Психология моды УП для вузов. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва оникс 2006 pressi ( herson )
Скачать 5.89 Mb.
|
5.5. Психология и прогнозирование моды Научные Моду часто определяют как повторяющееся измене- представления о ние в выборах. За этим стоит следующее большин- цикличности моды ство из того, что модно сегодня, обязательно было модным хотя бы раз прежде. Люди склонны забывать, а поэтому в будущем адаптируются к тому, что вновь себя проявляет. Повторяющиеся изменения часто прослеживаются, к примеру, в модных платьях. Сегодня рукава платья длинные завтра они будут короткими или вовсе отсутствовать послезавтра опять длинными. Э. Росс заметил, если бы была возможность графически набросать последовательность изменений моды на женские шляпки или рукава, или юбки в течение века, то этот график представлял бы собой ряд систол и диастол, чередующихся подъемов и спадов ив целом, напоминал бы изображение несуществующего животного 2 И старомодное, и сверхмодное также относятся к моде все это звенья в единой и непрерывной цепи модного процесса. Стало быть, однообразие, формируемое отдельными модами, сочетается с разнообразием, порождаемым модой как социокультурным процессом в целом. Возникновение нового направления или возрождение старой моды образуют стимул или намека точнее, модный объект. Его новизна привлекает внимание и пробуждает потребность обладать им. В свое время Имори Богардус подчеркнул Быстрая смена и преобразование моды зачастую оттесняют в сторону предыдущую моду прежде, чем та будет оценена по достоинству. Негативное отношение общества к тем, кто продолжает носить 1 Захаржевская Р. В Костюм для сцены. М Сов. Россия, 1967. С. 10. 2 См Ross Е. A. Social Psychology. N. Y.: Macmillan Company, 1908. I 292 Психология моды Графическое изображение последовательности изменений моды. старомодную одежду, мешает замечать действительно прекрасные модели. Если бы разгоралась борьба за очень красивую одежду, то тогда усилия могли бы быть оправданы, но под влиянием коммерции степень привлекательности одежды год от года непостоянна» 1 Остромодное в костюме граничит с немодными даже вульгарным. Это те крайности, которые бросаются в глаза и которые дискредитируют поклонниц и поклонников моды в глазах общественности. Как избежать неадекватности моде — вопрос, занимающий умы не только потребителей, но и тех, от кого напрямую зависит появление модных объектов. Предполагаемый ответ Научиться прогнозировать моду. Прогнозирование моды обычно ассоциируют с определением отправной и конечной точек изменений модных стандартов и объектов на основе конкретных инноваций. По мнению маркетологов, модная инновация представляет собой процесс смены модных циклов, а модные циклы — нечто иное, как ряд завершившихся инноваций. Другими словами, прогнозирование моды есть прогнозирование начала и конца модного цикла. Так ли это Слово цикл происходит от греческого слова «киклос» — круги обозначает более или менее регулярный и законченный кругооборот, совершаемый развивающимся явлением в течение определенного промежутка 1 Bogardus Е. S. Fundamentals of Social Psychology. N. Y., 1942. P. 311. Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 293 времени. До недавнего времени цикличность в развитии модных стандартов и явлений не вызывала сомнений. Исследователи анализировали сущность модных циклов, выявляли особенности и последовательность отдельных стадий, исчисляли длительность циклов и отдельных фаз, прогнозировали те или иные параметры модных стандартов и т. д. Но результаты этих исследований весьма противоречивы и спорны, а иногда просто запутанны. Одна из причин такого положения — необычайная сложность самого предмета изучения, зыбкость его пространственных и временных границ. А. Б. Гофман возможные причины такого положения видит в полисемии то есть наличии различных смыслов и значений в выражении модный цикл. Им выделяются два разных вида циклов, и делается вывод о том, что исследователи, как правило, имеют дело либо с одним из них, либо с обоими вперемешку, не отдавая себе отчета в их различии. Модные циклы I» характеризуются функционированием, развитием и сменой модных стандартов и включенных в них объектов (мод) независимо от масштабов и особенностей распространения каждого из них. Например, колебания от одних стилевых параметров к другим переход от узкого к широкому, от длинного к короткому, от закрытого к открытому (и наоборот) и т. п. Сюда же могут быть отнесены определенные ритмы чередования цветов, материалов и других параметров одежды. В исследованиях одежды принято считать, что тот или иной стилевой признак в определенном цикле доводится до некоего предела (например, максимальная длина, после чего начинается новый стилевой цикл, то есть движение модного стандарта в обратном направлении. Колебания между некими условно выделяемыми крайностями и составляют модный цикл I. Часто эти колебания прослеживаются неводном, определенном наборе, а в сочетании этих признаков. Исследователи пока не пришли к единому мнению, сколько длится цикл моды называются разные цифры — от 2 до 9 лет. Самый продолжительный цикл обнаружен американской исследовательницей Агатой Янг (1937) относительно колебаний модной формы женской юбки (юбка с задней полнотой, трубчатый тип, колокол. Периоды повторения формы составляют в среднем 36 лет, полный цикл смены всех трех типов — 100 лет 1 Р. А. Гузявичуте предложила рассматривать смену мод XX века как чередование двух направлений стиля жизни в зависимости от их отношения к человеческой фигуре пластического (подчеркивающего естественное анатомическое строение) и геометрического (нивелирующего его посредством геометризации внешней оболочки. Каждый цикл длится 16 лет. Началу 1 Young А. В Recurring cycles of fashion. 1760-1937. P. III.. P. 166-171. 2 Гузявичуте P. А Цикличность моды XX века // Мода и промышленное моделирование одежды Тез. докл. МС Психология моды геометрического периода присуща форма длинного и широкого прямоугольника, которая по мере приближения к кульминации цикла (через 10—11 лет от его начала) постепенно сжимается. Далее это направление подвергается распаду, приобретая черты нового стиля. Для пластического периода характерна обратная закономерность развития от сжатия к расширению. Каждому периоду соответствуют определенные по структуре и цвету ткани геометрическому циклу — жесткие, плотные ткани с укрупненной фактурой, контрастными чистыми цветами пластическому — мягкие, драпирующи еся, мелкофактурные ткани с широкой градацией оттенков. По мнению Т. В. Козловой, цикличность женской моды определяет смена силуэтов в строгой последовательности овал, трапеция и прямоугольник. Исследователем на основе сопоставления структур и движения признаков в процессе формообразования выделены кодовые структуры периода моды и ее ритмы чередования, в пределах которых идет развитие структур костюма. Цикл наиболее полного обновления структуры костюма — 21—22 года, а полуцикл — 10,5—11 лет. Существуют также циклы продолжительностью 3, 8, 13, 33—34, 50—55, в пределах которых развивается какая-либо форма или деталь, узор или структура ткани. Исторические циклы, в течение которых по существу меняется структура, могут иметь периоды 89, 144-150 лет 1 Т. В. Белько создана бионическая модель функционирования моды в костюме. Автором выявлены пять циклических систем (1905—1938, 1939— 1957,1958-1970,1971-1983,1984-1996) по использованию в костюме формообразующих принципов природных структур. В результате сопоставления циклов моды с циклами солнечной активности обнаружена связь между колебаниями солнечной активности и процессом формообразования костюма. Ритмичность солнечной активности объясняется переменностью формы солнечной короны в периоды солнечных максимумов корона принимает округлую форму в периоды среднего уровня активности — Х-об- разную форму в периоды солнечных минимумов — прямоугольную форму. Циклическая зависимость смены геометрических структур костюма от уровня солнечной активности показывает, что максимальному уровню солнечной активности соответствует преобладание овальной структуры костюма, среднему уровню солнечной активности соответствует преобладание трапециевидной структуры костюма, минимальному уровню солнечной активности — прямоугольная структура костюма. В результате исследования обнаружена синхронность изменений модных тенденций в ко- Козлова Т. В Художественное проектирование костюма. М Легкая и пищевая промышленность, 1982. С. 93. Белько Т. В Создание бионической модели функционирования моды в костюме. Автореф. дис. ... канд. техн. наук. М, 1996. Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 295 Критичное отношение к содержанию журналов мод позволяет избежать ошибки в прогнозах. стюме и наличие прямой связи с циклами солнечной активности. Исследователем установлено, что укорочение юбки, обнажение фигуры, использование хроматических цветов происходит в периоды максимального уровня солнечной активности. Несмотря на разнообразие представленных концепций цикличности моды, главный вопрос — насколько обоснован выбор того или иного стилевого параметра, объявляемого основным при делении на циклы, — остается открытым. Большинство исследований модного цикла I строится на анализе журналов мод. При этом неявно предполагается, что журналы мод достаточно адекватно представляют реально действующие в жизни модные стандарты, а степень распространенности этих стандартов принимается за величину достаточно постоянную и значительную. Однако такой методологический подход имеет слишком много уязвимых мест. Ив первую очередь высокая вероятность субъективной интерпретации продолжительности реальной жизни модных объектов. Некритичное истолкование этих циклов чревато не только серьезными ошибками в прогнозах, оно может оказывать отрицательное воздействие на деятельность создателей моды. Роль дизайнера в этом случае оказывается столь же простой, сколь и пассивной вместо того, чтобы делать моду, ему остается лишь узнавать, когда, в какой именно момент, какой именно стандарт ему необходимо извлечь из прошлого, лишь несколько осовременивая его» 1 Гофман А. Б Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. е изд. МС Психология моды Функционирование модных циклов II» связывается уже нес модными стандартами (объектами, ас их распространением, принятием участниками моды. Маркетологи рассматривают модные циклы II как разновидность жизненного цикла продукта и исследуют длительность этих циклов с целью принятия оптимальных решений в области формообразования и планирования ассортимента. Наиболее типичный пример данного вида цикличности моды изложен в работе Р. Мейерсон (R. Meyersohn) и И. Кац (Е. Katz): 1) открытие потенциальной моды 2) ее продвижение открывателями или первоначальными потребителями 3) присвоение названия 4) распространение 5) потеря исключительности 6) исчезновение вследствие замены 1 Длительность модного цикла II и отдельных его фаз связана с темпами морального износа и устаревания модных стандартов. В последние десятилетия наметилась тенденция к искусственному сокращению модного цикла II. И, как следствие, под угрозой утраты оказывается преемственность в развитии общества и культуры, возникает кризис личностной идентичности. Но модные циклы, также как и инновации, — замечает А. Гофман, — существуют не где-то в надчеловеческой реальности. В конечном счете их исследование — это исследование создания, распространения, усвоения, потребления модных стандартов людьми. Поэтому более или менее исчерпывающее знание о циклах и инновациях возможно лишь тогда, когда мы знаем, кто и как участвует в моде» 2 И. Н. Савельева и Л. Н. Серая подошли к изучению вопроса прогнозирования свойств женской одежды, учитывая индивидуальные особенности отдельных потребительских сегментов. С помощью кластерного анализа ими выделено четыре группы потребителей швейных изделий, однородных по динамике поведения в выборе композиционно-конструктивных предпочтений одежды. В первый кластер сознательных, ориентирующихся на моду, вошли потребители, которые демонстрируют твердо сформулированный спрос. Они покупают только модные вещи, выбирают то, что соответствует их внешности и антропологическим данным. Другие потребители, устойчивые, почти не поддаются влиянию моды, и, найдя свой стиль, силуэт одежды, полюбив определенные цветовые сочетания (примерно до 25— 30 лет, далее останавливают свой выбор только на них, ничего не меняя. Третьи, колеблющиеся, предъявляют альтернативный спрос. Чаще они покупают изделия, предложенные в магазинах, независимо от их модности, и предпочитают носить то, что носит большинство. Четвертые меняют свое отношение к моде в соответствии со своими возрастными и социально-де мографическими изменениями, с возрастом теряя к ней интерес. Они полу См Meyersohn R., Katz Е Notes on a natural history of fads // American Journal of Sociology. 1957. Vol. LXII. № 6. 2 Гофман А. Б Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. е изд. МС Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 297 — ' -ш чили название вынужденных. Рассмотрение этой классификации враз резе поколений (поколения, рожденные в 1930 — ее, ее, е) позволило установить, что частота встречаемости выделенных типов в каждом поколении своя. Исследователи объясняют это особенностями сложного механизма общественной психологии, изменение которой происходит чаще всего не постепенно, а скачками от поколения к поколению 1 м Если исходить из современного представления о моде как общепризнанном на данном этапе отношении лю- прогнозирование « на основе де и кв н У т Р е н ними внешним формам культуры, тогда оегшезентатив- становится возможным формулирование принципиальности но иного подхода к прогнозированию изменений в моде. Актуальным становится прогнозирование не самих модных стандартов, а тех явлений, которые ведут к их изменению. Речь идет о систематическом изучении ценностей и образа жизни людей, потребностей и проблем, ими порождаемых, перспектив развития личности и общества, технологий и производства. Для разработки новой коллекции современному дизайнеру, конструктору и технологу приходится обрабатывать огромный объем информации журналы, выставки, Интернет, семинары, методическая литература и т. п. В этом смысле они уподобляются ученым, которые собирают, анализируют и интерпретируют информацию, пользуясь логикой и научными методами. Однако, как замечает доктор психологии А. Л. Свенцицкий, накапливается все больше экспериментальных данных, которые показывают, что мы подходим к обработке информации не так объективно и беспристрастно, как считаем. На самом деле мы пользуемся целым рядом когнитивных приемов и упрощенных методов мышления, которые обычно называют «эв ристиками». Иногда эти эвристики работают вполне эффективно и приводят нас к разумными правильным выводам. Но бывают случаи, когда они являются источником ошибок и неверных суждений» 2 Описание влияния одной из эвристик — интуитивного прогнозирования на основе репрезентативности, данное Дэниэлом Канеманом и Амо сом Тверски 3 , может послужить импульсом к научному поиску более адекватного метода прогнозирования моды. По мнению ученых, люди 1 Савельева И. Н, Серая Л. Н К вопросу прогнозирования свойств одежды на основе изучения динамики спроса // Мода и дизайн Исторический опыт — новые технологии. Тезисы Междунар. науч. конф. СПб., 2002. С. 10—11. 2 Свенцицкий А. Л Примечание редактора к статье Д. Канемана и А. Тверски О психологии прогнозирования // Пайнс Э, Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. С. 120. 3 См Канеман Д, Тверски АО психологии прогнозирования // Пайнс Э, Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. С. 120—138. 298 Психология моды Актуальным становится прогнозирование не самих модных стандартов, а тех явлений, которые ведут к их изменению. Выбор темы на 2003 год. Парижское агентство моды Promostyl. прогнозируют на основе репрезентативности, то есть они выбирают или упорядочивают исходы, руководствуясь тем, насколько эти исходы отражают характерные особенности данных. Во многих ситуациях репрезентативные исходы действительно являются более вероятными, чем прочие. Однако это не всегда верно, поскольку существуют факторы (например, априорные вероятности исходов или надежность данных, которые влияют на вероятность исходов, ноне влияют на их репрезентативность. Поскольку эти факторы упускаются из виду, при интуитивном прогнозировании происходит систематическое и грубое нарушение статистических правил прогнозирования...» 1 Основой прогнозирования моды являются специфические данные в виде описания инноваций, характеристики потребностей людей или индивидуальных особенностей потребителей. Модное направление, динамика влияния моды и т. п. могут рассматриваться как репрезентативные исходы, вероятность которых может зависеть от априорных вероятностей исходов и надежности данных. См Канеман Д, Тверски АО психологии прогнозирования // Пайнс Э, Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. С. 120. Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 299 Пример представления модных темна год. Bodywear. 2004. January. 3 0 0 Психология моды Предположим, промышленный дизайнер посетил показ новой коллекции моделей кутюрье N — одного из законодателей моды. Следуя залоги кой рассуждений Канемана и Тверски, дизайнер может быть озадачен как минимум двумя типами вопросов по поводу увиденного. 1. Оценка Какое впечатление на Вас произвела эта коллекция Сколько процентов коллекций, по Вашему мнению, произвели бы на Вас более благоприятное впечатление 2. Прогноз Как Вы оцениваете средний балл, который получит эта коллекция Сколько процентов коллекций получат более высокий средний балл В первом случае оцениваются входные данные во втором прогнозируется исход. Из теории репрезентативности следует, что прогноз и оценка должны совпасть. Если общепризнанность короля моды принять как фактор априорной вероятности исхода, а его успешный творческий путь — в качестве фактора надежности, то прогноз может быть сделан с высокой степенью точности. Интуитивное прогнозирование на основе репрезентативности — одна из эвристик, позволяющая сделать наиболее вероятные выводы о моде будущего, нос учетом факторов, обеспечивающих априорную вероятность исходов или надежность данных. Выявить и исследовать эти факторы — задача будущего. Резюме В современной индустрии моды заняты люди самых разных профессий, и большинство из них выполняют работу творческого характера. Авторы моделей одежды, обуви и аксессуаров составляют творческое ядро бизнеса. Творческая деятельность специалистов модной индустрии подчиняется общим закономерностям креативного процесса и детерминирована рядом объективных и субъективных факторов. Психические механизмы памяти, творческого воображения и латерального мышления составляют психологическую основу методов моделирования современного костюма. Уникальность профессиональной творческой деятельности дизайнера связывается с устойчивой индивидуальной системой навыков, методов, приемов и способов моделирования — индивидуальным стилем деятельности. Современный костюм есть результат сотворчества дизайнера и потребителя. Искусство костюма располагает определенной системой знаков в виде форм, линий, цветов и т. д. Они имеют сходство с объектом, который благодаря цепи ассоциаций вызывает в человеческом воображении образное представление — символ. В тоже время символы характеризуют структуру костюма, его содержание, сущность. Цель символической системы костюма — передать информацию от его владельца к окружающим. Наиболее точные прогнозы изменения и развития модного костюма Глава 5. Человеческий фактор индустрии моды 3 0 1 предполагают систематическое изучение ценностей и образа жизни людей, потребностей и проблем, ими порождаемых, перспектив развития личности и общества, технологий и производства. Интуитивное прогнозирование на основе репрезентативности — одна из эвристик, позволяющая сделать наиболее вероятные выводы о моде будущего, нос учетом факторов, обеспечивающих априорную вероятность исходов или надежность данных. Вопросы и упражнения 1. Составьте профессиограммы для специалистов индустрии моды, используя таблицу 5.1. 2. Изучите линии, формы и пространственные решения в коллекциях произведений искусства — картинах, гравюрах, исторических и современных костюмах. Определите особенную (сущностную) структуру для каждого образца отдельно (ракурс, линии и пространство, которые определяют структуру и задают направление. 3. Составьте список терминов, обозначающих характеристики различных линий сточки зрения их динамики (тоже самое сделайте для формы, пространства и силуэта. Определите функции этих элементов. Какую эмоциональную реакцию вызывают они у зрителя 4. Изучите изменения в силуэтах женского (мужского) костюма, начиная с XVIII века. Выберите наиболее репрезентативные примеры различных по типу силуэтов. Выполните эскиз силуэта. Оцените ценность той или иной детали для создания хорошего силуэта. 5. Возьмите две фотографии с моделями разных лет, например, хи настоящего времени. Какие функции выполняет й костюм й костюм Определите относительный ранг функций для каждого костюма (е место — самая ценная функция, е — менее ценная и т. д. Соответствуют ли ранги одной и той же функции для разных костюмов Влияет ли изменение ценности функции на общую структуру костюма 6. На основе какого-либо одного исторического костюма разработайте коллекцию современной одежды, используя операции агглютинации, гиперболизации, акцентирования, схематизации или типизации. 7. В прессе найдите публикации о проблемах будущего. Какие потребности людей будут актуализированы через полгода, год, два Как это отразится в моде ПОСЛЕСЛОВИЕ Психология раскрывает тайны человеческой психики, психология моды как одна из дисциплин психологической науки — великую тайну одеваться к лицу. Разгадать эту тайну невозможно без глубокого понимания природы человека, который предстает в моде во всех своих ипостасях: как индивид, индивидуальность, личность и субъект деятельности. Мода стала неотъемлемой и составной частью образа жизни людей. Мода — это своего рода миф современного общества, позволяющий упорядочить на данном этапе отношение людей к внутренними внешним формам культуры. Процесс упорядочивания сложен и его результаты неоднозначны, так как моде сопутствуют самые разнообразные явления, особое место среди которых отводится социально-экономическим. Характер взаимоотношений и взаимодействия людей в данном обществе или данной группе, личностные особенности участников социальных событий определяют качество и динамику развития модных тенденций, но это взгляд лишь с одной стороны. С другой стороны открывается обратная зависимость, перечисленные социальные феномены оказываются под влиянием моды. Это довольно противоречивое обстоятельство порождает целый ряд вопросов, ответы на которые еще предстоит найти. Наиболее интересными перспективным, на наш взгляд, будет исследование проблем, касающихся социально-психологических механизмов распространения современной моды, психопрофилактических и психотерапевтических эффектов влияния моды на участников модного процесса, соотношения моды и самовыражения личности во внешнем проявлении, психосе мантического анализа символической системы модных объектов и т. д. Непреходящее значение имеет анализ жизни и творчества создателей модных направлений. Как складывался и продолжает складываться их жизненный путь Чем мотивирована их творческая деятельность В чем проявляется их индивидуальность Какими решается противоречие между свободой творчества и социально-экономической необходимостью Важное научное и прикладное значение имеет разработка методов анализа и измерения социально-психологических характеристик модных явлений. Решение этой проблемы создаст значительные предпосылки для осуществления программ прогнозирования модных тенденций, столь актуаль- Послесловие 303 ных сегодня для современного производителя, дистрибьютора и потребителя. Пессимисты утверждают о том, что сегодня мода умирает. Это мнение основывается на ностальгических впечатлениях от внешних эффектов моды. Но будем оптимистами, заглянем вглубь этого явления и постараемся предсказать его дальнейшее развитие, сохраним один из наиболее загадочных мифов современного человечества, потому что сегодня нет более устойчивого явления, чем неустойчивая мода. Мая Килошенко ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ 1. Акилова 3. Т, Петушкова Т. И, Пацявичуте А. А Моделирование одежды на основе принципа трансформации Новые приемы разработки модных форм одежды Учеб. пособие. М МГТА, 1993. 2. Алыпхауер X. -Д, Алътенбург У Мода между спросом и предложением. М, 1983. 3. Андреева И. А Мода и культура одежды. М Знание, 1987. 4. Армавская ВТ, Щербакова Н. В Мода, вкус, красота. М Искусство, 1992. 5. Беляева-Экземплярская С. Н Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М Академия моды, 1996. 6. Берне Р Развитие Я-концепции и воспитание. М Прогресс, 1986. 7. Бернштейн П Как нам одеваться СПб.: СМ. Проппер, 1907. 8. Вайнштейн О Одежда как смысл идеологемы современной моды О социалистическом стиле // Иностранная литература. 1993. № 7. С. 224-232. 9. Великая тайна одеваться к лицу Искусство сочетать свой облик и стиль с костюмом, украшениями, обстановкой / Сост. Т. Б. Забозлаева. СПб.: Лениздат, 1992. 10. Голыбина А. Г Вкуси мода. М Знание, 1974. 11. Готтенрот Ф История внешней культуры Вт. СПб.: Товарищество М. О. Вольфъ, 1902. 12. Гозман ЛЯ Психология эмоциональных отношений. М Изд-во МГУ, 1987. 13. Гофман А. Б Мода и социальные группы // Тр. ВНИИТЭ/ ВНИИ техн. эстетики. Техническая эстетика. М, 1988. Вып. 54. С. 67 - 80. 14. Гулыга А, Андреева И Пол и культура // Философские науки. 1973. № 4. С. 63 - 69. 15. Дизайн в России проблемы теории и практики Тез. докл. и выступлений / Отв. ред. Ю. В. Манько. СПб.: СПГУТД, 1998. 16. Доброхотова И. А Беседы о моде, или Зеркало, которое не лжет. Алма- Ата: Опер, 1991. 17. Доможиров Ю. А Особенности формирования коллекции моделей и запуск их в производство. М Легпромбытиздат, 1988. 18. Жученкова С. Н Формирование эталона модного костюма. М МГТА, 1993. Литература для дополнительного чтения 305 19. Зайцев В Такая изменчивая мода. М Молодая гвардия, 1983. 20. Зборовский ЕМ По законам красоты О моде. М Сов. Россия, 1988. 21. Зимбардо Ф Застенчивость / Перс англ. М Педагогика, 1991. 22. Ив Сен-Л оран глазами Ив Сен-Лорана Альбом. Париж Эршер, 1986. 23. Иллюстрированная энциклопедия моды / Сост. Кибалова Л, Гербено- ва О, Ламарова М. Прага Артия, 1986. 24. Каневский Е. Н Формирование вкуса покупателя. М Знание, 1981. ' 25. Кассиль Л. А Дело вкуса. Заметки писателя. М Искусство, 1958. 26. Кащенко ОД, Козлова Т. В Покупателю об одежде и моде. М Экономика, 1986. 27. Килошенко МИ Дизайн одежды как результат творческого воображения // Дизайн в России проблемы теории и практики Тезисы докл. и выступлений / Отв. ред. Ю. В. Манько. СПб.: СПГУТД, 1998. С. 67 - 68. 28. Килошенко МИ Индустрия моды проблемы психологического анализа деятельности специалистов // Ананьевские чтения Тезисы / Под общ. ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С. 105 - 106. 29. Килошенко МИ Психология молодежной моды // Молодежь России потерянное поколение или надежда XXI века Тезисы в 2 ч. Ч. 2. СПб.: СПГУТД, 1998. С. 61. 30. Килошенко МИ, Сафронова И. Н Выражение «Я-концепции» личности в одежде молодых // Молодежная политика XXI века стратегия выбора Материалы. конференции СПб.: СПГУТД, 1999. С. 58 - 60. 31. Ключарев А Несколько замечаний о современных модах в одежде. МС. Коган В. 3. Теория информационного взаимодействия Философско-со- циологические очерки. Новосибирск Изд-во Новосиб. унта, 1991. 33. Кон И. С Социология личности. М Политиздат, 1967. 34. Кузнецова Т. В Феномен моды эстетика и диалектика // Философские науки. 1991. № 6. С. 165-170. 35. Лебедева Г. Г Философские и социально-психологические вопросы эстетического вкуса. Автореф. дис.... канд. филос. наук. Л ЛГУ, 1973. 36. Любимова Т. Б Мода и ценность. М Изд-во МГУ, 1974. 37. Медведева Т. В Учет индивидуальных особенностей потребителей одежды в САПРО // Швейная промышленность. 1995. № 1. С. 37 — 38. 38. Научно-техническая революция и массовое потребление (основные функции моды Тезисы. Л ЛИТЛП, 1974. 39. Орлова Л. В Мы и мода. М Знание, 1982. 40. Основы теории проектирования костюма / Т. В. Козлова и др. М Лег- промбытиздат, 1988. 41. Панкратова М. Р Человек — костюм — среда. М МГТА, 1992. |