Читательская грамотность. Кейсы. Кейсы по читательской грамотности. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия реализации государственной политики
Скачать 2.22 Mb.
|
Текстовый этап Прочитайте текст. А.П. Чехов 14 «Хирургия» Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние. В приёмную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладёт её перед фельдшером. – А-а-а… моё вам! – зевает фельдшер. – С чем пожаловали? – С воскресным днём вас, Сергей Кузьмич… К вашей милости… Истинно и правдиво в Псалтыри сказано, извините: «Питие мое с плачем растворях». Сел намедни со старухой чай пить и – ни Боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись да помирай… Хлебнёшь чуточку – и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону… Так и ломит, так и ломит! В ухо отдаёт, извините, словно в нём гвоздик или другой какой предмет, так и стреляет, так и стреляет! Согрешихом и беззаконновахом… Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих… За грехи, Сергей Кузьмич, за грехи! Отец иерей после литургии упрекает: «Косноязычен ты, Ефим, и гугнив стал. Поёшь, и ничего у тебя не разберешь». А какое, судите, тут пение, ежели рта раскрыть нельзя, всё распухши, извините, и ночь не спавши… – М-да… Садитесь… Раскройте рот! Вонмигласов садится и раскрывает рот. 14 Антон Павлович Чехов ( 17 (29) января 1860 года – 2 (15) июля 1904 года) – русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач. 179 Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом. – Отец диакон велели водку с хреном прикладывать – не помогло. Гликерия Анисимовна, дай Бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели тёплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: Бога боюсь, пост… – Предрассудок… (Пауза.) Вырвать его нужно, Ефим Михеич! – Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать, как оно есть, что вырвать, а что каплями или прочим чем… На то вы, благодетели, и поставлены, дай Бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни… – Пустяки… – скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. – Хирургия – пустяки… Тут во всём привычка, твёрдость руки… Раз плюнуть… Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский… Тоже с зубом… Человек образованный, обо всём расспрашивает, во всё входит, как и что. Руку пожимает, по имени и отчеству… В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал… Долго мы с ним тут… Христом Богом молит: вырвите вы мне его, Сергей Кузьмич! Отчего же не вырвать? Вырвать можно. Только тут понимать надо, без понятия нельзя… Зубы разные бывают. Один рвёшь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом… Кому как. Фельдшер берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы. – Ну-с, раскройте рот пошире… – говорит он, подходя с щипцами к дьячку. – Сейчас мы его… тово… Раз плюнуть… Десну подрезать только… тракцию сделать по вертикальной оси… и всё (подрезывает десну)… и всё… – Благодетели вы наши… Нам, дуракам, и невдомек, а вас Господь просветил… – Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки… Этот – раз плюнуть… (Накладывает щипцы.) Постойте, не дергайтесь… Сидите неподвижно… В мгновение ока… (Делает тракцию.) Главное, чтоб поглубже взять (тянет)… чтоб коронка не сломалась… 180 – Отцы наши… Мать Пресвятая… Ввв… – Не того… не того… как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (Тянет.) Сейчас… Вот, вот… Дело-то ведь нелёгкое… – Отцы… радетели… (Кричит.) Ангелы! Ого-го… Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь? – Дело-то ведь… хирургия… Сразу нельзя… Вот, вот… Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит… На багровом лице его выступает пот, на глазах слезы. Курятин сопит, топчется перед дьячком и тянет… Проходят мучительнейшие пол минуты – и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте. – Тянул! – говорит он плачущим и в то же время насмешливым голосом. – Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света Божьего не вижу… – А ты зачем руками хватаешь? – сердится фельдшер. – Я тяну, а ты мне под руку толкаешь и разные глупые слова… Дура! – Сам ты дура! – Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! (Дразнит.) «Не умеешь, не умеешь!» Скажи, какой указчик нашелся! Ишь ты… Господину Египетскому, Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов… Человек почище тебя, а не хватал руками… Садись! Садись, тебе говорю! – Света не вижу… Дай дух перевести… Ох! (Садится.) Не тяни только долго, а дёргай. Ты не тяни, а дёргай… Сразу! – Учи ученого! Экий, Господи, народ необразованный! Живи вот с этакими… очумеешь! Раскрой рот… (Накладывает щипцы.) Хирургия, брат, не шутка… Это не на клиросе читать… (Делает тракцию.) Не дёргайся… Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил… (Тянет.) Не шевелись… Так… так… Не шевелись… Ну, ну… (Слышен хрустящий звук.) Так и знал! 181 Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлён… Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот. – Было б мне козьей ножкой… – бормочет фельдшер. – Этакая оказия! Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа. – Пар-ршивый чёрт… – выговаривает он. – Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель! – Поругайся мне ещё тут… – бормочет фельдшер, кладя в шкап щипцы. – Невежи… Мало тебя в бурсе берёзой потчевали… Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь! Дьячок берёт со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси… Послетекстовый этап Для построения нужного понятия зададим констатирующие вопросы к первому тексту. Для этого попросим обучающихся подготовить вопросы (кто? что? как? где?): О ком рассказывает автор? Как звали дьячка и фельдшера? Что случилось с дьячком? Где происходят описываемые события? Как лечил фельдшер дьячка? Задание 2. Определите тему текста по заголовку. Выберите правильный ответ из списка. 1) рассказ о фельдшере; 2) рассказ о дьячке; 3) неудачная операция. 182 Задание 3. Определите каждую микротему ивосстановите правильную последовательность частей текста. Выберите правильный ответ. 1– фельдшер принимает решение вырвать больной зуб – дьячок обращается к фельдшеру с больным зубом – больных принимает фельдшер – неудачные попытки вырвать зуб – пациент с болью покидает кабинет; 2 – неудачные попытки вырвать зуб – больных принимает фельдшер – пациент с болью покидает кабинет – фельдшер принимает решение вырвать больной зуб – дьячок обращается к фельдшеру с больным зубом; 3 – больных принимает фельдшер – дьячок обращается к фельдшеру с больным зубом – фельдшер принимает решение вырвать больной зуб – неудачные попытки вырвать зуб – пациент с болью покидает кабинет. Задание 4. Расположите данные отрывки из текста в том порядке, в котором описывались события. С чего начинается эта история, чем продолжается и как заканчивается? 1) а кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону… Так и ломит, так и ломит 2) Вонмигласов садится и раскрывает рот 3) земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин 4) Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен… Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот 5) фельдшер берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы 6) в приёмную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом 7) проходят мучительнейшие полминуты – и щипцы срываются с зуба 8) дьячок берёт со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси 183 Задание 5. Выберите из перечня правильный вариант ответа. Почему больных принимает фельдшер, а не врач? 1) в больнице не было врача вообще; 2) врач уехал жениться; 3) фельдшер самостоятельно умел лечить. Задание на локализацию информации по месту. Задание 6. Второй абзац содержит информацию о том, 1) как выглядит дьячок; 2) что привело дьячка к фельдшеру; 3) что фельдшер был в кабинете. Задание на локализацию информации по смыслу. Задание 7. Докажите словами из текста, что фельдшер определил больной зуб. __________________________________________________________________ Задание с развёрнутым ответом. Задание 8. Почему фельдшеру не удалось вырвать больной зуб полностью? __________________________________________________________________ Задание с множественным выбором ответа. Задание 9. Выберите подходящие варианты. Основная мысль текста заключается в том, что надо 1) соблюдать правила поведения в обществе; 2) врачу быть ответственным, высокопрофессиональным человеком в своём деле; 3) владеть культурой общения врача и пациента; 4) ходить к врачам; 5) укреплять здоровье. 184 Задания на понимание коммуникативной направленности текста. Задание 10. Понимание буквального смысла текста. Как звали фельдшера? Отметьте правильный ответ: 1) Ефим Михеевич; 2) Сергей Кузьмич; 3) Александр Иванович. Задание 11. Сколько зубов болело у дьячка? __________________________________________________________________ Задание 12. Сосчитайте, сколько попыток было у фельдшера вырвать зуб. Отметьте правильный ответ. 1) 1; 2) 3; 3) 2. Задание 13. Определение изобразительно-выразительных средств и их роли в тексте. Выражение Роль в тексте Верно Неверно 1. раз плюнуть устойчивое выражение автор употребляет для того, чтобы показать грозный характер персонажа 2. отцы родные эпитет помогает автору показать, что дьячок с 185 Выражение Роль в тексте Верно Неверно уважением относится к врачам 3. на носу бородавка, похожая издали на большую муху сравнение, чтобы показать величину бородавки 4. в ухо отдает, извините, словно в нём гвоздик или другой какой предмет, так и стреляет, так и стреляет это сравнение вызывает смех у читателей Задание 14. Различение факта и мнения. Заполните таблицу. Определите, являются ли приведённые утверждения фактом или содержат мнение читателя по поводу факта. Отметьте «Факт» и «Мнение» для каждого утверждения, поставьте плюс в нужной ячейке. Утверждение Факт Мнение 1. В рассказе описан случай, как фельдшер пытался вырвать больной зуб. 2. История, рассказанная автором, показывает ненадлежащее исполнение фельдшером своих обязанностей. 3. Я думаю, что врач, уехавший жениться, поступил безответственно. 4. Фельдшер не смог удалить зуб полностью. Методический комментарий к заданиям: рассмотрим спецификацию заданий по читательской грамотности. Содержательная область оценки: чтение для личных целей Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста 186 Контекст: личный Тип текста: сплошной Уровень сложности заданий: средний, сложный Формат ответа: описан в каждом задании Объект оценки: содержание текста Задание «Составить констатирующие вопросы» предполагает обучение диалогу с текстом. Цель этого задания – научить обучающихся задавать вопросы (кто? что? где?). Вопросы задаются по отношению к содержанию текста, главному герою: кто он, что делает и т.п. Для рассказов уместны вопросы: что произошло, что было дальше и т.п. Обучающимся предлагается самим сформулировать такие вопросы, но в случае затруднения учитель может предложить свои варианты. Задание 1 – определение незнакомых слов и выражений, для выполнения этого задания необходимо пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; задание 2 – определение темы текста – предполагает выбор правильного ответа из списка; задание 3 нацелено на определение микротем текста; задание 4 позволяет построить сюжетную линию повествования; задание 5 помогает понять замысел автора; задания 6 и 7 тренируют умение использовать приемы выборочного чтения; задание 8 позволяет определить замысел автора; задание 9 помогает сформулировать основную мысль текста; задания 10–12 – на понимание коммуникативной направленности текста; задание 13 нацелено на поиск средств выразительности текста и определение их роли; задание 14 сложное, развивает способность различать факт и мнение. Ключи к заданиям: 1. 1 – верно, 2 – верно, 3 – неверно, 4 – неверно 2. 3 3. 3 4. 3–6–1–2–5–7–4–8 5. 2 187 6. 1 7. Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом. 8. Фельдшер не потрудился освоить необходимые навыки и знания и вполне доволен своим непрофессионализмом, надеясь «на авось». 9. 2, 3 10. 2 11. один 12. 3 13. 1 – неверно, 2 –верно, 3 –верно, 4 – неверно 14. 1 – факт, 2 – мнение, 3 – мнение, 4 – факт Ожидаемые результаты В результате проделанной работы обучающиеся сформируют представление о художественном тексте, способах работы с ним; научатся определять тему и основную мысль текста, понимать замысел автора. Работа с предложенным кейсом способствует достижению следующих предметных результатов: понимание прочитанного художественного текста, формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); проведение смыслового анализа текста; проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев. Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными познавательными действиями: базовыми логическими действиями: 188 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев); базовыми исследовательскими действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. 189 Кейс № 14. Работа с художественным текстом К.Г. Паустовский «Барсучий нос» Аннотация Данный кейс предназначен для обучающихся 5 класса. В кейсе раскрываются особенности работы по формированию читательской грамотности на уроке литературы. Методическая проблема Как сочетать обучение литературе как виду искусства и формирование читательской грамотности? Анализ методической проблемы Литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования в общеобразовательной организации составляет чтение, изучение художественных произведений русской и мировой литературы, знакомство с литературоведческими понятиями. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их литературного развития, жизненного и читательского опыта. Задача литературного образования – формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; накопление опыта освоения литературных произведений; воспитание квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, умеющего воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. 190 Развитие читательских умений на уроке литературы отвечает задачам формирования функциональной (читательской) грамотности: выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения как между собой, так и с произведениями других видов искусства; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования закреплён системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающегося в учебную деятельность. Специфика этой работы, которую осуществляют обучающиеся на уроке литературы, заключается в совмещении и коммуникативной, и «квазилингвистической», и читательской деятельностей. Учебной коммуникативной деятельностью принято называть деятельность участников диалога на уроке литературы с целью понять друг друга. В процессе такой деятельности обучающийся проявляет себя как говорящий, создает устные и письменные высказывания, грамотно оформляет свои мысли в речи, а в позиции слушающего – понимает услышанный или прочитанный текст. «Квазилингвистической» деятельность обучающихся на уроке литературы называют потому, что она напоминает деятельность лингвиста, исследователя речи, – изучение языковых особенностей текстов, выявление языковых текстообразующих средств, осмысление языковых особенностей высказываний разных авторов. Эта работа представляет собой анализ языковых средств и конструкций, использованных авторами для передачи того или иного смысла, обобщение полученных данных и формулирование выводов. Под читательской деятельностью полагается целенаправленный мотивированный процесс понимания письменной речи автора как квазисобеседника, где понимание является универсальной операцией мышления, связанной с усвоением 191 нового содержания. В основе компетенций читательской грамотности лежат речемыслительные способности применять читательские умения в той или иной ситуации, требующей процесса чтения. Это, во-первых, способность находить и извлекать информацию; во-вторых, интегрировать и интерпретировать информацию; в-третьих, осмысливать и оценивать содержание и форму текста: содержание текста или его элементов относительно целей автора, форму текста, целесообразность использованных автором приёмов; понимать назначение структурной единицы текста; оценивать полноту, достоверность информации; обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; в-четвёртых, использовать информацию из текста для решения практических задач, формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста; предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте; выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Остановимся на тех общедидактических умениях, метапредметных навыках, без формирования которых невозможно осуществление обучающимися деятельности познания. Во-первых, это развитие у обучающихся навыка самостоятельного определения цели учебной деятельности. Целеполагание тесно связано со способностью обозначать, очерчивать предполагаемый результат труда, моделировать тот идеальный продукт, который необходимо получить в ходе работы. Во-вторых, для того чтобы планы могли быть осуществлены на деле, необходимо научить обучающихся подыскивать нужные средства, способы и методы достижения результата. Иначе говоря, обучающимся необходимо понимать, исходя из каких условий, при помощи каких средств и как нужно действовать, чтобы достичь цели. В- третьих, если мы не научим обучающегося корректировать полученный результат согласно воображаемому идеальному продукту, мы не сможем его научить добиваться нужного результата. Описываемая работа требует активизации мышления обучающихся, вооружения их конкретными аналитическими моделями понимания |