мрм. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения
Скачать 4.17 Mb.
|
Глава 12. Основы методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста 12.1. Задачи и содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста Что есть музыка? ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Музыка — искусство особого, художественно-образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка — искусство особых выразительных средств. В музыке, как и других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счет специальных средств выразительности: лада, метроритма, мелодии, гармонии, формы. Являясь и временным, и пространственным искусством, музыка в первую очередь — искусство интонации. Природа музыки, ее художественных образов связана с интонацией. Интонация несет в себе целостность воплощения художественного образа в музыкальных звуках. Интонация — это язык музыки. Это язык, наиболее полно выража- ющий чувственный мир человека. Звуковысотное, ритмическое, динамическое, тембральное соотно- шение двух и более музыкальных звуков, образуя интонацию, рождает эмоцию, художественный образ, делая искусство музыки понимаемым на уровне эмоционально-смыслового переживания. Поэтому музы- кальное произведение вызывает подобное переживание у слушателя, а интонация делает музыкальный язык понятным людям всех стран, стирая любые языковые барьеры. В чем специфика теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста? В настоящее время развитие теории и методики музыкального вос- питания дошкольников определяется своеобразием современного до- школьного образования. При условии вариативности образовательных программ и типов дошкольных образовательных учреждений все острее обозначается необходимость решения проблемы целостного развития ребенка в педагогическом процессе детского сада. В связи с этим чрез- вычайно актуализируется задача разработки подходов к организации процесса целостного художественного развития детей. Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание 351 Поэтому педагог организует процесс накопления и обогащения детского художественного опыта и помогает ребенку понимать смысл художественных образов в доступных по содержанию произведениях искусства и выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства с помощью разнообразных средств художественной выразительности. Единые задачи становления эмоционально-чувственной сферы ребенка можно решать с помощью сочетания разной по содержанию художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, те- атральной), то есть организовывать художественный процесс как целостный. Вопросы методики музыкального воспитания дошкольников рас- сматриваются в контексте концепции развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности. В чем специфика задач и содержания музыкального воспитания детей дошкольного возраста? Музыкальное развитие дошкольника происходит в процессе накопле- ния музыкального опыта. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей, осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий потенциал. Обобщенными целями музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе являются: — развитие общей музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями; — развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя- создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания. В связи с этим задачи в каждой возрастной группы ориентированы: — на детское музыкальное восприятие—слушание—интерпретацию; — детское музыкальное исполнительство—импровизацию—твор- чество. Младший дошкольный возраст. В возрасте 3–4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необ- ходимым становится создание условий для активного экспериментиро- вания и практикования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяет ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения 352 Естественное для младшего дошкольника желание организовать собственную жизнедеятельность в определенном ритме выражается в попытках зарифмовать слова, в ритмичном проговаривании-про- певании фраз, в двигательных импровизациях под музыку. Поэтому особое значение в этом возрасте придается развитию метроритмиче- ского чувства. Задачи в области музыкального восприятия—слушания—интерпре- тации: — воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку; — организация детского экспериментирования с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра; — активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников. Задачи в области музыкального исполнительства—импровизации— творчества: — развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах; — развитие координации движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах; — формирование вокальных певческих умений в процессе подпева- ния взрослому; — стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах. Средний дошкольный возраст. В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкаль- ному опыту ребенок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений позволяют среднему дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения. Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства. Условия организации музыкальной деятельности детей этого возра- ста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального ре- пертуара, музыкальных игр, организации музыкального восприятия. Все Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание 353 это призвано демонстрировать, что музыка выражает эмоции, характер, настроения человека. Необходимо показать ребенку, что окружающий его мир людей, вещей и природы может быть изображен и выражен му- зыкальными звуками, а о собственных переживаниях может сообщить то или иное музыкальное произведение. Так музыка становится одним из средств общения ребенка с социумом. Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него средст- вами (голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений, поэтому в среднем возрасте особенно значимо обучение детей технике пения, движения, музицирования. Чрезвычайно существенным является подбор способов и форм такого обучения, для того чтобы сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству самовыраже- ния и игры. Задачи в области музыкального восприятия—слушания—интерпре- тации: — воспитание слушательской культуры детей, развитие умений по- нимать и интерпретировать выразительные средства музыки; — развитие умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки; — развитие музыкального слуха: интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоение элементарной музыкальной грамоты. Задачи в области музыкального исполнительства—импровизации— творчества: — развитие координации слуха и голоса, приобретение детьми пев- ческих навыков; — освоение детьми приемов игры на детских музыкальных инстру- ментах; — освоение элементов танца и ритмопластики для создания музы- кальных двигательных образов в играх и драматизациях; — стимулирование желания ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. Старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Возрастные возможности детей, уровень их художественной куль- туры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живопи- сью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения 354 Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выражен- ных в музыке. Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувст- вует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем воз- расте эмоционально-практический опыт общения с музыкой. Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. В старшем дошкольном возрасте важно показать ребенку способы пользования полученными ранее средствами (голосом, движением, музицированием) для создания выразительного художественного образа. Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать пол- ноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечива- ющими полноценное музыкальное развитие дошкольника. Задачи в области музыкального восприятия—слушания—интерпре- тации: — обогащение слухового опыта у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке; — накопление представлений о жизни и творчестве русских и зару- бежных композиторов; — обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности; — развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности. Задачи в области музыкального исполнительства—импровизации— творчества: — развитие умений чистоты интонирования в пении а капелла и на два голоса; — освоение навыков ритмического многоголосья посредством игро- вого музицирования; — стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочине- нию танцев, игр, оркестровок; — развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности. Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание 355 12.2. История становления методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста Отечественная методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста в привычном для нас понимании образовалась сравнительно недавно, ближе ко второй половине XX века, и связана она с именами Б. М. Теплова, Н. А. Метлова, В. Н. Шацкой, Т. С. Бабаджан, Д. Б. Ка- балевского и, конечно же, Н. А. Ветлугиной. Вопросы музыкального образования волновали человечество очень давно. Далекие древневосточные цивилизации — Индия, Египет, Ки- тай — оставили нам мифы и уникальные документы, в которых запе- чатлено понимание древними народами музыкального искусства, его божественного предназначения и необходимости обучения музыки. Решение проблем музыкального образования получает свое продол- жение в Средневековье, эпоха Возрождения обращает нас к музыке как к искусству эмоционально-чувственного познания мира, возводит ее в ранг самостоятельного искусства, а композитора рассматривает как художника, творца. Идеи И. Г. Песталоцци о творческом начале и самостоятельности ребенка, Г. Негели о воспитании ритмического начала в ребенке как основе музыкального развития, И. Г. Гердера о взаимосвязи музыки и слова в художественном творчестве проложат дорогу к авторским си- стемам музыкального воспитания детей дошкольного возраста XX века (З. Кодай, К. Орф). Композиторы обращаются к детству как особому неповторимому и бесценному состоянию, к эмоциям и чувствам ребенка, пытаются разгадать их и наделить сакральным смыслом. Создаются детские музыкальные циклы, написанные про детей и для детей, произведе- ния, обращенные к детям (Р. Шуман, В. А. Моцарт, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский). XIX век становится определяющим для развития педагогики, в том числе и профессиональной музыкальной педагогики и методики му- зыкального воспитания дошкольников. Основные направления науч- но-практического поиска связаны: с разработкой идей музыкального воспитания, развитием музыкального вкуса и культуры слушания музыки; определением логики и содержания музыкального образования человека на всех ступенях образования; определением совокупности средств музыкального воспитания ребенка в семье и в образовательных учреждениях. ХХ век для методики музыкального воспитания дошкольников — ключевой, поскольку именно в этом столетии, объединившем предше- ствующий историко-музыкальный и психолого-педагогический опыт, Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения 356 появляются исследования, связанные с музыкальной деятельностью детей от рождения до 7 лет, работы, раскрывающие природу музыкаль- ных способностей в раннем и дошкольном детстве, просветительские труды, решающие вопросы общего музыкального образования в детском саду и в школе. В XX веке появляются самостоятельные национальные программы и авторские системы музыкального воспитания детей дошкольного воз- раста (Э. Жак-Далькроз в Швейцарии, Б. Барток и З. Кодай в Венгрии, К. Орф в Австрии, Сузуки-метод в Японии). В 1930–1940 годы идет активный научно-практический поиск реше- ния проблем музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В 1930-е годы музыкальный воспитатель и методист Т. С. Бабаджан создает уникальные игры, разнообразные игровые сюжеты, сопрово- ждающиеся музыкой М. Р. Раухвергера, которые направлены на приоб- щение детей раннего возраста к творчеству и активизацию творческих проявлений в процессе восприятия и исполнения музыки. Н. А. Метлов — один из первых создателей системы отечественного музыкального воспитания в детском саду. В систему музыкального вос- питания дошкольников по Н. А. Метлову гармонично вошли обучение детей слушанию музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, праздники и утренники в детском саду. Работая в тесном союзе с композиторами М. Иордан- ским, М. Красевым, М. Раухвергером, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой и др., он создал классический репертуар детских песен, музыкальных игр и сказок. Большое внимание Н. А. Метлов уделял изучению ребенка, его запросов, интересов, способностей. Работы Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей» и «Психологические вопросы художественного воспитания» позволя- ют по-новому взглянуть на проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Выделив музыкальные способности: ладовое чувство, которое вы- ражается в музыкальном восприятии и легком узнавании мелодий; му- зыкально-игровые представления, проявляющиеся в воспроизведении мелодии по слуху; музыкально-ритмическое чувство, обнаруживающе- еся в постижении ритма и его воспроизведении, Б. М. Теплов раскрыл условия их выявления и развития. Работы выдающихся психологов Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, связанные с проблемами детского творчества, труды В. Н. Шацкой и Б. Л. Яворского становятся принципиальными осно- вами системы художественно-творческого развития дошкольников, предложенной Н. А. Ветлугиной в 60-е годы. Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание 357 Основоположница отечественной системы художественно-эстети- ческого воспитания детей дошкольного возраста, методики музыкаль- ного воспитания дошкольников, признанной в мире, Н. А. Ветлугина доказала уникальное значение музыкальной деятельности в целостном развитии дошкольника, целостном педагогическом процессе детского сада. Она заложила фундамент музыкальной дошкольной педагогики от теоретических подходов до практических технологий, на которых базируются современные исследования и практические разработки в данной области (программы «Музыкальные шедевры» О. П. Рады- новой, «Камертон» Э. П. Костиной и др.). В круг научных интересов Н. А. Ветлугиной входила проблема дет- ского музыкального творчества, формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкально-художест- венных видах деятельности в определенных педагогических условиях, в ходе целенаправленного педагогического руководства. В своих работах Н. А. Ветлугина не раз обращалась к проблеме со- отношения обучения и творчества дошкольников, считая ее наиболее интересной и сложной в методике, к проблеме развития музыкальности ребенка в условиях педагогического процесса в детском саду, станов- ления музыкальной культуры с ранних лет жизни. Эти вопросы не утратили своей актуальности и сегодня. Исторический экскурс по методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста позволяет выделить ряд ключевых проблем, решение которых происходит и будет происходить в методике насто- ящего времени. К ним относятся: 1) определение современных подходов к музыкально-художест- венной деятельности детей: восприятию, исполнительству, творчеству в теоретических и практических аспектах; 2) интеграция разных видов искусств в процессе музыкально-худо- жественного воспитания дошкольников, естественное и закономерное объединение звука, слова, речи с музыкой; 3) разработка педагогических технологий дифференцированного музыкального развития ребенка в разных видах музыкальной деятель- ности, методов музыкального экспериментирования и моделирования музыкально-творческого процесса, музыкально-культурных практик в работе с детьми раннего и дошкольного возраста. 12.3. Современные технологии музыкального воспитания детей В чем специфика взаимодействия ребенка с музыкой? Уже в самом раннем возрасте ребенок по-разному откликается на музыку разного характера, может увлеченно и с большим интересом принимать Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения 358 участие в пении, танцах, элементарном музицировании. Часто не за- мечаемая взрослыми жизнь ребенка наполнена музыкой. Он напевает популярный мотив нового шлягера, копирует увиденное и услышанное, перевоплощается в полюбившихся поющих и танцующих героев. И чем раньше педагоги заметят эти музыкальные проявления ребенка, тем успешнее может быть его музыкальное развитие! Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, а зачастую осуществляет их одновременно! Он слушает музыку и одновременно создает двигательную импровизацию, поскольку усидеть на одном месте нет никакой возможности. Он напе- вает любимую песню и тут же дополняет ее новой фразой. Затрудняясь объяснить свое эмоциональное состояние словами, он просит включить запись музыки, которая, как ему кажется, все расскажет о нем. Иными словами, эмоциональные проявления ребенкавыражаются в его интересе к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребе- нок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участво- вать в разных видах музыкальной деятельности. При этом дошкольник может проявлять избирательное отношение к музыке, то есть отдавать предпочтение той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т. д.). Кроме того, взаимодействие ребенка с музыкойсвязано с его актив- ностью и инициативностью в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется самостоятельностью и творчеством в выборе содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности. Характер взаимодействия ребенка с музыкой меняется в зависимости от возраста. Так, в первые годы жизни деятельность можно назвать музыкаль- но-предметной. В это время интерес ребенка вызывают игрушки и ин- струменты, издающие звуки. Он накапливает опыт практикования, манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекатель- ных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объекта- ми — носителями звуков. Далее его деятельность становится музыкально-игровой. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную си- стему отношений с другими людьми. Музыка становится на этом этапе: — увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятель- ности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка, по сути, своей является игровым; Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание 359 — источником обогащения опыта эмоциональных отношений и пе- реживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении; — содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отноше- ния в детских играх становятся отражением содержания музыкальных произведений. К концу дошкольного возраста у ребенка появляется музыкаль- но-художественная деятельность. Его в большей степени начинает интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку пере- живать художественные эмоции и творчески интерпретировать музы- кальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции, например: — слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия; — исполнителя музыкальных произведений (певца, участника ор- кестра, танцора); — сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; со- здателя сюжета музыкально-драматической игры и т. д.). На каких принципах базируются технологии музыкального развития и воспитания ребенка? Педагогическая технология — это философия педагогического действия (В. А. Сластенин). Любая технология базируется на философско-пе- дагогических и психолого-педагогических принципах. Не исключение и технологии музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Основаниями данных технологий могут стать нижеперечи- сленные принципы. 1. Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предпо- лагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-художественной деятельности. 2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребен- ка, объясняющий необходимость диагностики особенностей музыкаль- ности детей, уровня развития музыкально-художественной деятельнос- ти и учета ее результатов в единстве с возрастными новообразованиями в ходе музыкального воспитания и развития. 3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в организации музыкально-художественной деятельности, предпо- лагающий учет музыкальных интересов и направленности ребенка к конкретному виду музыкальной деятельности, опору на активность, инициативность и самостоятельность воспитанника, поощрение этих качеств детской личности в музыкальной деятельности. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения 360 4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе му- зыкально-художественной деятельности, подразумевающий свобо- ду реакций и высказываний ребенка, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка, обращение к жизненному опыту, не допускающий насильственных, жестких мер, ограничивающих дет- ские порывы. В ходе такого взаимодействия дошкольнику необходимо предоставлять выбор вида музыкальной деятельности, музыкального содержания (репертуара). 5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе музыкально-художественной деятельности. Основной задачей педагогической поддержки становится совместный поиск адекватного решения возникшей проблемы. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошколь- ника самой деятельностью и ее результатами, снятие психологической напряженности. 6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музы- кального педагога и воспитателя в организации процесса музыкального воспитания и развития воспитанников детского сада. Этот принцип подразумевает тесное сотрудничество и с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития, и со специалистами, работающими в детском саду, поскольку музыка постоянно сопровождает педагоги- ческий процесс в дошкольном учреждении. 7. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки до- школьниками, означающий, что восприятие — это сфокусированный процесс, успешность которого влияет на исполнительство и детское творчество. Задачи, которые решаются в ходе восприятия музыкаль- ных произведений, разнообразны: от эмоционального развития до развития основных познавательных процессов; от задач социализации и культурации к формированию исполнительских умений и творчества в художественных видах детской деятельности: речевой, игровой, из- образительной. Воспитателю необходимо знать, ради достижения какой цели организуется слушание музыки ребенком. Целенаправленность процесса восприятия позволит определиться с этапами педагогиче- ской технологии, оснастить их адекватными методами и приемами, содействующими лучшему пониманию и проникновению ребенка в музыкальное произведение, музыкальный образ. 8. Принцип отбора музыкальных произведений, означающий необхо- димость критериального отбора музыки для детей. Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие и воспитание 361 9. Принцип систематичности и последовательности в организации музыкально-художественной деятельности, предполагающий систе- матическую работу с детьми, постепенное усложнение музыкального содержания и задач воспитания и развития, сквозную связь предлага- емого содержания, форм, средств и методов работы. 10. Принцип продуктивности музыкально-художественной деятель- ности в дошкольном детстве, согласно которому процессы восприятия, исполнительства и творчества дошкольников имеют некий продукт (например, образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т. д.). 11. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение раз- нообразных методов активизации детской музыкальной деятельности в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников, позволяющее им наиболее полно и самостоятельно выражать себя, результаты музыкального развития. Что необходимо учитывать при проектировании технологий музыкального развития и воспитания ребенка? Применение педагогической технологии требует предварительной рабо- ты. Важно продумать условия ее реализации, подготовить предметную среду, собрать все необходимые атрибуты, расположение детей. Эффективно самостоятельно подобрать музыкальные произведения к той или иной педагогической технологии: более простые или более сложные, с учетом детской музыкальной субкультуры воспитанников. Слушая музыку с детьми, важно стремиться к соблюдению алгорит- ма этого процесса. Последовательность действий здесь очень важна, так как она определяет эффективность решения обозначенных задач воспитания и развития ребенка. Предлагаемый алгоритм состоит из четырех последовательных шагов. Первый шаг связан с подготовкой детей к слушанию музыки, их настроем на восприятие музыкального произведения. От действий педагога зависят успешность восприятия музыки ребенком, первое впечатление от нее. Репертуар педагогических приемов должен быть широким: появление игрушки, сюрпризный момент, проблемная си- туация, любая интрига, стихи и загадки, интересные фрагменты биог- рафии композитора, исполнителя, репродукции картин, наблюдение в природе и др. После первого прослушивания музыки важно сделать паузу, дать детям возможность самостоятельно осознать, что сейчас произошло в их жизни, каким новым содержанием они обогатились. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения 362 Музыка уже не звучит в пространстве, но она звучит внутри ребенка, идет серьезная внутренняя работа, которая требует деликатности, осторожности и покоя. Второй шаг — вторичное прослушивание произведения. Погрузив- шись в него глубже, ребенок уже готов его обсуждать. Мотивировать его к диалогу можно с помощью традиционных вопросов: какая му- зыка — веселая или грустная? кого мы представляем себе, слушая ее? почему она получилась именно такой, как мы это понимаем? и т. д. На этом этапе вместе с детьми определяется эмоциональный строй музы- кального произведения, его оттенки, образы, характер, осуществляется элементарный музыкальный анализ, вычленяются средства музыкаль- ной выразительности. Третий шаг алгоритма связан с созданием условий для запоминания детьми музыкального произведения, истории его сочинения, авторства. На этом этапе можно использовать мнемотехнические приемы: игры, упражнения, ассоциации. Происходит актуализация чувственного опыта детей, опыта слушания музыки, детского жизненного опыта в целом. Применяются приемы сравнения музыкальных произведений одного композитора, разных композиторов, произведений одного жанра, кон- трастных жанров, музыкально-дидактические игры. Пусть ребенок как можно больше рассуждает о музыке, выражает свое отношение к ней и желание послушать ее еще раз. Завершается работа по слушанию (четвертый шаг) организацией ус- ловий для выражения детьми результатов восприятия музыки в разных видах художественной деятельности: игре, пантомиме, танце, рисунке, словесном сочинительстве, конструировании и т. д. Можно продумать как коллективные, так и индивидуальные формы организации детской деятельности. Важно, чтобы у детей был выбор, чтобы продукты му- зыкального восприятия были разнообразными, чтобы форма помогала в освоении содержания музыкального образа. Кому-то из детей легче изобразить его на бумаге, а кому-то — с помощью движений, кто-то, фантазируя, сочинит стихотворение или небольшой рассказ. Можно попробовать интегрировать разные виды художественной деятельности, например сочинять коллективный сюжет по мотивам музыки, а потом играть в то, что придумали. Или выполнить коллективный рисунок или аппликацию, а потом поразмышлять о совместном творчестве с композитором и друг с другом. Продуктивность детского восприятия позволяет педагогу получить представления о динамике развития вос- приятия музыки у воспитанников, об особенностях формирующегося музыкального опыта. |