрическую форму, которая означала социальную иерархию или космическую гармонию, доводя таким образом структуру лиц до структуры мифов, превращаясь тем 1 Иванов Вяч. Манера, лицо и стиль // Труды и дни. 1912. № 4. С. 1—2. 2 Шахматов В Рождены поэзией, и ею отмечены // Коммерсантъ-DANDY. Специальное приложение к Коммерсантъ-DAILY. 1996. Июнь. С. 3.
194 Психология моды Имидж. Эскиз Джанфранко Ферре. самым в живых мифологических героев, посредством эффективно сконструированного визуального имиджа 1 Почти тоже можно сказать о масках — театральных в классической Греции или Китае, погребальных в Древнем Египте. Вот личие от татуировок и раскрашивания маски не сращены с кожей. Они — объемные символические лица, не подверженные естественному телесному увяданию. Они обращают лицо, которое сразу и обобщенным образом маскируют (очерчивая на фоне тела в целом) и скрывают, — к вечности. В условиях же христианской культуры, в которой вечность стала делом личного спасения, типовая маска уже не могла причащать к идеальному существованию. Иона переселилась из высоких мистерий в низовой смеховой антимир — стала личиной клоунады. При этом она отчасти вновь отождествилась — в виде карминных румян и сажи вокруг глаз — с бренной кожей. Клоунская личина и есть ближайшая проформа современных имиджей. Не по виду, но по символическому типу. Клоун как бы гипертрофирует естественную фактуру нос возводится в квадрат ив куб посредством специальных нашлепок щеки вопиют красными пятнами глаза жирно обрисовываются — они словно шире открыты, чем глаза обычного человека голос переводится в регистр визгливого выкрика, чтобы его непросто слышали, но чтобы он резал уши ; ступни увеличиваются громадными штиблетами кисти рук удлиняются за счет слишком коротких рукавов и т. п. Клоун, как гротеск, как собрание торчащих и кричащих деталей, между которыми — пустоты (они облегчают концентрацию восприятия на щеках или ступнях, ведь ожидать от развлекающихся зрителей внимания к целостному и дифференцированному облику нельзя, поскольку это уже ду- 1 См Леви-Стросс К Структурная антропология. М, 1983.
Глава 4. Мода, стиль, имидж 195 Создание имиджа связывается с проявлением стиля во внешнем облике, в поведении, во взаимоотношениях с людьми. ховная работа, далекая от развлечения, оказывается самым заметным персонажем на цирковой арене. Это соответствует его роли коверного — артиста, появляющегося на публике постоянно и обязанного выдержать конкуренцию с исполнителями пестрых разовых номеров 1 Древние люди, еще, собственно, не оперируя термином имидж, тем не менее представали перед массами вовсе не такими, какими былина самом деле, а такими, какими их хотели бы видеть другие. И если новый социальный образ древние создавали с помощью цветных красок и узоров, то современники прибегают к помощи одежды, стрижки, макияжа, манер и других компонентов, которые и составляют понятие имидж. Первоначально термин имидж использовался в коммерческой рекламе для дифференциации товаров и имел довольно узкий смысл. В активный лексикон понятие имидж вошло из журналистской практики х годов, где оно использовалось прежде всего для акцентирования внимания на сценическом образе поп-музыкантов, процессе сращивания поп-музыки с шоу. В тоже время с разработкой новых методов организации избирательных кампаний имиджи стали широко применяться и для дифференциации общественных и политических лидеров. А к концу х заговорили об имид жах телеведущих, журналистов, актеров — всех тех, кто породу занятий часто являлся на публике, ипритом в амплуа, близком к амплуа затейника. Имидж представлялся как искусственно сформированный образ политика, предпринимателя, актера, товара, фирмы, социального или политического явления, массовых процессов Создание имиджа связывалось с проявлением стиля во внешнем облике, в поведении, во взаимоотношениях с людьми. См Чередниченко Т Политические имиджи и смеховая культура // Искусство кино. 1994. № 6. С. 111-116.
|
|
|