Главная страница
Навигация по странице:

  • Таблица для работы с определением «Честь офицера»

  • «Высказывания об офицерской чести великих русских адмиралов, генералиссимуса, военных историков»

  • Тексты для определения принципов понятия «Честь офицера» 1. группа

  • Методическая разработка мероприятия по внеурочной деятельности интеллектуально-ситуативная игра «Отцы и дети» Маркина Вероника Владимировна

  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СИТУАТИВНОЙ ИГРЫ «ОТЦЫ И ДЕТИ»

  • Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «В жизни всегда есть место подвигам» (технологическая карта внеклассного мероприятия в 8-9 классах)

  • Иванова Асия Джаударовна, Васильева Оксана Александровна

  • Технологическая карта внеурочного занятия в 8-9 классах Материалы

  • Сборник внеурочных разработок МО. Федеральное государственное казенное образовательное учреждение Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации


    Скачать 2.27 Mb.
    НазваниеФедеральное государственное казенное образовательное учреждение Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации
    Дата28.11.2022
    Размер2.27 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСборник внеурочных разработок МО.pdf
    ТипМетодическая разработка
    #816590
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Рефлексия
    Приём «Три М»
    Провожу рефлексию, используя приём
    «Три М», предлагаю нахимовцам
    назвать три момента, которые у них
    получились хорошо, и предложить одно
    действие, которое улучшит их работу
    на следующем классном часе.
    Акцентирую внимание на том, что
    нахимовцы являются преемниками
    русских морских офицеров, для которых
    понятие «честь офицера» - это
    внутреннее нравственное достоинство,
    доблесть, честность, благородство
    души и чистая совесть. Развивать в
    себе настойчивость, упорство в
    достижении
    цели,
    в
    умении
    преодолевать преграды, формировать
    готовность
    к
    самовоспитанию,
    противостоять негативным явлениям
    окружающей социальной среды – это и
    есть дело чести. Народная мудрость
    гласит: «Душа — Богу, сердце —
    женщине, долг — Отечеству, честь —
    никому».
    Принимают участие в рефлексии.
    Ставят новые вопросы и задачи на будущее.
    Оценивают свою деятельность.
    Личностные
    Осуществление эмоциональной рефлексии
    Регулятивные
    Оценка своей деятельности

    Список литературы:
    1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 тт. «ОЛМА Медиа Групп», 2008 г.
    2. Иноземцев В.А. Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия. Кодекс чести военных офицеров – от прошлого к будущему.
    3. Овчинников В. Д. Адмирал Ф.Ф. Ушаков: влияние деятельности на строительство отечественного флота и развитие военно-морского искусства (вторая половина XVIII – начало XIX в.) Кандидатская диссертация по специальности 07.00.02 - Отечественная история (ист. науки). 2016г.
    4. Овчинников В. Д. Адмирал Федор Ушаков [Текст] : святой праведный воин / Владимир Овчинников. - Ярославль :
    Акад. 76, 2015. - 654, [2] с., [16] л. цв. ил., портр., факс. : ил., портр., факс.; 25 см.; ISBN 978-5-906040-23-7 : 1200 экз.
    5. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.80 000 слов и фразеологических выражений
    /
    Российская академия наук
    Институт русского языка им. В. В. Виноградова
    . — 4-е изд., дополненное. — М.:
    Азбуковник, 1999. — 944 с. —
    ISBN 5-89285-003-X
    6. Стрельников В.А, кандидат исторических наук, доцент. История становления и традиции офицерского корпуса
    Русской армии. Честь офицера как нравственная ценность. (
    http://voenn.info/docs/ogp/ogp-kl/2016/2016-07-1.shtml

    Приложение 1
    Таблица для работы с определением «Честь офицера»
    Понятие
    Содержание
    «Честь» самостоятельное определение
    «Честь» определение по источнику информации
    «Офицер»
    «Честь офицера»
    Приложение 2
    «Высказывания об офицерской чести великих русских адмиралов, генералиссимуса, военных историков»
    1.
    Полковник Генерального штаба М. С. Галкин (1866-1920г.г.) сказал: «Честь - святыня офицера... она высшее благо... честь - награда в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость.
    Честь не знает ни тягостей, ни опасностей... честь не терпит и не выносит никакого пятна».
    2.
    Д.А. Волкогонов, военный историк и публицист: «Честь офицера — это выражения сознания им своего достоинства и готовности к выполнению воинского долга перед обществом».
    3.
    Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов: "Честь моя мне всего дороже, покровитель ей Бог. Господь дарует мне жизнь для блага Государства. Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека; но я заключал доброе имя мое в славе Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Я забывал себя там, где надлежало помнить о пользе общей».
    4.
    Федор Федорович Ушаков: «Всем моим состоянием предан службе и ни о чем более не думаю, как об одной пользе государственной; смерть предпочитаю я бесчестному служению» «неустрашимого, искусного во бранях, неутомимого в трудах, преисполненного верности к Отечеству, усердия к службе, честности и правдолюбия, руководствуемого всегда правилами добродетели и старающегося о покорении малейших человеческих слабостей…».
    5.
    Нахимов: «Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живешь, и мундир, который носишь».

    6.
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Дворянин Андрей Петрович Гринев дает наставление сыну:
    «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
    Приложение 3
    Тексты для определения принципов понятия «Честь офицера»
    1. группа.
    Важнейшим критерием понимания воинской чести являлось личное достоинство офицера, которое подразумевает уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение. В дореволюционной
    России чувство собственного достоинства воспитывалось с детства и затем шлифовалось в кадетских училищах, военных гимназиях, а позже в академиях. В отношении личного достоинства офицерство всегда стояло на недосягаемой высоте. Известный военный писатель и публицист XIX в. генерал-майор М.С. Галкин, в частности, отмечал: «Честь – святыня офицера, она высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь – его награда в счастье и утешение в горе... Честь не терпит и не выносит никакого пятна» [4, c.28].
    2. группа
    Одним из принципов офицерской идеологии было убеждение, что высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Кадровый военный при любых обстоятельствах должен был сохранять свое личное достоинство как составляющую достоинства своего звания.
    «Чувство чести требует, чтобы офицер во всех случаях умел поддержать достоинство своего звания на той высоте, на которой должно находиться достоинство этого класса общества, несущего на себе священную обязанность защищать престол и отечество». Находясь в публичном месте, офицеру полагалось не забывать, что он не только образованный человек, но и представитель всей офицерской корпорации. Поэтому русскому офицеру предписывалось бывать только в тех обществах, где «господствуют добрые нравы», воздерживаться от посещения сомнительного рода заведений, не увлекаться вином или азартными играми, не предпринимать никаких действий, могущих бросить тень на него лично, а тем более на весь корпус офицеров. Офицеру не
    полагалось принимать на себя обязательства, которые могли бы его скомпрометировать, как, например, игра на бирже или участие в сомнительных коммерческих мероприятиях [5, c.10].
    3. группа
    Представления о благородстве воинского дела имели давние традиции. В изданной для офицеров книге
    «Наставление к самодисциплине и самовоспитанию» на этот счет сказано следующее: «Офицерское сословие есть благороднейшее в свете, так как его члены не должны стремиться ни к выгоде, ни к приобретению богатства или других земных благ, но должны оставаться верны своему высокому, святому призванию, руководствуясь во всем требованиями истинной чести и сосредотачивая все мысли и чувства на самоотверженной преданности своим военачальникам и отечеству». Вот с какими словами обращался к кадетам и юнкерам великий князь
    Михаил Павлович, долгое время руководивший военно-учебными заведениями Российской империи: «Военная служба, сия благороднейшая служба, сколь представляет она вам в будущности славы! Слава на поле битвы для благородной души сколь имеет отрады... и если участь удручила пасть на нем, то остается память. Но это ли одна слава военного? Ежечасное самоотвержение, постоянство и терпение в трудах, без ропота, без устали, сколь они почтенны! Достойный офицер обязан, прежде всего, повиноваться начальникам и наблюдать неукоснительно за исполнением их приказаний. Повиновение же должно быть искренне и безусловно. Помните всегда, что настоящая честь военного человека состоит в благородном поведении» [4, c.29].
    4. группа
    Подлость, двуличие, криводушие, нарушение взятых на себя обязательств были нетерпимы в офицерской среде. Офицер не должен был легко давать свое честное слово. Фраза «даю слово офицера» считалась сильнейшим моральным обязательством, и нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию. «Верность слову, не только клятве, всегда отличала офицера. Измена слову, фальшь – низость, недостойная звания его». Генерал-лейтенант Э.Ф. Свидзинский, писал: «Слово офицера должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства – пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят офицерское звание и не могут быть терпимы». Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слова и, в особенности, «честного слова». Готовность рисковать
    жизнью для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, а также честности, выработки привычки отвечать за свои слова. «Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения, считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов. Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль. Дуэль как способ защиты чести несла еще и особую функцию, утверждала некое офицерское равенство, не зависящее от служебной иерархии» [4, c.18].
    5. группа
    С понятием офицерской чести неразрывно была связана неприкосновенность личности офицера. Ничто, кроме оружия, не могло касаться его. На страже неприкосновенности его личности стояли и закон, и моральные нормы. Офицер не мог подвергаться никаким телесным наказаниям, так как это унижало его достоинство.
    «Офицер, подвергшийся оскорблению действием, т.е. побоям, должен был уходить со службы, так как считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию как таковому». Подчас, например, случались происшествия, когда офицер подвергался нападению на улице со стороны хулиганов и не имел возможности избежать этой ситуации. Тем не менее, в таких случаях он вынужден был подавать в отставку, как не сумевший сохранить достоинство офицерской чести [4, c.7].
    6. Группа
    Честь офицера – это, в том числе, и здоровое чувство честолюбия (не путать с самолюбием или тщеславием), которое всегда было присуще русскому воинству. Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. «Доблестное честолюбие», гордость за свою профессию рассматривалось как одно из самых важных качеств офицера. Петр I, Екатерина II, все русские полководцы ставили честолюбие на одно из первых мест среди воинских добродетелей. Они понимали, что чувство здорового честолюбия имеет большое значение в период военных действий, когда каждый рассчитывает, что его геройский поступок будет замечен и должным образом оценен. Военные публицисты прошлого отмечали:
    «Нигде жажда славы и истинное честолюбие, а не тщеславие, так не важно, как в офицерском кадре. Служба военная в денежном отношении, безусловно, невыгодна и вознаграждает лишь того, кто увлечен военной славой
    и для кого роль руководителя кажется заманчивой и соединена с ореолом величия». И еще одно замечательное высказывание М.И. Драгомирова по этому поводу: «Нам нужен офицер, обожающий свой мундир, свой быт, все особенности военной службы с ее лишениями и опасностями, – офицер, которого ни за какое жалованье нельзя было бы сманить ни в акциз, ни на железную дорогу, чтобы все это казалось ему скучным, неприветливым, совершенно чуждым его сердцу». Кодекс чести предписывал офицеру «вкоренять у себя и своих подчиненных истинное и высокое честолюбие, побуждающее к преодолению трудностей и опасностей, к славе и подвигам» [4,
    28].

    Методическая разработка мероприятия по внеурочной деятельности
    интеллектуально-ситуативная игра «Отцы и дети»
    Маркина Вероника Владимировна,
    педагог-организатор,
    ФГКОУ «Тульское суворовское военное училище МО РФ»
    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
    Актуальность данного мероприятия продиктована тем, что в последние годы стало заметно падение популярности семейных отношений, как стиля поведения в обществе, ценности материнства и отцовства. Среди представителей молодого поколения популярно мнение о том, что семья как форма отношений изживает себя. Такое утверждение небезосновательно: действительно, из сознания молодого поколения плавно вытесняются ценности дружной, многодетной, многопоколенной семьи.
    Для суворовцев, будущих военных, актуальность семьи только возрастает. С одной стороны, мальчики практически лишены семьи, так как ежедневно находятся в училище, вдали от дома, многие лишены отцовского воспитания. Его отсутствие с лихвой компенсируется офицерским воспитанием в училище, но при этом ощущается дефицит материнского влияния. При этом мальчишки – будущие военные - должны быть ориентированы на семейные ценности. А у многих из них превалируют современные настроения популяризации поздних браков, гражданских союзов. Становится необходимым менять ориентированность суворовцев на русские семейные традиции. Данное мероприятие и нацелено на формирование у суворовцев потребности в будущем иметь семью, потребность сохранять мир и любовь в семье.
    Формой мероприятия была выбрана интеллектуально-ситуативная игра. Данная форма является нестандартной, предполагает высокую активность учащихся, эмоциональные всплески, высокую концентрацию интереса к происходящему, что обеспечивает вероятность достижения воспитательных задач.
    К участию в игре были приглашены суворовцы и их родители. Это способствовало сплочению родителей и суворовцев посредством включения в совместную творческую деятельность, обогащение отношений детей и родителей
    через эмоциональное общение. Решались задачи поддерживания у родителей интереса к внеклассным делам их детей, развития взаимопонимания родителей и детей при условии их редкого контакта.
    Новизна данного мероприятия заключается в подходе к его содержанию, который не предполагает нравоучений, лекционного содержания, элементов доклада, информирований, к которым привыкли суворовцы. Ценность интеллектуально-ситуативной игры заключается, прежде всего, в том, что она способствует формированию ценностного отношения к традиционной семье ненавязчиво, избегая сопротивления. Также важно, что данное мероприятие не требует подготовки от суворовцев и родителей, которые и без того заняты.
    Для успешной реализации поставленных целей и задач при проведении мероприятия используются следующие технологии: технология критического мышления, проблемно-диалогическая технология, технология сотрудничества и ситуативная технология, диалогический, личностный, деятельностный подход. Использовались следующие познавательные методы мотивации суворовцев: эмоциональные - поощрение, создание ситуации успеха, поддержка; познавательные - выполнение творческих заданий, опора на жизненный опыт, совместная деятельность с родителями.
    При планировании мероприятия учтены возрастные и индивидуальные особенности подростков.
    Данное мероприятие может быть использовано классными руководителями, воспитателями, педагогами- организаторами образовательных учреждений при необходимости сплочения родительского и ученического коллектива, привлечения интереса родителей к жизни образовательного учреждения, воспитательному процессу, установления доверия между образовательным учреждением, родителями и детьми.
    Рекомендуется данное мероприятие проводить в помещении, в котором возможно рассадить участников по кругу
    – обозначая тем самым, что мы все равны, мы видим каждого и находимся рядом с каждым, мы единый коллектив.
    Желательно наличие затемнения для более комфортной демонстрации видеороликов и презентации. При включении в дискуссию тридцати и более участников необходимо три микрофона.
    Для участия в интеллектуально-ситуативной игре рекомендуется пригласить не менее десяти родителей. Их следует заранее разделить на активных участников (тех, кто будет сидеть за столом игроков и активно обсуждать проблемы) и пассивных (тех, кто будет просто присутствовать на мероприятии, при желании, комментировать происходящее).
    При подготовке к игре необходимо провести анкетирование детей и родителей, в ходе которого можно будет понять, насколько одинаково они смотрят на человеческие ценности. Из этого можно будет сделать вывод по проблеме - они смотрят на один и тот же предмет по-разному, потому что в разных социальных ролях, либо у них практически одинаковые взгляды, и их проблемы общения не лежат в этой плоскости. От этого зависит содержание мероприятия.

    Перед проведением игры желательно озвучить её участникам первые обсуждаемые вопросы, для того, чтобы сократить время обдумывания непосредственно на мероприятии, и преодолеть барьеры скованности.
    Для проведения интеллектуально-ситуативной игры «Отцы и дети» рекомендуется использовать:
    1. «Гимн молодёжи Тулы» (Макс Ларичев), «Кто, если не мы?» (группа «Челси»), «Я люблю тебя, Россия»
    (Молодёжь России), «Наш успех рожден в России» (Мария Булавина), «Вперёд, Россия!» (М.Тишман) (песни используются до начала мероприятия)
    2. Ролик «Человек и дерево» (рок-группа «Сплин», с ролика начинается мероприятие, используется только его музыкальная часть, до начала слов)
    3. «У нас молодых впереди года…» (ВИА «Самоцветы», используется на выход родителей)
    4. «Начало дня» (Батишта feat Женя Петрова, используется на выход суворовцев)
    5. Мотивационный мультфильм «Бревно» (https://www.youtube.com/watch?v=DVCpiIjmtCk)
    6. Социальный ролик «Прививка любви» (канал «Жизнь», https://www.youtube.com/watch?v=FHSd5CSSxxw)
    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СИТУАТИВНОЙ ИГРЫ «ОТЦЫ И ДЕТИ»
    ЦЕЛИ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: предоставление суворовцам возможности продемонстрировать и повысить свою компетентность по теме, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения поставленных задач.
    РАЗВИВАЮЩАЯ: стимулирование творчества суворовцев, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов.
    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формирование у суворовцев потребности в будущем иметь семью, потребность сохранять мир и любовь в семье.

    ЗАДАЧИ
     научить рассматривать проблему с разных сторон, вставать на место оппонента, понимать то, что им движет; научить использовать этот опыт в примирении при конфликте;
     выработать уважительное отношение к другому мнению; отказ от восприятия превосходства какой-либо точки зрения; воспринимать критические замечания в свой адрес.
     развивать коммуникативные навыки: анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы; обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию; развивать умение анализировать проблемную ситуацию; развивать умение формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику; развивать умение точно выражать свои мысли в выступлении, говорить кратко и по существу; развивать умение слушать и взаимодействовать с другими участниками; развивать умение выступать публично.
    ФОРМА
    МЕРОПРИЯТИЯ:
    Интеллектуально-ситуативная игра
    Познавательные
    УУД:
     осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
     анализируют и обобщают, доказывают, делают выводы, определяют понятия; строят логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне; осуществляют синтез;
     осуществляют сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
     строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
     развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.
    Коммуникативные
    УУД:
     формулируют собственное мнение и позицию, аргументирует и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
     осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, умеют убеждать;
     адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое контекстное высказывание.
    Регулятивные УУД:
     учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
     планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления;
     самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы;
     вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
     понимают причины возникающих затруднений, осуществляют поиск способов выхода из ситуации.

    Личностные УУД:
     осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы;
     учатся видеть и предотвращать конфликтную ситуацию; владеют некоторыми приемами выхода из конфликта.
     решает моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, их мотивов и чувств;
     интерпретирует чувства других, владеет приемами коррекции;
     твёрдо убеждены в ценности семьи, ориентированы на семейные ценности.
    ТЕХНОЛОГИИ
    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
    ТЕХНОЛОГИИ
    ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ, ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    1. Технология критического мышления.
    ЦЕЛЬ
    ПРИМЕНЕНИЯ
    ТЕХНОЛОГИИ: способствование социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
    ЭТАПЫ:

    «Введение в дискуссию». Цель: повышение интереса к теме, самостоятельное вскрытие проблемы, стимуляция познавательной активности.

    «Основной этап». Цель: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе; формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.
    2. Проблемно- диалогическая технология.
    ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ: самостоятельное формулирование и решение проблемы – «Введение в дискуссию», «Основной этап».
    3. Педагогическая технология сотрудничества.
    ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ: обучение в сотрудничестве, создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

    «Основной этап». Цель: создание межличностной атмосферы, которая поможет устранить преграды на пути творческого и продуктивного решения задач; развитие творческих способностей; создание условий для большей заинтересованности в теме; стимуляция в достижении результата.
    4. Ситуативная технология.
    ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ: разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение – «Основной этап».
    Этап
    урока
    Форма/
    приемы
    Деятельность учителя
    Деятельность
    учащихся, родителей
    Результат
    Ресурс

    I Подго- тови- тельный этап
    Ранжиро- вание
    ЦЕЛЬ ЭТАПА: определение и ранжирование ценностей родителей и детей; поиск общего и отличного; анализ различий.
    Составляет вопросы ранжирования, проводит
    ранжирование среди суворовцев и родителей.
    Выполняют ранжирование по двум анкетам (анкеты во вложении)
    Осуществление личностной рефлексии.
    160 анкет
    II Введе- ние в дискус- сию.
    Мотива- ционный этап.
    Просмотр видео- заставки
    Приём использова- ния видео метафоры
    Приём парафраз
    Уточняющие вопросы
    Разделение на группы, групповая работа
    ЦЕЛЬ ЭТАПА: постановка и актуализация темы, проблемы; создание мотивации к обсуждению.
    Включается видеозаставка.
    Добрый день, дорогие друзья, уважаемые коллеги, родители. Я приветствую всех вас на интеллектуально- ситуативной игре «Отцы и Дети»!
    И сразу вопрос: какие превращения вы заметили в заставке нашей программы?
    Все молодые люди ведут себя определённым образом, потом взрослеют, забывают свою молодость или меняют принципы и своим детям не разрешают вести себя так, как они вели себя сами. Так?
    И когда это закончится?
    Проблема непонимания поколений вечна?
    Отлично, вот сегодня мы с вами и поднимем вечную проблему всех времён и народов – «проблему отцов и детей»!
    Соответственно, участниками нашего мероприятия являются не только дети, но и их родители. Прошу приветствовать громкими аплодисментами…(представляет родителей, которые
    занимают места перед зрителями)
    Сегодня сопротивляться родительскому контролю будут суворовцы 5 курса (представляет суворовцев, которые
    занимают свои места перед зрителями):
    Наши участники заняли свои места и мы как-то сразу разделились на два лагеря «отцов» и «детей». И, наверное, у каждой из сторон есть, что сказать противоположной…
    Смотрят видео заставку.
    Аплодируют.
    Отвечают на вопросы.
    Родители выходят на сцену и присаживаются за стол «отцы», суворовцы выходят на сцену и присаживаются за стол «дети».
    Образное восприятие темы. Косвенное сообщение информации в виде образного подачи.
    Стимулирование переосмысления и уточнение сказанного
    Обозначение конфликта.
    Активизация зрителей.
    Заставка
    «Человек и дерево»
    Презента- ция
    (логотип ток-шоу)
    Музыкаль- ная отбивка.

    Упражнение
    «Ассоциа- ции».
    Уточняющие вопросы.
    Прием незакончен- ного предложения.
    Парафраз.
    Приступим.
    Уважаемые родители, какие у вас ассоциации при словосочетании «современные дети»?
    Чем может ответить поколение «Y»? Какие у вас ассоциации со словосочетанием «современные родители»?
    Ответьте на вопрос, какие ассоциации, высказанные вами в первом и во втором случае, превалируют - положительные или отрицательные?
    Как вы думаете, почему?
    И вы хотели бы, чтобы было по-другому…
    Итак, дети: сидят в компьютере, избегают ответственности, хотят только развлечений…Родители: забыли, какими они сами были, не понимают детей, не доверяют, опекают, постоянно заняты…
    Дети хотят одного, а родители другого? Так?
    Конфликт обозначен и мы начинаем интеллектуально- ситуативную игру «Отцы и дети»!
    Отвечают на вопросы.
    Приходят к мнению: что на плохое острее обращается внимание, а хорошее воспринимается, как и надо.
    Сосредотачи- ваются на проблемах взаимоотноше- ния родителей и детей.
    Обозначение аспектов позиционного противостояния
    III Осно- вной этап
    Фронтальное обсуждение, уточняющие вопросы
    Задевающее утверждение.
    Приём «Нет- стратегия»
    Парафраз.
    ЦЕЛЬ ЭТАПА: собрать максимум мнений, идей, предложений по теме, соотнося их друг с другом.
    И сразу у меня для вас всех вопрос на засыпку – что это?
    Какой она формы?
    Итак, самый популярный ответ – КРУГЛОЙ ФОРМЫ. И это правильный ответ, если мы смотрим на тарелку… под этим углом зрения.
    А если на неё посмотреть отсюда? Какой она формы?
    Правильно, круг, трапеция, усеченный конус… а мы говорим об одной и той же тарелке. Какой вывод можно сделать?
    Разумеется, этот вывод работает только на примере с тарелкой.
    Не верю. Приведите пример.
    Я правильно понимаю, что к проблеме отцов и детей можно относиться тоже по-разному, смотря с какой
    Отвечают на вопросы:
    «Тарелка. Круглой»
    «Трапеции, усечённого конуса»
    «Нет»
    Приводят пример конфликта из личного опыта.
    Захват внимания, активизация аудитории.
    Побуждение четче оформлять и аргументи- ровать мысли.
    Активно стремятся опровергнуть
    Предмет – глубокая тарелка

    Анализ результатов анкети- рования.
    Предполо- жение.
    Уточняющие вопросы
    Приём сравнения.
    Приём
    «Согласен-не согласен»
    Прием незакончен- ного предложения позиции подходить: с позиции отцов или с позиции детей.
    Проверим, так ли это…
    Не так давно среди родителей и суворовцев, а также педагогического состава нашего курса проводился анонимный опрос.
    Прошу вопросы вывести на экран.
    Итак, варианты перед вами - качества, которыми должен обладать «самый лучший родитель в мире».
    Уважаемые родители, как по-вашему, какие три качества были наиболее популярны в ваших ответах?
    Проверим так ли это!
    Итак, «Самый лучший родитель» по мнению… родителей перед вами.
    Уважаемые родители, можете прокомментировать результаты.
    Дети? Для вас ожидаем выбор родителей или вы ждали, что у родителей будут популярны другие качества? Какие?
    А какие качества, на ВАШ ВЗГЛЯД, стали бы популярными в ваших ответах на этот же вопрос? Эти же или другие?
    Уважаемые родители? Ваше мнение?
    Прошу вывести на экран результаты опроса детей: «Самый лучший родитель» по мнению … детей.
    Вот каким видят самого лучшего родителя в мире сами дети!
    Так уж ли отличаются представления «отцов и детей» о лучшем в мире родителе?
    Уважаемые зрители, прокомментируйте, варианты ответов.
    Что больше в ответах детей и родителей на этот вопрос: совпадений или различий?
    Таким образом, пока мы смотрим на «тарелку»…
    Тогда где-же мы расходимся? Продолжаем.
    Любопытно, а какими качествами наделили детей сами
    Предполагают, называют качества.
    Говорят, о том, что правы, и результаты ранжирования подтверждают их мнение.
    Приходят к мнению, что есть отличия и совпадения.
    Суворовцы из числа зрителей комментируют результаты, соглашаясь или не данное суждение и изложить свою точку зрения.
    Стимуляция переосмысле- ния и уточнения сказанного.
    Отработка логических действий анализа и синтеза, обобщения, установление аналогий.
    Анализируют
    (выделяют главное, разделяют на части), обобщают, доказывают, делают выводы, строят логически обоснованные
    Презента- ция
    (вопросы ранжи- рования)
    Презента- ция
    (результаты ранжи- рования)
    Презента- ция
    (результаты ранжиро- вания)
    Презента-

    Риторичес- кий вопрос.
    Предполо- жение.
    Приём
    «Согласен-не согласен»
    Приём сравнения.
    Просмотр мотивацион- ного мультфильма
    Приём незакончен- ного приложения.
    Приём
    «Альтернати- ва»
    Предположе- ние. дети и их родители…
    Перед вами предложенные для выбора качества.
    Уважаемые родители, какие, по вашему мнению, качества поставили на первые три места ваши дети?
    Товарищи суворовцы, вы согласны?
    Итак, какими качествами должны обладать сын или дочь в идеале, по мнению детей. Результаты перед вами.
    Зачитайте самые популярные ответы.
    А как на этот вопрос ответили родители? Зачитайте самые популярные ответы.
    Есть ли пересечения в ответах детей и родителей по поводу идеальных сына или дочери? Почему?
    Судя по тому, что в ответах родителей и суворовцах по последнему ранжированию общего мало, делаем вывод, что мы всё-таки по-разному смотрим на вещи.
    А почему?
    Почему родители дети по-разному смотрят на вещи?
    У меня заготовлен небольшой мультфильм на эту тему.
    Внимание на экран.
    Разное мнение было у 2 буйволов?
    Почему у них было разное мнение?
    Какой мы можем сделать вывод?
    То есть, скорее всего, родители вас… что?
    Прислушивайтесь, господа!
    Но может ли быть обратная ситуация, когда прав ребёнок?
    Как вы думаете, если вам посчастливиться поменяться местами, вы измените свои точки зрения?
    Если вы на проблему отцов и детей посмотрите не с привычной своей стороны, а со стороны другого человека
    – ваш взгляд может измениться…
    Проверим.
    Прошу вас, уважаемые родители и дети поменяйтесь соглашаясь с ними.
    Называют качества.
    Соглашаются или не соглашаются.
    Зачитывают.
    Зачитывают.
    Приходят к тому, что пересечений нет.
    Родители хотят видеть своих детей одними, а сами дети хотят быть другими.
    Для детей актуальны другие качества.
    Смотрят мультфильм.
    Отвечают на вопросы.
    Приходят к утверждению, что поменявшись местами могут поменять точки зрения.
    Суворовцы переходят рассуждения
    Устанавливают сходства и отличия качеств, создают проблемную ситуацию.
    Учатся: понимать других, доказывать, делать выводы ция
    (вопросы ранжиро- вания)
    Презента- ция
    (результаты ранжиро- вания)
    Мотива- ционный мульт- фильм
    «Бревно»

    Игровая ситуация местами.
    Теперь представимся заново.
    Как известно, для того чтобы лучше понять другого человека нужно встать на его место!
    Ситуация следующая.
    Время 6 часов вечера. На улице хорошая погода, ребёнок просится на улицу – во дворе уже все друзья собрались – намечается крутая игра в футбол. Но ребенок не выполнил свою обязанность - не нарисовал стенгазету. В принципе, он может её нарисовать и вечером после футбола. Но, как показывает практика, он либо нарисует плохо, чтобы отвязались, либо вообще прощает себе эту обязанность. А утром ребёнка с этой газетой ждут в школе.
    Итак, ситуация более чем простая.
    Конфликт между обязанностью и интересом.
    Товарищи «родители», вам звонил классный руководитель и просил проконтролировать рисование стенгазеты, т.к. утром в школе будет проверка и стенгазета должна висеть.
    ВЫ КЛЯТВЕННО ОБЕЩАЛИ!
    Товарищи «дети», погода … шепчет!... как назло, приехали все ваши друзья, все они там… сейчас кричат… зовут вас!
    Один шаг… и вы на улице…
    Прошу вас. Ваши действия.
    Итак, закончили.
    Вопрос, товарищи «дети», почему вы вообще отпрашивались, а не сели рисовать? Где ваша
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Вы же все родители!
    Товарищи «родители», почему вы запрещали? Вы, кому так знакома эта ситуация, не пустили детей гулять из-за какой-то газеты!
    Я не ставила вам задач отпроситься или не пустить. Я просто обрисовала вам ситуацию. Вы поставили эти задачи сами себе только потому, что поменялись ролями. Вы на за стол «отцов», родители переходят за стол «детей».
    «Дети» - бывшие родители представляются:
    «Светочка, Игорёк…»
    «Родители» - бывшие дети представляются:
    «Илья Дмитриевич,
    Никита
    Максимович…»
    «Дети» начинают проситься гулять,
    «родители» не пускают их и заставляют рисовать газету.
    Эмоциональная разрядка
    Учатся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
    Создание ситуации позиционного ролевого противостояния.
    Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют
    Музыкаль- ная отбивка
    минуты стали другими людьми и уже приняли их правила игры, которыми вы в обычной жизни недовольны.
    Но меня волнует другое – мы можем миллион аргументов привести в подтверждение того, что мы разные. Но хочется другого – понять, в чём мы пересекаемся?! Что может объединить отцов и детей? и координирует её с позициями партнёров.
    VI Подве- дение итогов, рефле- ксия
    Творческое задание.
    Приём перевода слова в образ, символиза- ции.
    Просмотр видеоролика, фронтальное обсуждение.
    Фронтальная
    ЦЕЛЬ ЭТАПА: обозначение точек соприкосновения в решении проблемы; выработка согласованного мнения.
    Я прошу вас вновь вернуться в свои роли. Вы опять дети, а вы опять родители (меняет местами таблички на столах
    отцов и детей)
    У вас задание: нарисуйте правила, следуя которым и родитель и ребёнок будут счастливы вместе. На выполнение задания я вам даю 10 минут. После чего попрошу объяснить то, что вы нарисовали. Время пошло.
    А для вас, уважаемые зрители я предлагаю видеоролик
    «Прививка любви». Просмотрев его, ответьте, пожалуйста, что такое «прививка любви»?
    Учитель демонстрирует видеоролик.
    Итак, пока наши команды заняты выполнением творческого задания, продолжим дискуссию с вами, уважаемые зрители. Как вы поняли из просмотра фильма, что такое прививка любви?
    Все прививки ставят в процедурной в поликлиниках, а как поставить прививку любви? Вам родители поставили такую прививку? Как?
    Каждая команда на ватмане изображает абстрактный рисунок или рисунки, которые обозначают решение проблемы «отцов» и
    «детей»
    Просматривают ролик, формулируют ответ на вопрос.
    Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт.
    Поиск творческих решений проблемы в процессе рождения новых ассоциативных связей.
    Превращают мысль в ассоциацию.
    Расшифровы- вают символы, образы.
    Способ метафоричного выражения выхода из
    Презента- ция
    (логотип)
    Два ватмана, цветные маркеры
    Видеоро- лик
    «Прививка любви»
    рефлексия.
    Проецирова- ния ситуации на себя.
    Методичес- кий прием обсуждения рисунков – метафор.
    Графический приём подведения итогов
    А вы будете прививать своих детей прививкой любви?
    Как?
    Итак, время закончено. Я предоставляю слово детям.
    Спасибо. Слово родителям.
    Уважаемые зрители, есть ли у вас то, что вы хотели бы добавить к сказанному?
    Итак, много в нас, взрослых и детях, различного?
    А что между нами общего?
    Скажите, уважаемые родители, что теперь будет, если вашему ребёнку очень захочется поиграть в футбол в то время, когда он должен будет рисовать газету?
    А вы, товарищи суворовцы? Как вы будете теперь поступать при столкновении ваших интересов?
    А я, друзья мои, могу подвести итог всему нашему сегодняшнему общению одним жестом.
    Прошу вас, команда «отцов» и «детей» встать по обе стороны от меня, со своими плакатами, так, чтобы плакаты соприкасались друг с другом.
    Итак, что же может нас таких разных объединить?
    Подвожу итог одним жестом (объединяет два листа в одно
    сердце красным маркером)ЛЮБОВЬ!
    Ибо только она… стирает все границы,… сглаживает все несправедливости, …прощает все обиды!
    Никогда не забывайте, что нет ничего сильнее любви родителей к детям и любви детей к родителям!
    Позвольте себе стать счастливыми!
    А я с вами прощаюсь, до новых встреч!
    Дети и родители расшифровывают свои рисунки.
    Зрители добавляют, то, что по их мнению объединяет семью.
    Приходят к убеждению, что главное между родителями и детьми
    – само стремление видеть общее, а не различное, не обижать и обижаться, а идти на компромисс.
    Встают по обе стороны от педагога. проблемы.
    Подтверждают, закрепляют вывод, сделанный ими самими при помощи образа.
    Формулируют вывод, делает выбор, осознает необходимость следования данному выбору.
    Музы- кальная заставка

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Проранжируйте предлагаемый список качеств, на ваш взгляд,
    САМОГО ЛУЧШЕГО РОДИТЕЛЯ в мире, учитывая, что самое важное, по вашему мнению, качество получает ранг 1, а самое не важное - 18.
    Самый лучший в мире родитель:
    1. Богатый, известный, имеющий власть, успешный___
    2. Добрый, любящий, заботливый ___
    3. Честный и искренний, справедливый ___
    4. Гибкий и дипломатичный, умеющий слушать и слышать ____
    5. Последовательный в требованиях и обещании ____
    6. Жертвующий всем ради меня ___
    7. Предоставляющий мне столько свободы, сколько мне надо __
    8. С чувством юмора ____
    9. Проводящий время вместе со мной, разделяющий мои интересы___
    10. Готовый прийти на помощь и поддержать в трудную минуту _
    11. Ведущий здоровый образ жизни, физически развитый ___
    12. Умный, образованный ___
    13. Современный ___
    14. Надёжный ____
    15. С активной жизненной позицией ______
    16. Авторитарный ___
    17. Трудоголик____
    18. Обладающий твёрдостью и силой духа ___
    Проранжируйте предлагаемый список качеств, которыми, как вы считаете, должен обладать ребёнок (сын, дочь) в идеале, учитывая, что самое важное, по вашему мнению, качество получает ранг 1, а самое не важное - 19.
    Любой ребёнок в идеале должен быть:
    1. Талантливым, выделяющимся способностями ___
    2. Воспитанным умеющим правильно себя вести ____
    3. Ответственным ____
    4. Самостоятельным ____
    5. Честным и искренним ____
    6. Любящим родителей, берущим с них пример ____
    7. С активной жизненной позицией ___
    8. Трудолюбивым _____
    9. Добрым, заботливым ____
    10. Справедливым ____
    11. Умным, развитым, любознательным ____
    12. Успешным ____
    13. Ведущим здоровый образ жизни, физически развитым ____
    14. Независимым ____
    15. Лидером ____
    16. Находчивым, предприимчивым ____
    17. Имеющим чувство юмора _____
    18. Решительным, смелым, упорным____
    19. Амбициозным ___

    Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности
    «В жизни всегда есть место подвигам»
    (технологическая карта внеклассного мероприятия в 8-9 классах)
    Иванова Асия Джаударовна,
    Васильева Оксана Александровна,
    преподаватели иностранного языка,
    ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»
    Методическое обоснование
    Занятие по внеурочной деятельности «В жизни всегда есть место подвигу» разработано на основе фактов подвигов разных людей, находящихся в различных ситуациях и живущих в разное время. Что объединяет этих людей, могли ли они поступить по-другому? Можно ли стать героем, или подвиг – удел особых людей, находящихся в особых условиях?
    На эти вопросы в итоге занятия предстоит ответить суворовцам.
    Занятие построено с использованием технологии дискуссии. В ходе занятия суворовцы работают с различными видами источника информации: печатными текстами, цитатами великих людей, видеосюжетами. В ходе дискуссии суворовцы приходят к выводу о том, что такое подвиг и кто способен его совершить.
    Методическая разработка представлена технологической картой урока, раздаточным материалом (текстами).

    Технологическая карта внеурочного занятия в 8-9 классах
    Материалы: мультимедийная приставка, экран, раздаточный материал (тексты о героях и их подвигах), раздаточный материал с определением понятии «Подвиг» из различных словарей, видеоролик-опрос о понимании понятия «Подвиг», интернет-ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=kNtK1vCIDRw
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта