Главная страница

Экзаменационные билеты по курсу История и теория театра


Скачать 0.5 Mb.
НазваниеЭкзаменационные билеты по курсу История и теория театра
Дата24.02.2019
Размер0.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаStudmed.ru_otvety-k-ekzamenu-po-teatru_ebc79201af4.doc
ТипЭкзаменационные билеты
#68686
страница8 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Ключевыми понятиями в работе над ролью и спектаклем стали определения «действенного анализа», «сквозного действия», «сверхзадачи».

Действенный анализ роли означает сближение и взаимопроникновение индивидуальностей актера и персонажа. Сквозное действие – логическая цепочка, непрерывное действие в смысловой перспективе спектакля. Контрсквозное действие осуществляется либо в столкновении персонажей, либо в преодолении героем своих внутренних противоречий. Сверхзадача – общая творческая, смысловая, нравственная и идеологическая цель, объединяющая весь постановочный коллектив и способствующая созданию художественного ансамбля и единого звучания спектакля.







Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории. В Обществе искусств руководил режиссерской частью. Поставил спектакли «Уриэль Акоста» Гуцкова, «Отелло», «Польский еврей» Эркмана-Шатриана, «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Потонувший колокол» и др.

Московский художественный театр, открылся в 1898 премьерой «Царя Федора Иоанновича» А.К.Толстого. Началом Художественного театра считают встречу его основателей К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. На этой встрече, они обсуждали основы будущего дела, вопросы чистого искусства, художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, и т.д.

Первоначально назывался «Художественно-Общедоступного», но из-за цензурных ограничений и финансовых затруднений, вызвавших повышение цен на билеты, из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Главной задачей МХТ, по мысли его создателей, был поиск сценического воплощения новой драматургии, не находящей понимания в старом театре. Планировалось обращение к драмам Чехова, Ибсена, Гауптмана. В первый период своего существования МХТ был преимущественно театром современной драматургии.

Первым спектаклем был «Царь Федор». Спектакль поражал зрителей своей исторической и бытовой правдой, живостью массовых сцен, смелостью и новизной режиссерских приемов. Однако рождением нового театра его создатели считали постановку «Чайки» Чехова. Театр нашел своего Автора, именно в чеховских спектаклях произошло открытие театральной системы, определившей театр XX века, пришло новое понимание сценической правды, поворачивающее внимание актера и режиссера от реализма внешнего к внутреннему реализму, к проявлениям жизни человеческого духа. В работе над пьесами Чехова определился новый тип актера, сложились новые принципы режиссуры, создания «настроения», общей атмосферы действия, определились новые сценические средства передачи скрытого за словами содержания («подтекст»). МХТ впервые в истории мирового театра утвердил значение режиссера – автора спектакля, интерпретирующего пьесу в соответствии со спецификой своего творческого видения. МХТ утвердил новую роль сценографии в спектакле.




С конца XVI в. труппы стали широко гастролировать по Европе – во Франции, Испании, Англии. Ее популярность достигла своего пика. Однако к середине XVII в. комедия дель арте начала приходить в упадок. Ужесточение политики церкви по отношению к театру вообще, и к комедии дель арте особенно, привело к тому, что комедианты оседали в других странах на постоянное местожительство.

Комедия дель арте оказала огромное влияние на развитие мирового театрального искусства. Ее отголоски явственно просматриваются в драматургии Мольера, Гольдони, Гоцци.
2. Горький М. (1868–1936) - русский писатель. Родился в Нижнем Новгороде. Пьесы: «На дне», «Мещане», «Дачники», «Враги» и др.

Пять с лишним лет Горький пешком странствовал по России, накапливая впечатления, позднее питавшие его творчество. В этот первый период, он описывал общественные неурядицы, создавая образы протестующих героев, не находящих себе места в жизни. Его персонажами были по большей части бродяги, проститутки, воры. Такие рассказы, как «Челкаш», «Однажды осенью», «На плотах», «Супруги Орловы» и «Двадцать шесть и одна»; романы «Фома Гордеев» и «Трое»; пьесы «Мещане» и «На дне» представляют характерные образцы горьковского творчества этого времени.

Второй период, отмеченный тесным сотрудничеством с революционными организациями, отчетливее всего отразился в пьесах «Дачники», «Враги» и романе «Мать».

В третий период творчества, с 1913 до смерти, Горький опубликовал ряд автобиографических произведений, наиболее значительные из них – «Детство», «В людях», «Мои университеты» и «Заметки из дневника», «Воспоминания». Грандиозный (незаконченный) роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» и многочисленные литературно-критические статьи написаны в последние годы его жизни.

Общественно-политическая линия спектаклей МХТа связанна прежде всего с постановками пьес М.Горького. Первые его пьесы «Мещане», «На дне» писались специально для МХТ.


«Революцию жанра» в драматургии Чехов совершил тем, что отказался (начиная с «Чайки») от принципа одногеройной пьесы и противопоставления персонажей в качестве участников драматургического конфликта. Конфликт возникает не как столкновение отдельных лиц, а как чувство одиночества и бессилия человека перед обстоятельствами. О значительных событиях в жизни героев зритель узнает лишь из их разговоров. То, что в традиционной драме помещалось бы в центр действия как наиболее выигрышные эпизоды, Чехов выводит за сцену. Это необходимое условие, чтобы действие сосредоточилось на духовной жизни героев и развивалось непрерывно – благодаря «подводному течению».

В своих пьесах он шел тем же путем, что и выдающиеся западноевропейские деятели «новой драмы»: Ибсен, Гауптман, Стриндберг, Метерлинк. Однако предпринятая Чеховым «реформа театра» оказалась более радикальной и всеобъемлющей. У Чехова главное – разлад персонажа с самим собой, а многомерные финалы его драматургических сочинений звучали диалогом, открытым в будущее, – о смысле жизни, о нитях, связывающих героев с потомками.

Драматургия Чехова оказала ключевое влияние на мировой театр XX в., предопределив большинство его выдающихся экспериментов.

Рождением МХТ его создатели (К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко) считали постановку «Чайки» Чехова. Театр нашел своего автора. Именно в чеховских спектаклях произошло открытие театральной системы, определившей театр XX века, пришло новое понимание сценической правды, поворачивающее внимание актера и режиссера от реализма внешнего к внутреннему реализму, к проявлениям жизни человеческого духа.


Строится «Эрмитажный театр». Группе немецких актеров было позволено давать представления и строить театры в ряде крупных городов. России. Это были публичные театры для народа.

В середине XVIII в. организуются театры в учебных заведениях, устраиваются русские театральные представления в Петербурге, Москве, Ярославле.

Первый русский постоянный публичный театр был открыт в 1756 в Петербурге, в Головкинском доме. Театр возглавил Сумароков, трагедии которого составили основу репертуара.

Первые публичные спектакли в Москве относятся к 1756, когда учащиеся университетской гимназии под руководством своего директора, поэта М.Хераскова, образовали театральную труппу в стенах университета. На представления приглашались представители высшего московского общества. Позже на основе бывшей университетской труппы был создан драматический театр, получивший название Петровского (он же – театр Медокса). От этого театра ведут свои родословные Большой (оперы и балета) и Малый (драматический) театры России.

Елизавета Петровна утвердила в обществе русский государственный профессиональный театр, появляются русские пьесы.



2. Становление придворного театра в России связано с именем царя Алексея Михайловича. Время его правления связано со становлением новой идеологии, ориентированной на расширение дипломатических связей с Европой. Ориентация на европейский уклад привела ко многим изменениям в жизни российского двора. К 1660 относится попытка Алексея Михайловича организовать первый придворный театр. Однако эта попытка осталась безуспешной; первый спектакль русского придворного театра состоялся лишь в 1672. Назывался «Театральная хоромина».

Спектакли стали одним из самых любимых развлечений при московском дворе. Русских актеров было 26 человек. Юноши играли женские роли.

Одним из первых драматургов при Алексее Михайловиче был Симеон Полоцкий Его пьесы отличались от школьных близостью к жизни и отсутствием аллегорических образов и представляли собой лирические произведения. Именно его пьесами («Беседы пастушеские», «Комедия притча о блудном сыне») начинался русский национальный литературный театр.

Появление первого придворного театра совпало с рождением Петра I (1672), который в детстве видел последние спектакли этого театра. Вступив на престол и начав огромную работу по европеизации России, Петр I не мог не обратиться к театру как средству пропаганды своих новаторских политических и социальных идей.

Петр решил через искусство театра популяризировать свои реформы и нововведения. Он задумал построить в Москве театр, но не для избранных, а открытый для всех. Был построен театр на Красной площади, в нем играли немецкие актеры (под руководством Кунста), которые не знали русского языка, этим они ограничивали круг своих зрителей, что никак не устраивало Петра, т.к. общенародного веселья не получалось. В театре Кунста было восемь человек. Под их руководством была открыта русская театральная школа. Спектакли шли дважды в неделю: немецкие чередовались русскими. После смерти Кунста, театр немного просуществовав закрылся.

В 1720 Петр делает новую попытку создать театр в России, но теперь в Петербурге. Он приказывает «нанять из Праги компанию комедиантов, которые умеют говорить по-славянски или по-чешски. В Петербурге инициатива создании театра принадлежит и Наталье Алексеевне. Приехала группа Манна, но спектакли игрались на немецком языке. Петр часто посещает их спектакли, но труппа не оправдывает его ожиданий. Актерский состав труппы был слаб, а репертуар старомоден.

Петру не удалось создать постоянного публичного театра, и московская, и петербургская попытки не дали серьезных результатов. С его смертью государственная забота о развитии русского профессионального театра прерывается.



2. Правление Екатерины II (1762 – 1796) В 1765 г. были организованы публичные театры в Москве и Санкт-Петербурге. Публичные театры содержались за счет гос. казны; труппа актеров состояла из 11 – 16 человек, которые получали зарплату за каждый спектакль.

Существовали театры: придворный, публичный, любительские театры в именьях вельмож, крепостные, театры-«охотников».

Новый расцвет получила итальянская опера.

При Екатерине появляется русская театральная школа. Первым педагогами и актером Вт. пол. XVIII в. был Дмитриевский.

Екатерина способствовала развитию литературы. Она являлась автором около 20 пьес (нравоучительного характера).

Появляются пьесы сентиментализма. Получает развитие русская драматургия: Фонвизин, Княжин, Копнист.

В XIX в. появляются Малый и Большой театр в Москве, Александрийский театр в СПб.



Основание Российского театра: К созданию собственного театра Волков подошел, имея большой запас театральных знаний, включая знакомство с трагедиями А.П.Сумарокова. Первые представления театра, организованны им в Ярославле. Возглавив труппу любителей-разночинцев, он создал театр, отвечавший потребностям публики. Это был решительный шаг на пути превращения театра любительского в общедоступный профессиональный театр. Открылся театр Волкова представлением трагедии Сумарокова «Хореев» и комедии Мольера «Лекарь поневоле». Становление русского национального театра стремительно набирало силу. Необходимость создания театра на государственном уровне диктовалось многими причинами, и прежде всего тем, что Российская империя нуждалась в поднятии собственного престижа, как просвещенного европейского государства. Поэтому, когда известие о Ярославском театре доходит до Петербурга, выходит высочайший указ, требующий доставить братьев Волковых с их труппой в Санкт-Петербург. Прибыв в Царское Село, сыграли несколько пьес: «Хореев», «Синав и Трувор», «Гамлет» Сумарокова и «Комедия о покаянии грешного человека» Ростовского. После этого императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, «Российский театр» был общедоступным и давал платные представления для широких слоев городской публики. Основной репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.



2. Вахтангов Е.Б. (1883–1922) - выдающийся режиссер, актер, педагог, который практически доказал, что «открытые его учителем Станиславским законы органического поведения человека на сцене приложимы к искусству любого эстетического направления» и к новым сценическим условиям, продиктованным масштабом революционных событий. Вахтангов создал новое театральное направления «фантастического реализма».

Вахтангов утверждал необходимость нового сценического языка, соответствующего времени. Своим творчеством режиссер доказывал, что искусство переживания, жизненная правда и истина страстей могут и должны воплощаться в формах надбытового, гротескного, ярко театрального спектакля.

Ставил спектакли: «Принцесса Турандот» К.Гоцци, «Свадьба» Чехова, «Гадибук» С.Анского и др.

Мейерхольд В. Э. (1874-1940) - российский режиссер, актер, педагог, народный артист России. Один из реформаторов театра. Работал в МХТ, затем в провинции.

Развивал символическую концепцию «условного театра» («Сестра Беатриса» М. Метерлинка и «Балаганчик» А. А. Блока). Утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность («Дон Жуан» Мольера, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова и др.). После 1917 возглавил движение «Театрального Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. Руководил театром в Москве (позже названный Театр им. Мейерхольда) и существовавшей при нем школой. Разработал особую методологию актерского тренажа биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. Поставил спектакли: «Мистерия-буфф» и «Клоп» В. В. Маяковского, «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, «Лес» А. Н. Островского, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Дама с камелиями» А. Дюма-сына.



впервые в истории России театр полностью стал делом государственным. Ведущим театрам присваиваются звания академических: Малому театру, МХТ и Александринскому. Открываются новые театры.

В этот период активно развивается направление агитационно-мистериального площадного массового театра.

Залогом успеха в этот период стал эксперимент, новация – разного характера и направления. Театры традиционного направления (МХАТ, Малый, бывший Александринский и др.) отдавали дань современности спектаклями революционно-романтическими и сатирическими, однако источники свидетельствуют, что 1920-е стали для них периодом творческого кризиса.

Новый период российского театра начался в 1932 постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Основным методом в искусстве был признан метод социалистического реализма. Время художественных экспериментов закончилось, хотя, это не означает, что дальнейшие годы не дали новых достижений и успехов в развитии театрального искусства. Так например, безусловным достижением российского театра начиная с середины 1930-х становились спектакли т.н. «ленинианы», в которых на сцену выносился образ В.Ленина. Практически обречены на успех были любые спектакли по пьесам «основоположника социалистического реализма» М.Горького.

Для многих деятелей российского театра 1930-е (и вторая половина 1940-х) стали трагическими. Однако российский театр продолжал развиваться. Появлялись новые режиссерские имена: А.Попов, Ю.Завадский, Р.Симонов, М.Кнебель, В.Сахновский, Э.Радлов и др. Эти имена были преимущественно связаны с Москвой и Ленинградом и режиссерской школой ведущих театров страны.

Во время ВОВ российские театры в основном обращались к патриотической теме. На сценах ставились пьесы, написанные в этот период («Нашествие» Л.Леонова, «Фронт» А.Корнейчука), и пьесы историко-патриотической тематики («Петр I» А.Н.Толстого, «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьева и др.). Несмотря на тяжелые условия театр собирал полный зал. Как ни парадоксально, чем гибельнее становились условия жизни в городе, тем более обострялась потребность людей в искусстве, помогающем выжить. С радостью люди встречали выездные спектакли и концерты на передовой, во многих театрах страны были сформированы фронтовые бригады, выступающие не только в действующей армии, но и в госпиталях.


написать администратору сайта