Экзаменационные билеты по курсу История и теория театра
Скачать 0.5 Mb.
|
Период 1941–1945 имел и еще одно последствие для театральной жизни России и Советского Союза: существенное повышение художественного уровня провинциальных театров. Эвакуация театров Москвы и Ленинграда и их работа на периферии вдохнула новую жизнь в местные театры, способствовала интеграции сценического искусства и обмену творческим опытом. Однако после окончания войны патриотический подъем театрального искусства военного времени сменился упадком. Российское искусство в целом и театр в частности переживали кризис, связанный с кризисом общественным. | Он всегда сам ставил свои пьесы и всегда играл в них главные роли. Стержнем его театра является главный герой. Он много работал в кино, снимался у разных режиссеров, снимал фильмы сам ( «Неаполь-миллионер»). Ставил спектакли в оперном театре, среди особенно заметных работ в опере – «Нос» Шостаковича. Уильямс Т. (1911–1983) - американский драматург, пьесы которого строятся на конфликте духовного и плотского начал, чувственного порыва и тяги к духовному совершенству. Как правило, его герои и героини сходятся в первобытном противоборстве, где зов плоти варьируется от наваждения и греха до возможного пути к спасению. Произведения: «Битва ангелов», «Трамвай «Желание»», «Лето и дым», «Татуированная роза», «Кошка на раскаленной крыше». 2. Вампилов А.В. (1937–1972) - русский драматург, прозаик, публицист. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств». Вскоре написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки «Ангел», «Воронья роща», «Дом окнами в поле» и др. Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в Москве. Во время учебы написал комедию «Ярмарка» (или «Прощание в июне»). Вместе с «Провинциальными анекдотами» («История с метранпажем» + «Ангел») пьеса «Прощание в июне» составила сатирический цикл. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Вампилов написал пьесы «Старший сын» и «Утиная охота», в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. Гельман А.И. (р. 1933) - русский драматург, публицист. В жанре публицистической драматургии (не пренебрегающей, однако, элементами бытовой мелодрамы), основанной на глубоком знании производственных и психологических конфликтов рабочей среды, Гельман создал сценарии фильмов «Ночная смена», «Считайте меня взрослым», «Ксения, любимая жена Федора». | Характерная для драматургии Володина художественная свобода – от реалистического жизнеподобия до условности притчи, литературного парафраза и сатирического гротеска, выявляя глубину и многоаспектность постижения автором современной действительности, в то же время обусловили неоднозначность восприятия его творчества театральной публикой и критикой, вызвав громкий и продолжительный успех одних произведений и замалчивание, даже нападки на другие пьесы. Володин является также автором сценариев популярных фильмов отечественного кино: «Пять вечеров», «Звонят, откройте дверь!», «Похождения зубного врача», «Дочки-матери», «Осенний марафон». Розов В.С. (1913–2004) - русский драматург. Произведения: «Ее друзья», «Страницы жизни», «Традиционный сбор», «В день свадьбы», «Затейник», «С вечера до полудня», «Гнездо глухаря» и др. Автор около 20 пьес в жанре социально-психологической драмы, написанных на материале современности и обращенных в основном к проблемам нравственности. Уже в первых пьесах «Ее друзья» и «Страницы жизни» обозначились черты художественной манеры и круг интересов Розова: точность бытописания, любовь к простым житейским истинам, внимание к юношеским характерам. Герой драматурга принадлежит, как правило, к одному и тому же возрастному и социальному кругу, только его проблемы и нравственный облик меняются в зависимости от времени. Внутренняя ценность личности как залог сохранения и укрепления навственного потенциала нации – главная мысль Розова, которая определяет основную коллизию и других пьес драматурга. Пьесы Розова неоднократно экранизировались. Всемирный успех выпал на долю фильма «Летят журавли». | | Шеридан Р. Б. (1751-1816) - английский драматург. Сатирические комедии нравов «Соперники», «Поездка в Скарборо» и «Школа злословия» направлены против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия. Гольдони «Слуга двух господ» Главный герой Труффальдино, чтобы побольше поесть он устраивается работать у двух господ Беатриче (переодетую под умершего брата) и Флориндо. Беатриче и Флориндо влюблены друг в друга, но из-за внезапного убийства брата Беатриче Фрориндо уехал из города (т.к. он первый подозреваемый), а Беатриче в мужском одеании едет его искать. Они приезжают в одну и ту же гостиницу, у них служит один на двоих Труфальдино, и никто не знает друг о друге. В конце концов все встает на свои места. 2. Булгаков М.А. (1891–1940) - русский писатель. Еще студентом Булгаков начал писать прозу, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. Первый фельетон Булгакова «Грядущие перспективы», давал жесткую и ясную картину как современного писателю общественно-политического и экономического состояния России так и будущего страны. Первая пьеса, сюжетно и тематически связанна с Белой гвардией и получившая впоследствии название «Дни Турбинных». Процесс ее создания описан автором в «Театральном романе». Пьеса, которую Булгаков несколько раз переделывал, представляла собою не инсценировку романа, а самостоятельное драматургическое произведение. Спектакль «Дни Турбинных», имел огромный успех у зрителей. Вскоре после Дней Турбиных Булгаков написал две сатирические пьесы о советской жизни «Зойкина квартира» и драму о Гражданской войне и первой эмиграции «Бег». Булгаков подвергался нападкам официальной критики. В начале 1930-х на сцене МХАТа шла только его инсценировка «Мертвых душ» Гоголя; пьеса о Мольере «Кабала святош». Он написал пьесу «Батум», центральной фигурой которой стал молодой Сталин, но пьеса была запрещена. Эрдман Н.Р. (1900-1970) - русский драматург. Гротескно-сатирическое изображение индивидуализма, воинствующего хамства в антимещанских драмах «Мандат», «Самоубийца». Сценарии фильмов, в т. ч. «Веселые ребята», «Смелые люди».
|