Экзаменационные билеты по курсу История и теория театра
Скачать 0.5 Mb.
|
Французские театры: «Маре», «Бургунский отель», «Итальен комедии», «Комедии францез», «Пале-Карденаль». 2. Дмитревский И.А. (1736-1821) - российский актер, режиссер, педагог, действительный член Российской академии. Работал в Ярославской труппе Ф. Г. Волкова, с 1756 в труппе первого русского постоянного публичного театра (Санкт-Петербург). Один из крупнейших представителей русского классицизма. Волков Ф.Г. (1729–1763) - русский актер, режиссер, театральный деятель, создатель первого русского театра. | Билет 16 1. Мольер Ж.-Б. (1622–1673) - французский поэт и актер; основоположник классицистской комедии и наследник традиции народного фарса. В его творчестве отразились устремления и надежды французского народа. Первые сочинения – комедии «Сумасброд» и «Любовная размолвка». Пишет произведения: «Смехотворные жеманницы», «Ревнивый принц», «Школа мужей», «Школа жен», «Психея», «Мещанин во дворянстве» и мн.др. Мольер создал новый жанр – комедия-балет (первая комедия-балет «Докучные»), где он соединил поэтическое слово, музыку и танец. Он дал комическую трактовку балетным аллегориям, драматизировал танцевальные номера и органически включил их в действие пьесы. Они делятся на 2 группы: 1. комедии с фарсово-бытовыми сюжетами («Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве»); 2. комедии-балеты пасторально-мифологического содержания («Принцесса Элиды», «Блистательные любовники»). Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем современной жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества (лицемерие, корыстолюбие, тщеславие и др.), сословность, религия, культура, наука (медицина, философия) и т.д. Самыми знаменитыми произведениями становятся: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп». По своему мировоззрению Мольер был материалистом, наследником лучших традиций гуманистической мысли, последователем Рабле, Монтеня, Шаррона, страстным поборником жизненной правды. Он издевался над сословными предрассудками, над извращениями естественных, человеческих отношений. Он обличал и высмеивал глупцов и моральных уродов. При этом он не щадил буржуазию, не идеализировал ее, резко критикуя, как и другие сословия. Мольер был единственным драматургом эпохи абсолютизма, в произведениях которого выражались народные устремления, народные оценки общественных отношений, народная точка зрения на различные явления французской жизни. Мольер хорошо знал и любил народ, знал его быт, песни, игры, обычаи. Он в совершенстве владел народным языком, различными наречиями, говорами и ввел их в свои комедии. Его народные персонажи всегда наделены глубокой народной мудростью, здравым смыслом и противопоставлены комическим людям из имущих сословий. | ||
Билет 17 1. Театр XVIII – пер. пол. XIX в. – это театр эпохи Просвещения. Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей; проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой убеждения. Но каноны классицизма, которых придерживались писатели раннего Просвещения, сковывали развитие драматургии, ограничивали круг тем и героев. Господство разума привело к тому, что искусство просветителей страдало рассудочностью, рациональный анализ жизни требовал упорядоченных форм. Однако просветители, видевшие идеал человека в гармоничной личности, не могли пренебречь требованиями чувства, когда речь шла об искусстве. Театр эпохи Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом новый взгляд на мир, который был адекватен эпохе. Бомарше Де (1732–1799) - крупнейший французский драматург второй половины XVIII в. Любовь к театру побудила его написать две драмы – «Евгения» и «Двух друзей». Громкий успех «Севильского цирюльника» сделал Бомарше лидером национального театра. Главный персонаж «Севильского цирюльника» (Фигаро) появится в следующей пьесе Бомарше, «Женитьба Фигаро», где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. Появившись на сцене почти в канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций, вызревавших на протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Руссо, Дидро и др. «философов». Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. Гольдони Карло (1707–1793) - итальянский драматург. С раннего детства проявил страстный интерес к театру, в 8 лет написал свою первую пьесу. Драматическое наследие Гольдони весьма обширно. Его перу принадлежит более 260 произведений самых разных жанров – трагедии, трагикомедии, комедии (в т.ч. импровизации), либретто опер, оперы-буфф, мелодрамы, романтические и поэтические драмы. Бóльшую часть сочинений Гольдони составляет проза; некоторые написаны на итальянском языке, около дюжины – на венецианском диалекте, многое – на смеси литературного итальянского и диалекта. Из-под его пера вышло значительное число «характерных пьес», в основном и составивших литературную славу Гольдони. Среди шедевров– «Семья антиквария», «Кофейная», «Трактирщица», «Самодуры», «Новая квартира» и «Кьоджинские перепалки». Многие пьесы Гольдони построены по образцу комедии дель арте, самого популярного в то время на итальянской сцене жанра. Гольдони, однако, понемногу видоизменял этот жанр, избавляясь от его основных компонентов – импровизации, масок и устоявшихся шаблонных персонажей. Его нововведения положили начало комедии нравов, благодаря чему за Гольдони закрепилась слава «отца итальянской комедии». | Билет 18 1. Театр XVIII – пер. пол. XIX в. – это театр эпохи Просвещения. Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей; проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой убеждения. Но каноны классицизма, которых придерживались писатели раннего Просвещения, сковывали развитие драматургии, ограничивали круг тем и героев. Господство разума привело к тому, что искусство просветителей страдало рассудочностью, рациональный анализ жизни требовал упорядоченных форм. Однако просветители, видевшие идеал человека в гармоничной личности, не могли пренебречь требованиями чувства, когда речь шла об искусстве. Театр эпохи Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом новый взгляд на мир, который был адекватен эпохе. Представители немецкого театра Просвещения: Шиллер И.К.Ф. (1759–1805) - немецкий поэт, драматург и философ-эстетик. Произведения: «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь», «Фиеско», «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева» Язык его произведений возвышен, мелодичен и выразителен, хотя подчас чересчур риторичен и выспрен, однако на сцене он производит чрезвычайно выигрышное впечатление. Шиллер обогатил литературу своей страны выдающимися драматическими произведениями. Кроме собственных пьес, он создал сценические версии шекспировского «Макбета» и «Турандот» К.Гоцци, а также перевел расиновскую «Федру». Гёте И. В. (1749–1832) - крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Произведения: «Капризы влюбленного», «Эгмонт», «Фауст», «Тассо» и др. Главный творческий принцип Гёте - истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. 2. Театральные тенденции нашего времени: | Билет 19 1. Романтизм – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII–XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на пер. чет. XIX в. Романтизм – реакция на жесткую нормативность и ограниченность классицизма (строгое построение пьесы, соблюдение правил ее построения, стиля игры, ограниченность амплуа и характеристик героев, пафосная декламационность). Романтики стремились к более глубокому изображению исторического прошлого, наделяли героев исключительными характерами и сильными страстями. В основе драматургии и театра эпохи романтизма: 1. принцип индивидуализации героев противопоставленный принципу типизации; 2. красочные, грандиозные конфликты противопостав. бытовым конфликтам; 3. вдохновенный лиризм речей – прозаическому языку персонажей. Романтики выражали протест против мещанства и буржуазностей меркантильного характера. Представители романтизма: В. Гюго, А. де Виньи, Байрон, Шелли. Реализм – возник в Европе в сер. XIX в., пришел на смену романтизму. Главные принципы: 1. объективное, правдивое отражение действительности, т.е. отношение человека с человеком, человека с обществом; 2. острая постановка социальных проблем; 3. воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах, индивидуализированность характеров. Достоверность изображаемого позволяло использовать также условные формы и художественную фантазию. Главная тема – личность и общество, их взаимодействия. Представители: Стендаль, Бальзак, Диккенс, Флобер, Толстой, Достоевский, Чехов и др. 2. Арбузов А.Н. (1908–1986) - русский драматург. Первый большой успех принесла Арбузову комедия «Шестеро любимых». Произведения: «Годы странствий», «Иркутская история», «Потерянный сын», «Мой бедный Марат», «Жестокие игры» и др. Мудрый и благожелательный не только в творчестве, но и в жизни, Арбузов поддержал в свое время начинающих А.Володина, А.Вампилова, Л.Петрушевскую и многих других литераторов. Володин А.М. (1919–2001) - русский драматург, прозаик. Стихи писал с детства; первая книга – сборник «Рассказы», обозначивший постоянный для Володина интерес к повседневной жизни современников, характерам, языку и быту людей обычных профессий. Широкую известность принесла Володину пьеса «Фабричная девчонка». Другие пьесы Володина – «Пять вечеров», «В гостях и дома», «Старшая сестра», «Дульсинея Тобосская» и др. | Билет 20 1. Происходят поиски новых театральных форм. Театральная жизнь Европы стала более разнообразной. Появляется большое количество театров, в которых зритель может найти постановки на любой вкус: от вечных творений классиков - Шекспира, Корнеля, Расина, Чехова до современных драматургов Беккета и Ионеско и остроумных комедий в «театрах бульваров». Во Франции появляется так называемый «Новый театр», первоначально проигнорированный публикой. Это театр «драмы абсурда». Лорка Ф.Г. (1898 - 1936) – великий испанский поэт и драматург. Произведения: «Кровавая свадьба», «Дом Бернарды Альбы» и др. Для его творчества характерно сочетание реалистических деталей с романтическим пафосом страстей, типичность характеров с аллегорическими элементами и символикой. Брехт Б. (1898–1956) - немецкий драматург и поэт. Предложившил концепцию эпического театра. По этой концепции спектакль должен воздействовать не на чувства, а на разум зрителя и внушить ему активное и критическое отношение к происходящему на сцене. Он должен быть публицистичным и социально направленным. Брехт писал стихи и скетчи для антинацистских движений, создал четыре самые крупные свои пьесы – «Жизнь Галилея», «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана» и «Господин Пунтила и его слуга Матти». Главное теоретическое произведение «Малый органон». Ануй Ж. (1910–1987) - французский драматург, сценарист, режиссер. Один из создателей интеллектуальной драмы. Первая пьеса – «Горностай», потом пьесы «Путешественник без багажа», «Дикарка», «Бал воров». Любимый прием: «театр в театре», когда персонажи сами играют те или иные роли Обратившись к греческим мифам, нашел прием, который принес его пьесам мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. Первыми такими пьесами стали «Эвридика» и «Антигона». Позже были написаны «Ромео и Джульетта», «Медея», «Жаворонок». Последняя из них – о Жанне Д'Арк – многими критиками считается вершиной творчества Ануя. Де Филиппо Э. (1900–1984) - итальянский драматург, актер, режиссер, последний великий актер-автор неаполитанского театра. Мир открыл его искусство после Второй мировой войны, когда он был уже зрелым мастером. А путь его в искусстве начался очень рано. Произведения: «Говорите ему всегда «да»», «Человек и джентльмен», «Сик-Сик – мастер чудес», «Кто счастливее меня», «Любовь и арбалеты» и др. В комедиях Э.Де Филипппо можно обнаружить черты разных жанров: комедии, трагедии, фарса, драмы, мелодрамы. Драматург видит мир в сочетании множества красок и их оттенков. Вызвать смех для него так же важно, как возбудить гнев или сострадание. |
Островский принимал непосредственное участие в жизни Малого театра, был постановщиком своих пьес, требуя от актеров правильности найденного «тона», стройного ансамбля всех исполнителей, высокой культуры сценической речи, достоверности и художественного единства всех компонентов спектакля. Поэтому Малый театр также будут называть «Домом Островского». Несмотря на неоправданное засилие в репертуаре театра пьес-однодневок, генеральное направление в 19 в., наряду с произведениями Островского определяла классическая драматургия, русская и зарубежная. В театре ставили его пьесы: «Бедность не порок», «Бесприданница», «Таланты и поклонники» и др. | | Молодой Каратыгин выступал в антитиранических, героических ролях, в которых звучали ноты протеста. Это были образы цареубийц, мстителей, мятежников. Позже Каратыгин становится придворным актером, любимым актером императора. В репертуаре Александринского театра произошли большие перемены. На сцене преобладали мелодрамы, романтические драмы, лишенные бунтарской темы, но с патриотическими мотивами, прославляющими империю. Актер нашел свою тему и сыграл много из этого репертуара. Он был одним из первых русских исполнителей, который пользовался литературными и историческими материалами в процессе работы над ролью. Особенно много готовился к ролям историческим: тщательно изучал историческую эпоху, картины и книги того времени. Каратыгин часами отрабатывал перед зеркалом пластику роли. Актер был чужд шекспировской поэтике, но сыграл несколько шекспировских ролей: Гамлет, Отелло, Ричард III, Кориолан, Король Лир. | перерабатывала творческая фантазия драматурга. Главная задача театра – катарсис (очищение). Очищение от снедающих человека страстей. Он должен был венчать трагедию. Гибель героя не должна была быть бессмысленной. Высший смысл – столкновение субъективных обстоятельств и объективной закономерности. Первое – это герои, втрое – высший закон олимпийских богов, судьба. Побеждает всегда судьба, хотя герой и благороден. Греки считали, что везде должна была быть гармония, а выступление героя нарушает гармонию, расплата за это – жизнь. Герой чаще всего погибает, и зрители ему сострадают. Жить всегда остаются спокойные, пассивные. 2. Грибоедов А.С. (1795–1829) - русский драматург и дипломат. Самая значительная для театра пьеса – «Горе от ума» Гоголь Н.В. (1809–1852) - русский писатель. Пьесы – «Ревизор», комедия «Владимир 3-й степени» (она не была окончена, но материал послужил для нескольких драматических эпизодов – «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок»), «Женитьба», «Игроки». Щепкин М.С. (1788–1863) - русский актер. Родился в с. Красном Курской губернии в семье крепостных. Учился в Курском народном училище. Совмещал обязанности секретаря своего помещика с артистической деятельностью. Играет сначала в Тульском, а затем в Московском Малом театре. В начале творческого пути играл комические роли (в водевиле Писарева «Хлопотун, или Дело мастера боится», в комедии М.Н.Загоскина «Г-н Богатонов, или Провинциал в деревне» и др.). Появление на сцене в 1830-е годы комедий А.С.Грибоедова («Горе от ума» - Фамусов) и Н.В.Гоголя («Ревизор» - городничий) позволило Щепкину вырваться из сферы чисто комической. Щепкин не ставил себе задачи изобрести новые технические приемы игры. Пользуясь теми же средствами, что и П.С.Мочалов или В.И.Живокини, Щепкин пришел к постановке вопроса о внутренней технике актера. Он утвердил на сцене принцип, положенный позже К.С.Станиславским в основу его «системы», – принцип внутреннего оправдания роли, приема, сценического задания. Щепкин утвердил общественную роль русского актера, поднял профессию на другой уровень – из лицедея он превратил актера в ответственного члена общества. Он учил актера сознательной работе над ролью и над собой, учил культуре работы. |
Инструмент актера – его внутренние (психические) и внешние (физические) данные, называемые Станиславским «элементами творчества». Тело актера, голос, темперамент являются его орудием труда. Профессиональное сценическое действие возможно лишь при условии полного владения всем спектром своих психофизических данных. К элементам творчества Станиславский относит: органы восприятия – зрение, слух и т.д.; воображение; логичность и последовательность действий и чувств; память на ощущения; сценическое обаяние; чувство перспективы действия и мысли; мышечная свобода; пластичность; владение голосом; чувство фразы; ощущение характерности; умение действовать словом; восприятие партнера и воздействие на него; и т.д. Постоянное совершенствование этих элементов составляет содержание «работы актера над собой» предполагающую ежедневный тренинг и муштру, направленные на совершенствование актерской техники. Владение своим «инструментом» – психофизикой – позволяет актеру полноценно и профессионально работать на сцене вне зависимости от вдохновения, а вернее – входить в нужное творческое состояние именно тогда, когда это необходимо. Только на основе базовых постоянных занятий актерской техникой возможна полноценная «работа актера над ролью». |