Экзаменационные билеты по курсу История и теория театра
Скачать 0.5 Mb.
|
Билет № 14 1. Классицизм (вт. пол. XVII – XIX вв.) - одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, воплотившийв сфере художественного творчества, на языке худодественных образов основные социальные и идейные принципы. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. История классицизма начинается в Западной Европе с конца XVI столетия. В XVII в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в XVIII – начале XIX вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм. Классицизм предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность. Французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления XVII в. Основные жанры: высокие (трагедия, ода, эпос) и низкие (комедия, басня, сатира). Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства. И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля («Сид», «Гораций», «Никомед»), которого называли отцом французской классической трагедии; Ж.Расина («Андромаха», «Ифигения», «Федра», «Гофолия») и Ж.Б. Мольера («Смешные жеманницы», «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан», «Тартюф»). 2. Вахтангов Е.Б. (1883–1922) - выдающийся режиссер, актер, педагог, который практически доказал, что «открытые его учителем Станиславским законы органического поведения человека на сцене приложимы к искусству любого эстетического направления» и к новым сценическим условиям, продиктованным масштабом революционных событий. Вахтангов создал новое театральное направления «фантастического реализма». Вахтангов утверждал необходимость нового сценического языка, соответствующего времени. Своим творчеством режиссер доказывал, что искусство переживания, жизненная правда и истина страстей могут и должны воплощаться в формах надбытового, гротескного, ярко театрального спектакля. Ставил спектакли: «Принцесса Турандот» К.Гоцци, «Свадьба» Чехова, «Гадибук» С.Анского и др. Мейерхольд В. Э. (1874-1940) - российский режиссер, актер, педагог, народный артист России. Один из реформаторов театра. Работал в МХТ, затем в провинции. Развивал символическую концепцию «условного театра» («Сестра Беатриса» М. Метерлинка и «Балаганчик» А. А. Блока). Утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность («Дон Жуан» Мольера, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова и др.). После 1917 возглавил движение «Театрального Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. Руководил театром в Москве (позже названный Театр им. Мейерхольда) и существовавшей при нем школой. Разработал особую методологию актерского тренажа биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. Поставил спектакли: «Мистерия-буфф» и «Клоп» В. В. Маяковского, «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, «Лес» А. Н. Островского, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Билет № 15 1. Корнель Пьер (1606–1684) - французский драматург, Член Французской академии, оосновоположник классицистской трагедии во Франции. Произведения: «Мелита», «Вдова», «Галерея суда», «Сид», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский» и др. Первый драматургический опыт – комедия в стихах «Мелита». Пьеса Корнеля – «Сид» – оказалась переломной не только для самого драматурга, но и для истории всего мирового театра. Поставленная на сцене театра «Маре», она ознаменовала наступление новой театральной эпохи. Здесь впервые в полную силу прозвучал конфликт между чувством и долгом, ставший в тематике классицистской трагедии обязательным. «Сид» пользовался оглушительным успехом публики, и стал настоящим триумфом для драматурга и актеров. Корнель был первым великим французским драматургом, основоположником классицистской трагедии, создателем французского трагического театра. Расин Жан (1639–1699) - французский драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра. Является соперником Корнеля. Единственная комедия Расина «Сутяги», трагедии «Британник», «Андромаха», «Тит и Береника», «Баязет», «Ифигения», «Федра» и др. Темой почти всех великих трагедий Расина является слепая страсть, которая сметает любые нравственные барьеры и ведет к неизбежной катастрофе. У Корнеля персонажи выходят из конфликта обновленными и очищенными, тогда как у Расина они терпят полное крушение. Основным принципом творчества Расина было тяготение к простоте и правдоподобию. Чрезвычайно большое значение в драматургии имеет язык. Его герои и героини говорят языком современного образованного общества, без всяких прикрас. Расин умело вводил в свои трагедии самые обыкновенные фразы разговорного языка, которые получали у него высокое поэтическое звучание. Французские театры: «Маре», «Бургунский отель», «Итальен комедии», «Комедии францез», «Пале-Карденаль». 2. Дмитревский И.А. (1736-1821) - российский актер, режиссер, педагог, действительный член Российской академии. Работал в Ярославской труппе Ф. Г. Волкова, с 1756 в труппе первого русского постоянного публичного театра (Санкт-Петербург). Один из крупнейших представителей русского классицизма. Волков Ф.Г. (1729–1763) - русский актер, режиссер, театральный деятель, создатель первого русского театра. Основание Российского театра: К созданию собственного театра Волков подошел, имея большой запас театральных знаний, включая знакомство с трагедиями А.П.Сумарокова. Первые представления театра, организованны им в Ярославле. Возглавив труппу любителей-разночинцев, он создал театр, отвечавший потребностям публики. Это был решительный шаг на пути превращения театра любительского в общедоступный профессиональный театр. Открылся театр Волкова представлением трагедии Сумарокова «Хореев» и комедии Мольера «Лекарь поневоле». Становление русского национального театра стремительно набирало силу. Необходимость создания театра на государственном уровне диктовалось многими причинами, и прежде всего тем, что Российская империя нуждалась в поднятии собственного престижа, как просвещенного европейского государства. Поэтому, когда известие о Ярославском театре доходит до Петербурга, выходит высочайший указ, требующий доставить братьев Волковых с их труппой в Санкт-Петербург. Прибыв в Царское Село, сыграли несколько пьес: «Хореев», «Синав и Трувор», «Гамлет» Сумарокова и «Комедия о покаянии грешного человека» Ростовского. После этого императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, «Российский театр» был общедоступным и давал платные представления для широких слоев городской публики. Основной репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др. Билет № 16 1. Мольер Ж.-Б. (1622–1673) - французский поэт и актер; основоположник классицистской комедии и наследник традиции народного фарса. В его творчестве отразились устремления и надежды французского народа. Первые сочинения – комедии «Сумасброд» и «Любовная размолвка». Пишет произведения: «Смехотворные жеманницы», «Ревнивый принц», «Школа мужей», «Школа жен», «Психея», «Мещанин во дворянстве» и мн.др. Мольер создал новый жанр – комедия-балет (первая комедия-балет «Докучные»), где он соединил поэтическое слово, музыку и танец. Он дал комическую трактовку балетным аллегориям, драматизировал танцевальные номера и органически включил их в действие пьесы. Они делятся на 2 группы: 1. комедии с фарсово-бытовыми сюжетами («Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве»); 2. комедии-балеты пасторально-мифологического содержания («Принцесса Элиды», «Блистательные любовники»). Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем современной жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества (лицемерие, корыстолюбие, тщеславие и др.), сословность, религия, культура, наука (медицина, философия) и т.д. Самыми знаменитыми произведениями становятся: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп». По своему мировоззрению Мольер был материалистом, наследником лучших традиций гуманистической мысли, последователем Рабле, Монтеня, Шаррона, страстным поборником жизненной правды. Он издевался над сословными предрассудками, над извращениями естественных, человеческих отношений. Он обличал и высмеивал глупцов и моральных уродов. При этом он не щадил буржуазию, не идеализировал ее, резко критикуя, как и другие сословия. Мольер был единственным драматургом эпохи абсолютизма, в произведениях которого выражались народные устремления, народные оценки общественных отношений, народная точка зрения на различные явления французской жизни. Мольер хорошо знал и любил народ, знал его быт, песни, игры, обычаи. Он в совершенстве владел народным языком, различными наречиями, говорами и ввел их в свои комедии. Его народные персонажи всегда наделены глубокой народной мудростью, здравым смыслом и противопоставлены комическим людям из имущих сословий. 2. Правление Екатерины II (1762 – 1796) В 1765 г. были организованы публичные театры в Москве и Санкт-Петербурге. Публичные театры содержались за счет гос. казны; труппа актеров состояла из 11 – 16 человек, которые получали зарплату за каждый спектакль. Существовали театры: придворный, публичный, любительские театры в именьях вельмож, крепостные, театры-«охотников». Новый расцвет получила итальянская опера. При Екатерине появляется русская театральная школа. Первым педагогами и актером Вт. пол. XVIII в. был Дмитриевский. Екатерина способствовала развитию литературы. Она являлась автором около 20 пьес (нравоучительного характера). Появляются пьесы сентиментализма. Получает развитие русская драматургия: Фонвизин, Княжин, Копнист. В XIX в. появляются Малый и Большой театр в Москве, Александрийский театр в СПб. Билет № 17 1. Театр XVIII – пер. пол. XIX в. – это театр эпохи Просвещения. Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей; проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой убеждения. Но каноны классицизма, которых придерживались писатели раннего Просвещения, сковывали развитие драматургии, ограничивали круг тем и героев. Господство разума привело к тому, что искусство просветителей страдало рассудочностью, рациональный анализ жизни требовал упорядоченных форм. Однако просветители, видевшие идеал человека в гармоничной личности, не могли пренебречь требованиями чувства, когда речь шла об искусстве. Театр эпохи Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом новый взгляд на мир, который был адекватен эпохе. Бомарше Де (1732–1799) - крупнейший французский драматург второй половины XVIII в. Любовь к театру побудила его написать две драмы – «Евгения» и «Двух друзей». Громкий успех «Севильского цирюльника» сделал Бомарше лидером национального театра. Главный персонаж «Севильского цирюльника» (Фигаро) появится в следующей пьесе Бомарше, «Женитьба Фигаро», где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. Появившись на сцене почти в канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций, вызревавших на протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Руссо, Дидро и др. «философов». Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. Гольдони Карло (1707–1793) - итальянский драматург. С раннего детства проявил страстный интерес к театру, в 8 лет написал свою первую пьесу. Драматическое наследие Гольдони весьма обширно. Его перу принадлежит более 260 произведений самых разных жанров – трагедии, трагикомедии, комедии (в т.ч. импровизации), либретто опер, оперы-буфф, мелодрамы, романтические и поэтические драмы. Бóльшую часть сочинений Гольдони составляет проза; некоторые написаны на итальянском языке, около дюжины – на венецианском диалекте, многое – на смеси литературного итальянского и диалекта. Из-под его пера вышло значительное число «характерных пьес», в основном и составивших литературную славу Гольдони. Среди шедевров– «Семья антиквария», «Кофейная», «Трактирщица», «Самодуры», «Новая квартира» и «Кьоджинские перепалки». Многие пьесы Гольдони построены по образцу комедии дель арте, самого популярного в то время на итальянской сцене жанра. Гольдони, однако, понемногу видоизменял этот жанр, избавляясь от его основных компонентов – импровизации, масок и устоявшихся шаблонных персонажей. Его нововведения положили начало комедии нравов, благодаря чему за Гольдони закрепилась слава «отца итальянской комедии». Шеридан Р. Б. (1751-1816) - английский драматург. Сатирические комедии нравов «Соперники», «Поездка в Скарборо» и «Школа злословия» направлены против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия. Гольдони «Слуга двух господ» Главный герой Труффальдино, чтобы побольше поесть он устраивается работать у двух господ Беатриче (переодетую под умершего брата) и Флориндо. Беатриче и Флориндо влюблены друг в друга, но из-за внезапного убийства брата Беатриче Фрориндо уехал из города (т.к. он первый подозреваемый), а Беатриче в мужском одеании едет его искать. Они приезжают в одну и ту же гостиницу, у них служит один на двоих Труфальдино, и никто не знает друг о друге. В конце концов все встает на свои места. 2. Булгаков М.А. (1891–1940) - русский писатель. Еще студентом Булгаков начал писать прозу, в основном связанную с медицинской тематикой, а затем земской врачебной практикой. Первый фельетон Булгакова «Грядущие перспективы», давал жесткую и ясную картину как современного писателю общественно-политического и экономического состояния России так и будущего страны. Первая пьеса, сюжетно и тематически связанна с Белой гвардией и получившая впоследствии название «Дни Турбинных». Процесс ее создания описан автором в «Театральном романе». Пьеса, которую Булгаков несколько раз переделывал, представляла собою не инсценировку романа, а самостоятельное драматургическое произведение. Спектакль «Дни Турбинных», имел огромный успех у зрителей. Вскоре после Дней Турбиных Булгаков написал две сатирические пьесы о советской жизни «Зойкина квартира» и драму о Гражданской войне и первой эмиграции «Бег». Булгаков подвергался нападкам официальной критики. В начале 1930-х на сцене МХАТа шла только его инсценировка «Мертвых душ» Гоголя; пьеса о Мольере «Кабала святош». Он написал пьесу «Батум», центральной фигурой которой стал молодой Сталин, но пьеса была запрещена. Эрдман Н.Р. (1900-1970) - русский драматург. Гротескно-сатирическое изображение индивидуализма, воинствующего хамства в антимещанских драмах «Мандат», «Самоубийца». Сценарии фильмов, в т. ч. «Веселые ребята», «Смелые люди». Билет № 18 1. Театр XVIII – пер. пол. XIX в. – это театр эпохи Просвещения. Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей; проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой убеждения. Но каноны классицизма, которых придерживались писатели раннего Просвещения, сковывали развитие драматургии, ограничивали круг тем и героев. Господство разума привело к тому, что искусство просветителей страдало рассудочностью, рациональный анализ жизни требовал упорядоченных форм. Однако просветители, видевшие идеал человека в гармоничной личности, не могли пренебречь требованиями чувства, когда речь шла об искусстве. Театр эпохи Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом новый взгляд на мир, который был адекватен эпохе. Представители немецкого театра Просвещения: Шиллер И.К.Ф. (1759–1805) - немецкий поэт, драматург и философ-эстетик. Произведения: «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь», «Фиеско», «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева» Язык его произведений возвышен, мелодичен и выразителен, хотя подчас чересчур риторичен и выспрен, однако на сцене он производит чрезвычайно выигрышное впечатление. Шиллер обогатил литературу своей страны выдающимися драматическими произведениями. Кроме собственных пьес, он создал сценические версии шекспировского «Макбета» и «Турандот» К.Гоцци, а также перевел расиновскую «Федру». Гёте И. В. (1749–1832) - крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Произведения: «Капризы влюбленного», «Эгмонт», «Фауст», «Тассо» и др. Главный творческий принцип Гёте - истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. |