Читательская грамотность. Кейсы. Кейсы по читательской грамотности. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия реализации государственной политики
Скачать 2.22 Mb.
|
Цель Описать методику формирования навыков читательской грамотности на основе умений интегрировать, интерпретировать информацию, осмысливать содержание текста и выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Задачи 1) проанализировать методическое затруднение; 2) выявить особенности художественного текста и приёмы понимания его; 3) определить приёмы включения заданий по читательской грамотности в контекст урока. Способы решения Для решения представленной методической проблемы важно вспомнить основные характеристики художественного произведения. Текст как результат речевой деятельности автора представляет собой последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность. Отличие художественного произведения от текстов других стилей состоит в способе выражения передаваемой информации, свойственном лишь художественному произведению. Автор художественного текста использует для его создания, помимо естественного языка, особый, художественный язык, который имеет свои специфические средства выражения – изобразительно-выразительные средства. И автор художественного произведения, и читатель только в том случае вступают в коммуникацию по поводу данного художественного произведения, если оба владеют языком художественной литературы, умеют им пользоваться. При этом автор главным образом использует средства художественного языка для фиксации 208 своего жизненного опыта, а читатель – для раскодирования художественных средств с целью выделить смыслы, содержащиеся в данном тексте. Для понимания любого текста важен личный опыт коммуникантов, т.к. именно связи между словесными знаками – носителями значений естественного языка и личным опытом коммуникантов определяют появление смыслов в речи. Если в опыте ребёнка нет переживаний или образов, связанных с той или иной описываемой ситуацией, то понять содержание произведения он не сможет. Выделяем основные признаки понятия, на которые должны обратить внимание обучающиеся: тема текста, микротемы (подтемы) текста, сюжет, композиция, кульминация, идея текста (основная мысль). Рассмотрим работу учителя и обучающихся на уроке. Дотекстовый этап Перед Вами отрывок из повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Прочитайте название произведения, определите по названию, о чём пойдёт речь. Перед чтением текста познакомьтесь со словами и выражениями, с которыми вы встретитесь в этом тексте. Задание 1. Выберите верное утверждение. Заполните таблицу. Отметьте галочкой верный/неверный вариант. Выражение Значение Верно Неверно 1. сюртук житель или уроженец горной местности 2. горец небольшой ресторан с продажей вин в сельских местностях на Кавказе 3. духан мужская верхняя двубортная одежда в талию с длинными полами 209 Выражение Значение Верно Неверно 4. караван группа вьючных животных, перевозящих кладь или людей в пустыне или степи Текстовый этап Прочитайте текст. М.Ю. Лермонтов 15 «Герой нашего времени». «Бэ́ла» Я е́хал на лошадя́х из Тифли́са. Весь мой бага́ж состоя́л из одного́ небольшо́го чемода́на, кото́рый до полови́ны был запо́лнен путевы́ми запи́сками о Гру́зии. Уже́ со́лнце начина́ло пря́таться за снегово́й хребе́т, когда́ я въе́хал в Койшау́рскую доли́ну. Осети́н-изво́зчик погоня́л лошаде́й, что́бы успе́ть до но́чи взобра́ться на Койшау́рскую го́ру, и гро́мко распева́л пе́сни. Интере́сное ме́сто э́та доли́на! Со все́х сторо́н го́ры, высоко́-высоко́ лежа́т снега́, а внизу́ Ара́гва тя́нется сере́бряною ни́тью и сверка́ет, как змея́ свое́ю чешуёю. Подъе́хав к Койшау́рской горе́, мы останови́лись во́зле духа́на. Тут бы́ло деся́тка два грузи́н и го́рцев; ря́дом карава́н верблю́дов останови́лся для ночле́га. Я до́лжен был наня́ть быко́в, что́бы втащи́ть мою́ теле́жку на э́ту го́ру, потому́ что была́ уже́ о́сень и гололе́дица, – а э́та гора́ была́ длино́ю о́коло дву́х вёрст. Я на́нял ше́сть быко́в и не́скольких осети́н. Оди́н из них положи́л себе́ на пле́чи мой чемода́н, други́е ста́ли помога́ть быка́м почти́ то́лько кри́ком. За мое́ю теле́жкою че́тверо быко́в тащи́ли другу́ю о́чень легко́, несмотря́ на то, что она́ была́ до́верху нагру́жена. Э́то обстоя́тельство меня́ удиви́ло. За не́ю шёл хозя́ин, поку́ривая из ма́ленькой тру́бочки. На нём был офице́рский сюрту́к без эполе́т и мохна́тая ша́пка. Ему́ бы́ло о́коло пяти́десяти лет; сму́глый цвет лица́ его́ пока́зывал, 15 Михаил Юрьевич Лермонтов (3[15] октября 1814 – 15[27] июля 1841) – русский поэт, прозаик, драматург. 210 что оно́ давно́ знако́мо с ю́жным со́лнцем. Я подошёл к нему́ и поклони́лся: он мо́лча отвеча́л мне на покло́н. – Мы с ва́ми попу́тчики, ка́жется? Он мо́лча опя́ть поклони́лся. – Вы е́дете в Ста́врополь? – Так то́чно…с казёнными веща́ми. – Скажи́те, пожа́луйста, отчего́ э́то ва́шу тяжёлую теле́жку четы́ре быка́ та́щат легко́, а мою́, пусту́ю, шесть быко́в с трудо́м сдвига́ют с по́мощью э́тих осети́н? Он улыбну́лся и значи́тельно взгляну́л на меня́. – Вы, наве́рное, неда́вно на Кавка́зе? – Год, – отвеча́л я. Он опять улыбну́лся. – А что же? – Да так! Ужа́сные хитрецы́ э́ти азиа́ты! Вы ду́маете, они́ помога́ют быка́м свои́м кри́ком? А кто зна́ет, что они́ крича́т? Быки́-то их понима́ют; запряги́те хоть два́дцать, так если они́ кри́кнут по-сво́ему, быки́ с ме́ста не сойду́т…Ужа́сные хитрецы́! Лю́бят де́ньги брать с проезжа́ющих… Избалова́ли моше́нников! Уви́дите, они́ ещё с вас возьму́т де́ньги на во́дку. Уж я их зна́ю, меня́ не обма́нут! – А вы давно́ здесь слу́жите? – Да, я уж здесь служи́л при Алексе́е Петро́виче, – отвеча́л он. – Я был тогда́ ещё подпору́чиком. Разгово́р на э́том зако́нчился, и мы продолжа́ли мо́лча идти́ ря́дом. На верши́не горы́ нашли́ мы снег. Со́лнце закати́лось, и наступи́ла ночь, но благодаря́ сне́гу мы легко́ могли́ различа́ть доро́гу, кото́рая всё ещё шла в го́ру, хотя́ уже́ не так кру́то. Я веле́л положи́ть чемода́н свой в теле́жку и замени́ть быко́в лошадьми́. Осети́ны шу́мно окружи́ли меня́ и тре́бовали де́нег на во́дку; но штабс-капита́н так гро́зно на них прикри́кнул, что они́ разбежа́лись. Послетекстовый этап 211 Для построения нужного понятия зададим констатирующие вопросы к первому тексту. Для этого попросим обучающихся подготовить вопросы (кто? что?, как? где?): О ком рассказывает автор? Откуда едет герой? Задание 2. Определите тему текста по заголовку. Выберите правильный ответ из списка. 1) Бэла; 2) Кавказ; 3) Койшау́рская доли́на. Задание 3. Выберите правильный ответ из списка.От чьего имени идёт повествование в повести «Бэла»? От имени: 1) автора; 2) Максима Максимыча; 3) Печорина; 4) Бэлы. Задание 4. Выберите правильный ответ из списка.Где происходят события? 1) в Азии; 2) на Кавказе; 3) в Сибири. Задание 5. Выберите правильный ответ из списка. На чём ехал герой повести? 1) на быках; 2) на лошадях; 3) на верблюдах. 212 Задание 6. Выберите правильный ответ из списка. Узнайте героя по описанию. «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду». 1) Максим Максимыч; 2) Печорин; 3) Грушницкий; 4) Азамат. Задание 7. Выберите правильный ответ из списка. В каком звании служил Максим Максимыч? 1) полковник; 2) штабс-капитан; 3) ротмистр; 4) поручик. Задание 8. Подберите к существительным соответствующие прилагательные (все имена прилагательные даны в начальной форме). Определения могут повторяться. К одному существительному можно подобрать два прилагательных. Имя существительное (предмет) Имя прилагательное (признак предмета) 1) чемодан А) казённый 2) записки Б) небольшой 3) хребет В) серебряный 4) гора Г) путевой 5) долина Д) снеговой 6) нить Е) Койшаурский 7) место Ж) южный 8) трубочка З) мохнатый 213 9) сюртук И) интересный 10) шапка К) смуглый 11) солнце Л) пустой 12) цвет лица М) тяжелый 13) вещи Н) маленький 14) тележка О) офицерский Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Задание на локализацию информации по смыслу. Задание 9. Докажите словами из текста, что осетины были хитрецами. __________________________________________________________________ Задание с развёрнутым ответом. Задание 10. Почему рассказчик нанял быков? __________________________________________________________________ Задание с множественным выбором ответа. Задание 11. Различение факта и мнения Заполните таблицу. Определите, являются ли приведённые утверждения фактом или содержат мнение читателя по поводу факта. Отметьте «Факт» и «Мнение» для каждого утверждения, поставьте плюс в нужной ячейке. Утверждение Факт Мнение 1. В отрывке из повести описана история Печорина. 2. История, рассказанная автором, интересна. 3. Я думаю, что штабс-капита ́н давно служил на Кавказе. 4. Штабс-капита ́н давно служил на Кавказе. 214 Методический комментарий к заданиям: рассмотрим спецификацию заданий по читательской грамотности. Содержательная область оценки: чтение для личных целей Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста Контекст: личный Тип текста: сплошной Уровень сложности заданий: средний, сложный Формат ответа: описан в каждом задании Объект оценки: содержание текста Задание «Составить констатирующие вопросы» предполагает обучение диалогу с текстом. Цель этого задания – научить обучающихся задавать вопросы (кто? что? где?). Вопросы задаются по отношению к содержанию текста, главному герою: кто он, что делает и т.п. Для рассказов уместны вопросы: что произошло, что было дальше и т.п. Обучающимся предлагается самим сформулировать такие вопросы, но в случае затруднения учитель может предложить свои варианты. Задание 1 – определение незнакомых слов и выражений, для выполнения этого задания необходимо пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; задание 2 – определение темы текста, выбор правильного ответа из списка; задание 3 нацелено на определение микротем текста; задание 4 позволяет построить сюжетную линию повествования; задание 5 помогает понять замысел автора; задания 6 и 7 тренируют умение использовать приемы выборочного чтения; задание 8 позволяет определить замысел автора; задание 9 помогает сформулировать основную мысль текста; задания 10–12 – на понимание коммуникативной направленности текста; задание 13 нацелено на поиск средств выразительности текста и определение их роли; задание 14 сложное, развивает способность различать факт и мнение. 215 Ключи к заданиям: 1. 1 – неверно, 2 – неверно, 3 – неверно, 4 – верно 2. 1 3. 3 4. 2 5. 2 6. 1 7. 2 8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Б Г Д Е Е В И Н О З Ж К А М,Л 9. Только быки могли поднять груз в гору. 10. 1 – факт, 2 – мнение, 3 – мнение, 4 – факт Ожидаемые результаты В результате проделанной работы обучающиеся сформируют представление о художественном тексте, способах работы с ним; научатся определять тему и основную мысль текста, понимать замысел автора. Работа с предложенным кейсом способствует достижению следующих предметных результатов: понимание прочитанного художественного текста, формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); проведение смыслового анализа текста; проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев. Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными познавательными действиями: 216 базовыми логическими действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев); базовыми исследовательскими действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. Выполнение заданий кейса способствует овладению обучающимися универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. 217 Кейс № 16. Работа с художественным текстом В. Драгунский «Друг детства» Аннотация Данный кейс предназначен для обучающихся 5 класса. В кейсе раскрываются особенности работы по формированию читательской грамотности на уроке литературы. Методическая проблема Как сочетать обучение литературе как виду искусства и формирование читательской грамотности? Анализ методической проблемы Литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования в общеобразовательной организации составляет чтение, изучение художественных произведений русской и мировой литературы, знакомство с литературоведческими понятиями. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их литературного развития, жизненного и читательского опыта. Задача литературного образования – формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; накопление опыта освоения литературных произведений; воспитание квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, умеющего воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. 218 Развитие читательских умений на уроке литературы отвечает задачам формирования функциональной (читательской) грамотности: выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения как между собой, так и с произведениями других видов искусства; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования закреплён системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающегося в учебную деятельность. Специфика работы, которую осуществляют обучающиеся на уроке литературы, заключается в совмещении и коммуникативной, и «квазилингвистической», и читательской деятельностей. Учебной коммуникативной деятельностью принято называть деятельность участников диалога на уроке литературы с целью понять друг друга. В процессе такой деятельности обучающийся проявляет себя как говорящий, создает устные и письменные высказывания, грамотно оформляет свои мысли в речи, а в позиции слушающего – понимает услышанный или прочитанный текст. «Квазилингвистической» деятельность обучающихся на уроке литературы называют потому, что она напоминает деятельность лингвиста, исследователя речи, – изучение языковых особенностей текстов, выявление языковых текстообразующих средств, осмысление языковых особенностей высказываний разных авторов. Эта работа представляет собой анализ языковых средств и конструкций, использованных авторами для передачи того или иного смысла, обобщение полученных данных и формулирование выводов. Под читательской деятельностью полагается целенаправленный мотивированный процесс понимания письменной речи автора как квазисобеседника, где понимание является универсальной операцией мышления, связанной с усвоением 219 нового содержания. В основе компетенций читательской грамотности лежат речемыслительные способности применять читательские умения в той или иной ситуации, требующей процесса чтения. Это, во-первых, способность находить и извлекать информацию; во-вторых, интегрировать и интерпретировать информацию; в-третьих, осмысливать и оценивать содержание и форму текста: содержание текста или его элементов относительно целей автора, форму текста, целесообразность использованных автором приёмов; понимать назначение структурной единицы текста; оценивать полноту, достоверность информации; обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; в-четвёртых, использовать информацию из текста для решения практических задач, формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста; предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте; выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Остановимся на тех общедидактических умениях, метапредметных навыках, без формирования которых невозможно осуществление обучающимися деятельности познания. Во-первых, это развитие у обучающихся навыка самостоятельного определения цели учебной деятельности. Целеполагание тесно связано со способностью обозначать, очерчивать предполагаемый результат труда, моделировать тот идеальный продукт, который необходимо получить в ходе работы. Во-вторых, для того чтобы планы могли быть осуществлены на деле, необходимо научить обучающихся подыскивать нужные средства, способы и методы достижения результата. Иначе говоря, обучающимся необходимо понимать, исходя из каких условий, при помощи каких средств и как нужно действовать, чтобы достичь цели. В- третьих, если мы не научим обучающегося корректировать полученный результат согласно воображаемому идеальному продукту, мы не сможем его научить добиваться нужного результата. Описываемая работа требует активизации мышления обучающихся, вооружения их конкретными аналитическими моделями понимания |