Главная страница
Навигация по странице:

  • Московский художественный театр

  • Билет № 6 1. Миракль

  • Опера

  • Оперетта

  • Билет № 7 1. 2. Воронежский драматический театр им. Кольцова

  • Билет № 8 1. У. Шекспир

  • Билет № 9 1.

  • Экзаменационные билеты по курсу История и теория театра


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные билеты по курсу История и теория театра
    Дата24.02.2019
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаStudmed.ru_otvety-k-ekzamenu-po-teatru_ebc79201af4.doc
    ТипЭкзаменационные билеты
    #68686
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Билет № 5
    1. Драма – сюжетное произведение в разговорной форме (диалоги) для представления на сцене. В основе – конфликт (личного, бытового или социального плана). Различают: социальную драму (конфликт между личным и общественным или между представителями различных сословий), психологическую драму (конфликт характеров и интересов). Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон, П. Корнель, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский и др.

    Трагедия - (буквально – песнь козлов), один из основных жанров театрального искусства. Трагедия – драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами, неизбежно ведущий к гибели героя. Цель трагедии: катарсис (достижение нравственного очищения, через сопереживание положительному герою). Основоположники: Эсхил («Орестея»), Софокл («Эдип, царь», «Антигона»), Еврепид («Медея»), У. Шекспир («Отелло», «Король Лир») и др..

    Комедия – драматическое произведение имеющее игровой, мнимый конфликт, комедийный пафос, осмеивает пороки общественной жизни, быта, нравов людей. Различают: комедия дель арте (действующие лица – маски, присутствует сюжет, импровизация, буффонада. Мольер, Гольдони, Гоцци), комедии «плаща и шпаги» (комедия положений, изображается жизнь и похождения испанских дворян. Лопе де Вега, Кальдерон), комедия характеров (конфликт между героями разных социальных положений. Мольер «Мещанин во дворянстве»), комедия нравов (конфликт в конкретной бытовой обстановке. Островский «Свои люди - сочтемся»), комедия-сказка (К.Гоцци «Любовь к 3 апельсинам», «Турандот»). Представители: Аристофан («Лисистрата», «Лягушки»), Лукиан («Похвала мухе»), Лопе де Вега («Собака на сене»), Шекспир («Сон в летнюю ночь») и др.

    Водевиль – вид «комедии положений» (комический эффект возникает преимущественно из неожиданных поворотов сюжета) с песнями-куплетами, романсами и танцами. Представители русского водевиля: А. А. Шаховской, Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Н. А. Некрасов и др.). Классики жанра Э. Скриб, Э. М. Лабиш.
    2. Станиславский К.С. (1863–1938) - русский актер и режиссер, теоретик сценического искусства. Родился в Москве. Принадлежал по рождению и воспитанию к высшему кругу русских промышленников. После окончания Лазаревского института начал службу в семейной фирме. В семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, в имении – театральный флигель. Сценические опыты начал в домашнем Алексеевском кружке. Усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актеров Малого театра. Где-то в 25 лет Станиславского избирают членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории. В Обществе искусств руководил режиссерской частью. Поставил спектакли «Уриэль Акоста» Гуцкова, «Отелло», «Польский еврей» Эркмана-Шатриана, «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Потонувший колокол» и др.

    Московский художественный театр, открылся в 1898 премьерой «Царя Федора Иоанновича» А.К.Толстого. Началом Художественного театра считают встречу его основателей К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. На этой встрече, они обсуждали основы будущего дела, вопросы чистого искусства, художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, и т.д.

    Первоначально назывался «Художественно-Общедоступного», но из-за цензурных ограничений и финансовых затруднений, вызвавших повышение цен на билеты, из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

    Главной задачей МХТ, по мысли его создателей, был поиск сценического воплощения новой драматургии, не находящей понимания в старом театре. Планировалось обращение к драмам Чехова, Ибсена, Гауптмана. В первый период своего существования МХТ был преимущественно театром современной драматургии.

    Первым спектаклем был «Царь Федор». Спектакль поражал зрителей своей исторической и бытовой правдой, живостью массовых сцен, смелостью и новизной режиссерских приемов. Однако рождением нового театра его создатели считали постановку «Чайки» Чехова. Театр нашел своего Автора, именно в чеховских спектаклях произошло открытие театральной системы, определившей театр XX века, пришло новое понимание сценической правды, поворачивающее внимание актера и режиссера от реализма внешнего к внутреннему реализму, к проявлениям жизни человеческого духа. В работе над пьесами Чехова определился новый тип актера, сложились новые принципы режиссуры, создания «настроения», общей атмосферы действия, определились новые сценические средства передачи скрытого за словами содержания («подтекст»). МХТ впервые в истории мирового театра утвердил значение режиссера – автора спектакля, интерпретирующего пьесу в соответствии со спецификой своего творческого видения. МХТ утвердил новую роль сценографии в спектакле.
    Билет № 6
    1. Миракль - средневековый жанр религиозно-назидательной стихотворной драмы. Его сюжеты были основаны на чуде, совершаемым святым или Девой Марией. Пропагандируя христианство, его идеологию и мораль, миракль провозглашал торжество добродетели и наказание порока, наступавшее благодаря вмешательству высших сил. (Бодель А.Ж.«Игра о святом Николае», Рютбёф «Чудо о Теофиле»).

    Мистерия – жанр средневекового европейского религиозного театра. Содержание мистерии составляли сюжеты Библии и Евангелия, перемежавшихся с бытовыми интермедиями и комическими номерами. (А. Гребан «Мистерия Страстей», «Мистерия об осаде Орлеана»).

    Фарсжанр драматургии и театральных спектаклей, имеющий основные черты: легкость и непритязательность сюжета, буффонный юмор, однозначность характеров, внешние комические приемы. («Три рыцаря и Филипп», «Бутылка», «Адвокат Патлен»).

    Трагикомедия – драматургическое или сценическое произведение, обладающее признаками как трагедии, так и комедии, и выстроенное по своим специфическим законам. (Чехов А.П.)

    Мелодрама – музыкально-драматическое произведение, в котором диалоги и монологи чередуются с музыкой или сопровождаются ею; пьеса с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью. (Островский «Без вины виноватые»).

    Опера – музыкальная драма, в которой сценическое действие находится в органической связи с вокальной и инструментальной музыкой. (Глюк, Вагнер, Мусоргский, Р.Штраус)

    Балет – вид театрально-музыкального искусства, в котором художественный образ создается с помощью хореографии, танцевально-пластического языка, музыки. (П. Бошан, Глюк, Чайковский, Глазунов)

    Оперетта – форма комической оперы, в которой пение перемеживается с разговором. (Ж. Оффенбах, И. Штраус, У. Гилберт)

    Мюзикл – музыкальное сценическое представление, в котором драматический сюжет перемеживается с элементами оперы и оперетты. («Юнона и Авось», «Кошки», «Чикаго»).
    2. Анализ спектакля (Ф.Г. Лорка драма «Дом Бернарды Альбы», Н.В. Гоголь комедия «Ревизор», М. Булгаков «Зойкина квартира», А.П. Чехов комедия «Вишневый сад», Р. Куни комедия «Безумная ночь, или Женитьба Пигдена», В. Соллогуб водевиль «Беда от нежного сердца», П. Бомарше комедия «Женитьба Фигаро», А.Н. Толстой «Театральный романс», Н. Птушкина «Ненормальная» и др.
    Билет № 7
    1.
    2. Воронежский драматический театр им. Кольцова – один из старейших русских театров. Начало деятельности театра положила постановка пьесы А. Эллина «И ошибка кстати» (премьера состоялась 13 ноября 1802 г.).

    В дореволюционный период в театре утверждаются принципы передового реалистического искусства, отвечающие интересам демократических слоев русского общества. Этому способствовало появление на сцене театра пьес Островского и Гоголя.

    После Октябрьской революции в театр пришел новый, рабочий зритель требующий от искусства ответа на волнующие его вопросы. Поэтому театр включился в борьбу за утверждение на сцене современной темы.

    В начале ВОВ театр жил в сложных условиях, но всегда стремился внести свой вклад в разгром фашистских захватчиков. Многие артисты стали членами фронтовых концертных бригад. Позже труппа была эвакуирована на Урал и там активно продолжал свою творческую деятельность. После освобождения Воронежа коллектив театра вернулся в родной город. Основное место в творчестве заняла героико-патриотическая тема, ставились спектакли по произведениям: А. Фадеева, Л. Леонова, А. Корнейчука, К. Симонова и др. В дальнейшей своей работе театр, как и прежде, основное внимание уделял разработке темы современности.

    Яркой страницей в истории театра стала постановка спектакля «Алексей Кольцов». В 1959 г. Воронежскому драматическому театру присвоено имя Кольцова.

    За многолетнюю историю театром осуществлялась постановка почти всех пьес М. Горького, неоднократно ставились пьесы Островского, Чехова. Не раз театр обращался к постановке зарубежной классики: В. Шекспира, Ж. Мольера, Ф. Шиллера, П. Бомарше, Лопе де Вега и др.

    Современные тенденции в театре: 1. стремление к синкретизму (танец + песня + т.д.); 2. возрождение античной трагедии на современный лад; 3. обращение к забытым литературным источникам.
    Билет № 8
    1. У. Шекспир (1564 - 1616) английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения. Все творчество Шекспира можно разделить на 3 периода:

    1. 1592 – 1600 (оптимистический) – оптимизм, господство светлых, жизнеутверждающих настроений – комедии «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего». Господствующее начало – фортуна, удача, связанное с представлением о том, что в жизни нельзя все предугадать и учесть. К этому периоду относятся исторические хроники («Генрих IV», «Ричард III» и др.). Основная тема хроник – феодальные смуты и распри, оканчивающиеся в конце концов сплочением наций и торжеством абсолютной власти. Также относится трагедии «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь».

    2. 1601 – 1608 (трагический) – период сомнения в себе и в миропорядке, напряженные размышления о смысле человеческого существования. Преобладающий жанр – трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» и др. Суть трагедий в столкновении гуманистических чувств и благородной души с пошлостью и низостью. Герои воспринимают мир как находящийся в стадии катастрофы, распада всех ценностей и устоев. Следование всем естественным порывам человеческой природы, уже не является гарантом счастья. Человек освобождается от всех иллюзий, приходит к пониманию своей незначительности, неприкрепленности к земле. За эти годы он пишет лишь две комедии: «Конец – делу венец» и «Мера за меру», причем вторая из них фактически относится к драме.

    3. 1608 – 1612 (романтический) – трагикомедии, пьесы с драматическим содержанием, но с неизбежным трагическим концом – «Зимняя сказка», «Буря». Шекспир не изображает типичных жизненных положений, он переносит читателя в мир воображения. На поэтическом фоне показывается столкновение человеческих чувств, которые всегда оканчиваются благополучно.

    Для творчества Шекспира всех периодов характерно гуманистическое миросозерцание: глубокий интерес к человеку, к его чувствам, стремлениям и страстям, скорбь о страданиях и непоправимых ошибках людей, мечта о счастье для человека и всего человечества.
    2. Система Станиславского, условное название сценической теории и режиссерско-актерского метода, разработанных знаменитым русским режиссером, актером, педагогом и театральным деятелем К.С.Станиславским (1863–1938).

    Основным результатом спектакля, поставленного «по системе», является достижение полной психологической достоверности актерских работ. Общим местом стал термин Станиславского «искусство переживания», противопоставляемый «искусству представления».

    Основу системы составляют объективные закономерности сценического творчества, заложенные в органической природе артиста.

    Инструмент актера – его внутренние (психические) и внешние (физические) данные, называемые Станиславским «элементами творчества». Тело актера, голос, темперамент являются его орудием труда. Профессиональное сценическое действие возможно лишь при условии полного владения всем спектром своих психофизических данных. К элементам творчества Станиславский относит: органы восприятия – зрение, слух и т.д.; воображение; логичность и последовательность действий и чувств; память на ощущения; сценическое обаяние; чувство перспективы действия и мысли; мышечная свобода; пластичность; владение голосом; чувство фразы; ощущение характерности; умение действовать словом; восприятие партнера и воздействие на него; и т.д. Постоянное совершенствование этих элементов составляет содержание «работы актера над собой» предполагающую ежедневный тренинг и муштру, направленные на совершенствование актерской техники. Владение своим «инструментом» – психофизикой – позволяет актеру полноценно и профессионально работать на сцене вне зависимости от вдохновения, а вернее – входить в нужное творческое состояние именно тогда, когда это необходимо. Только на основе базовых постоянных занятий актерской техникой возможна полноценная «работа актера над ролью».

    Ключевыми понятиями в работе над ролью и спектаклем стали определения «действенного анализа», «сквозного действия», «сверхзадачи».

    Действенный анализ роли означает сближение и взаимопроникновение индивидуальностей актера и персонажа. Сквозное действие – логическая цепочка, непрерывное действие в смысловой перспективе спектакля. Контрсквозное действие осуществляется либо в столкновении персонажей, либо в преодолении героем своих внутренних противоречий. Сверхзадача – общая творческая, смысловая, нравственная и идеологическая цель, объединяющая весь постановочный коллектив и способствующая созданию художественного ансамбля и единого звучания спектакля.
    Билет № 9
    1. Творчество В. Шекспира условно делят на 3 периода: 1. пишет комедии, исторические хроники, трагедии «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь»; 2. трагедии; 3. поэтические сказки.

    Комедии: «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего», «Бесплодные усилия любви» и др.

    В ранних комедиях («Как вам это понравится», «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Бесплодные усилия любви», «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок», «Виндзорские насмешницы») в полной мере присутствует гармоничное отражение совершенства мироздания, жизнерадостный, оптимистический взгляд на мир. В них нет плутовских мотивов, столь распространенных в литературе того времени. Здесь веселятся ради веселья, шутят ради шутки. Поражает разнообразие жанровых вариаций комедий – романтическая комедия, комедия характеров, комедия положений, фарс, «высокая» комедия. Герои шекспировских комедий всегда незаурядны, в их образах воплощены типично ренессансные черты: воля, острый ум, стремление к независимости, и, конечно, сокрушающее жизнелюбие. Даже на чисто фарсовых ситуациях комедии положений Шекспир строит сложные реалистические характеры. Особенно интересны женские образы этих комедий – равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельные. Рядом с героями действуют комические персонажи, шутки которых смешат зрителя.

    Комедии Шекспира от всех других отличаются тем, что лишены сатирической направленности, в них преобладает дух жизнеутверждения. Хотя, в них встречаются персонажи, заслуживающие осуждения, но их у Шекспира гораздо меньше, чем прекрасных, добрых, благородных людей. Зло лишь ненадолго одерживает победу в отношениях между людьми и в их душах, Добро неизменно торжествует. Шекспир в своих комедиях не изображает современную ему Англию, действие происходит в Италии, Франции, Сицилии, Греции, о которых публика шекспировского театра имела смутные представления. Это нужно было Шекспиру, чтобы придать действию пьес некоторую отдаленность от повседневной жизни. Комедии Шекспира наполняют приключения, шутки, розыгрыши. Также комедии имеют несколько линий действия (особенно много в «Сон в летнюю ночь»).

    «Двенадцатая ночь». Герцог Орсино влюблен в Оливию, но она его избегает. А Виола влюблена в Орсино, она переодевается в мужскую одежду и идет на службу к графу. Он отправляет Виолу к графине, чтобы добиться ее любви. Но графиня влюбляется в переодетую Виолу. У Виолы есть брат-близнец Себастьян, который, как она думала, утонул в кораблекрушении. Себастьян не умер, он появляется в городе. В конце концов все разрешается: Себастьян женится на Оливии, герцог на Виоле.
    2. Становление придворного театра в России связано с именем царя Алексея Михайловича. Время его правления связано со становлением новой идеологии, ориентированной на расширение дипломатических связей с Европой. Ориентация на европейский уклад привела ко многим изменениям в жизни российского двора. К 1660 относится попытка Алексея Михайловича организовать первый придворный театр. Однако эта попытка осталась безуспешной; первый спектакль русского придворного театра состоялся лишь в 1672. Назывался «Театральная хоромина».

    Спектакли стали одним из самых любимых развлечений при московском дворе. Русских актеров было 26 человек. Юноши играли женские роли.

    Одним из первых драматургов при Алексее Михайловиче был Симеон Полоцкий Его пьесы отличались от школьных близостью к жизни и отсутствием аллегорических образов и представляли собой лирические произведения. Именно его пьесами («Беседы пастушеские», «Комедия притча о блудном сыне») начинался русский национальный литературный театр.

    Появление первого придворного театра совпало с рождением Петра I (1672), который в детстве видел последние спектакли этого театра. Вступив на престол и начав огромную работу по европеизации России, Петр I не мог не обратиться к театру как средству пропаганды своих новаторских политических и социальных идей.

    Петр решил через искусство театра популяризировать свои реформы и нововведения. Он задумал построить в Москве театр, но не для избранных, а открытый для всех. Был построен театр на Красной площади, в нем играли немецкие актеры (под руководством Кунста), которые не знали русского языка, этим они ограничивали круг своих зрителей, что никак не устраивало Петра, т.к. общенародного веселья не получалось. В театре Кунста было восемь человек. Под их руководством была открыта русская театральная школа. Спектакли шли дважды в неделю: немецкие чередовались русскими. После смерти Кунста, театр немного просуществовав закрылся.

    В 1720 Петр делает новую попытку создать театр в России, но теперь в Петербурге. Он приказывает «нанять из Праги компанию комедиантов, которые умеют говорить по-славянски или по-чешски. В Петербурге инициатива создании театра принадлежит и Наталье Алексеевне. Приехала группа Манна, но спектакли игрались на немецком языке. Петр часто посещает их спектакли, но труппа не оправдывает его ожиданий. Актерский состав труппы был слаб, а репертуар старомоден.

    Петру не удалось создать постоянного публичного театра, и московская, и петербургская попытки не дали серьезных результатов. С его смертью государственная забота о развитии русского профессионального театра прерывается.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта