Главная страница

Экзаменационные билеты по курсу История и теория театра


Скачать 0.5 Mb.
НазваниеЭкзаменационные билеты по курсу История и теория театра
Дата24.02.2019
Размер0.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаStudmed.ru_otvety-k-ekzamenu-po-teatru_ebc79201af4.doc
ТипЭкзаменационные билеты
#68686
страница5 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

2. Театральные тенденции нашего времени:

Билет № 19
1. Романтизм направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII–XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на пер. чет. XIX в. Романтизм – реакция на жесткую нормативность и ограниченность классицизма (строгое построение пьесы, соблюдение правил ее построения, стиля игры, ограниченность амплуа и характеристик героев, пафосная декламационность). Романтики стремились к более глубокому изображению исторического прошлого, наделяли героев исключительными характерами и сильными страстями.

В основе драматургии и театра эпохи романтизма: 1. принцип индивидуализации героев противопоставленный принципу типизации; 2. красочные, грандиозные конфликты противопостав. бытовым конфликтам; 3. вдохновенный лиризм речей – прозаическому языку персонажей. Романтики выражали протест против мещанства и буржуазностей меркантильного характера.

Представители романтизма: В. Гюго, А. де Виньи, Байрон, Шелли.

Реализм – возник в Европе в сер. XIX в., пришел на смену романтизму. Главные принципы: 1. объективное, правдивое отражение действительности, т.е. отношение человека с человеком, человека с обществом; 2. острая постановка социальных проблем; 3. воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах, индивидуализированность характеров.

Достоверность изображаемого позволяло использовать также условные формы и художественную фантазию. Главная тема – личность и общество, их взаимодействия.

Представители: Стендаль, Бальзак, Диккенс, Флобер, Толстой, Достоевский, Чехов и др.
2. Арбузов А.Н. (1908–1986) - русский драматург. Первый большой успех принесла Арбузову комедия «Шестеро любимых». Произведения: «Годы странствий», «Иркутская история», «Потерянный сын», «Мой бедный Марат», «Жестокие игры» и др.

Мудрый и благожелательный не только в творчестве, но и в жизни, Арбузов поддержал в свое время начинающих А.Володина, А.Вампилова, Л.Петрушевскую и многих других литераторов.

Володин А.М. (1919–2001) - русский драматург, прозаик.

Стихи писал с детства; первая книга – сборник «Рассказы», обозначивший постоянный для Володина интерес к повседневной жизни современников, характерам, языку и быту людей обычных профессий. Широкую известность принесла Володину пьеса «Фабричная девчонка». Другие пьесы Володина – «Пять вечеров», «В гостях и дома», «Старшая сестра», «Дульсинея Тобосская» и др.

Характерная для драматургии Володина художественная свобода – от реалистического жизнеподобия до условности притчи, литературного парафраза и сатирического гротеска, выявляя глубину и многоаспектность постижения автором современной действительности, в то же время обусловили неоднозначность восприятия его творчества театральной публикой и критикой, вызвав громкий и продолжительный успех одних произведений и замалчивание, даже нападки на другие пьесы.

Володин является также автором сценариев популярных фильмов отечественного кино: «Пять вечеров», «Звонят, откройте дверь!», «Похождения зубного врача», «Дочки-матери», «Осенний марафон».

Розов В.С. (1913–2004) - русский драматург. Произведения: «Ее друзья», «Страницы жизни», «Традиционный сбор», «В день свадьбы», «Затейник», «С вечера до полудня», «Гнездо глухаря» и др.

Автор около 20 пьес в жанре социально-психологической драмы, написанных на материале современности и обращенных в основном к проблемам нравственности. Уже в первых пьесах «Ее друзья» и «Страницы жизни» обозначились черты художественной манеры и круг интересов Розова: точность бытописания, любовь к простым житейским истинам, внимание к юношеским характерам. Герой драматурга принадлежит, как правило, к одному и тому же возрастному и социальному кругу, только его проблемы и нравственный облик меняются в зависимости от времени. Внутренняя ценность личности как залог сохранения и укрепления навственного потенциала нации – главная мысль Розова, которая определяет основную коллизию и других пьес драматурга. Пьесы Розова неоднократно экранизировались. Всемирный успех выпал на долю фильма «Летят журавли».
Билет № 20
1. Происходят поиски новых театральных форм. Театральная жизнь Европы стала более разнообразной. Появляется большое количество театров, в которых зритель может найти постановки на любой вкус: от вечных творений классиков - Шекспира, Корнеля, Расина, Чехова до современных драматургов Беккета и Ионеско и остроумных комедий в «театрах бульваров».

Во Франции появляется так называемый «Новый театр», первоначально проигнорированный публикой. Это театр «драмы абсурда».

Лорка Ф.Г. (1898 - 1936) – великий испанский поэт и драматург. Произведения: «Кровавая свадьба», «Дом Бернарды Альбы» и др.

Для его творчества характерно сочетание реалистических деталей с романтическим пафосом страстей, типичность характеров с аллегорическими элементами и символикой.

Брехт Б. (1898–1956) - немецкий драматург и поэт. Предложившил концепцию эпического театра. По этой концепции спектакль должен воздействовать не на чувства, а на разум зрителя и внушить ему активное и критическое отношение к происходящему на сцене. Он должен быть публицистичным и социально направленным.

Брехт писал стихи и скетчи для антинацистских движений, создал четыре самые крупные свои пьесы – «Жизнь Галилея», «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана» и «Господин Пунтила и его слуга Матти». Главное теоретическое произведение «Малый органон».

Ануй Ж. (1910–1987) - французский драматург, сценарист, режиссер. Один из создателей интеллектуальной драмы.

Первая пьеса – «Горностай», потом пьесы «Путешественник без багажа», «Дикарка», «Бал воров».

В его творчестве выделяют: «черные», «розовые», «блестящие», «скрипящие пьесы», его лучшие герои являются воплощением чистоты и целостности. Любимый прием: «театр в театре», когда персонажи сами играют те или иные роли

Обратившись к греческим мифам, нашел прием, который принес его пьесам мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. Первыми такими пьесами стали «Эвридика» и «Антигона». Позже были написаны «Ромео и Джульетта», «Медея», «Жаворонок». Последняя из них – о Жанне Д'Арк – многими критиками считается вершиной творчества Ануя.

Де Филиппо Э. (1900–1984) - итальянский драматург, актер, режиссер, последний великий актер-автор неаполитанского театра. Мир открыл его искусство после Второй мировой войны, когда он был уже зрелым мастером. А путь его в искусстве начался очень рано.

Произведения: «Говорите ему всегда «да»», «Человек и джентльмен», «Сик-Сик – мастер чудес», «Кто счастливее меня», «Любовь и арбалеты» и др.

В комедиях Э.Де Филипппо можно обнаружить черты разных жанров: комедии, трагедии, фарса, драмы, мелодрамы. Драматург видит мир в сочетании множества красок и их оттенков. Вызвать смех для него так же важно, как возбудить гнев или сострадание. Он всегда сам ставил свои пьесы и всегда играл в них главные роли. Стержнем его театра является главный герой.

Он много работал в кино, снимался у разных режиссеров, снимал фильмы сам ( «Неаполь-миллионер»). Ставил спектакли в оперном театре, среди особенно заметных работ в опере – «Нос» Шостаковича.

Уильямс Т. (1911–1983) - американский драматург, пьесы которого строятся на конфликте духовного и плотского начал, чувственного порыва и тяги к духовному совершенству. Как правило, его герои и героини сходятся в первобытном противоборстве, где зов плоти варьируется от наваждения и греха до возможного пути к спасению.

Произведения: «Битва ангелов», «Трамвай «Желание»», «Лето и дым», «Татуированная роза», «Кошка на раскаленной крыше».
2. Вампилов А.В. (1937–1972) - русский драматург, прозаик, публицист.

В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств». Вскоре написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки «Ангел», «Воронья роща», «Дом окнами в поле» и др.

Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов.

Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в Москве. Во время учебы написал комедию «Ярмарка» (или «Прощание в июне»).

Вместе с «Провинциальными анекдотами» («История с метранпажем» + «Ангел») пьеса «Прощание в июне» составила сатирический цикл.

Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского.

Вампилов написал пьесы «Старший сын» и «Утиная охота», в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии.

Гельман А.И. (р. 1933) - русский драматург, публицист.

В жанре публицистической драматургии (не пренебрегающей, однако, элементами бытовой мелодрамы), основанной на глубоком знании производственных и психологических конфликтов рабочей среды, Гельман создал сценарии фильмов «Ночная смена», «Считайте меня взрослым», «Ксения, любимая жена Федора».

Повышенный интерес Гельмана к социологическим аспектам жизни современников, нигде не перерастающий в открытую оппозиционность режиму, диктовал, тем не менее, в предперестроечное время постановку в его пьесах острых и смелых вопросов, касающихся реального состояния хозяйства в стране, роли рабочего класса и всесильной номенклатуры, нравственных основ поведения людей, соотношения трудового вклада и распределения материальных благ, обличая беспринципность, очковтирательство, бюрократизм, демагогию и лицемерие, в динамичных диалогах и столкновении узнаваемых характеров настойчиво проводя мысль о неблагополучии советского общества – и в то же время с неиссякаемым оптимизмом выявляя и акцентируя в нем «здоровые» силы.

Почти по всем пьесам Гельмана сняты кино- и телефильмы.
Билет № 21
1. Ирвинг Г. (1838–1905) - английский актер.

Начал играть в труппе театра г. Сандерленда и дебютировал в пьесе Э.Булвер-Литтона «Ришелье». Его первый столичный успех – роль в пьесе «Две розы». Руководил театром «Лицеум».

Ирвинг стал знаменит прежде всего трактовкой шекспировских образов – Макбета, Ричарда III, Отелло; из других его работ наиболее удачными были главные роли в «Фаусте» Гёте и в пьесе «Беккет» А.Теннисона. Ирвинг первым из английских актеров был возведен в рыцарское достоинство.

Стиль актерской игры Ирвинга можно было назвать экспрессивным и романтическим. Ирвинг более, чем кто-либо другой из его современников-актеров, способствовал популяризации Шекспира на сцене.

Шоу Дж.Б. (1856–1950) - английский драматург, философ и прозаик, лауреат Нобелевской премии, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке.

Писал пьесы: сборник «Пьесы приятные и неприятные» («Оружие и человек», «Кандида», « Избранник судьбы», «Ученик дьявола» и др.), отдельные произведения: «Цезарь и Клеопатра», «Обращение капитана Брасбаунда», «Человек и сверхчеловек».

Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета.
2. Ефремов О.Н. (1927–2002) - режиссер, актер, педагог.

Театр «Современник» - московский драматический театр, организованный в 1956 как Студия молодых актеров (в основном выпускников Школы-студии МХАТ) под руководством О.Ефремова. Театр, созданный силами энтузиастов поколения «оттепели» на коллективной студийной основе, сумел глубоко и эмоционально выразить надежды своего поколения, стать символом духовного обновления.

Одной из важнейших задач юного театрального коллектива была борьба со сложившимися сценическими канонами официального искусства 1930–1950-х. «Современник» дал свой тип спектакля, во многом возвращаясь к театральным открытиям МХТ первого десятилетия, а также его Первой Студии, в которых главным критерием были верность жизненной правде и постижение «жизни человеческого духа» во всей ее глубине и психологической точности. Эти установки для главного режиссера театра Олега Ефремова были важнейшим условием развития «Современника». Основу школы Ефремов видел в системе Станиславского. Человек, как личность, духовная единица, но рассмотренная в строгом социальном контексте, в единстве с позитивной гражданской мыслью – вот что интересовало театр в начале своего пути.

Первым спектаклем стала пьеса «Вечно живые» В. Розова.

Постановка в «Современнике» Эфроса А.В. (русский советский режиссер и педагог): «В добрый час!». Эфрос был одним из основоположников «Современника», об этом свидетельствует и то, что он поставил один из первых спектаклей нового театра – «Никто» Эдуардо де Филиппо с Ефремовым и Лилией Толмачевой. (другие постановки: «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином» Розова, «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта», «Отелло» Шекспира и мн. др.)

Товстоганов Г.А.(русский режиссер, педагог, театральный деятель) постановка в «Современнике»: М.Е.Салтыкова-Щедрина «Балалайкин и Ко». Другие: «Дети Ванюшина» С.Найденова, «Идиот» Достоевского, «Три сестры» А.П.Чехова, «Генрих IV» Шекспира и др.

Любимов Ю.П. (русский режиссер и актер), постановки: «Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Преступление и наказание» Достоевского и др.
Билет № 22
1. Ибсен Г.Ю. (1828–1906) - норвежский драматург и театральный деятель, один из известнейших классиков западноевропейского театра XIX в. Его творчество – вершина драматического искусства XIX в. Главная тема в творчестве: духовная борьба персонажей, обличение ханжества. Произведения: «Катилина», «Богатырский курган», «Иванова ночь», «Борьба за престол», «Комедия любви», «Пер Гюнт», «Кукольный дом», «Привидения», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».

Руководил Норвежским национальным театром в Бергене, Норвежским театром в Христиании.

Стриндберг Ю.А. (1849–1912) - крупнейший шведский писатель. У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной драмы. Его пьесы предвосхитили появление экспрессионизма и театра абсурда.

Произведения: «Мистер Улоф», «Красная комната», «Странствия Счастливчика Пера», «Фрёкен Жюли», «Игра снов», «Синяя книга» и др.

Метерлинк М. (1862–1949) - бельгийский драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Представитель сиволизма (отказ от конкретного изображения действительности, стремление выразить мистическую сущность бытия, порой вне конкретных образах и жизненных ситуаций). Произведения: «Теплицы», «Принцесса Мален», «Синяя птица» и др.
2. Тетры Москвы: Государственный Академический Большой Театр, театр им. Е. Вахтангова, театр "Геликон-опера", театр Ленком, театр Луны, Малый театр, МХТ им. Чехова, театр на Малой Бронной, Центральный театр кукол имени С. В. Образцова, Московский областной Камерный театр, театр Романа Виктюка, театр Сатирикон, театр Современник, театр им. Станиславского, театр Сфера, театр-студия п/р О. Табакова (Табакерка), театр на Таганке, Центральный Академический Театр Российской Армии, Центр имени Вс. Мейерхольда, театр Эрмитаж и мн. др.

Театры Санкт-Петербурга: театр драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр), Большой Драматический Театр, театр-фестиваль "Балтийский дом", Драматический театр на Литейном, Мариинский театр, Академический Малый Драматический Театр, Санкт-Петербургский театр "Рок-опера", театр на Фонтанке и др.



Билет 1
1. Античный театр – театральное искусство Др. Греции, Др. Рима, а также ряда стран Бл. Востока (V до н.э. – V в. н.э.). Др.греч. театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Театр занимал особое место в жизни людей, был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль.

Театр был учреждением общественным, содержавшимся государством. Наиболее состоятельные и почтенные граждане платили за обучение хора и его содержание (они назывались хорегами). Профессии драматурга и актёра считались почётными. Актёрами могли быть только мужчины – они исполняли и женские роли. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей были вырублены в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Актеры выступали в масках (обозначающих либо сценический тип персонажа, либо душевное состояние или характер), ярких хитонах и на высоких деревянных сандалиях на ногах (котурнах). В театре почти не было декораций.

Театр не был делом будничным. Представления шли только три раза в год в празднества Диониса, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды.

Основными жанрами являлись: трагедия ((в буквальном переводе – “песнь козлов”) возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников греческого бога виноделия Диониса. Трагиками являлись: Эсхил, Софокл и Еврипид. Строение трагедии: 1. парод – первая песня хора; 2. стасим – песнь хора на орхестре (состоит из строф и антистроф); 3. эписодий – диалогическая часть. Потом шло чередование стасимов и эписодиев. Эписодий заканчивался комосом – совместной песнью героя и хора. Вся трагедия заканчивается эксодом (уходом) – песнью вообще всех.), комедия (Аристофан).

Почвой др.греч. искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла и Тесея и других. Гр. трагедия целиком основывается на мифологии. Но сквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и этические воззрения. Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы.


Билет 2
1. Эсхил (525-456 гг. до н.э.) - греческий трагический поэт. Он автор героико-патриотических, поднимающих большие исторические и религиозно-фило­софские темы произведений, он ввёл 2-го актёра, открыв этим возможность бо­лее глубокой разработки трагического конфликта и усиления действенной стороны театр, представления. Введе­ние 2-го актёра повлекло за собой и развитие диалога, который в старой трагедии имел лишь зачаточный ха­рактер. Хор у Эсхила, состоявший из 12 человек, был настоящим действующим лицом. В его ранних трагедиях хоровые партии со­ставляют более половины пьесы; в более поздних хор играет уже значительно меньшую роль. Постановки Эсхила отличались большой пышностью и включали в себя некоторые зрительные эффекты (торжественный въезды на колесни­цах, процессии и прочее). При Эсхиле опреде­лилась классическая фор­ма строения трагедии и порядок трагического представления. Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Его произведения: «Персы», «Агамемнон», «Прометей Прикованный», трилогия «Орестея» (три продолжающие друг друга трагедии: «Агамемнон», «Хоэфоры», «Евмениды»).

«Орестея» 1. «Агамемнон». Агамемнон возвращается с победой над Троей домой, вместе с пленницей Кассандрой (предсказательница). Клитемнестра (его жена) «счастливая» его встречает. Кассандра предсказывает гибель Агамемнона и свою от руки царицы. Клитемнестра убивает их (за то, что Агамемнон принес в жертву богам свою дочь Ифигению). Клитемнестра и ее любовник Эгист начинают править. Хор грозит им отмщением Ореста (сын Агамемнона).

2. «Хоэфоры» 8 лет спустя появляется Орест. Орест переодевается странником, заходит во дворец и убивает Клитемнестру и Эгиста.

3. «Евмениды» за то, что Орест убил мать его преследуют Эриннии, пока он не добирается до храма Афины. Там происходит над ним суд. Орест побеждает. А Эриннии становятся добрыми богинями Евменидами.

2. Мочалов П.С. (1800-1848) - российский актер. Крупнейший представитель романтизма в русском театре. Работал в Малом театре в Москве. Играл все роли трагического и романтического плана: Гамлет (У. Шекспира «Гамлет»), Карл Моор, Фердинанд (Ф. Шиллера «Разбойники», «Коварство и любовь») и др.

Каратыгин В. А. (1802–1853) - крупнейший представитель позднего театрального классицизма и романтизма, мастер высокой сценической культуры, первый герой Александринского театра, выразитель парадного, ампирного стиля николаевской эпохи.

Дебютировал в петербургском Большом театре. Играл в пьесах В.А.Озерова («Фингал»; «Дмитрий Донской»), П.Корнеля («Сид»), Ж.Расина («Ипполит в Федре»).



Билет 3
1. Софокл (496 - 406 гг. до н.э.) - знаменитый древнегреческий драматург, автор многочисленных трагедий. До нас дошло только семь драм (из 123): «Аякс», «Трахинянки», «Антигона», «Эдип царь», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне».

Творчество Софокла – качественный скачок по сравнению с драматургией Эсхила. Для Эсхила отдельный индивидуальный человек ничего не значит, только род. Человек у Эсхила лишь представитель рода.

Софокл – внимание к судьбе отдельного человека. Софокл: столкновение героев подразумевает столкновение определенных общественных сил. Столкновение доходит до такого накала, что приводит к гибели одной из сторон. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть» (Аристотель), благородные, приподнятые. Не отрицая непреложной воли богов, Софокл прежде всего интересуется человеком, его волей, стремлениями, поступками, готовностью и способностью отвечать на них, согласовывать с общественными и божественными установками и т.д.

Творчество Софокла содержит нововведения, способствующие дальнейшему развитию искусства трагедии. Прежде всего важной заслугой Софокла явилось введение третьего актера, которое значительно обогатило собственно драматическую часть трагедии. Софоклом был также расширен состав хора до 15 человек (до него состоящий из 12 человек). Однако, создав выразительные хоровые партии, Софокл при этом не увеличил их объем и роль. Важным обстоятельством является постепенный отказ от принципа трилогии или тетралогии в создании отдельных драм. За этим обстоятельством важные убеждения драматурга. Творчество Софокла отмечено прежде всего значительным обогащением внутреннего мира героев, искусства их изображения.

«Антигона». Антигона – дочь Эдипа. У нее 2 брата Этеокл и Полиник, которые убили друг друга в междуусобном поединке. Правитель Фив Креонт одного из них, Этеокла, приказывает похоронить с почестями, а второго, Полиника, как изменника - бросить на съедение псам и хищным птицам. Однако решение его вызывает глубокое страдание у сестер Полиника, прежде всего у Антигоны. Антигона скрытно хоронит Полиника, за это ее сажают в темницу. Антигона не выдерживает этого и вешается в темнице. Гемон (сын Креонта), не вынеся смерти Антигоны, закалывает себя над ее телом; жена Креонта (мать Гемона) при известии о кончине единственного сына также кончает с собой. Креонт раздавлен этими потерями, а также известием об осквернении священных алтарей прахом Полиника. Он признает полное свое поражение.

2. А.С.Пушкин внес огромный вклад в русскую литературу, особенно в поэзию, возможно, ему просто не хватило времени, чтобы вплотную заняться драматургией.

В распоряжении театрального режиссера имеются только «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии», а также 2 незаконченные работы – «Русалка» и «Сцены из рыцарских времен».



Билет 4

1. Софокл (496 - 406 гг. до н.э.) - знаменитый древнегреческий драматург («Антигона», Эдип царь», «Электра» и др.). Изображал человека каким он должен быть. Заслуги: ввел 3-го актера, хор увеличен до 15 человек.

Еврепид (485-400) – младший из трех знаменитых греческих трагиков («Медея», «Ипполит», «Ифигения»). Он писал трагедии, но необычные, поэтому они называются либо «психологические трагедии» или «патетические драмы», а также писал социально-бытовые или семейные драмы («Алкеста», «Елена», «Ион»). Еврипид разрушает жанр классической трагедии. У Еврипида в трагедиях появляется развивающийся характер. Еврипид не только меняет внешний вид трагедии, но и привносит новую тематику. Впервые им поднимается любовная тематика.

При постановке своих трагедий Еврипид, как и Софокл, пользовался тремя актерами. Но хор уже не так тесно связан с развитием действия, увеличена роль театрального элемента: одевания, события, узнавания мелодраматических событий. Внес в театр сферу личных взаимоотношений. Показывает человека как он есть, в развитии его взглядов.

Несмотря на все различия, в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида, много общего. Прежде всего, это стремление выразить наиболее существенные социальные, философские и этические проблемы и подлинно демократические гуманные позиции. Именно это делало театр - школой для афинян, воспитателем гражданских идеалов. Еврипид завершил развитие греческой классической трагедии, наметились два пути: это трагедия и драма, приближенная к бытовой.

«Медея». Медее изменил ее муж Ясон, чтобы поправить свое положение. Она узнав об этом думает как отомстить ему. Царь Креонт приказывает ей покинуть город вместе с детьми. Но Медея упрашивает его остаться еще на один день, и начинает обдумывать как отомстить мужу. Медея отправляет к новой невесте детей с отравленными подарками. Невеста умирает, а Медея захватив детей спрыгивает с башни и разбивается.

2. Островский А.Н. (1823–1886) - русский драматург. Островский закончил гимназию, а затем, недоучившись на юридическом факультете Московского университета служил, занимая различные, но каждый раз невысокие посты в судебных учреждениях. Молодого человека угнетало его домашнее окружение и его работа, однако именно здесь он приобрел богатый жизненный опыт и получил бесценный материал для своих первых пьес. Писать начал рано. Первая из его опубликованных пьес «Свои люди – сочтемся!».

Его пьесы: «Доходное место», «Гроза», «Воевода», «Василий Шуйский», «Бесприданница», «Таланты и поклонники» и др.

Творчество А.Н.Островского произвело революцию в русском театре. В своих драмах и пьесах показал мир русской жизни: все сословия и отношения между ними



Билет 5
1. Драма – сюжетное произведение в разговорной форме (диалоги) для представления на сцене. В основе – конфликт (личного, бытового или социального плана). Различают: социальную драму (конфликт между личным и общественным или между представителями различных сословий), психологическую драму (конфликт характеров и интересов). Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон, П. Корнель, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский и др.

Трагедия - (буквально – песнь козлов), один из основных жанров театрального искусства. Трагедия – драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами, неизбежно ведущий к гибели героя. Цель трагедии: катарсис (достижение нравственного очищения, через сопереживание положительному герою). Основоположники: Эсхил («Орестея»), Софокл («Эдип, царь», «Антигона»), Еврепид («Медея»), У. Шекспир («Отелло», «Король Лир») и др..

Комедия – драматическое произведение имеющее игровой, мнимый конфликт, комедийный пафос, осмеивает пороки общественной жизни, быта, нравов людей. Различают: комедия дель арте (действующие лица – маски, присутствует сюжет, импровизация, буффонада. Мольер, Гольдони, Гоцци), комедии «плаща и шпаги» (комедия положений, изображается жизнь и похождения испанских дворян. Лопе де Вега, Кальдерон), комедия характеров (конфликт между героями разных социальных положений. Мольер «Мещанин во дворянстве»), комедия нравов (конфликт в конкретной бытовой обстановке. Островский «Свои люди - сочтемся»), комедия-сказка (К.Гоцци «Любовь к 3 апельсинам», «Турандот»). Представители: Аристофан («Лисистрата», «Лягушки»), Лукиан («Похвала мухе»), Лопе де Вега («Собака на сене»), Шекспир («Сон в летнюю ночь») и др.

Водевиль – вид «комедии положений» (комический эффект возникает преимущественно из неожиданных поворотов сюжета) с песнями-куплетами, романсами и танцами. Представители русского водевиля: А. А. Шаховской, Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Н. А. Некрасов и др.). Классики жанра Э. Скриб, Э. М. Лабиш.

2. Станиславский К.С. (1863–1938) - русский актер и режиссер, теоретик сценического искусства. Родился в Москве. Принадлежал по рождению и воспитанию к высшему кругу русских промышленников. После окончания Лазаревского института начал службу в семейной фирме. В семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, в имении – театральный флигель. Сценические опыты начал в домашнем Алексеевском кружке. Усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актеров Малого театра. Где-то в 25 лет Станиславского избирают членом дирекции и казначеем Московского отделения


Билет 6
1. Миракль - средневековый жанр религиозно-назидательной стихотворной драмы. Его сюжеты были основаны на чуде, совершаемым святым или Девой Марией. Пропагандируя христианство, его идеологию и мораль, миракль провозглашал торжество добродетели и наказание порока, наступавшее благодаря вмешательству высших сил. (Бодель А.Ж.«Игра о святом Николае», Рютбёф «Чудо о Теофиле»).

Мистерия – жанр средневекового европейского религиозного театра. Содержание мистерии составляли сюжеты Библии и Евангелия, перемежавшихся с бытовыми интермедиями и комическими номерами. (А. Гребан «Мистерия Страстей», «Мистерия об осаде Орлеана»).

Фарс – жанр драматургии и театральных спектаклей, имеющий основные черты: легкость и непритязательность сюжета, буффонный юмор, однозначность характеров, внешние комические приемы. («Три рыцаря и Филипп», «Бутылка», «Адвокат Патлен»).

Трагикомедия – драматургическое или сценическое произведение, обладающее признаками как трагедии, так и комедии, и выстроенное по своим специфическим законам. (Чехов А.П.)

Мелодрама – музыкально-драматическое произведение, в котором диалоги и монологи чередуются с музыкой или сопровождаются ею; пьеса с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью. (Островский «Без вины виноватые»).

Опера – музыкальная драма, в которой сценическое действие находится в органической связи с вокальной и инструментальной музыкой. (Глюк, Вагнер, Мусоргский, Р.Штраус)

Балет – вид театрально-музыкального искусства, в котором художественный образ создается с помощью хореографии, танцевально-пластического языка, музыки. (П. Бошан, Глюк, Чайковский, Глазунов)

Оперетта – форма комической оперы, в которой пение перемеживается с разговором. (Ж. Оффенбах, И. Штраус, У. Гилберт)

Мюзикл – музыкальное сценическое представление, в котором драматический сюжет перемеживается с элементами оперы и оперетты. («Юнона и Авось», «Кошки», «Чикаго»).
2. Анализ спектакля (Ф.Г. Лорка драма «Дом Бернарды Альбы», Н.В. Гоголь комедия «Ревизор», М. Булгаков «Зойкина квартира», А.П. Чехов комедия «Вишневый сад», Р. Куни комедия «Безумная ночь, или Женитьба Пигдена», В. Соллогуб водевиль «Беда от нежного сердца», П. Бомарше комедия «Женитьба Фигаро», А.Н. Толстой «Театральный романс», Н. Птушкина «Ненормальная» и др.




Билет 7
1.
2. Воронежский драматический театр им. Кольцова – один из старейших русских театров. Начало деятельности театра положила постановка пьесы А. Эллина «И ошибка кстати» (премьера состоялась 13 ноября 1802 г.).

В дореволюционный период в театре утверждаются принципы передового реалистического искусства, отвечающие интересам демократических слоев русского общества. Этому способствовало появление на сцене театра пьес Островского и Гоголя.

После Октябрьской революции в театр пришел новый, рабочий зритель требующий от искусства ответа на волнующие его вопросы. Поэтому театр включился в борьбу за утверждение на сцене современной темы.

В начале ВОВ театр жил в сложных условиях, но всегда стремился внести свой вклад в разгром фашистских захватчиков. Многие артисты стали членами фронтовых концертных бригад. Позже труппа была эвакуирована на Урал и там активно продолжал свою творческую деятельность. После освобождения Воронежа коллектив театра вернулся в родной город. Основное место в творчестве заняла героико-патриотическая тема, ставились спектакли по произведениям: А. Фадеева, Л. Леонова, А. Корнейчука, К. Симонова и др. В дальнейшей своей работе театр, как и прежде, основное внимание уделял разработке темы современности.

Яркой страницей в истории театра стала постановка спектакля «Алексей Кольцов». В 1959 г. Воронежскому драматическому театру присвоено имя Кольцова.

За многолетнюю историю театром осуществлялась постановка почти всех пьес М. Горького, неоднократно ставились пьесы Островского, Чехова. Не раз театр обращался к постановке зарубежной классики: В. Шекспира, Ж. Мольера, Ф. Шиллера, П. Бомарше, Лопе де Вега и др.

Современные тенденции в театре: 1. стремление к синкретизму (танец + песня + т.д.); 2. возрождение античной трагедии на современный лад; 3. обращение к забытым литературным источникам.


Билет 8
1. У. Шекспир (1564 - 1616) английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения. Все творчество Шекспира можно разделить на 3 периода:

1. 1592 – 1600 (оптимистический) – оптимизм, господство светлых, жизнеутверждающих настроений – комедии «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего». Господствующее начало – фортуна, удача, связанное с представлением о том, что в жизни нельзя все предугадать и учесть. К этому периоду относятся исторические хроники («Генрих IV», «Ричард III» и др.). Основная тема хроник – феодальные смуты и распри, оканчивающиеся в конце концов сплочением наций и торжеством абсолютной власти. Также относится трагедии «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь».

2. 1601 – 1608 (трагический) – период сомнения в себе и в миропорядке, напряженные размышления о смысле человеческого существования. Преобладающий жанр – трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» и др. Суть трагедий в столкновении гуманистических чувств и благородной души с пошлостью и низостью. Герои воспринимают мир как находящийся в стадии катастрофы, распада всех ценностей и устоев. Следование всем естественным порывам человеческой природы, уже не является гарантом счастья. Человек освобождается от всех иллюзий, приходит к пониманию своей незначительности, неприкрепленности к земле. За эти годы он пишет лишь две комедии: «Конец – делу венец» и «Мера за меру», причем вторая из них фактически относится к драме.

3. 1608 – 1612 (романтический) – трагикомедии, пьесы с драматическим содержанием, но с неизбежным трагическим концом – «Зимняя сказка», «Буря». Шекспир не изображает типичных жизненных положений, он переносит читателя в мир воображения. На поэтическом фоне показывается столкновение человеческих чувств, которые всегда оканчиваются благополучно.

Для творчества Шекспира всех периодов характерно гуманистическое миросозерцание: глубокий интерес к человеку, к его чувствам, стремлениям и страстям, скорбь о страданиях и непоправимых ошибках людей, мечта о счастье для человека и всего человечества.

2. Система Станиславского, условное название сценической теории и режиссерско-актерского метода, разработанных знаменитым русским режиссером, актером, педагогом и театральным деятелем К.С.Станиславским (1863–1938).

Основным результатом спектакля, поставленного «по системе», является достижение полной психологической достоверности актерских работ. Общим местом стал термин Станиславского «искусство переживания», противопоставляемый «искусству представления».

Основу системы составляют объективные закономерности сценического творчества, заложенные в органической природе артиста.

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта