Читательская грамотность. Кейсы. Кейсы по читательской грамотности. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия реализации государственной политики
Скачать 2.22 Mb.
|
Задание 7. Укажите все верные характеристики предложения Я вижу всё это! 1. Повествовательное 2. Побудительное 3. Восклицательное 4. Невосклицательное 5. Распространенное 6. Нераспространенное Задание 8. Заполните таблицу. Верны ли приведённые ниже утверждения? Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения. Рядом с каждым утверждением поставьте галочку. Утверждение Верно Неверно 1. В конце повествовательного предложения ставится точка. 2. В конце побудительного предложения ставится восклицательный знак. 3. В представленном фрагменте есть побудительное предложение: 153 – Да, – ответил незнакомец, – это яблони, но у них очень крупные лепестки. – Открой окно, Мария, – попросил старик. Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно. 4. В последнем абзаце есть восклицательные предложения. Выявление существенных признаков понятия. Задание 9. Определите, какие глаголы могут быть сказуемыми только в побудительных предложениях 1) выйди; 2) открой; 3) слышался; 4) жил. Различение факта и мнения. Задание 10. Утверждение Факт Мнение 1. В конце вопросительного предложения ставится точка. 2. Не стоит придавать большое значение тому, какой знак стоит в конце предложения. 3. Правильное интонирование предложения в соответствии с целью высказывания улучшает понимание смысла всего высказывания слушателями. 4. При определении цели высказывания, мне кажется, можно ориентироваться на знак в конце предложения. Наблюдение и построение гипотезы. 154 Задание 11. Прочитайте фрагмент. Попробуйте определить, каким по цели высказывания и по интонации голоса будет выделенное предложение. – Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя! Задание с развёрнутым ответом. Задание 12. Напишите, каким видом предложения по цели высказывания может быть фраза, если в конце стоит восклицательный знак. Своё мнение обоснуйте. ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Методический комментарий к заданиям: рассмотрим спецификацию заданий по читательской грамотности. Содержательная область оценки: чтение для личных целей Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста Контекст: личный Тип текста: сплошной Уровень сложности заданий: средний Формат ответа: описан в каждом задании Объект оценки: оценивать форму текста Работа над закреплением синтаксического понятия цели предложения осуществляется в ходе работы с текстом. И предполагает три этапа. Первый этап – актуализация имеющихся у обучающихся знаний о видах предложения по цели высказывания. Второй этап – чтение текста и работа по уяснению содержания текста. Третий этап – отработка синтаксического понятия на уровне понимания теории и умения определять цель высказывания на практике. Задание 1 требует актуализации уже известного учебного материала и установление на этой основе соответствий. Задание 2 – на умение выстроить гипотезу и дать обоснование. Задание 3 содержит констатирующие вопросы на выявление 155 буквального смысла исходного текста. Задание 4 углубляет понимание исходного текста, требуется соотнести проблему текста и авторскую позицию. Задание 5 предполагает выявление заданных синтаксических признаков в предложении и на основе этого выбирать ту синтаксическую единицу, которая отвечает указанным признакам. Задание 6 – на осуществление единичного выбора из множества представленных. Задание 7 – на выявление множества верных ответов. Закрепляем умение выявлять существенные детали и обосновывать свой выбор верного ответа. Задание 8 – работа с таблицей, выявление верных и неверных утверждений. Задание 9 – на множественный выбор, оно требует умения соотнести морфологическую и синтаксическую характеристику предложения. Задание 10 требует умений различать факт и мнение. Задание 11 повышенной сложности, требует умения выстроить цепочку рассуждений на основе имеющихся знаний. Задание 12 – с открытым ответом. Ключи к заданиям: 1. 1–Б; 2–В; 3–А 2. Заглавие называет героя, о котором пойдёт речь, или вокруг которого будут происходить события, описанные в рассказе. 3. 1. Старый ослепший повар 2. Его дочь Мария 3. Клавесин 4. Исповедать умирающего 5. Гость оправдал старого повара 6. Вольфганг Амадей Моцарт 4. 1–Г; 2–В; 3–Б; 4–А 5. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. 6. 2 7. 1, 3, 5 8. 1–верно; 2–неверно; 3–верно; 4–неверно 9. 1, 2 156 10. 1 – факт, 2 – мнение, 3 – факт, 4 – мнение 11. Используем метод синонимической замены и предполагаем: Имя! – назовите Ваше имя! Делаем вывод, что предложение побудительное, восклицательное. 12. По цели высказывания это повествовательные или побудительные предложения, т.к. в конце таких предложений ставится точка, если эти предложения невосклицательные, если же эти предложения по эмоциональной окраске восклицательные, то в конце нужно ставить восклицательный знак. Ожидаемые результаты В результате проделанной работы обучающиеся обобщат полученные сведения о видах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске, научатся находить нужные сведения в тексте. Работа с предложенным кейсом способствует достижению следующих предметных результатов: понимание прочитанного художественного текста, формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); проведение смыслового анализа текста. Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными познавательными действиями: базовыми логическими действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; 157 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев); базовыми исследовательскими действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. 158 Кейс № 12. Работа с художественным текстом Н. Абгарян «Манюня» Аннотация Данный кейс предназначен для обучающихся 5 класса. В кейсе раскрываются особенности работы по формированию читательской грамотности на уроке литературы. Методическая проблема Как сочетать обучение литературе как виду искусства и формирование читательской грамотности? Анализ методической проблемы Литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования в общеобразовательной организации составляет чтение, изучение художественных произведений русской и мировой литературы, знакомство с литературоведческими понятиями. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их литературного развития, жизненного и читательского опыта. Задача литературного образования – формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; накопление опыта освоения литературных произведений; воспитание квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, умеющего воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. 159 Развитие читательских умений на уроке литературы отвечает задачам формирования функциональной (читательской) грамотности: выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения как между собой, так и с произведениями других видов искусства; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования закреплён системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающегося в учебную деятельность. Специфика этой работы, которую осуществляют обучающиеся на уроке литературы, заключается в совмещении и коммуникативной, и «квазилингвистической», и читательской деятельностей. Учебной коммуникативной деятельностью принято называть деятельность участников диалога на уроке литературы с целью понять друг друга. В процессе такой деятельности обучающийся проявляет себя как говорящий, создает устные и письменные высказывания, грамотно оформляет свои мысли в речи, а в позиции слушающего – понимает услышанный или прочитанный текст. «Квазилингвистической» деятельность обучающихся на уроке литературы называют потому, что она напоминает деятельность лингвиста, исследователя речи, – изучение языковых особенностей текстов, выявление языковых текстообразующих средств, осмысление языковых особенностей высказываний разных авторов. Эта работа представляет собой анализ языковых средств и конструкций, использованных авторами для передачи того или иного смысла, обобщение полученных данных и формулирование выводов. Под читательской деятельностью полагается целенаправленный мотивированный процесс понимания письменной речи автора как квазисобеседника, где понимание является универсальной операцией мышления, связанной с усвоением 160 нового содержания. В основе компетенций читательской грамотности лежат речемыслительные способности применять читательские умения в той или иной ситуации, требующей процесса чтения. Это, во-первых, способность находить и извлекать информацию; во-вторых, интегрировать и интерпретировать информацию; в-третьих, осмысливать и оценивать содержание и форму текста: содержание текста или его элементов относительно целей автора, форму текста, целесообразность использованных автором приёмов; понимать назначение структурной единицы текста; оценивать полноту, достоверность информации; обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; в-четвёртых, использовать информацию из текста для решения практических задач, формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста; предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте; выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Остановимся на тех общедидактических умениях, метапредметных навыках, без формирования которых невозможно осуществление обучающимися деятельности познания. Во-первых, это развитие у обучающихся навыка самостоятельного определения цели учебной деятельности. Целеполагание тесно связано со способностью обозначать, очерчивать предполагаемый результат труда, моделировать тот идеальный продукт, который необходимо получить в ходе работы. Во-вторых, для того чтобы планы могли быть осуществлены на деле, необходимо научить обучающихся подыскивать нужные средства, способы и методы достижения результата. Иначе говоря, обучающимся необходимо понимать, исходя из каких условий, при помощи каких средств и как нужно действовать, чтобы достичь цели. В- третьих, если мы не научим обучающегося корректировать полученный результат согласно воображаемому идеальному продукту, мы не сможем его научить добиваться нужного результата. Описываемая работа требует активизации мышления обучающихся, вооружения их конкретными аналитическими моделями понимания 161 смысла исходного текста и способствует проявлению интереса к осуществлению познавательной деятельности на уроке. Цель Описать методику формирования навыков читательской грамотности на основе умений интегрировать, интерпретировать информацию, осмысливать содержание текста и выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Задачи 1) проанализировать методическое затруднение; 2) выявить особенности художественного текста и приёмы его понимания; 3) определить приёмы включения заданий по читательской грамотности в контекст урока. Способы решения Для решения представленной методической проблемы важно вспомнить основные характеристики художественного произведения. Текст как результат речевой деятельности автора представляет собой последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность. Отличие художественного произведения от текстов других стилей состоит в способе выражения передаваемой информации, свойственном лишь художественному произведению. Автор художественного текста использует для его создания, помимо естественного языка, особый, художественный язык, который имеет свои специфические средства выражения – изобразительно-выразительные средства. И автор художественного произведения, и читатель только в том случае вступают в коммуникацию по поводу данного художественного произведения, если они оба владеют языком художественной литературы, умеют им пользоваться. При этом автор главным образом использует средства художественного языка для фиксации своего жизненного опыта, а читатель – для раскодирования художественных средств с целью выделить смыслы, содержащиеся в данном тексте. 162 Для понимания любого текста важен личный опыт коммуникантов, т.к. именно связи между словесными знаками – носителями значений естественного языка и личным опытом коммуникантов определяют появление смыслов в речи. Если в опыте ребёнка нет переживаний или образов, связанных с той или иной описываемой ситуацией, то понять содержание этого произведения он не сможет. Выделяем основные признаки понятия, на которые должны обратить внимание обучающиеся: тема текста, микротемы (подтемы) текста, сюжет, композиция, кульминация, идея текста (основная мысль). Рассмотрим работу учителя и обучающихся на уроке. Дотекстовый этап Перед Вами отрывок из повести Наринэ Абгарян «Манюня 13 ». Прочитайте название произведения, определите по названию, о чём пойдёт речь. Перед чтением текста познакомьтесь со словами и выражениями, с которыми вы встретитесь в этом тексте. Задание 1. Выберите верное утверждение. Заполните таблицу. Отметьте галочкой верный/неверный вариант. Выражение Значение Верно Неверно 1. деспотичная особа вселенная, мир 2. мироздание человек, не считающийся с волей и желаниями других; самовластный 13 Наринэ Юрьевна Абгарян (родилась 14 января 1971 года) – армянская русскоязычная писательница, блогер. 163 Выражение Значение Верно Неверно 3. операция «Буря в пустыне» часть войны в Персидском заливе, бомбардировка Ирака 4. жёлтая лампочка Ильича образное название первых лампочек Текстовый этап Прочитайте текст. Абгарян Наринэ «Манюня» По ходу повествования у вас может сложиться впечатление, что Ба была вздорной, упёртой и деспотичной особой. Это совсем не так. Или не совсем так. Ба была очень любящим, добрым, отзывчивым и преданным человеком. Если Ба не выводить из себя – она вообще казалась ангелом во плоти. Другое дело, что вызвериться Ба могла по любому, даже самому незначительному, поводу. И в этот нелёгкий для мироздания час операция «Буря в пустыне» могла показаться детским лепетом по сравнению с тем, что умела устроить Ба! Легче было намести в совок и выкинуть за амбар последствия смерча, чем пережить шторм Бабырозиного разрушительного гнева. Я счастливый человек, друзья мои. Я несколько раз сталкивалась лицом к лицу с этим стихийным бедствием и таки выстояла. Дети живучи, как тараканы. Нам с Маней было по восемь лет, когда мы познакомились. К тому времени мы обе учились в музыкальной школе, Маня – по классу скрипки, я – фортепиано. Какое- то время мы встречались на общих занятиях, перекидывались дежурными фразами, но потом случилось памятное выступление хора, после которого наша дружба перешла в иную, если позволите такое выражение – остервенелую плоскость. Мы пересели за одну парту, вместе уходили из музыкальной школы, благо домой нам было по пути. Если у Мани в этот день случалось занятие по скрипке, то мы по очереди несли футляр – он был совсем не тяжёлый, но для нас, маленьких девочек, достаточно громоздкий. 164 Недели через две нашей тесной дружбы я пригласила Маню домой – знакомиться с моей семьёй. Маня замялась. – Понимаешь, – потупилась она виновато, – у меня Ба. – Кто? – переспросила я. – Ну Ба, баба Роза. – И что? – Мне было непонятно, к чему Маня клонит. – У меня тоже бабушки – Тата и Настя. – Так у тебя бабушки, а у меня Ба, – Маня посмотрела на меня с укоризной. – У Ба не забалуешь! Она не разрешает мне по незнакомым людям ходить. – Да какая же я тебе незнакомая? – развела я руками. – Мы уже целую вечность дружим, аж, – я посчитала в уме, – восемнадцать дней! Манька поправила съехавшую с плеча бретель школьного фартука, разгладила торчащий волан ладошкой. Попинала коленом футляр скрипки. – Давай так, – предложила она, – я спрошу разрешения у Ба, а на следующем занятии расскажу тебе, что она сказала. – Ты можешь мне на домашний телефон позвонить. Дать номер? – Понимаешь, – Маня смотрела на меня виновато, – Ба не разрешает мне названивать незнакомым людям, вот когда мы с тобой ОФИЦИАЛЬНО познакомимся, тогда я буду тебе названивать! Я не стала по новой напоминать Мане, что мы уже вроде как знакомы. Значит, подумала я, так надо. Слово взрослого было для нас законом, и, если Ба не разрешала Мане названивать другим людям, значит, в этом был какой-то тайный, недоступный моему пониманию, но беспрекословный смысл. На следующем занятии по сольфеджио Манюня протянула мне сложенный вчетверо альбомный лист. Я осторожно развернула его. «Прелестное письмо» моей подруги начиналось с таинственной надписи: «Наринэ, я тебя приглышаю в суботу сего 1979 г. в три часа дня. Эсли можеш, возьми собой альбом с семейными фотографями». 165 Моё имя было густо обведено красным фломастером. Внизу цветными карандашами Манька нарисовала маленький домик: из трубы на крыше, само собой, валил густой дым; в одиноком окошке топорщилась лучиками жёлтая лампочка Ильича; длинная дорожка, петляя замысловатой змейкой, упиралась прямо в порог. В почему-то зелёном небе из-за кучерявого облака выглядывало солнце. Справа, в самом углу, сиял пучеглазый месяц со звездой на хвосте. Надпись внизу гласила: «Синний корандаш потеряла, поэтаму небо зелёное, но это ничево. Конец». Я прослезилась. |