Читательская грамотность. Кейсы. Кейсы по читательской грамотности. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия реализации государственной политики
Скачать 2.22 Mb.
|
Цель Описать методику формирования навыков читательской грамотности на основе умений интегрировать, интерпретировать информацию, осмысливать содержание текста и выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Задачи 1) проанализировать методическое затруднение; 2) выявить особенности художественного текста и приёмы его понимания; 3) определить приёмы включения заданий по читательской грамотности в контекст урока. Способы решения Для решения представленной методической проблемы важно вспомнить основные характеристики художественного произведения. Текст как результат речевой деятельности автора представляет собой последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершённость. Отличие художественного произведения от текстов других стилей состоит в способе выражения передаваемой информации, свойственном лишь художественному произведению. Автор художественного текста использует для его создания, помимо естественного языка, особый, художественный язык, который имеет свои специфические средства выражения – изобразительно-выразительные средства. И автор художественного произведения, и читатель только в том случае вступают в коммуникацию по поводу данного художественного произведения, если они оба владеют языком художественной литературы, умеют им пользоваться. При этом автор главным образом использует средства художественного языка для фиксации своего жизненного опыта, а читатель – для раскодирования художественных средств с целью выделить смыслы, содержащиеся в тексте. 193 Для понимания любого текста важен личный опыт коммуникантов, т.к. именно связи между словесными знаками – носителями значений естественного языка и личным опытом коммуникантов определяют появление смыслов в речи. Если в опыте ребёнка нет переживаний или образов, связанных с той или иной описываемой ситуацией, то понять содержание произведения он не сможет. Выделяем основные признаки понятия, на которые должны обратить внимание обучающиеся: тема текста, микротемы (подтемы) текста, сюжет, композиция, кульминация, идея текста (основная мысль). Рассмотрим работу учителя и обучающихся на уроке. Дотекстовый этап Перед Вами отрывок из рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Барсучий нос» Прочитайте название произведения, определите по названию, о чём пойдёт речь. Перед чтением текста познакомьтесь со словами и выражениями, с которыми вы встретитесь в этом тексте. Задание 1. Выберите верное утверждение. Заполните таблицу. Отметьте галочкой верный/неверный вариант. Выражение Значение Верно Неверно 1. мшары сухие болота 2. японский петух паническая растерянность, тревога 3. началось смятение уникальная птица, отличающаяся удлинёнными хвостовыми перьями 194 Выражение Значение Верно Неверно 4. ударила, как пушечный выстрел ударила очень тихо Текстовый этап Прочитайте текст. К.Г. Паустовский «Барсучий нос» Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь. Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами. Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды. У нас на стоянке горел костёр. Мы жгли его весь день и ночь напролёт, чтобы отгонять волков, – они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и весёлые человеческие крики. Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах. С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он всё замечал и рассказывал. 195 Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины. Мы делали вид, что верили ему. Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над чёрными озёрами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен. Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, – кто знает, что это мог быть за зверь! Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос... Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли. На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука. Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос. Я не поверил. 196 Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах – мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться. Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук. Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом. Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами. Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь. Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники. С тех пор я его больше не видел. Послетекстовый этап Для построения нужного понятия зададим констатирующие вопросы к первому тексту. Для этого попросим обучающихся подготовить вопросы (кто? что? как? где?): О ком рассказывает автор? Где происходили описываемые события? Что делали люди на озере? Как люди отпугивали волков? Что произошло с барсуком? Как барсук лечил свой нос? 197 Задание 2. Определите тему текста по заголовку. Выберите правильный ответ из списка. 1) маленький мальчик; 2) несчастный барсук; 3) рыбалка на озере. Задание 3. Определите каждую микротему ивосстановите правильную последовательность частей текста. Выберите правильный ответ. 1– ловля рыбы на озере – маленький мальчик – любопытный барсук – смятение в лесу и на озере – как лечился барсук – встреча через год; 2 – любопытный барсук – ловля рыбы на озере – как лечился барсук – смятение в лесу и на озере – маленький мальчик– встреча через год; 3 – маленький мальчик – любопытный барсук – смятение в лесу и на озере – ловля рыбы на озере – как лечился барсук– встреча через год. Задание 4. Расположите данные отрывки из текста в том порядке, в котором описывались события. С чего начинается история о барсуке, чем продолжается и как заканчивается? 1) ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов; 2) из зарослей вылез маленький барсук; 3) приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь; 4) барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос; 5) мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь; 6) он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. 198 Задание 5. Выберите из перечня правильный вариант ответа. Почему на озере и в лесу началось смятение? 1) люди разожгли костёр; 2) люди ловили рыбу; 3) барсук голосил на весь лес от боли. Задание на локализацию информации по месту. Задание 6. Пятый абзац содержит информацию о том, что люди 1) грелись у костра; 2) день и ночь напролёт жгли костёр, чтобы отгонять волков; 3) готовили на костре пищу. Задание на локализацию информации по смыслу. Задание 7. Докажите словами из текста, что маленький мальчик был выдумщик. __________________________________________________________________ Задание с развёрнутым ответом. Задание 8. Почему барсук вылез из зарослей к костру? __________________________________________________________________ Задание с множественным выбором ответа. Задание 9. Выберите подходящие варианты. Основная мысль текста заключается в том, что 1) любопытство может стать причиной большой беды ; 2) не надо ходить в лес; 3) надо владеть культурой общения; 4) человеку следует осторожнее вести себя на природе; 5) насколько беспомощным становится зверь перед людьми ; 6) надо уметь разговаривать с природой. 199 Задания на понимание коммуникативной направленности текста. Задание 10. Понимание буквального смысла текста. Какую рыбу ловили люди на озере? Отметьте правильный ответ: 1) окунь, плотва, ёрш, щука; 2) сельдь, треска, камбала; 3) палтус, сёмга, форель. Задание 11. Сколько лет было мальчику, который был на озере вместе со взрослыми? __________________________________________________________________ Задание 12. Сосчитайте, сколько лет прошло, когда рассказчик снова встретился с несчастным барсуком. Отметьте правильный ответ. 1) 1 год; 2) 2 года; 3) 3 года. Задание 13. Определение изобразительно-выразительных средств и их роли в тексте. Выражение Роль в тексте Верно Неверно 1. каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины преувеличение позволяет автору показать любовь мальчика к природе и внимательное отношение к ней 2. вода казалась чёрной, как дёготь сравнение помогает автору показать яркий оттенок чёрного цвета 200 Выражение Роль в тексте Верно Неверно 3. у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука сравнение, чтобы показать, что щука была лёгкая 4. гнилой пень эпитет, он вызывает смех у читателей Задание 14. Различение факта и мнения. Заполните таблицу. Определите, являются ли приведённые утверждения фактом или содержат мнение читателя по поводу факта. Отметьте «Факт» и «Мнение» для каждого утверждения, поставьте плюс в нужной ячейке. Утверждение Факт Мнение 1. В рассказе описана история любопытного барсука. 2. История, рассказанная автором, интересна детям. 3. Я думаю, что надо пожалеть барсука. 4. У барсука остался шрам на носу. Методический комментарий к заданиям: рассмотрим спецификацию заданий по читательской грамотности. Содержательная область оценки: чтение для личных целей Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста Контекст: личный Тип текста: сплошной Уровень сложности заданий: средний, сложный Формат ответа: описан в каждом задании Объект оценки: содержание текста Задание «Составить констатирующие вопросы» предполагает обучение диалогу с текстом. Цель этого задания – научить обучающихся задавать вопросы 201 (кто? что? где?). Вопросы задаются по отношению к содержанию текста, главному герою: кто он, что делает и т.п. Для рассказов уместны вопросы: что произошло, что было дальше и т.п. Обучающимся предлагается самим сформулировать такие вопросы, но в случае затруднения учитель может предложить свои варианты. Задание 1 – определение незнакомых слов и выражений, для выполнения этого задания необходимо пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; задание 2 – определение темы текста, предполагает выбор правильного ответа из списка; задание 3 нацелено на определение микротем текста; задание 4 позволяет построить сюжетную линию повествования; задание 5 помогает понять замысел автора; задания 6 и 7 тренируют умение использовать приемы выборочного чтения; задание 8 позволяет определить замысел автора; задание 9 помогает сформулировать основную мысль текста; задания 10--12 – на понимание коммуникативной направленности текста; задание 13 нацелено на поиск средств выразительности текста и определение их роли; задание 14 сложное, развивает способность различать факт и мнение. Ключи к заданиям: 1. 1 – верно, 2 – неверно, 3 – неверно, 4 – неверно 2. 2 3. 1 4. 3–5–1–2–4–6 5. 3 6. 2 7. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины. 8. барсука привлек запах картошки 9. 1, 4, 5 202 10. 1 11. 9 лет 12. 1 13. 1 – верно, 2 – верно, 3 – неверно, 4 – неверно 14. 1 – факт, 2 – мнение, 3 – мнение, 4 – факт Ожидаемые результаты В результате проделанной работы обучающиеся сформируют представление о художественном тексте, способах работы с ним; научатся определять тему и основную мысль текста, понимать замысел автора. Работа с предложенным кейсом способствует достижению следующих предметных результатов: понимание прочитанного художественного текста, формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); проведение смыслового анализа текста; проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев. Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными познавательными действиями: базовыми логическими действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев); 203 базовыми исследовательскими действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. 204 Кейс № 15. Работа с художественным текстом М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» «Бэ́ла» Аннотация Данный кейс предназначен для обучающихся 9 класса с неродным русским языком. В кейсе раскрываются особенности работы по формированию читательской грамотности на уроке литературы. Методическая проблема Как сочетать обучение литературе как виду искусства и формирование читательской грамотности? Анализ методической проблемы Литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования в общеобразовательной организации составляет чтение, изучение художественных произведений русской и мировой литературы, знакомство с литературоведческими понятиями. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их литературного развития, жизненного и читательского опыта. Задача литературного образования – формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; накопление опыта освоения литературных произведений; воспитание квалифицированного читателя, 205 обладающего эстетическим вкусом, умеющего воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Развитие читательских умений на уроке литературы отвечает задачам формирования функциональной (читательской) грамотности: выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения как между собой, так и с произведениями других видов искусства; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования закреплён системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающегося в учебную деятельность. Специфика этой работы, которую осуществляют обучающиеся на уроке литературы, заключается в совмещении и коммуникативной, и «квазилингвистической», и читательской деятельностей. Учебной коммуникативной деятельностью принято называть деятельность участников диалога на уроке литературы с целью понять друг друга. В процессе такой деятельности обучающийся проявляет себя как говорящий, создает устные и письменные высказывания, грамотно оформляет свои мысли в речи, а в позиции слушающего – понимает услышанный или прочитанный текст. «Квазилингвистической» деятельность обучающихся на уроке литературы называют потому, что она напоминает деятельность лингвиста, исследователя речи, – изучение языковых особенностей текстов, выявление языковых текстообразующих средств, осмысление языковых особенностей высказываний разных авторов. Эта работа представляет собой анализ языковых средств и конструкций, использованных авторами для передачи того или иного смысла, обобщение полученных данных и формулирование выводов. 206 Под читательской деятельностью полагается целенаправленный мотивированный процесс понимания письменной речи автора как квазисобеседника, где понимание является универсальной операцией мышления, связанной с усвоением нового содержания. В основе компетенций читательской грамотности лежат речемыслительные способности применять читательские умения в той или иной ситуации, требующей процесса чтения. Это, во-первых, способность находить и извлекать информацию; во-вторых, интегрировать и интерпретировать информацию; в-третьих, осмысливать и оценивать содержание и форму текста: содержание текста или его элементов относительно целей автора, форму текста, целесообразность использованных автором приёмов; понимать назначение структурной единицы текста; оценивать полноту, достоверность информации; обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; в-четвёртых, использовать информацию из текста для решения практических задач, формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста; предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте; выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Остановимся на тех общедидактических умениях, метапредметных навыках, без формирования которых невозможно осуществление обучающимися деятельности познания. Во-первых, это развитие у обучающихся навыка самостоятельного определения цели учебной деятельности. Целеполагание тесно связано со способностью обозначать, очерчивать предполагаемый результат труда, моделировать тот идеальный продукт, который необходимо получить в ходе работы. Во-вторых, для того чтобы планы могли быть осуществлены на деле, необходимо научить обучающихся подыскивать нужные средства, способы и методы достижения результата. Иначе говоря, обучающимся необходимо понимать, исходя из каких условий, при помощи каких средств и как нужно действовать, чтобы достичь цели. В- третьих, если мы не научим обучающегося корректировать полученный результат 207 согласно воображаемому идеальному продукту, мы не сможем его научить добиваться нужного результата. Описываемая работа требует активизации мышления обучающихся, вооружения их конкретными аналитическими моделями понимания смысла исходного текста и способствует проявлению интереса к осуществлению познавательной деятельности на уроке. |