Главная страница
Навигация по странице:

  • Твиты от Раскольникова: чем заменить тоскливые сочинения на уроках литературы

  • 6 новых способов борьбы со стрессом для родителей: советует психолог

  • Фамилия Обломов не связана со словом «облом». 5 фактов о литературе из школьной программы, которых вы не знали

  • Инфо обзор 28.03-03.04. Экономьте время и деньги на покупки с экосистемой краевой организации Профмаркет


    Скачать 6.74 Mb.
    НазваниеЭкономьте время и деньги на покупки с экосистемой краевой организации Профмаркет
    Дата17.04.2022
    Размер6.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИнфо обзор 28.03-03.04.doc
    ТипДокументы
    #481126
    страница6 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    4 проверенных способа разнообразить уроки литературы

    Альтернатива старой схеме «родился-написал-умер»
    «Ой, нудятина! Опять целый урок слушать, кто где родился и когда умер…». Наверняка учителя литературы часто слышат от учеников что-то подобное. О том, как сделать эти 40 минут дорогой в мир удивительных открытий и ошеломляющих фактов, рассказывает Елена Савицкая.

    Начну с откровенного признания: уроки литературы я люблю намного больше, чем уроки русского языка. Возможно, потому, что пять лет учёбы на филфаке всё же профессионально занималась именно литературоведением, а не языкознанием. Знания-то, конечно, получала в обеих областях, но личных симпатий никто не отменял, правда? Ещё я беззаветно люблю золотой век русской литературы. Если учесть, что большинство произведений школьной программы именно оттуда, всё складывается просто идеально. Для меня.

    А вот как обстоит дело на уроке, как заинтересовать детей рассказом о личности давно почившей и делах давно минувших — все эти задачи заставили меня методом проб и ошибок разработать свою стратегию.

    Поделюсь приёмами и формами тех самых уроков, которые, как правило, лаконично называются «Слово о писателе». Как же сделать, чтобы оно, это слово, не поблекло, не потерялось, а заставило ученика пойти в библиотеку, поделиться полученными знаниями дома, а, может быть, и прочитать что-то «не из списка»?

    Заочная экскурсия

    Как правило, основа урока — всё же ролик, но тщательно выбранный и хронометражём не более 15 минут. Не мной придуманная форма, конечно же. Скачивать первый попавшийся на YouTube ролик длиной в 40 минут для меня категорически неприемлемо.

    Затем я прошу учащихся поделиться впечатлениями от просмотра. Спрашиваю, на что они обратили особое внимание, что явилось для них откровением, о чём хотят узнать больше. Вопросы легко предугадать заранее. На них потом с удовольствием и отвечаю.

    Затем мы заполняем таблицу в рабочей тетради, по которой работаем каждый такой урок. Но только это уже не моя диктовка, а оформленные мысли моих учеников.

    Публичные выступления учеников

    Я работаю в частной школе, поэтому задание рассказать о семье писателя или поэта легко разделить ровно на то количество частей, которое соответствует количеству учащихся. Даю волю фантазии.

    Это может быть и устный рассказ (никакого чтения с листочка!), и презентация, и всё тот же короткий ролик. Я сама «страхую» детей галереей портретов на доске. После выступлений мы вместе отбираем ключевую информацию и заносим её в таблицу.

    Лекция учителя

    Не нужно бояться этой формы. Важно верить в себя как в оратора и подбирать материал таким образом, чтобы не пропадало слово. Ни для кого не секрет, что писатели тоже люди со своей судьбой и историей преодоления. Так отойдите от шаблонов «родился-умер», покажите обратную сторону славы и престижа.

    В старших классах я подключаю межпредметные связи и даю порассуждать на тему «как вы думаете, почему всё сложилось именно так? Какие общественные и политические факторы этому способствовали?». С удовольствием задают вопросы, а они спорят, вспоминают уроки истории.

    Тематические кейсы

    Условно делим информацию на несколько «чемоданчиков»: факты биографии, темы и мотивы творчества, важные даты, интересные факты. Обсуждая, открываем кейсы. В конце урока сладывается общая картина. Важно не забывать иллюстрировать материал.

    Безусловно, приёмов великое множество. Это и творческие вечера, и литературные гостиные, и разнообразные игры. В общем, вариантов масса. Я рассказала о том, что гарантированно помогает мне. Делитесь своими приёмами!

    Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/blog/yelena-savitskaya/92763-4-proverennykh-sposoba-raznoobrazit-uroki-literatury
    Твиты от Раскольникова: чем заменить тоскливые сочинения на уроках литературы
    Стандартные уроки литературы с шаблонными сочинениями не просто убивают желание читать книги. Они уничтожают нормальное читательское восприятие. Но вместо этих самых сочинений можно предложить детям что-нибудь поинтереснее. Например, написать художественный текст по мотивам текста. То есть фанфик (да, фанфик — это не только «50 оттенков серого»).

    Заявляю с порога: я не буду ни убеждать вас, что без фанфиков современному учителю никуда, ни кричать, что фанатская литература — это деградация и разврат. Я просто хочу порассуждать о плюсах и минусах использования фанатских текстов на уроках литературы — потому что фанатская литература существует в жизни современного молодого человека, хотим мы того или нет.

    Фанфикшн — это литературное творчество поклонников произведений популярной культуры, создаваемое на основе этих произведений в рамках интерпретативного сообщества (фандома)[1]. Иными словами, это написание текстов по мотивам впечатлившей книги или фильма.

    Фанфикшн отражает то, что творится в голове у читателя в тот момент, когда он читает. Все мы порой фантазируем, как дальше сложатся судьбы героев, порой не соглашаемся с автором и мысленно прописываем свою версию событий. Фанфики являются результатом этих мысленных операций, текстуально запечатлённым откликом читателя/зрителя на произведение. Фанатский текст отражает то, как читатели разных возрастных групп, разных национальностей, пристрастий, разного уровня образованности воспринимают литературное произведение.

    Меня часто спрашивают: каково количество «этих ваших фанфиков»? Пятьдесят? Сто? Больше, больше. Намного больше. Приведу весьма приблизительную статистику: лишь на одном русскоязычном сайте-хранилище фанатских текстов, в группе поклонников «Гарри Поттера», на сегодняшний день фанфиков — свыше 16 тысяч. Длина каждого фанфика — от нескольких страниц до, например, пятидесяти глав. Это всего лишь одна (!) группа на сайте, всего групп — 971 (да и сайт не единственный). А если учесть, что фанфикшн — явление международное, фанфики пишут и читают во всём мире, и количество сайтов (как и текстов) невозможно подсчитать. Масштаб понятен.

    Фанфикшн предоставляет богатый материал для изучения читательской рецепции. Но что с этим делать учителю?

    Ну, например, предложить ребёнку написать фанфик по произведению, которое только что прошли. И необязательно это должен быть текст-продолжение («Как сложилась судьба Татьяны после финального разговора с Онегиным?»). Фанфикшн — больше, чем просто дописывание, это определённое переосмысление источника, игра с ним, воплощение того, что есть в твоей голове по поводу книги.

    Что можно написать на уроке (или после него)

    1. Пропущенная сцена. Написать о моменте, который мог бы быть в книге.

    О чём разговаривали князь Андрей и Наташа Ростова, когда были женихом и невестой?

    Опиши случай из детства Печорина, который сильно на него повлиял.

    Один день из жизни Чацкого.

    2. Продолжение. Подумать о том, как сложилась дальше судьба героев, с которыми мы встречаемся в произведении.

    Семейная жизнь Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. Опиши завтрак в их семье. Будут ли у них дети? О чем они будут говорить за завтраком? В каких обстоятельствах они живут?

    Что ждёт дальше Чацкого? Встретит ли он свою любовь? Или будет неприкаянно бродить по свету, критикуя всех и вся?

    3. Перефокусивировка. Написать о второстепенном или эпизодическом персонаже.

    Один день из жизни графини внучки, появляющейся на балу в доме Фамусовых.

    Напиши о событиях, происходящих в романе в стихах «Евгений Онегин», с точки зрения сестры Татьяны — Ольги.

    Жизнь глазами странницы Феклуши в «Грозе».

    4. Моральная переориентация. Представить «положительного» персонажа «отрицательным», и наоборот.

    А что, если прав на самом деле Молчалин, а Чацкий — всего лишь высокомерный человек, любящий бросаться красивыми словами?

    5. Жанровые трансформации. Изложить какую-то сцену в виде газетной заметки, поста в фейсбуке, пьесы; превратить комическую сцену в трагическую, и наоборот.

    6. Кроссовер. Написать диалог персонажей из разных произведений по заданным параметрам. Диалог Евгения Онегина и князя Андрея Болконского.

    Вот пример (авторское предисловие к фанфику):

    «Писано сие по заданию из университета, звучащему как-то так: „напишите диалог Печорина доперсидского и постбэловского периода и Онегина посттатьянинского периода. Они могут встретиться хоть на Марсе и разговаривать хоть о политике Дарта Вейдара, но должны как-то выразить себя в диалоге“. Свой вариант сего я решила выложить сюда и посмотреть, что будет».

    Почему это полезно

    1. Пробуждает воображение и сопереживание

    Не совру, если скажу, что большинству школьников плохо понятны и не очень близки переживания Раскольникова или Пьера Безухова. Им до лампочки на «тварь ли я дрожащая» или «карету мне, карету». Фанфик помогает помыслить о персонажах как о живых людях, вне школьной дидактики и завываний в духе «что хотел сказать автор».

    2. Учит внимательно читать текст

    Чтобы написать хороший фанфик, нужно не просто пофантазировать, но и обратиться к тексту книги: освежить в памяти сюжет, обстоятельства некоторых событий, обратить внимание на детали, манеру речи персонажей и так далее.

    3. Учит обращать внимание на особенности творческой манеры автора, его взгляда на мир

    Важно не просто дать ученикам задание, а потом ждать, что они напишут. Важно грамотно организовать работу с фанфиками потом: обсудить получившиеся тексты, подтолкнуть к рассуждениям о том, насколько предложенные варианты уместны в художественной вселенной автора.

    4. Помогают говорить о собственных переживаниях через текст

    Одна из целей уроков литературы, о которой, к сожалению, порой забывают — самопознание. Читая книгу, мы не столько познаём автора, особенности его мировосприятия и самовыражения, сколько познаём себя, наблюдаем за тем, как книга меняет нас, какие чувства и мысли вызывает. Почему бы не поговорить об этом на уроке?

    Создавая фанфик, ученик говорит не только о прочитанной книге, но и о себе, своих фантазиях, своём взгляде на мир, отношении к людям, самовосприятии. И если уроки литературы помогут ему что-то понять про себя — это же здорово!

    Для традиционного преподавания литературы работа с фанфиками — это вызов. Традиционно предполагается, что задача учителя — открыть ученику произведение и автора, а фанфики порой диктуют прямо противоположное: «о себе и своих фантазиях — с помощью произведения».

    К тому же в поле фанфикшна практически не существует границ для интерпретации: автор фанфика имеет право изложить фантазию, которая абсолютно не мотивирована произведением-источником. Учителя это может поставить в тупик: что делать с фанфиком, в котором, например, Пугачёв женится на Маше Мироновой и становится примерным семьянином?

    Получается, что традиционный анализ текста подменяется самовыражением. Логичный вопрос: нужно ли это на уроке, ведь самовыражаться ученик может в любом другом месте?

    Но важно другое. Ученик, который придумывает Печорина, женившегося на княжне Мэри, который воображает ситуацию «Горя от ума» с точки зрения Молчалина, пишет о Раскольникове, сделавшемся гангстером, не забудет свою встречу с классикой.

    Примеры

    Напоследок — работы учеников моей коллеги, Ирины Киселевой (учитель русского языка и литературы, школа «Гармония» № 97 г. Ижевска). Она предложила десятому классу создать дневник или блог, который мог бы вести Раскольников. Результатом явились как рукописные страницы дневника (ученики внимательно отнеслись даже к форме — обратите внимание на кривой почерк и смятые листы), так и варианты страниц Раскольникова в различных социальных сетях.

    Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/blog/elizaveta-timoshenko/71935-tvity-ot-raskolnikova-chem-zamenit-tosklivyye-sochineniya-na-urokakh-literatury
    6 новых способов борьбы со стрессом для родителей: советует психолог
    Справляться с тревожностью становится все сложнее. Родителям особенно трудно: они ведь должны обеспечить детям спокойную и поддерживающую атмосферу. А где брать на это силы? Рассказывает наш блогер, психолог Любовь Мошинская-Брумберг.

    Мы живем в тревожное время. Все в напряжении — и взрослые, и дети. Как же мы справляемся с стрессом, напряжением, неизвестностью? Каждый по-своему. Кто-то спешит поговорить с друзьями. Кто-то плачет или, наоборот, злится. Кто-то идет в церковь. Кто-то «заедает» тревогу шоколадкой. Кто-то идет в спортзал и занимается до изнеможения.

    Израильский психолог Мули Лаад попытался свести все способы преодоления стресса в одну модель. Он назвал это BASIC Ph — это название складывается из первых букв названий каналов, из которых мы и бедем черпать ресурсы. Каких же? Давайте посмотрим.

    1. Belief — вера и убеждения

    Да, когда человеку трудно, когда он в смятении, он может пойти в церковь, помолиться и попросить помощи у бога. Он верит в его всемогущество, верит, что он защитит его, решит его проблемы — и человеку становится легче.

    Но в контексте нашей теории вера — это не только (и не обязательно) вера в бога. Это вера в свои силы: «Я смогу с этим справиться!» Это вера в будущее: «Все будет хорошо!» Вера в опыт поколений: «В жизни моих родителей был трудный период, но они справились».

    2. Affect — эмоции

    Почему-то считается, что плакать нехорошо и стыдно, что плач — это проявление слабости. Но неслучайно есть такое слово: выплакаться. Иногда людям помогает такое проявление чувств — таким образом человек освобождается от тяжести переживаний. Слезы будто уносят напряжение, смывают его. Проявлять чувства, говорить о них, писать о них — многим наверняка известен этот способ совладания со стрессом.

    3. Social — социум

    Часто в стрессовой ситуации человек чувствует себя одиноким, ему не с кем разделить страх, боль, тревогу. Тогда он обращается к близким, друзьям, иногда делится переживаниями с совершенно незнакомыми людьми. Иногда отправляется на шопинг — он один в толпе, он никого не знает — но вокруг люди, и ему становится легче. А иногда он занят помощью другим людям — и его внимание переключается, собственная боль уменьшается, появляются силы.

    4. Imagination — воображение

    Профессор Мули Лаад пользуется замечательным термином — fantastic reality, фантастическая реальность. Когда напряжение и стресс становятся невыносимыми, можно сбежать в другую реальность. Речь не идет о раздвоении личности, вовсе нет! Речь идет о воображении, о мечте. Можно представить, какой станет жизнь, когда кризис закончится. Можно послать к черту нынешние трудности и переживания, и представить себе, что ты отправляешься в Санта Барбару на яхте дона Альберто. Можно посмотреть фильм и поставить себя на место героя. Уверена, что каждый из вас может добавить свои варианты.

    5. Cognition — мыслительная деятельность

    Скажите, прием гостей — это стрессовая ситуация? Для меня да. И знаете, как я снимаю стресс? Я пишу списки. На одном листочке — список гостей. На другом — список блюд. На третьем — каких продуктов мне не хватает. Этот последний список отдаю мужу, муж отправляется в магазин. Все! Стресса как не бывало. Если ситуация неопределенная, можно писать списки «известно — неизвестно». По мере того, как ситуация уточняется, неизвестное становится известным. И когда человек видит эти изменения записанными, когда они у него перед глазами, напряжение снижается.

    6. Physiology — физиологические и физические изменения

    Это, пожалуй, самый обширный список «лекарей». Здесь собраны все факторы, влияющие на физиологические и физические изменения в нашем теле. Что делает мама, которая заполночь ждет возвращения дочки с дискотеки? Когда напряжение становится невыносимым, она отправляется, например, стирать. Что делают, поссорившись, молодые люди? Она отправляется на пробежку, а он — выкуривает пачку сигарет (этот способ избавления от стресса не рекомендуем, конечно, но он существует). Кто-то пьет кофе. Кто-то принимает валерьянку. Кто-то бьет посуду. Кто-то становится под душ.

    «Ну и что?» — спросите вы. У меня есть мой способ, который помогает мне справиться со стрессом. Зачем мне знать о других? Вот на этот вопрос я отвечу вам в следующий раз. А пока пойду посплю — это отличный способ преодоления стресса.

    Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/blog/luba-moshinsky-brumberg/10497-6-novykh-sposobov-borby-so-stressom-dlya-roditeley--sovetuyet-psikholog-iz-izrailya
    Фамилия Обломов не связана со словом «облом». 5 фактов о литературе из школьной программы, которых вы не знали



    Произведения русской классики изучены нами вдоль и поперёк. Даже те, кто не читал «Войну и мир», помнят про дуб и Болконского и точно знают, что нигилисты были у Тургенева. Можно ли в этих произведениях найти что-то новое? Конечно! Рассказывает наш блогер, учитель словесности Артём Григорян.

    Что вы помните о произведениях русской классики из школьной программы? Скорее всего, штампы и ярлыки. Что «Евгений Онегин» — это энциклопедия русской жизни, в «Войне и мире» мы видим противопоставление военного времени и мирной жизни, а Тургенев впервые назвал молодых людей, которые отрицали русский традиционализм, нигилистами.

    Вот 5 фактов о русской классике, которые если не удивят вас и детей, то расставят некоторые точки над i. И помогут по-настоящему понять произведения и их смысл

    1. Слово «нигилист» придумал не Тургенев

    Впервые на русском это слово использовал критик, публицист и филолог Николай Надеждин в статье «Сонмище нигилистов» в журнале «Вестник Европы». Как русофил и монархист Надеждин адресовал его Пушкину и поэтам русского романтизма. Слово тогда считалось ругательным и означало циничного и отрицающего общепризнанные ценности молодого человека. Не случайно Надеждин сопроводил слово нигилизм эпитетами чудовищный, губительный.

    Как профессор Московского университета Надеждин взял его у немецкого философа Фридриха Генриха Якоби, именно он впервые написал это слово на немецком в научном труде. Оно означало философское отрицание. А во времена Тургенева и с его подачи слово изменило значение и стало означать общественно-политические взгляды поколения 30-летних в 1860-е годы — людей хорошо образованных, но небогатых и не питающих уважения к дворянской культуре и ее ценностям. Тех, что мечтали расчистить место для общественной утопии. Так нигилизм и стал образом жизни студентов и курсисток, которые собирались вечерами и делились вольными идеями.

    2. Роман «Обломов» — часть трилогии

    В этой трилогии Иван Гончаров разворачивает главную тему для России того времени — неизбежные перемены в обществе и сознании людей. Он написал три романа с 1846 по 1969 год. В «Обыкновенной истории» показал кризис и безнадежность дворянского романтизма, в «Обломове» — трагедию лени и отказа меняться вместе со временем, а в «Обрыве», само название которого символично — страсть между благородной наследницей Верой и нигилистом Марком Волоховым, которая действительно обрывает родовую дворянскую традицию.

    Гончаров считал, что настоящий писатель должен показывать в своих работах не фантастический народный или придуманный им самим мир, а современную ему действительность. Фотографичность или, как тогда говорили, дагерротипность изображения была для Гончарова и близких ему под духу писателей главной ценностью. На это повлияло изобретение в 1838 году фотографии как возможности пусть и дорого, но точно и правдиво запечатлевать настоящий, реальный мир.

    Кстати, название романа «Обломов» не происходит от современного разговорного «облом» или обычного значения этого слова. Источник — древнерусское слово «обло», в то время знакомое крестьянам и дворянам. Означает оно круглый или кольцевой формы предмет и показывает кольцевой принцип в идее и строении романа. С лени и пассивности Обломова он начинается — и ими заканчивается, оставляя лишь надежду на воспитание Штольцами сына Обломова в ином ключе. Как бы мы сказали сейчас, это роман о неудавшейся трансформации.

    3. Вишнёвый сад на самом деле вИшневый

    В дореволюционное время в русском языке существовало два слова, каждое со своим значением. Цвет, похожий на спелую вишню назывался вишнёвым, а что-то, связанное с вишней, например дерево или сад — вИшневым. Не случайно представители старой актерской школы называли спектакль исключительно «вИшневый сад». Версии, почему он стал «вишнёвым», существуют разные. Самая правдоподобная из них — низкая образованность педагогов, которые пришли на смену дореволюционной интеллигенции и то, что по-старому они говорить не хотели. Самая красивая — образ сада в закатных лучах вишнёвого цвета, ведь пьеса о закате русского дворянства.

    4. Сюжет «Ревизора» — реальный случай

    Гоголь написал «Ревизора» не чтобы преподать урок или научить русских чиновников того времени не давать взятки. В период долгой работы над «Мертвыми душами», произведением сложным и точно не развлекательным, Николай Васильевич хотел отвлечься и написать вещь легкую и развлекающую читателя и его самого. И попросил Пушкина поведать ему какой-нибудь «русский чисто анекдот» (так в XIX веке назывался случай из жизни, а не придуманная для смеха история).

    А Пушкин, по разным версиям, или рассказал о похождениях их общего знакомого, писателя и издателя Павла Свиньина в Молдавии и Украине, которые тогда назывались Бессарабией, или рассказал собственную историю о том, как его принимали за ревизора чиновники в Сибири, когда тот собирал материалы для «Истории Пугачева». Первое более вероятно — Свиньин был человеком исключительно предприимчивым и умеющим общаться и умел производить впечатление. Справедливости ради, Гоголь вполне мог позаимствовать идею сюжета у драматургов Григория Квитки и Александра Вельтмана, которые написали близкие произведения незадолго до «Ревизора». Хотя сюжет, в котором кого-то принимают за ожидаемого важного гостя, носился в воздухе давно и, как пишет литературовед Игорь Золотусский, был «почти фольклорным».

    5. Ошибка в заглавии «Война и мир»

    Дело здесь в правке издателя, которую Толстой по тем или иным причинам принял (среди историков литературы есть разные версии). В русском языке до большевистской реформы орфографии 1918 года существовало два слова, которые писались по-разному. «Миръ» — отсутствие войны, и «мiръ» — то есть человеческое сообщество, мир людей. Крестьянская община именовалась так же — мiръ.

    В первой рукописи, отправленной на корректуру, слово было написано через i. Таким образом Толстой вкладывал в смысл заглавия не череду войны и мирного времени, а войну и ее влияние на человеческое общество. И тогда замысел писателя становится действительно ясным. Он не хотел противопоставить грохот орудий и салонные изящества, а показал, как война меняет жизни и характеры людей.

    На первый взгляд кажется, что ничего более унылого и обычного, чем школьная программа по литературе и ее трактовка, быть не может. Вы удивитесь, но как обычно, это зависит от того, как рассказывать о ней детям. И удивлению в ней всегда есть место. Особенно когда удивляя детей и родителей, вы достигаете, как говорили поэты-акмеисты, «прекрасной ясности».

    Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/blog/artem-grigoryan/7963-familiya-oblomov-ne-svyazana-so-slovom-oblom-5-faktov-o-literature-iz-shkolnoy-programmy-kotorykh-vy-ne-znali
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта