Главная страница

Читательская грамотность. Кейсы. Кейсы по читательской грамотности. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия реализации государственной политики


Скачать 2.22 Mb.
НазваниеФедеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия реализации государственной политики
АнкорЧитательская грамотность. Кейсы
Дата06.02.2023
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКейсы по читательской грамотности.pdf
ТипДокументы
#922120
страница17 из 21
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
Цель
Описать методику формирования навыков читательской грамотности на основе умений интегрировать, интерпретировать информацию, осмысливать содержание текста и выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Задачи
1) проанализировать методическое затруднение;
2) выявить особенности художественного текста и приёмы понимания его;
3) определить приёмы включения заданий по читательской грамотности в контекст урока.
Способы решения
Для решения представленной методической проблемы важно вспомнить основные характеристики художественного произведения.
Текст как результат речевой деятельности автора представляет собой последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.
Отличие художественного произведения от текстов других стилей состоит в способе выражения передаваемой информации, свойственном лишь художественному произведению. Автор художественного текста использует для его создания, помимо естественного языка, особый, художественный язык, который имеет свои специфические средства выражения – изобразительно-выразительные средства. И автор художественного произведения, и читатель только в том случае вступают в коммуникацию по поводу данного художественного произведения, если они оба владеют языком художественной литературы, умеют им пользоваться. При этом автор главным образом использует средства художественного языка для фиксации своего жизненного опыта, а читатель – для раскодирования художественных средств с целью выделить смыслы, содержащиеся в данном тексте.

221
Для понимания любого текста важен личный опыт коммуникантов, т.к. именно связи между словесными знаками – носителями значений естественного языка и личным опытом коммуникантов определяют появление смыслов в речи. Если в опыте ребёнка нет переживаний или образов, связанных с той или иной описываемой ситуацией, то понять содержание произведения он не сможет.
Выделяем основные признаки понятия, на которые должны обратить внимание обучающиеся: тема текста, микротемы (подтемы) текста, сюжет, композиция, кульминация, идея текста (основная мысль).
Рассмотрим работу учителя и обучающихся на уроке.
Дотекстовый этап
Перед Вами рассказ Виктора Драгунского
16
«Друг детства»
Прочитайте название произведения, определите по названию, о чём пойдёт речь.
Перед чтением текста познакомьтесь со словами и выражениями, с которыми вы встретитесь в этом тексте.
Задание 1. Выберите верное утверждение. Заполните таблицу. Отметьте галочкой верный/неверный вариант.
Выражение
Значение
Верно Неверно
1. Сингапур город-государство
2. он сидел передо мной такой шоколадный цвета шоколада
3. картуз с блестящим козырьком мужской головной убор
4. стрела с резиновой нашлёпкой острая стрела
16
Виктор Юзефович Драгунский (1 декабря 1913 – 6 мая 1972) – русский советский писатель, автор повестей и рассказов

222
Текстовый этап
Прочитайте текст.
Виктор Драгунский
«Друг детства»
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься. То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звёзды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:
– Го-о-тов!
Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот
Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего- то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.
Когда я всё это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то!
А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу»
– такой продолговатый тяжёлый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на всё на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

223
Я сказал папе:
– Папа, купи мне грушу!
– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
Я рассмеялся:
– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую грушу!
– А тебе зачем? – сказал папа.
– Тренироваться, – сказал я. – Потому что я буду боксёром и буду всех побивать. Купи, а?
– Сколько же стоит такая груша? – поинтересовался папа.
– Пустяки какие-нибудь, – сказал я. – Рублей десять или пятьдесят.
– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.
И он оделся и пошёл на работу. А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:
– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колёс и на верёвочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлёпкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
Она бросила его мне на диван и сказала:
– Вот. Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой

224 толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Ещё лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!
И тут её позвали к телефону, и она вышла в коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый
– из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается...
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим
Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...
– Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
– Ты о чём, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.

225
Послетекстовый этап
Для построения нужного понятия зададим констатирующие вопросы к тексту.
Для этого попросим обучающихся подготовить вопросы (кто? что? как? где?):
О ком рассказывает автор?
Где происходили описываемые события?
О чём мечтал мальчик?
Как ответил папа на просьбу мальчика?
Что предложила мама?
Как отреагировал мальчик на предложение мамы?
Задание 2. Определите тему текста по заголовку. Выберите правильный ответ из списка.
1) маленький мальчик;
2) плюшевый Мишка;
3) семья мальчика.
Задание 3. Определите каждую микротему ивосстановите правильную последовательность частей текста.
Выберите правильный ответ.
1 – кем стать – решение мальчика стать самым сильным человеком во дворе – отказ папы купить мальчику боксёрскую грушу – предложение мамы – плюшевый
Мишка – воспоминания мальчика – отказ мальчика от идеи стать боксёром;
2 – кем стать – отказ папы купить мальчику боксёрскую грушу – решение мальчика стать самым сильным человеком во дворе – плюшевый Мишка – воспоминания мальчика – отказ мальчика от идеи стать боксёром – предложение мамы;
3 – предложение мамы – кем стать – отказ папы купить мальчику боксёрскую грушу – решение мальчика стать самым сильным человеком во дворе – плюшевый
Мишка – отказ мальчика от идеи стать боксёром – воспоминания мальчика.

226
Задание 4. Расположите данные отрывки из текста в том порядке, в котором описывались события. С чего начинается история, чем продолжается и как заканчивается?
1) А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал.
2) И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
3) Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете.
4) А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала.
5) И я так нагляделся на всё на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.
6) Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара.
Задание 5. Выберите из перечня правильный вариант ответа.
Почему мальчик не захотел тренировать силу удара на плюшевом Мишке?
1) игрушка была не такая упругая;
2) плюшевый Мишка был другом его детства;
3) плюшевый Мишка обе руки поднял вверх.
Задание на локализацию информации по месту.
Задание 6. Третий абзац содержит информацию о том,
1) что мальчик хотел стать астрономом;
2) что мальчик решил стать самым сильным человеком во дворе;
3) что мальчик попросил папу купить боксёрскую грушу.
Задание на локализацию информации по смыслу.
Задание 7. Докажите словами из текста, как папа отказал мальчику в покупке боксёрской груши.
__________________________________________________________________

227
Задание с развёрнутым ответом.
Задание 8. Почему мальчик, увидев по телевизору первенство по боксу, захотел стать боксёром?
__________________________________________________________________
Задание с множественным выбором ответа.
Задание 9. Выберите подходящие варианты.
Основная мысль текста заключается в том, что
1) нужно бережно относиться к своим друзьям
;
2) не надо грустить;
3) надо думать о себе;
4) нельзя пользоваться дружбой ради собственной выгоды
;
5) надо с детства задумываться о выборе профессии.
Задания на понимание коммуникативной направленности текста.
Задание 10. Понимание буквального смысла текста. Какие профессии привлекали мальчика? Отметьте правильный ответ:
1) астроном, капитан дальнего плавания, машинист метро, боксёр;
2) боксёр, сталевар, инженер, учитель;
3) машинист метро, врач, строитель, ювелир.
Задание 11. Сколько лет было мальчику?
__________________________________________________________________
Задание 12. Сосчитайте, сколько всего профессий привлекало мальчика.
Отметьте правильный ответ.
1) 7;
2) 5;
3) 8.

228
Задание 13. Определение изобразительно-выразительных средств и их роли в тексте.
Выражение
Роль в тексте
Верно Неверно
1. а то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции преувеличение позволяет автору показать огромную силу желания мальчика стать машинистом метро
2. такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая сравнение помогает автору показать трогательное отношение мальчика к игрушке
3. я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал преувеличение помогает автору показать силу любви мальчика к игрушке
4. милая мордочка этот эпитет вызывает гнев у читателей
Задание 14. Различение факта и мнения
Заполните таблицу. Определите, являются ли приведённые утверждения фактом или содержат мнение читателя по поводу факта. Отметьте «Факт» и
«Мнение» для каждого утверждения, поставьте плюс в нужной ячейке.
Утверждение
Факт
Мнение
1. В рассказе описаны воспоминания мальчика о друге детства
2. История, рассказанная автором, интересна детям
3. Я думаю, что надо беречь своих друзей
4. Мальчик не захотел быть боксером

229
Методический комментарий к заданиям:
рассмотрим спецификацию заданий по читательской грамотности.
Содержательная область оценки: чтение для личных целей
Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста
Контекст: личный
Тип текста: сплошной
Уровень сложности заданий: средний, сложный
Формат ответа: описан в каждом задании
Объект оценки: содержание текста
Задание «Составить констатирующие вопросы» предполагает обучение диалогу с текстом. Цель этого задания – научить обучающихся задавать вопросы
(кто? что? где?). Вопросы задаются по отношению к содержанию текста, главному герою: кто он, что делает и т.п. Для рассказов уместны вопросы: что произошло,
что было дальше и т.п.
Обучающимся предлагается самим сформулировать такие вопросы, но в случае затруднения учитель может предложить свои варианты.
Задание 1 – определение незнакомых слов и выражений, для выполнения этого задания необходимо пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; задание 2 предполагает выбор правильного ответа из списка; задание 3 нацелено на определение микротем текста; задание 4 позволяет построить сюжетную линию повествования; задание 5 помогает понять замысел автора; задания 6 и 7 тренируют умение использовать приемы выборочного чтения; задание 8 позволяет определить замысел автора; задание 9 помогает сформулировать основную мысль текста; задания
10–12 – на понимание коммуникативной направленности текста; задание 13 нацелено на поиск средств выразительности текста и определение их роли; задание 14 сложное, развивает способность различать факт и мнение.
Ключи к заданиям:
1.
1 – верно, 2 – верно, 3 – верно, 4 – неверно

230 2.
2 3.
1 4.
3–5–1–2–4–6 5.
2 6.
2 7.
– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши.
Ничего с тобой не случится.
8.
Мальчик решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.
9.
1, 4 10.
1 11.
6 лет
12.
1 13.
1 – верно, 2 – верно, 3 – верно, 4 – неверно
14.
1 – факт, 2 – мнение, 3 – мнение, 4 – факт
Ожидаемые результаты
В результате проделанной работы обучающиеся сформируют представление о художественном тексте, способах работы с ним; научатся определять тему и основную мысль текста, понимать замысел автора.
Работа с предложенным кейсом способствует достижению следующих
предметных результатов: понимание прочитанного художественного текста, формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); проведение смыслового анализа текста;

231 проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев.
Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися
универсальными учебными познавательными действиями:
базовыми логическими действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
базовыми исследовательскими действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.
Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися
универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.
Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися
универсальными учебными регулятивными действиями:

232
самоорганизация: составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.

233
Кейс № 17.
Работа с художественным текстом
Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»
Аннотация
Данный кейс предназначен для обучающихся 5 класса. В кейсе раскрываются особенности работы по формированию читательской грамотности на уроке литературы.
Методическая проблема
Как сочетать обучение литературе как виду искусства и формирование читательской грамотности.
Анализ методической проблемы
Литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в общеобразовательной организации составляет чтение, изучение художественных произведений русской и мировой литературы, знакомство с литературоведческими понятиями. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Задача литературного образования – формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; накопление опыта освоения литературных произведений; воспитание квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, умеющего воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

234
Развитие читательских умений на уроке литературы отвечает задачам формирования функциональной
(читательской) грамотности: выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения как между собой, так и с произведениями других видов искусства; ; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования закреплён системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающегося в учебную деятельность. Специфика этой работы, которую осуществляют обучающиеся на уроке литературы, заключается в совмещении и коммуникативной, и «квазилингвистической», и читательской деятельностей.
Учебной коммуникативной деятельностью принято называть деятельность участников диалога на уроке литературы с целью понять друг друга. В процессе такой деятельности обучающийся проявляет себя как говорящий, создает устные и письменные высказывания, грамотно оформляет свои мысли в речи, а в позиции слушающего – понимает услышанный или прочитанный текст.
«Квазилингвистической» деятельность обучающихся на уроке литературы называют потому, что она напоминает деятельность лингвиста, исследователя речи,
– изучение языковых особенностей текстов, выявление языковых текстообразующих средств, осмысление языковых особенностей высказываний разных авторов. Эта работа представляет собой анализ языковых средств и конструкций, использованных авторами для передачи того или иного смысла, обобщение полученных данных и формулирование выводов.
Под читательской деятельностью полагается целенаправленный мотивированный процесс понимания письменной речи автора как квазисобеседника, где понимание является универсальной операцией мышления, связанной с усвоением

235 нового содержания. В основе компетенций читательской грамотности лежат речемыслительные способности применять читательские умения в той или иной ситуации, требующей процесса чтения. Это, во-первых, способность находить и извлекать информацию; во-вторых, интегрировать и интерпретировать информацию; в-третьих, осмысливать и оценивать содержание и форму текста: содержание текста или его элементов относительно целей автора, форму текста, целесообразность использованных автором приёмов; понимать назначение структурной единицы текста; оценивать полноту, достоверность информации; обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; в-четвёртых, использовать информацию из текста для решения практических задач, формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста; предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте; выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Остановимся на тех общедидактических умениях, метапредметных навыках, без формирования которых невозможно осуществление обучающимися деятельности познания. Во-первых, это развитие у обучающихся навыка самостоятельного определения цели учебной деятельности. Целеполагание тесно связано со способностью обозначать, очерчивать предполагаемый результат труда, моделировать тот идеальный продукт, который необходимо получить в ходе работы.
Во-вторых, для того чтобы планы могли быть осуществлены на деле, необходимо научить обучающихся подыскивать нужные средства, способы и методы достижения результата. Иначе говоря, обучающимся необходимо понимать, исходя из каких условий, при помощи каких средств и как нужно действовать, чтобы достичь цели. В- третьих, если мы не научим обучающегося корректировать полученный результат согласно воображаемому идеальному продукту, мы не сможем его научить добиваться нужного результата. Описываемая работа требует активизации мышления обучающихся, вооружения их конкретными аналитическими моделями понимания

236 смысла исходного текста и способствует проявлению интереса к осуществлению познавательной деятельности на уроке.
Цель
Описать методику формирования навыков читательской грамотности на основе умений интегрировать, интерпретировать информацию, осмысливать содержание текста и выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Задачи
1) проанализировать методическое затруднение;
2) выявить особенности художественного текста и приёмы понимания его;
3) определить приёмы включения заданий по читательской грамотности в контекст урока.
Способы решения
Для решения представленной методической проблемы важно вспомнить основные характеристики художественного произведения.
Текст как результат речевой деятельности автора представляет собой последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.
Отличие художественного произведения от текстов других стилей состоит в способе выражения передаваемой информации, свойственном лишь художественному произведению. Автор художественного текста использует для его создания, помимо естественного языка, особый, художественный язык, который имеет свои специфические средства выражения – изобразительно-выразительные средства. И автор художественного произведения, и читатель только в том случае вступают в коммуникацию по поводу данного художественного произведения, если они оба владеют языком художественной литературы, умеют им пользоваться. При этом автор главным образом использует средства художественного языка для фиксации своего жизненного опыта, а читатель – для раскодирования художественных средств с целью выделить смыслы, содержащиеся в данном тексте.

237
Для понимания любого текста важен личный опыт коммуникантов, т.к. именно связи между словесными знаками – носителями значений естественного языка и личным опытом коммуникантов определяют появление смыслов в речи. Если в опыте ребёнка нет переживаний или образов, связанных с той или иной описываемой ситуацией, то понять содержание произведения он не сможет.
Выделяем основные признаки понятия, на которые должны обратить внимание обучающиеся: тема текста, микротемы (подтемы) текста, сюжет, композиция, кульминация, идея текста (основная мысль).
Рассмотрим работу учителя и обучающихся на уроке.
Дотекстовый этап
Перед Вами отрывок из сказки
Ханса Кристиана Андерсена
«Снежная королева».
Перед началом работы с этим кейсом предложим детям ответить на вопрос: что такое сказка?
Задание 1. Выберите правильный ответ из списка.
1) рассказ о фантастических героях;
2) рассказ о вымышленных событиях;
3) народно-поэтическое или авторское произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Задание 2. Задание с множественным выбором.Вспомните, какие бывают сказки. Выберите правильные ответы из списка.
1) волшебные;
2) о растениях;
3) бытовые;
4) о животных;
5) о чудовищах.

238
Сказки могут быть народными (фольклорными), которые представляют собой устное народное творчество, и литературными (авторскими) – прозаическое или стихотворное произведение о вымышленных событиях.
Задание 3. Установите соответствие между названием сказки и её автором: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
1
Ю. Олеша
Б
Дюймовочка
2
А.С. Пушкин
В
Конёк-Горбунок
3
Шарль Перро
Г
Красная шапочка
4
П. Ершов
Д
Царевна-лягушка
5
А. Волков
Е
Волшебник изумрудного города
6
Фольклорная сказка
Ж
Золотой ключик
7
Х. К. Андерсен
З
Три толстяка
8
А. Толстой
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
Задание 4. Вспомните, какие сказки Андерсена вы знаете, кто герои этих сказок. Выполните задание на соответствие: соедините сказку и героя.
Сказка
Сказочный герой
1. Дюймовочка
А
Элиза
2. Снежная королева
Б
Оловянный солдатик
3. Гадкий утенок
В
Крот
4. Огниво
Г
Герда
5. Дикие лебеди
Д
Лебедь

239
Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.
1
2
3
4
5
Задание 5. Перед Вами отрывок из сказки Ханса Кристиана Андерсена
«Снежная королева». Прочитайте название первой истории, определите по названию, о чём пойдёт речь. Выберите правильный ответ из списка.
1) история о Снежной королеве;
2) рассказ о зеркале;
3) рассказ о троллях.
Текстовый этап
Прочитайте текст.
Ханс Кристиан Андерсен
«Снежная королева»
История первая,
в которой говорится о зеркале и его осколках
Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил однажды тролль, злющий-презлющий, как сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось ещё хуже. Прекраснейшие пейзажи выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей – уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля – у него была своя школа – рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде.
– Теперь только, – говорили они, – можно увидеть мир и людей в их настоящем свете!

240
И вот они бегали с зеркалом повсюду. Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом.
Всё выше и выше летели они, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, несравненно больше вреда, чем само зеркало. Некоторые из них, величиной всего с песчинку, разлетаясь по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались.
Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одно лишь дурное, так как каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось прежде целое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда.
Были между этими осколками и большие – такие, что их можно было вставить в оконные рамы, но уж в эти окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были такие осколки, которые пошли на очки; только беда была, если люди надевали их для того, чтобы смотреть на вещи и судить о них вернее.
Злой тролль хохотал до колик в животе и наслаждался, словно его щекотали. А по свету летало ещё много осколков зеркала.
Послетекстовый этап
Задание 6. Познакомьтесь со словом, с которым вы встретились в этом тексте.
Выберите верное утверждение. Заполните таблицу. Отметьте галочкой верный/неверный вариант.
Выражение
Значение
Верно Неверно
Тролль в скандинавской мифологии сверхъестественное, волшебное существо злобное существо неопределенного пола в интернет-сообществе тролль – дьявол, злой дух, чёрт, сатана

241
Задание 7. Установите соответствия между вопросами и ответами из текста. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А
Как описан тролль в первой истории?
1
Он смастерил такое зеркало, в котором…
Б
Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели?
2
Раз он был в особенно хорошем расположении духа
В
В каком настроении создал тролль своё зеркало?
3
…зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное так и выпирало.
Прекраснейшие пейзажи выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей – уродами! Лица искажались так, что и не узнать
Г
Какими свойствами обладало зеркало, которое изобрёл злой тролль?
4
Жил-был тролль, злой-презлой; сущий дьявол
Д
Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или в сердце?
5
Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом.
Е
При каких обстоятельствах разбилось зеркало?
6
А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи только дурное.
Некоторым людям эти осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось, как кусок льда.

242
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
Задание 8. Выберите из перечня правильный вариант ответа.
Кто создал зеркало, в котором всё искажалось?
1) лапландка;
2) тролль;
3) Снежная королева.
Задание на локализацию информации по месту.
Задание 9. Выберите из перечня правильный вариант ответа.
Тролли – это…
1) враждебные людям существа
;
2) добрые волшебники
;
3) злые колдуны.
Задание 10. Выберите из перечня правильный вариант ответа.
Что происходило с теми людьми, которым осколок чудесного зеркала попадал в глаз?
1) они становились необыкновенно красивыми;
2) у них начинали болеть глаза и сердце;
3) они видели всё навыворот, одно лишь дурное.
Задание 11.
Выберите правильный ответ.
О каких троллях идёт речь в этом тексте?
1) злой дух, дьявол;
2) волшебник;
3) злобное существо в интернет-сообществе.

243
Пятиклашкам Маше и Игорю учительница дала задание подготовить доклад о троллях. Ребята нашли статью «Внимание: тролли!». Прочитайте эту статью и выполните задания.
«Внимание: тролли!»
Многие знают, что в социальных сетях сегодня часто можно встретить троллей.
Нет, речь не идёт об уродливых горных духах, пугавших жителей Скандинавии, хотя своё название этот тип людей получил именно за типичное поведение – провоцирование ссор и скандалов на форумах.
Итак, тролль – это человек, питающийся негативной энергией, получающий удовольствие за то, что сеет вокруг себя хаос и раздор. Опытные тролли могут поднимать вокруг своих сообщений бури эмоций, наслаждаясь полученным результатом. Надо признать, это довольно трусливые существа: на аватаре вы никогда не увидите их настоящего лица. Чаще всего они прячутся за фотографиями знаменитостей, изображениями персонажей комиксов или мультфильмов. Видимо, понимают, что ведут себя неправильно. А под чужой личиной они могут хамить, оскорблять, обманывать и клеветать. Такое поведение есть не что иное, как низость и подлость.
Пользуясь анонимностью, а значит, и безнаказанностью, тролли творят свои чёрные дела, то есть занимаются троллингом: мешают обсуждению важных вопросов, дают вредные советы, распространяют дезинформацию, подрывают чувство доверия между людьми. Учёный-филолог В. В. Химик считает, что троллинг – это хамство в
Интернете и, соответственно, тролль – хам в Интернете.
Итак, если вы повстречали тролля, не поддавайтесь на его провокации, не кормите его! Запомните главное правило: с троллем бесполезно спорить, его нужно игнорировать. Оставайтесь вежливым и выдержанным. Если сочтёте нужным, используйте иронию: «Спасибо, что поделились своим бесценным мнением» – и прервите общение. Лучше покинуть раздражающий вас разговор, чем вступать в бессмысленный спор с плохим человеком. Не забывайте и про чёрный список и настройки, ограничивающие посторонним доступ к вашим страницам в социальных

244 сетях. (Г. Андреев)
17
Задание 12. В чём особенность хамства в Интернете? Выпишите из текста одно предложение, в котором содержится ответ на этот вопрос.
_________________________________________________________________
Методический комментарий к заданиям:
рассмотрим спецификацию заданий по читательской грамотности.
Содержательная область оценки: чтение для личных целей
Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста
Контекст: личный
Тип текста: сплошной
Уровень сложности заданий: средний, сложный
Формат ответа: описан в каждом задании
Объект оценки: содержание текста
Задание «Составить констатирующие вопросы» предполагает обучение диалогу с текстом. Цель этого задания – научить обучающихся задавать вопросы
(кто? что? где?). Вопросы задаются по отношению к содержанию текста, главному герою: кто он, что делает и т.п. Для рассказов уместны вопросы: что произошло,
что было дальше и т.п.
Обучающимся предлагается самим сформулировать такие вопросы, но в случае затруднения учитель может предложить свои варианты.
Задания 1–3 знакомят читателей со сказкой, ее жанровыми особенностями и разновидностями. Задание 4 – о сказках Андерсена. Задание 5 – на определение темы текста, оно предполагает выбор правильного ответа из списка. Задание 6 – на определение незнакомых слов и выражений, для выполнения этого задания
17
Текст взят из учебника
:
Русский родной язык. 9 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.
М. Александрова и др. — М. : Просвещение, 2018. — 86 с.

245 необходимо пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Задание 7 - на установление соответствия между вопросами и отрывками из текста, его выполнение требует умений выборочного чтения. Задания 8–10 предполагают выбор правильного ответа из списка.
Ключи к заданиям:
1. 3 2. 1, 3, 4 3.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
2 7
4 3
6 5
8 1
4.
1
2
3
4
5
В
Г
Д
Б
А
5. 2 6. 1 – неверно, 2 – неверно, 3 – верно
7.
А
Б
В
Г
Д
Е
4 1
2 3
6 5
8. 2 9. 3 10. 3 11. 3 12. Пользуясь анонимностью, а значит, и безнаказанностью, тролли творят свои чёрные дела, то есть занимаются троллингом: мешают обсуждению важных вопросов, дают вредные советы, распространяют дезинформацию, подрывают чувство доверия между людьми.
Ожидаемые результаты
В результате проделанной работы обучающиеся сформируют представление о художественном тексте, способах работы с ним; научатся определять тему и основную мысль текста, понимать замысел автора.

246
Работа с предложенным кейсом способствует достижению следующих
предметных результатов: понимание прочитанного художественного текста, формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); проведение смыслового анализа текста; проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев.
Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися
универсальными учебными познавательными действиями:
базовыми логическими действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
базовыми исследовательскими действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.
Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися
универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

247
совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.
Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися
универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.

248
Кейс № 18. Работа с художественным текстом
Д. Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
Аннотация
Данный кейс предназначен для обучающихся 5 класса. В кейсе раскрываются особенности работы по формированию читательской грамотности на уроке литературы.
Методическая проблема
Как сочетать обучение литературе как виду искусства и формирование читательской грамотности?
Анализ методической проблемы
Литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в общеобразовательной организации составляет чтение, изучение художественных произведений русской и мировой литературы, знакомство с литературоведческими понятиями. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Задача литературного образования – формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; накопление опыта освоения литературных произведений; воспитание квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, умеющего воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

249
Развитие читательских умений на уроке литературы отвечает задачам формирования функциональной
(читательской) грамотности: выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения как между собой, так и с произведениями других видов искусства; ; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования закреплён системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающегося в учебную деятельность. Специфика этой работы, которую осуществляют обучающиеся на уроке литературы, заключается в совмещении и коммуникативной, и «квазилингвистической», и читательской деятельностей.
Учебной коммуникативной деятельностью принято называть деятельность участников диалога на уроке литературы с целью понять друг друга. В процессе такой деятельности обучающийся проявляет себя как говорящий, создает устные и письменные высказывания, грамотно оформляет свои мысли в речи, а в позиции слушающего – понимает услышанный или прочитанный текст.
«Квазилингвистической» деятельность обучающихся на уроке литературы называют потому, что она напоминает деятельность лингвиста, исследователя речи,
– изучение языковых особенностей текстов, выявление языковых текстообразующих средств, осмысление языковых особенностей высказываний разных авторов. Эта работа представляет собой анализ языковых средств и конструкций, использованных авторами для передачи того или иного смысла, обобщение полученных данных и формулирование выводов.
Под читательской деятельностью полагается целенаправленный мотивированный процесс понимания письменной речи автора как квазисобеседника, где понимание является универсальной операцией мышления, связанной с усвоением

250 нового содержания. В основе компетенций читательской грамотности лежат речемыслительные способности применять читательские умения в той или иной ситуации, требующей процесса чтения. Это, во-первых, способность находить и извлекать информацию; во-вторых, интегрировать и интерпретировать информацию; в-третьих, осмысливать и оценивать содержание и форму текста: содержание текста или его элементов относительно целей автора, форму текста, целесообразность использованных автором приёмов; понимать назначение структурной единицы текста; оценивать полноту, достоверность информации; обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; в-четвёртых, использовать информацию из текста для решения практических задач, формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста; предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте; выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Остановимся на тех общедидактических умениях, метапредметных навыках, без формирования которых невозможно осуществление обучающимися деятельности познания. Во-первых, это развитие у обучающихся навыка самостоятельного определения цели учебной деятельности. Целеполагание тесно связано со способностью обозначать, очерчивать предполагаемый результат труда, моделировать тот идеальный продукт, который необходимо получить в ходе работы.
Во-вторых, для того чтобы планы могли быть осуществлены на деле, необходимо научить обучающихся подыскивать нужные средства, способы и методы достижения результата. Иначе говоря, обучающимся необходимо понимать, исходя из каких условий, при помощи каких средств и как нужно действовать, чтобы достичь цели.
В-третьих, если мы не научим обучающегося корректировать полученный результат согласно воображаемому идеальному продукту, мы не сможем его научить добиваться нужного результата. Описываемая работа требует активизации мышления обучающихся, вооружения их конкретными аналитическими моделями понимания

251 смысла исходного текста и способствует проявлению интереса к осуществлению познавательной деятельности на уроке.
Цель
Описать методику формирования навыков читательской грамотности на основе умений интегрировать, интерпретировать информацию, осмысливать содержание текста и выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Задачи
1) проанализировать методическое затруднение;
2) выявить особенности художественного текста и приёмы его понимания;
3) определить приёмы включения заданий по читательской грамотности в контекст урока.
Способы решения
Для решения представленной методической проблемы важно вспомнить основные характеристики художественного произведения.
Текст как результат речевой деятельности автора представляет собой последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершённость.
Отличие художественного произведения от текстов других стилей состоит в способе выражения передаваемой информации, свойственном лишь художественному произведению. Автор художественного текста использует для его создания, помимо естественного языка, особый, художественный язык, который имеет свои специфические средства выражения – изобразительно-выразительные средства. И автор художественного произведения, и читатель только в том случае вступают в коммуникацию по поводу данного художественного произведения, если они оба владеют языком художественной литературы, умеют им пользоваться. При этом автор главным образом использует средства художественного языка для фиксации своего жизненного опыта, а читатель – для раскодирования художественных средств с целью выделить смыслы, содержащиеся в данном тексте.

252
Для понимания любого текста важен личный опыт коммуникантов, т.к. именно связи между словесными знаками – носителями значений естественного языка и личным опытом коммуникантов определяют появление смыслов в речи. Если в опыте ребёнка нет переживаний или образов, связанных с той или иной описываемой ситуацией, то понять содержание произведения он не сможет.
Выделяем основные признаки понятия, на которые должны обратить внимание обучающиеся: тема текста, микротемы (подтемы) текста, сюжет, композиция, кульминация, идея текста (основная мысль).
Рассмотрим работу учителя и обучающихся на уроке.
Дотекстовый этап
Перед Вами отрывок из повести Джон РональдРуэлТолкин
18
«Хоббит, или
Туда и обратно» (отрывок первой главы).
Прочитайте название произведения, определите по названию, о чём пойдёт речь.
Перед чтением текста познакомьтесь со словами и выражениями, с которыми вы встретитесь в этом тексте.
Задание 1. Выберите верное утверждение. Заполните таблицу. Отметьте галочкой верный/неверный вариант.
Выражение
Значение
Верно Неверно
1. хоббиты реальный народ, проживающий в густонаселённых районах, преимущественно городских
2. снискать потерять уважение
18
Джон Рональд Руэл Толкин (3 января 1892 – 2 сентября 1973) английский писатель и поэт, переводчик, лингвист, филолог.

253
Выражение
Значение
Верно Неверно
3. чем-нибудь подкрепиться лёгкий прием пищи между завтраком, обедом или ужином
4. старожилы те, кто давно проживает в какой-либо местности
Текстовый этап
Прочитайте текст.
Джон Рональд Руэл Толкин
«Хоббит, или Туда и обратно»
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


написать администратору сайта