Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение в психологию моды

  • Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )


    Скачать 5.89 Mb.
    НазваниеДопущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
    Дата10.02.2023
    Размер5.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПсихология моды УП для вузов.pdf
    ТипДокументы
    #930143
    страница1 из 35
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
    МИ. Килошенко ПСИХОЛОГИЯ моды е издание, исправленное Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва ОНИКС
    2006
    : PRESSI ( HERSON )

    УДК 316.6
    ББК 30.18 КР е цензе н ты др психол. наук, проф А.Л. Свенцицкий; канд. искусствоведения, доц И.Г.Нехорошева
    Килошенко МИ. К Психология моды Учеб. пособие для вузов/М.И. Килошенко. —
    2-еизд.,испр. — М Издательство Оникс, 2006. — 320 сил В книге представлен обзор широкого спектра теорий и гипотез в области психологии моды как уникального социально-экономического явления, богатый фактический и экспериментальный материал, что делает ее незаменимым учебным пособием по одной из самых молодых психологических дисциплин. Учебный материал подкреплен вопросами и упражнениями для самостоятельной творческой и исследовательской работы. Для студентов и специалистов в области моды, дизайна, журналистики, маркетинга, рекламы, имиджелогии, психологии, социологии и философии.
    УДК 316.6
    ББК 30.18
    © Килошенко МИ, 2005
    © ООО Издательство Оникс, 2005 Все авторские права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы тони было форме без письменного
    ISBN 5-488-00224-3 разрешения автора.
    ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая читателю книга — попытка прочтения психологического подтекста одного из самых многогранных явлений в жизни человека — моды. Следует сразу оговориться, что речь в ней пойдет, прежде всего, о психологических закономерностях моды на одежду, обувь, аксессуары. Именно эти вещи стали сегодня неотъемлемыми атрибутами социального бытия человека. Уже написаны многие увлекательные тома об исторических, этнографических, географических предпосылках использования человеком данных вещей. Не менее интересными являются и книги, описывающие результат их использования. Но все актуальнее становится желание разговорить эти атрибуты, а значит, познать их психологическую 'Сущность. Моя книга предназначена для истинных поклонников и поклонниц моды. Надеюсь, она будет полезной и для начинающего дизайнера, и для находящегося в зените славы кутюрье. Моя книга — для психологов — неутомимых исследователей законов и закономерностей психической жизни человека, для психотерапевтов, стоящих на страже психического здоровья личности. Моя книга — для искусствоведов — проводников в мир прекрасного, и для всех тех, кто стремится сделать мир уютным, красивым, безопасными тех, кто хотел бы жить в таком мире. Появлению этой книги я во многом обязана моей маме, Ирине Ивановне Килошенко, мудрой, заботливой, скромной, ненавязчиво способствующей развитию вкусов и способностей своих детей, никогда не ограничивающей их творческие порывы (о, сколько метров ткани были истерзаны моими ножницами в попытке создать нечто, что могло бы называться модным нарядом или обновкой. Глубоко признательна моей сестре Наташе зато, что она уверенно подтолкнула меня к серьезным занятиям психологией. Искренне благодарна профессору Санкт-Петербургского государственного университета Анатолию Леонидовичу Свенцицкому за полезные замечания и предложения по поводу осуществления замыслов. Огромное спасибо моему другу Олегу Криницкому за помощь в переводах с английского и моральную поддержку моих литературных опытов. Яне смогла бы написать эту книгу вне атмосферы науки, творчества, практики и дружеского общения, царящей в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна, личного участия профессоров Юрия Владимировича Манько, Ирины Николаевны Сафроновой, Бориса Михайловича Тараканова. Отдельное спасибо моим студентам, чей живой интерес к психологическим проблемам моды стимулировал меня к написанию этой работы. Мая Килошенко, кандидат психологических наук, доцент
    Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ МОДЫ
    1.1. Актуальность психологических исследований моды Будущее моды известный французский модельер Пьер Карден связывает с исследованиями в области математики, экономики, социологии, психологии и даже философии. Психологические исследования претендуют стать приоритетными. Подтверждение тому многочисленные определения моды, раскрывающие в той или иной степени прежде всего психологическое содержание этого уникального социального явления. Мода, по Кардену, — это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспектах. Цель психологии моды — дисциплины, изучающей личность в условиях моды, — объяснить, почему, как и каким образом происходит это отражение. Люди создают специфические условия для возникновения моды. Кто эти люди Что побуждает их заниматься модой В чем специфичность условий возникновения и распространения моды Чем одна мода отличается от другой Есть ли разница между прихотью и модой Мода отражает черты личности. Но как соотносятся между собой изменчивость моды и устойчивость некоторых личностных черт Почему женщины оказываются более зависимыми от модных веяний Правда ли, что модники зачастую слишком поверхностны Лучше умереть, чем быть немодным — мнение, отражающее настроение большинства. Определяет ли мода характер и формы социальной активности людей Можно ли устоять перед модными соблазнами и при этом не утратить сложившихся социальных связей Почему модные гонки столь многочисленны В какой степени участие в модной гонке — факт сознания личности Экстенсивность модной гонки совершенствует или разрушает личные вкусы Модное всегда таит в себе некоторый код. Кто и зачем его придумывает Как это происходит От каких факторов зависит его успешная разгадка Как предугадать код будущей моды Все эти вопросы тесно взаимосвязаны они затрагивают и взгляд на моду конкретного человека, и взаимное влияние людей. Это как раз то, что инте-
    1
    Историко-психологический анализ определений моды представлен в разделе Психология моды и история костюма.
    2
    См Орлова Л. В Азбука моды. М Просвещение, 1989. С. 10.
    Глава I. Введение в психологию моды
    5 Что заставило эту женщину рисовать шов на голой ноге
    ресует психологов, занимающихся модой. Психология моды изучает мотивацию и типы поведения следующих за модой людей, их личностные особенности, включая используемые ими механизмы психологической защиты и социальной адаптации. Психология моды исследует творческую природу процессов создания и массового распространения возможных модных вещей, ведет разработку концепций и методов прогнозирования реакции потребителей на ту или иную вещь. В целом можно сказать, что психология моды изучает закономерности поведения и деятельности людей в условиях моды, исследует процесс созидания человеком нового, оригинального в области модной индустрии. В эпоху постмодернистского мировоззрения, когда мода теряет былую жесткость, исследования психологии моды приобретают большое прикладное значение в таких сферах человеческой жизни, как психическое и физическое здоровье, потребление, работа и отдых, общественная деятельность. Психология моды на сегодняшний день одна из самых молодых психологических дисциплин. Уточняя область своих исследований, она исходит из современных представлений о моде, учитывает новейшие достижения научной мысли в социальной психологии, психологии личности и психологии творчества.
    1.2. Психология моды и история костюма Психология моды в своих исследованиях исходит из анализа представлений людей о том, что есть мода. Обращение к истории костюма позволяет проследить изменения в содержании этих представлений. О моде люди говорят почти семь веков. В каждый исторический период тот или иной ас
    б Психология моды
    пект моды — эстетический, моральный, экономический или социальный — выступает на первый план. Естественно, что в таких условиях постановка рабочих гипотез психологических научных исследований затруднена. Необходимо найти исчерпывающее определение понятию мода. Задача не из легких, но ее решение видится в историко-психологическом анализе развития костюма и моды. В древних цивилизациях и государствах раннего средневековья костюм был выражением обобщенного социального характера, социальных установок и стереотипов народов. Например, в египетских костюмах Древнего царства (2780—2280 гг. дон. э) подчеркивалась половая идентичность. Костюмы Нового царства (950 г. дон. э) в соответствии с эстетическими идеалами времени придавали внешнему облику человека черты изнеженности и изящества. Социальная роль женщины отражена в костюмах народов Передней Азии (III—I тыс. дон. э) и крито-микенском костюме (2600—1250 гг. дон. э. Героизм как социально-типическая черта подчеркнут в костюме Древней Греции (V в. дон. э. Костюмы Древнего Рима (V в. дон. э в. н. э) акцентируют величественность в мужском костюме, кокетство икра соту — в женском. Эмоциональный характер народа читается в этрусском костюме (VII—III вв. дон. э. Христианское мировоззрение нашло отражение во внешнем облике людей Византийской империи (IV—XV вв.). В западноевропейских костюмах раннего средневековья выражаются стремление людей выйти за пределы действительности, мечта о благополучной и богатой жизни. В эпоху позднего средневековья костюм становится одним из важных способов формирования облика нового светского человека, ив это же время светскость начинают ассоциировать с модностью, а само время с рождением модного человека. Мода как По свидетельствам историков, явление, обозначенное совокупность с середины XIV столетия понятием мода, вероятнее правил ношения всего, возникло в западноевропейских странах спон-
    одежды танно, с появлением все большего количества новых одежд различной формы и разных названий. С этого времени европейский костюм перестает быть сочетанием строго определенных одежд — шенс, блио, брэ или шемиз, котт, сюрко. Появление разнообразных одежд помогло сложиться объединяющему понятию костюм. Правила же сочетания разнообразных одежд водном костюме закрепились за понятием мода (от лат modus — мера, образ, способ, правило, норма. Первыми исполнителями этих правил стали представители высшего сословия. В учебном пособии используются исторические факты, приводимые в книгах Ф. Готтенрота, НМ. Каминской, Р. М. Кирсановой, МН. Мерцаловой, Д. Паке,
    Q. Bell и др.
    Глава I. Введение в психологию моды 7 Польские рыцари второй половины XIV века. Мода средневековья может рассматриваться и как некоторый способ достижения установленных временем идеалов личности. Так, феодал — рыцарь этого времени — должен был быть гибким, ловкими подвижным. Новый мужской костюм, частью которого были, например жакет или пурпуэн прилегающего силуэта, обязательно подчеркивал фигуру, и его владелец выглядел идеально. С бурным развитием средневековой культуры центром общества становится женщина. Постепенно складывается культ Прекрасной Дамы. Ослабление влияния церковного учения о греховности плоти позволяет женщине ощутить свою силу, полагаясь на свою физическую привлекательность. Костюм верно служил ей, подчеркивая женскую красоту. Развитие кроя в течение XIV века способствовало созданию разнообразных форм женской одежды, что, в свою очередь, позволяло добиваться все новых и новых художественных решений костюма. Классическим примером одежды, созданной по новому принципу кроя, считается королевское сюрко», по изяществу плавных линий не имевшее себе равных в предшествующие эпохи. К XIV—XV векам относятся и первые постановления о костюме цеховых объединений — своеобразные своды правил ношения одежды представителями разных ремесел. Каждая страна закрепляла свои особенности в костюмах одной и той же профессии, но везде существовал обычай носить привязанные к поясу орудия или знаки своего ремесла. Средневековое представление о моде связывается с конкретными способами изготовления различных видов одежды и правилами ношения костюма. В этом смысле всех людей позднего средневековья можно было бы называть модниками. Мода как способ создания нового костюма впоследствии не раз использовалась модельерами в качестве источника идей для определения модных направлений (например, ношение жакета на голом теле или поверх другого жакета. Мода как Сравнительно частая смена форм костюма позднего подражание средневековья, увлечение всякой новинкой в аристократических кругах породило ажиотаж подражания в среде богатых горожан. Против этого явного нарушения сословной структуры общества издаются многочисленные указы, запрещающие третьему

    8 Психология моды Пример славы испанской моды.

    Франс Снейдерс (1579—1657). Фруктовая лавка. Между 1618 и 1621.
    Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. сословию носить дорогую одежду. Указами регламентировалась также длина шлейфа, высота головного убора и даже длина носка обуви. Особые предписания были и по поводу качества используемых тканей и материалов, особенностей кроя и декора. Тем не менее даже в крестьянских одеждах заметно стремление воспроизвести силуэт костюма феодала. В праздничной одежде сходство с одеждой господ обнаруживается еще сильнее. Интенсификация общения между королевскими домами и дворянством Европы XV—XVI столетий, их соперничество в могуществе и влиятельности, продолжительность пребывания иностранцев на земле того или иного государства вследствие длительных войн — все это создавало предпосылки к появлению интернационального костюма и развитию моды. Эпоха Возрождения стала эпохой создания особого слоя социальной атмосферы общества, определяемого веяниями моды. Так, металлический каркас, силуэт костюма и плоеный крахмальный воротник завоевали всю Европу XVI века и создали славу испанской моде. И произошло это, несмотря на вражду между Испанией и западноевропейскими государствами, в первую очередь Италией и Францией. В Италии подражание испанцам доходит до простого копирования. Образ итальянца XV века, которым восхищалась и которому завидовала вся Европа, в XVI веке стал ассоциироваться с предательством, коварством, продажностью и тонко скрытым злодейством. Испанская мода усиливала эти ассоциации. Лишь венецианский костюм сохраняет свои особенности с ярко вы
    Глава I. Введение в психологию моды
    9 раженной декоративностью и репрезентативностью. Венецианский женский костюм считается своеобразным гимном цветущей земной женской красоте. В Англии увлечение испанскими модами начинается в х годах и выражается в преувеличении всех форм и деталей устоявшегося впервой половине XVI века английского классического костюма. В результате возникла пародия на испанские образцы. Английские горожанки постепенно начинают подражать экстравагантному дворянскому костюму, стягивая фигуру жестким корсажем. И только чувство меры, утраченное в среде дворянства и крупного купечества, отличает их. Костюмы иностранцев былине единственным источником подражаний или заимствований каких-либо деталей. По преданию, королева Кастилии Хуана Португальская, желавшая скрыть свою беременность, превратила женский костюм в жесткий футляр. Это событие относят к 1468 году. В то время ее изобретение настолько отвечало духу времени, что быстро распространилось ив Кастилии, ив Арагоне и положило основу европейскому каркасному женскому костюму, просуществовавшему в разных вариантах до начала XX века. В Италии первое место среди законодательниц моды занимала аристократка Лукреция Борджиа. Ее платье с темными бантиками неправильной формы, подчеркивающими необычную линию декольте и вызывающими не всегда даже осознанное недвусмысленное беспокойство, имело особый успех среди местной аристократии. Юные фавориты французского короля Генриха III (1575—1588) совместно с ним изобретают всевозможные костюмы, отличающиеся вычурностью пропорций, форм и силуэта. Пальма первенства, предполагают историки, принадлежала герцогу Сен-Мегрену д'Эпернону, расставшемуся сдоб рой половиной мужской одежды. Так, на его стройных ногах остались только белые вязаные шелковые шоссы. Его примеру последовали многие. Почти два века потребовалось для того, чтобы мода из способа действий человека с предметами одежды преобразовалась в цель его социальных действий, позволяющих заявить о своих притязаниях на определенную социальную роль. Мода как Жизнь барокко, сопряженная с творческим подъе-
    проявление вкуса мом, напряжением эмоций и экспрессивностью, динамичностью форм, создала самые благоприятные условия для выработки критериев модности и правил следования этим критериям.
    1
    Репрезентативность костюма — соответствие признаков костюма местным особенностям, отвечающим эстетическим вкусам жителей местности.
    2
    Барокко — от итал barocco через исп. от португ. baroco — причудливый, дурной, неправильный, испорченный жизнь барокко — итал. «La vita Barocca».

    10 Психология моды В этот период закрепляется представление о моде как о некотором эталоне, в соответствии с которым человек может изменять свой внешний вид, демонстрировать или, наоборот, скрывать черты характера, устанавливать необходимую социальную дистанцию. Модный эталон формировался под влиянием эстетического вкуса человека барокко сего культом «имперсонализ- ма, богатства, роскоши, придворности и взрывоопасной радости жизни»
    2
    Мода барокко зачастую связывается с влиянием королевских особ Франции. Среди самых модных называют Генриха IV (1589—1610) и Людовика XIV (1643—1715). Утверждаемая ими мода, случайно или намеренно, быстро распространялась среди придворных, в государстве и по всей Европе. Мода часто менялась. Например, на протяжении XVII века костюм знати изменялся шесть раз. Следование королевской моде в этот период, вероятно, определялось стремлением представителей высших сословий подчеркнуть свое почтение автору новшества и восхищение его вкусом, желанием вызвать расположение к себе, невзирая при этом на нелепость некоторых модных предложений. Один из ярких примеров тому — мода французского дворянства на мужской костюм, создающий полудетский облик в подражание малолетнему королю Людовику XIV Костюм этого периода состоял из сорочки, богато декорированной кружевом, бантами, короткой куртки-весты с рукавами до локтя и штанов-ренгравов, доходящих до колен. Английский философ-моралист конца XVII — начала XVIII века Ан- тони Эшли Купер, лорд Шефтсбери (1671—1713) в своем сочинении «Sensus
    Communis, или Опыт о свободе острого ума и независимого расположения духа отмечает, что со временем люди стали считать приличным для себя переиначивать свой внешний вида свое умственное сложение приводить к единообразию. Таким образом, власти сделались портными, и их, когда они передавали свои полномочия новым портным, в свою очередь, наряжали так, как они заслуживали в глазах других. Однако хотя при таком чрезвычайном стечении обстоятельств все пришли к соглашению, что существует только один определенный и истинный вид платья, одна-единственная манера, к которой необходимым образом должен приспособиться весь народ, несчастье заключалось в том, что ни власти, ни костюмеры не могли решить, какая же из многообразных мод была подлинно верной. Людей со всех сторон стали преследовать за их вид и характерные черты, они должны были приноравливать свою мину к своим рубашкам в соответствии с правильной модой, в обращении находилась тысяча образцов и моделей одежды, и они менялись снова и снова, при каждом удобном случаев соответствии с Человек барокко — понятие, введенное немецким историком искусства К. Гурлит- том.
    Чечот И Барокко как культурологическое понятие // Барокко в славянских культурах. М Наука, 1982. С. 328-337.
    Глава I.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


    написать администратору сайта