Читательская грамотность. Кейсы. Кейсы по читательской грамотности. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия реализации государственной политики
Скачать 2.22 Mb.
|
Кейс № 11. Виды предложений по цели высказывания Виды предложений по эмоциональной окраске (повторение пройденного) Аннотация Данный кейс предназначен для обобщения и повторения известной обучающимся информации о предложении, видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Методическая проблема Соединение в рамках урока заданий по читательской грамотности и изучения (повторения) грамматического материала. Анализ методической проблемы Современный урок русского языка строится на компетентностной основе и включает в себя формирование не только языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, но и развитие у обучающихся способностей находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать её, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, а также использовать информацию из текста для решения практических задач. Работа с текстом – основная форма заданий не только на уроке русского языка, овладение компетенциями читательской грамотности необходимо каждому обучающемуся для успешного освоения учебного материала. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования закреплён системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающегося в учебную деятельность. Специфика этой работы, которую осуществляют обучающиеся на уроке русского языка, заключается в совмещении и коммуникативной, и «квазилингвистической», и читательской деятельности. Учебной коммуникативной деятельностью принято называть деятельность участников диалога на уроке русского языка с целью понять друг друга. В процессе такой деятельности обучающийся проявляет себя как говорящий, создает устные и письменные высказывания, грамотно оформляет свои мысли в речи, а в позиции слушающего – понимает услышанный или прочитанный текст. 143 «Квазилингвистической» деятельность обучающихся на уроке русского языка называют потому, что она напоминает деятельность лингвиста, исследователя речи, – изучение языковых особенностей текстов, выявление языковых текстообразующих средств, осмысление языковых особенностей высказываний разных авторов. Эта работа представляет собой анализ языковых средств и конструкций, использованных авторами для передачи того или иного смысла, обобщение полученных данных и формулирование выводов. Под читательской деятельностью полагается целенаправленный мотивированный процесс понимания письменной речи автора как квазисобеседника, где понимание является универсальной операцией мышления, связанной с усвоением нового содержания. В основе компетенций читательской грамотности лежат речемыслительные способности применять читательские умения в той или иной ситуации, требующей процесса чтения. Это, во-первых, способность находить и извлекать информацию; во-вторых, интегрировать и интерпретировать информацию; в-третьих, осмысливать и оценивать содержание и форму текста: содержание текста или его элементов относительно целей автора, форму текста, целесообразность использованных автором приёмов; понимать назначение структурной единицы текста; оценивать полноту, достоверность информации; обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; в-четвёртых, использовать информацию из текста для решения практических задач, формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста; предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте; выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Остановимся на тех общедидактических умениях, метапредметных навыках, без формирования которых невозможно осуществление обучающимися деятельности познания. Во-первых, это развитие у обучающихся навыка самостоятельного определения цели учебной деятельности. Целеполагание тесно связано со 144 способностью обозначать, очерчивать предполагаемый результат труда, моделировать тот идеальный продукт, который необходимо получить в ходе работы. Во-вторых, для того чтобы планы могли быть осуществлены на деле, необходимо научить обучающихся подыскивать нужные средства, способы и методы достижения результата. Иначе говоря, обучающимся необходимо понимать, исходя из каких условий, при помощи каких средств и как нужно действовать, чтобы достичь цели. В- третьих, если мы не научим обучающегося корректировать полученный результат согласно воображаемому идеальному продукту, мы не сможем его научить добиваться нужного результата. Описываемая работа требует активизации мышления обучающихся, вооружения их конкретными аналитическими моделями понимания смысла исходного текста и способствует проявлению интереса к осуществлению познавательной деятельности на уроке. Цель Описать методику обобщающего повторения синтаксических знаний на основе умений интегрировать, интерпретировать информацию, осмысливать содержание текста и формулировать гипотезу. Задачи 1) проанализировать методическое затруднение; 2) выявить типологию предложений по цели высказывания; 3) соотнести знаки препинания в конце предложения с типом предложения по цели высказывания; 4) определить приёмы включения заданий по читательской грамотности в контекст урока. Способы решения Для решения представленной методической проблемы важно вспомнить основные характеристики синтаксических понятий, которые необходимо освоить обучающимся. Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения и способы сочетания слов внутри предложения. 145 Предложение как основная синтаксическая единица языка представляет собой слово или группу слов, связанных по смыслу и грамматически и выражающих относительно законченную мысль. Цель высказывания – это цель, с которой произносится или пишется предложение. Целью высказывания может быть сообщение, вопрос или просьба (приказ, побуждение к действию, совет). По цели высказывания выделяют повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Повествовательные предложения – это предложения, в которых что-то сообщается, повествуется о каком-то событии. Повествовательные предложения произносятся с повышением голоса на одном из членов предложения и понижением его к концу предложения. Такая интонация называется повествовательной. В конце повествовательного предложения обычно ставится точка. Побудительное предложение – это предложение, которое содержит повеление, просьбу или запрет. В конце побудительного предложения обычно ставится точка. Такие предложения произносятся с побудительной интонацией , повышением голоса, напряжённо. Вопросительные предложения – это предложения, которые содержат вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Такое предложение может содержать вопросительные слова. Иногда вопрос выражается с помощью вопросительных частиц ли, ль, разве и др. Вопрос может выражаться только вопросительной интонацией, в этом случае вопросительных слов и частиц предложение содержать не будет. Повышение голоса будет падать на главное по смыслу слово в предложении. Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией – повышение тона голоса на слове, с которым связан смысл вопроса, и к концу предложения. По эмоциональной окраске (интонации) предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. Восклицательное предложение – это предложение, в котором высказываемая мысль сопровождается сильным чувством (удивлением, восторгом, восхищением, радостью и т. п.). Восклицательное 146 предложение произносится с особой восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак. Восклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения: Невосклицательное предложение – это предложение, произносимое спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций (чувств). На конце невосклицательных предложений ставится точка. Рассмотрим работу учителя и обучающихся на уроке. Дотекстовый этап Актуализация синтаксических знаний Задание 1. Установите соответствия. Вид предложения по цели высказывания Значение соответствующего предложения 1. повествовательное А. содержит вопрос 2. побудительное Б. содержит сообщение, информацию 3. вопросительное В. содержит побуждение к действию Задание 2. Прочитайте название текста. Подумайте, о чём будет текст, с которым нам предстоит познакомиться. Текстовый этап Прочитайте предложенный текст. Ответьте на вопросы и выполните задания после текста. Константин Паустовский «Старый повар» В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален 147 гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять. Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов. Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство Марии. Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом. Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал: – Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть. – Что же делать? – испуганно спросила Мария. – Выйди на улицу, – сказал старик, – и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет. – Наша улица такая пустынная… – прошептала Мария, накинула платок и вышла. Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя. Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил: – Кто здесь? Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца. 148 – Хорошо, – сказал человек спокойно. – Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте. Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой – огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо. Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему. – Говорите! – сказал он. – Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души. – Я работал всю жизнь, пока не ослеп, – прошептал старик. – А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой – и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола. – А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? – спросил незнакомец. – Клянусь, сударь, никто, – ответил старик и заплакал. – Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть! – Как вас зовут? – спросил незнакомец. – Иоганн Мейер, сударь. – Так вот, Иоганн Мейер, – сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, – вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. – Аминь! – прошептал старик. – Аминь! – повторил незнакомец. – А теперь скажите мне вашу последнюю волю. – Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии. 149 – Я сделаю это. А еще чего вы хотите? Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: – Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку. – Хорошо, – сказал незнакомец и встал. – Хорошо, – повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо! – громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков. – Слушайте, – сказал незнакомец. – Слушайте и смотрите. Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи. Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами. – Я вижу, сударь! – сказал старик и приподнялся на кровати. – Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, – повторил он, прислушиваясь к журчанию струн. Незнакомец играл, глядя в чёрное окно. – А теперь, – спросил он, – вы видите что-нибудь? Старик молчал, прислушиваясь. – Неужели вы не видите, – быстро сказал незнакомец, не переставая играть, – что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По- моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё 150 поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной. – Я вижу всё это! – крикнул старик. Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов. – Нет, сударь, – сказала Мария незнакомцу, – эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь. – Да, – ответил незнакомец, – это яблони, но у них очень крупные лепестки. – Открой окно, Мария, – попросил старик. Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно. Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь: – Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя! – Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, – ответил незнакомец. Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом. Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега. Послетекстовый этап Задание 3. Ответьте на вопросы: 1. Кто жил на окраине Вены? 2. Как звали дочь старого повара? 3.Что составляло главное богатство дома старого повара? 151 4.Что заставило дочь повара искать посреди пустынной улицы прохожего? 5. Как прохожий отнесся к тайне старого повара? 6. Как звали этого случайного прохожего? Задание 4. Какие проблемы поднимает автор? Соотнесите заявленную проблему и позицию автора. № Проблема Авторская позиция 1. Бывают ли случаи, когда проступок можно оправдать? А Человек может совершить ошибки на своем жизненном пути, очень важно понять, что за ошибка совершена, раскаяться, получить прощение, чтобы с открытым лицом идти по жизни дальше. 2. Любовь как жертвенное и созидающее чувство. Б Настоящее искусство способно открыть перед человеком смысл жизни и дать возможность заглянуть в самого себя. Настоящее искусство способно творить мир внутри нас. 3. В чем волшебная сила настоящего искусства? В Любовь может стать источником жизненных сил, ради любви люди могут совершить невозможное. 4. В чем сила прощения и искреннего раскаяния? Г Проступок можно оправдать, если необходимо было спасти человека, невиновный человек при этом не пострадал и совершивший проступок искренне раскаивается в содеянном. Задание с открытым ответом. Задание 5. Выпишите из первого абзаца предложение, которое соответствует следующим признакам: повествовательное, невосклицательное, простое, 152 двусоставное предложение, грамматическая основа которого содержит составное именное сказуемое. __________________________________________________________________ Выбор единичного ответа из предложенного множества. Задание 6. Укажите номер побудительного предложения. 1. Что же делать? 2. Выйди на улицу. 3. Наша улица такая пустынная… Выбор множественного ответа. |