Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
Скачать 5.89 Mb.
|
Психосоциальная167 мечена положительная динамика самооценки индивида в случае присвоения им модных стандартов, обладания модными объектами (в частности, модной одеждой) и осознания себя как модного человека (см. рис. 1). Рис 1. Динамика самооценки личности в процессе следования моде. По результатам эксперимента оказалось, что для лиц с низкой самооценкой осознание себя модным человеком является весьма значимым фактом. В нем заключены ожидания субъекта оценки, связанные с положительным отношением к нему других людей. Уверенность в себе, демонстрируемая субъектами моды с заниженной самооценкой, является, скорее всего, характеристикой ситуативных изменений личности, не затрагивающих ее глубинные структуры. Для лиц с низкой самооценкой процесс следования моде лишен творческого начала, мода используется ими как психологический механизм, который позволяет привлечь внимание окружающих и облегчает межличностное взаимодействие. Ситуационный защитный механизм Заниженная самооценка влечет за собой высокую тревожность субъекта, особенно в личностно значимых ситуациях. Следование моде в этих случаях приобретает черты ситуационного защитного механизма личности. В смоделированной ситуации выбора модной одежды (исследование 1999 года) большинство девушек с высокой тревожностью (68 %) отдали предпочтение модели одежды авангардного стиля (облегающий комбинезон из виниловой кожи цвета металлик). Посредством такого, на первый взгляд, шокирующего выбора девушки проявили острую потребность во внимании, эмоциональной реакции со стороны окружающих. Для них важно выделится из массы остальных людей, продемонстрировать самостоятельность и уверенность в себе, занять лидирующее положение в отношениях со значимыми другими. Знак оценки окружающих является тем существенным фак- Линда Евангелиста в открытом вечернем платье желтого цвета на корсете и с лифом из перышек коллекция 1995 года. И тогда, оглядываясь на XX столетие, становится более очевидной природа некоторых модных тенденций. П. Пуаре, Г. Шанель — их имена связывают с началом века, временем, когда люди обычно с тревогой и надеждой всматриваются в будущее, определяют жизненные перспективы, когда неизвестность манит, но вызывает беспокойство. К. Диор — явление середины века. Экономические кризисы, войны, тоталитарные режимы и тревожная личность, скинувшая свои оковы под новым взглядом Дио ра. В 1964 году А. Куреж первым на основе высокой моды создал коллекцию моделей для молодежи, заявившей в то время о себе как о социально активной самостоятельной группе. Дж. Гальяно и С. Маккартни — молодое поколение дизайнеров ушедшего XX века, приготовившие пилюлю от тревожного состояния, сопровождающего приход века XXI. Итак, хорошо подобранная одежда может сыграть роль ив ослаблении непостижимых страхов, ив укреплении чувства уверенности в себе. Одежда настолько интимная, очевидная и вездесущая часть нашей личности, что никакие другие затраты, без сомнения, не дают такого удовлетворения нашему глубокому желанию быть признанными как личность, а также ощущения личной безопасности, которое всегда под угрозой в этом изменчивом мире. Подобно театральным актерам, которые плохо знают свои роли, мы чувствуем, что могли бы немного сымпровизировать, если бы точно знали, что в результате будем выглядеть хорошо, — замечает Хелен Мэйклджон (Helen Meiklejohn). Психотерапевтическая роль моды еще мало изучена, а имеющиеся исследовательские находки требуют уточнений. Но уже сегодня можно утвер- 1 См Morton G. М The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964. P. 8. Ремарк Э. М Жизнь взаймы. М Худ. литра, 1992. С. 134. 171 Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов (Э. М. Ремарк). Неизвестный автор. Ирина Зеленко. Ленинград. 1955. Из семейного альбома автора книги (портрет мамы. нову материального богатства всех людей, — считает Г. Мортон. Наличие техник, с помощью которых можно стать привлекательнее, подталкивает многих девушек на путь овладения этим обширными богатым опытом. Учеными обнаружена положительная связь между интеллектом женщины и степенью ее привлекательности. Женщина интеллигентная, умная, учитывающая время, в котором она живет, обязательно заметит пользу от постоянного интереса окружающих к ее внешности. С юности и дозрелого возраста она будет использовать свои интеллект и воображение для создания нарядного и привлекательного внешнего вида. Причем настолько, насколько будут позволять способности и финансы 2 В последнее время в нашем обществе наблюдается интенсивное возвращение интереса к красоте и моде, частично утраченного в годы железного занавеса, отделявшего страну от мировой цивилизации. Красота, длительное время находившаяся в изгнании, возвращается в виде специальных образовательных курсов, тренингов и консультаций специалистов в области психологии, дизайна, парикмахерского искусства и макияжа. Возвращается опыт, который накапливался прабабушками и бабушками в течение столетий. Поэтому воспоминания и мысли простой киевлянки Нины Мазовец- кой, сначала ребенка, затем панночки, а вскоре советской женщины, имеют, без сомнения, не только семейное значение. В дневнике (1911), обнаруженном краеведами, пятнадцатилетняя девушка пишет «30 августа. Послезавтра мыс Олей начинаем изучать моды у мадам Жеребцовой. Я волнуюсь. Вот, чтобы подготовиться, попросила старые записи у бабушки (известной модницы пушкинской поры. Сразу же привлекли внимание две заповеди для женщин, обведенные красным карандашом Умение красиво одеваться есть наука и искусство, которыми каждая женщина сможет овладеть. 1 Morton G. М The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska. 1964. P. 8. 2 Там же. 1 — н ностный рост, психотерапия неврозов, психосоциальная реабилитация и ситуационная защита. Психологические проблемы взаимовлияния моды и индивидуальности составляют основу программ формирования привлекательности и уверенного поведения в группах социальной психотерапии и коммуникативного тренинга. Вопросы и упражнения • 1. Приведите примеры из истории моды, указывающие напрямую связь между модой и телом человека. Справедливо ли утверждение, что мода может подчинить себе любое реальное тело 2. Назовите психологические черты, которые, на ваш взгляд, свойственны модной женщине. Ознакомьтесь с характеристиками модной женщины, составленными другими авторами а) Никто не заботится об их талантах или способностях, никто не смущается их нравами, в них ищут только красивую наружность, веселость и красивые формы (Неизвестный автор (начало XIX в. б) Проворная, непринужденная, шаловливая, пикантная, скромная, уравновешенная, легкая в общении, дерзкая, изысканная, кокетливая, серьезная, наивная и т. д модная женщина — это целое собрание отдельных мелких сущностей, весьма сходных с амплуа в классическом театре (Р. Барт. Система моды. 2003). Сопоставьте эти характеристики. Есть ли между ними различия Какие черты составляют социальный стереотип модной женщины 3. В какой степени характер и поведение модников определяется другими людьми 4. Кто более устойчив к капризам моды эмоционально неустойчивые или рассудительные персоны Почему 5. Напишите не менее 20 ответов на вопрос Кто я. Оцените, насколько ваш гардероб отвечает вашей психологической сущности. В качестве экспертов вашей оценки попросите выступить родных и друзей. 6. Замечено, что в критические моменты личной жизни, также как ив периоды общественных катаклизмов, у людей повышается интерес к моде. Дайте этому психологическое объяснение. 7. Объясните Быть вне моды — все равно что быть мертвым. . • МОДА, СТИЛЬ, ИМИДЖ 4 . 1 . Психология одежды и стиль Постоянной изменчивости моды противостоит отно- Одежда " н . сительная устойчивость явления, которое называет- и художественный J , £. , J ся индивидуальным стилем одежды JTOT феномен есть результат субъективного отражения художественной характеристики эпохи, образа индивидуальной и общественной жизни и, естественно, тенденций современной моды. Динамичность перемен в моде на фоне относительной устойчивости художественного стиля эпохи и образа жизни индивида определяют свойства индивидуального стиля одежды. Понимание психологического механизма формирования индивидуального стиля одежды невозможно без учета основных принципов развития крупных художественных стилей. Проектирование любой одежды всегда происходит в рамках определенного стиля, который накладывает отпечаток на его форму, конструкцию и детали. Не исключено влияние художественного стиля и наличность владельца одежды. Понятие стиль (от лат stylus, от греч stylos — стержень, палочка для письма по восковой дощечке) означает единство художественных признаков (обусловленное единством идейного содержания, характерных для данной эпохи. Чаще всего стиль определяют как систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса содержанием и формой, идеей, темой, сюжетом, пространственными настроениями, колоритом, техникой выполнения, приемами и материалами Условно в истории развития европейского искусства выделяются следующие стили классический, средневековый (византийский, романский, готический, стиль эпохи Возрождения, барокко, рококо, ампир, современный. Классификация стилей тесно связана с историческими и социальными закономерностями развития мира. Каждый из известных стилей в своем развитии проходит три стадии вначале ему было присуще нечто демократическое и конструктивное, затем он начинал приобретать черты декоративности и, наконец, предельной орнаментации предмета, которая разрушала 1 В данном смысле понятие одежда употребляется в своем широком значении и является синонимом понятия костюм. 2 Соколов А Теория стиля. М Искусство, 1968. С. 27—28. 175 Костюм отражает художественный стиль эпохи. В. А. Серов. 1865-1911. Портрет княгини 3. Н. Юсуповой. 1902. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей. конструктивные основы стиля и приводила к его гибели. Другими словами, для любого стиля, в том числе и современного, характерна формализация и известная унификация средств художественной выразительности. Стиль — это категория формы. Форма реализует определенное содержание, обладая при этом известной самостоятельностью. Идеи сопутствуют стилю, они могут им управлять, ноне являются его прямыми носителями. Одежда — это форма, которая, соответственно вылепленная тканью, придает фигуре те или иные очертания. Очертания, или силуэт, видоизменяются в зависимости от стиля, то есть художественной характеристики целой эпохи, и/или от моды, то есть кратковременного изменения. Так, например, западноевропейское искусство XVII века, именуемое стилем барокко (стиль придворного абсолютизма, стиль торжественный и высокопарный, создает и соответствующие этим понятиям одежды, или костюм. Как же в костюме проявляются черты стиля В архитектуре стильба рокко проявляется в преувеличенных формах и пропорциях сооружений, в излишней декорации фасадов дворцов с бесконечными анфиладами комнат и богато убранными залами, в создании площадей с величественными лестницами, памятниками и грандиозными фонтанами. Ас полотен живописцев этой эпохи смотрят напыщенные вельможи в торжественных официальных позах, пешие иконные, в тяжелых париках и развевающихся мантиях. Мужчины одеты в массивные кафтаны, отягощенные обилием вышивки и позолоты. Богатая перевязь для шпаги, чулки с ажурными стрелками и башмаки на толстых красных каблуках, парик, локоны которого ниспадают по плечами спине, — торжественный и величественный костюм стиля барокко перед нами. Эпитеты — придворный, торжественный, величе- |