Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
Скачать 5.89 Mb.
|
Человеческий фактор индустрии моды 263 Стиль Ямамото. невероятными, нов целом в них больше мужского, чем женского. Вообще Ямамото считает, что женщина нив чем не выглядит так сексуально, как в мужской одежде. Держать мир моды в напряжении — вот главное в тактике Ямамото, который точно определяет направление течения, но только для того, чтобы затем двигаться против него Мода все время хочет нового. Мне это нравится. Это как воздух. Ноя стараюсь не дышать этим воздухом постоянно, потому что тогда загрязняется организм. Иногда я иду водном направлении с тенденцией, но если чувствую, что поддаюсь ей слишком сильно, то начинаю сопротивляться и делать все наоборот. Моя жизнь — это парадокс. Я отрицаю моду, создавая ее» 1 Всего лишь несколько примеров, но сколь разнообразна жизнь этих людей, сколь насыщена она различными событиями, встречами, житейскими и академическими уроками. По некоторым данным, профессионал нуждается в освоении огромного объема знаний, умений и навыков, прежде чем он оказывается способным к нахождению нетривиальных, конструктивных решений и их реализации. Любознательность, открытость любому опыту, стремление к его приумножению характерны для людей, творчески проявляющих себя в различных областях деятельности, в том числе ив модном бизнесе. Разнообразие и обширность личного опыта создают условия для установления большего числа взаимосвязей между явлениями, событиями, фактами, что повышает вероятность появления новых идей. Знакомый человеку мир отделен от мира неизвестного очень тонкой, иногда почти условной границей. Как пишет Ю. Кузнецов, край света за См Частный мир Йоджи// Harper's Bazaar. 1999. сентябрь. 2 6 4 Психология моды каждым углом. Поэтому неудивительно, что преодолеть эту границу и, более того, делать это неоднократно удается тем, кто постоянно раздвигает их, не признает их неприкосновенность. 5.4. Костюм как объект творческой деятельности Костюм — явление, исторически появившееся значи- Понятие костюма тельно раньше моды и предопределившее ее триумфальное шествие. Мода, в свою очередь, способствует развитию костюма. Понятие костюм трактуется как в узком, таки широком смысле. Контекст современной моды предполагает широкое толкование костюм — это комплекс одежды на человеке, это грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения. Все чаще в этот ряд включают и парфюмерию, призванную создать своеобразный ореол костюма. Многообразие мира костюма неисчерпаемо, а прогресс человечества увеличивает и ускоряет его, — отмечает Р. В. Захаржевская. Костюм связан с историческими событиями, обычаями и традициями народа, то есть глубинными слоями культуры. Вместе с модой, заимствуя костюму той или иной эпохи, человек вольно или невольно перенимает и черты нового образа сего определенным идеологическим содержанием. Это нашло свое отражение в основных значениях понятия костюм 1. Костюм как выражение образа эпохи или периода (модный, стилевой. 2. Костюм как выражение индивидуальности (образ человека, его индивидуальный стиль. 3. Национальный костюм. Взаимопроницаемость указанных значений позволяет рассматривать костюм как предмет, отражающий влияние эпохи и индивидуальность человека. Обнаружение связи костюма с определенным образом человека, манерой поведения, пластикой, жестами позволяет открывать новые грани данного явления. Поэтому в исследовательских целях принимается узкая трактовка понятия костюм как определенной образно-художественной системы частей одежды, характеризующей индивидуальность человека или группу людей Костюм помогает создать конвенциональный образ человека, является средством самопрезентации личности это не только внешние признаки и характеристика представляемой индивидуальности, но и средство воздействия на других людей. Костюм — это ритуал, объект выражения большинства, акт узнавания, знакомства. Человеческое костюму присуще более, чем всем остальным предметам прикладного искусства, так как он связан непосредственно с образом человека, его настроением и поведением. 1 Захаржевская Р. В Костюм для сцены. М Сов. Россия, 1967. С. 2. Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 265 — i Функции костюма История и способ жизни общества отражались на характере использования одежды. На ранних ступенях развития человеческого общества одежда, как уже отмечалось, выполняла прежде всего защитные функции (защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Образ жизни, основной вид деятельности вызывали возникновение специфических элементов в одежде. Постепенно одежда человека стала выполнять функции утилитарно-практические, а впоследствии и функции общественно-символические. В функциях костюма отражаются географические, климатические условия, национальные особенности, эстетические вкусы и социальный заказ общества. Форма и функции костюма взаимно обусловливают одна другую, то есть составляют его функциональную структуру Функциональная структура костюма представляет собой систему, характерной чертой которой является то, что исчезновение или изменение интенсивности проявления одной из функций или включение новой функции вызывает изменения структуры в целом. Эти изменения могут быть различными или ослабление одной из функций приводит к ослаблению всех прочих функций, входящих в структуру, или с ослаблением одной из функций возрастает интенсивность проявления какой-либо другой, но ив томи в другом случаях претерпевает изменение вся структура в целом. В отличие от предметов среды в каждом костюме существует своя специфическая иерархия функций. Наиболее очевидные доказательства тому обнаруживаются в историческом народном костюме. Например, этнограф П. Г. Богатырев устанавливает иерархию функций будничного костюма, начиная с наиболее сильной функции практическая, сословная, этическая и функция региональной принадлежности. В праздничном и торжественном костюмах, по мнению исследователя, функции сочетаются вином порядке праздничная, эстетическая, обрядовая, функция региональной принадлежности, сословная и практическая. Совершенно иной порядок функций указан и для обрядового костюма. Ученый обращает внимание, что иерархичность функций относительна и может изменяться в зависимости от объективных и субъективных факторов 1 Современный костюм унаследовал от исторического народного костюма лишь некоторые функции. Интенсивность проявления самих функций несколько снизилась, так как в современной одежде трудно вычленить в чистом виде определенную функцию. Функция стала многозначной, то есть в ней нет четко выраженной утилитарности или нарядности. Нередко эстетическая функция в перечне функций стоит на втором месте и доминантой выступает одна из неэстетических. Следует отметить, что в восточном костюме доминировала чаще всего религиозная функция, в придворном европейском костюме — социальная и эстетическая, в одежде для 1 См Богатырев П. Г Вопросы теории народного искусства. М Искусство, 1971. С. 307— 308. 266 Психология моды В восточном костюме всегда доминировала религиозная функция. Конфуцианская церемония почитания духов королей и королев династии Ли. Южная Корея. работы — утилитарная и защитная. Содержание и интенсивность проявления эстетической функции праздничного костюма будут иными, чем будничной одежды. В тех случаях, когда в костюме преобладает функция утилитарная, костюм рассматривается как вещь и, следовательно, выполняет основные функции вещи Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 267 я — адаптивная функция, поддерживающая систему человек — костюм, обеспечивающая нормальное протекание процессов жизнедеятельности — потребительская функция, характеризующая вещь относительно целей потребителя — интегративная функция, рассматривающая вещь как своеобразное проявление культурных достижений общества на определенном этапе его развития. Суть интеграции состоит в том, что человек, создавая, потребляя и осмысливая предмет, практически реально отождествляется с обществом, объединяется с другими членами общества. Эти процессы обязательно сопровождаются осознанием личностью своей социальной идентичности. Вещь представлена в этом процессе как определенная сущность целого рода, как смысловая целостность, которую каждая личность воспроизводит в своей идентичности целому. Вещь не только выражает полезность, но и является образом, метафорой жизнедеятельности людей, включенных в экономические, социальные отношения, систему родства, производство и потребление. Преобладание в костюме региональной, общественной, ритуальной или эстетической функции приводит к тому, что костюм в самой общей форме становится носителем знаково-коммуникативной функции. Понимание особенностей содержания или сущности коммуникативности костюма позволяет определить место костюма по отношению к таким элементам культуры, как изобразительное искусство, литература, театр. Если структура костюма может быть адекватна структурам форм или предметам окружающего мира, значит, он имеет языки способен передавать информацию любого рода. В этом случае костюм можно рассматривать как вид коммуникации. Благодаря различным пластическим, ритмическими композиционным сочетаниям, порядку и ритму их распределения костюм может вызвать определенные эмоциональные переживания или просто эмоциональный отклик в зависимости от организации его формы, апеллирующей к социальному или биологическому опыту людей. Символическая Искусство костюма располагает определенной систе- система костюмам о и знаков в виде форм, линий, цветов и т. д. Они имеют сходство с объектом, который благодаря цепи ассоциаций вызывает в человеческом воображении образное представление. Этим утверждается попытка логического осмысления костюма как способа отражения действительности. В теории костюма символы особенно важны, так как благодаря им мы можем распознавать эпоху через черты, идентичные чертам других видов искусства. В тоже время символы характеризуют структуру костюма, его содержание, сущность. Цель символической системы костюма — передать 268 Психология моды ( _ _ информацию от его владельца к окружающим. В этой связи костюм является способом установления коммуникации между кодами и источником информации. Информация несет в себе определенное сообщение, под которым А. Моль кроме сложности понимает конечное упорядоченное множество элементов восприятия, взятых из некоторого набора и объединенных в некоторую структуру. Информация вызывает психофизиологические явления, определяющие реакцию индивида нате или иные раздражения 1 Под информацией в костюме следует понимать сложность и своеобразие пластического и пространственного расположения элементов и степень их качественного и количественного изменения, особенность их взаимоотношений и новизну (ткани, цветов, узора и т. д. Поскольку костюм немо жет пользоваться общепринятым языком ни музыки, ни живописи, ни архитектуры, ни пластики, хотя в определенной мере элементы их языка заимствованы костюмом, он вынужден был формировать свой язык, свою знаковую систему, которая могла быть понятна и служить средством информации. Любая информация, независимо от ее сложности, может быть кодирована и перекодирована. Следовательно, для передачи информации всегда должен быть код, с помощью которого можно производить любые операции. Кодом называется правило, описывающее отображение одного набора знаков в другом наборе знаков (или слов. Кодом называют и множество образов при этом отображении. Например, нежность можно передать и средствами костюма, и средствами живописи. В костюме она будет выражена через мягкие пастельные цвета, плавные линии, простые рисунки ткани и т. д, которые и будут служить кодом. Некоторые из знаков и элементов, уменьшающих оригинальность информации и позволяющих усвоить сообщение, носят постоянный характер. Такие элементы или знаки можно нормализовать и свести в набор, условно обозначить их как символы. Символ в процессе познания или отражения действительности играет существенную роль. Итак, диалектика отражения действительности такова, что формирование познавательного образа предполагает в нем противоположность — применение знаков, элементов условности. Знаки и символы в костюме связаны с ассоциативным восприятием реальных предметов и не являются идентичными им, так как представляют класс довольно условных зрительных знаков, значение которых должно быть заучено и которые, обладая собственным смыслом, передают изображение, отличное от него самого, но субъект при этом реагирует на него также, как на сам предмет. Например, в костюме мы редко встречаемся с реальным изображением предметов, но костюм заставляет нас порой реагировать также, как на симфоническое произве- 1 См Моль А Теория информации и эстетическое восприятие. М Мир, 1966. Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 269 Идея художника-модельера вначале записывается в виде короткого символа, который является ключом, или кодом, определяющим пространство и набор образов, элементов, в пределах которых развиваются все формы костюмов данной моды. дение или на великолепный букет цветов» 1 О смысле н нос т ь знаков определяет творческий процесс употребления того или иного языка, эвристическую роль знаков. Из взаимосвязи мысли и слова с полной очевидностью явствует, что язык не является всего лишь простым средством представления уже известных истин, в большей мере он служит средством открывать еще неизвестное. С помощью знака можно понять тенденцию развития системы в будущем. Идея художника-модельера также вначале записывается в виде короткого символа, который является ключом, или кодом, определяющим пространство и набор образов, элементов, в пределах которых развиваются все формы костюмов данной моды. Интересно также и то, что демонстрация моделей и реклама их в журналах всегда сопровождаются вербальным пояснением, раскрывающим содержание символов. С. Эйзенштейн писало восприятии сценического образа каждый зритель в соответствии со своей индивидуальностью, по-своему, из своего опыта, из недр своей фантазии, из ткани своих ассоциаций, из предпосылок своего характера, нрава и социальной принадлежности творит образ по этим, точно направляющим изображениям, подсказанным ему автором, непреклонно ведущим его к познанию и переживанию темы. Это тот же образ, что задуман и создан автором, но этот образ одновременно создан и собственным творческим актом зрителя. Восприятие костюма также подчиняется этому общему закону. 1 Козлова Т. В Костюм как знаковая система Конспект лекций. М МТИ, 1980. С. 34. 2 Эйзенштейн СМ Избранные произведения Вт. Т 2. М Искусство, 1964. С. 158. 270 Психология моды В психике человека выделяются три главных компонента когнитивный познавательный, включающий процессы восприятия, представления, мышления, памяти, регулятивный (соответствующий эмоционально-воле вой сфере человека) и коммуникативный (отражающий психологическое содержание всех форм общения людей между собой. Поэтому вполне естественно, что в художественном образе ив реальном воздействии, которое он оказывает на воспринимающего, мы можем выделить те или иные аспекты например, познавательные, эмоциональные. Вместе стем главная специфика художественной идеи и образа (определяющая их фактическую эффективность) заключается в целостности, нарушение которой приводит к распаду самого образа. История развития костюма неразрывно связана с системностью знаков функций, используемых в костюме. Знаковость в костюме всегда имела целью, с одной стороны, выразить индивидуальные черты, принадлежность к той или иной группе общества, например • костюм — знак классовой дифференциации • костюм — знак богатства (экономической престижности, • костюм — знак отражения общественной интеграции (униформен- ность); • костюм — знак принадлежности к определенной идеологической группе • костюм — знак респектабельности • костюм — знак полового различия • костюм — знак вкуса человека • костюм — знак культуры. Ас другой стороны, цель знаковости — обозначить отдельные функции частей костюма или фигуры. Собственно, первоначально знаковость и возникла как обозначение основных частей тела и их функций. Позже она стала проявляться в типе костюма, материалах, форме, цвете, расположении и характере деталей, манере ношения, украшениях и т. д. Иерархические установки общества выражались в сложной регламентации сочетаний элементов костюма. Одним периодам в развитии костюма была присуща большая знаковость, другим — меньшая. Новизна модной формы определяется теми информативными точками, по которым идет трансляция новой моды. Параметрами трансляции могут быть силуэт, членение линии, орнамент, цвет, которые характеризуют структуру формы костюма. Так, от дизайнера (отправитель) сообщение (идея) попадает к носителю костюма (получатель) через модель костюма (канал связи. Сообщение (эстетическая цель) закодировано (применение определенного силуэта формы, цвета и др) и соотнесено с определенным контекстом модное направление. Код выполняет функцию посредника в процессе 1 Степучев РАО предмете стилистики костюма // Художественное проектирование костюма Межвуз. сб. М МТИ, 1990. С. 18. Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 271 Белые воротнички. Япония. коммуникации творца и потребителя. Отражая определенные идеи, одежда может быть свободной, плотной, тесной, жесткой, яркой по цвету. Она может свидетельствовать о непреклонности характера, жесткости моральной установки, чистоте моральных побуждений, отражать этический символизм, который играет большую роль в строгих и официальных костюмах мужчин в наши дни. Толщиной материала, добротностью своего костюма, глубокой и спокойной чернотой ботинок, безупречной чистотой воротничков и манжет мужчина демонстрирует окружающему миру свою потенциальную силу, твердость духа, неподверженность легкомысленным соблазнам. Таким образом данный вид одежды выражает серьезный и деловой настрой и ассоциируется со всевозможными формами профессиональной и коммерческой работы. В Японии, например, такая одежда возведена в абсолют, и именно поэтому японские служащие прозваны белыми воротничками. Плотная облегающая одежда также имеет свои моральные особенности, и женщины время от времени любят пользоваться этим эффектом с помощью корсетов, бюстгальтеров, плотных и жестких. Вся одежда этого типа контрастирует с более яркой и свободной, более мягкой и светлой, которая приличествует празднику. Мягкие воротнички часто считаются неприличными для деловой одежды предполагается, что недостаточная жесткость формы означает соответствующую неряшливость во владельцев то время, как халат и тапочки стали общепринятым символом покоя и отдыха. Различные источники информации способствуют увеличению ассоциаций подобного рода, из которых наиболее важными считаются следующие Цвет — универсальная связь черного цвета с серьезностью и белого с непорочностью и моральной чистотой, в отличие от других цветов, особенно ярких, которые выражают свободную игру эмоций. Степень покрытия тела — аскетическое понятие отеле человека как о причине греховных страстей, о которых легче забыть или которые легче контролировать, если закрыть тело, насколько это возможно. |