мрм. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения
Скачать 4.17 Mb.
|
Глава 13. Основы методики литературного развития детей дошкольного возраста 13.1. Задачи и содержание литературного развития детей дошкольного возраста Почему важно знакомить дошкольников с литературой? Произведения художественной литературы способствуют эмоцио- нальному развитию дошкольников, что выражается в стремлении не- медленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены. Художественная литература всегда признавалась основным сред- ством речевого развития детей: знакомство с литературными произ- ведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников. Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны личности ребенка. В то же время современная социокультурная ситуа- ция затрудняет этот процесс. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне от- рицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности. Концептуальным положением коррекции и обновления традицион- ного подхода приобщения дошкольников к художественной литературе является рассмотрение данной проблемы с позиции литературного развития. Что такое литературное развитие и восприятие литературного текста? Понятие литературного развития трактуется исследователями как способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами» (Н. Д. Молдавская); как реализация опыта общего психического раз- вития ребенка с акцентом на область эмоционального в читательском восприятии (В. Г. Маранцман); как воплощение в жизнь литературных способностей, таких как впечатлительность, наблюдательность, творче- ское воображение, подразумевающее отчетливое и яркое представление, как непосредственно наблюдаемых впечатлений, так и образов, создава- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения 364 емых словесно, проявляющееся «…в легкости образования ассоциаций между словом и образами» (А. Г. Ковалев, А. Маслоу); как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художествен- ных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности (О. В. Акулова, Н. Д. Молдавская, О. Н. Сомкова). Основу литературного развития составляет восприятие художест- венного текста. Проблема восприятия художественного произведения нашла отражение в исследованиях Л. С. Выготского, Л. М. Гурович, А. В. Запорожца, М. Р. Львова, Н. Г. Морозовой, О. И. Никифоровой, Б. М. Теплова, О. С. Ушаковой, Е. А. Флериной и др. Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям, автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями по- ступков персонажей, оценивать героев произведения, осваивать идею произведения. Таким образом, литературное развитие дошкольника можно опреде- лить как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности. Каковы компоненты литературного развития детей? В работах О. В. Акуловой и О. Н. Сомковой раскрыта структура этого понятия. Первым компонентом литературного развития является чи- тательский интерес. Он характеризуется с позиции широты, глубины, осознанности и избирательности. Центральным компонентом литера- турного развития выступает восприятие художественного произведения. Восприятие литературного текста представляет собой сложный психи- ческий процесс, характеризующийся активностью интеллектуально- познавательной, образной и эмоциональной сфер личности. Качество эстетического восприятия текста зависит от богатства литературного опыта ребенка, включающего объем литературных текстов, знакомых ему. Деятельная природа ребенка предполагает активное использова- ние накопленноголитературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства. Это важное теоретическое положение, которое позволяет преодолеть извечное противоречие двух позиций: «чтение ради чтения» и «чтение для воспитания и обучения». Поскольку расширение и углубление читательских интересов и развитие художественного восприятия позволяет ребенку получить удовольствие и эстетическое наслажде- Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание 365 ние от великого искусства слова, накопление читательского опыта способствует расширению горизонтов детского восприятия мира и в то же время помогает понять духовные ценности, постичь сложность внутреннего мира человека, а самостоятельная деятельность по мотивам литературных текстов дает возможность выразить мысли и чувства, сделав процесс освоения произведений результативным. Каковы задачи литературного развития детей разных возрастных групп? Задачи работы с детьми младшего возраста: — воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать; — обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народ- ных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных; — способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последо- вательности событий в тексте; — поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на ли- тературное произведение, его героев. Задачи работы с детьми среднего дошкольного возраста: — углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой, как совместно со взрослым, так и самостоятельно; — расширять «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и по- эзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах); — развивать способность к целостному восприятию текста, в кото- ром сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента; — поддерживать желание детей отражать свои впечатления о про- слушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении атри- бутов для театрализованных игр, в игре-драматизации и т. д. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения 366 Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста: — поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов; — обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафори- ческие загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, лите- ратурные загадки с метафорой, поэтические сказки); — воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов; — способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве содержания, формы, смыслового и эмоционального под- текста; — способствовать выражению отношения к литературным произве- дениям в разных видах художественно-творческой деятельности, само- выражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии. 13.2. История становления методики литературного развития детей дошкольного возраста Уже на этапе Античности в трудах древнегреческих и древнеримских фи- лософов утверждается особая роль литературы в развитии ораторского мастерства юношества. При этом в работе с детьми до систематичного обучения акцент делается на поэтической речи, к которой, по спра- ведливому замечанию авторов, в раннем возрасте дети более склонны. В эпоху Нового времени Я. А. Коменский в своих бессмертных трудах «Великая дидактика» и «Материнская школа, или Воспитание юношества в первые 6 лет» заложил научно-методические основы ли- тературного развития детей. Для Коменского было характерно подчеркивание роли родного языка как орудия познания человеком самого себя и окружающего его мира. При этом особое значение для раннего развития ребенка имеет родной язык, который малыш осваивает, слушая и повторяя небольшие фоль- клорные тексты. Поэтому основными средствами развития маленьких детей он считал подражание образной речи взрослых, ритмические прибаутки, стихи, басни, сказки о животных. Идеи Я. А. Коменского продолжали развиваться в трудах просветите- лей XVIII века, в произведениях педагогов первой половины XIX века. Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание 367 Ф. Фрёбельподметил пристрастие маленьких детей к рассказам, а также их любовь к животным. Это стало основой его рассказов для детского сада, каждый из которых так или иначе знакомит с характером какого-либо животного. Фрёбель не вводил в свои рассказы элементов сказочности. По его мысли, сказки, где действуют великаны и черти, колдуны и ведьмы, должны читать ребенку в семье. В его рассказах жи- вотные любят своих детенышей, они храбры или трусливы, благородны или коварны совершенно в той мере, как это наблюдается в реальной жизни. Также Фрёбель полагает целесообразным создание специальных стишков и песенок, которые должны сопровождать процесс обучения детей, делая его более привлекательным и развивающим. Основоположником отечественной научной педагогики по праву считается К. Д. Ушинский. Его педагогическая система базировалась на двух теоретических принципах: народности и развивающего обуче- ния. Согласно принципу народности каждый человек должен быть патриотом своей страны, для этого он должен знать, понимать и любить культуру своего народа; хранителем и транслятором народной культуры является язык. Отсюда освоение родного языка является непременным условием гражданского, эстетического, речевого, умственного развития ребенка. К. Д. Ушинский утверждал, что ребенок развивается в процессе приобщения к лучшим формам родного языка, которые содержатся в произведениях фольклора и литературы. В то же время он справедли- во замечает, что в педагогике не определены произведения, доступные и нужные ребенку. В результате размышлений и анализа произведений К. Д. Ушинский формирует круг чтения ребенка младшего возраста. Его основу составляют фольклорные тексты: поэтические песенки, потешки, загадки, сказки о животных, пословицы и поговорки, которые знакомят ребенка с живой народной речью. Идеи К. Д. Ушинского в дальнейшем были востребованы в оте- чественной педагогике. На теоретическом уровне они развивались Е. Н. Водовозовой, которая предлагала на занятиях широко использо- вать произведения устного народного творчества: песенки, поговорки, загадки, сказки. Она же сформулировала и требования к отбору сказок для детей: сказка должна быть доступной для детей, соответствовать их опыту и интересам, развивать воображение и фантазию, обогащать речь образными народными выражениями. На методическом уровне теоретические положения К. Д. Ушинского развивала Е. И. Тихеева. Разделяя его взгляды, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Одним из ведущих разделов разви- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения 368 тия речи детей в детском саду Е. И. Тихеева полагала развитие «живого слова». Раскрывая методику реализации этой задачи, Е. И. Тихеева сформулировала много ценных практических советов по организации работы с литературой: что и как читать детям, почему сказку и стихи надо рассказывать, какие вопросы задавать до и после чтения, почему нельзя стихи разучивать хоровым способом и т. д. Значительное влияние на становление методики литературного развития детей оказала Е. А. Флерина. Ею были разработаны общие основы эстетического воспитания дошкольников, которое должно осуществляться на лучших образцах настоящего искусства: художе- ственном слове, художественной картине, художественной игрушке. Е. А. Флерина сформулировала требования к содержанию и форме детской книги с учетом особенностей восприятия дошкольников, предложила своеобразную классификацию книг для детей по их тема- тике (производственная, героическая, дидактическая, веселая книга), разработала методические вопросы использования художественной литературы в детском саду. Необходимо отметить, что в 1920–1930-е годы литература рассма- тривалась как главное средство развития ребенка. Это повлекло за со- бой дискуссию о том, «какая книга нужна советскому ребенку». Остро обсуждались вопросы круга чтения детей, его тематической и сюжетной направленности. Именно в это время К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, С. В. Михалков создают произведения, которые вошли в золотой фонд детской литературы. В 1940–1960-е годыпродолжают развиваться отдельные направле- ния методики литературного развития детей дошкольного возраста. А. П. Усова, занимаясь вопросами ознакомления с художественной литературой, четко формулирует идею необходимости возвращения к народным истокам и утверждает устное народное творчество как ведущее средство воспитания ребенка. Эти идеи нашли научно-пра- ктическое отражение в книге «Русское народное творчество в детском саду». Р. И. Жуковская углубленно рассматривает вопросы о чтении, рассказывании и заучивании наизусть литературных произведений, использовании картинки (в том числе иллюстрации) в работе с детьми. М. М. Конина разработала подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эсте- тического воспитания дошкольников. Понимание литературы как средства параллельного развития разных сторон личности ребенка доминирует в исследованиях 1970–1980-х го- дов. Вместе с тем проводились исследования, позволяющие углубить методику ознакомления с отдельными видами и жанрами литературы, Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание 369 например со сказкой (А. В. Запорожец, Д. М. Арановская-Дубовис и др.), с поэзией (О. С. Ушакова, А. И. Полозова и др.). В исследованиях Л. М. Гурович всесторонне изучалась проблема литературного развития дошкольников. Результаты ее научно-мето- дической деятельности нашли законченное выражение в пособии для воспитателей «Ребенок и книга», выполненном рядом авторов под ее руководством. В работе Л. М. Гурович представлены интересные формы взаимодействия взрослых и детей на содержании детской литературы: праздники и развлечения, развивающие игры, углубленная работа по знакомству детей 5–7 лет с жизнью и творчеством писателей и пр. Краткий обзор истории методики позволяет констатировать, что аспекты использования литературы как средства развития разных сторон личности ребенка раскрыты гораздо лучше, чем собственно проблема литературного развития дошкольников. Многие вопросы требуют дальнейшего изучения, например: важно уточнить терми- нологию, определить возможность полноценного литературного развития в столь раннем возрасте (до 7 лет); необходимо углубление литературоведческих и психолингвистических основ методики; нужно уточнение круга чтения современного «экранного» ребенка малочи- тающей страны; требуется осмысление места литературы в целостном педагогическом процессе детского сада; значимо создание методиче- ского обеспечения процесса литературного развития дошкольников в детском саду и семье. 13.3. Современные технологии литературного развития детей дошкольного возраста В каких видах деятельности осуществляется решение задач литературного развития дошкольников? Освоение задач реализуется в организованных педагогом совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-игровых и творческо- игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх), а также средствами организа- ции предметно-развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно-речевой, изобразительной и театрализо- ванной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режим- ные моменты, в наблюдения за явлениями живой и неживой природы. Вместе с тем необходимо каждый день целенаправленно знакомить детей с новым текстом или организовывать деятельность на основе уже известного. Для усиления эмоционального воздействия произведений Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения 370 искусства на детей важно сочетать чтение литературного текста со слу- шанием музыки, просмотром произведений изобразительного искусства (например, читать стихи, когда дети слушают музыку, рассматривают репродукции картин и пр.). Как отобрать книги для чтения детей разных возрастов? Проблема отбора книг для детского чтения — одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна велись и до сих пор не пре- кращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения. Л. М. Гурович сформулировала две группы принципов для выбора литературного текста: художественные и педагогические. К первой относятся принципы, дающие возможность правильно оце- нить художественные достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики, соответ- ствующие образцам высокого искусства. Вторую группу составляют педагогические принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями. При отборе литературных произведений необходимо прежде всего учитывать позитивную социальную концепцию автора. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нрав- ственного и духовного воспитания. В своем литературном развитии ребенок должен идти от фольклора, литературы своего народа к классике детской мировой литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообраз- ные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой — избира- тельность, индивидуальность литературных пристрастий. Каким образом усложняются основные методы литературного развития в работе с детьми разных возрастов? Чтение взрослого. Для ребенка младшего возраста предпочтительным будет утрированно выразительное рассказывание, при котором воспи- татель голосом «рисует» образы и картины происходящего. В средней группе детского сада своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами педагог должен увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведе- ние, вызвать на дальнейшее его обсуждение. При чтении детям 5–7 лет педагог сдержанно выразителен в целях предоставления ребенку боль- шей свободы фантазирования и формирования «видений» событий и героев литературного текста. Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание 371 При повторном рассказывании в работе с детьми 3–5 лет эффективно инсценированиепроизведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании. Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках, становится целесообразным в старшем до- школьном возрасте. Беседа является основным методом целенаправленного литератур- ного развития. Обсуждение после чтения помогает детям глубже вос- принять произведение. Для этого в беседу включаются разные группы вопросов (на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей, о логике следования событий, вопросы и зада- ния, обращающие внимание детей на наиболее традиционные средства языковой выразительности). В беседе с детьми 3–5 лет важно активизировать их желание эмоци- онально откликаться на воображаемые события литературного текста, «содействуя» и сопереживая героям. Малышу необходимо помочь на- водящими вопросами, обращенными к личному опыту, понять основное содержание произведения, установить последовательность событий в тексте, вычленить и назвать наиболее яркие поступки и действия героев, дать им элементарную обобщенную характеристику (добрый, хитрая). Организуя беседы с детьми 5–7 лет для активизации процесса вос- приятия, воспитатель должен помочь выразить свое отношение к со- держанию произведения, его событиям и героям, красоте некоторых художественных средств; установить причинные связи, воспринять ло- гику следования завязки, кульминации и развязки истории; представить в воображении героев, их внешний вид, некоторые черты характера, их поступки и дать им элементарную оценку, опираясь на представления о правилах поведения и взаимоотношений людей, объяснить явные мотивы поступков, после 5 лет — и скрытые мысли, чувства героя; обра- тить внимание и осознать значение в художественном тексте некоторых средств языковой выразительности и интонационной выразительности рассказчика. Рассматривание иллюстраций. Младшим дошкольникам для пра- вильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев. Рассматривание книжных иллюстра- ций с детьми 4–5 лет решает несколько задач: они ориентируют детей Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения 372 в последовательной связи событий, напоминают содержание текста в процессе его пересказывания, помогают представить героев и неко- торые обстоятельства, важные для понимания смысла произведения. Детей 5–7 лет педагог побуждает рассматривать иллюстрации разных художников к одному тексту, предлагает им высказываться о своем отношении к рисунку (что нравится, почему по-разному нарисованы одни и те же герои и события). Театрализованные игры (игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театра) обеспе- чивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений, дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышан- ного. Литературные игры — эффективный метод развития речевых и ли- тературных способностей детей. Метод проектовцелесообразен в работе с детьми старшего дошколь- ного возраста. Различные темы проектной деятельности могут быть объединены вокруг трех крупных идей: — детское книгоиздательство — изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литератур- ными произведениями (например, «Сказка — ложь, да в ней намек», «Как писатель помог мне понять…», «Что узнали мы из книг» и пр.); — детская библиотека (организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библио- теки в группе); — выставки книг — подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп (возможные темы: «Сказки нашего детства», «Любимые литературные герои», «Поэты и художники о природе»). Таким образом, использование различных методов будет способст- вовать литературному развитию детей в единстве всех компонентов, то есть обеспечит расширение литературного опыта, углубление чи- тательских интересов, развитие восприятия художественного текста в единстве его содержания и формы, а также становление разных видов деятельности на основе знакомых литературных произведений. Какие формы взаимодействия педагога и детей будут наиболее эффективны для литературного развития? 1. Ознакомление с текстом. Для грамотной организации работы с деть- ми при ознакомлении с литературным текстом воспитатель должен быть сам и талантливым читателем, и знающим критиком-литературоведом, Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание 373 и чутким человеком, и опытным наставником, готовым помочь детям глубоко воспринять художественное произведение, понять и полюбить его. Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения подразумевает прежде всего осознанный, принципиальный, обоснован- ный выбор книги. Для этого необходимы предварительное знакомство воспитателя с книгой, направленное на то, чтобы осознать ее художест- венную мысль, понять логику фактов, ее чтение и последующий анализ. После литературного анализа произведения и постановки программных задач можно приступать к методической разработке самой образова- тельной ситуации. Воспитатель намечает вопросы для обсуждения прочитанного, обдумывает место и меру использования иллюстраций и других средств наглядности, способы объяснения новых для детей или малопонятных слов и выражений, а также другие методические приемы. В структуре непосредственно организованной образовательной ситуации по литературным произведениям можно условно выделить три части (Л. М. Гурович). Главная цель первой части образовательной ситуации — познакомить детей с произведением, обеспечив полноценное первоначальное воспри- ятие текста. На данном этапе занятия чтению чаще всего предшествует небольшая беседа с детьми, которая готовит их к предстоящей встрече с произведением, вызывает активный интерес к нему, помогает войти в мир, созданный художником слова. Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть образовательной си- туации очень важна и ответственна — здесь происходит первая встреча ребенка с художественным произведением. За чтением следует беседа о прочитанном произведении (вторая часть ситуации). Первое восприятие текста вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным собы- тиям и героям, но вместе с тем бывает иногда неполным, поверхност- ным. Задача воспитателя — в процессе беседы после чтения уточнить, углубить первоначальное восприятие и понимание текста. Различают следующие группы вопросов, задаваемых детям после прослушивания литературного произведения: — вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям; — вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему; — вопросы причинно-следственного характера, обращающие внима- ние детей на мотивы поступков персонажей; — вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности; Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения 374 — вопросы, направленные на воспроизведение содержания; — вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, вы- водам. Третья часть образовательной ситуации должна возвратить читате- ля-ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. Нужно, чтобы в памяти детей остался сам рассказ или сказка, а не беседа. 2. Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления. Их темы должны быть близки лич- ному и литературному опыту детей, не только давать возможность детям проявить свою «начитанность», подвигаться, посмеяться, действительно «развлечься», но и закрепить знания художественных произведений. Для детей 3–4 лет наиболее адекватной является форма театрализо- ванного досуга, когда воспитатели и сами дети переодеваются в костю- мы, действуют с «ожившими» литературными предметами. В средней и старшей группах детского сада такие мероприятия проводятся раз в месяц. Их тематика зависит от специфики читательских интересов детей и педагогов, связана с датами календаря праздников. Литературные праздники закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки, игры и соревнования). Наилучшим праздником будет тематический (например, «Сказки А. С. Пушкина», «Книги про животных», «Сказки К. И. Чуковского» и др.). 3. Организация книжного уголка. Существенную роль в воспитании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее. Малы- ши любят подолгу рассматривать знакомые книжки, и эту возможность им надо предоставить, разместив помимо литературных текстов подбор- ки картинок и фотографий на сходную тематику, фигурки настольного театра, изображающие любимых литературных героев. Оборудуя книжный уголок в средней группе детского сада, посто- янно пополняя его новыми книгами с яркими иллюстрациями, набо- рами для театрализации, важно создавать ситуации для проявления детьми стремления к повторным встречам с произведением, книгой, к рассматриванию иллюстраций, к участию в совместных со взрослым театрализованных играх, к исполнению стихов, народных прибауток и песенок, к рассказыванию знакомых сказок и пересказыванию ко- ротких рассказов. Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание 375 Содержание книжного уголка старших групп детского сада опре- деляется тем, что книга для них становится важной частью духовной жизни. Желательно, чтобы местом целенаправленного ознакомления с текстами стал не просто книжный уголок, а центр художественно-твор- ческой деятельности, в котором уголок книги дополняется атрибутами для театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельности дошкольников, что обеспечивает развитие творческих проявлений на основе фольклорных и литературных произведений. Воспитателям старших групп рекомендуется устраивать |